14470

Исторические этапы формирования основных принципов внешней политики США

Доклад

Международные отношения

Исторические этапы формирования основных принципов внешней политики США. Внешняя политика США стала оформляться лишь в 20е годы 19 века. Знаковым явлением в данном процессе стала известная €œдоктрина Монро€. 2 декабря 1823 г. американский президент Джеймс Монро изложил в

Русский

2013-06-06

17.92 KB

30 чел.

Исторические этапы формирования основных принципов внешней политики США.

Внешняя политика США стала оформляться лишь в 20-е годы 19 века. Знаковым явлением в данном процессе стала известная “доктрина Монро”. 2 декабря 1823 г. американский президент Джеймс Монро изложил в послании к Конгрессу основные положения внешнеполитической доктрины, получившей впоследствии его имя. С этого времени и до начала ХХ века вся внешняя политика Соединенных Штатов осуществлялась в русле доктрины Монро. Справедливости ради следует помнить, что президент Монро только озвучил данную доктрину; все ее основные положения и принципы сформулировал тогдашний госсекретарь США Джон Куинси Адамс, будущий американский президент, сменивший Монро на президентском посту. Главным в доктрине Монро было то, что она фактически потребовала от европейских государств невмешательства в дела Американского континента. Соответственно, свои национальные интересы молодое американское государство связывало не с Европой, а с Америкой и Западным полушарием. В духе доктрины Монро США фактически провозгласили себя в ХIХ веке защитниками интересов Западного полушария и сосредоточили всю свою внешнюю политику в данном регионе. Американское государство на протяжении почти 100 лет (вплоть до I мировой войны) не проявляло внимания к европейским делам, которые в тот период формировали центр всей международной жизни. Политика в духе доктрины Монро получила название “изоляционизма”, т.е. сознательного самоустранения от европейской, а точнее мировой политики, поскольку последняя в тот период концентрировалась в Европе. Притязания США на роль единственного хранителя безопасности Западного полушария усилились после окончания строительства Панамского канала (1870-е гг. – 1914 г.), облегчавшего американское военно-морское господство как в Атлантическом, так и Тихом океанах. Испано-американская война 1898 г. была первой для Америки захватнической войной за пределами континента. В результате этой войны, развязанной США, власть Америки распространилась далеко в Тихоокеанский регион. США захватили Филиппины, Пуэрто-Рико, Гуам и превратили Кубу фактически в свою колонию. На пороге ХХ века американские специалисты по стратегическому планированию уже активно занимались выработкой доктрин военно-морского господства в двух океанах – Атлантическом и Тихом, а американский военно-морской флот стал оспаривать господство Британии на морях.

Растущие геополитические амбиции Америки обеспечивались быстрой индустриализацией страны. К началу I мировой войны экономический потенциал Америки составлял 33% от мирового валового продукта, что лишало Великобританию роли ведущей индустриальной державы.

Первая мировая война впервые дала возможность США перебросить свои войска в Европу. Страна, находившаяся в относительной изоляции, быстро переправила через Атлантический океан несколько сотен тысяч человек. Эта военная экспедиция стала первым свидетельством появления на мировой арене нового крупного актора – Соединенных Штатов Америки.

Война обусловила также первые крупные дипломатические шаги США, направленные на применение американских принципов в решении европейских проблем. В 1918 г. американский президент Вудро Вильсон сформулировал свои знаменитые “14 пунктов”, которые означали новые подходы к внешней политике и взаимоотношениям между государствами. Они включали требование свободы международной торговли и мореплавания, создание международной организации (Лиги Наций) для урегулирования межгосударственных конфликтов и решения общезначимых вопросов, признание права наций на самоопределение и создание независимых государств (как в случае с Советской Россией) и т.д.

Первая мировая война ознаменовала начало конца европейского господства над остальным миром. В ходе этой войны ни одна европейская держава не сумела показать своего заметного преобладания над остальными. На ее исход существенное влияние оказало вступление в конфликт неевропейской державы – Америки.

Тем не менее, краткий всплеск внешнеполитической активности США в данный период не обеспечил стабильного участия Америки в мировых делах. Страна вновь отступила на привычные позиции изоляции от европейской политики, укрепляясь в Тихоокеанском ареале. В 1920–30-е гг., несмотря на свою возросшую экономическую и военную мощь, США предпочитали оставаться в стороне от мировой политики.

С такой позицией согласовывалась американская концепция безопасности, базировавшаяся на восприятии Америки как континентального острова. Стратегия США была направлена на защиту своих берегов и, следовательно, была узконациональной по своему характеру. При этом международным и глобальным соображениям уделялось мало внимания. Основными международными игроками по-прежнему оставались европейские державы, а также все более возрастала роль Японии.

