14290

Строение урока по изучению музыкальной формы

Доклад

Педагогика и дидактика

Строение урока по изучению музыкальной формы Продолжительность форма организации урока академических часа в неделю подряд пара 1 час 20 минут. Название темы и краткая историческая характеристика. Рассказ о времени возникновения времени ис

Русский

2013-06-03

14.91 KB

1 чел.

Строение урока по изучению музыкальной формы

  1.  Продолжительность (форма организации) урока2 академических часа в неделю подряд (пара, 1 час 20 минут).

  1.  Название темы и краткая историческая характеристика.

Рассказ о времени возникновения, времени использования, жанровых условиях использования, круге композиторов, перечисление исторических разновидностей формы (если есть) – например, рондо французских клавесинистов, классическое рондо, свободное романтическое рондо и т.п. Прослушивание музыкального примера (или примеров). Нельзя начинать разговор не показав конкретный музыкальный материал! Т.е. следование принципу: «Музыка и теория как средство ее объяснения» вместо устаревшего принципа «Теория и музыка как ее иллюстрация». В современной научной ситуации ни одна теория не имеет абсолютного значения и потому не может быть безусловной целью изучения, оторванной от предмета исследования. 15 минут в начале урока – что и где, какой материал будем изучать.

  1.  «Технология формы» (сказать «в кавычках»). Закономерности ее строения. Определение формы (запись в тетрадь), схема формы (запись в тетрадь с названием разделов, на схеме целесообразно пронумеровать разделы, расшифровка разделам по цифрам (название раздела, внутреннее строение раздела (обязательно тональный план), возможные особенности решения (например, дополнения к главной теме). Расшифровка схемы с записью в тетрадь сопровождается анализом конкретного примера или лучше двух примеров, которые озвучиваются по мере продвижения по схеме. После этого одно из разобранных произведений прослушивается целиком (сопровождается указанием звучащего раздела на доске).

  1.  Закрепление полученных знаний, слуховой анализ нового примера.  Задача прослушивание – определение учащимися основных разделов, их схематическая запись и формулировка особенностей (расширение, сокращение, сопоставление вместо модуляционного перехода и многие другие детали, не поддающиеся типологизации (общая методическая установка при изучении формы в училищах). Типология форм дается максимально обобщенно, а многочисленные варианты композиторских решений оформляются в качестве особенностей трактовки форм.

  1.  Запись домашнего задания. Домашнее задание должно включать произведение на слуховой анализ и на анализ по нотному тексту. Т.О. у педагога должно быть подготовлено и проанализировано к уроку минимум пять произведений (пять примеров данной формы), из которых 2 используются при объяснении темы, третий – для закрепления материала в качестве слухового анализа формы, 4 и 5 – в качестве домашних заданий. Произведения для ДЗ должны быть заранее проанализированы педагогом для выяснения трудностей, особенностей и возможных разночтений.

В зависимости от формы данный план выполняет в течение 2 или 4 академических часов.

Не имеет уроков разных типов (кроме контрольных), как например на музыкальной литературы.

Уроки, посвященные изучению новой темы, чередуются в курсе анализа по мере необходимости практическими занятиями и контрольными уроками. Формы работы на практических и контрольных уроках одинаковые, только на практических выполняются с участием педагога, на контрольных – самостоятельно. Помимо анализа на слух и нотного текста на контрольных уроках сообразно проведений тестов или устных опросов по теоретическим сведениям.

Целесообразно рекомендовать учащимся помимо тетрадей для записей лекций иметь две разные тетради для практических заданий (когда одна сдается на проверку, задание выполняется во второй – удобство для педагога или учащегося).

Классификацию – либо Бусслер (сложная трехчастная с серединой типа эпизод, сонатная форма без разработки), либо Маркс (малое рондо, пятая форма рондо). НЕ СМЕШИВАТЬ классификации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16579. СОЗДАНИЕ И ФОРМАТИРОВАНИЕ ТАБЛИЦ В MS WORD 128.5 KB
  У2 – Word 3. СОЗДАНИЕ И ФОРМАТИРОВАНИЕ ТАБЛИЦ В MS WORD Цель занятия. Изучение информационной технологии создания и форматирования таблиц в текстовом редакторе MS Word.Инструментарий. ПЭВМ IBM PC программа MS Word.Домашнее задание. Зарисовать панель инструментов Таблицы и границы и из
16580. СОЗДАНИЕ СПИСКОВ В ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТАХ 214.5 KB
  ИНФОРМАТИКА. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. У2 – Word 4. СОЗДАНИЕ СПИСКОВ В ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТАХ Цель занятия. Изучение информационной технологии создания и форматирования списков в текстовом редакторе MS Word.Инструментарий. ПЭВМ IBM PC программа MS Word.Литература. Практикум по информати...
16581. КОЛОНКИ. БУКВИЦА. ФОРМАТИРОВАНИЕ РЕГИСТРОВ. ПОДГОТОВКА К ПЕЧАТИ 230.5 KB
  ИНФОРМАТИКА. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. У2 – Word 5. КОЛОНКИ. БУКВИЦА. ФОРМАТИРОВАНИЕ РЕГИСТРОВ. ПОДГОТОВКА К ПЕЧАТИ Цель занятия. Изучение информационной технологии создания колонок использования буквицы при форматировании текста форматирования регистров в текстовом редакт
16582. РИСУНКИ В ТЕКСТОВОМ ДОКУМЕНТЕ 190.5 KB
  ИНФОРМАТИКА. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. У2 – Word 6. РИСУНКИ В ТЕКСТОВОМ ДОКУМЕНТЕ Цель занятия. Изучение информационной технологии работы с рисунками в текстовом редакторе MS Word.Инструментарий. ПЭВМ IBM PC программа MS Word.Домашнее задание. Зарисовать панели инструментов Рисование...
16583. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА АНТРОПОГЕННЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ, ПОПАДАЮЩИХ В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТА 223 KB
  Лабораторная работа №1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА АНТРОПОГЕННЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ПОПАДАЮЩИХ В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТА Автомобильный транспорт относится к основным источникам загрязнения окружающей среды. В крупных городах на долю автотран
16584. Определение рН кислотных осадков 173.5 KB
  Лабораторная работа №2 Определение рН кислотных осадков Для охраны окружающей среды имеет большое значение решение проблемы кислотных осадков. Кислотными называются любые осадки дожди туманы снег кислотность которых выше нормальной. К ним также относят выпаден...
16585. СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМ 233.5 KB
  Лабораторная работа №3 СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМ 1.1. Понятие экосистемы Экосистема это любая совокупность взаимодействующих живых организмов и условий среды. Экосистемами являются например муравейник участок леса географический ландшафт или даже весь земной
16586. Определение органолептических свойств и жесткости воды 101.5 KB
  Лабораторная работа №4 Определение органолептических свойств и жесткости воды. 1.Понятие о жесткости воды. Жесткость воды зависит от присутствия в ней растворимых солей кальция в некоторых случаях – солей магния и железа. Жесткая вода при кипячении образует накип
16587. ИОНИЗИРУЮЩИЕ ИЗЛУЧЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА 131.5 KB
  Лабораторная работа №5 ИОНИЗИРУЮЩИЕ ИЗЛУЧЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА 4.1. Радиоактивность и виды ионизирующих излучений Радиоактивность это способность ядер некоторых химических элементов самопроизвольно распадаться с образованием ядер новых химических элементов...