14296

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В 17-18 ВЕКАХ

Доклад

Педагогика и дидактика

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В 1718 ВЕКАХ Период 1718 вв. в истории европейской цивилизации во многих областях становится рубежным и определяющим. Интенсивно развивается наука: великие открытия совершают Г.Галилей И.Ньютон Р.Декарт Ф.Бэкон Б.Спиноза Как н...

Русский

2013-06-03

51.5 KB

28 чел.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В 17-18 ВЕКАХ

Период 17-18 вв. в истории европейской цивилизации во многих областях становится рубежным и определяющим. Интенсивно развивается наука: великие открытия совершают Г.Галилей, И.Ньютон, Р.Декарт, Ф.Бэкон, Б.Спиноза… Как никогда раньше в искусстве и культуре ценится сила человеческого разума. Неслучайно это время известно как эпоха Просвещения.

В этот период усиливаются социальные контрасты и противоречия. С одной стороны усиливается власть европейской монархии, слабеют позиции церкви в духовной жизни общества, совершаются научные открытия; с другой стороны продолжается охота инквизиции, ученые подвергаются преследованиям со стороны церкви и монархии. Теряет свои позиции феодальный лад, начинаются революции: после буржуазной революции в Нидерландах (конец 15в.) ее переживают Англия (17в.) и Франция (18в.).

В эпоху Просвещения главными средствами усовершенствования общества считается просвещение человека, его воспитание. Эти идеи нашли свое отражение в работах Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро и других французских энциклопедистов. А также в творчестве Р.Бернса (шотл.поэт), писателя Д.Дефо (англ.), Дж.Свифта («Путешествие Гулливера», ирл.писатель), Ф.Шиллера (нем.поэт и драматург, «Вильгельм Телль), П.Бомарше (автор фр.комедий, «Свадьба Фигаро», «Севильский цирюльник»). Кстати, Бомарше был не только драматургом, но и музыкантом: он прекрасно играл на арфе, учил музыке детей Людовика 14.

Как никогда ранее, искусство начинает играть самую важную роль в жизни общества. Так, последователи идей Бомарше с азартом восприняли «Свадьбу Фигаро», замечая в высказываниях главного героя вызов аристократии и начало борьбы за счастье простого человека.

Вера в разум человека отразилась на средствах музыкальной выразительности. Творчество великих мастеров эпохи характеризуется стремлением к логике и ясности высказывания. Примером этому может служить творческое наследие К.В.Глюка, оперная реформа которого базировалась на музыкально-эстетических принципах Просвещения. (вспомните, в чем заключалась его оперная реформа).

Таким образом, идеи эпохи не обминули музыкальное искусство. Даже более того: во 2 пол. 18 в. оно стало кульминацией культуры Просвещения. Музыка того времени не знала национальных и религиозных границ. Так, в произведениях немца Генделя, который долгое время жил в Англии, ярко прослеживаются традиции итальянского оперного искусства. Итальянские музыканты, в свою очередь, работали и Париже, Петербурге. Такие города как Мангейм, Вена, Несвиж, Слоним притягивали самых знаменитых музыкантов независимо от их национальности.

Противоречивые тенденции нашли свое отражение в различных художественных идеях того времени, основными направлениями из которых были барокко и классицизм.

Барокко – художественный стиль, который охватывает период с конца 16 до середины 18 в. Искусство этого периода тесно связано с идеологией Контрреформации (вспомните, что это такое), которая насаждалась орденом иезуитов. В произведениях искусства подчеркивается одиночество личности и трагизм судьбы человека, раскрывается его душевное состояние. Трагизм часто сочетается с комедийностью, в произведениях обязательно присутствует острый конфликт. Образам свойственны контрастность, напряженность, динамизм, стремление к величию и пышности. Реальность сосуществует с иллюзией.

Стиль барокко развивается в Италии, Испании, Германии, Голландии, Англии. Среди композиторов эпохи наиболее значимыми являются Г.Ф.Гендель и И.С.Бах. В 17 в. Рождаются новые жанры, гомофонно-гармонический склад, полифония свободного стиля, развивается музыка струнных инструментов.

На протяжении 17в. Идеи барокко переплетаются с идеями классицизма. Корни классицизма, как и барокко, также находятся в эстетике Возрождения. Классицизм (лат. classicus – образцовый, совершенный) как стиль и направление в искусстве возник во Франции и проявился сначала в литературе и театре, а потом – в оперном творчестве Ж.-Б.Люлли, а в Италии – в творчестве Скарлатти. В его основу положены идеи возвышения человека на героических и моральных примерах. Образы строгие, гармоничные. В искусстве наблюдается обращение к античному наследию. Культ гармони, духовной силы сочетался с идеей разума; чувства подчиняются разуму.

