14284

Франц Шуберт

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

РЕФЕРАТ по музыке ученика 8 Б Чекмезова Дмитрия на тему: Франц Шуберт План 1. Детство. 2. Юношество 3. Рассвет творчества 4. Несчастная любовь. 5. Последние годы жизни 6. Смерть 7.Фотографии 8.Список использованной литературы ...

Русский

2013-06-01

394.5 KB

42 чел.

РЕФЕРАТ

по музыке ученика 8 «Б»

Чекмезова Дмитрия

на тему: Франц Шуберт

План

  1. Детство.

2. Юношество

3. Рассвет творчества

4. Несчастная любовь.

5. Последние годы жизни

6. Смерть

7.Фотографии

8.Список использованной литературы

 

3

1) Детство.

    Франц Шуберт родился в 1797 году в предместье Вены - Лихтенталь. И  был

двенадцатым из 14 детей, выжило из которых только пять.  Отец его,  школьный

учитель, происходил из крестьянской семьи.  Мать  была  дочерью  слесаря.  В

семье очень любили музыку и постоянно устраивали  музыкальные  вечера.  Отец

играл на виолончели, а братья на различных инструментах.

    Обнаружив у  маленького  Франца  музыкальные  способности,  отец  Франц

Теодор и старший брат Игнац стали обучать его игре на скрипке и  фортепиано.

Вскоре  мальчик  смог  принимать  участие  в  домашнем  исполнении  струнных

квартетов, играя партию альта. Франц обладал прекрасным голосом.  Он  пел  в

церковном хоре, исполняя трудные сольные партии. Отец был  доволен  успехами

сына. Когда Францу исполнилось одиннадцать лет, его определили в  Конвикт  -

школу подготовки церковных певчих.

   Обстановка учебного заведения  благоприятствовала  развитию  музыкальных

способностей мальчика. В школьном ученическом оркестре  он  играл  в  группе

первых скрипок, а  иногда  даже  исполнял  обязанности  дирижера.  Репертуар

оркестра   был   разнообразен.   Шуберт   познакомился   с    симфоническими

произведениями  различных  жанров  (симфониями,   увертюрами),   квартетами,

вокальными сочинениями. Он признавался своим друзьям, что  симфония  Моцарта

соль минор потрясла его. Высоким образцом для него стала музыка Бетховена.

4

2) Юношество

   Уже в те годы Шуберт начал сочинять. Его первые произведения -  фантазия

для  фортепиано,  ряд  песен.  Юный  композитор  пишет  много,   с   большим

увлечением, часто в ущерб другим школьным занятиям.  Выдающиеся  способности

мальчика обратили  на  него  внимание  знаменитого  придворного  композитора

Сальери, с которым Шуберт занимался на протяжении года. Он  изучал  гармонию

и  контрапункт,  и  Сальери  вскоре  объявил,  что  ученик  знает  все,  что

необходимо знать про музыку. К этому времени   некоторые из его  песен  были

уже опубликованы. В 1813 г. он создал свою первую  симфонию  и  к  17  годам

продолжал производить новую симфонию каждый год.

   С течением времени бурное развитие  музыкального  таланта  Франца  стало

вызывать у отца тревогу. Хорошо зная, как труден был путь  музыкантов,  даже

всемирно известных, отец хотел уберечь своего сына  от  подобной  участи.  В

наказание  за  чрезмерное  увлечение  музыкой  он  даже   запретил   ему   в

праздничные дни бывать дома. Но никакие запреты не могли задержать  развитие

дарования мальчика.

   Шуберт  решился  порвать  с  конвиктом.  Целиком отдаться музыке, жить только ею и ради нее.

   28 октября 1813 года он  закончил  свою  первую  симфонию  ре-мажор.  На

последнем листе партитуры Шуберт написал:  "Окончание  и  конец".  Окончание

симфонии и конец конвикту.

5

  

3)Расцвет творчества.

         Расцвет творчества Шуберта падает на 20-е годы XIX  века,  когда  все

революционное, передовое подвергалось гонениям. О высоких идеях  французской

революции – свободе, равенстве, братстве – нельзя  было  даже  и  упоминать.

Людям была  предоставлена  одна  возможность  –  замкнуться  в  свои  узкие,

семейные   интересы,    развлекаться,    веселиться.    Такая    вынужденная

ограниченность была мучительна для  Шуберта.  Поэтому  сумрачное  настроение

его последних произведений можно рассматривать и как отражение  австрийского

общества того времени.

      Но в то время Вена,  где  жил  композитор,  была  одним  из  наиболее

крупных музыкальных городов не  только  Австрии,  но  и  всей  Европы.  Сюда

съезжались  лучшие  композиторы  того  времени.  На  сцене  Венского  театра

ставились оперы, симфонические и камерные произведения звучали в  концертах.

