14287

Александр Николаевич Скрябин 1872-1915 Творческий путь

Доклад

Музыка

Творческий путь Это композитор молодого поколения. Ученик Танеева который выдвинулся в конце 19 века вместе с Рахманиновым и Метнером. Новатор. Обновил все средства музыкальной выразительности. Создал свой стиль. Компози...

Русский

2013-06-01

47.5 KB

20 чел.

4

  

1872-1915

Творческий путь

Это – композитор молодого поколения. Ученик Танеева, который выдвинулся в конце 19 века вместе с Рахманиновым и Метнером. Новатор. Обновил все средства музыкальной выразительности. Создал свой стиль. Композитор и пианист, писал в 2-х сферах – симфоническая и фортепианная музыка. Фортепианные произведения исполнял сам. Был педагогом по фортепиано в Московской консерватории. Обладал уникальным обертоновым слухом. Считал звук божественным проявлением. Себя считал создателем этих звуков. Через них он постиг тайны мироздания. Считал себя Мессией, который освободит человеческую душу и даст ей божественную свободу. Пришел к мистицизму и крайнему идеализму. В конце жизни возникла идея написания «Мистерии», в которой должно было участвовать все человечество. Результатом его исполнения должно было стать крушение всего материального мира и освобождение душ землян.

Творчество претерпело эволюции. 3 главных жизненных периода:

Первый период - до 20 века

Почти исключительно фортепианная музыка. Жанры: мазурки, вальсы, прелюдии, этюды. По стилистике близок романтикам, особенно Шопену. Также испытывал влияние Шумана и Чайковского. Главный жанр – прелюдия. Писал их во все периоды жизни.

Второй период - 1900-1910 гг.

Написаны оркестровые произведения: 3 симфонии, «Поэма экстаза». Продолжает писать фортепианную музыку – 4 и 5 сонаты, прелюдии. Стиль усложняется. Приходит к музыкальному символизму – темы-символы. Детализирует музыкальную ткань. Каждая маленькая темка имеет свое значение. Ставит ремарки. Постепенно усложняет гармонию через альтерацию. Приходит к поляризации звучания – с одной стороны высокая грандиозность, с другой – глубокая утонченность. Пристрастие к высоким регистрам. В произведениях этого периода приходит к поэмности (одночастности).

Появляется жанр поэмы. Написал 2 поэмы op. 32, «Сатаническая», «Трагическая» - для фортепиано.

Даже в сонатах происходит сжатие в одночастную форму – 4 соната, 3 симфония (3 части, 1 часть заменяет 2).

Третий период - 1910-1915 гг.

3-й период открывает «Прометей».

В этот период опять почти исключительно фортепианное творчество. «Прометей» для хора без слов, фортепиано, оркестра и светового инструмента вочи.

Язык еще больше усложняется – отходит от традиционного мажоро-минора. В «Прометее» роль тоники играет 9-аккорд с пониженной квинтой и секстой. Фактура также усложняется.

Жизненный путь

Родился в семье дипломата. Мать – пианистка, закончила консерваторию.

Учился в кадетском корпусе. В это же время там учился Куприн. Первые занятия музыкой – Конюс. Брал уроки у Зверева и у Танеева.

В 1888 году поступил в Московскую консерваторию. В 1892 году закончил ее с красным дипломом как пианист у Сафонова. По композиции консерваторию не закончил, т.к. не поладил с Аренским, который не понял таланта Скрябина, не понял его новаторства.

После консерватории познакомился с композиторами беляевского кружка (Лядов и др.). Благодаря Беляеву развернул бурную концертную деятельность в России и за рубежом. Исполнял только свои произведения.

В 1898 году стал профессором МГК. Преподавал до 1904 года. Очень хороший педагог. Никогда не давал ученикам играть свои произведения.

Первые произведения начал писать еще в кадетском корпусе.

1-й период – оркестровая пьеса «Мечты» и фортепианный концерт.

2-й период. Оставил работу в консерватории и поехал за границу. 6 лет жил и работал в Швейцарии, Италии, Франции. Ездил с концертами в США. Увлекался философией. Приходит к символизму. В последние годы творчества опять приехал в Россию. Много гастролировал в Германии, Англии, Голландии.

