14295

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Доклад

Педагогика и дидактика

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ Эпоха Возрождения Ренессанса фр. отразила социальные изменения при переходе от феодального к буржуазному обществу. Эпоха эта не имеет точных исторических границ но ее характерные черты проявились уже в 14 в. в Италии и Фр...

Русский

2013-06-03

49.5 KB

105 чел.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Эпоха Возрождения (Ренессанса – фр.) отразила социальные изменения при переходе от феодального к буржуазному обществу. Эпоха эта не имеет точных исторических границ, но ее характерные черты проявились уже в 14 в. в Италии и Франции. Характерные черты эпохи:

  •  Светский характер культуры
  •  Гуманизм
  •  Возвращение к традициям Античности

Педагогическая мысль Возрождения отразила происходившие многочисленные изменения: географические открытия 15-16 вв., пробуждение национального самосознания во многих государствах, интенсивное развитие искусства, литературы, науки, изобретение книгопечатания в середине 15 в. Значимые личности эпохи: Н.Коперник (создатель гелиоцентрической системы мира, совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет вокруг Солнца), Т.Мор («Утопия»), Т.Кампанелла («Город солнца»), Колумб, Магеллан (Командовал экспедицией, совершившей первое известное кругосветное путешествие), Васка да Гама (португальский мореплаватель, известен как первый европеец, совершивший морское путешествие в Индию).

Гуманизм – любовь к человеку. Гуманистов привлекала свобода, выразительность и красота классического наследия; в нем они старались черпать то, что было утеряно в Средневековье – традицию воспитания физически и эстетически (разносторонне) развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия. Если церковь учила, что человек в земной юдоли должен обращать надежды исключительно к Богу, то в центре нового мировоззрения оказался человек (homo), который возлагал надежды на себя. Во всех жанрах искусства на первый план выходит отражение реальной жизни, человека, богатства его внутреннего мира.

Музыкальное искусство завоевывает новые позиции в обществе, и подтверждение этому – организация с начала 16 в. музыкальных концертов в религиозных учреждениях для широкой публики, чего не могло быть с предыдущей эпохе.

Прогрессивные идеи Возрождения нашли отражение и в религии. В 15-16 вв. в Западной Европе распространилось движение Реформации (лат. – переделывание, исправление). Ее знаменитые деятели – Мартин Лютер (Германия), Жан Кальвин (Швейцария), Ян Гус (Чехия) выступили за пересмотр ряда позиций католической конфессии, за упрощение богослужебного обряда и его музыкальное оформление, выдвинули идею создания национальной церкви. Как результат, религиозная музыка в разных странах получает национальное звучание, а протестантский хорал, по сути, становится новым видом музыки. Его основой являлись песни на родном языке; именно он во многом определил пути развития европейского музыкального искусства в 16-первой половине 18 вв. Реформация провозгласила принцип индивидуальности человека, несущего личную ответственность перед Богом. По сути, это смыкалось с идеей Возрождения переместить в центр воспитания на человеческую личность, приобщение к национальной  культуре.

Римско-католическая церковь справедливо увидела в Реформации угрозу своему влиянию и определила в качестве основных средств борьбы инквизицию и воспитание. Так начинается Контрреформация и «охота на ведьм». Сложности этого времени нашли отражение в культуре эпохи Барокко.

В эпоху Возрождения в Европе широко распространяется университетское образование. Здесь музыка по-прежнему рассматривалась как наука, а в трактатах подчеркивалась актуальность чисел, их соотношения, симметрии музыкальных композиций. Музыка входила в перечень семи свободных искусств (тривиум: грамматика, риторика, диалектика; квадриум: арифметика, география, астрономия, музыка), считалось, что она приближала человека к гармонии.

Авторы философских и музыкальных трактатов эпохи Возрождения видели роль музыки в ее способности приносить человеку радость, пробуждать его чувства, вызывать эстетическое наслаждение. Дж. Царлино развивает идею о соотношении гармонии в мире и человеческой душе. Человек, способный получать удовольствие от музыки, - гармоничен. Музыка укрепляет веру человека в красоту; она не только склоняет его к добрым привычкам и совершенствует ум, но дает возможность с пользой для себя провести свободное время.

Владение музыкальными инструментами становится вновь важной чертой воспитанного и образованного человека. В городах Италии, Франции, Германии распространяются музыкальные общества, участники которых учатся игре на инструментах и сочиняют музыку.

Основная цель музыкального обучения в эпоху Возрождения – нравственное совершенствование личности (вспомните традиции Древней Греции).

В соответствии с такими взглядами на функции музыки возникают произведения, предназначенные, с одной стороны, для забавы (песни, танцы и др.), с другой стороны, - произведения, в которых раскрывается внутренний мир человека, требуют особых условий для исполнения и восприятия (примеры).

В это время рождаются концертные жанры, организуются музыкальные союзы, товарищества любителей и музыковедов под заступничеством богатых спонсоров (а значит – популярны в обществе).

Как мы говорили на прошлой лекции, профессиональное музыкальное искусство существовало до 14 в. только при религиозных учреждениях. В эпоху же Возрождения складывается современное профессиональное искусство. Закрепляются светские жанры, в деятельности музыканта выделяются профессии композитора и исполнителя, которые имеют признание и в обществе. Хотя частыми были случаи, когда музыкант одновременно являлся композитором, органистом, нотным издателем и музыкальным теоретиком (не слишком ли много выпадало на долю одного человека? Как это может сказаться на творчестве?). Возникает авторская музыка (внимание Возрождения – на личности).