Основная идея классицизма заключалась в утверждении всеобщего порядка. Искусство рассматривалось как средство формирования человеческого разума, как система, которой свойственны внутренняя гармония, точная регламентация жанров и средств выразительности. Музыка во 2 пол. 18в. тоже отразила классический стиль, который был транснациональным и единым для различных школ, стиль, охвативший искусство всех европейских стран, в том числе и белорусские земли (в то время ВКЛ и Речь Посполитая). Наиболее яркие примеры классического стиля в музыке – творчество венской школы – Й.Гайдна, В.Моцарта, Л..В.Бетховен.

Идеи эпохи Просвещения стали рычагом революции во Франции, которая нашла свое отражение в музыкальном искусстве. Музыка французской революции становится мощной силой, которая организует и мобилизует общество, влияет на развитие событий. Эта сила неоднократно используется государством в своих интересах. (Вспомните о государственной роли музыки в Древней Греции, Древнем Китае).

Музыкально-эстетические идеи. В 17-18вв. философы активно изучают вопросы природы человека, и соответственно философским взглядам определяется и роль музыки в жизни личности.

Дж.Локк считает, что музыка и другие виды искусства не оказывают особого влияние на развитие человека, поэтому в числе других учебных дисциплин музыка занимает последнее место. (В изучении истории какого государства вы встречали подобную точку зрения?).

По мысли Р.Декарта, музыка контролирует чувства человека, но не влияет на его духовные качества.

Д.Дидро и Ж..-Ж..Руссо ставят вопрос о всеобщем обучении, и музыке отводят особое значение – как средству просвещения и воспитания, моральных и социальных изменений.

Э.Кант воспринимал музыку как игру звуковых форм, а результат ее действия на человека – как игру чувств. Недооценивал роль сознания, разума в музыкальном восприятии.

Кирхор и др. ученые считали, что музыка пробуждает различные чувства, влияет на развитие доброго нрава, приносит радость, избавляет от тоски, поддерживает согласие и дружбу, развивает интеллект через процесс осмысления произведения. Философы, которые придерживались такой точки зрения, считали, что такое влияние музыки должно использоваться в целях воспитания и развития личности.

С какими мыслями философов вы согласны? Обоснуйте свою точку зрения.

Развитие педагогической науки. Итак, 17-18 вв. – период перестройки социальных и духовных основ общества, когда на смену феодализму приходит буржуазный уклад. Это период революционных изменений в духовной культуре, изменений взглядов на человека и его место в жизни. Гуманистические и демократические традиции воспитания и обучения этого периода отразились в творчестве выдающихся педагогов – Я.А.Коменского, Дж.Локка, И.Г.Песталоцци и др. Они выступали против религиозного фанатизма (вспомните охоту на ведьм), сословных привилегий в образовании (что вы думаете о привилегиях?, чем отличается государство с всеобщим образованием от государства с привилегиями в образовании?), верили в возможность улучшения общественных отношений через просвещение и правильно организованное воспитание.

В трудах педагогов отмечаются факторы формирования человека: роль наследственности, воспитания и окружения. Описываются принципы обучения: наглядности, осознанности, активности, доступности, систематичности, последовательности, связи теории с практикой. Складываются система методов обучения: беседы, соревнования, наблюдения, исследования, доказательства, практической работы, чтения, метод намеренных ошибок и т.д. Всеобщее признание приобрели методы воспитания: примера, требования, наказания, самовоспитания; доверия, уважения и любви; свободы действий, игры и традиций…