3-й период. Написал 5 последних сонат (всего их 10). Поэма для фортепиано «К пламени», поэма «Маска», поэма «Ноктюрн» - для фортепиано.

Появился замысел «Мистерии». Начал работу над предварительным действом (пролог к «Мистерии»). От него остался стихотворный текст и наброски музыки.

Умер в 1915 году от заражения крови. На похоронах Скрябина простудился Танеев, который умер в этом же году.

Фортепианное творчество

Прелюдии, мазурки, вальсы, экспромты, 10 сонат (1 период – 1-3; 2-й период – 4,5; 3-й период – 5-10). Особая роль прелюдии.

Поэмы op. 32 – 2 поэмы, «Трагическая», «Сатаническая».

В 3-й период пишет поэмы, прелюдии, поэму «Маска», «К пламени», последние 5 сонат.

Есть этюды.

Раннее творчество соприкасается с Шопеном, Шуманом, Чайковским. В раннем творчестве раскрывает переживания, много оттенков настроений (чего не было позже). Мелодии еще певучи, но уже достаточно изломанные. В гармонии опирается на мажоро-минор, но уже есть альтерации.

Ранний стиль ярко раскрывается в прелюдиях op. 11. Изначально был замысел написать 2 цикла по 24 прелюдии, но написал только 1. Остальные прелюдии вошли в другие опусы.

Прелюдии op. 11 писал 8 лет (1888-1896). Разные впечатления, разные настроения. Писал в Москве, Киеве, Амстердаме, Париже, Германии. Цикл построен по квинтовому кругу с параллелями (как у Шопена). Расположены по контрасту. Трактовка прелюдии сходна с Лядовской. Романтические миниатюры, где нет большого размаха, камерные (в отличие от Рахманинова). Почти все прелюдии написаны в форме периода. Есть также простые 2-х и 3-х частные формы без внутренних контрастов. Камерность связана с особенностью пианизма Скрябина. Его руки не обладали большой физической силой. Правая рука была слабее (он ее переиграл).

В прелюдиях уже проявились новаторские черты – фактура очень прозрачна, каждый раз очень индивидуальна. Пристрастие к средним и высоким регистрам. Полифонизация фактуры. Легкость достигается малым количеством голосов – 2-х, 3-х и 4-х голосные (не больше). Каждый голос значителен. Мелодия часто идет по широким интервалам с большими скачками - №3, №21 двухголосные. Нет массивных басов. Часто басовый голос залигован со слабой на сильную долю (облегчает сильную долю). Часто начинается со скачков баса (воздушность). Нет плотных аккордов. Ритм капризный, часто пунктирный. Очень тонкая педаль. Скрябин применял и определял какая должная быть педаль – точечная, вибрирующая и др. Вуалирование сильных долей. «Боролся» с тактовой чертой.

 №1. Ритмическая фигурация между аккордами. Простая 3-х частная форма. C-dur.

 №2. a-moll. Голоса выступают поочередно. Хрупкая. 2-х частная репризная форма.

 №4. Период. e-moll. Скорбная. Увеличенные трезвучия.

 №5. Период. D-dur. В басу мелодия. Индивидуальная мелодия.

 №9. E-dur. Период.

 №10. cis-moll. Альтерация аккордов D-группы. 3-х частная форма.

 №15. Des-dur. Полная диатоника. Ни одного хроматизма.

Второй период творчества

 

Появляется жанр поэмы, как одно из проявлений символики. Поэмность – это сжатие цикла в одночастноать.

4 и 5 сонаты. 4 соната 2-х частная, но идут без перерыва и связаны друг с другом одной идеей. 1 часть играет роль вступления ко 2. А 5 соната – одночастная, и все остальные сонаты тоже одночастные.

В это время была написана 3 симфония: 3 части идут без перерыва, связаны общей идеей и тематизмом.

Появляются сжатые темы-символы: воли, самоутверждения, звезды, полёта, томления. Техника письма становится всё более детализированной. Усиляется поляризация состояний: с одной стороны – высшая грандиозность, а с другой – высшая утончённость.

