14284

Франц Шуберт

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

РЕФЕРАТ по музыке ученика 8 Б Чекмезова Дмитрия на тему: Франц Шуберт План 1. Детство. 2. Юношество 3. Рассвет творчества 4. Несчастная любовь. 5. Последние годы жизни 6. Смерть 7.Фотографии 8.Список использованной литературы ...

Русский

2013-06-01

394.5 KB

39 чел.

РЕФЕРАТ

по музыке ученика 8 «Б»

Чекмезова Дмитрия

на тему: Франц Шуберт

План

  1. Детство.

2. Юношество

3. Рассвет творчества

4. Несчастная любовь.

5. Последние годы жизни

6. Смерть

7.Фотографии

8.Список использованной литературы

 

3

1) Детство.

    Франц Шуберт родился в 1797 году в предместье Вены - Лихтенталь. И  был

двенадцатым из 14 детей, выжило из которых только пять.  Отец его,  школьный

учитель, происходил из крестьянской семьи.  Мать  была  дочерью  слесаря.  В

семье очень любили музыку и постоянно устраивали  музыкальные  вечера.  Отец

играл на виолончели, а братья на различных инструментах.

    Обнаружив у  маленького  Франца  музыкальные  способности,  отец  Франц

Теодор и старший брат Игнац стали обучать его игре на скрипке и  фортепиано.

Вскоре  мальчик  смог  принимать  участие  в  домашнем  исполнении  струнных

квартетов, играя партию альта. Франц обладал прекрасным голосом.  Он  пел  в

церковном хоре, исполняя трудные сольные партии. Отец был  доволен  успехами

сына. Когда Францу исполнилось одиннадцать лет, его определили в  Конвикт  -

школу подготовки церковных певчих.

   Обстановка учебного заведения  благоприятствовала  развитию  музыкальных

способностей мальчика. В школьном ученическом оркестре  он  играл  в  группе

первых скрипок, а  иногда  даже  исполнял  обязанности  дирижера.  Репертуар

оркестра   был   разнообразен.   Шуберт   познакомился   с    симфоническими

произведениями  различных  жанров  (симфониями,   увертюрами),   квартетами,

вокальными сочинениями. Он признавался своим друзьям, что  симфония  Моцарта

соль минор потрясла его. Высоким образцом для него стала музыка Бетховена.

4

2) Юношество

   Уже в те годы Шуберт начал сочинять. Его первые произведения -  фантазия

для  фортепиано,  ряд  песен.  Юный  композитор  пишет  много,   с   большим

увлечением, часто в ущерб другим школьным занятиям.  Выдающиеся  способности

мальчика обратили  на  него  внимание  знаменитого  придворного  композитора

Сальери, с которым Шуберт занимался на протяжении года. Он  изучал  гармонию

и  контрапункт,  и  Сальери  вскоре  объявил,  что  ученик  знает  все,  что

необходимо знать про музыку. К этому времени   некоторые из его  песен  были

уже опубликованы. В 1813 г. он создал свою первую  симфонию  и  к  17  годам

продолжал производить новую симфонию каждый год.

   С течением времени бурное развитие  музыкального  таланта  Франца  стало

вызывать у отца тревогу. Хорошо зная, как труден был путь  музыкантов,  даже

всемирно известных, отец хотел уберечь своего сына  от  подобной  участи.  В

наказание  за  чрезмерное  увлечение  музыкой  он  даже   запретил   ему   в

праздничные дни бывать дома. Но никакие запреты не могли задержать  развитие

дарования мальчика.

   Шуберт  решился  порвать  с  конвиктом.  Целиком отдаться музыке, жить только ею и ради нее.

   28 октября 1813 года он  закончил  свою  первую  симфонию  ре-мажор.  На

последнем листе партитуры Шуберт написал:  "Окончание  и  конец".  Окончание

симфонии и конец конвикту.

5

  

3)Расцвет творчества.

