14295

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Доклад

Педагогика и дидактика

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ Эпоха Возрождения Ренессанса фр. отразила социальные изменения при переходе от феодального к буржуазному обществу. Эпоха эта не имеет точных исторических границ но ее характерные черты проявились уже в 14 в. в Италии и Фр...

Русский

2013-06-03

49.5 KB

106 чел.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Эпоха Возрождения (Ренессанса – фр.) отразила социальные изменения при переходе от феодального к буржуазному обществу. Эпоха эта не имеет точных исторических границ, но ее характерные черты проявились уже в 14 в. в Италии и Франции. Характерные черты эпохи:

  •  Светский характер культуры
  •  Гуманизм
  •  Возвращение к традициям Античности

Педагогическая мысль Возрождения отразила происходившие многочисленные изменения: географические открытия 15-16 вв., пробуждение национального самосознания во многих государствах, интенсивное развитие искусства, литературы, науки, изобретение книгопечатания в середине 15 в. Значимые личности эпохи: Н.Коперник (создатель гелиоцентрической системы мира, совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет вокруг Солнца), Т.Мор («Утопия»), Т.Кампанелла («Город солнца»), Колумб, Магеллан (Командовал экспедицией, совершившей первое известное кругосветное путешествие), Васка да Гама (португальский мореплаватель, известен как первый европеец, совершивший морское путешествие в Индию).

Гуманизм – любовь к человеку. Гуманистов привлекала свобода, выразительность и красота классического наследия; в нем они старались черпать то, что было утеряно в Средневековье – традицию воспитания физически и эстетически (разносторонне) развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия. Если церковь учила, что человек в земной юдоли должен обращать надежды исключительно к Богу, то в центре нового мировоззрения оказался человек (homo), который возлагал надежды на себя. Во всех жанрах искусства на первый план выходит отражение реальной жизни, человека, богатства его внутреннего мира.

Музыкальное искусство завоевывает новые позиции в обществе, и подтверждение этому – организация с начала 16 в. музыкальных концертов в религиозных учреждениях для широкой публики, чего не могло быть с предыдущей эпохе.

Прогрессивные идеи Возрождения нашли отражение и в религии. В 15-16 вв. в Западной Европе распространилось движение Реформации (лат. – переделывание, исправление). Ее знаменитые деятели – Мартин Лютер (Германия), Жан Кальвин (Швейцария), Ян Гус (Чехия) выступили за пересмотр ряда позиций католической конфессии, за упрощение богослужебного обряда и его музыкальное оформление, выдвинули идею создания национальной церкви. Как результат, религиозная музыка в разных странах получает национальное звучание, а протестантский хорал, по сути, становится новым видом музыки. Его основой являлись песни на родном языке; именно он во многом определил пути развития европейского музыкального искусства в 16-первой половине 18 вв. Реформация провозгласила принцип индивидуальности человека, несущего личную ответственность перед Богом. По сути, это смыкалось с идеей Возрождения переместить в центр воспитания на человеческую личность, приобщение к национальной  культуре.

Римско-католическая церковь справедливо увидела в Реформации угрозу своему влиянию и определила в качестве основных средств борьбы инквизицию и воспитание. Так начинается Контрреформация и «охота на ведьм». Сложности этого времени нашли отражение в культуре эпохи Барокко.

В эпоху Возрождения в Европе широко распространяется университетское образование. Здесь музыка по-прежнему рассматривалась как наука, а в трактатах подчеркивалась актуальность чисел, их соотношения, симметрии музыкальных композиций. Музыка входила в перечень семи свободных искусств (тривиум: грамматика, риторика, диалектика; квадриум: арифметика, география, астрономия, музыка), считалось, что она приближала человека к гармонии.

Авторы философских и музыкальных трактатов эпохи Возрождения видели роль музыки в ее способности приносить человеку радость, пробуждать его чувства, вызывать эстетическое наслаждение. Дж. Царлино развивает идею о соотношении гармонии в мире и человеческой душе. Человек, способный получать удовольствие от музыки, - гармоничен. Музыка укрепляет веру человека в красоту; она не только склоняет его к добрым привычкам и совершенствует ум, но дает возможность с пользой для себя провести свободное время.

