14517

Проектирование регулятора для линейной системы

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Лабораторная работа № 2 Проектирование регулятора для линейной системы Цели работы освоение методов проектирования регулятора для одномерной линейной непрерывной системы с помощью среды Matlab Задачи работы научиться строить модели соединений линей

Русский

2013-06-06

273 KB

59 чел.

Лабораторная работа № 2

Проектирование регулятора для линейной системы

Цели работы

  •  освоение методов проектирования регулятора для  одномерной линейной непрерывной системы с помощью среды Matlab

Задачи работы

  •  научиться строить модели соединений линейных звеньев
  •  научиться использовать модуль SISOTool для проектирования простейших регуляторов

Оформление отчета

Отчет по лабораторной работе выполняется в виде связного (читаемого) текста в файле формата Microsoft Word (шрифт основного текста Times New Roman, 12 пунктов, через 1,5 интервала, выравнивание по ширине). Он должен включать

  •  название предмета, номер и название лабораторной работы
  •  фамилию и инициалы авторов, номер группы
  •  фамилию и инициалы преподавателя
  •  номер варианта
  •  краткое описание исследуемой системы
  •  результаты выполнения всех пунктов инструкции, которые выделены серым фоном (см. ниже): результаты вычислений, графики, ответы на вопросы.

При составлении отчета рекомендуется копировать необходимую информацию через буфер обмена из рабочего окна среды Matlab. Для этих данных используйте шрифт Courier New, в котором ширина всех символов одинакова.

Описание системы

В работе рассматривается система стабилизации судна на курсе. Ее структурная схема показана на рисунке.

Структурная схема системы стабилизации судна на курсе

Линейная математическая модель, описывающая рыскание судна, имеет вид

 

где  – угол  рыскания (угол отклонения от заданного курса),   – угловая скорость вращения  вокруг вертикальной оси,  – угол поворота вертикального руля относительно положения равновесия, – постоянная времени, – постоянный коэффициент, имеющий размерность рад/сек. Передаточная функция от угла поворота руля к углу рыскания запишется в виде

.

Привод (рулевая машина) приближенно моделируется как интегрирующее звено

,

охваченное единичной отрицательной обратной связью.

Для измерения угла рыскания используется гирокомпас, математическая модель которого записывается в виде апериодического звена первого порядка с передаточной функцией1

,

Инструкция по выполнению работы

Основная часть команд вводится в командном окне среды Matlab. Команды, которые надо применять в других окнах, обозначены иконками соответствующих программ.

Этап выполнения задания

Команды Matlab

  1.  Введите передаточную функцию модели судна  как объект tf.

P = tf ( K, [Ts 1 0] )

  1.  Введите передаточную функцию интегрирующего звена .

R0 = tf ( 1, [TR 0] )

  1.  Постройте передаточную функцию рулевого устройства, замкнув интегратор единичной отрицательной обратной связью.

R = feedback ( R0, 1 )

  1.  Постройте передаточную функцию последовательного соединения объекта с приводом.

G = P * R

  1.  Постройте переходную характеристику для полученной модели и скопируйте ее в отчет через буфер обмена. Объясните, почему функция бесконечно возрастает и стремится к прямой. Каков коэффициент наклона этой прямой? Закройте окно с графиком.

step ( G )

  1.  Постройте передаточную функцию измерительного устройства .

H = tf ( 1, [Toc 1] )

  1.  Постройте передаточную функцию разомкнутого контура.

L = G * H

  1.  Постройте ЛАФЧХ разомкнутой системы2.

bode ( L )

  1.  Отметьте точки, определяющие пересечение ЛАЧХ с прямой 0 дБ и пересечение ЛФЧХ с прямой -1800.

 

ПКМ – Characteristics – Stability (Minimum Crossing)

  1.  Определите, является ли замкнутая система устойчивой? Каковы запасы устойчивости  по амплитуде (Gain margin) и фазе (Phase margin)? Какой регулятор неявно используется в этом случае? Скопируйте график ЛАФЧХ в отчет.

 

ЛКМ на метках-кружках

  1.  Найдите максимальный коэффициент усиления разомкнутой системы.  Объясните этот результат.