Виртуозы соревновались в своем  исполнительском  мастерстве.  Здесь  жили  и

творили всемирно известные Гайдн, Моцарт, Бетховен.

      Все герои Шуберта способны  глубоко  чувствовать,  тяжело  переживают

гнетущую  атмосферу  полицейского  режима  в  Австрии.  Персонаж  одного  из

шубертовских стихотворений произносит:

…Мне только боль великая дана,

И с каждым часом силы убывают.

О, разве и меня не убивают

Бессмысленные эти времена?

 Отец Шуберта, женившись во второй раз, убедил Франца  поработать  в  его

школе. Шуберт преподавал там три года, хотя  чувствовал  отвращение  к  этой

работе и мало  зарабатывал.  Он  служил  помощником  учителя,  обучая  детей

грамоте и другим начальным предметам. В это время в  Вене  последним  криком

моды был  Россини,  и  Шуберт  попытался  последовать  его  рецепту  успеха,

сочиняя оперы. Но его творения стали полными провалами,  самое  удачное  шло

лишь 12 дней. Шуберт осознал, что его таланты лежат в другом  направлении  -

в сочинении музыки для домашнего прослушивания.   Но влечение его к  музыке,

желание  сочинять  становится  все  сильнее.  Приходится   лишь   изумляться

жизнестойкости его творческой натуры. Именно в эти годы школьной каторги,  с

1814 по 1817  год,  когда,  казалось,  все  было  против  него,  им  создано

поразительное  множество  произведений.  Только  за  один  1815  год  Шуберт

написал 144 песни, 4 оперы, 2 симфонии,  2  мессы,  2  фортепьянные  сонаты,

струнный квартет. Посреди творений этого периода немало таких,  что  озарены

немеркнущим  пламенем  гениальности.  Это  Трагическая  и  Пятая  си-бемоль-

мажорная симфонии, а также песни "Розочка", "Маргарита за прялкой",  "Лесной

царь".

   "Маргарита за прялкой" - монодрама, исповедь души. "Лесной царь" - драма

с несколькими действующими лицами. У  них  свои  характеры,  резко  отличные

друг  от  друга,  свои  поступки,  совершенно  несхожие,  свои  устремления,

противоборствующие и враждебные, свои чувства, несовместимые и полярные.    

   "Однажды, - вспоминает Шпаун, друг композитора, - мы  зашли  к  Шуберту,

жившему тогда у своего отца. Мы застали друга в  величайшем  возбуждении.  С

книгой в руке он, расхаживая взад и вперед по комнате, читал вслух  "Лесного

царя". Вдруг он сел за стол и принялся писать. Когда он встал,  великолепная

баллада была готова".

6

   "Лесной царь" – драматическая  повесть  о  всаднике,  который  мчится  с

больным ребенком через недобрый сказочный лес. Партия фортепиано  то  рисует

слушателю мрачную,  таинственную  ночную  чащу,  то  передает  бешеный  ритм

скачки,  подводя к трагическому финалу. Важную роль  в  балладах,  романсах,

песнях играют картины природы.

   Желание отца сделать из сына учителя с маленьким, но надежным заработком

потерпело неудачу. Молодой композитор твердо решил посвятить себя  музыке  и

оставил преподавание в школе. Его не страшила ссора с отцом. Вся  дальнейшая

недолгая жизнь  Шуберта  представляет  собой  творческий  подвиг.  Испытывая

большую материальную нужду и лишения, он  неустанно  творил,  создавая  одно

произведение за другим. В  1816  г.  Шуберт  окончательно  бросил  отцовскую

школу и подал прошение о должности музыкального директора в Лайбахе, но  так

как Сальери не поддержал его просьбу, он не смог занять этот  пост.  Вскоре,

однако,  он  получил  100  флоринов  за  кантату  Прометей,  к  нашим   дням

утерянную. Это в первый раз ему платили за композицию.

7

4)Несчастная любовь.

   Материальные невзгоды, к несчастью, помешали  ему  жениться  на  любимой

девушке. Тереза Гроб пела в церковном хоре. С  первых  же  репетиций  Шуберт

приметил ее, хотя была она неприметна.  Светловолосая,  с  белесыми,  словно

выцветшими на солнце, бровями  и  крупитчатым,  как  у  большинства  неярких

блондинок, лицом, она совсем не блистала красотой.  

   Но стоило прозвучать музыке, как бесцветное лицо  преображалось.  Только

что оно  было  потухшим  и  потому  неживым.  Теперь,  озаренное  внутренним

светом, оно жило и лучилось.

   Как ни привык Шуберт к черствости судьбы, но и он  не  предполагал,  что

судьба обойдется с ним так жестоко. "Счастлив  тот,  кто  находит  истинного

друга. Еще счастливее тот, кто найдет его в своей  жене",  -  записал  он  в

своем дневнике.