Владение музыкальными инструментами становится вновь важной чертой воспитанного и образованного человека. В городах Италии, Франции, Германии распространяются музыкальные общества, участники которых учатся игре на инструментах и сочиняют музыку.

Основная цель музыкального обучения в эпоху Возрождения – нравственное совершенствование личности (вспомните традиции Древней Греции).

В соответствии с такими взглядами на функции музыки возникают произведения, предназначенные, с одной стороны, для забавы (песни, танцы и др.), с другой стороны, - произведения, в которых раскрывается внутренний мир человека, требуют особых условий для исполнения и восприятия (примеры).

В это время рождаются концертные жанры, организуются музыкальные союзы, товарищества любителей и музыковедов под заступничеством богатых спонсоров (а значит – популярны в обществе).

Как мы говорили на прошлой лекции, профессиональное музыкальное искусство существовало до 14 в. только при религиозных учреждениях. В эпоху же Возрождения складывается современное профессиональное искусство. Закрепляются светские жанры, в деятельности музыканта выделяются профессии композитора и исполнителя, которые имеют признание и в обществе. Хотя частыми были случаи, когда музыкант одновременно являлся композитором, органистом, нотным издателем и музыкальным теоретиком (не слишком ли много выпадало на долю одного человека? Как это может сказаться на творчестве?). Возникает авторская музыка (внимание Возрождения – на личности).

Активность музыкальной жизни потребовала широкого распространения музыкальных текстов (нот), и на рубеже 15-16 вв. создаются нотные издательства. Самыми крупными были в Венеции, Париже, Любеке и т.д. Сначала нотный материал от руки вписывался в готовые книги, потом в них начали печатать нотные станы. Постепенно появилась техника нескольких прогонов: сначала линии, потом ноты, затем текст. В 16 в. появляется техника одноразового набора.

Вместо мелких частных мастерских по производству и ремонту музыкальных инструментов открываются большие предприятия (производство органов, клавесинов, духовых и струнных инструментов).

В 15-16 вв. полифоническое письмо достигает наивысшего расцвета. Однако постепенно в вокальной полифонии возрастает роль аккордовости, формируется гомофонно-гармонический стиль. На развитие инструментальной музыки значительное влияние оказал бытовой танец, который был распространен в городском и аристократическом обществе. Поэтому обработка песен и танцев становится самостоятельным инструментальным жанром.

Распространенным явлением становятся творческие соревнования мейстерзингеров (Вагнер Р. «Нюрнбергские мейстерзингеры»).

С развитием музыкальной культуры городов возникают новые центры музыкального образования: певчие товарищества и школы горожан-мейстерзингеров, цеха музыкантов-инструменталистов и педагогическая деятельность свободных учителей музыки. Так выделяются в обособленные ветви музыкального обучения подготовка вокалистов и инструменталистов.

Сводная таблица по Средневековью и Возрождению

Главенству-ющее искусство

Центры музыкаль-ного образова-ния

Идея воспитания

Деятель-ность музыкан-та

Роль музыки

Музыка в образовании

Средневековье

церковное

церковные и монастырские школы

религиозность

музыкант-универсал

морализаторская

в в программе семи свободных искусств

Возрождение

светское

певчие товарищества и школы горожан-мейстерзингеров, цеха музыкантов-инструменталистов и педагогическая деятельность свободных учителей музыки

