14286

Русская музыкальная культура 80-90

Доклад

Музыка

1 Время правления Александра III. Россия не воевала стабильность в стране. Император сделал очень много в разных областях жизни. Это и обусловило расцвет искусства и музыки России. В это время продолжают писать композиторы ...

Русский

2013-06-01

27 KB

9 чел.

1

Время правления Александра III. Россия не воевала, стабильность в стране. Император сделал очень много в разных областях жизни. Это и обусловило расцвет искусства и музыки России.

В это время продолжают писать композиторы старшего поколения: Чайковский (последние 4 оперы, 2 балета, 5,6 симфонии, «Манфред»), Римский- Корсаков («Снегурочка», фантазия для скрипки с оркестром, испанское каприччио, «Шехеразада», фортепианный концерт, «Садко»). Бородин продолжает писать «Князя Игоря», 2 квартет, симфоническую картину «В Средней Азии». Балакирев – симфоническую поэму «Тамара».

Вместе с тем появляются и новые композиторы. Это ученики Р.-К.: Лядов, Глазунов, Аренский.

В москве ученик Чайковского – Танеев. А в начале 90-х гг. выступают ученики Танеева – Скрябин, Рахманинов, Метнер. Начинает свой творческий путь Калинников.

Уже в это время не было большого различия между петербургской и московской школами. Рахманинов испытал влияние кучкистов, не было больших споров между кучкистами и Стасовым, а также консерваториями по поводу воспитания студентов.

Консерватории работали блестяще, на основе русских и западных классиков.

Основной тенденцией в музыке было стремление к инструментовке и камерным жанрам, отходили от оперы, как от монументального жанра. Но при этом ещё создаются оперы Чайковского и Р.-К. Тенденции к одноактным операм, например: «Иоланта» у Чайковского, «Алеко» у Рахманинова, у Р.-К. «Моцарт и Сальери» и «Боярыня Вера Шелога».

Развивается жанр балета, в основном у Глазунова: у него 1 большой «Раймонда» и 2 одноактных «Барышня–служанка», «Времена года». Но гораздо больше произведений было написано в инструментальной музыке.

80-е гг. у Р.-К. – это всплеск инструментальной музыки (первый в 60-е гг.) Из молодых - Лядов, писал много фортепианных миниатюр, детские песни на народные считалки, обработки русских народных песен.

Глазунов писал симфонии с 1 по 8, сюита «Из средних веков», симфоническая поэма «Стенька Разин», симфоническая фантазия «Море», 5 струнный квартет, скрипичный концерт, 3 балет, прелюдия и фуга для фортепиано.

У Танеев появился струнный квартет, трио, увертюра «Про татарский полон», кантата «Иоанн Дамаскин», хоры, вокальные ансамбли, романсы, опера «Орестея», чем проложил дорогу интереса к мифологическому сюжету, и есть ещё симфоническая увертюра «Орестея» и симфония №4 c-moll. 

У Скрябина сплошные фортепианные миниатюры: прелюдии, этюды, мазурки, вальсы; 3 сонаты, фортепианный концерт. Для оркестра – пьеса «Мечты».

У Рахманинова была написана 1 сюита для фортепиано в 4 руки, прелюдии, музыкальные моменты; элегическое трио; фантазия «Утёс»; 1 симфония и 1 фортепианный концерт. Одноактные оперы: «Алеко».

Эти годы очень важны в культурной жизни России. Расцветает  меценатство: время создания Цветаевым Пушкинского музея. В 80-е гг. появился беляевский кружок в Петербурге. Беляев был крупным лесопромышленником, который любил искусство, он учредил премии, был крупным нотоиздателем. В Лейпциге основал издательство.

Музыкакальную часть деятельности возглавлял Р.-К., туда входило много его учеников.

В Петербурге и Москве возникло филармоническое общество, а при нём музыкальное драматическое училище, где учился Собинов, Калинников.

Открытие частных театров. Значительным из них был театр Мамонтова. Там ставились: «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста». Пели: Шаляпин, Хохлов, Забела-Врубель, Лавровская. Работали замечательные художники: Врубель, Репин, Васнецов, Коровин. Начал свою дирижёрскую деятельность Рахманинов. В Мариинском театре дирижировал Направник.