         Расцвет творчества Шуберта падает на 20-е годы XIX  века,  когда  все

революционное, передовое подвергалось гонениям. О высоких идеях  французской

революции – свободе, равенстве, братстве – нельзя  было  даже  и  упоминать.

Людям была  предоставлена  одна  возможность  –  замкнуться  в  свои  узкие,

семейные   интересы,    развлекаться,    веселиться.    Такая    вынужденная

ограниченность была мучительна для  Шуберта.  Поэтому  сумрачное  настроение

его последних произведений можно рассматривать и как отражение  австрийского

общества того времени.

      Но в то время Вена,  где  жил  композитор,  была  одним  из  наиболее

крупных музыкальных городов не  только  Австрии,  но  и  всей  Европы.  Сюда

съезжались  лучшие  композиторы  того  времени.  На  сцене  Венского  театра

ставились оперы, симфонические и камерные произведения звучали в  концертах.

Виртуозы соревновались в своем  исполнительском  мастерстве.  Здесь  жили  и

творили всемирно известные Гайдн, Моцарт, Бетховен.

      Все герои Шуберта способны  глубоко  чувствовать,  тяжело  переживают

гнетущую  атмосферу  полицейского  режима  в  Австрии.  Персонаж  одного  из

шубертовских стихотворений произносит:

…Мне только боль великая дана,

И с каждым часом силы убывают.

О, разве и меня не убивают

Бессмысленные эти времена?

 Отец Шуберта, женившись во второй раз, убедил Франца  поработать  в  его

школе. Шуберт преподавал там три года, хотя  чувствовал  отвращение  к  этой

работе и мало  зарабатывал.  Он  служил  помощником  учителя,  обучая  детей

грамоте и другим начальным предметам. В это время в  Вене  последним  криком

моды был  Россини,  и  Шуберт  попытался  последовать  его  рецепту  успеха,

сочиняя оперы. Но его творения стали полными провалами,  самое  удачное  шло

лишь 12 дней. Шуберт осознал, что его таланты лежат в другом  направлении  -

в сочинении музыки для домашнего прослушивания.   Но влечение его к  музыке,

желание  сочинять  становится  все  сильнее.  Приходится   лишь   изумляться

жизнестойкости его творческой натуры. Именно в эти годы школьной каторги,  с

1814 по 1817  год,  когда,  казалось,  все  было  против  него,  им  создано

поразительное  множество  произведений.  Только  за  один  1815  год  Шуберт

написал 144 песни, 4 оперы, 2 симфонии,  2  мессы,  2  фортепьянные  сонаты,

струнный квартет. Посреди творений этого периода немало таких,  что  озарены

немеркнущим  пламенем  гениальности.  Это  Трагическая  и  Пятая  си-бемоль-

мажорная симфонии, а также песни "Розочка", "Маргарита за прялкой",  "Лесной

царь".

   "Маргарита за прялкой" - монодрама, исповедь души. "Лесной царь" - драма

с несколькими действующими лицами. У  них  свои  характеры,  резко  отличные

друг  от  друга,  свои  поступки,  совершенно  несхожие,  свои  устремления,

противоборствующие и враждебные, свои чувства, несовместимые и полярные.    

   "Однажды, - вспоминает Шпаун, друг композитора, - мы  зашли  к  Шуберту,

жившему тогда у своего отца. Мы застали друга в  величайшем  возбуждении.  С

книгой в руке он, расхаживая взад и вперед по комнате, читал вслух  "Лесного

царя". Вдруг он сел за стол и принялся писать. Когда он встал,  великолепная

баллада была готова".

6

   "Лесной царь" – драматическая  повесть  о  всаднике,  который  мчится  с

больным ребенком через недобрый сказочный лес. Партия фортепиано  то  рисует

слушателю мрачную,  таинственную  ночную  чащу,  то  передает  бешеный  ритм

скачки,  подводя к трагическому финалу. Важную роль  в  балладах,  романсах,

песнях играют картины природы.

