14344

Диагностика межличностных отношений (методика Т. Лири)

Доклад

Психология и эзотерика

Диагностика межличностных отношений методика Т. Лири При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминированиеподчинение и дружелюбиеагрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличн...

Русский

2013-06-03

27.06 KB

4 чел.

Диагностика межличностных отношений (методика Т. Лири)

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности (см. бланки ниже). Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

0-4 балла – низкая

адаптивное поведение

5-8 баллов – умеренная

9-12 баллов – высокая

экстремальное
до патологии поведение

13-16 баллов - экстремальная

Цель исследования заключается в том, чтобы выявить особенности отношений Я-реального и Я-идеального в самооценке каждого из супругов, а также в оценке друг друга.

На первом этапе исследования (супружеской паре) – участникам эксперимента предлагается заполнить бланк опросника согласно инструкции. Заполнение проходит в 4 этапы, на каждом этапе участникам предлагается новая инструкция.

Инструкция испытуемому 1: «Уважаемый участник исследования! Перед Вами перечень признаков, с помощью которых можно описать психологический портрет человека. Выберите только те признаки, которые Вы можете отнести к себе, и отметьте их. Долго не задумывайтесь, если не уверены – не отмечайте! Спасибо!»

Инструкция испытуемому 2: «Уважаемый участник исследования! Перед Вами тот же перечень признаков, с помощью которых можно описать психологический портрет человека. Выберите только те признаки, которыми Вы хотели бы обладать в идеале (в т.ч. и те признаки, которыми Вы уже обладаете), и отметьте их. Долго не задумывайтесь, если не уверены - не отмечайте! Спасибо!»

Инструкция испытуемому 3: «Теперь выберите только те признаки, которыми, Вам кажется, обладает Ваш супруг, и отметьте их. Спасибо!»

Инструкция испытуемому 4: «А теперь выберите только те признаки, которыми, Вам хотелось бы, чтобы обладал Ваш супруг в идеале (в т.ч. те признаки, которые в нём уже есть), и отметьте их. Спасибо!»

На следующем этапе полученные результаты обрабатываются в соответствии с ключом методики и наносятся на дискограммы.

Последний этап – анализ полученных результатов.

Сводная таблица результатов

Черты

Ответы жены

Ответы мужа

О себе реальной

О себе идеальной

О муже реальном

О муже идеальном

О себе реальном

О себе идеальном

О жене реальной

О жене идеальной

Доминирование

 

 

 

 

 

 

 

 

Уверенность в себе

 

 

 

 

 

 

 

 

Агрессивность

 

 

 

 

 

 

 

 

Скептицизм

 

 

 

 

 

 

 

 

Подчинение

 

 

 

 

 

 

 

 

Доверчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

Дружелюбие

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзывчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

Опросник

  1.  Другие думают о нем благосклонно
  2.  Производит впечатление на окружающих
  3.  Умеет распоряжаться, приказывать
  4.  Умеет настоять на своем
  5.  Обладает чувством достоинства
  6.  Независимый
  7.  Способен сам позаботиться о себе
  8.  Может проявлять безразличие
  9.  Способен быть суровым
  10.  Строгий, но справедливый
  11.  Может быть искренним
  12.  Критичен к другим
  13.  Любит поплакаться
  14.  Часто печален
  15.  Способен проявлять недоверие
  16.  Часто разочаровывается
  17.  Способен быть критичным к себе
  18.  Способен признать свою неправоту
  19.  Охотно подчиняется
  20.  Уступчивый
  21.  Благодарный
  22.  Восхищающийся, склонный к подражанию
  23.  Уважительный
  24.  Ищущий одобрения
  25.  Способный к сотрудничеству, взаимопомощи
  26.  Стремится ужиться с другими
  27.  Дружелюбный, доброжелательный
  28.  Внимательный, ласковый
  29.  Деликатный
  30.  Ободряющий
  31.  Отзывчивый на призывы о помощи
  32.  Бескорыстный
  33.  Способен вызывать восхищение
  34.  Пользуется у других уважением
  35.  Обладает талантом руководителя
  36.  Любит ответственность
  37.  Уверен в себе
  38.  Самоуверен, напорист
  39.  Деловитый, практичный
  40.  Любит соревноваться
  41.  Стойкий и упорный, где надо
  42.  Неумолимый, но беспристрастный
  43.  Раздражительный
  44.  Открытый, прямолинейный
  45.  Не терпит, чтобы им командовали
  46.  Скептичен
  47.  На него трудно произвести впечатление
  48.  Обидчивый, щепетильный
  49.  Легко смущается
  50.  Не уверенный в себе
  51.  Уступчивый
  52.  Скромный
  53.  Часто прибегает к помощи других
  54.  Очень почитает авторитеты
  55.  Охотно принимает советы
  56.  Доверчив и стремится радовать других
  57.  Всегда любезен в обхождении
  58.  Дорожит мнением окружающих
  59.  Общительный, уживчивый
  60.  Добросердечный
  61.  Добрый, вселяющий уверенность
  62.  Нежный, мягкосердечный
  63.  Любит заботиться о других
  64.  Бескорыстный, щедрый
  65.  Любит давать советы
  66.  Производит впечатление значительного человека
  67.  Начальственно повелительный
  68.  Властный
  69.  Хвастливый
  70.  Надменный и самодовольный
  71.  Думает только о себе
  72.  Хитрый, расчетливый
  73.  Нетерпим к ошибкам других
  74.  Корыстный
  75.  Откровенный
  76.  Часто недружелюбен
  77.  Озлобленный
  78.  Жалобщик
  79.  Ревнивый
  80.  Долго помнит свои обиды
  81.  Самобичующийся
  82.  Застенчивый
  83.  Безынициативный
  84.  Кроткий
  85.  Зависимый, несамостоятельный
  86.  Любит подчиняться
  87.  Предоставляет другим принимать решения
  88.  Легко попадает впросак
  89.  Легко поддается влиянию друзей
  90.  Готов довериться любому
  91.  Благорасположен ко всем без разбора
  92.  Всем симпатизирует
  93.  Прощает все
  94.  Переполнен чрезмерным сочувствием
  95.  Великодушен, терпим к недостаткам
  96.  Стремится покровительствовать
  97.  Стремится к успеху
  98.  Ожидает восхищения от каждого
  99.  Распоряжается другими
  100.  Деспотичный
  101.  Сноб, судит о людях лишь по рангу и достатку
  102.  Тщеславный
  103.  Эгоистичный
  104.  Холодный, черствый
  105.  Язвительный, насмешливый
  106.  Злой, жестокий
  107.  Часто гневлив
  108.  Бесчувственный, равнодушный
  109.  Злопамятный
  110.  Проникнут духом противоречия
  111.  Упрямый
  112.  Недоверчивый, подозрительный
  113.  Робкий
  114.  Стыдливый
  115.  Отличается чрезмерной готовностью подчиняться
  116.  Мягкотелый
  117.  Почти никогда никому не возражает
  118.  Навязчивый
  119.  Любит, чтобы его опекали
  120.  Чрезмерно доверчив
  121.  Стремится сыскать расположение каждого
  122.  Со всеми соглашается
  123.  Всегда дружелюбен
  124.  Любит всех
  125.  Слишком снисходителен к окружающим
  126.  Старается утешить каждого
  127.  Заботится о других в ущерб себе
  128.  Портит людей чрезмерной добротой

