14525

ИНСТИТУТЫ ЕС. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Конспект

Международные отношения

Институты ЕС. Общая характеристика Термин Институты ЕС обозначает руководящие органы данной организации на которые возложена осуществление её основных задач. Институты ЕС одновременно выступают в качестве институтов каждого из Европейских Сообществ ЕОУС ЕЭС Евр

Русский

2013-06-06

57.11 KB

128 чел.

Институты ЕС. Общая характеристика

Термин «Институты ЕС» обозначает руководящие органы данной организации, на которые возложена осуществление её основных задач. Институты ЕС одновременно выступают в качестве институтов каждого из Европейских Сообществ (ЕОУС, ЕЭС, Евратом). Таким образом, понятия Институт ЕС и Институт Европейских Сообщество – синонимы.

Каждый Институт ЕС имеет собственный внутренний регламент.  Страны-члены ЕС предают полномочия в решении некоторых вопросов Независимым Институтам, которые представляют интересы, как Союза, так и отдельных граждан.

Европейская Комиссия защищает интересы Союза в целом. Каждое Национальное Правительство представлено в Совете Министров. Члены Европейского Парламента избираются гражданами ЕС.

Основные 4 института ЕС были заложены ещё в 1952 году, когда было создано ЕОУС. Этими институтами были: Ассамблея, Совет, Комиссия и Суд. Ассамблея превратилась в наднациональный парламент. Европейский суд превратился в суперарбитра. Роль совета состоящего из представителей правительств государств-членов несколько снизилась. Роль Европейской Комиссии, как исполнительного органа, существенно не изменилась. Эти перемены объясняются тем, что идея объединения в ЕЭС, а ныне в Европейский Союз, носила наднациональный характер. Соответственно, те институты, которые прибавляли к своему статусу наднациональности становились более влиятельными.

Основные Институты Власти

Европейский Совет – высший политический орган ЕС. Состоит из глав государств и глав правительств всех стран-членов ЕС. Членам ЕС является также председатель Евро Комиссии. Каждая страна-член ЕС возглавляет Европейский Совет на полгода.

Европейская Комиссия – исполнительный орган ЕС. Состоит из 27 членов, считая президента. Члены Европейской Комиссии назначаются на 5 лет национальными правительствами. Они полностью независимы в выполнении своих обязанностей. Состав Европейской Комиссии утверждается Европейским Парламентом. Каждый член Европейской Комиссии отвечает за определённую сферу политики Европейского Союза. Он возглавляет соответствующий Генеральный Директорат.

Европейский Парламент – собрание из 736 депутатов напрямую избираемых гражданами ЕС на 5 лет. Председатель Европейского Парламента избирается сроком на 2 года. Обязанность депутатов Европейского Парламента – утвердить бюджет ЕП, принимают совместные решения с Советом Министров по конкретным вопросам, контролируют работу Европейской Комиссии.

Совет Европейского Союза (Совет Министров) – основной орган принятия решений. Но собирается на уровне министров национальных правительств. Его состав меняется в зависимости от обсуждаемых вопросов. В рамках Совета Министров представители правительств обсуждают законодательные акты, принимают их либо отвергают их путём голосования.

Европейский Суд – Судебный орган высшей инстанции который регулирует разногласия между:

  1.  государствами-членами ЕС и самим ЕС
  2.  институтами ЕС
  3.  ЕС а также физическими и юридическими лицами

Счётная Палата (Суд Аудиторов) – Орган ЕС созданный с целью проведения аудиторской проверки бюджета ЕС и его институтов.

Европейское Омбудсмен (Защитник Прав Человека) – занимается жалобами Европейских частных и юридических лиц на Институты и Учреждения ЕС.

ОРГАНЫ, составляющие часть институционной системы

Финансовые Структуры:

  1.  Европейский Центральный Банк. Определяет валютную политику ЕС, устанавливает ключевые процентные ставки, управляет центральными резервами Европейской Системы Центральных Банков (главная задача – удержание стабильности цен). Имеет право санкционировать эмиссию банкнот в пределах валютного союза.
  2.  Европейский Инвестиционный Банк. Этот инвестиционный банк был основан в 1959 году ЕС. Основные цели – содействие развитию, интеграции и сотрудничеству, путём предоставления ссуд. Ссуды предоставляются под одинаковый процент. Прежде всего, ссуды предоставляются для развития отсталых Европейских регионов, а также они предоставляются для реализации проектов, представляющих общий интерес.