   Желание отца сделать из сына учителя с маленьким, но надежным заработком

потерпело неудачу. Молодой композитор твердо решил посвятить себя  музыке  и

оставил преподавание в школе. Его не страшила ссора с отцом. Вся  дальнейшая

недолгая жизнь  Шуберта  представляет  собой  творческий  подвиг.  Испытывая

большую материальную нужду и лишения, он  неустанно  творил,  создавая  одно

произведение за другим. В  1816  г.  Шуберт  окончательно  бросил  отцовскую

школу и подал прошение о должности музыкального директора в Лайбахе, но  так

как Сальери не поддержал его просьбу, он не смог занять этот  пост.  Вскоре,

однако,  он  получил  100  флоринов  за  кантату  Прометей,  к  нашим   дням

утерянную. Это в первый раз ему платили за композицию.

7

4)Несчастная любовь.

   Материальные невзгоды, к несчастью, помешали  ему  жениться  на  любимой

девушке. Тереза Гроб пела в церковном хоре. С  первых  же  репетиций  Шуберт

приметил ее, хотя была она неприметна.  Светловолосая,  с  белесыми,  словно

выцветшими на солнце, бровями  и  крупитчатым,  как  у  большинства  неярких

блондинок, лицом, она совсем не блистала красотой.  

   Но стоило прозвучать музыке, как бесцветное лицо  преображалось.  Только

что оно  было  потухшим  и  потому  неживым.  Теперь,  озаренное  внутренним

светом, оно жило и лучилось.

   Как ни привык Шуберт к черствости судьбы, но и он  не  предполагал,  что

судьба обойдется с ним так жестоко. "Счастлив  тот,  кто  находит  истинного

друга. Еще счастливее тот, кто найдет его в своей  жене",  -  записал  он  в

своем дневнике.

   Однако мечты пошли прахом. Вмешалась мать Терезы, которая растила ее без

отца. Отец ее владел маленькой шелкопрядильной  фабрикой.  После  смерти  он

оставил семье небольшое состояние, и вдова все заботы обратила на то,  чтобы

и без того мизерные капиталы не уменьшились. Естественно, что с  замужеством

дочери она связывала надежды на лучшее будущее.  И  еще  более  естественно,

что Шуберт не устроил ее.  Кроме  грошового  жалованья  помощника  школьного

учителя, у него была музыка, а она, как известно, не капитал. Музыкой  можно

жить, но ею не проживешь. Покорная  девушка  из  предместья,  воспитанная  в

подчинении старшим, даже в мыслях не допускала ослушания. Единственное,  что

она себе позволила, - слезы. Тихо  проплакав  до  самой  свадьбы,  Тереза  с

опухшими глазами пошла под венец.

   Она стала женою кондитера и прожила  долгую,  однообразно-благополучную,

серую жизнь, умерев на семьдесят восьмом

 

8

5)Последние годы жизни.

   В двадцать семь лет композитор писал своему другу Шоберу: "...я чувствую

себя  несчастным,  ничтожнейшим  человеком  на  свете..."   Это   настроение

отразилось и в  музыке  последнего  периода.  Если  раньше  Шуберт  создавал

преимущественно светлые, радостные произведения, то  за  год  до  смерти  он

пишет песни, объединяя их общим названием "Зимний путь".

   Такого с ним еще не бывало. Он писал о страдании и страдал. Он  писал  о

безысходной тоске и безысходно тосковал. Он писал о мучительной боли души  и

испытывал душевные муки.

   "Зимний путь" - это хождение по мукам. И лирического  героя,  и  автора.

Это произведение рассказывает  историю  в  24  немецких  песнях  о  мужчине,

которого  бросила  любимая,   находящегося   на   грани   сумасшествия   или

самоубийства.

