14295

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Доклад

Педагогика и дидактика

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ Эпоха Возрождения Ренессанса – фр. отразила социальные изменения при переходе от феодального к буржуазному обществу. Эпоха эта не имеет точных исторических границ но ее характерные черты проявились уже в 14 в. в Италии и Фр...

Русский

2013-06-03

49.5 KB

91 чел.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Эпоха Возрождения (Ренессанса – фр.) отразила социальные изменения при переходе от феодального к буржуазному обществу. Эпоха эта не имеет точных исторических границ, но ее характерные черты проявились уже в 14 в. в Италии и Франции. Характерные черты эпохи:

  •  Светский характер культуры
  •  Гуманизм
  •  Возвращение к традициям Античности

Педагогическая мысль Возрождения отразила происходившие многочисленные изменения: географические открытия 15-16 вв., пробуждение национального самосознания во многих государствах, интенсивное развитие искусства, литературы, науки, изобретение книгопечатания в середине 15 в. Значимые личности эпохи: Н.Коперник (создатель гелиоцентрической системы мира, совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет вокруг Солнца), Т.Мор («Утопия»), Т.Кампанелла («Город солнца»), Колумб, Магеллан (Командовал экспедицией, совершившей первое известное кругосветное путешествие), Васка да Гама (португальский мореплаватель, известен как первый европеец, совершивший морское путешествие в Индию).

Гуманизм – любовь к человеку. Гуманистов привлекала свобода, выразительность и красота классического наследия; в нем они старались черпать то, что было утеряно в Средневековье – традицию воспитания физически и эстетически (разносторонне) развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия. Если церковь учила, что человек в земной юдоли должен обращать надежды исключительно к Богу, то в центре нового мировоззрения оказался человек (homo), который возлагал надежды на себя. Во всех жанрах искусства на первый план выходит отражение реальной жизни, человека, богатства его внутреннего мира.

Музыкальное искусство завоевывает новые позиции в обществе, и подтверждение этому – организация с начала 16 в. музыкальных концертов в религиозных учреждениях для широкой публики, чего не могло быть с предыдущей эпохе.

Прогрессивные идеи Возрождения нашли отражение и в религии. В 15-16 вв. в Западной Европе распространилось движение Реформации (лат. – переделывание, исправление). Ее знаменитые деятели – Мартин Лютер (Германия), Жан Кальвин (Швейцария), Ян Гус (Чехия) выступили за пересмотр ряда позиций католической конфессии, за упрощение богослужебного обряда и его музыкальное оформление, выдвинули идею создания национальной церкви. Как результат, религиозная музыка в разных странах получает национальное звучание, а протестантский хорал, по сути, становится новым видом музыки. Его основой являлись песни на родном языке; именно он во многом определил пути развития европейского музыкального искусства в 16-первой половине 18 вв. Реформация провозгласила принцип индивидуальности человека, несущего личную ответственность перед Богом. По сути, это смыкалось с идеей Возрождения переместить в центр воспитания на человеческую личность, приобщение к национальной  культуре.

Римско-католическая церковь справедливо увидела в Реформации угрозу своему влиянию и определила в качестве основных средств борьбы инквизицию и воспитание. Так начинается Контрреформация и «охота на ведьм». Сложности этого времени нашли отражение в культуре эпохи Барокко.

В эпоху Возрождения в Европе широко распространяется университетское образование. Здесь музыка по-прежнему рассматривалась как наука, а в трактатах подчеркивалась актуальность чисел, их соотношения, симметрии музыкальных композиций. Музыка входила в перечень семи свободных искусств (тривиум: грамматика, риторика, диалектика; квадриум: арифметика, география, астрономия, музыка), считалось, что она приближала человека к гармонии.