Начало развития педагогической теории было положено чешским педагогом, философом-гуманистом Яном Амосом Коменским в его труде «Великая дидактика» (1657). Он считается основателем современной педагогической науки (предложил организацию учебного года и деление его на четверти, каникул, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочную систему, учет знаний учащихся, выступал против телесных наказаний, средствами нравственного воспитания считал пример родителей и учителей, а также упражнения в нравственном поведении). Важная роль в системе воспитания, предложенной Коменским, отводится музыке, которая изучается на всех ступенях обучения. Коменский настаивал на всеобщем музыкальном воспитании детей и подчеркивал, что музыка помогает воспринимать гармонию во всех явлениях и вещах, т.к. в ней самой есть гармония. Музыка приносит человеку чувство удовольствия и служит достойному отдыху. Коменский считал, что музыкальное воспитание должно начинаться с момента рождения ребенка, т.к. музыка положительно влияет на развитие его способностей. Лучшим материалом для маленьких детей Коменский считал народные детские песни и колыбельные (подумайте, почему?). Постепенно ребенка подключают к совместному семейному пению псалмов. В 3-4 года педагог предлагает давать детям свирель, бубен, детские струнные инструменты, чтобы они учились воспринимать разные звуки и перенимать, усваивать их. Главной целью дошкольного музыкального воспитания было формирование практических навыков церковного пения, развитие ритмического  чувства и мелодического слуха. Коменский настаивал, чтобы в начальной школе музыкальные занятия проводились ежедневно и для всех учащихся; для детей состоятельных родителей предлагалось инструментальное обучение. На протяжении всего дальнейшего школьного обучения дети изучали теорию музыки, светское и церковное музицирование, исполняли вокально-хоровые и инструментальные произведения. Коменский разработал рекомендации для учителей и родителей.

Музыкальное образование. Филантропические товарищества, церковь и отдельные аристократы еще в эпоху Возрождения открывали приюты для сирот и незаконнорожденных, пансионаты и другие учебные учреждения. Для финансирования этих учреждений в начале 17 в. самими учащимися организуются платные концерты. В связи с этим, музыкальному обучению уделяется особое внимание. Постепенно приюты и пансионаты превращаются в школы, училища, консерватории. В консерваториях дети работали сами и под руководством учителей. Классов на всех не хватало, поэтому занимались в коридорах и по нескольку человек в одном помещении, где одновременно могли звучать несколько клавесинов, скрипок и голосов. Под такой аккомпанемент другие учащиеся выполняли письменные задания. К этому чрезмерно насыщенному распорядку прибавьте жесткую дисциплину, авторитарные методы воспитания, и вы получите полную картину консерваторского итальянского обучения. Учителя жестоко карали учащихся, били палкой, грубо ругались. Не удивительно, что не все выдерживали такие условия и сбегали из консерваторий или писали владельцам жалобы. Но те, кто выдерживал, такую муштру, становился достойным музыкантом.

Для обеспечения музыкальной деятельности в приютах к сотрудничеству приглашались известные музыканты. Так, Вивальди более 30 лет работал в Венецианской женской консерватории «Милосердие». Под его руководством оркестр этой консерватории в начале 18в. стал одним из лучших не только в Венеции, но и во всей Италии.

В других странах Европы существовали аналогичные итальянским консерваториям музыкальные учебные учреждения – метризы во Франции, городские школы в Чехии, институты бедных школьников в Германии и т.п. Распространенной практикой была подготовка музыкантов для церковных хоров, оркестров, ансамблей. Как правило, для этой цели существовали соответствующие церковные школы. Но начальное музыкальное образование можно было получить и в творческом коллективе. Так, Фрескобальди получил начальное музыкальное воспитание в церковном хоре, Пёрсел – в певческой королевской капелле, Гайдн – в хоре собора св.Стефана, Вивальди – в соборном оркестре под руководством отца.

Таким образом, в городах Европы создается широкая сеть учебных учреждений, которые обеспечивают формирование массовой и профессиональной музыкальной культуры общества. В тоже время воспитание лучших исполнителей того времени в основном происходило в условиях частного музыкального обучения или в семьях музыкантов. Примеры семейных династий: Бах, Букстехуде, Вивальди, Скарлатти, Моцарт и др. (Подумайте, почему такое обучение музыке давало лучшие плоды, чем всеобщее обучение?)

В 17-18 вв. был распространен универсальный тип музыканта, который был композитором, исполнителем и педагогом (вспомните Баха). Эта универсальность отражалась в том, что авторы музыкальных трактатов обычно излагали общие правила владения инструментом. Так, например, практически отсутствовали задания на развитие моторных способностей исполнителя. Но с ростом востребованности музыкантов в оркестры, с усложнением произведений в музыкальной педагогике выделяется проблема совершенствования техники музыканта, что повлекло разработку системы специальных упражнений. Поэтому постепенно значительное место отводится освоению упражнений, мелодических конфигураций, пассажей; техника начинает рассматриваться как самоцель, как совокупность двигательных приемов и навыков, которые формируются отдельно от развития художественного, образного мышления музыканта. (Так ли это? Как связаны между собой техника и образное мышление музыканта? Чего стоит одно без другого?)