Ключ

  1.  Доминантность: 1 – 4, 33 – 36, 65 – 68, 97 – 100.
  2.  Уверенность в себе: 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104.
  3.  Требовательность: 9 – 12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108.
  4.  Скептицизм: 13 – 16, 45 – 48, 77 – 80, 109 – 112.
  5.  Уступчивость: 17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 – 116.
  6.  Доверчивость: 21 – 24, 53 – 56, 85 – 88, 117 – 120.
  7.  Добросердечие: 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124.
  8.  Отзывчивость: 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60750. Поняття комп’ютерної публікації. 3асоби створення публікацій. Види публікацій та їх шаблони. Структура публікації 3.6 MB
  Мета: навчальна: Сформувати поняття компютерної публікації розглянути види публікацій та засоби їх створення. Отже тема нашого уроку Поняття компютерної публікації.
60751. 200 років з дня народження Тараса Григоровича Шевченка 968 KB
  Мета: Активізувати та збагачувати знання дітей про життя та творчість Тараса Шевченка; викликати інтерес до поезії; спонукати учнів до вияву власних творчих здібностей та їх розвитку; розвивати виразне читання та звязне мовлення школярів виховувати любов і повагу до спадщини...
60752. Рух графічних зображень за допомогою циклів 58.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з поняттям анімації; навчити створювати рухи окремих елементів, створювати анімацію програмним способом; розвивати логічне і образне мислення; виховувати любов до прекрасного.
60753. Розклад чисел на прості множники 78 KB
  Мета: ‒ навчити учнів розкладати числа на прості множники; ‒ розвивати в учнів математичне і логічне мислення здатність самостійно робити висновки розвинути увагу спостережливість; ‒ виховувати самостійність у виконанні вправ культуру математичної мови...
60754. Духовне багатство – найбільший скарб у житті людини 67 KB
  Завдання які ми ставимо перед собою на сьогоднішній урок записані на дошці: Вірш Крила Крила на яких написановиразно і вдумливо читати; визначити провідну думку; аналізувати; висловити власні міркування; прослідкувати звязок з віршем Чайка на крижині.
60755. Стародавнє Межиріччя 55.5 KB
  Мета уроку. Ознайомити учнів з природоюкліматичними умовами розташуванням на карті Стародавнього Межиріччяосновними заняттями мешканців розвитком писемності. Тип уроку: урокподорож Основні терміни та поняття: Межиріччя...
60756. Як правильно вимкнути комп’ютер 47 KB
  Мета уроку: ознайомити учнів з порядком вимкнення компютера; повторити правила техніки безпеки; виховувати культуру навчальної праці при роботі з компютером; розвивати увагу логічне мислення память пізнавальну цікавість.
60757. Графика и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин 1.73 MB
  Вспомнить как создаются диаграммы и графики; Вспомнить основные виды графиков и диаграмм; Познакомиться с основными правилами построениями графиков диаграмм; Выполнить практическую работу на оценку.
60758. Как кодируется изображение. Растровая и векторная графика 69.5 KB
  Что такое пиксель Что такое растр Как работает дисплей Из каких 3 цветов получаются все остальные цвета на цветном дисплее Какие устройства входят в состав графического адаптера Для чего нужна видеопамять Какие устройства используются для ввода изображения в компьютер Объяснение нового материала. Может использоваться например такой вариант кодировки цветов...