1435

Уровневые фронтальные лабораторные работы

Лабораторная работа

Физика

Составной частью исследуемой проблематики является уровневый подход к формированию практических умений и навыков школьников. Для реализации этой цели учителем разработаны уровневые фронтальные лабораторные работы, и примеры использования проектной технологии как возможности вариативной организации учебных занятий.

Русский

2013-01-06

231.52 KB

46 чел.

  
 
В течение ряда лет учитель работает над проблемой уровневого подхода 
к обучению физике в среднем звене сельской общеобразовательной школы. 
Составной  частью  исследуемой  проблематики  является  уровневый 
подход  к  формированию  практических  умений  и  навыков  школьников.  Для 
реализации  этой  цели  учителем  разработаны  уровневые  фронтальные 
лабораторные  работы,  и  примеры  использования  проектной  технологии  как 
возможности вариативной организации учебных занятий. 
 
 
  
УРОВНЕВЫЕ ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ  
для 7 – 9 классов основной общеобразовательной школы 
 
Уровень 1-2 
Изучение явления теплообмена 
(Сравнение  количеств  теплоты  при  смешивании  воды  разной 
температуры) 
 
Оборудование
: измерительный цилиндр (мензурка), термометр, калориметр, 
стакан с холодной водой, сосуд с горячей водой (один на весь класс) 
 
Порядок выполнения работы 
1.  При  помощи  измерительного  цилиндра  (мензурки)  отмерьте  100  мл 
горячей воды (m1 = 100 г) и перелейте еѐ в калориметр.  
2.  Измерьте температуру  t1 горячей воды в калориметре. 
3.  Налейте в мензурку 100 мл холодной воды (m2 = 100 г). 
4.  Измерьте температуру t  холодной воды.

 
5.   Влейте осторожно холодную воду во внутренний стакан калориметра с 
горячей водой. 
6.  Аккуратно  помешайте  термометром  полученную  смесь.  Внимательно 
следите за понижением температуры. В том случае, когда еѐ изменение 
станет почти незаметным, запишите показание термометра t. 
7.  Рассчитайте  по  формуле  Q1  =  cm1(t1-t)  количество  теплоты,  отданное 
горячей водой при остывании до температуры смеси. 
8.  Рассчитайте по формуле Q
) количество
2 = cm2(t-t2
 теплоты, полученное 
холодной водой при еѐ нагревании до температуры смеси. 
9.  Результаты  измерений  и  вычислений  запишите  в  приведенную  ниже 
таблицу. 
m , кг
, Дж
, кг
, Дж
1
 
t1, 0С 
t, 0С 
Q1
 
m2
 
t2, 0С 
Q2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
10. Сравните количество теплоты, отданное горячей водой, с количеством 
теплоты, полученным холодной водой. Сделайте вывод. 
 








11.  Рассчитайте  относительную  погрешность  эксперимента  по  формуле:  
Q
Q
1

Q1
Уровень 3 
Изучение явления теплообмена 
(Сравнение  количеств  теплоты  при  смешивании  подсолнечного  масла 
разной температуры) 
 
Оборудование:
 измерительный цилиндр (мензурка), термометр, калориметр, 
стакан с холодным подсолнечным маслом, термос с горячим маслом (один на 
весь класс). 
Порядок выполнения работы 
1.  При 
помощи  измерительного  цилиндра  (мензурки)  отмерьте 
определѐнный объѐм  V горячего подсолнечного масла и перелейте еѐ 

в калориметр.  
2.  Измерьте температуру  t1 горячего масла в калориметре. 
3.  Налейте  в  мензурку  определѐнный    (по  выбору)  объѐм  V2  холодного 
подсолнечного масла. 
4.  Измерьте температуру t  холодного подсолнечного масла.

 
5.   Влейте осторожно холодное подсолнечное масло 
во внутренний стакан калориметра с горячим маслом. 
6.  Аккуратно  помешайте  термометром  полученную  смесь.  Внимательно 
следите за понижением температуры. В том случае, когда еѐ изменение 
станет почти незаметным, запишите показание термометра t. 
7.  Рассчитайте  по  формуле  Q1  =  cρV1(t1-t)  количество  теплоты,  отданное 
горячим маслом при остывании до температуры смеси. 
8.  Рассчитайте  по  формуле  Q
)  количество  теплоты, 

=  cρV2(t-t2
полученное  холодным  подсолнечным  маслом  при  еѐ  нагревании  до 
температуры смеси. 
    9. Результаты измерений и вычислений запишите в        приведенную ниже 
таблицу. 
 
V , м3 
, Дж
, м3
, Дж
1
t1, 0С 
t, 0С 
Q1
 
V2
 
t2, 0С 
Q2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
10.  Сравните  количество  теплоты,  отданное  горячим  подсолнечным 
маслом, с количеством теплоты, полученным холодным маслом. Сделайте 
вывод. 
11.  Рассчитайте  относительную  погрешность  эксперимента  по  формуле:  
Q
Q
1

Q1
 
Уровень 1 
Измерение удельной теплоѐмкости вещества 

 





Цель  работы  –  научиться  определять  опытным  путѐм  удельную 
теплоѐмкость твѐрдого тела. 
Приборы и материалы: калориметр, весы с гирями, термометр, цилиндр 
металлический  на  нити,  стакан  с  водой,  сосуд  с  горячей  водой,  бумага 
фильтровальная. 
Порядок выполнения работы 
1.  Определите массу внутреннего сосуда калориметра m0. 
2.  Во  внутренний  сосуд  калориметра  налейте  воду  немного  меньше 
половины. Определите массу сосуда с водой m. Вычислите массу воды 
в калориметре:  
m1=m-m0. 
3.  Соберите  калориметр,  поместив  внутренний  сосуд  во  внешний,  и 
измерьте начальную температуру холодной воды  t1.   
4.  Нагрейте цилиндр  в  сосуде  с  горячей  водой. Измерьте еѐ  температуру 
t .  Установившаяся  в  результате  теплообмена  температура  и  будет 
2
начальной температурой цилиндра. 
5.  Достаньте  из  горячей  воды  цилиндр  и  быстро  его  опустите  в 
калориметр. 
6.  Перемешайте  осторожно  термометром  воду  в  калориметре  и 
проследите  за  повышением  еѐ  температуры.  В  тот  момент,  когда 
температура перестанет повышаться, запишите показание термометра t. 
7.  Достаньте    за  нить  цилиндр  и  осушите  фильтровальной  бумагой.  С 
помощью весов определите его массу m2. 
8.  Результаты измерений запишите в            приведенную ниже таблицу. 
 