   Однако мечты пошли прахом. Вмешалась мать Терезы, которая растила ее без

отца. Отец ее владел маленькой шелкопрядильной  фабрикой.  После  смерти  он

оставил семье небольшое состояние, и вдова все заботы обратила на то,  чтобы

и без того мизерные капиталы не уменьшились. Естественно, что с  замужеством

дочери она связывала надежды на лучшее будущее.  И  еще  более  естественно,

что Шуберт не устроил ее.  Кроме  грошового  жалованья  помощника  школьного

учителя, у него была музыка, а она, как известно, не капитал. Музыкой  можно

жить, но ею не проживешь. Покорная  девушка  из  предместья,  воспитанная  в

подчинении старшим, даже в мыслях не допускала ослушания. Единственное,  что

она себе позволила, - слезы. Тихо  проплакав  до  самой  свадьбы,  Тереза  с

опухшими глазами пошла под венец.

   Она стала женою кондитера и прожила  долгую,  однообразно-благополучную,

серую жизнь, умерев на семьдесят восьмом

 

8

5)Последние годы жизни.

   В двадцать семь лет композитор писал своему другу Шоберу: "...я чувствую

себя  несчастным,  ничтожнейшим  человеком  на  свете..."   Это   настроение

отразилось и в  музыке  последнего  периода.  Если  раньше  Шуберт  создавал

преимущественно светлые, радостные произведения, то  за  год  до  смерти  он

пишет песни, объединяя их общим названием "Зимний путь".

   Такого с ним еще не бывало. Он писал о страдании и страдал. Он  писал  о

безысходной тоске и безысходно тосковал. Он писал о мучительной боли души  и

испытывал душевные муки.

   "Зимний путь" - это хождение по мукам. И лирического  героя,  и  автора.

Это произведение рассказывает  историю  в  24  немецких  песнях  о  мужчине,

которого  бросила  любимая,   находящегося   на   грани   сумасшествия   или

самоубийства.

   Цикл, написанный кровью сердца, будоражит кровь и бередит сердца. Тонкая

нить, сотканная художником,  соединила  незримой,  но  нерасторжимой  связью

душу одного человека с душой миллионов  людей.  Раскрыла  их  сердца  потоку

чувств, устремившихся из его сердца. Считают, что именно  находясь  в  таком

унылом настроении, он написал два отделения своей изумительной  Восьмой  или

"Неоконченной" симфонии (Шуберт отложил ее партитуру  в  сторону  и  написал

"Фантазии бродяги" для фортепьяно), изданной лишь через 40  лет.  Оставшиеся

композитору  годы  были  тяжелыми.  Он  так  и  не  добился   сколько-нибудь

значительного  гарантированного   дохода   от   издателей   или   прибыльной

музыкальной должности. Когда он чувствовал себя  хорошо,  то  писал  так  же

быстро,  как  и  раньше,  сочинив   некоторые   из   своих   самых   удачных

произведений. Например, в 1823 г. он вышел из госпиталя и написал  музыку  к

Розамунде,  Fierabras  и  первый  из  своих  песенных  циклов,  Die  schoene

Muellerin ("Прекрасная мельничиха").  Его  письма  этого  времени  пронизаны

отчаянием,   хотя   в   его   последние   годы   увидели   свет    некоторые

экстраординарные работы, среди которых Большая До-мажорная симфония  1825-26

гг., которая считалась неиграбельной, пока Мендельсон не нашел  партитуру  и

не представил ее в 1839 г. в Лейпциге. В 1827 г. появились два  Фортепьянных

трио. Это произведение рассказывает историю в 24 немецких песнях о  мужчине,

которого  бросила  любимая,   находящегося   на   грани   сумасшествия   или

самоубийства. Через год появились три поздних фортепьянных  сонаты  и  часто

исполняемый Струнный квартет C. Другие 14 песен позже были собраны вместе  в

цикл, озаглавленный Schwanengesang ("Лебединая песнь").

   В 1828 году стараниями друзей был  организован  единственный  при  жизни

Шуберта концерт из его произведений. Концерт имел огромный  успех  и  принес

композитору большую радость. Его планы на будущее стали более радужными.

  

9

6) Смерть Шуберта.

   Несмотря  на  пошатнувшееся  здоровье,  он  продолжает  сочинять.  Конец

наступил неожиданно. Шуберт заболел тифом. Ослабевший организм  не  выдержал

тяжелой  болезни,  и  19  ноября  1828  года  Шуберт  скончался.  Оставшееся

имущество было оценено за гроши. Многие сочинения пропали.

