14297

Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт», фрагменте сонаты № 14, Л.В. Бетховена

Конспект урока

Музыка

Урок музыки в 7 классе тема урока: Тема урока: Музыкальная драматургия в увертюре Эгмонт фрагменте сонаты № 14 Л.В. Бетховена. Цель урока: формирование понятия музыкальная драматургия через исполнение ...

Русский

2013-06-03

85.5 KB

65 чел.

Урок музыки в 7 классе

тема урока:

Тема урока:

Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт», фрагменте сонаты № 14,

 Л.В.  Бетховена.

      Цель урока:

                       - формирование понятия «музыкальная драматургия», через исполнение

                         музыкальных произведений  Бетховена;

                       - развитие музыкальных способностей: слуха, чувства ритма, музыкальной

                         памяти, вокально-хоровых навыков при исполнении песен;

                       - пробуждать и активизировать художественно-образное мышление,

                         фантазию, любовь к музыке.

      Тип урока:

                      - углубление знаний.

      Методы:

                     - беседа, показ, объяснение, исполнение.

     Оборудование:

                     - проигрыватель, грампластинки, иллюстрации, портрет композитора.

                                   

                Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель музыки (УМ): Здравствуйте, ребята!

ученики: Здравствуйте!

 2. Повторение пройденного:

УМ: Ребята, давайте вспомним основную тему четверти.

ученики: Музыкальная драматургия.

УМ: Назовите «музыкальную драматургию» в увертюре М. Глинки к опере «Руслан и Людмила», О. Тактакишвили в оратории «Сегодня умер Руставели»?

Варианты ответов детей: добро – зло, Родина – чужбина.

УМ: А что же такое «музыкальная драматургия»?  

ученики: Воплощение автора в музыке своих героев, противоречащих друг другу.

  3.  Введение в тему:

УМ: Сегодня мы с вами поговорим о творчестве известного немецкого композитора Л.В.Бетховена, послушаем его музыкальные произведения, определим музыкальную драматургию.

 С  творчеством Бетховена нас ознакомит ученица.           

      Людвиг Ван Бетховен родился в городе Бонне в 1770 году. Рано стал заниматься музыкой. Его первым учителем музыки был отец. Семья Бетховена издавна была музыкальной: дед, отец композитора – придворные певцы. В 11 лет Людвиг Бетховен – помощник органиста в боннской консерватории, в 13 лет – придворный органист и концертмейстер придворного театра. Мальчик был талантлив, трудолюбив, самостоятелен.

 В 1787 году Людвиг Бетховен посетил Вену. Этот город был прославлен великими музыкальными традициями. В Вене он знакомится с музыкой Моцарта, Гайдна.

  С 17 лет Бетховен формируется как композитор, пишет музыку по ночам, днём даёт уроки в частных домах, играет на органе в капелле и в соборе. Ему близки внезапные переходы от скорби и счастливой весёлости, резкие контрасты проявлялись в первых его сонатах.

 Бетховен написал 5 концертов для фортепьяно с оркестром, 16 струнных квартетов, 32 сонаты, оперу «Фиделио» и множество других музыкальных произведений.

 Жизнь композитора была очень трудной, но ничто не могло сразить его мощного таланта и сильной воли к жизни. Ни болезни, ни мрак тишины, ни бедность, которая преследовала его постоянно. Он жил музыкой, а музыка жила в нём и поддерживала его до конца дней. Умер Бетховен 27 марта 1827 года в Вене.

 Заочное знакомство с композитором по портрету.

Вопросы  к классу:

1. Опишите черты лица композитора.

2. В каком настроении художник изобразил Бетховена?

3. Обратите внимание на внешний вид, одежду, причёску периода XVIII века.

  Ответы учеников.

 4. Знакомство с музыкой композитора.

Перед уроком на доску вывесить определения «Соната», «Увертюра».

  Соната – музыкальный жанр, состоящий из нескольких частей, разных по звучанию, но связанных между собой единым идейным замыслом.

  Увертюра – вступление к опере, балету, кинофильму, выражающая характерные черты и общий дух того произведения, которому она предшествует, или той идеи, которая заложена в её названии.

  УМ: Увертюра «Эгмонт» была написана в 1810 году. Главный герой, юноша по имени Эгмонт, возглавил народ на борьбу против завоевателей. Герой погиб один из первых, народ продолжил начатую борьбу и победил врага.

 По звучанию увертюра делится на три части: 1 часть – вступление, 2 часть – основная, 3 часть – заключительный финал.

  Давайте прослушаем увертюру, определим, какие инструменты звучат, какое настроение вызывает это музыкальное произведение, определим его музыкальную драматургию.

   Звучит грамзапись увертюры « Эгмонт».

Ответы учеников: серьёзная, суровая музыка, прослеживаются образы смелых борцов, коварных завоевателей,  увертюру исполнял симфонический оркестр.

  УМ: Кто определит музыкальную драматургию увертюры «Эгмонт»? Угнетенный народ идет на борьбу с завоевателями; суровая музыка наступления и решительная победа народа над врагом.

Ответы учеников.

  УМ: Для сравнения послушаем следующее произведение Л.В. Бетховена; фрагмент сонаты №14

Звучит грамзапись.

  УМ: Проанализируем с вами, ребята, фрагмент сонаты №14. Какое настроение вы почувствовали этой  музыке, какие музыкальные образы вы здесь услышали и могли бы назвать?

Ответы учеников: образ одиночества, борьбы, мужественности.

