1434

Экономическое обоснование проектирования двигателя

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Целью расчетов является обоснование экономической целесообразности создания и применения спроектированного двигателя. Решение принимается на основе расчета экономического эффекта путем сопоставления результатов и затрат по проектируемому и базовому вариантам при условии сопоставимости их по объему

Русский

2013-01-06

124.5 KB

43 чел.

Введение

Целью расчетов является обоснование экономической целесообразности создания и применения спроектированного двигателя. Решение принимается на основе расчета экономического эффекта путем сопоставления результатов и затрат по проектируемому и базовому вариантам при условии сопоставимости их по объему выполняемых работ (производительности), сроку службы и другим качественным параметрам.

1. Характеристика спроектированного двигателя

Спроектированный двигатель предназначен для установки на легковой автомобиль ЗАЗ-1102 для выполнения перевозки пассажиров и грузов в багажнике массой до 50кг.

От двигателя аналогичного назначения МеМЗ-245 спроектированный двигатель отличается следующими параметрами: эффективная мощность выше на 4.34 кВт, удельный расход топлива ниже на 8 г/кВт ч, конструктивная масса двигателя уменьшилась на 6.3 кг.

2.Расчет  себестоимости и цены спроектированного двигателя

Удельная себестоимость производства двигателя-аналога

где Са – себестоимость производства двигателя- аналога, равная 2778 грн/шт;

 Ga – конструктивная масса двигателя- аналога, равная 91.6 кг .

Себестоимость машины новой конструкции на стадии проектирования может быть определена укрупненным способом по формуле

где GH  – конструктивная масса нового двигателя , равная  85.3 кг ;

Ку – коэффициент, учитывающий удорожание или удешевление себестоимости

       базового двигателя в результате выполнения конструктивных изменений при

       разработке спецзадания, равный 1 .     

Конструкция нового двигателя разработана на базе двигателя МеМЗ - 245, выпускаемого на Мелитопольском моторном заводе.  Исходные данные по двигателю – аналогу и проектируемому двигателю приведены в таблице 1.

Таблица 1. – Исходные данные

n/n

Наименование показателя

Двигатели

новый

базовый

1

Марка автомобиля

МеМЗ-245

-------

2

Назначение

автом

автом

3

Завод – изготовитель

МеМЗ

МеМЗ

4

Эффективная мощность, кВт

41.84

35

5

Частота вращения коленвала, мин-1 

5400

5600

6

Удельный расход топлива, г/кВт∙ч

277

285

7

Расход масла на угар, %

0.5

0.5

8

Масса двигателя – конструктивная, кг

585.3

91.6

9

Моторесурс, моточас

10

Срок службы, лет

10

10

11

Годовая занятость, ч

700

700

12

Коэффициент загрузки двигателя по мощности

0.65

0.65

13

Годовой выпуск, шт/год

15000

------

14

Уровень рентабельности к себестоимости, %

5

5

15

Себестоимость, грн/шт

------

2778

16

Цена производства, грн/шт

------

2917

17

Цена продажи, грн/шт

------

3500

 

При рентабельности производства ρ прибыль на один двигатель составит

где % ∙ρ – процент рентабельности к себестоимости, равный 5%.      

Цена производства нового двигателя (оптовая)

Налог на добавленную стоимость

где НДС =20%.

Цена продажи

Цпрп+НДС=2716+543=3259 грн.

В таблице 2. приведена калькуляция себестоимости спроектированного двигателя, рассчитанная в соответствии со структурой затрат на заводе – изготовителе двигателя - аналога.

  1.   Построение графика безубыточности производства

Условно – переменные затраты на одно изделие

Зпер=МЗ+Зосдсп+0.7∙РСЭО=388+401+78+186+0.7 683=1531 грн,

где МЗ – прямые материальные затраты на изделие;

Зосн - основная  заработная плата производственных рабочих ;

 Зд - дополнительная  заработная плата производственных рабочих;

Осп - отчисления на социальные программы;

РСЭО - расходы по содержанию и эксплуатации оборудования;

Аг – годовой выпуск двигателей.

Условно – постоянные затраты на годовой выпуск

Зпост=(Сп – Зпер)∙Аг=(2587-1531) 15000=15840 тыс.грн.