   Шуберт жил в  Вене в одно время с великим Бетховеном, преклонялся  перед

силой  его  таланта,  наблюдал  за  ним  издалека,  но  так  и  не   рискнул

познакомиться. Лишь незадолго до  смерти  секретарь  Бетховена  показал  ему

несколько  шубертовских  пьес   и   поинтересовался   мнением   композитора.

«Поистине в этом Шуберте живет искра Божия », - был ответ.

   Шуберт  был  похоронен  на  кладбище  Веринг,  рядом  с  Бетховеном,  на

похоронах которого в минувшем году он нес факел.

    Известный  поэт  того  времени  Грильпарцер,  сочинивший  годом  раньше

надгробное слово Бетховену, написал на скромном памятнике Шуберту:

   Смерть похоронила здесь богатое сокровище,

   Но еще более прекрасные надежды.

   Эти справедливые слова выразили всю горечь безвременной утраты.

   Шуберт прожил только тридцать один год. Он умер истощенный  физически  и

душевно,  измученный  неудачами  в  жизни.  Ни  одна  из   девяти   симфоний

композитора не  была  исполнена  при  его  жизни.  Из  шестисот  песен  было

напечатано около двухсот, а из двух десятков  фортепианных  сонат  -  только

три.

   В своей неудовлетворенности окружающей жизнью Шуберт был не одинок.  Эти

неудовлетворенность и протест  лучших  людей  общества  нашли  отражение   в

искусстве, где в те годы возникает целое направление  -   романтизм.  Шуберт

был одним из первых композиторов-романтиков.

   Шуберт был одним из создателей жанра лирической фортепианной  миниатюры.

Он считается одним из величайших мелодистов в истории мирового искусства.

   Искренность, человечность, мелодичность песен, глубокое проникновение  в

сокровенный  мир  душевных  состояний   завоевали   известность   «маленьким

шедеврам» музыканта. Невозможно не поддаться  очарованию  любовной  серенады

или забавной зарисовки о сверкающей на солнце серебристой форели.

10

Фотографии

 

 

11

Список использованной литературы:

1) «Сто великих композиторов».

2) К. Кузнецов «Венок Шуберту».

3) Г. Гольдшмидт «Франц Шуберт».

4) В. Дамс «Шуберт».

5) Ю. Хохлов «Воспоминания о Шуберте».

 

                                                                            

12


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71191. Создание трехмерной модели в программе SolidWorks 531.5 KB
  Цель: Изучить основные приемы создания трехмерных моделей в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Методику создания трехмерных моделей. Уметь: Создать трехмерные модели различными методами.
71192. Построение твердых тел сложной конфигурации в пакете программ SolidWorks 1.63 MB
  Цель: Изучить основные приемы построения твердых тел сложной конфигурации в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Методику построение твердых тел сложной конфигурации в пакете программ SolidWorks.
71193. Формирование чертежа в пакете программ SolidWorks 319 KB
  Цель: Изучить основные правила создания чертежей в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Правила создания чертежей в пакете программ SolidWorks. Уметь: Создать чертеж в пакете программ SolidWorks.
71194. Создание деталей из листового материала в пакете программ Solid-Works 597 KB
  Цель: Изучить основные процедуры создания деталей из листового материала в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Процедуры создания деталей из листового материала в пакете программ SolidWorks.
71195. Создание сборок в пакете программ SolidWorks 303 KB
  Цель: Изучить основные процедуры создания сборок в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Процедуры создания сборок в пакете программ SolidWorks. Уметь: Создать сборку в пакете программ SolidWorks.
71196. Работа с литейными формами в пакете программ SolidWorks 326 KB
  Цель: Изучить основные приемы работы с литейными формами в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Основные приемы работы с литейными формами в пакете программ SolidWorks. Уметь: Создать литейную форму в пакете программ SolidWorks.
71197. Создание поверхностей и деталей на их основе в пакете программ SolidWorks 746 KB
  Цель: Изучить основные методы создания поверхностей и деталей на их основе в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Основные методы создания поверхностей и деталей на их основе в пакете программ SolidWorks.
71198. Прочностные расчеты деталей в приложениях COSMOSXpress и COSMOSWorks 411.5 KB
  Цель: Изучить основные методы выполнения прочностных расчетов деталей в приложениях COSMOSXpress и COSMOSWorks. После занятия студент должен: Знать: Основные методы выполнения прочностных расчетов деталей в приложениях COSMOSXpress и COSMOSWorks.
71199. Создание различных конфигураций деталей в пакете программ SolidWorks 639 KB
  Уметь: Создавать различные конфигурации деталей в пакете программ SolidWorks. 482491 рассмотреть суть таких вопросов: 1 создание конфигурации вручную; 2 создание конфигурации с помощью таблиц параметров; 3 основные сведения о конфигурациях; б занести в отчет такие данные...