m
, кг
1=m-m0, 
t1, 0С 
m2
 
t2, 0С 
t, 0С 
кг 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
9.  Рассчитайте  количество  теплоты  Q ,  которое  получила  вода  при 
1
нагревании: Q
), где 
1 = c1m1(t-t1
c1 – удельная теплоѐмкость воды. 
10. Рассчитайте  количество  теплоты  Q ,  отданное  металлическим 
2
цилиндром при охлаждении:  
Q2 = c2m2(t2-t), где c2 – удельная теплоѐмкость вещества цилиндра. 
11. Из  уравнения  Q1  =  Q2  или  c1m1(t-t1)  =  c2m2(t2-t)  выразите  неизвестную 
величину - удельную теплоѐмкость  c2 и определите еѐ значение. 
 
c m (t
)
1
1
1
c
.  
2
(t
)
2
2
12. Сравните  полученный  результат  с  табличным  значением  и  сделайте 
вывод. 
 
 
















 
Уровень 2 
Измерение удельной теплоѐмкости вещества 
 
Цель  работы  –  научиться  определять  опытным  путѐм  удельную 
теплоѐмкость твѐрдого тела. 
Приборы и материалы: калориметр, весы с гирями, термометр, цилиндр 
металлический  на  нити,  стакан  с  водой,  сосуд  с  горячей  водой,  бумага 
фильтровальная. 
Порядок выполнения работы 
1.  Определите массу внутреннего сосуда калориметра m0. 
2.  Во  внутренний  сосуд  калориметра  налейте  воду  немного  меньше 
половины. Определите массу сосуда с водой m. Вычислите массу воды 
в калориметре:  
m1=m-m0. 
3.  Соберите  калориметр,  поместив  внутренний  сосуд  во  внешний,  и 
измерьте начальную температуру холодной воды  t1.   
4.  Нагрейте цилиндр  в  сосуде  с  горячей  водой. Измерьте еѐ  температуру 
t .  Установившаяся  в  результате  теплообмена  температура  и  будет 
2
начальной температурой цилиндра. 
5.  Достаньте  из  горячей  воды  цилиндр  и  быстро  его  опустите  в 
калориметр. 
6.  Перемешайте  осторожно  термометром  воду  в  калориметре  и 
проследите  за  повышением  еѐ  температуры.  В  тот  момент,  когда 
температура перестанет повышаться, запишите показание термометра t. 
7.  Достаньте    за  нить  цилиндр  и  осушите  фильтровальной  бумагой.  С 
помощью весов определите его массу m2. 
8. Результаты измерений запишите в            приведенную ниже таблицу. 
 
m , кг
, кг
0
 
m1=m-m0, 
t1, 0С 
m2
 
t2, 0С 
t, 0С 
кг 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
9.  Из  уравнения  теплового  баланса 
с m (t t c m (t t c m (t t)  
0
0
1
1
1
1
2
2
2
определите  по  формуле 
(t t )(c m
c m )
1
0
0
1
1
c
  значение  удельной 
2
(t
t)
2
2
теплоѐмкости вещества цилиндра. 
10. Сравните  полученный  результат  с  табличным  значением  и  сделайте 
вывод. 
11. Считая,  что  наибольшие  отклонения  дали  измерения  разности 
температур при нагревании воды, 
определите  относительную  погрешность  измерения  по  формуле: 
c
(t t )
1

c
t t1
 














с (t t )
12. Вычислите значение 
1
с
.  
t t1
 
13. Запишите полученный результат в виде  с с
с 
2
 
Уровень 3 
 
1.  По  полученным  данным  определите  теплоѐмкость  C  металлического 
цилиндра. 
2.  Предложите  способы  определения  удельной  теплоѐмкости  жидкости. 
Какие  приборы  и  материалы  вы  для  этого  используете?  Выполните 
одним  из  способов  лабораторную  работу  по  измерению  удельной 
теплоѐмкости  жидкости  и  оцените  относительную  погрешность 
измерений. 
 
Уровень 1-2 
Измерение влажности воздуха 
 
Цель работы
: научиться измерять относительную влажность воздуха при 
помощи термометра. 
Приборы 
и 
материалы
психрометр, 
термометр, 
таблица 
психрометрическая, низкий стакан с водой комнатной температуры, кусок 
марли или ваты. 
Порядок выполнения работы 
1.  Измерьте температуру t0 воздуха в классе и воды в стакане. Убедитесь 
в их равенстве. 
2.  Резервуар  термометра  оберните  сухой  марлей  или  ватой  таким 
образом, чтобы небольшая часть ткани свободно свисала вниз.  
3.  Опустите  свободную    ткань  в  воду,  удерживая  термометр  за  нить, 
прикреплѐнную к его верхней части. При смачивании ткани резервуар 
термометра должен находиться выше уровня воды в стакане.  
4.  Наблюдайте  за  показаниями  термометра.    При  прекращении 
понижения температуры запишите снова показания термометра t1. 
5.  Занесите  результаты  измерений  в  таблицу.  Определите  влажность 
воздуха  в  классе 
,%   с  помощью  психрометрической  таблицы. 
Сравните полученный результат с показаниями психрометра  ,% .  
0
 
 
t0, 0С 
t1, 0С 
t1- t0, 0С 
,%  
,%  
0
 
 
 
 
 
6.  Сделайте вывод по результатам работы. 
7.  Ответьте на вопросы: 
А)  От  чего  зависит  разность  температур  «сухого»  и  «влажного» 
термометров?  
 







Б) Почему температуры «сухого» термометра выше, чем «влажного»? 
В)  В  каком  случае  температура  «сухого»  термометра  будет  равна 
температуре «влажного»? 
 
