14490

Стратегия нового Шелкового пути: проблемы и перспективы

Доклад

Международные отношения

Стратегия нового Шелкового пути: проблемы и перспективы Инициатива Новый Шелковый путь о которой Клинтон впервые объявила в своём выступлении в Ченнаи в Индии 20 июля 2011года предусматривает создание сети торговых и транспортных коридоров которые будут проходить че...

Русский

2013-06-06

30.66 KB

11 чел.

Стратегия нового Шелкового пути: проблемы и перспективы

Инициатива «Новый Шелковый путь», о которой Клинтон впервые объявила в своём выступлении в Ченнаи, в Индии 20 июля 2011года, предусматривает создание сети торговых и транспортных коридоров, которые будут проходить через Афганистан и свяжут между собой рынки государств Южной и Центральной Азии.

С момента распада биполярного мира дискуссии о новом миропорядке и проблемах региональной нестабильности почти не утихают. Однако в последнее время они, по всей видимости, достигли своего «апогея», судя по разворачиванию в средствах массовой информации ожесточенных споров вокруг предлагаемого Россией евразийского пути развития, с одной стороны, и стратегией США «Новый Шелковый путь», с другой. Каждая из предлагаемых моделей развития имеет свои преимущества и уязвимые места, абсолютно очевидно лишь одно - успех их реализации тесно взаимосвязан с вопросами урегулирования в том или ином формате афганской проблемы. И это естественно в условиях глобализации, единства и неделимости международной безопасности.
      Действительно, любая стратегия на евроазиатском пространстве вынуждена учитывать афганскую дилемму, напрямую или косвенно отражающуюся на темпах и уровнях ее реализации. Помимо фактов непрекращающейся наркоторговли, нелегальной миграции и преступности с территории Афганистана, следует учесть и следующие внешнеполитические тенденции, которые также имеют потенциал негативного воздействия на процессы, разворачивающиеся на всем евразийском континенте:
- распространение сферы действия радикальных течений в Центральной Азии (с охватом ныне территорий Кыргызстана и Казахстана);
- раздробленность и отсутствие геополитического единства в регионе ЦА;
- постепенный приход к власти на Ближнем Востоке исламских режимов и продолжение там нестабильности;
- нерешенность каспийского диспута и неопределенность в сфере энергополитики на Ближнем Востоке.
      В этой связи особый интерес представляет концепция «Современный Шелковый путь», предложенная проф. Фредериком Старром, В настоящее время, похоже, администрация Б.Обамы активно взялась за претворение ее положений в жизнь, о чем свидетельствует повестка дня последних визитов госсекретаря США Х.Клинтон по республикам Центральной Азии и в Пакистан, непосредственно граничащих с Афганистаном.
     По сути своей она не только не исключает, а, напротив, опирается на поддержку при реализации транспортно-торговых операций в Афганистане таких государств, к примеру, как Россия, Китай и Иран, подробно о роли которых он писал еще в 2008г. Косвенное сотрудничество с Ираном фактически уже развивается, хотя и на определенной дистанции.
      В стратегии при этом обосновывается лидерская и посредническая в интересах геополитической и экономической стабильности роль в данном проекте Соединенных Штатов, являющихся де-факто крупнейшим инвестором в регионе ЦА и интересы которых поэтому невозможно игнорировать при любом аналитическом раскладе. Долгосрочные экономические и политические цели, изложенные в новой афганской стратегии, логически исключают в то же время глобальное лидерство США во избежание столкновения в регионе многообразных вовлеченных ресурсов и интересов, без учета которых сам проект не будет практически осуществим.
      По той же логике Афганистан выступает в данной стратегии в качестве важного узлового пункта и перекрестка строящихся торгово-транспортных путей. Как нестабильное во всех отношениях государство оно является лишь центром сосредоточения усилий по социально-экономической стабилизации Центральной Азии, но никак не в качестве некоего геополитического центра или модели развития для соседних государств.

