14485

Сотрудничество ЕС и РФ в сфере энергетики

Доклад

Международные отношения

Сотрудничество ЕС и РФ в сфере энергетики Энергетическое сотрудничество России ранее – Советского Союза и Европы ныне – Европейского союза имеет в новейшее время более чем 40летнюю историю. В 1960-1970е годы была создана разветвленная система трубопроводов соединивш

Русский

2013-06-06

291.5 KB

48 чел.

Сотрудничество ЕС и РФ в сфере энергетики

Энергетическое сотрудничество России (ранее – Советского Союза) и Европы (ныне – Европейского союза) имеет в новейшее время более чем 40-летнюю историю. 

В 1960-1970-е годы была создана разветвленная система трубопроводов, соединивших месторождения Западной Сибири с электростанциями Западной Европы. У заключенного в 1970 г. «контракта века «газ-трубы» были и сторонники, и противники – в том числе на полном серьезе утверждавшие, что в случае военных действий трубопроводы из СССР на Запад могли бы обеспечить снабжение советской армии горючим. Однако соглашение после серьезной предварительной работы состоялось, и база нашего долгосрочного сотрудничества в энергетической сфере была заложена.

До начала 90-х годов наша страна совместно с партнерами по Совету экономической взаимопомощи соцстран осуществляли развитие инфраструктуры энергоснабжения, ориентированной на европейских потребителей. Тогда были реализованы крупнейшие проекты нефтепроводов (Дружба-1 и 2), единой электроэнергетической системы «Мир»; осуществлялось строительство атомных станций на территории стран СЭВ по типовым советским проектам.

На следующем этапе (до начала 2000-х годов) наше энергетическое сотрудничество продолжалось на фоне изменения географической карты Европы, распада СССР и становления новых государств. Был подписан Маастрихтский договор о создании Европейского союза, в ЕС появились новые члены. В России были начаты экономические реформы: произошла либерализация рынков нефти и угля. Была начата реализация проектов крупнейших газопроводов Ямал-Европа и Голубой поток. Иностранные (в том числе – европейские) компании получили доступ к разработке российских нефтегазовых месторождений, в том числе на условиях СРП – соглашений о разделе продукции.

Все это создало предпосылки для старта в 2001 году Энергодиалога Россия-ЕС – особой, новой формы наших взаимоотношений. За прошедшие 10 лет число членов Евросоюза выросло до 27, вступил в силу Лиссабонский договор о реформе ЕС. В России в этот же период происходил болезненный процесс изменения наших экономических отношений со странами бывшего СССР, что сказалось в том числе на возникавших проблемах с транзитом энергоресурсов.

Получила развитие нормативная база нашего сотрудничества – был принят закон об иностранных инвестициях, осуществлена либерализация рынка электроэнергии. Было сформировано перспективное видение долгосрочного развития российского энергетического сектора, зафиксированное в Энергетической стратегии России и отраслевых программных документах. Правовой базой отношений России и ЕС в области энергетики продолжало оставаться подписанное в 1994 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, но в 2007 г. было принято решение о начале переговоров по Новому базовому соглашению. 

Энергодиалог Россия-ЕС

Одним из важнейших аспектов сотрудничества между Россией и ЕС является энергетический диалог. Это партнерство представляет собой важный компонент стабильных взаимоотношений и направлено на повышение уровня доверия и прозрачности в отношениях между двумя сторонами в области энергетики, включая обмен информацией об энергетической политике сторон, о развитии законодательства и нормативно-правовой базы. Таким образом, Россия и Евросоюз объективно заинтересованы в укреплении взаимовыгодного энергетического сотрудничества как основной цели Энергодиалога.

Приоритеты Энергодиалога обсуждаются на заседаниях Постоянного Совета Партнерства России и ЕС на уровне Министров энергетики, а ход и результаты рассматриваются во время регулярных встреч Координаторов Энергодиалога Россия-ЕС. Координатором Энергодиалога с российской стороны является Министр энергетики Российской Федерации, с европейской - член Европейской комиссии по вопросам энергетики.

В рамках Энергодиалога создан и действует механизм консультаций государственных институтов с бизнесом в форме Тематических групп по важнейшим вопросам энергетической политики России и Евросоюза.

