14295

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Доклад

Педагогика и дидактика

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ Эпоха Возрождения Ренессанса фр. отразила социальные изменения при переходе от феодального к буржуазному обществу. Эпоха эта не имеет точных исторических границ но ее характерные черты проявились уже в 14 в. в Италии и Фр...

Русский

2013-06-03

49.5 KB

107 чел.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Эпоха Возрождения (Ренессанса – фр.) отразила социальные изменения при переходе от феодального к буржуазному обществу. Эпоха эта не имеет точных исторических границ, но ее характерные черты проявились уже в 14 в. в Италии и Франции. Характерные черты эпохи:

  •  Светский характер культуры
  •  Гуманизм
  •  Возвращение к традициям Античности

Педагогическая мысль Возрождения отразила происходившие многочисленные изменения: географические открытия 15-16 вв., пробуждение национального самосознания во многих государствах, интенсивное развитие искусства, литературы, науки, изобретение книгопечатания в середине 15 в. Значимые личности эпохи: Н.Коперник (создатель гелиоцентрической системы мира, совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет вокруг Солнца), Т.Мор («Утопия»), Т.Кампанелла («Город солнца»), Колумб, Магеллан (Командовал экспедицией, совершившей первое известное кругосветное путешествие), Васка да Гама (португальский мореплаватель, известен как первый европеец, совершивший морское путешествие в Индию).

Гуманизм – любовь к человеку. Гуманистов привлекала свобода, выразительность и красота классического наследия; в нем они старались черпать то, что было утеряно в Средневековье – традицию воспитания физически и эстетически (разносторонне) развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия. Если церковь учила, что человек в земной юдоли должен обращать надежды исключительно к Богу, то в центре нового мировоззрения оказался человек (homo), который возлагал надежды на себя. Во всех жанрах искусства на первый план выходит отражение реальной жизни, человека, богатства его внутреннего мира.

Музыкальное искусство завоевывает новые позиции в обществе, и подтверждение этому – организация с начала 16 в. музыкальных концертов в религиозных учреждениях для широкой публики, чего не могло быть с предыдущей эпохе.

Прогрессивные идеи Возрождения нашли отражение и в религии. В 15-16 вв. в Западной Европе распространилось движение Реформации (лат. – переделывание, исправление). Ее знаменитые деятели – Мартин Лютер (Германия), Жан Кальвин (Швейцария), Ян Гус (Чехия) выступили за пересмотр ряда позиций католической конфессии, за упрощение богослужебного обряда и его музыкальное оформление, выдвинули идею создания национальной церкви. Как результат, религиозная музыка в разных странах получает национальное звучание, а протестантский хорал, по сути, становится новым видом музыки. Его основой являлись песни на родном языке; именно он во многом определил пути развития европейского музыкального искусства в 16-первой половине 18 вв. Реформация провозгласила принцип индивидуальности человека, несущего личную ответственность перед Богом. По сути, это смыкалось с идеей Возрождения переместить в центр воспитания на человеческую личность, приобщение к национальной  культуре.

Римско-католическая церковь справедливо увидела в Реформации угрозу своему влиянию и определила в качестве основных средств борьбы инквизицию и воспитание. Так начинается Контрреформация и «охота на ведьм». Сложности этого времени нашли отражение в культуре эпохи Барокко.

В эпоху Возрождения в Европе широко распространяется университетское образование. Здесь музыка по-прежнему рассматривалась как наука, а в трактатах подчеркивалась актуальность чисел, их соотношения, симметрии музыкальных композиций. Музыка входила в перечень семи свободных искусств (тривиум: грамматика, риторика, диалектика; квадриум: арифметика, география, астрономия, музыка), считалось, что она приближала человека к гармонии.

Авторы философских и музыкальных трактатов эпохи Возрождения видели роль музыки в ее способности приносить человеку радость, пробуждать его чувства, вызывать эстетическое наслаждение. Дж. Царлино развивает идею о соотношении гармонии в мире и человеческой душе. Человек, способный получать удовольствие от музыки, - гармоничен. Музыка укрепляет веру человека в красоту; она не только склоняет его к добрым привычкам и совершенствует ум, но дает возможность с пользой для себя провести свободное время.