Таблица 2. – Калькуляция себестоимости спроектированного двигателя

п/п

Статьи затрат

Структура

затрат, %

Сумма затрат,грн

1

Материалы и полуфабрикаты собственного производства

2

Покупные комплектующие изделия

15

388

3

Возвратные отходы

4

Транспортно – заготовительные расходы

5

Топливо на технологические цели

6

Энергия на технологические цели

7

Всего материальных затрат

388

8

Основная заработная плата производственных рабочих

15.5

401

9

Дополнительная  заработная плата производственных рабочих

3.0

78

10

Отчисления на социальные программы

2

186

11

Возмещение износа инструмента целевого назначения

12

Расходы на подготовку и освоение производства

13

Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования

26.4

683

14

Общепроизводственные расходы

15

453

15

Общехозяйственные расходы

12.5

323

16

Потери от брака

17

Прочие производственные расходы

1.7

44

18

Производственная себестоимость

98.8

2556

19

Внепроизводственные расходы

1.2

31

20

Полная себестоимость

100

2587

21

Прибыль

5

129

22

Цена производства (оптовая)

2716

23

Налог на добавленную стоимость

20

543

24

Цена продажи (отпускная)

3259

Построение графика безубыточности производства (рис 1.) выполняется следующим образом. На оси ординат откладываю затраты (выручку), на оси абсцисс – выпуск изделия в штуках, затем на оси ординат откладываю Зпост .  От точки Аг на оси абсцисс откладываю ординату равную полной себестоимости годового выпуска – точка В: Сгг∙Сп . Через точки Зпост и В провожу прямую, которая отражает зависимость себестоимости годовой программы . Сг от годового выпуска продукции в натуральном выражении: Сг=f(Ai) . Далее от точки Аг откладываю ординату равную объему продаж – точка Д: Врп∙Аг , соединив начало ординат с точкой Д, получаю зависимость годового объема продаж от количества проданных изделий Вр=f(Ai). Точка пересечения прямых С соответствует годовому выпуску Акр при котором происходит достижение безубыточности производства и реализации продукции .

  1.     Расчет экономического эффекта от производства и использования нового двигателя

Решение о целесообразности создания новой техники принимается на основе расчета экономического эффекта.

Расчет экономического эффекта от внедрения нового изделия выполняется в сравнении с заменяемым им изделием аналогичного назначения. Снижение при этом затрат у потребителя характеризуется конкурентоспособностью нового изделия на рынках сбыта .

В условиях перехода к рыночной экономике, когда предприятия являются самостоятельным хозяйствующим субъектом, оценка хозрасчетного экономического эффекта как полезного результата в денежном выражении осуществляется в отдельности для изготовителя и потребителя новой продукции.

  1.  Годовой экономический эффект у изготовителя

Рыночная ( фактическая ) цена двигателя

Цр=0.99∙Цпр=0.99 3259=3226 грн.

Фактический объем выпуска в t-ом году

Объем реализации в t – ом году

Аtгф=14850 шт.

Выручка от реализации продукции в t – ом году

PtрAtр∙Агф=3226 14850=49061 млн.грн.

Себестоимость годового выпуска изделий в t- ом году

Ct=Cп∙Аг=2587 15000=38.805 млн.грн.

где Аг – Объем выпуска в t – ом году .

Фактическая величина НДС на одно изделие

Фактическая величина прибыли на одно изделие

Прфр – НДСф – Сп=3226-538-2587=101грн.

Фактическая величина налога на прибыль на одно изделие

Общая сумма налогов и выплат из балансовой прибыли в t – ом году

Ht = ( НДСф+ Нпрф )∙Агф= (638+30) 14850 =8.4348 млн.грн.

Годовой экономический эффект у изготовителя

Эи=PtCtHt = 47906.1 – 38809 – 8434.8 = 662.3 тыс.грн.

  1.  Годовой экономический эффект у потребителя новой техники

Годовые объемы работ, выполняемые при использовании  изделия

,                                                      ( 1.)

где Ne – эффективная мощность  двигателя;

Тз – годовая занятость  двигателя;

Кзм, – коэффициент загрузки  двигателя по мощности.

Новый двигатель

Базовый двигатель

Коэффициент учета роста производительности нового двигателя по сравнению с базовым

Коэффициент учета изменения срока службы нового двигателя по сравнению с базовым

где Рб , Рн – доли отчислений на полное восстановление (реновацию) базового и нового

   двигателей, равные 0.1;

Ен – нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных

        вложений, равный 0.15

.

