14480

«Мягкая сила» ЕС. Проблемы использования военной силы во внешней политике ЕС. Стратегия безопасности ЕС

Доклад

Международные отношения

Мягкая сила ЕС. Проблемы использования военной силы во внешней политике ЕС. Стратегия безопасности ЕС. Мягкая сила Одной из ключевых концепций наряду с концепцией глобальных общественных благ способствующих изучению динамики взаимоотношений ЕС и других стран

Русский

2013-06-06

24.11 KB

27 чел.

«Мягкая сила» ЕС. Проблемы использования военной силы во внешней политике ЕС. Стратегия безопасности ЕС.

«Мягкая сила»

Одной из ключевых концепций, наряду с концепцией глобальных общественных благ, способствующих изучению динамики взаимоотношений ЕС и других стран, является концепция «мягкой силы». Глобальные общественные блага   – это в первую очередь продукт глобального управления ЕС , осуществляемого международными институтами совместно или по отдельности,

в то время как «мягкая сила» относится к оказываемому влиянию, к дипломатическим и политическим процессам, по которым определяются результаты их коллективного управления и в соответствии с которыми повышается их эффективность. Понятие «мягкой силы», таким образом, подразумевает (1) форму национальной мощи или относительного потенциала, который мобилизуют страны – члены ЕС  для проведения своего дипломатического курса; (2) процесс влияния в рамках этих международных институтов по мере того, как их члены пытаются определить свои предпочтения, и (3) тип воздействия, который институты как коллективные акторы оказывают на своих членов, международные отношения и глобальный порядок в целом. «Мягкая сила», находящаяся в распоряжении международных институтов, есть одновременно и властный  ресурс, и процесс, и результат деятельности. Основные составляющие концепции «мягкой силы» уже долгое время и вполне заслуженно находятся в центре внимания господствующей школы реалистов. Среди факторов, выделенных Г. Моргентау, оказывающих не только дополнительное, но уникальное усиливающее действие на национальную мощь, были определены аспекы «мягкого потенциала» «национальной воли» и «качества дипломатии».  

Современная  концепция  «мягкой  силы»  была  предложена  Дж.  Найем. В рамках нового видения «мягкая сила» определялась  как третья форма силы и дипломатии, наряду с принуждением («кнут») и поощрением («пряник»). «Мягкая сила» – это способность воздей-ствовать на окружающий мир с помощью цивилизационной, куль-турной, внешнеполитической и иной привлекательности.

СТРАТЕГИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ  ЕВРОПЕЙСКОГО  СОЮЗА  

Евросоюз –  это  особая   структура  обеспечения  безопасности .  И  многие  авторы устанавливают  однозначную   связь  между   мотивацией  к   расширению  ЕС  и   обеспечением  европейской  безопасности .  Вследствие   чего   выделяют  три   важнейших   уровня   и  соответствующие   функции   ЕС  применительно   к   безопасности   в  Европе:

–  сохранение   целостности « ядра »  и  обеспечение  того ,  чтобы   в  Западной   Европе   оставался  один интеграционный  центр [ и процесс]  и не  появлялись  новые .  

–  молчаливая  «дисциплинирующая   сила »  в   отношении  «ближнего  зарубежья »

– «невидимый   и   вежливый  магнит »  для  Центральной  и   Восточной  Европы.  

–  потенциальная  роль ,  предполагающая  прямое  вмешательство  в   специфические  

конфликты  [ например,  на   Балканах ].  

В  декабре 2003  г.  Европейская  комиссия   утвердила  первую  в  истории  Европейского   Союза  

Стратегию безопасности .  Ее особенности состоят в том ,  что:

•  во - первых,  в   данном  документе  впервые   сформулированы  угрозы   для  Союза .  

•  Во- вторых,  Стратегия  строится   на   сформированных  ЕС  к   настоящему  времени  acquis

( совокупности   норм)  и   идентичности   в  сфере   безопасности .  

В   ней  заложены  три   ключевые  задачи :  

•  расширение  зоны  безопасности   в  Европе,

•   укрепление   международного  порядка  и   борьба   с  такими  угрозами ,  как  терроризм ,

распространение  оружия  массового  уничтожения ,  региональные   конфликты ,  

•  коллапс  государств   и   организованная   преступность .  