Уровень 1-2 
Сборка  электрической  цепи  и  измерение  силы  тока  в  еѐ  различных 
участках 
Цель 

работы: 
научиться 
собирать 
электрические 
цепи 
с 
последовательным  соединением,  измерять  силу  тока  при  помощи 
амперметра;  убедиться  на  опыте  в  том,  что  сила  тока  в  различных 
последовательно соединѐнных участках цепи одинакова. 
Приборы  и  материалы:  источник  питания,  амперметр,  низковольтная 
лампа  на  подставке,  ключ  замыкания  тока,  спираль-резистор,  провода 
соединительные. 
Порядок выполнения работы 
1.  Ознакомьтесь  с  измерительной  шкалой  амперметра.  Определите  по 
формуле 
A
А
C
2
1  цену деления шкалы амперметра, где А , А
1
2 – числа 
n
двух  соседних  оцифрованных  делений,  n  -  число  мелких  делений 
между ними. 
2.  Соберите цель, состоящую из последовательно включѐнных источника 
тока,  спирали-резистора,  низковольтной  лампы  на  подставке,  ключа 
замыкания тока.  
3.  Включите амперметр перед спиралью-резистором. Будьте внимательны 
при  подключении  в  цепь  прибора  для  измерения  силы  тока:  знаки 
электрических зарядов у источника тока «+» и «-»  должны совпадать с 
соответствующими знаками у амперметра, показывающими способ его 
включения в цепь. 
4.  Замкните цепь и определите показание амперметра. 
5.  После  произведенного  измерения  начертите  схему  собранной  цепи  с 
амперметром. 
6.  Начертите  в  тетради  схему  последовательного  соединения  приборов, 
включив  амперметр  после  спирали  резистора.  Определите  для  этого 
случая силу тока в цепи. 
7.  Включите  амперметр  после  низковольтной  лампы,  замкните  цепь  и 
отметьте  показание  прибора.  Вычертите  и  для  этого  опыта 
соответствующую схему.  
8.  Сравните все полученные результаты. Сделайте вывод. 
9.  Оцените инструментальную погрешность амперметра. 
10. Определите  абсолютную  и  относительную  погрешность  измерения 
силы тока.  
11. Запишите результат измерений в виде 

 
Уровень 3 
Расширение пределов измерения амперметра 

 









Цель работы: научиться на опыте увеличивать пределы измерения силы 
тока,  производить  расчет  шкалы  миллиамперметра,  соединѐнного  с 
шунтом.  
Приборы и материалы: источник питания, амперметр, миллиамперметр 
МА-2,5,  лампочка  на  подставке,  резистор  с  малым  сопротивлением 
(шунт), реостат, ключ замыкания тока, соединительные провода. 
Порядок выполнения работы 
1. 
Ознакомьтесь 
с 
измерительной 
шкалой 
амперметра 
и 
миллиамперметра МА
A
А
-2,5.  Определите  по  формуле  C
2
1   их 
n
цену  деления,  где  А ,  А
1
2  –  числа  двух  соседних  оцифрованных 
делений, n - число мелких делений между ними. 
2. 
Соберите  электрическую  цепь,  состоящую  из  последовательно 
соединѐнных    источника  питания,  амперметра,  реостата, 
миллиамперметра, электрической лампочки и ключа. 
3. 
Параллельно  к  миллиамперметру  подключите  резистор  с  малым 
сопротивлением  (шунт)  и  замкните  ключ.  Отрегулируйте 
реостатом оптимальные показания приборов. Начертите в тетради 
схему рабочей цепи. 
4. 
Определите 
показания 
приборов 
амперметра 
Ia 
и 
миллиамперметра Ima.  
5. 
Рассчитайте по формуле  Iш=Ia-Ima силу тока, протекающего через 
шунт. 
R
I
6. 
Вычислите по формуле 
ma
ma

 сопротивление шунта. Rma=20 
I ш
Ом.  Сравните  полученное  значение  Rш  с  надписью  на  резисторе 
(шунте). 
I
7. 
Определите  по  формуле 
a
n
    коэффициент  расширения 
I расч
предела  измерения  миллиамперметра,  где  Iрасч  –  сила  тока,  на 
которую рассчитан измерительный прибор. 
8. 
Произведите  оценку  цены  деления  миллиамперметра  с 
подключѐнным шунтом. 
9. 
Оцените инструментальную погрешность миллиамперметра. 
10. 
Определите 
абсолютную 
и 
относительную 
погрешность 
измерения  силы  тока  при  помощи  миллиамперметра  с  
параллельно подключѐнным шунтом.  
11. 
Запишите результат измерений в виде 

 
 
Уровень 1-2 
Измерение напряжения на различных участках электрической цепи 
 
 






Цель работы: научиться измерять вольтметром напряжение на различных 
участках  электрической  цепи,  сравнивать  напряжение  на  участке  цепи, 
состоящем из двух спиралей, с напряжением на концах каждой спирали. 
Приборы  и  материалы:  источник  питания,  вольтметр,  низковольтная 
лампа  на  подставке,  ключ  замыкания  тока,  спирали-резисторы  –  2  шт., 
провода соединительные. 
 
Порядок выполнения работы 
1.  Ознакомьтесь  с  измерительной  шкалой  вольтметра.  Определите  по 
формуле 
A
А
C
2
1   цену  деления  шкалы  вольтметра,  где  А ,  А
1
2  –  числа 
n
двух  соседних  оцифрованных  делений,  n-  число  мелких  делений  между 
ними. 
2.  Соберите цель, состоящую из последовательно включѐнных источника 
тока, спиралей-резисторов, низковольтной лампы на подставке, ключа 
замыкания тока. Замкните цепь. 
3.  Измерьте  напряжения  U1,  U2,  U3    соответственно  на  концах  каждой 
спирали  и  на  зажимах  электрической  лампочки  и  напряжение  U  на 
участке,  состоящем  из  трѐх  потребителей.  Будьте  внимательны  при 
подключении  в  цепь  прибора  для  измерения  напряжения:  знаки 
электрических зарядов у источника тока «+» и «-»  должны совпадать с 
соответствующими знаками у вольтметра, показывающими способ его 
включения в цепь. При измерении напряжения на концах какого-либо 
участка  цепи  к  концам  этого  участка  только  прикасаются 
наконечниками проводов, не производя их закрепление под зажимы. 
4.  Вычислите  сумму  напряжений  U1+  U2  +U3    и  сравните  еѐ  с 
напряжением U на участке, состоящем из трѐх потребителей. Сделайте 
вывод. 
5.  Результаты  измерений  и  вычислений  занесите  в  приведенную  ниже 
таблицу. 
U , В
, В
, В
1
 