где Тс – срок службы двигателя, равный 10 лет.

Балансовая стоимость двигателя

Б=Цр ∙Ктр  ,                                                             ( 2.)

где Цр – рыночная цена изделия;

Ктр – коэффициент транспортно – монтажных расходов, равный 1.12.

Балансовая стоимость нового двигателя

Б=Цр ∙Ктр=3226 1.12=3613грн.

Балансовая стоимость базового двигателя

Б=Цр ∙Ктр=0.993500 1.12=3881грн.

Сопутствующие капитальные вложения потребителя (без учета стоимости рассматриваемых двигателей) при использовании  двигателей

                                                     ( 3.)

Базовый двигатель

Новый  двигатель

Капитальные затраты у потребителей, связанные с приобретением и использованием   техники

                                                       ( 4.)

Новая техника

Базовая техника

Годовые затраты на топливо двигателя

Зт=Ne qтТзЦтКзм ,                                                 ( 5.)    

где qт – удельный расход топлива  двигателя;

Цт – цена топлива двигателя.

Новый двигатель

Зтн=Neн qтнТзнЦтнКзмн=41.84 0.277 700 1.55 0.65=8174грн.

Базовый двигатель

Зтб=Neб qтб ∙Тзб ∙Цтб ∙Кзмб=37,5 0.285 700 1.55 0.65=7537грн.

Годовые затраты на масло  двигателя

Зм=Ne qтqмТзЦмКзм ,                                                 ( 6.)

где qмб – расход масла  двигателя в относительных долях от расхода топлива;

Цм – цена масла  двигателя;

Новый двигатель

Змн=Neн ∙qтн ∙ qмнТзнЦмнКзмн=41.84 0.277 0.5/100 700 5.40 0.65=142грн.

Базовый двигатель

Змб=Neб qтбqмб∙Тзб ∙Цмб ∙Кзмб=35 0.285 0.5/100 700 5.40 0.65=131грн.

Годовая зарплата обслуживающего персонала  двигателя

Ззп.ч ∙ Тзqзп ,                                                        ( )

где Сч – часовая тарифная ставка механизатора с учетом доплат и отчислений на   

       социальные нужды, равная 2.1 грн;

 qзп – доля зарплаты обслуживающего персонала, приходящаяся на обслуживание

         двигателя, равная 0.28.

Базовый  двигатель

Ззп.бчб ∙ Тзбqзпб = 2.1 700 0.28=412 грн.

Новый двигатель

Ззп.нчн ∙ Тзнqзпн=2.1 700 0.28= 412 грн.

Годовые затраты на ремонт базового двигателя

где Нтр – норма ежегодных отчислений на капитальные ремонты и техническое

          обслуживание, равная 11.4%;

 Нкр – норма ежегодных отчислений на капитальные ремонты, равная 9.5%.

Годовые затраты на ремонт нового двигателя

где Тмб , Тмн – моторесурс соответственно базового и нового двигателя Амортизационные отчисления по сопутствующим капитальным вложениям у потребителя базового двигателя

где Нас – норма ежегодных отчислений по сопутствующим капитальным вложениям,

         равная 10%

Амортизационные отчисления по сопутствующим капитальным вложениям у потребителя нового двигателя

Годовые текущие (эксплуатационные) издержки потребителя при использовании базового двигателя без учета амортизации на реновацию по самому двигателю

Годовые текущие (эксплуатационные) издержки потребителя при использовании нового двигателя без учета амортизации на реновацию по самому двигателю

Годовые эксплуатационные затраты базовой техники в расчете на объем работ выполняемых с помощью новой техники

Годовые эксплуатационные затраты новой техники в расчете на объем работ выполняемых с помощью новой техники

Цена потребления базовой техники

Цена потребления новой техники

Годовой экономический эффект у потребителя новой техники

Выводы

Проведенные технико – экономические расчеты показали целесообразность создания и примениния спроектированного двигателя.  Экономический эффект у изготовителя при годовом выпуске  15000  двигателей составит   662.3  тыс. грн . Экономический эффект у потребителя за срок службы на один двигатель составит 5.698  тыс. грн .

