14496

Интересы и политика США в Африке

Доклад

Международные отношения

Интересы и политика США в Африке В последние годы ведущие державы мира уделяют повышенное внимание реализации своей политики в Африке. Наибольшую активность на континенте проявляют Соединенные Штаты стремясь к усилению здесь своего влияния и укреплению как военнопол...

Русский

2013-06-06

22.87 KB

45 чел.

Интересы и политика США в Африке

В последние годы ведущие державы мира уделяют повышенное внимание реализации своей политики в Африке. Наибольшую активность на континенте проявляют Соединенные Штаты, стремясь к усилению здесь своего влияния и укреплению как военно-политических, так и экономических позиций, главным образом, в интересах диверсификации источников получения энергоресурсов и других видов минерального сырья.

Несмотря на скромное место, занимаемое Африкой во внешнеэкономических отношениях США (исключая импорт энергоресурсов), американская администрация постоянно держит этот континент в фокусе своего внимания, руководствуясь долгосрочными стратегическими соображениями. Так, президент США Б. Обама в ходе официального визита в Африку 10–11 июля 2009 г. изложил основные положения современной политики США в отношении Чёрного континента:

  1. ускорение интеграции стран Африки в мировую экономику;
  2. придание нового импульса миру и безопасности для африканских государств;
  3. укрепление связей с местными правительствами, учреждениями и организациями гражданского общества, приверженными углублению демократии, подотчетности и сокращению бедности.

Одной из главных особенностей нового подхода является то, что в последние годы на первое место выходят геоэкономические интересы США в Африке (в отличие от геополитических, определявшими американскую внешнюю политику в предыдущие десятилетия). Наибольший экономический интерес для США представляют полезные ископаемые, в первую очередь африканские запасы углеводородов.

Последствия террористических актов 2001 г. показали возросшую энергетическую уязвимость США, более не застрахованных от возможных перебоев импортных поставок нефти и сжиженного природного газа из политически нестабильных районов Ближнего Востока и Персидского залива. По этим причинам США стремятся диверсифицировать источники импорта нефти, возлагая большие надежды на запасы углеводородов в Африке, где в последнее десятилетие было обнаружено более - всех новых месторождений нефти в мире, а ее добыча возросла почти вдвое.

Согласно оценке Национального совета по разведке США, к 2015 г. 25% американского импорта нефти будет поступать из Западной Африки (по сравнению с 16% сегодня)

США жизненно зависит от стабильности импорта из Африки. К таким ресурсам относят, в частности, кобальт, марганец, хром.

  1. Основа американской модели сотрудничества с Африкой – частное предпринимательство, координацию которого в странах континента осуществляет Корпоративный совет по Африке со штаб-квартирой в Вашингтоне, созданный в 1992 г. Эта организация объединяет свыше 170 
  2. В целях координации торговой политики в отношении африканских стран Конгресс США создал «Форум торгово-экономического сотрудничества США со странами Африки южнее Сахары», обязав главу американской администрации проводить ежегодные заседания на министерском уровне и периодические встречи с главами африканских государств для обсуждения конкретных вопросов сотрудничества.
  3. Особое место в американской модели торгово-экономического сотрудничества с Африкой занимает Закон об экономическом росте и торговых возможностях в странах Африки (AfricanGrowthandOpportunityAct) (АГОА), принятый в 2000 г. как часть более крупного Закона о торговле и развитии. Принимая АГОА, Конгресс США констатировал, что страны Африки южнее Сахары (АЮС), – это богатый людскими и минеральными ресурсами регион, обладающий колоссальным экономическим потенциалом и представляющий в силу этого долгосрочный политический интерес для США. Приток капиталов в этот регион способен создать благоприятный деловой климат и устранить барьеры на пути торгово-экономического обмена между США и африканскими странами.
  4. Разностороннюю поддержку африканским странам, стремящимся расширить торгово-экономическое сотрудничество с США, оказывают такие американские государственные учреждения и ведомства, как Агентство международного развития, Офис торгового представителя США, Корпорация частных зарубежных инвестиций, Экспортно-импортный банк США, Министерство торговли и Агентство по торговле и развитию
  5. Одной из целей АГОА – базового закона для торгово-экономических отношений США со странами Чёрной Африки – является расширение объема и диверсификации торговли между США и АЮС
  6. АГОА дает возможность американскому президенту предоставлять странам АЮС техническую помощь и оказывать им содействие в развитии торговли. 
  7. Этот закон уполномочивает президента ежегодно корректировать список африканских стран, имеющих право пользоваться торговыми преференциями.
  8. АГОА направлен также на оказание содействия американским компаниям, действующим на континенте. Помимо стимулирования устойчивого роста товарооборота, этот закон помогает американскому бизнесу страховать имущество от инвестиционных рисков. 
  9. Кроме того, этот закон является действенным инструментом по обеспечению предпочтительного доступа американских компаний на рынки африканских стран.
  10. Внешняя торговля, несмотря на относительно скромные масштабы, играет ведущую роль в экономических отношениях США со странами Африки. В результате действия АГОА двусторонний товарооборот за последние 10 лет увеличился в 3,3 раза