      В пользу возможного осуществления данного проекта выступают следующие факторы:
- диверсификация транзитных возможностей отвечает интересам всех ЦА республик;
- транспортно-логистическая сеть важной в американской стратегии Северной распределительной сети захватывает территории девяти стран бывшего СССР – Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана, Российской Федерации, Азербайджана, Грузии, Украины и Латвии;
- эксперты США все чаще выступают в пользу партнерства с Россией и Китаем, как важными региональными игроками, чей потенциал и интересы следует учесть в афганской стратегии;
- сближение позиций ЕС и США по Афганистану (в частности, Германии и США);
- снятие военных санкций и активизация американского бизнеса в Узбекистане;
- дипломатические и иные усилия США по урегулированию межгосударственных отношений в Центральной Азии;
- сохранение у части ЦА государств стремления к региональной интеграции, о чем свидетельствует приверженность президента РК Н. Назарбаева идее возрождения ЦАС и попытки Кыргызстана и Узбекистана нормализовать отношения (открытие между ними границы 26 октября с.г.);
- возобновление диалога между Пакистаном и Индией, подписание между ними транзитного соглашения.
      Разумеется, данные тенденции носят пока неустойчивый характер и многое еще предстоит сделать. Однако наряду со статистическими данными серьезных научных исследований по региону ЦА, приведенными в книге проф. Старра, они вселяют надежду на позитивный исход событий.
      основные положения новой концепции по Афганистану.

      1)Нововведения.

Новая стратегия США сконцентрирована на развитии интегрированной стратегии экономического и социального развития Афганистана, подразумевающего формирование новой системы транспортных и энергетических маршрутов вдоль линии древнего Шелкового пути.
      Подход США к экономическому возрождению Афганистана будет, как и прежде, направлен на создание рабочих мест, предоставление основополагающих социальных услуг, строительство инфраструктуры и развитие финансовой устойчивости. Однако эти цели будут сконцентрированы вокруг более целенаправленной комплексной стратегии, которая будет охватывать расширение транспортного и торгового потенциала в качестве основной движущей силы экономического роста.
При этом применение военных мер будет являться лишь средством, а не конечной стратегической целью.
     Приоритетные проекты стратегии включают в себя завершение прокладки афганской кольцевой дороги и шоссе Кабул-Герат, которые будут связаны с континентальными маршрутами, в частности с пакистанским портом в Гвадаре, строительство трансафганских железнодорожных линий, связывающих Европу и Азию, запуск трубопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) и ввод в действие высоковольтных линий электропередач, связывающих Среднюю Азию, Афганистан, северный Пакистан и Индию.
      США придают сегодня важнейший приоритет реализации концепции «Нового Шелкового пути». В связи с этим, Соединенные Штаты недавно назначили уполномоченного президентом специального посланника, который возглавит специальную межведомственную группу с целью координации работы военных и гражданских представителей в США, в Афганистане, странах-партнерах по коалиции и государствах региона. Параллельно предполагается использовать все инструменты, имеющиеся в распоряжении правительства США для привлечения ресурсов частного сектора».
      2) Критерии успеха стратегии.
Во-первых, она должна непосредственным и ощутимым образом улучшить жизнь афганцев, пакистанцев и населения тех государств Центральной Азии, которые играют ключевую роль в этом региональном проекте. В этом случае заинтересованные внутренние и внешние стороны будут включены в данный процесс. Только с помощью этих мер можно ограничить склонность к использованию насильственных решений и возникнет необходимость в сокращении масштабного и дорогостоящего военного присутствия США в ближайшем будущем.
      Во-вторых, необходимо создать возможности для проведения экономической стратегии одновременно с военной стратегией таким образом, чтобы они взаимно подкрепляли друг друга.
      В-третьих, стратегия должна открыть афганскому правительству возможность притока доходов. Сегодня США оплачивают жалование всех афганских солдат и гражданских служащих, однако подобная практика не может продолжаться вечно.
      В-четвертых, экономическая стратегия должна сработать достаточно быстро, чтобы представить существенные результаты уже в течение ближайших 1-2 лет.

