14371

Финансовое планирование в организации

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Понятие финансового планирования. Содержание и цели финансового планирования. Основные принципы и задачи финансового планирования. Виды финансовых планов, составляемых в организации: перспективные, текущие и оперативные планы, планы финансирования капитальных вложений, планы текущих операций.

Русский

2014-10-04

740.5 KB

28 чел.

PAGE  8

Тема 8. Финансовое планирование в организации

План

1. Понятие финансового планирования. Содержание и цели финансового планирования. Основные принципы и задачи финансового планирования.

  2. Виды финансовых планов, составляемых в организации: перспективные, текущие и оперативные планы, планы финансирования капитальных вложений, планы текущих операций.

1. Понятие финансового планирования. Содержание и цели финансового планирования. Основные принципы и задачи финансового планирования.

Тема "Финансовое планирование" - ключевая в курсе "Финансы организаций".

Финансовое планирование занимает важное место в системе управления предприятием. Здесь воплощаются в конкретные финансовые показатели стратегические цели  предприятия, происходит обеспечение финансовыми ресурсами текущей деятельности. Без финансового плана невозможно привлечение сторонних инвесторов и позиции предприятия в конкурентной борьбе крайне неустойчивы. Финансист должен владеть различными методами финансового планирования, иметь навыки в разработке финансовой стратегии. Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников.

Планирование – это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболее эффективного достижения.

Финансовое планирование ставит своей целью определить соответствие доходов организации на прогнозируемый период расходам за этот же период.

Финансовое планирование – это многоуровневая система расчетов, которые затем консолидируются в балансе доходов и расходов (финансовом плане).

Основными этапами финансового планирования являются:

1. Расчет величины выручки от продажи продукции (работ, услуг).

2. Расчет величины затрат на производство и реализацию продукции.

3. Расчет прибыли от реализации и прочих доходов и расходов. Определение размера прибыли на планируемый   период.

4. Расчет источников финансирования прироста внеоборотных активов (капитальных вложений).

5. Расчет потребности предприятия в оборотных средствах и источников финансирования прироста норматива оборотных средств.

6. Распределение прибыли по направлениям ее использования.

7. Расчет источников финансирования научно-исследовательских работ, содержания объектов социальной сферы и других расходов, финансируемых из различных источников.

8. Составление проверочной таблицы (шахматки) соответствия расходов предприятия источникам финансирования.

9. Составления баланса доходов и расходов (финансового плана).

Основными задачами финансового планирования являются:

  •  обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
  •  определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
  •  выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
  •  установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
  •  соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
  •  контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Финансовое планирование осуществляется следующими методами:

- метод экономического анализа

- нормативный метод

- метод балансовых расчетов

- метод денежных потоков

- метод многовариантности расчетов

- метод экономико-математического моделирования.

  2. Виды финансовых планов, составляемых в организации: перспективные, текущие и оперативные планы, планы финансирования капитальных вложений, планы текущих операций.

По периоду охвата финансовое планирование подразделяется на перспективное, текущее и оперативное.

Перспективное планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы развития предприятия. Оно предполагает разработку финансовой стратегии предприятия. Финансовая стратегия дает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения.

Результатом перспективного планирования является разработка трех основных финансовых документов:

  •  прогноза отчета о прибылях и убытках;
  •  прогноза бухгалтерского баланса;
  •  прогноза движения денежных средств.

Основной целью разработки этих документов являются прогнозная оценка финансового состояния предприятия.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках может составляться методом "CVP-анализ", который иначе называется анализ безубыточности или анализ на основе эффекта производственного (операционного) рычага1. 

Прогнозный бухгалтерский баланс позволяется составить фиксированную, статическую картину финансового равновесия предприятия в результате пропорций размещения активов и пассивов.

Прогноз движения денежных средств используется финансовыми менеджерами для оценки денежных потоков в разрезе текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности. С помощью этого документа можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступлений и расходования денежных средств и оценить будущую платежеспособность предприятия.