   Цикл, написанный кровью сердца, будоражит кровь и бередит сердца. Тонкая

нить, сотканная художником,  соединила  незримой,  но  нерасторжимой  связью

душу одного человека с душой миллионов  людей.  Раскрыла  их  сердца  потоку

чувств, устремившихся из его сердца. Считают, что именно  находясь  в  таком

унылом настроении, он написал два отделения своей изумительной  Восьмой  или

"Неоконченной" симфонии (Шуберт отложил ее партитуру  в  сторону  и  написал

"Фантазии бродяги" для фортепьяно), изданной лишь через 40  лет.  Оставшиеся

композитору  годы  были  тяжелыми.  Он  так  и  не  добился   сколько-нибудь

значительного  гарантированного   дохода   от   издателей   или   прибыльной

музыкальной должности. Когда он чувствовал себя  хорошо,  то  писал  так  же

быстро,  как  и  раньше,  сочинив   некоторые   из   своих   самых   удачных

произведений. Например, в 1823 г. он вышел из госпиталя и написал  музыку  к

Розамунде,  Fierabras  и  первый  из  своих  песенных  циклов,  Die  schoene

Muellerin ("Прекрасная мельничиха").  Его  письма  этого  времени  пронизаны

отчаянием,   хотя   в   его   последние   годы   увидели   свет    некоторые

экстраординарные работы, среди которых Большая До-мажорная симфония  1825-26

гг., которая считалась неиграбельной, пока Мендельсон не нашел  партитуру  и

не представил ее в 1839 г. в Лейпциге. В 1827 г. появились два  Фортепьянных

трио. Это произведение рассказывает историю в 24 немецких песнях о  мужчине,

которого  бросила  любимая,   находящегося   на   грани   сумасшествия   или

самоубийства. Через год появились три поздних фортепьянных  сонаты  и  часто

исполняемый Струнный квартет C. Другие 14 песен позже были собраны вместе  в

цикл, озаглавленный Schwanengesang ("Лебединая песнь").

   В 1828 году стараниями друзей был  организован  единственный  при  жизни

Шуберта концерт из его произведений. Концерт имел огромный  успех  и  принес

композитору большую радость. Его планы на будущее стали более радужными.

  

9

6) Смерть Шуберта.

   Несмотря  на  пошатнувшееся  здоровье,  он  продолжает  сочинять.  Конец

наступил неожиданно. Шуберт заболел тифом. Ослабевший организм  не  выдержал

тяжелой  болезни,  и  19  ноября  1828  года  Шуберт  скончался.  Оставшееся

имущество было оценено за гроши. Многие сочинения пропали.

   Шуберт жил в  Вене в одно время с великим Бетховеном, преклонялся  перед

силой  его  таланта,  наблюдал  за  ним  издалека,  но  так  и  не   рискнул

познакомиться. Лишь незадолго до  смерти  секретарь  Бетховена  показал  ему

несколько  шубертовских  пьес   и   поинтересовался   мнением   композитора.

«Поистине в этом Шуберте живет искра Божия », - был ответ.

   Шуберт  был  похоронен  на  кладбище  Веринг,  рядом  с  Бетховеном,  на

похоронах которого в минувшем году он нес факел.

    Известный  поэт  того  времени  Грильпарцер,  сочинивший  годом  раньше

надгробное слово Бетховену, написал на скромном памятнике Шуберту:

   Смерть похоронила здесь богатое сокровище,

   Но еще более прекрасные надежды.

   Эти справедливые слова выразили всю горечь безвременной утраты.

   Шуберт прожил только тридцать один год. Он умер истощенный  физически  и

душевно,  измученный  неудачами  в  жизни.  Ни  одна  из   девяти   симфоний

композитора не  была  исполнена  при  его  жизни.  Из  шестисот  песен  было

напечатано около двухсот, а из двух десятков  фортепианных  сонат  -  только

три.