На сегодняшний день сформированы и действуют четыре Тематические группы и консультативный совет, в частности (Приказ Минэнерго России):

  •  Тематическая группа по энергетическим рынкам и стратегиям;
    •  Тематическая группа по энергоэффективности и инновациям;
    •  Тематическая группа по электроэнергетике;
    •  Тематическая группа по атомной энергетике;
    •  Консультативный совет по газу.

Каждый год Россия и ЕС подготавливают Обобщающие доклады Энергодиалога Россия – ЕС. 

На последнем заседании Постоянного Совета Партнерства Россия – ЕС по энергетике, которое состоялось 1 декабря 2011 года в г. Москве, Координаторы Энергодиалога с двух сторон подписали Энергодиалог Россия-ЕС. 12-й доклад, отражающий результаты сотрудничества России и ЕС в области энергетики.

Структура Энергодиалога Россия - ЕС

Совместные проекты

Энергодиалог между Россией и ЕС постоянно углубляется и воплощается в новых масштабных проектах. Россия как поставщик, и Европа как потребитель энергоресурсов крайне заинтересованы в эффективной, надежной и диверсифицированной системе транспортировки и доставки газа.

Несмотря на то, что Россия и ЕС осуществляют диверсификацию энергопоставок, доля российских углеводородов и продуктов их переработки на рынке ЕС по прежнему останется высокой в ближайшие 20-25 лет. Это связано с географической близостью России и стран-членов ЕС, существующей энергетической транспортной инфраструктурой, а также традиционно успешным сотрудничеством в области энергетики, осуществляемым с 1960 года. 

ПРОЕКТ «СЕВЕРНЫЙ ПОТОК»

Совместными усилиями Россия и ЕС добились огромного прогресса на первом этапе диверсификации. В сентябре 2011 года было начато заполнение природным газом первой нитки газопровода «Северный поток». Ввод в эксплуатацию первой нитки «Северного потока» производительностью 27,5 млрд куб. м газа в год состоялся 8 ноября 2011 года. С этого дня по первой нитке «Северного потока» начались коммерческие поставки российского газа в Европейский союз.

Значимость «Северного потока» была справедливо признана Европейским союзам. Доказательством стало получение статуса приоритетного проекта в рамках программы Трансъевропейских транспортных сетей.  

ДОРОЖНАЯ КАРТА СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ЕС В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ ДО 2050 Г.

Примером эффективного сотрудничества сторон в настоящее время является ход подготовки Дорожной карты сотрудничества России и ЕС в сфере энергетики до 2050 г.

В ходе состоявшейся встречи Правительства Российской Федерации и Еврокомиссии 24 февраля 2011 г. в Брюсселе был подписан документ «Общие подходы Координаторов Энергодиалога Россия – ЕС к подготовке Дорожной карты сотрудничества России и ЕС в энергетической сфере до 2050 года», инициирующий начало двусторонней работы по подготовке данной ДК.

Целью Дорожной карты является определение путей и этапов, механизмов и ориентиров формирования единого энергетического пространства, усиления системного взаимодействия России и ЕС в области энергетики.

Подготовку Дорожной карты координирует Тематическая группа по стратегиям, прогнозам и сценариям Энергодиалога Россия-ЕС. В 2011 г. были созданы экспертные группы для подготовки рекомендаций по долгосрочному сотрудничеству в следующих основных областях:

  •  газовая промышленность;
    •  нефтяная промышленность;
    •  электроэнергетика;
    •  повышение энергоэффективности экономики;
    •  развитие возобновляемых источников энергии;
    •  гармонизация сценарных оценок развития энергетического сектора.

В августе 2011 г. был подготовлен промежуточный доклад российских и европейских экспертов о ходе подготовки Дорожной карты.

В настоящее время осуществляется подготовка проекта Дорожной карты, работа над которой, как предполагается, будет завершена до конца 2012 года.

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ЭНЕРГОСИСТЕМ РОССИИ И СТРАН БАЛТИИ В СИНХРОННОМ РЕЖИМЕ

Позитивным примером российско-европейского сотрудничества в области электроэнергетики является взаимодействие по предложенному российской стороной проекту Соглашения между Правительством России и Еврокомиссией о совместной работе Единой энергетической системы Российской Федерации и энергетических систем Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики в синхронном режиме.

Сегодня энергосистемы прибалтийских стран работают синхронно с Единой энергосистемой России и составляют с ней единое технологическое пространство. До 40% пропускной способности между энергосистемами Центра и Северо-Запада Российской Федерации обеспечивается сетями прибалтийских стран. Вышеуказанный проект направлен на содействие развитию трубопроводной транспортировки и объектов электропередачи, поставки природного газа из Российской Федерации в Европейский Союз, совместной работы электроэнергетических систем Российской Федерации и Европейского Союза, взаимных поставок электрической энергии.