Авторы философских и музыкальных трактатов эпохи Возрождения видели роль музыки в ее способности приносить человеку радость, пробуждать его чувства, вызывать эстетическое наслаждение. Дж. Царлино развивает идею о соотношении гармонии в мире и человеческой душе. Человек, способный получать удовольствие от музыки, - гармоничен. Музыка укрепляет веру человека в красоту; она не только склоняет его к добрым привычкам и совершенствует ум, но дает возможность с пользой для себя провести свободное время.

Владение музыкальными инструментами становится вновь важной чертой воспитанного и образованного человека. В городах Италии, Франции, Германии распространяются музыкальные общества, участники которых учатся игре на инструментах и сочиняют музыку.

Основная цель музыкального обучения в эпоху Возрождения – нравственное совершенствование личности (вспомните традиции Древней Греции).

В соответствии с такими взглядами на функции музыки возникают произведения, предназначенные, с одной стороны, для забавы (песни, танцы и др.), с другой стороны, - произведения, в которых раскрывается внутренний мир человека, требуют особых условий для исполнения и восприятия (примеры).

В это время рождаются концертные жанры, организуются музыкальные союзы, товарищества любителей и музыковедов под заступничеством богатых спонсоров (а значит – популярны в обществе).

Как мы говорили на прошлой лекции, профессиональное музыкальное искусство существовало до 14 в. только при религиозных учреждениях. В эпоху же Возрождения складывается современное профессиональное искусство. Закрепляются светские жанры, в деятельности музыканта выделяются профессии композитора и исполнителя, которые имеют признание и в обществе. Хотя частыми были случаи, когда музыкант одновременно являлся композитором, органистом, нотным издателем и музыкальным теоретиком (не слишком ли много выпадало на долю одного человека? Как это может сказаться на творчестве?). Возникает авторская музыка (внимание Возрождения – на личности).

Активность музыкальной жизни потребовала широкого распространения музыкальных текстов (нот), и на рубеже 15-16 вв. создаются нотные издательства. Самыми крупными были в Венеции, Париже, Любеке и т.д. Сначала нотный материал от руки вписывался в готовые книги, потом в них начали печатать нотные станы. Постепенно появилась техника нескольких прогонов: сначала линии, потом ноты, затем текст. В 16 в. появляется техника одноразового набора.

Вместо мелких частных мастерских по производству и ремонту музыкальных инструментов открываются большие предприятия (производство органов, клавесинов, духовых и струнных инструментов).

В 15-16 вв. полифоническое письмо достигает наивысшего расцвета. Однако постепенно в вокальной полифонии возрастает роль аккордовости, формируется гомофонно-гармонический стиль. На развитие инструментальной музыки значительное влияние оказал бытовой танец, который был распространен в городском и аристократическом обществе. Поэтому обработка песен и танцев становится самостоятельным инструментальным жанром.

Распространенным явлением становятся творческие соревнования мейстерзингеров (Вагнер Р. «Нюрнбергские мейстерзингеры»).

С развитием музыкальной культуры городов возникают новые центры музыкального образования: певчие товарищества и школы горожан-мейстерзингеров, цеха музыкантов-инструменталистов и педагогическая деятельность свободных учителей музыки. Так выделяются в обособленные ветви музыкального обучения подготовка вокалистов и инструменталистов.

Сводная таблица по Средневековью и Возрождению

Главенству-ющее искусство

Центры музыкаль-ного образова-ния

Идея воспитания

Деятель-ность музыкан-та

Роль музыки

Музыка в образовании

Средневековье

церковное

церковные и монастырские школы

религиозность

музыкант-универсал

морализаторская

в в программе семи свободных искусств

Возрождение

светское

певчие товарищества и школы горожан-мейстерзингеров, цеха музыкантов-инструменталистов и педагогическая деятельность свободных учителей музыки