Усложняются элементы музыкального языка. Очень часто мелодия является разложенной по горизонтали гармонией, сложенной по вертикали мелодией. В гармонии преобладают 7 и 9-аккорды. Любимый интервал – 4. Создавал «прометеевский» аккорд, как центр лада, построен по 4. В пьесе «Листок из альбома» центр лада – «прометеевский» аккорд.

Усиливается полифонизация фактуры, индивидуализм фактуры. В фигурациях широкие скачки. Бас не глубокий, а облегчённый. Пристрастие к высоким регистрам. Ритмика очень капризная: полиметрия, идёт вуалирование тактовых черт.

4 соната

1903 год, Fis-dur – последняя тональная соната. Есть черты програмности.

2 части. Вступление и сонатное аллегро. Постепенно отказывается от цикличности – признак поэмности.

1 часть. Простая  3-х частная форма. 1 раздел – производит звучание где-то далеко мерцающей звезды.

Стиль: высокие регистры, сплошные 7 и 9-аккорды, неустойчивость, отсутствие басов. Создаётся впечатление воздушности. Много альтерации.

В репризе эта тема звучит по-другому. Фактура разделяется на 3 пласта. Тема звезды не пропадает, а происходит полёт к ней во 2 части. Впервые притворил volando, у Скрябина – это полётность.

2 часть. Г. п. – тема полёта. Капризный ритм. Обилие пауз. Тема новая, но связана с темой звезды.

Разработка. Опять проходит тема звезды на фортиссимо. В коде – экстаз. Появляются триольные репетиции.

Симфоническое творчество

Это произведения, где выразилось своеобразие философии Скрябина, его новаторства и особенность стиля. Почти все они были созданы в средний период.

В симфоническом творчестве ярко проявилось стремление к контрастам. Все 3 симфонии посвящены теме преобразования мира, искусства, и через искусство – освобождение человеческого духа. Каждая заканчивается победой.

Кроме связей с Бетховеном  («от мрака к свету») есть и влияние драматических композиторских приёмов Чайковского: использование лейтмотивов на гране форм. От Танеева – монотематизм, тематические арки. Жанр симфонической поэмы ассоциируется и с Листом.

1 симфония – 6-ти частный цикл с гимном искусству в финале, где он ввёл хор и солистов. Свои стихи.

2 симфония – 5 частей. В конце утверждение светлого начала.

3 симфония «Божественная». 3-х частный цикл без перерыва

Есть в симфоническом творчестве воздействие Вагнера: состояние томления, героика, устремление, гармонический язык, оркестр. Усиление мощи состава оркестра.

Начиная с 3 симфонии у Скрябина: деревянных по 4 инструмента, 3 тромбона и туба, 8 валторн, 5 труб, 2 арфы, ударные.

В «Поэме экстаза» - орган и челеста, колокольчики. В «Прометее» - фортепиано, хор без слов и световой инструмент вочи.

В 3 симфонии – «Божественная поэма» - выражена грандиозная концепция преобразования мира и освобождение духа.

3 симфония «Божественная поэма»

1904 год, c-moll. Становление человеческого духа.

1 часть – «Борьба».

2 часть – «Наслаждения», E-dur, сонатная форма.

3 часть – «Божественная игра», C-dur.

Вест цикл пронизывает одна тема, лейтмотив – тема самоутверждения. Это источник для всех других тем. Тема самоутверждения возвращается много раз во всей симфонии и заканчивает всю симфонию. Проходит на гранях форм 1 части.

1 часть. «Борьба». Тема вступления звучит у низких инструментов. Выражение высшей грандиозности. 2 элемент – мотив труб – ход на 6. Тембр труб связан в тембровой системе Скрябина с высшей грандиозностью. В коде финала звучит кульминация всей симфонии. Тема медленной части у труб.

Это вступление ко всей симфонии. Сонатное аллегро, c-moll.

Г. п. – драматическая. Эта тема связана с драматическими темами Чайковского, Танеева.

П. п. 1 тема гимнического, хорального характера, Es-dur. Не играет особой роли в развитии симфонии. 2 тема – созерцательного характера, изысканная.

Скрябин старался строить форму классически. 2 тема п. п. играет большую роль в развитии, в ней есть лейтгармония, альтерированные D.