ДОРОЖНАЯ КАРТА СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ЕС В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ ДО 2050 Г.

Примером эффективного сотрудничества сторон в настоящее время является ход подготовки Дорожной карты сотрудничества России и ЕС в сфере энергетики до 2050 г.

В ходе состоявшейся встречи Правительства Российской Федерации и Еврокомиссии 24 февраля 2011 г. в Брюсселе был подписан документ «Общие подходы Координаторов Энергодиалога Россия – ЕС к подготовке Дорожной карты сотрудничества России и ЕС в энергетической сфере до 2050 года», инициирующий начало двусторонней работы по подготовке данной ДК.

Целью Дорожной карты является определение путей и этапов, механизмов и ориентиров формирования единого энергетического пространства, усиления системного взаимодействия России и ЕС в области энергетики.

Подготовку Дорожной карты координирует Тематическая группа по стратегиям, прогнозам и сценариям Энергодиалога Россия-ЕС. В 2011 г. были созданы экспертные группы для подготовки рекомендаций по долгосрочному сотрудничеству в следующих основных областях:

  •  газовая промышленность;
    •  нефтяная промышленность;
    •  электроэнергетика;
    •  повышение энергоэффективности экономики;
    •  развитие возобновляемых источников энергии;
    •  гармонизация сценарных оценок развития энергетического сектора.

В августе 2011 г. был подготовлен промежуточный доклад российских и европейских экспертов о ходе подготовки Дорожной карты.

В настоящее время осуществляется подготовка проекта Дорожной карты, работа над которой, как предполагается, будет завершена до конца 2012 года.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72578. ПО КАКОМУ ПУТИ РАЗВИВАТЬСЯ КРИМИНОЛОГИИ СЕГОДНЯ? 176.5 KB
  В приведенном тезисе автор выражает свое однозначное отношение к биологическому: если в преступном поведении человека природные качества играют определяющую роль значит он невменяемый т. Ошибка криминологов думается состоит в том что многие из них продолжают отождествлять личность...
72579. ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 203.5 KB
  В России институт государственной регистрации появился только в постсоветский период (дореволюционный проект Вотчинного Устава, аналога государственной регистрации, так и не был принят). Для сравнения: в европейских странах государственная регистрация как действующая система применялась уже в 1860-х гг.
72580. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА АПЕЛЛЯЦИОННОГО ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЯ АРБИТРАЖНОГО СУДА 171 KB
  В суде первой инстанции арбитражного процесса право на судебную защиту реализуется в форме подачи иска либо заявления. Достаточно продолжительное время в науке гражданского и арбитражного процесса в качестве оснований возникновения права на предъявление иска рассматривалась система предпосылок.
72581. ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ 165 KB
  Обстоятельства служащие основаниями прекращения гражданства определяются внутренним законодательством каждого государства а в некоторой части и международными договорами. Однако в законодательстве иных государств вопросы прекращения гражданства регулируются довольно типично что позволяет...
72582. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 173.5 KB
  Согласно части 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1ФКЗ Об арбитражных судах в Российской Федерации Высший Арбитражный Суд действует в составе1: Пленума Высшего Арбитражного Суда; Президиума Высшего Арбитражного Суда; судебной коллегии по рассмотрению...
72583. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ЖИЗНЬ В РОССИЙСКОМ ТЕКУЩЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 160.5 KB
  Сущность права на социальное обеспечение по возрасту в случае болезни инвалидности потери кормильца для воспитания детей и в иных случаях установленных законом состоит в том что государство гарантирует предоставление достаточных средств гражданам в силу объективных обстоятельств лишенным...
72584. Педагогико-правовые аспекты совершенствования повышения квалификации сотрудников Федеральной миграционной службы 271 KB
  Разрешение проблем образования и повышения квалификации и переподготовки кадров, в частности, безусловно, относится к области первоочередных задач, стоящих перед государством и обществом. Модернизация образования — это одна из составляющих развития человеческого капитала.
72586. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов 15.99 KB
  Механизм государственного контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов предусматривает две процедуры: рассмотрение антимонопольным органом представляемых хозяйствующими субъектами имеющими намерение достичь соглашения заявлений о проверке соответствия проекта...