Текущее финансовое планирование осуществляется на период не более одного года. В условиях нестабильности допускается составление текущего плана на предстоящий квартал.

Форма финансового плана представлена ниже.

Баланс доходов и расходов (финансовый план) (пример)

Шифр строки

Разделы и статьи баланса

Сумма, тыс.руб.

I. Поступления (приток денежных средств)

А. От текущей деятельности

110

Выручка от реализации продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и таможенных пошлин)

86024

120

Прочие поступления:

121

средства целевого финансирования

100

122

 поступления от родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях

50

130

Прирост устойчивых пассивов

230

190

Итого по разделу  А

86404

Б. От инвестиционной деятельности

210

Выручка от прочей реализации (без НДС)

7600

220

Доходы от внереализационных операций

10876

230

Накопления по строительно-монтажным работам, выполняемым хозяйственным способом

329

240

Средства, поступающие от заказчиков по договорам на НИОКР

200

250

Средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве

710

290

Итого по разделу  Б

19715

В. От финансовой деятельности

310

Увеличение уставного капитала

0

320

Увеличение задолженности, в том числе:

3270

321

получение новых займов, кредитов

3270

322

выпуск облигаций

0

390

Итого по разделу В

3270

400

Итого доходов

109390

II. Расходы (отток денежных средств)

А. По текущей деятельности

410

Затраты на производство реализованной продукции (без амортизационных отчислений и налогов, относимых на себестоимость)

66595

420

Платежи в бюджет - всего

8085

в том числе:

421

    Налоги, включаемые в себестоимость продукции

989

422

    Налог на прибыль

4444

423

    Налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия

980

424

    Налоги, относимые на финансовые результаты

1534

425

    Налог на прочие  доходы

138

430

Выплаты из фонда потребления (материальная помощь и др.)

3020

440

Прирост собственных оборотных средств

1856

490

Итого по разделу А

79557

Б. По инвестиционной деятельности

510

Инвестиции в основные фонды и нематериальные активы - всего

11620

из них:

511

Капитальные вложения производственного назначения

8100

512

Капитальные вложения непроизводственного назначения

3120

513

Затраты на проведение НИОКР

400

520

Платежи по лизинговым операциям

0

530

Долгосрочные финансовые вложения

0

540

Расходы по прочей реализации

5340

550

Расходы по внереализационным операциям

7566

560

Содержание объектов социальной сферы

1370

570

Прочие расходы

0

590

Итого по разделу Б

25896

В. От финансовой деятельности

610

Погашение долгосрочных ссуд

0

620

Уплата процентов по долгосрочным ссудам

818

630

Краткосрочные финансовые вложения

0

640

Выплата дивидендов

119

650

Отчисления в резервный фонд

3000

660

Прочие расходы

0

690

Итого по разделу В

3119

700

Итого расходов

108572

810

Превышение доходов над расходами (+)

818

820

Превышение расходов над доходами (-)

-818

910

Сальдо по текущей деятельности

6847

920

Сальдо по инвестиционной деятельности

-6181

930

Сальдо по финансовой деятельности

151

Для проверки составляется шахматка или проверочный баланс. Шахматка представляет собой матрицу, где по вертикали располагаются расходы предприятия на текущий период (отток денежных средств), а по горизонтали все источники финансирования предстоящих расходов (приток денежных средств).

Шахматка (проверочный баланс) (пример)

№ строки

доходы                          /расходы

Выручка

Средства целевого финансирования

Поступления от родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях

Прирост устойчивых пассивов

Выручка от прочей реализации (без НДС)

Доходы от внереализационных операций

Накопления по строительно-монтажным работам, выполняемым хозяйственным способом

Средства, поступающие от заказчиков по договорам на НИОКР

Средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве

Получение новых займов, кредитов

Прибыль

Итого расходов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Затраты

66595

66595

2

Платежи в бюджет - всего

989

7096

8085

в том числе:

3

    Налоги, включаемые в себестоимость продукции

989

989

4

    Налог на прибыль

4444

4444

5

    Налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия

980

980

6

    Налоги, относимые на финансовые результаты

1534

1534

7

    Налог на прочие  доходы

138

138

8

Выплаты из фонда потребления (материальная помощь и др.)