Владение музыкальными инструментами становится вновь важной чертой воспитанного и образованного человека. В городах Италии, Франции, Германии распространяются музыкальные общества, участники которых учатся игре на инструментах и сочиняют музыку.

Основная цель музыкального обучения в эпоху Возрождения – нравственное совершенствование личности (вспомните традиции Древней Греции).

В соответствии с такими взглядами на функции музыки возникают произведения, предназначенные, с одной стороны, для забавы (песни, танцы и др.), с другой стороны, - произведения, в которых раскрывается внутренний мир человека, требуют особых условий для исполнения и восприятия (примеры).

В это время рождаются концертные жанры, организуются музыкальные союзы, товарищества любителей и музыковедов под заступничеством богатых спонсоров (а значит – популярны в обществе).

Как мы говорили на прошлой лекции, профессиональное музыкальное искусство существовало до 14 в. только при религиозных учреждениях. В эпоху же Возрождения складывается современное профессиональное искусство. Закрепляются светские жанры, в деятельности музыканта выделяются профессии композитора и исполнителя, которые имеют признание и в обществе. Хотя частыми были случаи, когда музыкант одновременно являлся композитором, органистом, нотным издателем и музыкальным теоретиком (не слишком ли много выпадало на долю одного человека? Как это может сказаться на творчестве?). Возникает авторская музыка (внимание Возрождения – на личности).

Активность музыкальной жизни потребовала широкого распространения музыкальных текстов (нот), и на рубеже 15-16 вв. создаются нотные издательства. Самыми крупными были в Венеции, Париже, Любеке и т.д. Сначала нотный материал от руки вписывался в готовые книги, потом в них начали печатать нотные станы. Постепенно появилась техника нескольких прогонов: сначала линии, потом ноты, затем текст. В 16 в. появляется техника одноразового набора.

Вместо мелких частных мастерских по производству и ремонту музыкальных инструментов открываются большие предприятия (производство органов, клавесинов, духовых и струнных инструментов).

В 15-16 вв. полифоническое письмо достигает наивысшего расцвета. Однако постепенно в вокальной полифонии возрастает роль аккордовости, формируется гомофонно-гармонический стиль. На развитие инструментальной музыки значительное влияние оказал бытовой танец, который был распространен в городском и аристократическом обществе. Поэтому обработка песен и танцев становится самостоятельным инструментальным жанром.

Распространенным явлением становятся творческие соревнования мейстерзингеров (Вагнер Р. «Нюрнбергские мейстерзингеры»).

С развитием музыкальной культуры городов возникают новые центры музыкального образования: певчие товарищества и школы горожан-мейстерзингеров, цеха музыкантов-инструменталистов и педагогическая деятельность свободных учителей музыки. Так выделяются в обособленные ветви музыкального обучения подготовка вокалистов и инструменталистов.

Сводная таблица по Средневековью и Возрождению

Главенству-ющее искусство

Центры музыкаль-ного образова-ния

Идея воспитания

Деятель-ность музыкан-та

Роль музыки

Музыка в образовании

Средневековье

церковное

церковные и монастырские школы

религиозность

музыкант-универсал

морализаторская

в в программе семи свободных искусств

Возрождение

светское

певчие товарищества и школы горожан-мейстерзингеров, цеха музыкантов-инструменталистов и педагогическая деятельность свободных учителей музыки