гармоничное развитие личности

разделение ролей композитора и исполнителя

развивающая

в в программе семи свободных искусств


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34521. Мотив клоунады в произведениях писателей ФРГ 17.7 KB
  Широкая известность почти молниеносно распространившаяся за пределами Германии пришла к Грассу с его первым романом Жестяной барабан 1959 и укрепилась после повести Кошкимышки 1961 и романа Собачья жизнь 1963 составивших своеобразный эпический триптих об истории Германии XX в. истории грассовского поколения немцев. Как и Бёлль Грасс отчетливо ощущает роковую преемственность в этой истории неслучайность историческую обусловленность прихода фашистского варварства. И все же творчество Грасса принципиально новый этап в...
34522. Рабочая тема в послевоенной литературе (английский «рабочий» роман, «Группа 61» и творчество М. Грюна) 18.55 KB
  Грюна Значительным явлением в литературной жизни послевоенной Англии стали романы о рабочих. критически освещающих проблемы жизни рабочих. Острокритический роман Светляки и пламя 1963 Два письма Поспишилу 1968 Местами гололед 1973 Жар под золой 1979 о жизни рабочих в ФРГ; политический роман Лавина 1986. В романе фон дер Грюна Местами гололед 1973 критика социального угнетения рабочих на современном капиталистическом предприятии перерастает в критику политического режима.
34523. Пути развития послевоенной американской драматургии 19.82 KB
  Н а убогую окраину огромного города в дом к Стэнли Ковальскому приезжает сестра его жены Бланш Дюбуа. Бланш осталась в поместье и боролась за его существоавние. Позади неудачное замужество муж оказался гомосексуалистом покончил с собой узнав что Бланш раскрыла его тайну; потеря честного имени; в отчаянии Бланш приезжает к сестре. Когда она уезжает в родильный дом Стэнли насилует Бланш и Бланш сходит с ума.
34524. Американский антивоенный роман 15.26 KB
  Его первый роман Пункт 22 1962 роман о войне но одновременно романметафора по словам автора об Америке 50х и 60х и 70х. Главный герой романа капитан Йоссариан вынужден жить в одной палатке с мертвецом: солдат давно погиб но его не признают погибшим ибо отсутствует соответствующий документ. В языке и в композиции романа не случайно преобладает прием навязчивого повтора dej vu.
34525. Личностная пробле6матика в американском романе 60-70х гг. Поиск героя (Д.Апдайк, С.Белооу, У.Стайрон, Д.Гарднер и др) 20.93 KB
  Гарднер и др Проза Апдайка относится к числу самой популярной в послевоенное десятилетие. Апдайка Кентавр принадлежит одновременно к мифологическому и вместе с тем растущему из земли искусству. Но упорядочивать роман Апдайка таким способом нельзя:. Но книга Апдайка не ребус рассчитанный лишь на изощренную сообразительность и специальные знания.
34526. «Черный юмор» в литературе США (Д.Хеллер, К.Воннегут, Д,Барт, Данливи и др.) 18.72 KB
  1н из них Билли Пилигрим становится процветающим оптометристом в провинц. Билли совершает путь пилигрима наоборот от главного самого страшного в жизни события все глубже в духовное небытие и дальше на фантастическую планету Тральфамадор где культивируется философия нивочтоневмешательства. Такова структура данного момента отвечают Тральфамадорцы на все почему Билли. Билли в общемто и сам всегда жил по тральфамадорским правилам.
34527. Своеобразие сюжетно-композиционной организации романа Гарднера «Осенний свет» 17.46 KB
  Роман Осенний свет 1976 состоит из двух книг. Лучшее произведение Гарднера роман Осенний свет где автор виртуозно стыкует будничную житейскую историю ссоры между братом и сестрой на вермонтской ферме и сенсационный боевик о кровавом соперничестве двух контрабандистских шаек. И пожалуй что в романе Гарднера Осенний свет отчётливо заявляет о своем присутствии семейная мысль.
34528. Проблематика общества потребления и её воплощение в французской литературе (Ж. Перек) 18.44 KB
  Жорж Перек 1936 1982 стал известен благодаря публикации романа Вещи 1965. Перек сначала написал роман Исчезновение 1969 в котором рассказывается о всевозможных исчезновениях но самым главным остается исчезновение буквы е из текста романа. Вслед за тем появился роман Возвращающиеся 1972 где наряду с другими возвращающимися обнаружилась буква е употребляемая где попало лишнее е и в названии романа. Перека относится к шозизму характерному для 60 х годов французской литературы 20 века рассмотрим концепт романа и его...
34529. Своеобразие драматургии Пиранделло 19.53 KB
  в том же году писатель женится на Антуаньетте Портулато дочери компаньона отца от брака с которой у него было двое сыновей и дочь. Теоретические и эстетические взгляды на искусство писатель изложил в двух книгах 1908 г. писатель работал в основном в жанре романа и новеллы: однако после 1915 г. Писатель срывал со своих персонажей маски освобождал от иллюзий придирчиво исследовал их интеллект и личность.