14290

Строение урока по изучению музыкальной формы

Доклад

Педагогика и дидактика

Строение урока по изучению музыкальной формы Продолжительность форма организации урока академических часа в неделю подряд пара 1 час 20 минут. Название темы и краткая историческая характеристика. Рассказ о времени возникновения времени ис

Русский

2013-06-03

14.91 KB

1 чел.

Строение урока по изучению музыкальной формы

  1.  Продолжительность (форма организации) урока2 академических часа в неделю подряд (пара, 1 час 20 минут).

  1.  Название темы и краткая историческая характеристика.

Рассказ о времени возникновения, времени использования, жанровых условиях использования, круге композиторов, перечисление исторических разновидностей формы (если есть) – например, рондо французских клавесинистов, классическое рондо, свободное романтическое рондо и т.п. Прослушивание музыкального примера (или примеров). Нельзя начинать разговор не показав конкретный музыкальный материал! Т.е. следование принципу: «Музыка и теория как средство ее объяснения» вместо устаревшего принципа «Теория и музыка как ее иллюстрация». В современной научной ситуации ни одна теория не имеет абсолютного значения и потому не может быть безусловной целью изучения, оторванной от предмета исследования. 15 минут в начале урока – что и где, какой материал будем изучать.

  1.  «Технология формы» (сказать «в кавычках»). Закономерности ее строения. Определение формы (запись в тетрадь), схема формы (запись в тетрадь с названием разделов, на схеме целесообразно пронумеровать разделы, расшифровка разделам по цифрам (название раздела, внутреннее строение раздела (обязательно тональный план), возможные особенности решения (например, дополнения к главной теме). Расшифровка схемы с записью в тетрадь сопровождается анализом конкретного примера или лучше двух примеров, которые озвучиваются по мере продвижения по схеме. После этого одно из разобранных произведений прослушивается целиком (сопровождается указанием звучащего раздела на доске).

  1.  Закрепление полученных знаний, слуховой анализ нового примера.  Задача прослушивание – определение учащимися основных разделов, их схематическая запись и формулировка особенностей (расширение, сокращение, сопоставление вместо модуляционного перехода и многие другие детали, не поддающиеся типологизации (общая методическая установка при изучении формы в училищах). Типология форм дается максимально обобщенно, а многочисленные варианты композиторских решений оформляются в качестве особенностей трактовки форм.

  1.  Запись домашнего задания. Домашнее задание должно включать произведение на слуховой анализ и на анализ по нотному тексту. Т.О. у педагога должно быть подготовлено и проанализировано к уроку минимум пять произведений (пять примеров данной формы), из которых 2 используются при объяснении темы, третий – для закрепления материала в качестве слухового анализа формы, 4 и 5 – в качестве домашних заданий. Произведения для ДЗ должны быть заранее проанализированы педагогом для выяснения трудностей, особенностей и возможных разночтений.

В зависимости от формы данный план выполняет в течение 2 или 4 академических часов.

Не имеет уроков разных типов (кроме контрольных), как например на музыкальной литературы.

Уроки, посвященные изучению новой темы, чередуются в курсе анализа по мере необходимости практическими занятиями и контрольными уроками. Формы работы на практических и контрольных уроках одинаковые, только на практических выполняются с участием педагога, на контрольных – самостоятельно. Помимо анализа на слух и нотного текста на контрольных уроках сообразно проведений тестов или устных опросов по теоретическим сведениям.

Целесообразно рекомендовать учащимся помимо тетрадей для записей лекций иметь две разные тетради для практических заданий (когда одна сдается на проверку, задание выполняется во второй – удобство для педагога или учащегося).

