14295

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Доклад

Педагогика и дидактика

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ Эпоха Возрождения Ренессанса – фр. отразила социальные изменения при переходе от феодального к буржуазному обществу. Эпоха эта не имеет точных исторических границ но ее характерные черты проявились уже в 14 в. в Италии и Фр...

Русский

2013-06-03

49.5 KB

91 чел.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Эпоха Возрождения (Ренессанса – фр.) отразила социальные изменения при переходе от феодального к буржуазному обществу. Эпоха эта не имеет точных исторических границ, но ее характерные черты проявились уже в 14 в. в Италии и Франции. Характерные черты эпохи:

  •  Светский характер культуры
  •  Гуманизм
  •  Возвращение к традициям Античности

Педагогическая мысль Возрождения отразила происходившие многочисленные изменения: географические открытия 15-16 вв., пробуждение национального самосознания во многих государствах, интенсивное развитие искусства, литературы, науки, изобретение книгопечатания в середине 15 в. Значимые личности эпохи: Н.Коперник (создатель гелиоцентрической системы мира, совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет вокруг Солнца), Т.Мор («Утопия»), Т.Кампанелла («Город солнца»), Колумб, Магеллан (Командовал экспедицией, совершившей первое известное кругосветное путешествие), Васка да Гама (португальский мореплаватель, известен как первый европеец, совершивший морское путешествие в Индию).

Гуманизм – любовь к человеку. Гуманистов привлекала свобода, выразительность и красота классического наследия; в нем они старались черпать то, что было утеряно в Средневековье – традицию воспитания физически и эстетически (разносторонне) развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия. Если церковь учила, что человек в земной юдоли должен обращать надежды исключительно к Богу, то в центре нового мировоззрения оказался человек (homo), который возлагал надежды на себя. Во всех жанрах искусства на первый план выходит отражение реальной жизни, человека, богатства его внутреннего мира.

Музыкальное искусство завоевывает новые позиции в обществе, и подтверждение этому – организация с начала 16 в. музыкальных концертов в религиозных учреждениях для широкой публики, чего не могло быть с предыдущей эпохе.

Прогрессивные идеи Возрождения нашли отражение и в религии. В 15-16 вв. в Западной Европе распространилось движение Реформации (лат. – переделывание, исправление). Ее знаменитые деятели – Мартин Лютер (Германия), Жан Кальвин (Швейцария), Ян Гус (Чехия) выступили за пересмотр ряда позиций католической конфессии, за упрощение богослужебного обряда и его музыкальное оформление, выдвинули идею создания национальной церкви. Как результат, религиозная музыка в разных странах получает национальное звучание, а протестантский хорал, по сути, становится новым видом музыки. Его основой являлись песни на родном языке; именно он во многом определил пути развития европейского музыкального искусства в 16-первой половине 18 вв. Реформация провозгласила принцип индивидуальности человека, несущего личную ответственность перед Богом. По сути, это смыкалось с идеей Возрождения переместить в центр воспитания на человеческую личность, приобщение к национальной  культуре.

Римско-католическая церковь справедливо увидела в Реформации угрозу своему влиянию и определила в качестве основных средств борьбы инквизицию и воспитание. Так начинается Контрреформация и «охота на ведьм». Сложности этого времени нашли отражение в культуре эпохи Барокко.

В эпоху Возрождения в Европе широко распространяется университетское образование. Здесь музыка по-прежнему рассматривалась как наука, а в трактатах подчеркивалась актуальность чисел, их соотношения, симметрии музыкальных композиций. Музыка входила в перечень семи свободных искусств (тривиум: грамматика, риторика, диалектика; квадриум: арифметика, география, астрономия, музыка), считалось, что она приближала человека к гармонии.

Авторы философских и музыкальных трактатов эпохи Возрождения видели роль музыки в ее способности приносить человеку радость, пробуждать его чувства, вызывать эстетическое наслаждение. Дж. Царлино развивает идею о соотношении гармонии в мире и человеческой душе. Человек, способный получать удовольствие от музыки, - гармоничен. Музыка укрепляет веру человека в красоту; она не только склоняет его к добрым привычкам и совершенствует ум, но дает возможность с пользой для себя провести свободное время.

Владение музыкальными инструментами становится вновь важной чертой воспитанного и образованного человека. В городах Италии, Франции, Германии распространяются музыкальные общества, участники которых учатся игре на инструментах и сочиняют музыку.

Основная цель музыкального обучения в эпоху Возрождения – нравственное совершенствование личности (вспомните традиции Древней Греции).

В соответствии с такими взглядами на функции музыки возникают произведения, предназначенные, с одной стороны, для забавы (песни, танцы и др.), с другой стороны, - произведения, в которых раскрывается внутренний мир человека, требуют особых условий для исполнения и восприятия (примеры).