 


Таблица 3.- Технико – экономические показатели сравниваемых двигателей

п/п

Наименование показателя

Единица

измерения

Двигатели

новый

базовый

1

Марка двигателя

--------

МеМЗ-245

2

Назначение

автом.

автом

3

Эффективная мощность

кВт

41.84

35

4

Частота вращения коленчатого вала

мин-1

5400

5600

5

Удельный расход топлива

г/кВт∙ч

277

285

6

Расход масла на угар

%

0.5

0.5

7

Конструктивная масса двигателя

кг

85.3

91.6

8

Полная себестоимость

грн/шт

2587

2778

9

Цена производства

грн/шт

2716

2917

10

Цена продажи

грн/шт

3259

3500

11

Годовые эксплуатационные расходы на один двигатель – всего:

  в том числе:

           - на топливо

           - на масло

           - на заработную плату

           - на ремонты и техническое обслуживание

           - амортизационные отчисления  

грн/шт

--------

--------

--------

--------

--------

9706.3

8174

142

412

906

72.3

9130.6

7537

131

412

973

76

12

Годовые эксплуатационные расходы, приведенные к одинаковому объему работ

грн/шт

9706.3

10190

13

Экономический эффект у потребителя на один двигатель за срок службы

грн/шт

5698

-------


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15729. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМ ПИТАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 116.9 KB
  Реферат на тему ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМ ПИТАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Техническое обслуживание системы питания карбюраторного двигателя Неисправности системы питания заключаются в...
15730. Маркировка автомобильных шин 140.17 KB
  Маркировка автомобильных шин Автомобильные шины маркируются алфавитноцифровым кодом который обозначается на борту шины. Этот код определяет размеры шины и некоторые из ее ключевых характеристик типа индикаторов нагрузки и скорости. Иногда внутренний борт шины со
15731. Проект организации ТО и ремонта МТП в ЦРМ хозяйства с годовым объемом работ 33000 часов 151.16 KB
  КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: Проект организации ТО и ремонта МТП в ЦРМ хозяйства с годовым объемом работ 33000 часов РЕФЕРАТ Пояснительная записка курсового проекта содержит 39 листов машиннопечатного текста формата А4 13 таблиц и два приложения список использованно
15732. МОДЕЛИРОВАНИЕ СОСТАВА МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА 369.5 KB
  Реферат по моделированию: МОДЕЛИРОВАНИЕ СОСТАВА МАШИННОТРАКТОРНОГО ПАРКА ВВЕДЕНИЕ За последние годы произошло значительное сокращение количества сельскохозяйственной техники в стране. Тяжелое финансовое положение предприятий нарушенный паритет цен на маши...
15733. ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ДВИГАТЕЛЯ М-14П 422 KB
  КОНСТРУКЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ М14П ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ДВИГАТЕЛЯ М14П ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Авиационный двигатель М14П поршневой четырехтактный бензиновый с воздушным охлаждением девятицилиндровый однорядный со звездообразным расположением цилиндров и с карб...
15734. Технология восстановления типовых деталей 92 KB
  Реферат по дисциплине Надежность и ремонт машин на тему: Технология восстановления типовых деталей Содержание 1 Номенклатура классов и групп деталей машин. 2 Характерные дефекты и способы их устранения у типовых деталей 2.1 Корпусные детали 2.2 ...
15735. Способы устранения дефектов деталей автомобиля 89.5 KB
  Способы устранения дефектов деталей автомобиля Виды и характеристика дефектов Наиболее распространенными дефектами деталей автомобилей и агрегатов поступающих на КР являются: изменение размеров рабочих поверхностей; механические повреждения; нарушение...
15736. Организация сбора и хранения отработанного масла и маслосодержащих отходов 281.5 KB
  Организация сбора и хранения отработанного масла и маслосодержащих отходов Отработанные нефтепродукты являются опасными загрязнителями практически всех компонентов природной среды поверхностных и подземных вод почвеннорастительного покрова атмосферного воз
15737. Технологический процесс изготовления коленчатого вала 46.96 KB
  Технологический процесс изготовления коленчатого вала. Получение заготовки. Заготовки коленчатых валов получают горячей штамповкой и литьём. Кованые коленчатые валы изготовляются из углеродистых и легированных сталей а литые валы из высокопрочных глобулярны...