 

ПКМ – Characteristics –

Peak Response

  1.  Закройте окно с ЛАФЧХ и запустите модуль SISOTool.3

sisotool

  1.  Импортируйте передаточную функцию G как модель объекта (Plant) и H как модель датчика (Sensor). Блоки F (предфильтр) и C (регулятор) оставьте без изменений (равными 1).

 

File - Import

  1.  Отключите изображение корневого годографа так, чтобы в окне осталась только ЛАФЧХ.

 

View – Root Locus (отключить)

  1.  Для того, чтобы сразу видеть изменения переходных процессов, запустите LTIViewer4 из верхнего меню окна SISOTool. Расположите два окна рядом, чтобы они не перекрывали друг друга.

 

Analysis –

Response to Step Command

  1.  Оставьте только график переходного процесса на выходе, отключив вывод сигнала управления.

 

ПКМ – Systems

     Closed loop r to u

  1.  Определите перерегулирование  и время переходного процесса 5. Скопируйте график в отчет.

 

ПКМ – Characteristics –

  •  Peak Response
  •  Settling Time
  1.  Перейдите в окно SISOTool. Определите коэффициент усиления, при котором перерегулирование примерно равно 10%. Как изменилось время переходного процесса? Каковы запасы устойчивости в этом случае? Скопируйте график в отчет.

 

перетаскивание мышью ЛАЧХ,

редактирование в поле Current Compensator

  1.  Перейдите в окно среды Matlab и введите передаточную функцию пропорционально-дифференциального (ПД) регулятора

, где сек,

а  – постоянная времени судна.

Cpd = 1 + tf ( [Ts 0], [Tv 1] )

  1.  Перейдите в окно SISOTool. Импортируйте регулятор Cpd как базовую модель для блока C.

 

File – Import, Cpd -> C

  1.  Определите дополнительный коэффициент усиления, при котором перерегулирование примерно равно 10%. Найдите время переходного процесса и запасы устойчивости. Сравните пропорциональный и ПД-регуляторы. Скопируйте в отчет график переходного процесса.

 

перетаскивание мышью ЛАЧХ,

редактирование в поле Current Compensator

  1.  Определите дополнительный коэффициент усиления, при котором время переходного процесса минимально. Скопируйте в отчет график переходного процесса.

 

перетаскивание мышью ЛАЧХ,

редактирование в поле Current Compensator

  1.  Экспортируйте полученный регулятор в рабочую область Matlab.

File – Export

в столбце Export as сменить имя Cpd на C

кнопка Export to workspace

  1.  Постройте передаточную функцию полученной замкнутой системы. Подумайте, почему получилось такое громоздкое выражение. Каков должен быть порядок передаточной функции?

W = C*G / (1 + C*G*H)

  1.  Постройте минимальную реализацию передаточной функции W.

W = minreal(W)

  1.  Определите полюса передаточной функции замкнутой системы. Что означает близость некоторых полюсов к мнимой оси? Верно ли, что в этом случае будет малый запас устойчивости?

pole ( W )

  1.  Найдите коэффициент усиления системы в установившемся режиме. Объясните результат. Есть ли у такой системы статическая ошибка при отслеживании постоянного сигнала? Почему? А для линейно возрастающего сигнала?

dcgain ( W )

  1.  Как изменится статический коэффициент усиления, если модель датчика примет вид

?

  1.  Постройте минимальную реализацию передаточной функции замкнутой системы от входа к сигналу управления (выходу регулятора).

Wu = minreal(C/ (1 + C*G*H))

  1.  Постройте изменение сигнала управления при единичном ступенчатом входном сигнале и скопируйте график в отчет. Объясните, почему сигнал управления стремится к нулю.

step ( Wu )

Таблица коэффициентов

Вариант

, сек

, рад/сек

, сек

, сек

  1.  

16.0

0.06

1

1

  1.  

16.2

0.07

2

2

  1.  

16.4

0.08

1

3

  1.  

16.6

0.07

2

4

  1.  

16.8

0.06

1

5

  1.  

17.0

0.07

2

6

  1.  