3020

3020

9

Прирост собственных оборотных средств

230

1626

1856

10

Капитальные вложения производственного назначения

1910

329

3110

2750

8100

11

Капитальные вложения непроизводственного назначения

710

160

2250

3120

12

Затраты на проведение НИОКР

200

200

400

13

Расходы по прочей реализации

5340

5340

14

Расходы по внереализационным операциям

7566

7566

15

Содержание объектов социальной сферы

100

50

1220

1370

16

Погашение долгосрочных ссуд

0

17

Уплата процентов по долгосрочным ссудам

818

818

18

Выплата дивидендов

119

119

19

Отчисления в резервный фонд

3000

3000

20

Прибыль

16530

2260

3310

22100

21

Итого доходов

86024

100

50

230

7600

10876

329

200

710

3270

22100

131489

Сумма, соответствующая данному виду расходов, проставляется на пересечении строки расходов и графы источника, из которого будет финансироваться эта статья расходов. Балансирующей строкой и графой является "прибыль". Прибылью может быть признано превышение доходов над расходами. В свою очередь прибыль является основным источником покрытия расходов и поэтому в матрице допускается двойной счет. Цель данной таблицы – сбалансировать доходы и расходы предприятия.

Заключительным документом финансового планирования является плановый бухгалтерский баланс на конец планируемого года, который отражает все изменения и показывает состояние имущества и финансов предприятий. Формирование баланса происходит на основании запланированных изменений статей планового баланса предыдущего года, а также плана прибылей и убытков. Необходимо произвести перегруппировку статей актива и пассива планового баланса на основании использования денежных средств (левая часть) и их источников (правая часть):

Плановый бухгалтерский баланс

Использование денежных средств

Источники денежных средств

I. Увеличение актива

1.Инвестиции в основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения

2. Прирост оборотных средств

II. Уменьшение пассива

1. Погашение кредитов, займов

2. Сокращение собственного капитала: распределение прибыли в фонд потребления, выплата дивидендов, процентов по облигациям, убытки

I. Уменьшение актива

1. В области основных средств

2. В области оборотных средств

II. Увеличение пассива

1. Получение кредитов и займов

2. Эмиссия долговых ценных бумаг

3. Увеличение собственного капитала: эмиссия акций, повышение резервов и фондов из прибыли

В процессе осуществления текущей деятельности предприятия осуществляется оперативное планирование. Виды оперативного планирования:

  •  платежный календарь
  •  кассовый план
  •  кредитный план

Платежный календарь составляется на период не более одного месяца и не менее 5 дней. Оптимальным считается вариант составления скользящего платежного календаря на две пятидневки с еженедельным сдвигом плана на следующие две пятидневки. В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. При недостатке денежных средств на осуществление всех расчетов происходит корректировка и сдвиг наименее срочных расходов на более поздний период. В случае невозможности отодвинуть платежи и отсутствии достаточности поступлений в планируемом периоде разрабатывается план привлечения кредитных ресурсов. Пример простого платежного календаря приведен ниже.

Платежный календарь на период с 1 по 5 марта 20хх года

№ строки

Показатель

Сумма (тыс. руб.) по датам

1

2

3

4

5

Поступление средств

1

Остаток средств на расчетном счете на начало периода

100000

79890

1890

61890

33390

2

Остаток средств в кассе на начало периода

50000

50000

50000

20000

20000

3

Поступление средств от продажи продукции

80000

60000

50000

4

Поступление средств от арендаторов

0

20000

5

Получение краткосрочных кредитов

0

60000

Итого поступлений

80000

0

60000

70000

60000

Расходование средств

7

Выдача заработной платы

0

110000

8

Перечисление ЕСН

0

38500

9

Оплата счетов поставщиков

100110

78000

60000

10

Оплата хозяйственных расходов

0

30000

Итого расходов

100110

78000

30000

98500

110000

Остаток на конец дня

129890

51890

81890

53390

3390

в т.ч. в кассе

50000

50000

20000

20000

3390

Кредитный план разрабатывается по мере необходимости и представляет собой технико-экономическое обоснование привлечения краткосрочного кредита и графика его возврата.

Кассовый план составляется с целью определения оборота наличных денежных средств на предприятии. Кассовый план разрабатывается на квартал с разбивкой по месяцам. Определяется сроки выдачи и сумма заработной платы, размер наличной выручки от продажи и направления ее использования. План представляется обслуживающему банку для утверждения и контроля за расходованием наличной денежной выручки.

В современном рыночном хозяйстве большое внимание уделяется новым методам управления затратами, таким как управленческий учет. С его помощью осуществляется контроль за издержками предприятия. Особенно эффективен учет по центрам ответственности. Эта форма управления затратами позволяет рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от нормальной запланированной величины издержек и передать часть функций по принятию решений на уровень линейных управляющих. Они несут ответственность за утвержденную величину расходов и должны обеспечить выполнение запланированных показателей.

Учет по центрам ответственности базируется на принципе бюджетирования.2 Всесторонний (полный) бюджет - это сочетание финансового и производственного планов, выраженных в числовых значениях. В хорошо организованной системе управления бюджеты используются для планирования, оценки исполнения, координации и установления коммуникаций.

Бюджет - количественное выражение плана, инструмент координации и контроля за его выполнением. Бюджеты могут быть составлены как для предприятия в целом, так и для его подразделений. Основной бюджет охватывает производство, реализацию, распределение и финансирование. Здесь в количественном выражении рассматриваются будущая прибыль, денежный поток и поддерживающие планы.  Составление бюджетов побуждает планировать, вырабатывать контрольные критерии и улучшать координацию.  Бюджетный цикл обычно включает следующие этапы: 1) планирование деятельности организации в целом и по его подразделениям; 2) разработка проекта бюджета; 3) просчет вариантов плана, внесение корректив; 4) окончательное планирование, проектирование обратной связи и учет меняющихся условий. Генеральный бюджет обеспечивает как производственное, так и финансовое управление. Как правило, провалы в бизнесе происходят из-за слабой разработки одного из них.

На рис. 2.6. показана схема составления основного бюджета.3 Здесь указаны лишь основные взаимосвязи между поддерживающими бюджетами, поскольку показ всех взаимосвязей значительно загромоздил бы схему.

Методическое обеспечение бюджетного процесса осуществляет набор инструкций, отражающих политику, организационную структуру, разделение ответственности и власть. Они служат в качестве свода правил и рекомендаций для составления бюджетных программ. В инструкциях говорится о том, что нужно делать, когда, как и в какой форме. Усилия и время, затраченные на создание методического обеспечения, окупаются в дальнейшем.


         

           Бюджет продаж                    

     (программа сбыта)

         

          

    бюджет конечных     бюджет производ-

    запасов готовой    ства (производст-

         продукции   венная программа)

     

         

         

бюджет   Трудовой       Смета накладных

материалов   бюджет       производственных

        расходов

         

 

   

          Бюджет цеховой

    себестоимости    

     

    

                                                     Смета

      административных

    расходов

                        

     

   Смета коммерческих расходов

   

         

       

       План по

       прибыли

       

           

         

 Бюджет           Бюджет   Проект     Проект

  капитала           денежных    баланса     бюджета

       (оборотных)        денежных

           средств        потоков

Рис. 2.6.  Основной бюджет.