Важнейшим показателем растущего интереса США к странам Африки является быстрое увеличение американских прямых инвестиций в их экономику.

Структура прямых американских инвестиций на континенте отражает их участие в развитии наиболее прибыльных и быстро окупающихся отраслей экономики, в особенности нефтяной и горнодобывающей

ВОЕННОЕ

Позиции США в Африке в текущем десятилетии испытывают на себе давление со стороны отдельных азиатских и латиноамериканских государств с развивающейся рыночной экономикой, прежде всего Китая и Индии.

  1. большие масштабы организованной преступности
  2. особенно связанной с морским пиратством
  3. хищение сырой нефти
  4. возможность использования территорий  международными террористическими группировками
  5.  

и т.д.

                                     «причины» военного присутствия америкосов

Чтобы не потерять Африку окончательно, США все больше акцентирует внимание на политических и военных рычагах воздействия. США официально ведут на континенте борьбу с международным терроризмом (в Джибути расположен американский антитеррористический центр с контингентом в 1,5 тыс. солдат).

  1. В 2007 г. США впервые после 1945 г. создали новое региональное командование – Африканское объединенное командование вооруженных сил в зоне Африки (АФРИКОМ), с зоной ответственности, охватывающей территорию 53 стран. Мандат АФРИКОМ включает разработку стратегии проведения военных операций на Чёрном континенте, а также помощь в подготовке вооруженных сил лояльных Вашингтону африканских правительств. Одной из главных задач, поставленных перед Африканским объединенным командованием, является охрана и контроль разработки природных богатств на континенте, а также путей их транспортировки.

  1. Наиболее действенным инструментом распространения американского влияния и контроля являются программы военной помощи, реализуемые Пентагоном в тех африканских государствах, где США имеют устойчивые военно-политические и экономические интересы.
  2. Наиболее значительными являются программы военной помощи «Военное финансирование иностранных государств» (ассигнования на нее возросли с 12 млн. долл. в 2000 г. до 25 млн. долл. в 2010 г.)
  3.  «Международное военное образование и подготовка» (IMET) (за 2000–2009 гг. финансирование программы увеличилось с 8,1 млн. долл. до 13,7 млн. долл.). За период своего существования программа IMET превратилась в эффективный и реально действующий механизм распространения американского идеологического влияния, внося существенный вклад в формирование американского лобби в военной и политической элите многих африканских стран.
  4.  Министерство обороны США выделило 125 млн. долл. на осуществление программы помощи в контртеррористической подготовке и снабжении оружием военнослужащих в таких странах Сахельской зоны, как Чад, Мали, Мавритания и Нигер.
  5.  По другой программе Пентагон выделил 100 млн. долл. для подготовки и оснащения спецподразделений вооруженных сил в странах Восточной Африки с целью ведения антитеррористических действий и еще 200 млн. долл. – на реорганизацию обучения вооруженных сил Либерии.
  6.  Помимо программ, предназначенных для определенных стран и регионов, в 2003–2005 гг. Министерство обороны США выделило 38 млн. долл. для специфической задачи – подготовки военнослужащих специально выбранных африканских стран (Ганы, Кении, Эфиопии, Сенегала и Ботсваны)