   В своей неудовлетворенности окружающей жизнью Шуберт был не одинок.  Эти

неудовлетворенность и протест  лучших  людей  общества  нашли  отражение   в

искусстве, где в те годы возникает целое направление  -   романтизм.  Шуберт

был одним из первых композиторов-романтиков.

   Шуберт был одним из создателей жанра лирической фортепианной  миниатюры.

Он считается одним из величайших мелодистов в истории мирового искусства.

   Искренность, человечность, мелодичность песен, глубокое проникновение  в

сокровенный  мир  душевных  состояний   завоевали   известность   «маленьким

шедеврам» музыканта. Невозможно не поддаться  очарованию  любовной  серенады

или забавной зарисовки о сверкающей на солнце серебристой форели.

10

Фотографии

 

 

11

Список использованной литературы:

1) «Сто великих композиторов».

2) К. Кузнецов «Венок Шуберту».

3) Г. Гольдшмидт «Франц Шуберт».

4) В. Дамс «Шуберт».

5) Ю. Хохлов «Воспоминания о Шуберте».

 

                                                                            

12


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27773. Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого 25.96 KB
  Толстой вступил как он сам писал об этом позже в период трехлетнего страстного увлечения этим делом. Толстой считал что наступило время вспомним что тогда Россия переживала период первой революционной ситуации и подъема общественнопедагогического движения когда образованные люди страны должны активно помогать народным массам испытывавшим огромную потребность в образовании удовлетворить это их законное стремление не доверяя столь важного дела царской власти. Толстой систематически освещал в своем педагогическом журнале Ясная...
27774. Социализирующие функции семьи 26.46 KB
  На всех этапах социализации образовательный уровень семьи интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека на том какие пласты культуры он усваивает на стремлении к продолжению образования и к самообразованию. Вчетвертых семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами а когда речь идет о нормах определяющих исполнение им семейных ролей влияние семьи становится кардинальным. Ценности и атмосфера семьи определяют и то насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее...
27775. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ 20.36 KB
  Социальный педагог находясь среди детей в летнем лагере чувствуя их настроение зная их проблемы реально оценивая возможности личности устанавливает доброжелательные гуманистические отношения устраняет дефицит общения. При этом специалист оценивает влияние микросреды детского лагеря окружения детей групп сверстников объединений подростков. Все это педагоги связывают с деятельностью детей на практике и включают в работу лагерной смены. Таким образом у детей формируется эмоциональноценностное отношение к миру и человеческой...
27776. Классификация методов обучения 15.12 KB
  По источникам передачи и характеру восприятия информации система традиционных методов Е. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся система методов обучения И. По основным компонентам деятельности учителя система методов Ю.
27777. Воспитание 20.32 KB
  Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников направленной на решение задач воспитания. Характеризуя методы воспитания нельзя не упомянуть прием воспитания. главный признак основание по которому методы группируются и обособляются В педагогике существует многообразная классификация методов воспитания. Бабанского в основу классификации положена концепция деятельности: Методы формирования сознания: рассказ беседа лекция дискуссия диспут метод примера; Методы организации деятельности и...
27778. Механизмы социализации 18.95 KB
  Существуют различные подходы к рассмотрению механизмов социализации. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию приспособляемость между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями в которых оно живет. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности а А.
27779. Социальное воспитание 16.66 KB
  Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых коллективов субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию формам способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей подростков юношей их образования и индивидуальной помощи им. Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп коллективов; организацию взаимодействия членов организации а также обучение ему; стимулирование самодеятельности...
27780. Антон Семенович Макаренко. Воспитание в коллективе и через коллектив 32.2 KB
  Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны. Макаренко особенно €œПедагогическая поэма€ и €œФлаги на башнях€ переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.
27781. Господарські првовідносини 106 KB
  Юридичний зміст господарських відносин — це права та обов’язки суб’єктів господарювання, які виникають у них у процесі здійснення зазначеної діяльності.