На основе бюджетирования разрабатываются компьютерно-ориентированные модели финансового планирования. Алгоритм финансового планирования основан на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Здесь осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового планирования.

Первый этап планированияорганизационный. На этом этапе проводятся маркетинговые исследования, изучаются возможности производства и сбыта продукции. Определяющим фактором является наименьшая величина из двух возможных: объем сбыта продукции и производственная мощность. На основе принятого решения о планируемом объеме продаж заключаются договора поставки и формируется портфель заказов.

Второй этаппроизводственное планирование. Цель этого этапа – разработка производственной программы. Здесь определяется количество продукции, ее ассортимент, номенклатура, сроки изготовления, комплектация. Разработка производственной программы осуществляется с учетом уже имеющихся запасов готовой продукции на складе, на ответственном хранении и в товарах отгруженных. Одновременно рассчитываются размеры страховых запасов готовой продукции на конец года в целях обеспечения непрерывности отгрузки продукции.

Третий этап связан со вторым и включает в себя планирование издержек производства (производственной себестоимости). Они складываются из прямых материальных и трудовых затрат, а также производственных накладных расходов. На величину производственной себестоимости влияют изменения в остатках по счетам незавершенного производства, расходов будущих периодов и предстоящих расходов. Эти остатки оказывают влияние и на производственную себестоимость следующих плановых периодов.

Четвертый этаппланирование прибыли от реализации продукции. Прибыль определяется как разница между планируемой выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции. В свою очередь, полная себестоимость складывается из величины производственной себестоимости, административных расходов и коммерческих расходов. Административные расходы определяются на основе сметы и включают в себя затраты на управление и обеспечение производственного процесса. Коммерческие расходы связаны с процессом реализации продукции. Это затраты на маркировку, упаковку, сертификацию продукции, рекламные, транспортные и другие расходы, связанные с продвижением продукции от продавца к покупателю.

Пятый этаппроектирование балансовой прибыли. Под балансовой прибылью понимается финансовый результат от всех видов деятельности предприятия (основной, инвестиционной и финансовой). Совокупный финансовый результат складывается из прибыли от реализации, операционных и внереализационных доходов за минусом операционных и внереализационных расходов. Инвестиционная деятельность предприятия обусловлена приобретением, строительством и продажей основных средств и других внеоборотных активов. Кроме того, средства могут инвестироваться в другие предприятия, на проведение НИОКР. В результате такого рода операционных доходов и расходов образуется разница, которая увеличивает или уменьшает прибыль.  Финансовая деятельность приводит к появлению операционных и внереализационных  доходов и расходов. Например, доходы от размещения свободных денежных средств на депозитных счетах банков, расходы на выплату дивидендов акционерам и т.п. Разница между полученными в результате финансовой деятельности доходами и осуществленными расходами также приводит к увеличению или уменьшению прибыли. Планирование доходов и расходов по финансовой деятельности наиболее субъективная часть финансового планирования. Основой для прогнозов служит изучение фондового рынка, динамики процентов по кредитам, анализ предыдущих периодов и экстраполяция результатов на планируемый период.

Результаты прогнозных расчетов переносятся в проект Отчета о прибылях и убытках. Затем может формироваться прогнозный баланс и, наконец, финансовый план.

1 О эффекте операционного (производственного) рычага см. в главе 4 «Прибыль организации»

2 Более подробно о принципе бюджетирования можно ознакомиться в курсе "Управленческий учет".