гармоничное развитие личности

разделение ролей композитора и исполнителя

развивающая

в в программе семи свободных искусств


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26099. Философские и научные основания постижения культуры 13.42 KB
  Имеет смысл лишь в границах определенной культуры философские идеи свойством культурной уникальности и самобытности философ же пытается постичь его в прямой и непосредственной связи с человеческой субъективностью всегда культурно обусловленной Смотреть философскими глазами на мир значит смотреть на него как на мир культуры своей культуры видеть в нем отражение собственной исторически и общественно сформированной индивидуальности. Восприятие через призму культуры философия как знание о мире не выходит за культурный горизонт своей...
26100. Культура как система 20.17 KB
  Однако такое восприятие культуры утвердилось далеко не сразу. Начало системному рассмотрению культуры было положено Эдуардом Бернеттом Тайлором в работе Первобытная культура. На основе изучения большого этнографического материала автор описывает и анализирует конкретные элементы первобытной культуры на фоне культуры мировой и формулирует целостное видение культуры первобытности в контексте теории анимизма специфической веры первобытного человека в одушевленность всей природы которая связывала в единую целостность весь его практический...
26101. Методология, методы и методика исследования культуры 13.43 KB
  Методология система базовых мировоззренческих принципов исследования включающая методы методики способы и средства реализации поставленных целей и задач. Методология исследования культуры: Феноменологические Функционализм Структурализм Постструктурализм Системный Синергетический Постмодернизм Диалектический Семиотический Органицизм Диффузионизм Цивилизационный Аксиологический и др. Методология: Универсалистская Индивидуалистическая Конструктивистская Метод последовательность шагов действий которые необходимо...
26102. Основные подходы в изучении культуры 17.67 KB
  Ценности нормы и значения Предметные и организационные формы Главная функция Креативная творение бытия человеком или для человека Адаптация и воспроизводство жизненною уклада людей Латентность поддержание образца и социализация Воспроизводство и обновление самой деятельности Приоритетный метод исследования Диалектический Эволюционный Структурнофункциональный Системнодеятельностный Философский подход дает самую широкую панораму видения культуры предполагая изучение фундаментальных оснований человеческого бытия глубин самосознания...
26103. Проблема типологии культуры: основные принципы построения 17.54 KB
  Этническая культура совокупность черт культуры касающихся преимущественно обыденной жизни бытовой культуры. Этническая культура включает орудия труда нравы обычаи нормы обычного права ценности постройки одежду пищу средства передвижений жилище знания верования виды народного искусства. Национальная культура имеет соционормативную структуру которая обеспечивает координацию поведения и деятельности людей объединенных в рамках данной общности; предохраняет от распада и способствует адаптации членов общества к внешним и...
26104. Культура как способ самореализации человека 14.83 KB
  Человек выступает одновременно и как субъект культуры ее творец и как объект ее воздействия. Воспитание определенного типа личности главная цель в функционировании духовной культуры. В основе функционирования всей духовной культуры лежит деятельность по производству и воспроизводству духовных ценностей а также деятельность по овладению этими ценностями.
26105. Понятие затрат, издержек и расходов. Классификация затрат для принятия управленческих решений 48 KB
  Например: швейной фабрикой был закуплен материал на 100 тыс руб. Однако находится предприятие которое согласно купить изделия из этого материала за 300 тыс руб. при этом дополнительные затраты на изготовление этой продукции составят 260 тыс руб. целесообразно ли принимать заказ Затраты в сумме 100 тыс руб произведены и не будут изменяться в зависимости от выбранного варианта решения.
26106. Классификация затрат для исчисления себестоимости 29.5 KB
  1Прямые это те затраты которые экономически обосновано напрямую включаются в себестоимость отдельного вида продукции работ услуг. Материалы могут основными и вспомогательными прямые трудовые зарплата основных производственных рабочих 2Косвенные общепроизводственные расходы их нельзя напрямую отнести на готовою продукцию они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной на предприятии методики пропорционально базе распределения косвенных расходов Себестоимость продукции это выраженные в денежной форме...
26107. Понятие и объекты калькулирования 32.5 KB
  Задача калькулирования определить размер затрат приходящихся на единицу продукции. фактическая отчетная калькуляция отражает совокупность всех затрат на производство и реализацию продукции. Для рациональной организации учета издержек необходимо правильно выбрать метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции работ услуг. Под методом учета затрат и калькулирования себестоимость понимают совокупность документирования и отражения производственных затрат обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции а т.