U2
 
U3
 
U, В 
 
 
 
 
 
6.  Начертите  схему  исследованной  цепи  и  покажите  на  ней  все 
подключения вольтметра. 
7.  Измерьте  напряжение  на  полюсах  источника  питания  и  на  зажимах 
лампы. Сравните эти напряжения. 
8.  Оцените инструментальную погрешность вольтметра. 
9.  Определите  абсолютную  и  относительную  погрешность  измерения 
напряжения.  
10. Запишите результат измерений в виде U

 
Уровень 3 
Расширение пределов измерения вольтметра
 
 






Цель  работы:  на  опыте  научиться  увеличивать  пределы  измерения 
напряжения  вольтметром  путѐм  последовательного  подключения  к  нему 
дополнительного резистора и производить расчѐт его шкалы измерений. 
Приборы  и  материалы:  источник  питания,  два  вольтметра,  резистор  в 
качестве дополнительного сопротивления к вольтметру, реостат, амперметр, 
миллиамперметр, ключ, соединительные провода.  
Порядок выполнения работы 
1.  Ознакомьтесь  с  измерительной  шкалой  вольтметров.  Определите  по 
формуле 
A
А
C
2
1   цену  деления  шкалы  каждого  вольтметра,  где  А1, 
n
А2  –  числа  двух  соседних  оцифрованных  делений,  n-  число  мелких 
делений между ними. 
2.  Составьте  электрическую  цепь  из  последовательно  включѐнных 
источника  питания,  амперметра,  реостата  и  ключа.  Параллельно  к 
источнику питания подключите вольтметр. 
3.  Подключите  второй  вольтметр  последовательно  с  резистором  и 
присоедините  данный  участок  параллельно  к  реостату.  Начертите  в 
тетради схему рабочей цепи. 
4.  Замкните  ключ,  отрегулируйте  реостатом  оптимальную  работу 
приборов и определите их показания. 
5.  Рассчитайте 
напряжение 
на 
резисторе 
(дополнительном 
сопротивлении  к  вольтметру)  по  формуле  Uд=U-Uв,  где  U  –  общее 
напряжение  на  реостате,  Uв  –  напряжение  вольтметра  в  цепи  с 
дополнительным сопротивлением. 
U R
6.  Вычислите  по  формуле 
Д
В
R Д
  добавочное  сопротивление  к 
U В
вольтметру. RВ=900 Ом.  
U
7.  Определите  по  формуле  n
    коэффициент  расширения 
U расч
предела  измерения  вольтметра,  где  Uрасч  –  напряжение,  на  которое 
рассчитан измерительный прибор. 
8.  Подключите 
миллиамперметр 
в 
последовательный 
участок 
соединения  вольтметра  с  добавочным  сопротивлением  и  определите 
показание силы тока.  
9.  Из  закона  Ома  для  участка  цепи  по  формуле  UД=IRД  вычислите 
падение напряжения на дополнительном сопротивлении и сравните со 
значением из формулы   Uд=U-Uв. Сделайте вывод. 
10. Отключите  из  схемы  дополнительное  сопротивление  к  вольтметру. 
Замкните цепь и определите ток, текущий через вольтметр. Сравните 
силу тока, протекающего через вольтметр, с силой тока, протекающего 
через реостат. 
11.  Произведите  оценку  цены  деления  вольтметра  с  подключѐнным 
дополнительным сопротивлением. 
12. 
Оцените инструментальную погрешность данного вольтметра. 
 




13.  Определите  абсолютную  и  относительную  погрешность  измерения 
напряжения  при  помощи  вольтметра  с    последовательно  подключѐнным 
дополнительным сопротивлением. 
14. Запишите результат измерений в виде U

 
Уровень 1-2 
Регулирование силы тока реостатом 
 

Цель работы: изучить назначение и устройство реостата и научиться его 
применять для регулирования силы тока в электрической цепи. 
Приборы и материалы: источник питания, амперметр, реостат, резистор 
сопротивлением 2 Ом, ключ замыкания тока, провода соединительные. 
Порядок выполнения работы 
1.  Изучите  внимательно  устройство  реостата  и  определите,  при  каком 
положении ползунка его сопротивление будет наибольшим. 
2.  Составьте  электрическую  цепь,  включив  в  неѐ  последовательно 
ползунковый  реостат,  источник  питания,  амперметр,  резистор,  ключ 
замыкания тока. 
3.  Увеличьте  сопротивление  реостата  до  максимума.  Замкните  цепь  и 
отметьте показание амперметра.  
4.  Медленно  и  плавно  передвигая  ползунок  реостата,  увеличивая  и 
уменьшая его сопротивление, следите за показаниями амперметра. При 
этом нельзя полностью выводить реостат, уменьшая его сопротивление 
до  нуля.  Чрезмерное  увеличение  силы  тока  может  привести  к  порче 
амперметра.  
5.  Исследуемые  пределы  регулирования  силы  тока  запишите  в  тетрадь. 
Сделайте вывод по результатам опытов. 
 
Уровень 3 
Изучение потенциометра 

 
Цель работы: изучить назначение и порядок включения реостата в 
качестве «делителя» напряжения; научиться  применять потенциометр для 
регулирования напряжения. 
Приборы  и  материалы:  источник  питания,  два  вольтметра,  реостат 
ползунковый,  лампочка  на  подставке,  линейка  измерительная,  ключ 
замыкания тока, провода соединительные.  
Порядок выполнения работы 
1.  Соберите установку по приведенной схеме. 
2.  При подключении лабораторного реостата из-за отсутствия третьей 
клеммы провод, идущий от источника питания, подожмите под 
металлический хомутик свободного конца обмотки резистора.  
3.  Замкните цепь и выведите ползунок реостата в начальное положение, в 
котором вольтметр покажет нуль. 
 
