14490

Стратегия нового Шелкового пути: проблемы и перспективы

Доклад

Международные отношения

Стратегия нового Шелкового пути: проблемы и перспективы Инициатива Новый Шелковый путь о которой Клинтон впервые объявила в своём выступлении в Ченнаи в Индии 20 июля 2011года предусматривает создание сети торговых и транспортных коридоров которые будут проходить че...

Русский

2013-06-06

30.66 KB

11 чел.

Стратегия нового Шелкового пути: проблемы и перспективы

Инициатива «Новый Шелковый путь», о которой Клинтон впервые объявила в своём выступлении в Ченнаи, в Индии 20 июля 2011года, предусматривает создание сети торговых и транспортных коридоров, которые будут проходить через Афганистан и свяжут между собой рынки государств Южной и Центральной Азии.

С момента распада биполярного мира дискуссии о новом миропорядке и проблемах региональной нестабильности почти не утихают. Однако в последнее время они, по всей видимости, достигли своего «апогея», судя по разворачиванию в средствах массовой информации ожесточенных споров вокруг предлагаемого Россией евразийского пути развития, с одной стороны, и стратегией США «Новый Шелковый путь», с другой. Каждая из предлагаемых моделей развития имеет свои преимущества и уязвимые места, абсолютно очевидно лишь одно - успех их реализации тесно взаимосвязан с вопросами урегулирования в том или ином формате афганской проблемы. И это естественно в условиях глобализации, единства и неделимости международной безопасности.
      Действительно, любая стратегия на евроазиатском пространстве вынуждена учитывать афганскую дилемму, напрямую или косвенно отражающуюся на темпах и уровнях ее реализации. Помимо фактов непрекращающейся наркоторговли, нелегальной миграции и преступности с территории Афганистана, следует учесть и следующие внешнеполитические тенденции, которые также имеют потенциал негативного воздействия на процессы, разворачивающиеся на всем евразийском континенте:
- распространение сферы действия радикальных течений в Центральной Азии (с охватом ныне территорий Кыргызстана и Казахстана);
- раздробленность и отсутствие геополитического единства в регионе ЦА;
- постепенный приход к власти на Ближнем Востоке исламских режимов и продолжение там нестабильности;
- нерешенность каспийского диспута и неопределенность в сфере энергополитики на Ближнем Востоке.
      В этой связи особый интерес представляет концепция «Современный Шелковый путь», предложенная проф. Фредериком Старром, В настоящее время, похоже, администрация Б.Обамы активно взялась за претворение ее положений в жизнь, о чем свидетельствует повестка дня последних визитов госсекретаря США Х.Клинтон по республикам Центральной Азии и в Пакистан, непосредственно граничащих с Афганистаном.
     По сути своей она не только не исключает, а, напротив, опирается на поддержку при реализации транспортно-торговых операций в Афганистане таких государств, к примеру, как Россия, Китай и Иран, подробно о роли которых он писал еще в 2008г. Косвенное сотрудничество с Ираном фактически уже развивается, хотя и на определенной дистанции.
      В стратегии при этом обосновывается лидерская и посредническая в интересах геополитической и экономической стабильности роль в данном проекте Соединенных Штатов, являющихся де-факто крупнейшим инвестором в регионе ЦА и интересы которых поэтому невозможно игнорировать при любом аналитическом раскладе. Долгосрочные экономические и политические цели, изложенные в новой афганской стратегии, логически исключают в то же время глобальное лидерство США во избежание столкновения в регионе многообразных вовлеченных ресурсов и интересов, без учета которых сам проект не будет практически осуществим.
      По той же логике Афганистан выступает в данной стратегии в качестве важного узлового пункта и перекрестка строящихся торгово-транспортных путей. Как нестабильное во всех отношениях государство оно является лишь центром сосредоточения усилий по социально-экономической стабилизации Центральной Азии, но никак не в качестве некоего геополитического центра или модели развития для соседних государств.