Бурно развивалась исполнительская деятельность. Выступали: Антон Рубинштейн, Танеев, Сафонов, виолончелист Брандуков.

Развивалась музыкальная критика. Критические статьи писали: Стасов, Ларош, Кашкин.

Появились новые сборники народных песен Пальчикова и Мельгунова.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24116. Проблема развития общества. Формационный, цивилизационный подходы, технологический детерминизм в понимании процесса исторического развития 15.08 KB
  Проблема развития общества. Формационный цивилизационный подходы технологический детерминизм в понимании процесса исторического развития. Проблема развития общества Формационный подход был разработан К. В общем же характерно отрицание единства человеческой истории всеобщих исторических закономерностей Недостатками цивилизационного подхода является то что он не позволяет взглянуть на историю как на целостный закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития.
24117. Культура как объект философского познания, развитие представлений о культуре в истории мысли 15.03 KB
  Культура как объект философского познания развитие представлений о культуре в истории мысли. Культура – совокупность проявлений жизни творчества и достижений народа или группы народов. Культура представляет собой средство и способ развития духовного начала в человеке своей целью имея формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же дает людям средства существования она направлена на удовлетворение их практических нужд. Культура являет собой духовные ценности достижения науки философии искусства образования а...
24118. Психоанализ и проблема человека (З.Фрейд, К.Г. Юнг, Э.Фромм) 17.18 KB
  В психике человека Фрейд сначала выделял две относительно автономные но постоянно взаимодействующие между собой структуры бессознательного оно и сознательного Я а затем добавил к ним сверх Я которое внедряется в Я но без специального анализа не осознается им. По мнению Фрейда причиной невроза является особого рода конфликт между оно Я и сверх Я . Согласно теории Фрейда оно набрало свою изна чальную силу но параллельно с этим развивалось и я . Так как инстинкты или оно служат всего лишь внутренним наполнителем то можно...
24119. Русская философия о человеке и обществе 15.01 KB
  Ориентация на гуманитарное знание на литературу и искусство на проблемы человека является безусловной доминантой в русской философии XX века. в виде религиозной философии человека. близкая к художественному творчеству Ориентация на гуманитарное знание на литературу и искусство на проблемы человека основа рус. во весь рост встали проблемы единства человека с космосом космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности.
24120. Русские философы о судьбах России 15.34 KB
  Россия соединяет внутри себя два мира и поэтому в русской душе всегда боролись два начала: восточное и западное. Бердяев называет русскую историю прерывной и выделяет в ней пять периодов дающих пять разных образов России: Россия киевская; Россия времен татарского ига; Россия московская; Россия петровская; Россия советская. Главное нельзя забывать что Россия является самой молодой цивилизацией и ее истинные возможности в новом свободном государстве скоро раскроются поновому с новыми перспективами.
24121. Русский космизм 13.96 KB
  во весь рост встали проблемы единства человека с космосом космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности. Разум и творчество поднимут человека в космос где со временем изменится его физическая природа он приблизится к высшим организмам.
24122. Основные категории философской онтологии: «бытие», «небытие», «инобытие». Виды бытия 15.11 KB
  Основные категории философской онтологии: бытие небытие инобытие. Одна из первых философских школы которая ввела слово Бытие была школа элеатов. Парменид обращает внимание на такой аспект всякого сущего как бытие. Есть сущее и есть существование этого сущего которое и называют бытием.
24123. Категория «материя». Основные характеристики материи (время, пространство, движение, системность) 15.51 KB
  Основные характеристики материи время пространство движение системность. характеристика материи через основной вопрос мировоззрения а не через понятие вещества или набор его свойств. Существует и другая точка зрения согласно которой нужно отказаться от представления о материи как субстанции гносеологический признак материи. Но важнейшими свойствами являются: пространство; время; движение как способ существования материи.
24124. Категория «дух», «идеальное». Объективная и субъективная реальность 16.14 KB
  Категория дух идеальное. Идеальное в идеалистической традиции понимается как самостоятельное нематериальное начало существующее вне пространства и времени дух идеи. Дух философия философское понятие часто отождествляемое с невещественным началом. Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии.