14344

Диагностика межличностных отношений (методика Т. Лири)

Доклад

Психология и эзотерика

Диагностика межличностных отношений методика Т. Лири При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминированиеподчинение и дружелюбиеагрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличн...

Русский

2013-06-03

27.06 KB

3 чел.

Диагностика межличностных отношений (методика Т. Лири)

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности (см. бланки ниже). Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

0-4 балла – низкая

адаптивное поведение

5-8 баллов – умеренная

9-12 баллов – высокая

экстремальное
до патологии поведение

13-16 баллов - экстремальная

Цель исследования заключается в том, чтобы выявить особенности отношений Я-реального и Я-идеального в самооценке каждого из супругов, а также в оценке друг друга.

На первом этапе исследования (супружеской паре) – участникам эксперимента предлагается заполнить бланк опросника согласно инструкции. Заполнение проходит в 4 этапы, на каждом этапе участникам предлагается новая инструкция.

Инструкция испытуемому 1: «Уважаемый участник исследования! Перед Вами перечень признаков, с помощью которых можно описать психологический портрет человека. Выберите только те признаки, которые Вы можете отнести к себе, и отметьте их. Долго не задумывайтесь, если не уверены – не отмечайте! Спасибо!»

Инструкция испытуемому 2: «Уважаемый участник исследования! Перед Вами тот же перечень признаков, с помощью которых можно описать психологический портрет человека. Выберите только те признаки, которыми Вы хотели бы обладать в идеале (в т.ч. и те признаки, которыми Вы уже обладаете), и отметьте их. Долго не задумывайтесь, если не уверены - не отмечайте! Спасибо!»

Инструкция испытуемому 3: «Теперь выберите только те признаки, которыми, Вам кажется, обладает Ваш супруг, и отметьте их. Спасибо!»

Инструкция испытуемому 4: «А теперь выберите только те признаки, которыми, Вам хотелось бы, чтобы обладал Ваш супруг в идеале (в т.ч. те признаки, которые в нём уже есть), и отметьте их. Спасибо!»

На следующем этапе полученные результаты обрабатываются в соответствии с ключом методики и наносятся на дискограммы.

Последний этап – анализ полученных результатов.

Сводная таблица результатов

Черты

Ответы жены

Ответы мужа

О себе реальной

О себе идеальной

О муже реальном

О муже идеальном

О себе реальном

О себе идеальном

О жене реальной

О жене идеальной

Доминирование

 

 

 

 

 

 

 

 

Уверенность в себе

 

 

 

 

 

 

 

 

Агрессивность

 

 

 

 

 

 

 

 

Скептицизм

 

 

 

 

 

 

 

 

Подчинение

 

 

 

 

 

 

 

 

Доверчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

Дружелюбие

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзывчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

Опросник

  1.  Другие думают о нем благосклонно
  2.  Производит впечатление на окружающих
  3.  Умеет распоряжаться, приказывать
  4.  Умеет настоять на своем
  5.  Обладает чувством достоинства
  6.  Независимый
  7.  Способен сам позаботиться о себе
  8.  Может проявлять безразличие
  9.  Способен быть суровым
  10.  Строгий, но справедливый
  11.  Может быть искренним
  12.  Критичен к другим
  13.  Любит поплакаться
  14.  Часто печален
  15.  Способен проявлять недоверие
  16.  Часто разочаровывается
  17.  Способен быть критичным к себе
  18.  Способен признать свою неправоту
  19.  Охотно подчиняется
  20.  Уступчивый
  21.  Благодарный
  22.  Восхищающийся, склонный к подражанию
  23.  Уважительный
  24.  Ищущий одобрения
  25.  Способный к сотрудничеству, взаимопомощи
  26.  Стремится ужиться с другими
  27.  Дружелюбный, доброжелательный
  28.  Внимательный, ласковый
  29.  Деликатный
  30.  Ободряющий
  31.  Отзывчивый на призывы о помощи
  32.  Бескорыстный
  33.  Способен вызывать восхищение
  34.  Пользуется у других уважением
  35.  Обладает талантом руководителя
  36.  Любит ответственность
  37.  Уверен в себе
  38.  Самоуверен, напорист
  39.  Деловитый, практичный
  40.  Любит соревноваться
  41.  Стойкий и упорный, где надо
  42.  Неумолимый, но беспристрастный
  43.  Раздражительный
  44.  Открытый, прямолинейный
  45.  Не терпит, чтобы им командовали
  46.  Скептичен
  47.  На него трудно произвести впечатление
  48.  Обидчивый, щепетильный
  49.  Легко смущается
  50.  Не уверенный в себе
  51.  Уступчивый
  52.  Скромный
  53.  Часто прибегает к помощи других
  54.  Очень почитает авторитеты
  55.  Охотно принимает советы
  56.  Доверчив и стремится радовать других
  57.  Всегда любезен в обхождении
  58.  Дорожит мнением окружающих
  59.  Общительный, уживчивый
  60.  Добросердечный
  61.  Добрый, вселяющий уверенность
  62.  Нежный, мягкосердечный
  63.  Любит заботиться о других
  64.  Бескорыстный, щедрый
  65.  Любит давать советы
  66.  Производит впечатление значительного человека
  67.  Начальственно повелительный
  68.  Властный
  69.  Хвастливый
  70.  Надменный и самодовольный
  71.  Думает только о себе
  72.  Хитрый, расчетливый
  73.  Нетерпим к ошибкам других
  74.  Корыстный
  75.  Откровенный
  76.  Часто недружелюбен
  77.  Озлобленный
  78.  Жалобщик
  79.  Ревнивый
  80.  Долго помнит свои обиды
  81.  Самобичующийся
  82.  Застенчивый
  83.  Безынициативный
  84.  Кроткий
  85.  Зависимый, несамостоятельный
  86.  Любит подчиняться
  87.  Предоставляет другим принимать решения
  88.  Легко попадает впросак
  89.  Легко поддается влиянию друзей
  90.  Готов довериться любому
  91.  Благорасположен ко всем без разбора
  92.  Всем симпатизирует
  93.  Прощает все
  94.  Переполнен чрезмерным сочувствием
  95.  Великодушен, терпим к недостаткам
  96.  Стремится покровительствовать
  97.  Стремится к успеху
  98.  Ожидает восхищения от каждого
  99.  Распоряжается другими
  100.  Деспотичный
  101.  Сноб, судит о людях лишь по рангу и достатку
  102.  Тщеславный
  103.  Эгоистичный
  104.  Холодный, черствый
  105.  Язвительный, насмешливый
  106.  Злой, жестокий
  107.  Часто гневлив
  108.  Бесчувственный, равнодушный
  109.  Злопамятный
  110.  Проникнут духом противоречия
  111.  Упрямый
  112.  Недоверчивый, подозрительный
  113.  Робкий
  114.  Стыдливый
  115.  Отличается чрезмерной готовностью подчиняться
  116.  Мягкотелый
  117.  Почти никогда никому не возражает
  118.  Навязчивый
  119.  Любит, чтобы его опекали
  120.  Чрезмерно доверчив
  121.  Стремится сыскать расположение каждого
  122.  Со всеми соглашается
  123.  Всегда дружелюбен
  124.  Любит всех
  125.  Слишком снисходителен к окружающим
  126.  Старается утешить каждого
  127.  Заботится о других в ущерб себе
  128.  Портит людей чрезмерной добротой

Ключ

  1.  Доминантность: 1 – 4, 33 – 36, 65 – 68, 97 – 100.
  2.  Уверенность в себе: 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104.
  3.  Требовательность: 9 – 12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108.
  4.  Скептицизм: 13 – 16, 45 – 48, 77 – 80, 109 – 112.
  5.  Уступчивость: 17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 – 116.
  6.  Доверчивость: 21 – 24, 53 – 56, 85 – 88, 117 – 120.
  7.  Добросердечие: 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124.
  8.  Отзывчивость: 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27739. Сухомлинский Василий Александрович 26.98 KB
  Сухомлинский педагог и мыслитель стоял у истоков движения учителейноваторов возрождения обновленной педагогики сотрудничества восстановления в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей что нашло отражение в его работах Павлышская средняя школа Сердце отдаю детям Рождение гражданина Разговор с молодым директором Три письма о любви Сухомлинским написано более 30 книг и 5000 статей большая часть которых известна не только на Родине но и переведена в Болгарии Венгрии Германии Китае Польше Японии в других странах....
27740. Методы социально-педагогического исследования 20.65 KB
  metodos путь способ исследования ведущее средство получения нового знания инструмент открытия объективных закономерностей окружающей действительности. Условно методы можно разделить на методы исследования социальнопедагогической реальности и методы ее преобразования СВ. Мустаевой: методы исследования методы воспитания и методы социальнопсихологической помощи.
27741. Педагогическая диагностика 17.59 KB
  Зная и учитывая специфику взаимодействия с педагогически запущенными подростками или подростками асоциального поведения опытные классные руководители организуют процесс перевоспитания. После изучения трудного школьника необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия а также методы перевоспитания. Второй этап связан с процессом перевоспитания который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при...
27742. Российское образование 14 KB
  Учреждения дополнительного образования; другие учреждения предоставляющие образовательные услуги. Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений утвержденных Правительством РФ о соответствующих типах и видах образовательных учреждений.
27743. Мезофакторы социализации 19.5 KB
  В России в сельской местности проживает около 26 населения. Но при этом они обладают типичными характеристиками: небольшое количество жителей; малая плотность населения; малая степень разнообразия видов трудовой деятельности; плохо развитое общественное обслуживание; почти полное отсутствие учреждений культуры и возможностей для проведения досуга. Происходит уменьшение сельского населения. Город тип поселения для которого характерны концентрация большого количества людей и высокая плотность населения на ограниченной территории...
27744. Иоганн Фридрих Гербарт 19.36 KB
  Гербарт получил образование сначала в латинской классической школе а затем в Иенском университете.Окончив университет Гербарт стал воспитателем детей в семье швейцарского аристократа.С 1802 года Гербарт работал в Гёттингенском и Кенигсбергском университетах в должности профессора.
27745. Станислав Теофилович Шацкий 22.81 KB
  Шацкий писал по этому вопросу в 1918 г. Шацкий родоначальник русской и советской дошкольной педагогики. Еще в дореволюционные годы им и его ближайшими сотрудниками была разработана оригинальная как Шацкий называл русская система воспитания в детском саду существенно отличавшаяся от той что была создана Фрёбелем и современницей Шацкого М.
27746. Цель деятельности социального педагога 19.77 KB
  Предлагаемые ниже таблицы отражают примерный перечень как основных направлений деятельности социального педагога так и их содержание. Предлагаемые ниже таблицы отражают примерный перечень как основных направлений деятельности социального педагога так и их содержание. Направления деятельности Содержание Социальнопедагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов проведение социальной паспортизации классов учебного учреждения микрорайона; изучение и анализ культурнобытовых отношений в семьях...
27747. Педагогическая деятельность Песталоцци 20.29 KB
  Иоганн Генрих Песталоцци 1746 1827 родился в Швейцарии в Цюрихе в семье врача. Песталоцци близко ознакомился с тяжелым положением крестьян и с малых лет проникся глубоким сочувствием к народу. Образование Песталоцци получил сначала в начальной а затем в латинской средней школе и в высшем учебном заведении гуманитарного направления коллегиуме на филологическом и философском отделениях где под влиянием французских просветителей развивались передовые демократические идеи.