Одной   из   главных   составных  частей   данной  стратегии  является  « политика   добрососедства» Евросоюза  после  его  расширения,  которая  эволюционировала  от   концепции  « большой   Европы» (Wider Europe)  до   полномасштабной   доктрины,  подкрепленной  целым   рядом   программных  документов   и  получившей  официальное   название  « Европейской  политики  соседства» (European Neighbourhood Policy). Она  направлена   на   то ,  чтобы   способствовать   повышению  качества  управления   в  государствах -соседях  посредством  предоставления   программ  помощи,  применения  принципа  обусловленности  и  целевых  торгово-экономических   мероприятий.  При   этом   в  качестве   наилучшего  средства   обеспечения  безопасности   ЕС  обозначена   международная  среда,  состоящая из  демократических государств ,  которые  имеют  качественные  системы  управления .  

Стратегия  базируется   на   двух   концепциях –  « превентивного  участия»  в  кризисном  урегулировании   и  «эффективного  мультилатерализма».  Первая  определяет   подходы   к

сохранению  стабильности   и   предполагает   возможность   использования  широкого  набора  

инструментов  – гуманитарной,  экономической   и   административно - правовой   помощи,  а  также  полиции   и   сил   быстрого   реагирования .  Вторая  опирается  на   культуру   безопасности   Союза , которая  руководствуется  правом  и   Уставом  ООН  в  качестве   основополагающих  правил  международных   отношений .  Эти  концепции   дополняют   уже   проверенные   временем  концепции  обеспечения  безопасности   ЕС  посредством  интеграции   и   стабилизации  ( Балканы ).

Общая   внешняя   политика   и   политика   безопасности   ЕС ( ОВПБ)  преследует   следующие  

цели:  

•   защита  общих   ценностей,  основных  интересов,  независимости  и   целостности  Союза   в  

соответствии   с  принципами  Устава   ООН;  

•   всемерное  укрепление   безопасности   Союза ;  

•   сохранение   мира  и   укрепление   международной   безопасности   в  соответствии   с

принципами  Устава   ООН,  равно  как  и   принципами  Хельсинкского  Заключительного   акта   и

целями  Парижской   хартии ,  включая   те ,  что  относятся  к   внешним   границам;  

•   содействие   международному  сотрудничеству ;  

•   развитие   и   консолидацию  демократии  и   законности ,  уважение  прав   человека   и  

основных  свобод ;  

•   государства- члены   активно  и   безоговорочно  поддерживают  внешнюю  политику  и

политику  безопасности   Союза   в  духе   лояльности   и   взаимной  солидарности ,  совместно

добиваются  укрепления   и   развития   их  политической   солидарности   и   воздерживаются  от   любых  действий ,  которые   противоречат   интересам  Союза   или   могли  бы  ослабить   его  действенность как  сплачивающей  силы  в  международных   отношениях.  

Союз  следует  этим  целям   путем :  

ƒ  определения  принципов   и   основных  ориентиров   ОВПБ;  

ƒ  принятия   решений ,  касающихся  общей   стратегии;  

ƒ  одобрения  совместных  действий ;  

ƒ  одобрения  общих   позиций ;  

ƒ  усиления   систематического   сотрудничества   между   государствами- членами   в  

проведении  их  политики.  

В   июне 2003  г.  был   опубликован   документ « Безопасная   Европа  в   улучшающемся   мире», подготовленный  под   эгидой   Высокого  представителя  по  общей   внешней   политике   и   политике   в  области  безопасности   Европейского   Союза   Х.  Соланы.  Любая   доктрина   безопасности   должна содержать  ясное  описание   угроз,  с  которыми  сталкиваются   соответствующее   государство  или  коалиция   государств .  В  « документе  Соланы»  справедливо  говорится,  что  крупномасштабная  агрессия   против   любого  государства- члена  ЕС ( иными   словами ,  агрессия   с  востока)  сегодня  невозможна.  Европе  угрожают  международный  терроризм,  распространение  оружия  массового уничтожения ,  организованная   преступность   и   последствия  распада  так  называемых  «несостоявшихся   государств ».  В  XXI  в.  эти  угрозы   приобретают   новые   масштабы  и   новый  характер .  Террористические   удары   нацелены  на   то ,  чтобы   вызвать  максимальные  потери   среди

мирного  населения.  Появилась  перспектива  того ,  что  террористы   получат  оружие  массового

уничтожения,  в  том   числе  биологическое.  Распад   государственных  и   социальных  институтов   в ряде   государств  «третьего   мира»  становится   одной   из   причин  роста  там   экстремистских  

настроений   и   движений

Обеспечение  безопасности   требует  не   только   ясного   видения   угроз,  но  и   наличия соответствующего   силового   и   политического  потенциала ,  способного   эти  угрозы  нейтрализовать .  В  «документе  Соланы»  намечено  несколько  основных  направлений

