14294

Морально-дидактическое понимание музыки в Средневековье

Доклад

Этика и деонтология

Моральнодидактическое понимание музыки в Средневековье Период Средневековья в Западной Европе начинается с распада Римской империи. Он охватывает период 515 века. В это время пишется множество философских и музыкальных трактатов посвященных проблемам музыкальноэ

Русский

2013-06-03

52 KB

3 чел.

Морально-дидактическое понимание музыки в Средневековье

Период Средневековья в Западной Европе начинается с распада Римской империи. Он охватывает период 5-15 века. В это время пишется множество философских и музыкальных трактатов, посвященных проблемам музыкально-эстетического воспитания человека. Среди авторов – Августин, Боэций, Иоанн Златоуст и др. Период Средневековья – время владычества Церкви (с конца 10 в. Христианство становится господствующей религией). Ее  идеология стремилась подчинить философию и музыку своему влиянию, поставить их на службу интересам христианской религии, сделать «служанкой богословия».

Средневековая теория музыки строилась исключительно на основе официального, церковного искусства. Но наряду с последним существовала, и развивалась богатейшая народная музыкальная культура. Искусство вагантов, жонглеров, труверов, гистрионов, а в позднем средневековье - менестрелей и миннезингеров всегда было популярно в среде народных масс. Музыкантов обвиняли в связи с язычеством за то, что они привлекали народные массы и высмеивали пороки церковников. В противовес религиозному аскетизму, народная музыка воспевала чувственные радости и наслаждения. Как правило, она была связана с танцем или театральными зрелищами, что, естественно, придавало ей большую эмоциональную заразительность. С этим фактом было связано распространенное в среневековой Италии лечение музыкой тарентизма – тяжелого психического заболевания, вызванного укусом ядовитого паука тарантула: больные впадали в оцепенение, переживали тяжелую депрессию, приводившую к утрате всякого интереса к жизни. Считалось, что только очень быстрые движения под все ускоряющуюся музыку были единственным средством лечения таких больных – болезнь «вытанцовывалась». Ритм этого танца положил начало итальянской тарантелле.

При знакомстве с музыкой средневековья необходимо постоянно иметь в виду тот исключительно важный и в известной степени определяющий факт, что средневековыми теоретиками музыка понималась не как искусство", а как наука. Именно это обуславливает специфические особенности музыкальной эстетики средневековья в отличие от современной.

Средневековые теоретики определяли музыку как науку о правильной модуляции, о правильном пении.

      В систему средневекового обучения музыка входила как одно из семи «свободных искусств», делившихся на "trivium" (грамматика, риторика, логика) и "quadrivium" (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Характерно, что музыка относилась именно к сфере математических знаний (см. таблицу). Тем самым она признавалась одной из математических дисциплин, одной из отраслей математики. И как таковая она понималась прежде всего как наука о числах.

Наука

             Красноречие             Философия              Поэзия            Механика

Грамматика, Логика, Риторика                    

                                    Теоретическая       Практическая

                             

                                  Этика

                                   Политика

                                   Экономика

                         Геология, Математика, Физика

        Геометрия,  Арифметика,  Музыка,  Астрономия

Мировая,  Человеческая,  Инструментальная   

                        (mundaria)      (humaria)         (instrumentalis)

                                                             

                                                               Естественная,          Искусственная 

                                                                   (naturalis)                   (artificialis)

                                             

                                       

                                     Метрика,  Ритмика,  Мелика          Лирика

 

Одним из первых числовую природу музыки обосновывал Августин, в трактате которого "О музыке" мы находим зачатки традиционного для средневековой музыкальной теории математизма и числовой символики.  Раз сущность музыки составляют числа и их отношения, то, следовательно, музыкант, композитор в своем творчестве ничего не создает заново, ничего не "творит", не изобретает, не выдумывает. Он лишь комбинирует, варьирует те элементы, которые уже существуют в мире, создавая из них музыкальные мелодии и напевы. Сущность музыки познается чисто рационалистическим путем. Невидимую и неслышимую гармонию чисел и математических отношений мы воспринимаем скорее посредством разума, чем посредством слуха.

Для всей средневековья характерно убеждение в моральном значении музыки. Рассуждения о нравственном воздействии музыки - традиционный элемент большинства музыкальных трактатов этого времени. В них мы находим постоянные утверждения о том, что музыка способна воспитывать нравы, смягчать характеры, исцелять болезни, отвращать от дурных страстей. Иными словами, мы имеем здесь дело с одной из модификаций античного учения об этосе. Правда, это учение претерпевает у средневековых авторов существенные изменения. Из всего многообразия проявлений музыкального этоса средневековые авторы берут одно - очистительное, катартическое. Главное назначение музыки, согласно их учению, - очищение страстей, с помощью которого достигаются исцеление духа и благочестие души.

Учение о моральном значении музыки претерпевало определенную эволюцию. В раннем средневековье воздействие музыки на человека трактовалось довольно ограниченно, только как "пронзение сердца" (conpuctio corclis) или как достижение раскаяния. Иоанн Златоуст, Василий Великий, Иероним говорят о музыке как средстве изгнания злых духов, которые якобы боятся духовной музыки.