Европейская эра в мировой политике пришла к окончательному завершению в ходе второй мировой войны – первой действительно глобальной войны. Поражение Германии означало усиление прежде всего двух государств – Советского Союза и Соединенных Штатов, ставших преемниками незавершенного спора за мировое господство.

Следующие 50 лет характеризовались формированием биполярной системы мирового порядка, в которой СССР и США играли роль противоборствующих полюсов. Советско-американская борьба за мировое господство предопределяла конфронтационную сущность системы международных отношений почти до конца 1980-х гг. Появление ядерного оружия означало, что война между двумя сверхдержавами приведет не только к их взаимному уничтожению, но и гибели значительной части человечества. Поэтому, несмотря на интенсивность советско-американского конфликта, взаимоотношения между СССР и США отличались чрезвычайной выдержкой и сдержанностью. Обе стороны избегали прямого военного столкновения из-за боязни ядерной войны.

В течение всего периода конфронтации СССР – США Америка была гораздо богаче, более развита в экономическом, технико-технологическом и военном отношениях, имела более гибкую социально-политическую систему, что в конечном итоге и позволило ей остаться единственным мировым лидером. Советский Союз существенно уступал по всем этим параметрам. Но фактическая советская военная мощь и страх, который она внушала Западу, скрывали в течение длительного времени существенную асимметрию между соперниками.

В результате краха соперника США стали первой и подлинно мировой державой, мировым лидером (гегемоном). То есть: начало 90-х годов – падение биполярной системы, поиск новой идентичности международных отношений. Начало 90-х (по Бжезинскому) наличие однополярной системы.
Статус лидера вынуждает США внедряться во все региональные вопросы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74940. Письмове додавання і віднімання багатозначних чисел. Перевірка додавання і віднімання 72 KB
  Мета: ознайомити учнів з прийомами письмового додавання і віднімання багатозначних чисел у межах мільйона; узагальнити уявлення дітей про зв’язок дій додавання і віднімання; закріплювати вміння розвязувати задачі та рівняння; розвивати навички усної лічби логічне мислення уважність уяву...
74941. Письмове додавання і віднімання багатоцифрових чисел. Перевірка додавання і віднімання 61 KB
  Мета. Познайомити з прийомом письмового додавання і віднімання багатоцифрових чисел, узагальнити уявлення учнів про зв’язок дій додавання і віднімання, робити перевірку; розвивати логічне мислення, пам’ять, увагу; формувати мотивацію до вивчення математики.
74942. Умножение чисел, заканчивающихся нулями 126.5 KB
  Цель: закрепить навыки умножения чисел заканчивающихся нулями на однозначное число; совершенствовать навыки устного счета навыки решения задач; развивать логическое мышление математическую речь внимание умение работать в группах; воспитывать интерес к математике чувство товарищества.
74943. Круглі числа. Периметр прямокутної ділянки. Знаходження суми та різниці багатозначних чисел 394.5 KB
  Мета уроку: повторити закріпити поглибити удосконалити знання учнів із розділів Круглі числа. Робота з круглими числами Дивлячись на утворені числа назвіть по памяті первоначальні числа. Я хочу ще додати інформацій про бджіл вчитель називає та вивішує числа...
74944. Ділення з остачею на двоцифрове число 136.5 KB
  Удосконалювати вміння розвязувати задачі на пропорційне ділення. Розвивати обчислювальні навички. Під час подорожі ми ознайомимося із діленням з остачею на двоцифрове число закріпимо вміння ділити числа що закінчуються нулями удосконалимо вміння розвязувати задачі.
74945. Умножение многозначного числа на однозначное число 447 KB
  Цели: продолжать знакомить учащихся с приёмом письменного умножения многозначного числа на однозначное число; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; развивать умение решать задачи; закреплять умение рассуждать делать выводы.
74946. Правило обчислення площі прямокутника та його застосування. Знаходження значень виразів на сумісні дії 162 KB
  Мета: повторити поняття «площа» та «квадратний сантиметр»; навчити користуватись правилом обчислення площі; проводити роботу, спрямовану на запобігання змішувань понять «площа» і «периметр»; розвивати логічне мислення, пам’ять; виховувати організованість і дисципліну розумової праці дітей.
74947. Дроби. Вершки и корешки 138.5 KB
  Деление на команды Все вы знаете русскую народную сказку Вершки и корешки. Мы разделимся на команды Вершки и Корешки. Команды это I и II вариант. Сейчас проведем тендер конкурс на право выбора названия варианта-команды: команда числителя Вершки и команда знаменателя Корешки.