наращивания   силовых   и   политических   возможностей  ЕС.  Прежде  всего,  необходимо  увеличить  ресурсы ,  выделяемые  на   военные   цели  с   тем ,  чтобы   создать  более « гибкие »  и   мобильные   вооруженные   силы.  Важно   устранить  или   свести   к   минимуму  дублирование   военных   усилий  государств - членов   Европейского   Союза ,  а  также   улучшить  обмен   разведывательной   информацией .  Совершенствование  военного   потенциала   предлагается   дополнить   усилением   политических   возможностей  Союза .  Имеется  в  виду,  прежде  всего,  совершенствование  аналитических  способностей   с  тем ,  чтобы   лучше   понимать  процессы  и   события ,  происходящие  за   пределами   Европейского   континента .  Кроме   того ,  отмечается   в « документе  Соланы»,  важно   дополнить  военные   операции  в  кризисных   регионах   гражданскими  усилиями.

Проблемы военной силы Евросоюза.

Признание  необходимости  «жесткого   вмешательства»  во   многом  контрастирует  с  распространенным  в  Европе  убеждением,  что  военная  мощь  не   может   обеспечить   безопасность , а  линия   на   борьбу   с  терроризмом   военными  средствами   может   привести   к   обратным  результатам –  консолидировать  экстремистские   силы  и   расширить   их  политическую  и социальную базу .  

ЕС  намерен   сформулировать  серьезную   общеевропейскую   оборонную   политику,  его

главной  задачей  должно  стать  уменьшение  зависимости  Европы  от   Америки   в  военной   сфере .  Пока  же  ЕС  хочет  получить   возможность   начинать   и   вести  войны   типа   косовской  без  согласия   и   военной   поддержки   со   стороны   США.  На  основании   новых   оборонных   инициатив   ЕС  можно  сделать  вывод   о   том ,  что  государства-члены   ЕС  решили,  что  риск   возможного  ослабления   НАТО   в  результате   создания   новых   европейских  вооруженных   сил   менее  серьезен ,  нежели угроза   сохранения   статус - кво.  С   учетом  этих   политических   факторов   неопределенности   в  настоящее  время   прилагаются  значительные   усилия ,  направленные  на   оформление  и   регулирование  отношений   между   ЕС  и   НАТО ,  которые   будут  характеризоваться   пересмотренным  балансом  сил .

Очевидно,  что  военная  инфраструктура   ЕС  останется  довольно   скромной,  а  численность

военного   персонала  будет  несопоставима  с  НАТО .  В   компетенцию   Европейского   военного  

секретариата ,  подотчетного   Х. Солане,  будет  входить  определение  числа  специалистов   по

военному  планированию,  необходимых   для  оборонной   структуры   ЕС.  Наряду  с  этим,

оборонная  структура  ЕС  будет  широко  использовать   результаты   работы  в  области

планирования,  проводимой  в  государствах - членах   ЕС.  

Решения   о   создании   европейских  вооруженных   сил   являют  собой   совершенно  новый  

подход  к   проблеме  обеспечения  обороны ,  хотя   эти  планы   остаются   довольно   скромными   и   всего  лишь  дадут  ЕС  возможность   осуществлять   военных   операции  в  тех  случаях,  когда  в  них   не   захотят  принимать   участие  США.  Еще   в  течение  многих  лет  военные   операции  ЕС  будут  зависеть   от   командных   структур   НАТО   и   ресурсов   США  в  таких  сферах ,  как  разведка   и   материально- техническое  обеспечение.  

Новые   планы   Европы  в   области  обороны   оказывают   серьезное  влияние   на   все  страны Центральной  и   Восточной  Европы,  На  саммите   ЕС  в   Хельсинки  в   декабре 1999  г.  была  заложена   основа   нового   военного  измерения  Европы,  европейской  политики  безопасности   и   обороны .  Первоначально предполагалось ,  что  в   Европе  будут  созданы   силы  быстрого   реагирования ,  способные  предотвращать,  урегулировать  межнациональные   конфликты ,  участвовать  в  ликвидации

последствий  стихийных   бедствий .  Однако  после 11  сентября  2001  г.,  очевидно ,  что  сфера  

действия   ЕПБО   стала  значительно  шире.