10 





4.  Плавно передвигайте ползунок реостата по обмотке и наблюдайте за 
показаниями вольтметра.  
5.  Несколько раз повторите опыт, перемещая ползунок реостата то в 
одном, то в другом направлении. Пронаблюдайте за яркостью свечения 
лампочки при увеличении и уменьшении напряжения. Сделайте вывод. 
6.  Соберите вторую установку по приведенной ниже схеме. 
7.  Расположите сбоку реостата измерительную линейку. 
8.  Замкните цепь и проведите исследование зависимости между 
смещением ползунка реостата и снимаемым напряжением. 
U
R
U
L
9.  Проверьте выполнение соотношения: 
общ
общ  или  общ
общ . Uобщ 
U
R
U
L
– общее полное напряжение в цепи, U – напряжение, снимаемое через 
потенциометр, Rобщ и R – соответственно общее полное сопротивление 
реостата и часть его сопротивления, регулируемое «делителем» 
напряжения. Lобщ и L – соответственно полная длина активной части 
реостата, определяемая измерительной линейкой, и регулируемый 
потенциометром элемент длины.  
10. Начертите  в  тетради  электрические  схемы  опытов.  Сделайте 
обобщающие  выводы  по  применению  потенциометра.  Укажите 
пределы регулируемого напряжения в проведенном исследовании. 
 
Уровень 1 
Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и 
вольтметра 
 
Цель  работы:  научиться  определять  сопротивление  проводника  при 
помощи  амперметра  и  вольтметра.  Исследовать  на  опыте,  что 
сопротивление проводника не зависит от силы тока в нѐм и напряжения на 
его концах. 
Приборы  и  материалы:  источник  питания,  амперметр,  вольтметр, 
омметр,  резистор  сопротивлением  2  Ом,  катушка  проволочная,  реостат, 
ключ замыкания тока. 
Порядок выполнения работы 
1.  Ознакомьтесь  с  измерительной  шкалой  амперметра  и  вольтметра. 
Определите по формуле 
A
А
C
2
1  цену деления шкалы амперметра и 
n
вольтметра, где А , А
1
2 – числа двух соседних оцифрованных делений, 
n - число мелких делений между ними. 
2.  Составьте  электрическую  цепь,  последовательно  соединив  источник 
питания,  амперметр,  резистор  (проволочная  спираль)  в  качестве 
исследуемого проводника, ключ, реостат. 
3.  Параллельно спирали присоедините вольтметр.   
4.  Замкните  цепь  и  измерьте  в  ней  силу  тока  и  напряжение  на 
исследуемом проводнике. 
 
11 














5.  Измените  с  помощью  реостата  сопротивление  цепи  и  вновь  измерьте 
силу тока в ней и напряжение на резисторе.  
6.  Измерения повторите 4-5 раз при различных положениях скользящего 
контакта реостата.  
7.  Используя  закон  Ома  для  участка  цепи,  вычислите  сопротивление 
исследуемого проводника для каждого измерения.  
8.  Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу. 
 
№ 
Сила  тока  I,  Напряжение  U,  Сопротивление 
опыта  А 
В 
U
R
, Ом 
I
 
 
 
 
 
 
Уровень 2 
9.  Замените в исследуемой цепи проводник проволочной катушкой и 
проделайте аналогичные измерения. 
10.   Вычислите сопротивление катушки. 
11. Оцените инструментальную погрешность амперметра и вольтметра. 
12. Определите 
абсолютную  и  относительную  погрешность  всех 
измерений. 
При 
вычислении 
относительной 
погрешности 
воспользуйтесь соотношением: 
, или  R
I

R
I
U
R
I
U
Уровень 3 
13. Изучите правила обращения с омметром, принцип его действия. 
14. Ознакомьтесь  с  измерительной  шкалой  омметра.  Определите  по 
формуле 
A
А
C
2
1   цену  деления  шкалы  прибора,  где  А ,  А
1
2  –  числа 
n
двух  соседних  оцифрованных  делений,  n  -  число  мелких  делений 
между ними. 
15. Измерьте исследуемые сопротивления проводника и проволочной 
катушки при помощи омметра. 
16. Сравните полученные результаты с измерениями сопротивлений при 
помощи амперметра и вольтметра. 
17. Оцените инструментальную погрешность омметра. 
18. Определите абсолютную и относительную погрешность измерений. 
 
Уровень 1-2 
Измерение работы и мощности электрического тока   
 
Цель  работы:  
научиться  определять  работу  и  мощность  электрического 
тока  в  лампе  по  показаниям  амперметра,  вольтметра  часов  с  секундной 
стрелкой. 
 
12 



















Приборы  и  материалы:  источник  питания,  низковольтная  лампа  на 
подставке,  амперметр,  вольтметр,  реостат,  часы  с  секундной  стрелкой, 
ключ замыкания тока, соединительные провода. 
 
Порядок выполнения работы 
1.  Ознакомьтесь  с  измерительной  шкалой  амперметра  и  вольтметра. 
Определите по формуле 
A
А
C
2
1  цену деления шкалы амперметра и 
n
вольтметра, где А , А
1
2  –  числа  двух  соседних  оцифрованных  делений, 
n - число мелких делений между ними. 
2.  Соедините  последовательно  источник  питания,  лампочку,  реостат, 
амперметр и ключ. 
3.  Присоедините  параллельно  лампочке  вольтметр.  Будьте  внимательны 
при  подключении  в  цепь  приборов  для  измерения  силы  тока  и 
напряжения: знаки электрических зарядов у источника тока «+» и «-» 
должны  совпадать  с  соответствующими  знаками  у  амперметра  и 
вольтметра, показывающими способ их включения в цепь. 
4.  Замкните цепь и произведите регулировку яркости свечения лампочки 
при помощи реостата. 
5.  Произведите  отсчѐт  времени  и  запишите  показания  амперметра  и 
вольтметра.  
6.  По  показаниям  амперметра  и  вольтметра  вычислите  мощность  тока  в 
электрической лампе. 
7.  По  времени  горения  лампочки  и  вычисленной  мощности  рассчитайте 
работу тока в ней. 
8.  Проверьте полученное значение мощности с обозначенной величиной 
на лампе. Сделайте вывод. 
9.  Начертите  в  тетради  схему  рабочей  цепи  и  запишите  в  приведенную 
ниже таблицу результаты измерений и вычислений. 
 