Единственный подход, который отвечает этим критериям – подход, сфокусированный на восстановлении традиционной роли Афганистана в качестве торгово-транспортного центра, связующего Европу и Ближний Восток с Индийским субконтинентом и всей Южной и Юго-Восточной Азией».
      Другие факторы влияющие на будущее развитие трансконтинентальной торговли в Евразии через Афганистан.
    -динамичный рост индийской и китайской экономик. До сих пор львиная доля экспорта Китая и Индии осуществляется морским путем, но ожидаемое увеличение их экспорта увеличит, соответственно, спрос на трансконтинентальные автомобильные и железнодорожные маршруты доставок. Афганистан и соседние центральноазиатские страны получат огромную пользу от этой торговли путем сбора тарифов и посредством все возрастающей роли собственных отраслей, связанных с транзитом».
     роль отдельных стран в развитии транспортного сектора в Афганистане и вокруг него
    -Проект уже поддерживают все соседние государства. С Америкой или без нее они стремятся к получению тех выгод, на которые, по их мнению, они имеют исторические права. В частности, Узбекистан при финансовой поддержке Азиатского банка развития, расширил свою железнодорожную систему до Мазари-Шарифа и отправляет электроэнергию для освещения Кабула. Соседний Таджикистан открыл с помощью Китая и Ирана дорогу через высокогорный Памир из Китая к новому, построенному американцами мосту в сторону Афганистана, и также намерен провести железнодорожную линию от своей столицы Душанбе к афганской границе. Туркменистан, в свою очередь, рассматривает возможность прокладки сети автострад и железных дорог, соединяющих его с афганской кольцевой дорогой.
      Пакистан и Китай восстанавливают проходящую через пакистанскую территорию основную северо-южную дорогу, которая обеспечивает Афганистан ключевым соединением через Хиберский перевал в сторону Китая и Аравийского моря. На южной конечной станции в Гвадаре они уже построили новый порт, который обеспечит наиболее эффективное морское сообщение между центральноазиатскими странами, Афганистаном и быстро развивающимися экономиками Юго-Восточной Азии. Китай также надеется на расширение доступа Афганистана на восток с помощью строительства железной дороги через Хиберский перевал с дальнейшим подключением к восточно-западной линии через Пакистан.
     Иран, между тем, расширяет свою железную дорогу и систему автострад в Герат, ключевой город западной части Афганистана. Тегеран также строит новый порт в              Чабахаре, способный соперничать с Гвадаром. Индия оказала содействие в строительстве дороги, которая свяжет Чабахар с кольцевой дорогой Афганистана. Северо-западный сосед Афганистана, богатый газом Туркменистан, тем временем, построил новый порт Туркменбаши на Каспийском море, через который грузы будут поставляться из Афганистана и Востока в Азербайджан и далее к Черному морю и Европе. Туркменистан подписал соглашение с Афганистаном, Пакистаном и Индией о строительстве газопровода для доставки туркменского газа через Афганистан в нуждающиеся в энергии северо-западные районы Индии, а также в Пакистан. И как упоминалось, Соединенные Штаты потратили 1,8 млрд. долларов на переустройство 635 км афганской кольцевой дороги и 2700 км других дорог, объединяющих первичные и вторичные рынки».

      Меры, необходимые для решения институциональных препятствий и повышения эффективности работы транспортной сферы в Афганистане
     «Существует множество исследований, где утверждается, что главными препятствиями для трансконтинентальной торговли являются институциональные, бюрократические и политические барьеры. Наиболее распространенным видом препятствия являются чрезмерные государственные пошлины, коррупция сотрудников пограничных служб, а также неспособность приграничных государств сотрудничать с целью оказания содействия торговле. Данное обстоятельство не исключает важность инфраструктуры. Она, несомненно, играет решающую роль, особенно в вопросах прокладки железных дорог, трубопроводов и линий электропередач. Однако, это лишь часть истории.
      Поэтому стандартизация и профессионализация таможенного администрирования имеет особое значение для разблокирования торгового потенциала Евразии. Эти меры ограничат возможности низкооплачиваемых и неподготовленных сотрудников по получению незаконной ренты у грузоотправителей и будут стимулировать приток частных инвестиций. Кроме того, часть затрат на усилия по всеобъемлющей стандартизации и повышению профессионализма может быть покрыта ведущими торговыми странами или спонсирована такими международными финансовыми институтами, как Всемирный банк. Связанные с этим политические и финансовые риски незначительны и будут сведены к минимуму по мере достижения прогресса в этой сфере. Сокращение финансовых затрат, связанных с передвижением транспорта, позволит Афганистану, Центральной Азии, Пакистану и их соседям по Шелковому пути, выгодно конкурировать с другими трансконтинентальными транспортными маршрутами».
     интересы в принятии стратегии
Во-первых, неспособность США принять «Стратегию Шелкового пути» для Афганистана и сопредельных стран нанесла бы серьезный удар по авторитету Вашингтона в Кабуле и других региональных столицах.