гармоничное развитие личности

разделение ролей композитора и исполнителя

развивающая

в в программе семи свободных искусств


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39587. Барабаны ленточных конвейеров 16.6 KB
  Тяговые свойства приводного барабана повышают путем увеличения натяжения ленты или угла обхвата лентой приводного барабана использования высокофрикционных футеровок с продольными или шевронными ребрами что способствует самоочищению.Футеровки устанавливаются при помощи специальных клеев на барабаны конвейеров футеровочные пластины значительно уменьшают сход ленты и ее проскальзывание а также попадание груза на поверхность барабана что существенно улучшает работу конвейеров и повышает их техникоэкономические показатели.Рифленая...
39588. Лента конвейерная 109.87 KB
  Тяговым каркасом резинотканевой ленты рис. Резинотросовые ленты рис. имеют тяговый каркас состоящий из стальных тросов уложенных в один ряд параллельно друг другу вдоль ленты с обеих сторон покрытый резиной. Количество прокладок может быть от 3 до 10 в зависимости от условий эксплуатации свойств транспортируемого груза ширины прочности и жесткости ленты.
39589. Натяжные устройства ленточного конвейера 34.2 KB
  Грузовые натяжные устройства делятся на грузовые тележечные и грузовые вертикальные рамные. Каждое из названных натяжных устройств состоит из натяжной тележки или натяжной рамы и грузового устройства. Грузовые устройства могут быть без полиспаста с полиспастом или грузолебедочные.
39590. Приводы ленточного конвейера 152.77 KB
  Приводы ленточного конвейера выполняютсяоднобарабанными с одним или двумя двигателями рис. 1;двухбарабанными с близко расположенными друг около друга приводными барабанами рис. 2 а 3 и с раздельным расположением приводных барабанов на переднем и заднем концах конвейера рис. 3 3;трехбарабанными с близко расположенными друг около друга барабанами рис.
39591. Разгрузочные устройства 189.55 KB
  Наименование воронки Характеристика воронки Схема воронки Исполнение воронки Трехрукавная Разгрузка на две стороны и вперед I Двухрукавная Разгрузка на две стороны II Двухрукавная односторонняя правая Разгрузка на правую сторону или вперед III Двухрукавная односторонняя левая Разгрузка на левую сторону или вперед IV Однорукавная правая Разгрузка на правую сторону V Однорукавная левая Разгрузка на левую сторону VI Тележки могут иметь левое и правое расположение привода по направлению движения ленты. Пример условного обозначения...
39592. Ролики конвейерные 113.41 KB
  Верхние желобчатые усиленные роликоопоры предназначаются для транспортировки по верхней ветви ленты материалов, имеющих размер кусков 150 - 500 мм. Они находят применение в тяжелонагруженных магистральных конвейерах, к примеру, в угольных разрезах, шахтах и пр.
39593. Привод ленточного транспортёра с червячным редуктором 591 KB
  Подготовка исходных данных для расчета редуктора на ЭВМ и выбор электродвигателя Расчет червячного редуктора Предварительный расчет валов Уточнённый расчёт валов. Выбор смазки редуктора Проверка прочности шпоночного соединения Расчёт штифтового соединения. Подготовка исходных данных для расчета редуктора на ЭВМ...
39594. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РАБОТЫ СТАНЦИИ БОЙНЯ МОСКОВСКО-КУРСКОГО ЦЕНТРА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ 2.13 MB
  В успешном решении задач полного удовлетворения потребностей государства в перевозках ведущая роль отводится железным дорогам и их основным линейным подразделениям – станциям, которые предназначены для организации перевозок грузов, пассажиров и багажа. Именно на железнодорожных станциях начинается и завершается перевозочный процесс.
39595. Разработка основных принципов организации работы станции 1.2 MB
  Сортировочные станции предназначены для массовой переработки вагонов и формирования поездов в соответствии с общесетевым планом формирования. Формирование на сортировочных станциях сквозных поездов дает возможность пропускать эти поезда без переработки через многие участковые и некоторые попутные сортировочные станции что ускоряет доставку грузов оборот вагонов и снижает себестоимость перевозок. На сортировочных станциях выполняются также операции с транзитными грузовыми поездами ремонт вагонов экипировка локомотивов снабжение льдом...