      В пользу возможного осуществления данного проекта выступают следующие факторы:
- диверсификация транзитных возможностей отвечает интересам всех ЦА республик;
- транспортно-логистическая сеть важной в американской стратегии Северной распределительной сети захватывает территории девяти стран бывшего СССР – Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана, Российской Федерации, Азербайджана, Грузии, Украины и Латвии;
- эксперты США все чаще выступают в пользу партнерства с Россией и Китаем, как важными региональными игроками, чей потенциал и интересы следует учесть в афганской стратегии;
- сближение позиций ЕС и США по Афганистану (в частности, Германии и США);
- снятие военных санкций и активизация американского бизнеса в Узбекистане;
- дипломатические и иные усилия США по урегулированию межгосударственных отношений в Центральной Азии;
- сохранение у части ЦА государств стремления к региональной интеграции, о чем свидетельствует приверженность президента РК Н. Назарбаева идее возрождения ЦАС и попытки Кыргызстана и Узбекистана нормализовать отношения (открытие между ними границы 26 октября с.г.);
- возобновление диалога между Пакистаном и Индией, подписание между ними транзитного соглашения.
      Разумеется, данные тенденции носят пока неустойчивый характер и многое еще предстоит сделать. Однако наряду со статистическими данными серьезных научных исследований по региону ЦА, приведенными в книге проф. Старра, они вселяют надежду на позитивный исход событий.
      основные положения новой концепции по Афганистану.

      1)Нововведения.

Новая стратегия США сконцентрирована на развитии интегрированной стратегии экономического и социального развития Афганистана, подразумевающего формирование новой системы транспортных и энергетических маршрутов вдоль линии древнего Шелкового пути.
      Подход США к экономическому возрождению Афганистана будет, как и прежде, направлен на создание рабочих мест, предоставление основополагающих социальных услуг, строительство инфраструктуры и развитие финансовой устойчивости. Однако эти цели будут сконцентрированы вокруг более целенаправленной комплексной стратегии, которая будет охватывать расширение транспортного и торгового потенциала в качестве основной движущей силы экономического роста.
При этом применение военных мер будет являться лишь средством, а не конечной стратегической целью.
     Приоритетные проекты стратегии включают в себя завершение прокладки афганской кольцевой дороги и шоссе Кабул-Герат, которые будут связаны с континентальными маршрутами, в частности с пакистанским портом в Гвадаре, строительство трансафганских железнодорожных линий, связывающих Европу и Азию, запуск трубопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) и ввод в действие высоковольтных линий электропередач, связывающих Среднюю Азию, Афганистан, северный Пакистан и Индию.
      США придают сегодня важнейший приоритет реализации концепции «Нового Шелкового пути». В связи с этим, Соединенные Штаты недавно назначили уполномоченного президентом специального посланника, который возглавит специальную межведомственную группу с целью координации работы военных и гражданских представителей в США, в Афганистане, странах-партнерах по коалиции и государствах региона. Параллельно предполагается использовать все инструменты, имеющиеся в распоряжении правительства США для привлечения ресурсов частного сектора».
      2) Критерии успеха стратегии.
Во-первых, она должна непосредственным и ощутимым образом улучшить жизнь афганцев, пакистанцев и населения тех государств Центральной Азии, которые играют ключевую роль в этом региональном проекте. В этом случае заинтересованные внутренние и внешние стороны будут включены в данный процесс. Только с помощью этих мер можно ограничить склонность к использованию насильственных решений и возникнет необходимость в сокращении масштабного и дорогостоящего военного присутствия США в ближайшем будущем.
      Во-вторых, необходимо создать возможности для проведения экономической стратегии одновременно с военной стратегией таким образом, чтобы они взаимно подкрепляли друг друга.
      В-третьих, стратегия должна открыть афганскому правительству возможность притока доходов. Сегодня США оплачивают жалование всех афганских солдат и гражданских служащих, однако подобная практика не может продолжаться вечно.
      В-четвертых, экономическая стратегия должна сработать достаточно быстро, чтобы представить существенные результаты уже в течение ближайших 1-2 лет.