 УМ: Каков характер музыки, музыкальная драматургия?

Ответы учеников: плавность музыки, скорбные чувства одиночества; есть печаль и радость, скорбь и мужество

 УМ: Как видим с вами, ребята, музыка Бетховена по характеру звучания  совершенно разная и на слушателя воздействует по-разному. Кажется, что композитор все свое музыкальное творчество старался направить на слушателя, передать глубокие чувства

любви к Родине, близким людям, проникнуться и прочувствовать своих героев через себя; вместе с музыкальными образами радоваться и печалиться, страдать и веселиться.

  5.Исполнение песен.

 УМ: В современных произведениях песенного жанра  основной темой является любовь к Родине, призыв к миру.

- Давайте, ребята, послушаем и исполним песни «Бухенвальдский  набат», «Школьный корабль».   (Прослушать песни по пластинкам, исполнить под фонограмму. Учитель при этом обращает внимание на изменение громкости во время исполнения, на выделение важных по смыслу слов в песнях.)

   Анализ песен:

 УМ: С каким настроением вы исполняли песню « Бухенвальдский набат»?

Варианты ответов учеников; серьезно, с выражением тревоги за свою Родину.

-Назовем музыкальные образы в песне.

Образ скорби о погибших и страстный призыв к борьбе за мир.

-Какова музыкальная драматургия песни «Бухенвальдский набат»?

Песня- воспоминание, память о войне, образы добра и зла, призыв к миру.

  УМ: Изменилось ли ваше настроение при исполнении песни «Школьный корабль»?

Ответы  учеников: музыка вальсовая, плавная, придает хорошее настроение, зовет в романтическое путешествие на корабле.

- Школа – корабль, безостановочный путь вперед к познанию нового, радость достижения новых целей и неизменная доброта к людям – «Моряками ли мы станем, звездолет ли поведем, никогда мы не оставим человека за бортом…». Обе песни красивы по звучанию и в исполнении.

    6. Итог урока.

 УМ: Ребята, сегодня на уроке мы с вами определяли музыкальные образы, музыкальную драматургию в симфонических произведениях, музыке песенного жанра. Молодцы! Работали все активно, особенно хочется сказать спасибо мальчикам. Давали полные ответы, логически рассуждали, хорошо исполняли песни по программе. Все получают за урок хорошие оценки.

  Домашнее задание: Слушать музыкальные произведения, обращать внимание на то, какие инструменты в ней используются, определять в прослушанной музыке музыкальные образы, музыкальную драматургию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1080. Роль промежуточного перегрева водяного пара в турбоустановках ТЭС. Регенеративный подогрев питательной воды. Комбинированная выработка теплоты и электроэнергии на ТЭЦ 336.5 KB
  Промежуточный перегрев водяного пара в паротурбинных установках. Тепловая схема ПТУ с промежуточным перегревом водяного пара. Регенеративный подогрев питательной воды в турбоустановках. Комбинированная выработка теплоты и электрической энергии на ТЭЦ.
1081. Процесс расширения пара в турбинной ступени 370 KB
  Основные уравнения и формулы, используемые для расчета движения водяного пара в проточной части турбинных ступеней. Конструкция турбинной ступени осевого типа и процессы преобразования энергии в ней. Тепловая диаграмма процесса расширения в турбинной ступени. Степень реактивности турбинной ступени.
1082. Мощность и экономичность турбинных ступеней 443.5 KB
  Усилия в турбинной ступени и ее мощность. Относительный лопаточный КПД ступени. Двухвенечные ступени паровых турбин. Процесс расширения в проточной части двухвенечной ступени.
1083. Турбинные решетки и их выбор 3.25 MB
  Геометрические характеристики турбинных решеток. Газодинамические и режимные характеристики турбинных решеток. Маркировка турбинных решеток и их формирование. Зависимости для определения коэффициентов потерь сопловой решетки.
1084. Относительный внутренний КПД турбинной ступени 765.5 KB
  Потери трения диска и лопаточного бандажа. Потери при парциальном подводе водяного пара в турбинную ступень. Потери от утечек в турбинной ступени. Лабиринтовые уплотнения. Потери от влажности водяного пара.
1085. Расчет турбинных ступеней. Методика расчета турбинной ступени 426.5 KB
  Выбор исходных данных и параметров при расчете турбинной ступени. Методика расчета турбинной ступени. Процесс расширения водяного пара в турбинной ступени. Схема отклонения потока в косом срезе сопловой решетки. Особенности расчета турбинных ступеней.
1086. Особенности расчета и проектирования ступеней с длинными лопатками 499 KB
  Уравнения радиального равновесия. Законы профилирования турбинных лопаток. Закон постоянного профиля сопловых и рабочих лопаток по высоте ступени. Примеры исполнения лопаток паровых турбин.
1087. Основы проектирования паровых турбин 613 KB
  Основные показатели паровых турбин и их компоновки. Схема компоновки паровой турбины К-800-23,5 ЛМЗ. Предельная мощность однопоточной конденсационной турбины. Компоновочные решения для паровых турбин ТЭС. Упрощенная тепловая схема конденсационной ПТУ. Способы повышения мощности паровых турбин.
1088. Основные расчеты при проектировании паровой турбины 328 KB
  Построение процесса расширения водяного пара в проточной части турбины и оценки его расхода. Расчет числа ступеней и распределение теплоперепадов по ступеням турбины. Выбор частоты вращения валопровода турбоагрегата и числа его ЦНД.