З. п. в Es-dur. Героическая. На гране формы возникает тема вступления.

Разработка. 3-х частный цикл без перерыва. В ней  3 раздела. Большая роль полифонии. Начинается в g-moll. В 1 разделе развиваются темы экспозиции: п. п., з. п. – грозный обвал. 2 раздел. Зарождение темы 2 части у кларнета и засурдиненых альтов. Здесь тоже развивается г. п. и ведёт к кульминации. 3 раздел – у скрипки соло звучит тема наслаждения из 2 части. Соло скрипки – это тембр высшей утонченности, предчувствие счастья.

Реприза. Начало – шедевр полифонического искусства. Соединяются 3 темы: в верхнем голосе г. п., в среднем – тема 2 части, а в басах 2 тема п. п.

Перед кодой – большой раздел, посвящённый теме вступления.

Кода, как вторая разработка. Звучат все темы. Начинается со 2 темы п. п. у флейты, трагически звучит тема 2 части у засурдиненых валторн. 2 раздел начинается с г. п. 3 раздел – тема г. п. звучит в быстром, задыхающемся ритме. Все темы вытекают из темы вступления.

2 часть. «Наслаждения». Музыка полна томления. Сонатная форма.

Г. п. зарождалась в разработке 1 части. Сама тема произошла из темы вступления.

П. п. зарождалась в середине главной темы. Всю вторую часть пронизывает фанфарный мотив вступления.

Средняя часть – впечатление звучащей природы. Она проникает в репризу.

Между 2 и 3 частями переход vivo, вливающийся в 3 часть.

3 часть. «Божественная игра». Лаконичная сонатная форма, с большой гимнической кодой. Ощущение полной свободы.

Г. п. у трубы. Преобразованная тема вступления. Трубный элемент вступления.

П. п. более певучая. В 3 части продолжает звучать лейтмотив всей симфонии. Переход к коде. Идея заимствована из финала 9 симфонии Бетховена. Тоже проходят темы из 1 и 2 частей. Сначала тема г. п., п. п. из 2 части, з. п. финала.

Сама кода – генеральная кульминация всей симфонии. У труб проходит г. п. из 2 части. Обрамляет всю симфонию тема вступления в C-dur.

    


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69846. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 2.09 MB
  Физическая культура направлена на поддержание здоровья, развитие физических способностей студента и использование их в соответствии с потребностями общественной жизни. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих...
69847. Основы безопасности жизнедеятельности 64.88 KB
  Принцип гуманизации труда освобождение человека от выполнения механических стереотипных тяжелых и опасных видов труда для выполнения творческих действий. Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующих...
69848. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО 738.5 KB
  Административное право является одной из важнейших отраслей правовой системы государства, а административное законодательство служит правовой основой построения и функционирования самой многочисленной ветви власти – исполнительной.
69849. Арбитражный процесс: Учебно-методический комплекс 608 KB
  Учебно-методический комплекс содержит необходимые учебные материалы: программу учебного курса, планы семинарских занятий, задачи, тематику рефератов и курсовых работ, экзаменационные вопросы, список рекомендуемой литературы, нормативных правовых актов, официальных актов высших...
69850. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 140.5 KB
  Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» учит распознавать, оценивать, предупреждать потенциальные опасности, защищать человека, общество, государство от негативных воздействий техногенного, антропогенного, социального характера, комплексно подходить к решению проблем безопасности.
69851. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 648 KB
  Предметом изучения курса «История отечественного государства и права» является история становления и развития государства и права России с древнейших времен до наших дней. Изучение в рамках курса некоторых аспектов истории судебных органов России решает следующие задачи...
69852. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ И СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ 978.5 KB
  Задачи изучения дисциплины: дать общее представление о правосудии его конституционных принципах; раскрыть систему правоохранительных органов место их в структуре государственных органов и их компетенция основные цели и задачи; дать общую информацию о правоохранительной деятельности...
69853. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 421.5 KB
  Язык как универсальная знаковая система. Язык и речь. Основные единицы языка и речи. Язык и общество, роль языка в развитии культуры и в становлении личности. Общение как одна из главных потребностей человека; особенности коммуникации в современном мире...