Во-вторых, если США не смогут участвовать в развитии этой транспортно-торгово-ориентированной стратегии, то лишатся возможности использовать и развивать свои сравнительные преимущества в более широком региональном масштабе. Это равносильно заявке о том, что крупнейшая экономическая держава способна преследовать свои цели исключительно военным путем. Не менее важно и то, что Соединенные Штаты упустят тем самым возможность привлечения партнеров по НАТО и другие государства в проект, которому не способны противостоять даже самые миролюбивые парламенты. Другими словами, если бы США оказались не в состоянии предложить и проводить новую транспортно-торговую стратегию, НАТО также пришлось бы за это расплачиваться.
В-третьих, транспортная стратегия эффективно привлекает частный сектор, включая американские фирмы. Их роль, несомненно, не будет столь огромной, однако нельзя исключать того, что это важный фактор в пользу консолидации поддержки региона Центральной Азии внутри самих США. Бизнесмены в Китае, Индии, Японии и Ирана при поддержке и помощи своих правительств уже активно выстраиваются в очередь к участию в транспортных проектах на территории Афганистана и всего региона ЦА. С открытием новых коридоров, откроются новые возможности в таких разнообразных сферах как страхование, экспедирование грузов, гостиничный бизнес, горное дело, производство гидроэнергии, сельское хозяйство и промышленность.
Наконец, в случае игнорирования торгово-транспортной стратегии или процесса национального строительства в Афганистане США растратили бы вложенные огромные инвестиции в форме американских жизней и денег в тот момент, когда положительный результат уже не за горами. Это было бы тем более печально, что Соединенные Штаты практически являются единственным крупным инвестором в новые транспортные системы, которые соединят Афганистан с остальной частью света».
Выводы