I, А 
U, В 
t, с 
A, Дж 
P, Вт 
 
 
 
 
 
 
10. Определите абсолютную и относительную погрешность измерений по 
I
U
формулам:  P
(IU )
I U
U I ,   p i u

I
U
 
Уровень 2 
Измерение КПД установки с электрическим нагревателем 

 
Цель  работы:  научиться  определять  коэффициент  полезного  действия 
установки с электрическим нагревателем  
 
13 








Приборы  и  материалы:  источник  питания,  спираль  для  нагревания, 
амперметр,  вольтметр,  ключ  замыкания  тока,  соединительные  провода, 
весы, разновес, калориметр, термометр, секундомер, сосуд с водой.  
Порядок выполнения работы 
1. 
Соберите последовательную электрическую цепь из источника тока, 
нагревательной спирали, амперметра и ключа. 
2. 
Параллельно к нагревательной спирали присоедините вольтметр. 
3. 
Определите массу внутреннего сосуда калориметра. 
4. 
Налейте в сосуд немного больше половины воды и вновь определите 
массу. 
5. 
Соберите  калориметр  и  погрузите  спираль  в  воду.  Измерьте 
начальную температуру воды. 
6. 
Замкните  цепь  и  одновременно  включите  секундомер.  Определите 
показания амперметра и вольтметра 
7. 
Осторожно термометром несколько раз перемешайте воду. 
8. 
Разомкните  примерно  через  5-6  минут  после  начала  исследования 
цепь и вторично измерьте температуру воды. 
9. 
Рассчитайте  по  приведенным  формулам  изменение  внутренней 
энергии  воды,  работу  тока  и  коэффициент  полезного  действия 
нагревателя. 
Q
Q
cm(t
) ,   A
IUt ,  
100% . 
2
1
A
10.  Результаты  измерений  и  вычислений  запишите  в  таблицу.  Сделайте 
вывод. 
 
m, кг


Q
 
t 1
 
t2
 
I, А 
U, В 
t, с 
Q, 
A, 
100%  
Дж 
Дж 
A
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Уровень 1-2 
Определение полюсов электромагнита и испытание его действия 
  Цель  работы:  из  готовых  деталей  научиться  собирать  электромагнит, 
изучить его устройство, действие и практическое применение. 
Приборы  и  материалы:  источник  питания,  катушки  с  железными 
сердечниками  –  2  шт.,  основание  электромагнита,  ключ  замыкания  тока, 
компас,  железные  сердечники,  реостат,  кольцо  от  штатива,  провода 
соединительные. 
Порядок выполнения работы 
1.  На основании электромагнита смонтируйте последовательно две 
катушки так, чтобы при пропускании тока сверху получались 
разноимѐнные полюса. 
2.  Соедините электромагнит через ключ с источником тока и с помощью 
компаса определите магнитные полюсы у катушки. 
 
14 

3.  С помощью реостата изменяйте силу тока в электрической цепи и 
пронаблюдайте за действием электромагнита на стрелку компаса. 
Сделайте вывод. 
4.  Медленно отодвигайте компас вдоль оси катушки и наблюдайте 
действие еѐ поля на стрелку. Сделайте вывод. 
5.  Вставьте железные сердечники в катушку и пронаблюдайте действие 
электромагнита на стрелку. Сделайте вывод. 
6.  Поднесите к включѐнному электромагниту железное кольцо от 
штатива. Сделайте вывод по результатам опыта. 
 
Уровень 1-2 
Исследование зависимости угла отражения от угла падения света 
Цель работы: на опыте изучить соотношение между углами отражения и 
падения света в плоском зеркале. 
Приборы  и  материалы:  источник  питания,  лампочка  на  подставке, 
реостат, провода соединительные, ключ замыкания тока, зеркало плоское, 
экран  со  щелью,  карандаш,  транспортир,  измерительная  линейка,  лист 
белой бумаги. 
 
Порядок выполнения работы 
1.  Соберите электрическую цепь из источника тока, лампочки, реостата и 
ключа. 
2.  Установите перед лампочкой экран со щелью, а за ним расположите 
лист белой бумаги. 
3.  Замкните цепь и опытным путѐм определите оптимальное положение 
осветителя, при котором полоса света была бы наиболее отчѐтливой, 
тонкой и яркой. 
4.  Поставьте на лист белой бумаги под определѐнным углом на ребро 
плоское зеркало. Добейтесь чѐткой видимости падающего и 
отражѐнного лучей света. 
5.  При помощи карандаша и линейки прочертите на бумаге линию вдоль 
зеркала и отметьте основание перпендикуляра в точке падения пучка 
света. 
Наметьте у самой щели экрана начало падающего пучка и у края листа 
конец отражѐнного. 
6.  Разомкните цепь и снимите с листа бумаги зеркало. Выполните на 
листе бумаги построения хода лучей и необходимые измерения при 
помощи транспортира углов падения и отражения. Запишите их 
величины на чертеже. 
7.  Повторите опыт 3-4 раза, устанавливая зеркало под разными углами к 
падающему лучу. Сделайте соответствующие для каждого 
исследования построения и измерения.  
8.  По результатам опытов сформулируйте вывод. 
9.  Изучите свойство обратимости световых лучей. Сделайте 
соответствующие выводы. 
 
15 

 
Уровень 1-2 
Исследование зависимости угла преломления от угла падения света 
 
Цель  работы:  на  опыте  исследовать  зависимость  угла  преломления  от 
угла  падения  света  на  границе  раздела  двух  сред;  изучить  характер 
изменения  направления  пучка  света  при  переходе  через  границу  раздела 
двух сред, его смещения при прохождении через параллельные грани. 
Приборы  и  материалы:  источник  питания,  лампочка  на  подставке, 
реостат,  провода  соединительные,  ключ  замыкания  тока,  пластинка 
стеклянная  с  косыми  гранями,  экран  со  щелью,  карандаш,  транспортир, 
измерительная линейка, лист белой бумаги. 
 
Порядок выполнения работы 
1.  Соберите электрическую цепь из источника тока, лампочки, реостата и 
ключа. 
2.  Установите перед лампочкой экран со щелью, а за ним расположите 
лист белой бумаги. 
3.  Замкните цепь и опытным путѐм определите оптимальное положение 
осветителя, при котором полоса света была бы наиболее отчѐтливой, 
тонкой и яркой. 
4.  Расположите на листе белой бумаги плашмя стеклянную пластинку с 
косыми гранями. Добейтесь чѐткой видимости падающего и 
преломлѐнного лучей света. 
5.  При помощи карандаша и линейки прочертите на бумаге линии 
преломляющих граней, направление светового луча и перпендикуляры 
в точках его падения и преломления.  
6.  Измерьте транспортиром углы падения и преломления светового луча 
при его прохождении через две параллельные грани и через 
поверхности с различными по величине двугранными углами призмы. 
7.  Для каждого исследования сделайте соответствующие построения, 
измерения и записи. 
8.  По результатам опытов сформулируйте выводы. 
9.  Изучите свойство обратимости световых лучей и рассмотрите их 
переход из стекла в воздух. Сделайте соответствующие выводы. 
 