В это время рождаются концертные жанры, организуются музыкальные союзы, товарищества любителей и музыковедов под заступничеством богатых спонсоров (а значит – популярны в обществе).

Как мы говорили на прошлой лекции, профессиональное музыкальное искусство существовало до 14 в. только при религиозных учреждениях. В эпоху же Возрождения складывается современное профессиональное искусство. Закрепляются светские жанры, в деятельности музыканта выделяются профессии композитора и исполнителя, которые имеют признание и в обществе. Хотя частыми были случаи, когда музыкант одновременно являлся композитором, органистом, нотным издателем и музыкальным теоретиком (не слишком ли много выпадало на долю одного человека? Как это может сказаться на творчестве?). Возникает авторская музыка (внимание Возрождения – на личности).

Активность музыкальной жизни потребовала широкого распространения музыкальных текстов (нот), и на рубеже 15-16 вв. создаются нотные издательства. Самыми крупными были в Венеции, Париже, Любеке и т.д. Сначала нотный материал от руки вписывался в готовые книги, потом в них начали печатать нотные станы. Постепенно появилась техника нескольких прогонов: сначала линии, потом ноты, затем текст. В 16 в. появляется техника одноразового набора.

Вместо мелких частных мастерских по производству и ремонту музыкальных инструментов открываются большие предприятия (производство органов, клавесинов, духовых и струнных инструментов).

В 15-16 вв. полифоническое письмо достигает наивысшего расцвета. Однако постепенно в вокальной полифонии возрастает роль аккордовости, формируется гомофонно-гармонический стиль. На развитие инструментальной музыки значительное влияние оказал бытовой танец, который был распространен в городском и аристократическом обществе. Поэтому обработка песен и танцев становится самостоятельным инструментальным жанром.

Распространенным явлением становятся творческие соревнования мейстерзингеров (Вагнер Р. «Нюрнбергские мейстерзингеры»).

С развитием музыкальной культуры городов возникают новые центры музыкального образования: певчие товарищества и школы горожан-мейстерзингеров, цеха музыкантов-инструменталистов и педагогическая деятельность свободных учителей музыки. Так выделяются в обособленные ветви музыкального обучения подготовка вокалистов и инструменталистов.

Сводная таблица по Средневековью и Возрождению

Главенству-ющее искусство

Центры музыкаль-ного образова-ния

Идея воспитания

Деятель-ность музыкан-та

Роль музыки

Музыка в образовании

Средневековье

церковное

церковные и монастырские школы

религиозность

музыкант-универсал

морализаторская

в в программе семи свободных искусств

Возрождение

светское

певчие товарищества и школы горожан-мейстерзингеров, цеха музыкантов-инструменталистов и педагогическая деятельность свободных учителей музыки

гармоничное развитие личности

разделение ролей композитора и исполнителя

развивающая

в в программе семи свободных искусств


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64031. Художественная роспись на эмали 1.46 MB
  Ростовской финифти присущи художественные и стилистические качества такие, как прочность, свежесть и яркость красок. Сначала мастера писали на эмали маленькие иконки-образки, финифтяными вставками украшали богатые оклады церковных книг и различную церковную утварь.
64032. Вимушений – стихійний перехід на біологічне землеробство з недотриманням основних його принципів 175.66 KB
  Найбільш широко і продуктивно органічні технології застосовуються у комплексі з правильно вивіреними механічними методами обробітку ґрунту. Що у комплексі з органічними добривами та науково обґрунтованими сівозмінами призводить до отримання не тільки високих, але і якісних врожаїв зернових культур.
64033. Разработка элементов информационной системы мини-отеля «RA» 4.46 MB
  Актуальность темы работы обоснована тем, что сама сфера деятельности, в которой реализуется данный проект ориентирована на широкой круг потенциальных постояльцев. Так как целью является оказание качественных гостиничных услуг в максимально доступной ценовой категории...
64035. Организация сервисной деятельности студии визажа 4.27 MB
  Целью дипломной работы является разработка сервисной деятельности студии визажа. Цель исследования определит его следующие конкретные задачи. Задачи дипломной работы: изучить современные тенденции индустрии услуг, направленных на визаж...
64036. Комп’ютерна верстка за допомогою программ Adobe InDesign та Microsoft Publisher 317.5 KB
  Користувач створює власний макет сторінки, який може містити текст, малюнки, фотографії та інші ілюстративні елементи. Залежно від необхідної кількості і якості матеріалів друк може виконуватися на принтері, різографі або в спеціалізованих друкарнях.
64037. Створення Web-додатків за допомогою Ajax 2.72 MB
  Для реалізації поставленої мети слід вирішити наступні завдання: Детальніше ознайомитися з технологією Ajax; Ознайомитися принципи роботи Web-додатків; Детальніше ознайомитися з інформацією про програмні бібліотеки підтримки розробки Web-додатків.