Таким образом, администрация США придает большое значение реализации глобальных целей своей политики на африканском континенте, стратегически важном с точки зрения наличия запасов энергоресурсов и других видов минерального сырья, и использует для этих целей широкий арсенал средств и методов военно-технического сотрудничества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65114. ТАТАРЫ (ПОПУЛЯРНЫЙ ОЧЕРК ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ И ДЕМОГРАФИИ) 92.5 KB
  Татары являются одним из крупных тюркоязычных этносов. Татарский народ прошел длительный путь исторического развития и имел в прошлом свою государственность древнетюркские каганаты Причерноморская Булгария Хазарский каганат Волжская Булгария Золотая Орда Казанское Крымское...
65115. Образование Золотой Орды и формирование средневекового татарского этноса (XIII – первая четверть XV века) 299.5 KB
  Золотая Орда как великая евразийская империя вторая после Тюркского каганата существовал сравнительно недолгий период а на фоне истории мировой цивилизации и достаточно незначительный. Это государство современники называли поразному...
65116. ЮГО-ВОСТОК ТАТАРСТАНА: ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РЕГИОНА XIV-XVII ВЕКОВ 123.5 KB
  В связи с состоянием источников ранняя история татарского населения юго-восточных районов республики остается исследованной недостаточно. Дискуссионным остается вопрос о существовании в этой зоне татарского населения до начала XVIII века.
65117. Из истории изучения формирования тюркоязычного населения Пермского края 63.5 KB
  Тюркоязычное население Пермского края татары и башкиры длительное время поддерживали интенсивные этнические контакты. Именно поэтому история изучения формирования пермских татар и башкир рассматривается вместе.
65118. К вопросу о клановой принадлежности Тайбугидов (по русским и тюркским источникам) 45 KB
  Носители титула Сибирский князь Тайбугиды возводимые в сохранившихся в составе так называемых Сибирских летописей родословных к некоему князю Тайбуге см. Родословная их согласно Сибирским летописям выглядит так: I II III IV Царь Он князь Тайбуга князь Ходжа князь Мар Адер Одер...
65119. К вопросу об этносоциальной структуре татарских ханств (на примере Казанского и Касимовского ханств ХV-сер. ХVI вв.) 49.5 KB
  Более чем двухвековой спор сторонников булгарского и золотоордынского ("татарского") происхождения волго-уральских татар сегодня приобретает новый импульс. Объясняется это тем, что появился целый ряд новых исследований, раскрывающих роль золотоордынско-тюркского компонента в формировании татар Поволжья.
65120. Чингисхан. Формирование личности Темучжина 117.5 KB
  В давнем споре эпоха ли создает личности или личности формируют эпоху нет пока ни победителей ни побежденных. Эпоха несомненно сыграла огромную роль в формировании личности Темучжина будущего Чингисхана. В любом случае это было время когда первое еще дочингисовское государство монголов именовавшееся...
65121. ИСТОРИЯ ТИБЕТА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ 2.26 MB
  Далайлама XIV покинул Тибет что тоже осложнило и осложняет продвижение Тибета по пути преобразований. Б Дхармасале Индия размещается эмигрантское правительство Тибета возглавляемое Далайламой. В хронике Далайламы V говорится...
65122. Медные джучидские монеты XV века 70 KB
  Особенностью этих пулов является форма начертания слова чекан. Тем же резчиком очевидно делались и штемпеля для чеканки аверса пулов с изображением утки в картуше. Опираясь на фактурные признаки не характерные для пулов предыдущего периода.