Уровень 1-2 
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы 
Цель  работы:
  научиться  на  опыте  определять  фокусное  расстояние 
собирающей линзы. 
Приборы  и  материалы:  линза  двояковыпуклая  на  подставке,  источник 
питания,  лампочка  на  подставке,  реостат,  экран  со  щелью,  ключ 
замыкания  тока,  провода  соединительные,  направляющая  рейка, 
измерительная лента. 
Порядок выполнения работы 
 
16 





1.  Соберите электрическую цепь, включив последовательно источник 
питания, лампочку, реостат и ключ.  
2.  Расположите вдоль направляющей рейки электрическую лампочку, 
двояковыпуклую линзу на подставке и экран со щелью.  
3.  Замкните цепь и, передвигая линзу вдоль еѐ оптической оси, получите 
на экране чѐткое уменьшенное обратное изображение светящейся нити 
лампочки. 
4.  Измерьте расстояние между линзой и экраном, которое примерно будет 
равно фокусному расстоянию линзы. 
5.  Поместите лампочку от линзы на найденном фокусном расстоянии. 
6.   Медленно перемещая лампочку вдоль оптической оси линзы, 
добейтесь равенства диаметров линзы и светлого круглого пятна на 
экране. Измерьте расстояние между лампочкой и линзой, которое будет 
равно еѐ фокусному расстоянию.  
7.  Отключите источник питания и получите при помощи линзы 
изображение окна на экране. 
8.  Измерьте расстояние от линзы до экрана, которое будет также 
приблизительно равно фокусному расстоянию линзы F.  
9.  Удалите по возможности на максимальное расстояние экран от окна и 
вновь определите расстояние от линзы до изображения. 
10. Найдите среднее числовое значение по четырѐм измерениям фокусного 
расстояния собирающей линзы и выразите результат в метрах. 
1
11. Вычислите по формуле  D
 оптическую силу линзы. 
F ср
Уровень 3 
 
1. Соберите электрическую цепь, включив последовательно источник 
питания, лампочку, реостат и ключ.  
2.  Расположите вдоль направляющей рейки электрическую лампочку, 
двояковыпуклую линзу на подставке и экран со щелью.  
3. Замкните цепь и, передвигая линзу вдоль еѐ оптической оси, получите 
на экране чѐткое изображение светящейся нити лампочки. 
3.  Измерьте расстояние d от лампочки до линзы и расстояние f от линзы 
до экрана (изображения). 
4.  Передвигая линзу вдоль направляющей рейки, получите ещѐ одно 
изображение светящейся нити лампочки. 
5.  Вновь измерьте расстояния d и f . Результат представьте в СИ.  
1
1
1
6.  Рассчитайте для каждого случая по формуле 
 фокусное 
F
f
d
расстояние F собирающей линзы. 
1
7.  Вычислите по формуле  D
 оптическую силу линзы. 
F
 
17 










8.  Рассчитайте абсолютную погрешность измерения оптической силы 
собирающей линзы по формуле 
d
f
D
.  
2
2
d
f
9.  Определите относительную погрешность измерения оптической силы 
линзы по формуле 

D
D
Уровень 1-2 
Получение изображений с помощью собирающей линзы 
 
Цель  работы:  научиться  получать  при  помощи  собирающей  линзы 
различные изображения, производить оценку результатов исследования и 
их объяснение.  
Приборы  и  материалы:  линза  двояковыпуклая  на  подставке,  источник 
питания,  лампочка  на  подставке,  реостат,  экран  со  щелью,  ключ 
замыкания  тока,  провода  соединительные,  направляющая  рейка, 
измерительная лента. 
Порядок выполнения работы 
 
1.  Произведите примерную оценку фокусного расстояния собирающей 
линзы. Для этого получите на экране с помощью линзы 
действительное, уменьшенное изображения окна. Для повышения 
точности измерений удалите по возможности на максимальное 
расстояние от него экран. 
2.  Измерьте расстояние между линзой и экраном, которое будет 
приблизительно равно фокусному расстоянию собирающей линзы. 
3.  Соберите электрическую цепь, включив последовательно источник 
питания, лампочку, реостат и ключ.  
4.  Расположите вдоль направляющей рейки на двойном фокусном 
расстоянии от линзы электрическую лампочку, двояковыпуклую линзу 
на подставке и экран со щелью.  
5.  Замкните цепь и получите на экране резкое изображение лампочки. 
Сделайте вывод. 
6.  Располагайте последовательно электрическую лампочку на различных 
расстояниях d от линзы:   F
2 ,    2,  d
,   . Для каждого 
случая получите изображение лампочки и сделайте выводы по 
результатам исследования. 
7.  Для каждого опыта выполните построения хода лучей в собирающей 
линзе. 
8.  Запишите в таблицу результаты наблюдений. 
   
№ опыта 
F, см 
d, см 
f, см 
Вид 
изображения 
 
 
 
 
 
 
  
 
18 




Уровень 1-2 
Наблюдение явления дисперсии света 
 
Цель работы:
 убедиться на опыте в сложном составе белого света путѐм 
его  разложения  в  спектр:  выявить  зависимость  показателя  преломления 
одного и того же вещества от цвета света.  
Приборы и материалы: стеклянная пластина с косыми гранями (призма), 
экран со щелью. 
Порядок выполнения работы 
1.  Возьмите в одну руку экран со щелью, а в другую – стеклянную 
пластинку с косыми гранями. 
2.  Расположите экран вертикально на расстоянии примерно 30-40 см от 
глаза на фоне окна. 
3.  Через косые грани пластинки рассмотрите освещѐнную щель в экране. 
Добейтесь наибольшей яркости спектра, поворачивая на небольшой 
угол пластинку вокруг вертикальной оси. 
4.  Запишите порядок расположения цветов в спектре. Определите, свет 
какого цвета меньше преломляется в призме, а какого больше.  
5.  Зарисуйте дисперсионный спектр и сделайте выводы по результатам 
наблюдений. 
 