Цель  новой   общей   политики  по  обороне  и   безопасности   Европейского   союза ,  должна

состоять   в  том ,  чтобы   эта  политика   была  доступна   и   транспарентна  для  тех  европейских  стран, которые   в  данный  момент  не   являются   членами   Европейского   союза .  Принятие

подготовленного  Х. Соланой   проекта  доктрины  безопасности   ЕС  представляет   собой   важный

( хотя   и   один  из   многих  необходимых )  шаг  в  восстановлении   трансатлантического   единства   в  

области  безопасности .  Это – еще   одно  свидетельство  того ,  что  Европейский  Союз  стремится

играть   значимую роль   в  обеспечении  международной   безопасности .  Вместе  с  тем ,  в « документе

Соланы»  отразился  противоречивый  характер   нынешнего   европейского   стратегического  

мышления.  Ясное  и   адекватное   представление  об  угрозах  безопасности   контрастирует  с  

довольно   расплывчатым  представлением   о   способах   нейтрализации  этих   угроз,  особенно   когда

речь   идет   о   формировании  нового   международного  порядка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76612. Екатерина II. Просвещенный абсолютизм 33.5 KB
  Екатерина II стремилась построить законную самодержавную монархию обновить ее с учетом новых исторических реалий а не вводить конституционный демократический строй как этого хотели просветители. Большое внимание Екатерина II уделяла совершенствованию законодательства. Екатерина написала для комиссии Наказ в котором обосновала основные принципы политики просвещенного абсолютизма. Екатерина II положила начало крупнейшему музею мира Эрмитажу.
76613. Зарождение либеральной и революционной идеи в России 18 века 29.5 KB
  Русский либерализм одна из значимых тенденций общественной мысли в России. Либерализм в России возник как идеология в период кризиса феодальнокрепостнического строя конец 18 1я половина 19 в. Его появление обусловлено включением России в широкий общеевропейский контекст приобщением высших слоев общества к европейской образованности утверждением идеалов просвещения внедрением идеи общественного договора и т.
76614. Россия и мир в 19 веке. Попытки модернизации и промышленный переворот. Развитие россии при Александре 1 30 KB
  Александр 1 – сын императора Павла I и княгини Марии Фёдоровны, внук Екатерины 2. Родился 23 декабря 1777 г. С самого раннего детства он начал жить у бабушки, которая хотела воспитать из него хорошего государя. После смерти Екатерины на престол вошел Павел
76615. Декабризм. Исторические условия, предпосылки, программы, тактика 28.5 KB
  Серьезное влияние на становление взглядов будущих декабристов оказали идеи западных национально-освободительных движений русская публицистика и просветительская литература. Таким образом можно выделить следующие важнейшие причины восстания декабристов. Несмотря на то что далеко не все было готово заговорщики решили действовать и восстание декабристов произошло в 1825 г. Но Николай 1 был предупрежден о том что готовится восстание декабристов на Сенатской площади.
76616. Николай 1. Западничество и славянофильство 35 KB
  Либеральная мысль в России разделилась на два идейных течения оппозиционных политике Николая I славянофилы и западники. Западники придерживались идеи о том что Россия принадлежит к европейской цивилизации и следовательно путь ее развития проходит по тем же рельсам по которым уже прошла Европа. Западники напротив верили в единство человеческой цивилизации и полагали что Россия стала цивилизованным государством лишь со времен Петра Великого благодаря именно реформам Петра. С особенным интересом западники следили за умственным...
76617. Россия во второй половине 19 в. Реформы и контрреформы 45 KB
  Реформы и контрреформы. Сразу же началась подготовка судебной реформы. Основные принципы судебной реформы определенные с учетом опыта европейских стран была одобрена Александром II в сентябре 1862 г. Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом.
76618. Основные направления народничества 33 KB
  езавершенность и половинчатость большинства реформ, проводившихся в борьбе с консерваторами, вызвали всплеск движения революционного народничества. Общество «Земля и воля», созданное Чернышевским, Слепцовым, Обручевым, Серно-Соловьевичем в конце 1861- начале 1862 г. в Петербурге не имело достаточно сил, чтобы стать всероссийской организацией
76619. Распространение марксизма в России 34 KB
  Первые организации пролетариата возникли в Петербурге и Одессе и назывались соответственно Северный союз русских рабочих и Южнороссийский союз рабочих. Оба императора и мысли не допускали чтобы разрешить образование профсоюзов или других даже не политических рабочих организаций. В результате по решению правительства трудовые споры должны были улаживать специальные чиновники фабричные инспектора которые разумеется чаще находились под влиянием предпринимателей нежели заботились об интересах рабочих. со своими соратниками он создал в...
76620. Россия и мир на рубеже XIX-XX веках 45 KB
  Приблизительное представление об историческом месте России в мировом сообществе на рубеже веков дает т. В России же промышленный переворот 90е гг. В России действовала хотя и не повсеместно рыночная система превосходящая западную ее средний уровень по своей динамике. объем промышленной продукции в России возрос в 7 раз в Германии в 5 во Франции в 25 в Англии в 2 раза.