Единственный подход, который отвечает этим критериям – подход, сфокусированный на восстановлении традиционной роли Афганистана в качестве торгово-транспортного центра, связующего Европу и Ближний Восток с Индийским субконтинентом и всей Южной и Юго-Восточной Азией».
      Другие факторы влияющие на будущее развитие трансконтинентальной торговли в Евразии через Афганистан.
    -динамичный рост индийской и китайской экономик. До сих пор львиная доля экспорта Китая и Индии осуществляется морским путем, но ожидаемое увеличение их экспорта увеличит, соответственно, спрос на трансконтинентальные автомобильные и железнодорожные маршруты доставок. Афганистан и соседние центральноазиатские страны получат огромную пользу от этой торговли путем сбора тарифов и посредством все возрастающей роли собственных отраслей, связанных с транзитом».
     роль отдельных стран в развитии транспортного сектора в Афганистане и вокруг него
    -Проект уже поддерживают все соседние государства. С Америкой или без нее они стремятся к получению тех выгод, на которые, по их мнению, они имеют исторические права. В частности, Узбекистан при финансовой поддержке Азиатского банка развития, расширил свою железнодорожную систему до Мазари-Шарифа и отправляет электроэнергию для освещения Кабула. Соседний Таджикистан открыл с помощью Китая и Ирана дорогу через высокогорный Памир из Китая к новому, построенному американцами мосту в сторону Афганистана, и также намерен провести железнодорожную линию от своей столицы Душанбе к афганской границе. Туркменистан, в свою очередь, рассматривает возможность прокладки сети автострад и железных дорог, соединяющих его с афганской кольцевой дорогой.
      Пакистан и Китай восстанавливают проходящую через пакистанскую территорию основную северо-южную дорогу, которая обеспечивает Афганистан ключевым соединением через Хиберский перевал в сторону Китая и Аравийского моря. На южной конечной станции в Гвадаре они уже построили новый порт, который обеспечит наиболее эффективное морское сообщение между центральноазиатскими странами, Афганистаном и быстро развивающимися экономиками Юго-Восточной Азии. Китай также надеется на расширение доступа Афганистана на восток с помощью строительства железной дороги через Хиберский перевал с дальнейшим подключением к восточно-западной линии через Пакистан.
     Иран, между тем, расширяет свою железную дорогу и систему автострад в Герат, ключевой город западной части Афганистана. Тегеран также строит новый порт в              Чабахаре, способный соперничать с Гвадаром. Индия оказала содействие в строительстве дороги, которая свяжет Чабахар с кольцевой дорогой Афганистана. Северо-западный сосед Афганистана, богатый газом Туркменистан, тем временем, построил новый порт Туркменбаши на Каспийском море, через который грузы будут поставляться из Афганистана и Востока в Азербайджан и далее к Черному морю и Европе. Туркменистан подписал соглашение с Афганистаном, Пакистаном и Индией о строительстве газопровода для доставки туркменского газа через Афганистан в нуждающиеся в энергии северо-западные районы Индии, а также в Пакистан. И как упоминалось, Соединенные Штаты потратили 1,8 млрд. долларов на переустройство 635 км афганской кольцевой дороги и 2700 км других дорог, объединяющих первичные и вторичные рынки».

      Меры, необходимые для решения институциональных препятствий и повышения эффективности работы транспортной сферы в Афганистане
     «Существует множество исследований, где утверждается, что главными препятствиями для трансконтинентальной торговли являются институциональные, бюрократические и политические барьеры. Наиболее распространенным видом препятствия являются чрезмерные государственные пошлины, коррупция сотрудников пограничных служб, а также неспособность приграничных государств сотрудничать с целью оказания содействия торговле. Данное обстоятельство не исключает важность инфраструктуры. Она, несомненно, играет решающую роль, особенно в вопросах прокладки железных дорог, трубопроводов и линий электропередач. Однако, это лишь часть истории.
      Поэтому стандартизация и профессионализация таможенного администрирования имеет особое значение для разблокирования торгового потенциала Евразии. Эти меры ограничат возможности низкооплачиваемых и неподготовленных сотрудников по получению незаконной ренты у грузоотправителей и будут стимулировать приток частных инвестиций. Кроме того, часть затрат на усилия по всеобъемлющей стандартизации и повышению профессионализма может быть покрыта ведущими торговыми странами или спонсирована такими международными финансовыми институтами, как Всемирный банк. Связанные с этим политические и финансовые риски незначительны и будут сведены к минимуму по мере достижения прогресса в этой сфере. Сокращение финансовых затрат, связанных с передвижением транспорта, позволит Афганистану, Центральной Азии, Пакистану и их соседям по Шелковому пути, выгодно конкурировать с другими трансконтинентальными транспортными маршрутами».
     интересы в принятии стратегии
Во-первых, неспособность США принять «Стратегию Шелкового пути» для Афганистана и сопредельных стран нанесла бы серьезный удар по авторитету Вашингтона в Кабуле и других региональных столицах.