Уровень 3 
Наблюдение явления дифракции света 
Цель  работы:
  изучить  на  опыте  явление  дифракции  света;  научиться 
объяснять  появление  цветов  и  порядок  их  расположения  в  
дифракционном спектре. 
Приборы  и  материалы:  лампа  с  прямой  нитью  накала  (одна  на  весь 
класс),  капроновая  ткань  чѐрного  цвета,  лист  плотной  чѐрной  бумаги 
размером 50х70 мм с прорезанной тонкой щелью длиной 20-30 мм. 
Порядок выполнения работы 
1.  Рассмотрите  через  капроновую  ткань  в  затемнѐнном  классе 
светящуюся  нить  включѐнной  электрической  лампы,  расположенной 
на демонстрационном столе. 
2.  Поверните  ткань  вокруг  оси,  совпадающей  с  направлением  луча 
зрения. Добейтесь чѐткой дифракционной картины. Используя условия 
получения  максимума  света  при  дифракции  sin
,  объясните  
наблюдаемые спектры и порядок расположения в них цветов. Сделайте 
в тетради рисунок. 
3.   Пронаблюдайте  за  дифракционными  полосами,  немного  раздвигая  и 
сдвигая  края  листа  плотной  чѐрной  бумаги  с  прорезанной  тонкой 
щелью при рассмотрении светящейся нити включѐнной электрической 
лампы. Зарисуйте в тетради увиденную картину. Сделайте вывод. 
4.  Сопоставьте  спектральное  разложение  при  дифракции  и  при 
преломлении света. Сделайте вывод. 
 
 
19 

Проект «Попробуй разорвать природное кольцо» (Попробуй разорвать 
природное ко.ppt) 
 
 
 
20 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41119. Общие сведения о SQL 3.27 MB
  Сегодня Oracle поставляет на мировой рынок огромное количество продуктов, услуг и решений, ее штат насчитывает более 43 тыс. человек, и доход этой компании, превысивший в 2000 году 10 млрд. долл., определяется не только продажами СУБД.
41120. Параллельные вычислительные системы 467 KB
  К распараллеливанию прибегают при проектировании отдельных устройств ЭВМ устройств управления буферов команд каналов обращения к памяти и модулей памяти многофункциональных арифметическологических устройств АЛУ повсеместно применяемых конвейеров и т. Сложилось представление о двух основных уровнях на которых в ВС применяются практические методы распараллеливания: на уровне программ процессов процедур первый уровень распараллеливания; на уровне команд и операций второй уровень распараллеливания. Уровень команд и операций...
41121. ПСИХОЛОГІЯ СТРАХУ ТА ФОБІЙ 69.5 KB
  Ознайомити студентів з особливостями емоції страху. Основні завдання: Охарактеризувати страх як емоційний стан поняття психологічна характеристика переживання страху причини та види страхів; Охарактеризувати фобію як емоційний стан; Порівняння емоцій страху та фобій; Визначити психотерапевтичні методи подолання страхів та фобій. Визначення емоційного стану людини за зовнішніми показниками Після читання лекції Характеристика страху та фобії; причини та наслідки переживання страхів та фобій; знання основних методів...
41122. учасні приклади біотехнологій в архітектурі.Об’єкти екологічного дизайну 1.48 MB
  Біосферна концепція розвитку екосистеми міста дизайнерські рішення як один з запобіжних факторів по зменшенню антропогенного навантаження на довкілля сучасні приклади проектування біопозитивних споруд В наш час багато Європейських організацій в тому числі і урядових структур погоджуються з тим що міста відіграють надзвичайно важливу роль в питаннях повязаних із зміною клімату. Усвідомлення цієї концепції відбулося через численні конференції та обговорення внаслідок чого деякі організацій виробили чітке прогресивне бачення того як...
41123. Основные понятия программного обеспечения систем защиты информации 277.5 KB
  Быстро развивающиеся компьютерные информационные технологии вносят заметные изменения в нашу жизнь. Информация стала товаром, который можно приобрести, продать, обменять. При этом стоимость информации часто в сотни раз превосходит стоимость компьютерной системы, в которой она хранится.
41124. Техническая термодинамика и промышленная теплотехника 209.5 KB
  Если использовать в качестве тестового физического тела например руку то прикасаясь к стеклу мы скажем: стекло холодное. Из сказанного следует что для отдельного тела не контактирующего с другими телами понятие теплоты не может быть использовано. Такое тело имеет запас энергии само по себе даже при отсутствии взаимодействия с другими телами: если например тело движется с некоторой скоростью можно сказать что оно имеет некоторый запас энергии. В термодинамике принято тела нагретые больше по отношению к остальным называть...
41125. СУЩНОСТЬ И РАЗРАБОТКА МСФО 329.5 KB
  Совет также издает основы для заключений относительно МСФО и их проектов. Обязанностями Комитета являются: толкование применения МСФО и предоставление своевременных руководств тем кто выпускает финансовую отчетность по вопросам непосредственно не прописанным в МСФО или МСБУ; публикование проектов интерпретаций для публичных комментариев и рассмотрение полученных комментариев; предоставление отчетов Совету и получение одобренных Советом окончательных интерпретаций. В процессе разработки МСФО принимают...
41126. Загальний огляд інформаційно-пошукових правових систем 59 KB
  Навчальновиховна мета заняття: дати загальний огляд інформаційнопошукових правових систем Тип заняття: Наочність: Між предметні зв’язки: лекція таблиця інформаційнопошукових правових систем ЛІГА:ЗАКОН Кваліфікаційні вимоги до знань умінь навичок: Студенти повинні: Основні поняття інформаційнопошукових правових систем. Підведення підсумків уроку Які існують сучасні інформаційнопошукові системами Які ви знаєте види правової системи ЛігаЗакон Для чого призначена ЛігаЗакон Що знаходиться в системі ЛігаЗакон Що дуже вдало...
41127. Авторское право 79 KB
  Учения о природе авторского права Становление двух основных систем авторского права 1. В субъективном смысле авторское право – совокупность правовых норм регулирующих личные неимущественные и имущественные права принадлежащие создателям произведений науки литературы и искусства. Предмет изучаемого курса включает в себя: систему правовой охраны творческих произведений авторскими и смежными правами; принципы и основные направления государственного регулирования авторского и смежных прав в Российской Федерации; объекты и субъекты...