Классификацию – либо Бусслер (сложная трехчастная с серединой типа эпизод, сонатная форма без разработки), либо Маркс (малое рондо, пятая форма рондо). НЕ СМЕШИВАТЬ классификации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38990. Икона Рождества Христова 33 KB
  Зубок с указкой в руке стоит у доски показывая на иллюстрации Рождественских событий Зубок: Ребята сегодня я буду учителем. Отвечайте на мои вопросы: Кто изображен на этом рисунке Родившийся МладенецХристос Зубок: Кто явился пастухам на поле Ангел Зубок: Какую весть принес ангел Что родился Бог в пещере Зубок: Кто едет на верблюдах по пустыне Звездочеты с дарами Зубок: Что привезли волхвы в подарок Иисусу Христу Золото ладан и смирну Зубок: Здорово мне нравиться быть учителем Матильда Леонардовна: Здравствуйте ребята...
38991. Совинформ. Праздник Крещения Господня – Богоявление 33 KB
  Беседа жителей Шишкиного леса Шуня раскладывает сувенирчики Енот Енотович приносит баночки с водой. Шуня: Какая я счастливая сколько мне подарков на святках подарили Енот Енотович: А ты Шунечка дарила другим радость в эти святые дни Шуня: Да конечно только не могу вам рассказать что и кому а то Матильда Леонардовна говорит что я все свои добрые дела растеряю. Шуня: Здорово что есть Господь которому можно доверить все свои тайны А что это у вас в руках за тайна такая Енот Енотович: Никакая это ни тайна а просто вода. Шуня: А...
38992. Притча о неразумном богаче. Советы Енота Енотовича. Думай о других 35.5 KB
  Советы Енота Енотовича. Оборудование: иллюстрации к притчам о добром самарянине неразумном богаче куклы котенка Коксика Енота Енотовича. Чему же хотел научить нас Господь Был ли жадным богач Какое решение он принял когда собрал большой урожай Смог ли он насладиться своим богатством что случилось с ним Советы Енота Енотовича: Думай о других. Коксик: Енот Енотыч Енот Енотыч – закричал котенок вбегая в комнату.
38993. Сретение Господне 35 KB
  Шуня: Тетушка Матильда что еще сделать Матильда Леонардовна: Вещи все сложила на место Шуня: Да. Матильда Леонардовна: Игрушки все убрала Шуня: Конечно. Матильда Леонардовна: Пыль везде вытерла Шуня: Вездевезде Матильда Леонардовна: Тогда принеси мне пожалуйста связку свечей из тумбочки. Зубок: Ухты как у нас чисто и красиво А что у нас завтра праздник какойто Может день рождения у когото Шуня: А вот и нет а вот и не угадал Совсем не день рождения Зубок: А к чему это вы так готовитесь Матильда Леонардовна: Открываем...
38994. Масленица. Прощеное воскресенье 41 KB
  Оборудование: иллюстрации к рассказу о насыщении Господом 5 тысяч человек куклы котенка Коксика Енота Енотовича мышки Шуни волчонка Зубка. Беседа обитателей Шишкиного леса Коксик и зубок рисуют чернобелые рисунки Коксик: Какая скука настроение серое. Зубок: Да все надоело в игры играть не хочется чем бы заняться Коксик: Может в хоккей сыграем Зубок: Да ну холод какой на улице Коксик: Может снеговика слепим Зубок: Лапы морозить не хочется Коксик: Да зима уже надоела Шуня: Что это вы ребята делаете Зубок: Грустим....
38995. О помощи Христа людям. Чудесные исцеления 33.5 KB
  Кто подал нам пример поста в пустыне Иисус Христос После какого события Господь постился После Крещения О каком чуде сотворенном Иисусом Христом мы говорили ранее Как Господь накормил 5 тысяч человек 2 рыбками и 5 хлебами Рассказ о чудесах Господних. Сразу же после чуда с хлебом и рыбой Иисус сказал Своим ученикам войти в лодку и отправиться раньше Него на другой берег пока Он отпустит людей. На рассвете пошел к ним Иисус идя по морю. Но Иисус заговорил с ними и сказал: Ободритесь; это Я не бойтесь.
38996. Доброе дело – бесценное богатство. Лукошко сказок: «Свободный город» 32 KB
  Лукошко сказок: Свободный город. Оборудование: телепередача Свободный город диск Цикл телевизионных передач для детей Доброе слово. Для этого мы побываем в Свободном городе. Почему город называется Свободным О чем мечтал Яков Как горожане спасали город Просмотр телепередачи 12 минут.
38997. Вход Господень в Иерусалим. Тайная вечеря и распятие 36.5 KB
  Эта традиция уходит корнями в те времена когда по земле ходил Господь Иисус Христос. Однажды заболел Его друг – Лазарь а Господь находился в другом селении. Господь прослезился и сказал открыть гроб. Пальмовая ветвь – символ победы в сражениях а Господь победил смерть.
38998. Традиции празднования Пасхи 42.5 KB
  Входит Шуня с пасхальным лукошком Шуня: Христос воскресе Здравствуйте ребята смотрите что у меня есть Матильда Леонардовна: Воистину воскресе Здравствуй Шунечка какое у тебя красивое лукошко а в нем все символы Пасхи собраны Шуня: И никакие не символы а самая вкусная пасхальная еда. Вот и яичко и пасочка и какаято горка творога вкусная наверное Матильда Леонардовна: Как ты не знаешь что это не простая еда а со значением символизирующая все самое важное в Пасхе И что это никакая не горка а творожная пасха а это не...