Во-вторых, если США не смогут участвовать в развитии этой транспортно-торгово-ориентированной стратегии, то лишатся возможности использовать и развивать свои сравнительные преимущества в более широком региональном масштабе. Это равносильно заявке о том, что крупнейшая экономическая держава способна преследовать свои цели исключительно военным путем. Не менее важно и то, что Соединенные Штаты упустят тем самым возможность привлечения партнеров по НАТО и другие государства в проект, которому не способны противостоять даже самые миролюбивые парламенты. Другими словами, если бы США оказались не в состоянии предложить и проводить новую транспортно-торговую стратегию, НАТО также пришлось бы за это расплачиваться.
В-третьих, транспортная стратегия эффективно привлекает частный сектор, включая американские фирмы. Их роль, несомненно, не будет столь огромной, однако нельзя исключать того, что это важный фактор в пользу консолидации поддержки региона Центральной Азии внутри самих США. Бизнесмены в Китае, Индии, Японии и Ирана при поддержке и помощи своих правительств уже активно выстраиваются в очередь к участию в транспортных проектах на территории Афганистана и всего региона ЦА. С открытием новых коридоров, откроются новые возможности в таких разнообразных сферах как страхование, экспедирование грузов, гостиничный бизнес, горное дело, производство гидроэнергии, сельское хозяйство и промышленность.
Наконец, в случае игнорирования торгово-транспортной стратегии или процесса национального строительства в Афганистане США растратили бы вложенные огромные инвестиции в форме американских жизней и денег в тот момент, когда положительный результат уже не за горами. Это было бы тем более печально, что Соединенные Штаты практически являются единственным крупным инвестором в новые транспортные системы, которые соединят Афганистан с остальной частью света».
Выводы

