14481

Трансатлантический союз. Основные инструменты трансрегионального сотрудничества ЕС и США

Доклад

Международные отношения

Трансатлантический союз. Основные инструменты трансрегионального сотрудничества ЕС и США. Трансатлантический союз объединенной Европы и США является основой западной цивилизационной стратегии: по большинству вопросов мировой политики США и ЕС выступают с единых поз...

Русский

2013-06-06

17.95 KB

11 чел.

Трансатлантический союз. Основные инструменты трансрегионального сотрудничества ЕС и США.

Трансатлантический союз объединенной Европы и США является основой западной цивилизационной стратегии: по большинству вопросов мировой политики США и ЕС выступают с единых позиций, при этом лидерство США очевидно. Однако трансатлантические разногласия между американцами и европейцами становятся в последние годы весьма ощутимыми. Европа становится все более сильным геополитическим актором, и в трансатлантическом союзе европейские политики стремятся играть все более самостоятельную роль.

Растущая мощь объединенной Европы рождает немало разногласий в современных евроатлантических отношениях. Прежде всего, западные эксперты отмечают, что США и Европейский Союз имеют серьезные экономические противоречия: евро отвлекает значительные финансовые потоки с американского рынка, осложняет дефицит американского бюджета, становится мощным конкурентом доллара в международных расчетах, ослабляет Америку в ее стремлении диктовать фиксированные цены на нефть и другие сырьевые материалы. Нынешняязона единой европейской валюты — самая обширная в мире зона богатых стран-потребителей дорогих товаров мирового рынка. Заключив соглашения об ассоциации с 80 странами, Европейский Союз осуществляет непрерывную торговую экспансию: принимая во внимание значительные размеры зоны евро, многие компании в Латинской Америке, Азии, Восточной Европе и Северной Африке стремятся снизить долю операций в долларах, расширяя сеть контрактов в евро. Указанные тенденции свидетельствуют о закате «эры доллара» как единственной мировой валюты.

Помимо экономических споров можно отметить и определенные военно-политические разногласия. В последние годы в американском конгрессе сложилось антиевропейское лобби. Мотив один: контроль над европейской политикой слишком дорого обходится американским налогоплательщикам. Например, во время военных операций в Ираке и Косово объем ударов США и западноевропейских стран НАТО находился в соотношении девять к одному. Американские войска в Европе обходятся Соединенным Штатам на 2 млрд. долл. дороже, чем если бы они размещались в США.

Одновременно в США растет страх перед превращением Европы в подлинного глобального соперника. Вашингтон не желает видеть Западную Европу (равно как и Японию) сильной настолько, чтобы дать ей возможность бросить вызов американскому лидерству. Именно поэтому Соединенные Штаты стремятся сохранить свое геополитическое превосходство перед Западной Европой.

Наконец, важно отметить ряд евроатлантических разногласий в сфере решения международных проблем:1)при возникновении международных конфликтов и проблем европейцы предпочитают действовать через международные организации, США -односторонне;2)европейцы оценивают международные коллизии с региональной точки зрения, США - с глобальной;3)при урегулировании конфликтов европейцы предпочитают использовать политические и экономические возможности, США не исключают для себя военного решения проблем.

Однако все эти разногласия евроатлантического партнерства в настоящее время отходят на задний план в свете новых тенденций в мировой политике. По данным доклада британского Международного института стратегических исследований, опубликованного в 2009 г., доля Америки в «глобальной власти» сокращается, однако американское лидерство может быть по-прежнему эффективным, если будет подкреплено опорой на союзников, прежде всего — на ЕС. При этом президенту Обаме лондонские эксперты рекомендуют вести такую искусную дипломатию, которая бы сократила количество вызовов Америке со стороны остального мира, поскольку США сегодня уже не могут служить моделью для подражания хотя бы потому, что принятая ими за основу идея частного капитализма утрачивает свою привлекательность в условиях современного экономического кризиса. Таким образом, западные эксперты советуют американцам больше прислушиваться к мнению союзников, не акцентируя внимания на разногласиях.

Сценарии развития евро-атлантического партнерства:

В целом наметившиеся тенденции в евро-атлантических отношениях позволяют прогнозировать два основных сценария развития событий. Первый сценарий — рост зависимости ЕС от США. Существует реальная тенденция подменить углубление европейской интеграции на ее расширение, что делает процесс евроинтеграции противоречивым и многослойным. Например, Жак Аттали, полагает, что в ЕС через определенное время будет входить 35—40 государств (включая Украину и Грузию). Такое значительное увеличение численности не может не привести к углублению внутри ЕС уже имеющихся противоречий и к новым столкновениям. Ситуация обострения противоречивых тенденций очень выгодна для США, которые всегда могут претендовать на роль арбитра при разрешении европейских споров и тем самым держать весь процесс интеграции под атлантическим контролем. Второй сценарий — ЕС как сильный и самостоятельный партнер США. Если европейцам удастся сполна использовать все шансы интеграции, то в результате на геополитической карте мира возникнет сильная политически объединенная Европа, что будет означать базовое изменение в мировом распределении геополитических сил. В Европе есть немало сторонников такого развития событий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28394. Институт почетного (нештатного) консула 132.57 KB
  2 При этом почетным консулом может быть назначен не только гражданин государства отправления но и гражданин государства пребывания или третьего государства с согласия государства пребывания. В настоящее время при назначении почетных консулов законодательство ряда стран отдает предпочтение гражданам своего государства живущим за границей. При отсутствии таковых на этот пост может быть назначен местный житель государства пребывания. Это связано с тем что функции консула принимают политический характер поскольку их...
28395. Глава дипломатического представительства 28.5 KB
  В МП существует классификация старшинства дипломатических представителей агентов. стройной классификации дипломатических агентов не существовало что приводило иногда во время официальных мероприятий к столкновениям и откровенным скандалам. установил следующие три класса дипломатических агентов: 1 посол и папский легат или нунций; 2 посланник; 3 поверенный в делах. Однако данный класс не прижился и Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961г.
28396. Внутренняя и внешняя охрана дипломатических представительств 27 KB
  Всё зависит от посольства и от страны в которой оно находится. Больше всех защищаются конечно самые сильные страны США Израиль некоторые страны Евросоюза. : Есть страны со стабильной ситуацией а есть нет а отсюда и охрана. Территория посольства некоей страны территория данной страны.
28397. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. (краткий анализ) 25 KB
  краткий анализ Венская конвенция о дипломатических сношениях один из основных нормативноправовых актов в области дипломатического права. Конвенция регламентирует все основные вопросы дипломатического права: регламентируются виды и функции дипломатических миссий процедура назначения главы дипломатического представительства классы глав таких представительств раскрывается понятие дипломатического иммунитета. Конвенция состоит из 53 статей и включает также два факультативных протокола: о приобретении гражданства сотрудниками...
28398. Краткий анализ Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. 27.5 KB
  105 Устава ГА ООН 13 февраля 1946 г. приняла Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН в которой данные вопросы регламентируются более конкретно. ГА ООН утвердила Конвенцию о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений.
28400. Дипломатическое представительство (диппредставительство) 146.86 KB
  В основном служит для поддержания дипломатических отношений. Дипломатические отношения устанавливаются на основании соглашения между соответствующими государствами например Совместное заявление об установлении дипломатических отношений между РФ и ЮАР 1995 г. Могут также открываться отделения дипломатических представительств в различных городах. Основным международным нормативноправовым актом регулирующим виды и функции дипломатических представительств процедуры назначения главы дипломатического представительства классы глав...