С позиций морально-дидактического понимания искусства отцы церкви выступили с резким осуждением светской музыки. Отрицание светской музыки сочеталось у них с критикой инструментальной музыки, этого наиболее характерного элемента музыкальной культуры эпохи разложения античности. Чисто инструментальная музыка, составляющая предмет самостоятельного эстетического удовольствия, рассматривалась ими как нравственно неполноценное искусство.

Однако позднее, когда музыкальная теория окончательно сформировалась, значение музыки стали понимать более широко. В рамках доктрины о значении музыки допускается даже эстетический, чувственный элемент. Постепенно музыка освобождается от вериг аскетической морали и начинает признаваться как свободное искусство. У последнего отца церкви - Беды Достопочтенного (VIII век) - мы находим признание даже эстетического значения музыки и утверждение ее первенствующей роли среди всех остальных свободных наук. Уже в Х веке мы встречаем попытки соединить в музыке веру и чувство, мораль и наслаждение.

В 6-нач.7 вв. завершилось создание единого культового богослужения в сопровождении григорианского хорала (от имени папы Григория 1, который закончил эту работу). Одноголосный григорианский хорал исполнялся хором мужских голосов или ансамблем солистов. В хорале закрепились приемы антифонного пения и сопоставления сольных и хоровых эпизодов. Овладение навыками григорианских песнопений требовало от певцов развитых музыкальных способностей и специальной подготовки, т.к. весь свод песнопений усваивался на слух. Стремление усовершенствовать систему подготовки музыкантов требовало использования каких-нибудь способов фиксации нотного текста. Первые попытки записи музыки были предприняты в древних государствах: Вавилоне, Египте, Сирии. В 11 в. итальянский монах Гвидо Аретинский (руководитель детского хора кафедральной школы) впервые использовал четырехлинейный нотный стан с названием нот первыми слогами каждого из шести рядов латинского гимна. Нота «си» была введена только в конце 16в. В богослужебной практике широко использовался орган.

В эпоху раннего Средневековья зародилась новая империя – Карла Великого (768-814). В его придворной школе возник проект всеобщего образования: при всех монастырях и соборах должны были быть созданы школы для мальчиков, в которых их бы учили церковному пению, чтению, письму, латинскому языку, религиозным обрядам.

В 11-13вв. активно растут города, развиваются ремёсла и торговля, формируется городская культура, ее центрами становятся кафедральные соборы. В сущности, монастыри и кафедральные певчие школы в эпоху Средневековья становятся центрами музыкального образования. С их деятельностью связано развитие полифонии (11-13вв.) – основным принципом музыкального мышления в культовой и светской музыке. Мощным центром развития многоголосия был Париж, где при соборе Парижской  Богоматери существовала певческая школа дискантов. Обучали в церковных школах по программе семи свободных искусств, которая делилась на низшую (тривиум – грамматика, риторика, диалектика) и высшую (квадриум – арифметика, география, астрономия, музыка). Особенно тщательно изучались дисциплины, которые являлись базовыми для священнослужителей, - грамматика и музыка. В музыкальном образовании меньше всего уделялось внимания обучению игре на инструментах. Главным считалось знакомство с духовной и светской музыкой как источником гармонии между природой, человеком, обществом и Богом.

Важной вехой в развитии образования стало создание университетов на основе кафедральных и монастырских школ (13 в., Париж, Неаполь, Оксфорд, Кембридж, Лиссабон). Рождение и права университетов подтверждались привилегиями – особыми документами, подписанными римским папой или царствующей особой. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление и т.д.), освобождали студентов от военной службы и пр. Сеть университетов довольно быстро расширялась: появление университета способствовало оживлению общественной жизни, торговли и увеличению доходов. Например, во Флоренции в 1348г. университет был открыт для того, чтобы поправить дела после войны. Для организации ун-та не требовалось больших затрат: годились практически любые помещения. Вместо скамей слушатели могли располагаться на соломе. Первые университеты были весьма мобильными: если в окрестностях начиналась чума или прочие беды, университет мог сняться с места и перебраться в другую страну или город.

Большинство первых университетов имело несколько факультетов. Содержание обучения проходило по программе семи свободных искусств. От студента требовалось посещать лекции, еженедельно происходили диспуты с обязательным присутствием студентов. 1-2 раза в год устраивались диспуты о чем угодно – в этом случае порой обсуждались животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы.

Центрами светского искусства в средние века были рыцарские замки. Будущие светские феодалы с 7 лет при дворе своего сеньора учились владеть мечом, держаться в седле и другому, в том числе стихосложению и пению, посвященным даме сердца. Рыцарь мог не уметь читать и писать, но владение искусством стихосложения и их исполнения под аккомпанемент инструмента считалось обязательным. Девочки не получали музыкального воспитания. Их учили чтению, письму и рукоделию дома или в женских монастырях.