В 18в. в подготовке музыканта начинают выделять задачи его технического и общего (художественного) воспитания. Последствием этого стала ориентация на однобокую подготовку исполнителя-виртуоза в 19в.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26882. Крестцовые спинномозговые нервы. Крестцовое сплетение 2.6 KB
  Крестцовые спинномозговые нервы эти нервы делятся на передние и задние ветви при этом передние ветви выходят на тазовую поверхность крестца в полость таза задние на дорсальную его поверхность. Задние ветви в свою очередь делятся на внутренние и наружные. Внутренние ветви иннервируют нижние сегменты глубоких мышц спины и оканчиваются кожными ветвями в области крестца ближе к средней линии. Наружные ветви I III крестцовых спинномозговых нервов направляются книзу и имеют название средних кожных нервов ягодиц пп.
26883. Седалищный нерв 5.99 KB
  Седалищный нерв Седалищный нерв п. Он и ннервирует всю конечность за исключением некоторых ягодичных мышц сгибателей тазобедренного сустава и разгибателей коленного сустава. Проходит позади тазобедренного сустава и делится на большеберцовый и малоберцовый нервы идущие в области бедра вместе по медиальной поверхности двуглавой мышцы бедра почти до коленного сустава. Малоберцовый нерв п.
26884. Морфофункциональная характеристика черепно-мозговых нервов 4.77 KB
  морфофункциональная характеристика черепномозговых нервов Каждый отдел головного мозга человека исторически связан с конкретными дистантными анализаторами хеморецепторами фоторецепторами тактильными или слуховыми системами анализа внешней и внутренней среды организма. Как правило рецепторы расположены на некотором расстоянии от мозга и соединены с ним посредством нервов. Черепные нервы устаревшее название черепномозговые нервы двенадцать пар нервов выходящих из мозгового вещества в основании мозга и иннервирующих структуры...
26885. V-я и VI 1-я пары черепно-мозговых нервов. Общая характеристика, ветвление 2.98 KB
  Двенадцать пар черепномозговых нервов принято делить на 3 чувствительных I пара обонятельный U пара зрительный и VIII пара преддверноулитковый 5 двигательных III пара глазодвигательный IV пара блоковый VI пара отводящий XI пара добавочный и XII пара подъязычный и 4 смешанных V пара тройничный VII пара лицевой IX пара языкоглоточный и X пара блуждающий; в состав последних входят чувствительные двигательные и вегетативные волокна. 5 пара тройничный нервn.
26886. Общие закономерности строения вегетативной нервной системы 2.13 KB
  В симпатической нервной системе преганглионарные нейроны находятся в промежуточном боковом роге спинного мозга от верхнегрудного до среднепоясничного отдела Т1ТЗ. Преганглионарные парасимпатические нейроны залегают в стволе мозга и крестцовом отделе спинного мозга. Постганглионарные нейроны находятся в вертебральных и превертебральных ганглиях в симпатической системе а в парасимпатической они расположены в непосредственной близости от стенки органа который они иннервируют.
26887. Симпатическая часть вегетативной нервной системы. Солнечное сплетение 4.18 KB
  Симпатическая нервная система делится на центральную расположенную в спинном мозге и периферическую включающую многочисленные соединённые друг с другом нервные ветви и узлы. По своему ходу симпатические волокна отделяются от двигательных соматических и далее в виде белых соединительных ветвей вступают в узлы пограничного симпатического ствола. В состав солнечного сплетения входят правый и левый чревные узлы непарный верхний брыжеечный узел большой и малый внутренностные нервы и многие другие которые отходят от узлов в разные стороны...
26888. Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы 4.21 KB
  Преганглионарные волокна отходят от центров в составе черепномозговых или спинномозговых нервов. От центров расположенных в среднем мозге преганглионарные волокна доходят до ресничного узла а от него идут постганглионарные волокна к глазу где разветвляются в сфинкторе зрачка и ресничной мышце.Слезоотделительныйпреганглиолярные волокна доходят до клинонёбного ганглия постганглиолярные волокна достигают слёзных желёз желёз неба и носовой полости; 2.Краниальныйоральный слюноотделительный – преганглиолярные волокна доходят до...
26889. Блуждающий нерв 4.81 KB
  Направляясь латерально и вниз он покидает череп через переднюю часть яремного отверстия вместе с языкоглоточным и добавочным нервами располагаясь между ними. В области яремного отверстия блуждающий нерв утолщается за счёт верхнего узла лат. ganglion superius а немного ниже через 1015 см имеется ещё один узел несколько больших размеров лат. Спускаясь ниже блуждающий нерв в области шеи ложится на переднюю заднюю поверхность внутренней яремной вены лат.