1. Очевидно, что при урегулировании афганской проблемы в вышеизложенном ракурсе заинтересованы, прежде всего, сами Соединенные Штаты, поскольку с устранением потенциальных угроз как своим, так и центральноазиатским интересам, они сохраняют при этом положение одного из крупнейших лидеров в зарождающемся миропорядке, что вполне объективно для держав такого уровня. Исключительность США заключается в их экономическом, научно-техническом и коммерческом потенциале, способности оказать помощь странам региона в укреплении связей с мировыми политическими и финансовыми институтами и рынками.
2. При этом вопросы демократии отодвигаются на второй план в силу несоизмеримости по масштабам возможных последствий региональной нестабильности с уровнем демократических проблем. Однако более открытым политическим системам будет, естественно, легче развивать отношения со стабильными, мирными странами с прочной экономикой.
3. Невозможно исключить также заинтересованность самих региональных государств, включая в первую очередь, ЦА страны, в достижении стабильности, развитии транзитных возможностей и региональной торговли, решении социально-экономических проблем. Чисто политические проекты «интегрирования» Центральной Азии не срабатывали до сих пор по понятным причинам. Идеальность проекта Новый Шелковый путь заключается в том, что он призывает не к интеграции, а к кординации совместных усилий, что вполне совместимо со стремлением региональных государств сохранить и упрочить свой суверенитет и независимость.
4. При всей заинтересованности региональных государств реализации стратегии препятствует в настоящее время сохранение противоречий США с Китаем, Ираном и Пакистаном, частично, с Россией, что требует особых усилий со стороны США по их устранению. Вместе с тем стоит вновь подчеркнуть: стратегия Нового Шелкового пути не направлена против чьих-либо интересов. Каждый, включая Китай, Россию и Иран могут получать от нее выгоду.
5. Очевидно, что эффективность «Нового Шелкового пути» будет во многом определяться экономическими интересами в регионе, существующим рынком спроса и предложения. Однако, не менее важную роль в продвижении экономических проектов будут играть политические причины. Так, в случае затягивания прений и дискуссий в американском истеблишменте по вопросам реализации проекта и непредвиденных осложнений в зоне Центральной Азии есть риск перерождения новой стратегии в очередной политический лозунг. В этом случае, несомненно, сильнейший стимул получит модель евразийского пути развития с объединением в перспективе всей Центральной Азии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19001. Химическое равновесие 281 KB
  Лекция XIV 1. Химическое равновесие. Уравнение химической реакции общего вида можно представить в форме XIV.1.1 где химические символы реагирующих веществ целые числа отвечающие данной реакции. Например в случае превращения гремучего газа в воду имеем XIV.1.2...
19002. Флуктуации. Теорема Найквиста 329.5 KB
  Лекция XV 1. Флуктуации. До сих пор основное внимание за редкими исключениями было уделено вычислению средних значений различных физических величин. Однако статистическая теория позволяет вычислить и их флуктуации отклонение от средних связанные с самопроизвольны
19003. Описание движения системы материальных точек в нерелятивистской механике. Общая схема механики Ньютона. Основные определения 273 KB
  Лекция 1. Описание движения системы материальных точек в нерелятивистской механике. Общая схема механики Ньютона. Основные определения Основная задача механики – нахождение положения тел в любые моменты времени при условии что известны начальные положения и скорос
19004. Принцип наименьшего действия (принцип Гамильтона). Уравнения Лагранжа 1.15 MB
  Лекция 2. Принцип наименьшего действия принцип Гамильтона. Уравнения Лагранжа Самая общая формулировка закона движения системы с степенями свободы дается принципом наименьшего действия или принципом Гамильтона. Согласно этому принципу каждая механическая сист
19005. Принцип относительности Галилея. Функция Лагранжа свободной материальной точки. Функция Лагранжа системы взаимодействующих частиц. Функция Лагранжа в декартовых и обобщённых координатах 275 KB
  Лекция 3. Принцип относительности Галилея. Функция Лагранжа свободной материальной точки. Функция Лагранжа системы взаимодействующих частиц. Функция Лагранжа в декартовых и обобщённых координатах Установим вид функции Лагранжа простейших механических систем и уста...
19006. Примеры нахождения функции Лагранжа, составления уравнений Лагранжа и их использования для описания движения простейших механических систем 1.35 MB
  Лекция 4. Примеры нахождения функции Лагранжа составления уравнений Лагранжа и их использования для описания движения простейших механических систем Рассмотрим применение метода Лагранжа к описанию движения простейших систем. Но сначала повторим основные идеи и р
19007. Интегралы движения. Однородность времени и закон сохранения энергии. Однородность пространства и закон сохранения импульса 328.5 KB
  Лекция 5. Интегралы движения. Однородность времени и закон сохранения энергии. Однородность пространства и закон сохранения импульса. Изотропность пространства и закон сохранения момента импульса Величины и меняются со временем. Однако существуют такие их комбина
19008. Общие свойства одномерного движения. Интегрирование уравнения одномерного движения. Период финитного движения в произвольном потенциале 301 KB
  Лекция 6. Общие свойства одномерного движения. Интегрирование уравнения одномерного движения. Период финитного движения в произвольном потенциале Одномерным называется движение системы с одной степенью свободы: . в самом общем виде функция Лагранжа выглядит так:
19009. Движение двух взаимодействующих частиц. Приведение к задаче о движении в цен-тральном поле. Общие закономерности движения в центральном поле 268 KB
  Лекция 7. Движение двух взаимодействующих частиц. Приведение к задаче о движении в центральном поле. Общие закономерности движения в центральном поле Полное аналитическое решение в общем виде допускает чрезвычайно важная задача о движении системы из взаимодействую