Активность музыкальной жизни потребовала широкого распространения музыкальных текстов (нот), и на рубеже 15-16 вв. создаются нотные издательства. Самыми крупными были в Венеции, Париже, Любеке и т.д. Сначала нотный материал от руки вписывался в готовые книги, потом в них начали печатать нотные станы. Постепенно появилась техника нескольких прогонов: сначала линии, потом ноты, затем текст. В 16 в. появляется техника одноразового набора.

Вместо мелких частных мастерских по производству и ремонту музыкальных инструментов открываются большие предприятия (производство органов, клавесинов, духовых и струнных инструментов).

В 15-16 вв. полифоническое письмо достигает наивысшего расцвета. Однако постепенно в вокальной полифонии возрастает роль аккордовости, формируется гомофонно-гармонический стиль. На развитие инструментальной музыки значительное влияние оказал бытовой танец, который был распространен в городском и аристократическом обществе. Поэтому обработка песен и танцев становится самостоятельным инструментальным жанром.

Распространенным явлением становятся творческие соревнования мейстерзингеров (Вагнер Р. «Нюрнбергские мейстерзингеры»).

С развитием музыкальной культуры городов возникают новые центры музыкального образования: певчие товарищества и школы горожан-мейстерзингеров, цеха музыкантов-инструменталистов и педагогическая деятельность свободных учителей музыки. Так выделяются в обособленные ветви музыкального обучения подготовка вокалистов и инструменталистов.

Сводная таблица по Средневековью и Возрождению

Главенству-ющее искусство

Центры музыкаль-ного образова-ния

Идея воспитания

Деятель-ность музыкан-та

Роль музыки

Музыка в образовании

Средневековье

церковное

церковные и монастырские школы

религиозность

музыкант-универсал

морализаторская

в в программе семи свободных искусств

Возрождение

светское

певчие товарищества и школы горожан-мейстерзингеров, цеха музыкантов-инструменталистов и педагогическая деятельность свободных учителей музыки

гармоничное развитие личности

разделение ролей композитора и исполнителя

развивающая

в в программе семи свободных искусств


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74837. Летописные повести о Куликовской битве: «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», общность идейной направленности повестей 18.15 KB
  Большинством исследователей это объясняется зависимостью Сказания. Текстуальные же совпадения между пространной летописной повестью и Сказанием ο Мамаевом побоище столь малочисленны и имеют такой характер что у нас отнюдь не меньше оснований предполагать обратную зависимость а именно зависимость пространной летописной повести от Сказания. Стремясь нарисовать идеальный образ великого князя московского автор Сказания. Для того чтобы подчеркнуть силу и общерусское значение великого князя московского автор Сказания.
74838. Житие Сергия Радонежского. Общая характеристика агиографического творчества Пахомия Лагофета 16.33 KB
  Епифаний создал Житие Сергия Радонежского. Епифаний хорошо передает факты биографии Сергия с лирической теплотой говорит о его деятельности связанной с борьбой против ненавистной розни за укрепление централизованного Русского государства. О роли Сергия Радонежского и Стефана Пермского в политическом и нравственном возрождении Русской земли говорил В.
74839. Повесть о взятии Царьграда Нестора – Искандера. Историко-философское осмысление событий в повести 15.23 KB
  Повесть содержит описание истории Константинополя с момента его основания, но особенно подробно рассказывается об осаде византийской столицы турками и ее взятии. Хотя в “Повести” содержится немало достоверных сведений, в целом она все же чисто литературное произведение, а не документальная хроника. Некоторые эффектные сюжетные коллизии оказываются вымыслом: так, в Константинополе во время осады не было патриарха
74840. Хождение за три моря тверского купца Афанасия Никитина 17.94 KB
  Хождение за три моря Афанасия Никитина. является Хождение за три моря тверского купца Афанасия Никитина помещенное под 1475 г. Да станет Русская земля благоустроенной и да будет в ней справедливость Православная вера является для Никитина символом родины.
74841. Памятник Муромо-Рязанской литературы – «Повесть о Петре и Февронии» Поэтичность, демократизм повести. Образ крестьянки Февронии 17.58 KB
  Герои повести — исторические лица: Петр и Феврония княжили в Муроме в начале XIII века, они умерли в 1228 г. Однако в повести историчны только имена, вокруг которых был создан ряд народных легенд, составивших основу сюжета повести. Как указывает М. О. Скрипиль, в повести объединены два народнопоэтических сюжета: волшебной сказки об огненном змее и сказки о мудрой деве.
74842. Домострой – книга, утвердившая нормы семейной жизни 15.89 KB
  Следует отнести также Домострой составление которого приписывается благовещенскому попу Сильвестру входившему в Избранную раду. Домострой регламентировал поведение человека как в государственной так и в семейной жизни.
74843. Бытовая повесть. Повесть о Горе и Злочастии 17.34 KB
  Основу сюжета повести составляет трагическая история жизни Молодца отвергнувшего родительские наставления и пожелавшего жить по своей воле как ему любо. Постоянная опека родителей не научила Молодца разбираться в людях понимать жизнь и он платится за свою доверчивость за слепую веру в святость уз дружбы. Губит Молодца похвальба своим счастьем и богатством. В сознании Молодца еще живучи традиционные представления.
74844. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. Автобиография «Жития». Демократизм и публицистичность «Жития». Традиция и новаторство в жанре Жития 21.16 KB
  Житие протопопа Аввакума им самим написанное. Аввакум так определяет рамки своего повествования. Центральная тема жития тема личной жизни Аввакума неотделимая от борьбы за древлее благочестие против Никоновых новшеств.
74845. Публицистика петровского времени. Юности честное зерцало 14.87 KB
  Зерцало было издано в соответствии с духом петровских реформ когда основу всей книгопечатной продукции составляли разного рода руководства и наставления. Вторая часть это собственно зерцало то есть правила поведения для младых отроков и девушек дворянского сословия.