17.2

0.08

1

1

  1.  

17.4

0.07

2

2

  1.  

17.6

0.06

1

3

  1.  

17.8

0.07

2

4

  1.  

18.0

0.08

1

5

  1.  

18.2

0.09

2

6

  1.  

18.4

0.10

1

1

  1.  

18.6

0.09

2

2

  1.  

18.8

0.08

1

3

  1.  

19.0

0.07

2

4

  1.  

19.2

0.08

1

5

  1.  

19.4

0.09

2

6

  1.  

19.6

0.10

1

1

  1.  

18.2

0.0694

2

6

Контрольные вопросы к защите

  1.  См. все вопросы к работе № 1.
  2.  Что означают сокращения SISO, LTI?
  3.  Как получить передаточную функцию по линейным дифференциальным уравнениям системы?
  4.  Как ввести передаточную функцию в окне Matlab?
  5.  С помощью каких операций (функций) строятся в Matlab модели параллельного и последовательного соединений, системы с обратной связью?
  6.  Как построить ЛАФЧХ разомкнутой системы?
  7.  Как определяются запасы устойчивости по амплитуде и по фазе? Что означают эти величины? В каких единицах они измеряются?
  8.  Какие возможности предоставляет модуль SISOTool?
  9.  Что такое
  •  корневой годограф
  •  перерегулирование
  •  время переходного процесса
  1.  Как влияет увеличение коэффициента усиления контура на ЛАФЧХ?
  2.  Почему в дифференцирующей части ПД-регулятора используется дополнительный фильтр в виде апериодического звена с постоянной времени ?
  3.  Какие преимущества дает использование ПД-регулятора в сравнении с П-регулятором?
  4.  Как влияет увеличение коэффициента усиления контура на перерегулирование и время переходного процесса?
  5.  Как найти порядок передаточной функции замкнутой системы, зная характеристики всех ее блоков?
  6.  Связана ли близость полюсов передаточной функции замкнутой системы  к мнимой оси с малым запасом устойчивости?
  7.  Как зависит статический коэффициент усиления замкнутой системы от характеристик измерительного устройства?
  8.  Что такое астатическая система? Что такое порядок астатизма?


Теория автоматического управления

Отчет по лабораторной работе № 2

Проектирование регулятора для линейной системы

Выполнили:

студенты гр. 23ЭА1 Иванов И.И., Петров П.П.

Проверил:

к.т.н., доцент Поляков К.Ю.

Вариант

20

  1.  Описание системы

Исследуется система управления судном по курсу, структурная схема которой показана на рисунке.

Движение судна описывается линейной математической моделью в виде передаточной функции

,    где рад/сек,  сек,

Привод моделируется как интегрирующее звено

,     сек,

охваченное единичной отрицательной обратной связью. Модель измерительного устройства представляет собой апериодическое звено с передаточной функцией

,     сек,

  1.  Исследование разомкнутой системы
    •  Передаточная функции рулевого устройства

.

  •  Передаточная функция последовательного соединения объекта с приводом

.

  •  Переходная характеристика этой модели:

График стремится к наклонной прямой, потому что …
Наклон асимптоты равен …

  •  ЛАФЧХ разомкнутой системы

  •  Система с регулятором  устойчива, запасы устойчивости: по амплитуде – 7,12 дБ,  по фазе – 26 градусов.
    •  Максимальный коэффициент усиления разомкнутой системы равен … Это объясняется тем, что …
  1.  Исследование системы с пропорциональным (П-) регулятором
    •  Переходная функция замкнутой системы при

  •  Время переходного процесса сек, перерегулирование .
    •  Для обеспечения перерегулирования не более 10% требуется уменьшить коэффициент усиления регулятора до значения

  •  Переходная функция скорректированной замкнутой системы при

  •  Время переходного процесса сек,
    •  Запасы устойчивости: по амплитуде 16,3 дБ,  по фазе 57.9 градуса.
  1.  Исследование системы с пропорционально-дифференциальным (ПД-) регулятором
    •  Общий вид передаточной функции регулятора

,    где сек, сек,

а коэффициент  должен быть выбран в процессе проектирования в соответствии с требованиями к системе.