3 Источник: Хоргрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. М: Финансы и статистика, 1995


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45551. Ситуационный анализ в PR 26.5 KB
  Ситуационный анализ в PR. Компоненты ситуационного анализа: анализ сильных и слабых сторон компании SWOT; анализ стратегической позиции компании; анализ конкуренции; позиционный анализ. Технология ситуационного анализа: 1. Исследовательский этап – анализ ситуации.
45552. Оценка эффективности PR-деятельности: подходы, методы, методики 42 KB
  Оценка эффективности PRкампании – систематическое измерение результатов проекта с т. Виды исследования оценки эффективности: только после используется часто легко проводится оценивается только результат подходит не для всех целей. Методы оценки эффективности Упрощенный подход – измерение СМИ Н.
45553. Бренд и брендбилдинг 39.5 KB
  Брендинг – это процесс создания и продвижения бренда с пом.: создание усиление репозиционирование обновление и изменение стадии развития бренда его расширение и углубление. Основной метод формирования бренда: позиционирование товара на рынке – определение на основе марк. Бренд – это обещание на 4 уровнях: гарантия соотия обещанных и ожидаемых характеристик; обещание решить стоящую проблему; обещание предоставить ценность существенную для клиента; востребованный результат деятсти бренда – згачимые переживания.
45554. Ценности внутреннего PR-а 59.5 KB
  Правильно выстроенные коммуникации с целевыми группами общественности позволяют организации создать не только позитивный имидж компании но добиться максимального эффекта от деятельности. Рассматривая целевые группы общественности мы зачастую забываем что помимо таких важных групп как потребители клиенты акционеры конкуренты СМИ органы власти существует и еще одна общность чье отношение к деятельности компании может стать буквально решающим для успеха всей ее деятельности. Эта общность – сотрудники компании. Тем не менее в...
45555. Формирование корпоративной культуры 68 KB
  Формирование корпоративной культуры Формирование КК и философии организации Под корпорацией мы понимаем организацию или группу организаций объединенных общими и формализованными главным образом экономическими а также социальными политическими и иными интересами. Корпоративная культура специфическая характерная для данной организации система связей взаимодействий и отношений осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности способа постановки и ведения дела А. Понятие корпоративная культура включает комплекс...
45556. Корпоративная философия, миссия, видение и кредо организации 30 KB
  Корпоративная философия – комплекс принимаемых организаций и разделяемых её сотрудниками концептуальных и смысловых принципов доминирующих ценностей понятий и убеждений; методологические принципы лежащие в основе политики фирмы. Результат продуманной стратегии развития фирмы и фиксирся в виде основн.сввах фирмы оргции: виде деятсти особенностях полезности – соц.общсти; потребности клиентов удовлетворяемые продукцией фирмы; отличит.
45557. Инструменты внутрикорпоративного PR 42.5 KB
  Система внутрифирменной информации общественности: Кодекс Издания листовка газета бюллетень Аудивизуальные средства радио ТВ видеоролики Доски объявлений текущие новости Горящие линии Ящики обратной связи Собрания персонала Семинары конференции Каналы личной коммуникации неформальные слухи межличностное общение Командообразовательные программы: Мотивация Тренинги Традиции и символика Проведение специальных корпоративных мероприятий В современном менеджменте управление людьми осуществляется прежде всего...
45558. Репутационный менеджмент: понятие и технологии 37.5 KB
  Долгое время под стратегией компании понимались усилия менеджеров исключительно по управлению ресурсами. В условиях перенасыщения рынков обострилась конкурентная борьба одним из условий финансового успеха компании стала ее репутация в деловых кругах. И только когда мировые рынки насытились однотипными качественными товарами на первый план стали выходить так называемые нематериальные активы стоимости компании: деловая репутация репутация бренда репутация руководителей и топменеджеров качественная стратегия и система эффективных...
45559. Понятие PR-кампании 76 KB
  Понятие PRкампании PRкампания это целенаправленная системно организованная и завершенная совокупность PRопераций и обеспечивающих их мероприятий объединенных общим стратегическим замыслом направленная на решение конкретной проблемы организации базисного субъекта PR и осуществляемая технологическим субъектом субъектами PR на определенном этапе деятельности организации. Объектом PRкампании является сознание и поведение членов целевых аудиторий организации функционирующих в рамках конкретной проблемной ситуации. Роджерсу...