В рыцарских замках расцвело искусство бродячих музыкантов – трубадуров, труверов, менестрелей, миннезингеров. Трубадуры и труверы – бродячие рыцари, порой являлись авторами своих произведений. Они держали при себе народных музыкантов – жонглеров и менестрелей, которые сопровождали их и исполняли мелодии своих сеньоров. Так, впервые в музыкальной практике функции композитора и исполнителя начинают разделяться. Искусство трубадуров отражало чувства реального человека и адресовалось конкретной особе. Главными темами были любовь, мораль, религия, политика. Музыка строилась на интонациях григорианских песнопений.

В немецких землях расцвет рыцарского искусства относится к 13в. и связан с творчеством миннезингеров – немецких рыцарей, поэтов и певцов, которые восхваляли поклонение даме, служение Богу и сюзерену, рыцарские подвиги и крестовые походы. Характерной чертой их практики являются рыцарские творческие турниры, которые нашли свое отражение в опере Р.Вагнера «Тангейзер».

С развитием городов странствующие музыканты образовывали гильдии (цеха) городских музыкантов, кружки актеров-любителей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1522. Патриархально-патерналистская концепция государства Конфуция 32.92 KB
  Социально-политические представления древневосточных обществ. Конфуцианское решение проблемы. Самая краткая формулировка учения Конфуция. Изначальное значение понятия порядок (ли) как нормы конкретных отношений, действий, прав и обязанностей в эпоху династии Западных Чжоу.
1523. Теория программирования на языке Oracle 164 KB
  Архитектура Oracle. База данных. Физические и логические сегменты. Создание базы данных Oracle. Управляющие файлы. Создание, удаление и перемещение (переименование) управляющих файлов. Файлы данных. Создание, перемещение (переименование) файлов данных. Изменение состояния файлов данных. Использование CPU для нужд Oracle.
1524. Инновационный проект по разработке модели термопластавтомата 196.23 KB
  Характеристика инновационного проекта по разработке модели термопластавтомата на предприятии ООО Имид. Назначение и техническое описание инновационного проекта. Оценка эффективности инновационного проекта. Расчет затрат на электроэнергию по проекту. Анализ показателей эффективности инновационного проекта. Анализ чувствительности проекта и оценка рисков.
1525. Расчет экономических показателей деятельности предприятия 130.41 KB
  Расчет показателей динамики и состояния основных производственных фондов. Анализ влияния факторов на прирост объема произведенной продукции. Оценка влияния отдельных факторов на изменение прибыли от реализации продукции. Оценка влияния отдельных факторов на рентабельность производства.
1526. Аппарат для непрерывного преобразования значения гидростатического давления 76.5 KB
  Использование ЖКИ в диапазонах температуры окружающего воздуха. Шифр преобразователя, код модели, максимальный верхний предел измерений, ряд верхних пределов измерений, пределы допускаемых основных приведенных погрешностей преобразователей. Поверку АИР-20/М2 проводят органы Государственной метрологической службы.
1527. Финансовый и налоговый контроль 187 KB
  Понятие финансов, финансовой системы и финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Компетенция государственных и муниципальных органов в области финансового контроля: представительных органов, исполнительных органов власти. Компетенция Счетная Палата РФ в сфере финансового контроля. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
1528. Расчет материальных затрат предприятия 67.99 KB
  Расчет расходов по освоению изделия и на специальную технологическую оснастку. Расчет заводской себестоимости и полной себестоимости агрегата. Структура основных материалов в черном весе турбоагрегата. Расчет стоимости реализуемых отходов.
1529. Логіка і методологія 166.5 KB
  РОБИТЬСЯ СПРОБА РОЗГЛЯНУТИ ПИТАННЯ, ЧИ ЛОГІКА Є МИСТЕЦТВОМ, ШЛЯХОМ ВИЗНАЧЕННЯ Й ПОДІЛУ МИСТЕЦТВА ВЗАГАЛІ. СТВЕРДЖУЄТЬСЯ, ЩО ЛОГІКА Є МИСТЕЦТВО, І ВІДКИДАЄТЬСЯ ТЕ, ЩО ЗАПЕРЕЧУЄ ЦЮ ДУМКУ. ПИТАННЮ, ЧИ ГІДНА ЛОГІКА НАЗИВАТИСЬ НАУКОЮ, ПЕРЕДУЄ РОЗВІДКА ПРО ВИЗНАЧЕННЯ І ПОДІЛ НАУКИ ВЗАГАЛІ. ВСТАНОВЛЮЄТЬСЯ, ЩО ЛОГІКА Є НАУКОЮ У ПРЯМОМУ РОЗУМІННІ СЛОВА, Й ВІДКИДАЮТЬСЯ АРГУМЕНТИ ПРОТИВНИКІВ У ЦЬОМУ ПИТАННІ.
1530. Приспособление для сверления отверстий и фрезерования поверхностей детали 94.69 KB
  Деталь Щит представляет собой литой корпус. Метод получения заготовки – литье в кокиль. Деталь изготавливается из алюминиевого сплава АЛ7ч(АЛ9). АЛ9 – конструкционный герметичный сплав, отличается высокими литейными свойствами и герметичностью изготовленных из них отливок, обладает удовлетворительной коррозионной стойкостью.