4.1 Регулятор, обеспечивающий перерегулирование 10%

  •  Для обеспечения перерегулирования 10% требуется выбрать
    •  Переходная функция скорректированной замкнутой системы

  •  Время переходного процесса сек,
    •  Запасы устойчивости: по амплитуде  15.9 дБ,  по фазе 60.2 градусов.
    •  В сравнении с П-регулятором, использование ПД-регулятора позволяет …

4.2 Регулятор, обеспечивающий кратчайший переходный процесс

  •  Для обеспечения минимального времени переходного процесса требуется выбрать
    •  Переходная функция скорректированной замкнутой системы

  •  Время переходного процесса сек,
    •  Запасы устойчивости: по амплитуде  18.4 дБ,  по фазе 67.3 градуса.
    •  Передаточная функция замкнутой системы

0.025771 (s+0.05208) (s+0.1667)

-------------------------------------------------------------

(s+0.9892) (s+0.5459) (s+0.04826) (s^2  + 0.1382s + 0.008584)

  •  Порядок передаточной функции равен 5, потому что …
    •  Полюса передаточной функции

 -0.9892          

 -0.5459          

 -0.0691 + 0.0617i

 -0.0691 - 0.0617i   

 -0.0483          

  •  Близость полюсов к мнимой оси означает, что … При этом запас устойчивости …
    •  Коэффициент усиления системы в установившемся режиме равен … Это объясняется тем, что …
    •  При постоянном сигнала установившаяся ошибка …, потому что …
    •  При линейно возрастающем сигнале установившаяся ошибка …, потому что …
    •  При использовании датчика, описываемого моделью, коэффициент усиления в установившемся режиме будет равен …, потому что …
    •  Полученная система является астатической, то есть, отслеживает без ошибки постоянный входной сигнал. Это определяется тем, что …
    •  При линейно возрастающем сигнале …
    •  Передаточная функция замкнутой системы от входа к сигналу управления

13.5168 s (s+0.05208) (s+0.05495) (s+0.1667) (s+0.5)

-------------------------------------------------------------

(s+0.9892) (s+0.5459) (s+0.04826) (s^2  + 0.1382s + 0.008584)

  •  Изменение сигнала управления при единичном ступенчатом входном сигнале

  •  Сигнал управления стремится к нулю, потому что …


+

EMBED Equation.3  

EMBED Equation.3   

C(s)

P(s)

H(s)

EMBED Equation.3  

EMBED Equation.3  

объект

регулятор

R0(s)

EMBED Equation.3  

привод

измерительная система

+

EMBED Equation.3  

EMBED Equation.3   

C(s)

P(s)

H(s)

EMBED Equation.3  

EMBED Equation.3  

объект

регулятор

R0(s)

EMBED Equation.3  

привод

измерительная система

  •  

1 Численные значения , ,  и  надо взять из таблицы в конце файла.

2 В зарубежной литературе ЛАФЧХ называют диаграммой Боде.