1. Очевидно, что при урегулировании афганской проблемы в вышеизложенном ракурсе заинтересованы, прежде всего, сами Соединенные Штаты, поскольку с устранением потенциальных угроз как своим, так и центральноазиатским интересам, они сохраняют при этом положение одного из крупнейших лидеров в зарождающемся миропорядке, что вполне объективно для держав такого уровня. Исключительность США заключается в их экономическом, научно-техническом и коммерческом потенциале, способности оказать помощь странам региона в укреплении связей с мировыми политическими и финансовыми институтами и рынками.
2. При этом вопросы демократии отодвигаются на второй план в силу несоизмеримости по масштабам возможных последствий региональной нестабильности с уровнем демократических проблем. Однако более открытым политическим системам будет, естественно, легче развивать отношения со стабильными, мирными странами с прочной экономикой.
3. Невозможно исключить также заинтересованность самих региональных государств, включая в первую очередь, ЦА страны, в достижении стабильности, развитии транзитных возможностей и региональной торговли, решении социально-экономических проблем. Чисто политические проекты «интегрирования» Центральной Азии не срабатывали до сих пор по понятным причинам. Идеальность проекта Новый Шелковый путь заключается в том, что он призывает не к интеграции, а к кординации совместных усилий, что вполне совместимо со стремлением региональных государств сохранить и упрочить свой суверенитет и независимость.
4. При всей заинтересованности региональных государств реализации стратегии препятствует в настоящее время сохранение противоречий США с Китаем, Ираном и Пакистаном, частично, с Россией, что требует особых усилий со стороны США по их устранению. Вместе с тем стоит вновь подчеркнуть: стратегия Нового Шелкового пути не направлена против чьих-либо интересов. Каждый, включая Китай, Россию и Иран могут получать от нее выгоду.
5. Очевидно, что эффективность «Нового Шелкового пути» будет во многом определяться экономическими интересами в регионе, существующим рынком спроса и предложения. Однако, не менее важную роль в продвижении экономических проектов будут играть политические причины. Так, в случае затягивания прений и дискуссий в американском истеблишменте по вопросам реализации проекта и непредвиденных осложнений в зоне Центральной Азии есть риск перерождения новой стратегии в очередной политический лозунг. В этом случае, несомненно, сильнейший стимул получит модель евразийского пути развития с объединением в перспективе всей Центральной Азии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81381. Измерение эффективности социальной работы и типы шкал. Приведите примеры использования 36.91 KB
  Показатели эффективности социальной работы. В связи с тем что социальная работа направлена на удовлетворение социальных потребностей человека правомерно признать главным критерием эффективности социальной работы как и определяющим критерием гуманности общества полноту удовлетворения интересов отдельного человека или различных сообществ людей во всех сферах жизни. Исходя из этих особенностей следует подходить к определению критериев социальной работы.
81382. Понятие и построение выборки в социологическом исследовании социальной работы 41 KB
  Задача построения выборки возникает всякий раз когда необходимо собрать информацию о некоторой группе или большой совокупности людей. Выборка это подмножество заданной совокупности популяции позволяющее делать более или менее точные выводы относительно совокупности в целом. Первым шагом в построении любой модели отбора включая вероятностную является определение генеральной совокупности. Любую генеральную совокупность характеризует какойлибо значимый признак или набор признаков по которым мы можем отнести конкретный объект к данной...
81383. Обработка и обобщение социологической информации в социологическом исследовании 36.58 KB
  Обработка данных включает в себя следующие компоненты: Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в приведении к единой форме унификации и формализации отображение объектов некоторой предметной области с помощью символов той информации которая была получена в ходе исследования. В зависимости от методов получения первичной информации возможно применение различных приемов обработки и анализа данных.
81384. Разработка программы социологического исследования социальной работы 35.51 KB
  Программу социологического исследования это один из важнейших социологических документов в котором содержатся методологические методические и процедурные основы исследования социального объекта. Ее можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления которое представляет собой теоретикометодологическую основу процедур всех этапов исследования сбора обработки и анализа информации. Функции программы социологического исследования: Методологическая Методологическая функция...
81386. Качественные методы сбора первичной информации. Основное назначение и случаи применения 38.95 KB
  Качественные методы социологии : Фокусгруппа Проведение интервью в группе из 812 человек с определенными параметрами в зависимости от целей исследования. В групповой дискуссии интервьюируемый оказывается в ситуации общения с себе подобными что помогает снимать защитные психологические барьеры и облегчает выражение эмоциональных реакций. Источниками информации в таком исследовании могут быть письма личные документы фотографии образцы фольклора а также групповые интервью. Неструктурированные интервью диалог в начале которого не...
81387. Технология проведения качественных исследований. На примерах глубинного интервью и фокус-группового исследования 40.77 KB
  На примерах глубинного интервью и фокусгруппового исследования. Проведение интервью в группе из 812 человек с определенными параметрами в зависимости от целей исследования. В групповой дискуссии интервьюируемый оказывается в ситуации общения с себе подобными что помогает снимать защитные психологические барьеры и облегчает выражение эмоциональных реакций. Подготовка Фокусированное интервью как и любое другое социологическое исследование предполагает: написание программы где формулируется и обосновывается проблема определяются цель...
81388. Мониторинг как повторное социологическое исследование социальной работы: методология и методика 36.5 KB
  Мониторинг можно определить как постоянное наблюдение за процессом состоянием объекта развитием явления в течение достаточно длительного времени по одинаковой системе показателей и методике. За объектом мониторинга организуется достаточно постоянное слежение с помощью периодичного измерения показателей индикаторов которые достаточно полно его определяют. Социологический мониторинг это системно организованная совокупность регулярно повторяющихся исследований цель которых состоит в научноинформационной помощи заинтересованным...
81389. Применение метода контент-анализа в изучении социальной работы. Методика и методология проведения 39.59 KB
  Контентанализ представляет собой перевод в количественные показатели массовой информации текстовой аудиовизуальной цифровой с последующей статистической ее обработкой. Этапы контентанализа: Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев Формирование выборочной совокупности сообщений. Однако иногда контентанализ должен опираться на ограниченную выборку взятую из большего массива информации.