3 SISO = Single Input Single Output, система с одним входом и выходом.

4 LTI = Linear Time-Invariant, линейная стационарная система.

5 По умолчанию в Matlab время переходного процесса определяется для 2%-ного отклонения от установившегося значения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85332. Психолого-педагогічні основи розвитку і освіти дітей зі складним дефектом 37.31 KB
  Залежно від структури порушення діти з поєднаними порушеннями поділяються на три основні групи. У першу входять діти з двома вираженими психофізичними порушеннями кожне з яких може викликати аномалію розвитку: сліпоглухих діти розумово відсталі глухі слабочуючі із затримкою психічного розвитку первинної. У другу групу мають одне істотне психофізичний порушення провідне і супутнє йому інше порушення виражене в слабкому ступені але помітно обтяжлива хід розвитку: розумово відсталі діти з невеликим зниженням слуху. У третю групу...
85333. Причини порушень слуху 41.95 KB
  Стійкі порушення слуху у дітей можуть бути вродженими і набутими. Висновок про природжений або набутий характер порушення слуху робиться зазвичай на підставі відомостей отриманих зі слів батьків а ці відомості часто виявляються досить неточними. З іншого боку нерідко дійсно вроджене порушення слуху залишається протягом декількох місяців а іноді років нерозпізнаним а коли воно виявляється то приписується якомусь випадковому захворювання або травмі що мали місце незадовго до виявлення дефекту слуху.
85334. Поняття про складне порушення розвитку 38.45 KB
  У літературі та практиці на даний час не встановилася єдина термінологія одні й ті ж порушення можуть бути названі і складними і комплексними і множинними. Порушення розвитку може бути ізольованим одиничним або складним множинним. Одиничне порушення це порушення якоїсь однієї системи організму.
85335. Прояви порушення вищих психічних функцій при ДЦП 44.98 KB
  У цих дітей рухові розлади поєднуються з психічними та мовними порушеннями і вони потребують психологопедагогічної та логопедичної корекції. Інші вищеназвані категорії дітей з порушеннями опорнорухового апарату як правило не мають порушень пізнавальної діяльності і не вимагають спеціального навчання і виховання. Порушення опорнорухового апарату можуть бути наслідком поліомієліту різних вроджених і набутих деформацій рухового апарату ряду спадкових і вроджених захворювань.
85336. Вплив порушення зору на формування особистості людини-інваліда. 49.76 KB
  Тіфлопсіхологіі як розділ спеціальної психології що вивчає психічний розвиток осіб з порушенням зору отримала свою назву від грецького tiphlos сліпий і спочатку займалася лише психологією сліпих. 81] В даний час обєктом вивчення тіфлопсіхологіі є не тільки сліпі але й особи що мають глибокі порушення зору. Тіфлопсіхологіі вивчає закономірності та особливості розвитку осіб з порушенням зору формування компенсаторних процесів що забезпечують відшкодування недоліків інформації повязаних з порушенням діяльності зорового аналізатора...
85337. Визначення поняття «дитячий церебральний параліч» 39.89 KB
  Вони виникають з самого народження дитини і існують протягом усього життя. Головною причиною ДЦП вважається гіпоксія нестача кисню або ядуха дитини в утробі матері або відразу після народження. Хоча в більшості випадків тяжкість родів визначається вже наявними порушеннями внутрішньоутробного розвитку дитини. Після пологів спровокувати недуга може і гемолітична хвороба новонароджених так звана ядерна жовтяниця при якій відбувається інтоксикація головного мозку дитини.
85338. Діагностика порушень зору 38.28 KB
  Діагностика порушень зору процедура необхідна для кожної людини. В ідеалі діагностику порушень зору необхідно проходити раз на рік для того щоб своєчасно встигнути виявити захворювання на початковому етапі його розвитку. Діагностика порушень зору передбачає аналіз здатності людського ока чітко розглядати обєкти розташовані у видаленні та поблизу від очей а також дається оцінка полю зору і здатності розрізняти кольори.
85339. Соціально-психологічні особливості людини з порушеннями роботи внутрішніх органів 38.6 KB
  Розкриваючи соціальнопсихологічні особливості людини з порушеннями роботи внутрішніх органів зупинимося на таких соматичних захворюваннях: цукровий діабет онкологічні захворювання та бронхіальна астма. Цукровий діабет Цукровий діабет ендокринне захворювання обумовлене абсолютною або відносною інсуліновою недостатністю що приводить до порушення всіх видів обміну речовин перш за все вуглеводного ураження судин нервової системи а також інших органів і тканин. Причинами виникнення цукрового діабету можуть бути порушення центральної...
85340. Психологічні проблеми сімейного виховання дітей з обмеженими можливостями 37.62 KB
  У звязку зі станом дитини змінюється поведінка дорослих у родині виникають проблеми з якими батьки не можуть упоратися самостійно: порушується взаємодія із соціальним оточенням; коло спілкування становлять близькі родичі спеціалісти; виражена тривога і неспокій батьків викликані відставанням дитини в розвитку від однолітків; відсутність необхідних знань з психології і педагогіки аномальної дитини; відсутність досвіду роботи з психологом на ранніх етапах розвитку дитини; пасивність позиції матері у відносинах фахівець мати дитина ....