Консультативные органы:

  1.  Экономический и социальный комитет (наблюдают за функционированием единого внутреннего рынка.) Состоит из 317 членов. Они представляют разные сферы экономики, разные социальные группы  и каждый их них независим в выполнении своих обязанностей.
  2.  Комитет регионов. Является консультативным органом совета ЕС и Комиссии Евросоюза, разрабатывает заключения по всем вопросам, которые затрагивают интересы различных регионов. В состав комитета входя 317 членов (представители региональных и местных органов, которые независимы в выполнении своих обязанностей).

Внутренние межструктурные учреждения:

  1.  Отдел официальных публикация ЕС. Это организация, которая занимается публикацией и распространением документов, книг, а также всякого рода материалов, которые подготавливаются на всех официальных языках ЕС в подразделениях и институтах ЕС.
  2.  Отдел подбора кадров для ЕС.
  3.  Децентрализованные организации и агентства. В структуру ЕС входят 25 таких агентств, некоторые их них: предупреждения и контроль заболеваний; охрана окружающей среды; мониторинг оборота наркотиков и наркомании; охрана внешних границ; безопасность труда; институт равенства полов; создание и использование глобальной навигационной спутниковой системы, и безопасность информационных сетей.

Структуры единой внешней политики и безопасности:

  1.  Европейский институт исследования проблем безопасности
  2.  Спутниковый центр ЕС.
  3.  Европол и Евроюст. Осуществляют сотрудничество полицейских, информационных, таможенных и юридических структур стран ЕС.
  4.  Исполнительные агентства ЕС. Временные подразделения, которые были созданы в 2003 году. Они занимаются реализаций следующих программ: образование и культура; повышение конкурентоспособности и внедрение инноваций; реализация программы совершенствования здравоохранения.

Механизм управления и руководства ЕС состоит из трёх основных слагаемых: институты ЕС; органы ЕС; организации ЕС.

Институты ЕС

  1.  Европейский Парламент
  2.  Европейский Совет
  3.  Совет Европейского Союза
  4.  Европейская Комиссия
  5.  Суд ЕС
  6.  Система Европейских Центральных Банков
  7.  Счётная палата

Европейский Парламент

  1.  Организация работы
  2.  Полномочия
  3.  Политические группы Европейского Парламента

Прототипом Европейского Парламента является Общая Ассамблея ЕОУС (Парижский Договор 1951 года, и его ратификация 1 января 1952 года).

Европейское Экономическое Сообщество (). Согласно договору с целью усовершенствования структур всех трёх сообществ  … был заключен договор об общих органах. Согласно этому договору в 1958 году произошло объединение парламентских ассамблей всех трёх сообществ. Объединяются они в Европейскую Парламентскую Ассамблею. Название Ассамблея существовало до 1962 года. В марте 1962 года было принято название Европейский Парламент и это название было подтверждено рядом официальных последующих документов.

Принцип равенства институтов заключает в себе соблюдение предусмотренного в различных договорах разделения компетенции институтов. Европарламент это представительный институт. Его члены избираются прямым всеобщим голосованием гражданами ЕС. Каждый депутат избирается сроком на 5 лет. Досрочный роспуск или самороспуск Европарламента невозможен.

В соответствии с Лиссабонским договором 2007 года Европарламент состоит из граждан ЕС а не народов стран ЕС как это было ранее.

Согласно Лиссабонскому Договору 2007 года, количество депутатов Европарламента не должно превышать 750+1. Количество депутатов зависит от численности населения, хотя и не строго пропорционально. В частности в состав парламента от ФРГ входит 99 депутатов, от Люксембурга – 6, от Мальты – 5. Представительства государств в Европарламенте зависит от населения. Минимальный порог составляет 5 депутатов. Ни одно государство-член ЕС не может располагать количеством депутатов более 99. Предполагается, что после 2014 года, большие страны потеряют по 3 места а средние – по 2 места в Европарламенте.

Организация работы Европарламента

Руководство работы Европарламента осуществляет председатель Европарламента, который избирается на 2,5 года. В июле 2009 года – представитель Польши Ежи Бузек.

Бюро Европарламент – ведает административными вопросами. Состоит из председателя и 24 вице-председателей; а также квесторов (помощников юристов), которые заседают с правом совещательного голоса, конференция председателей – орган политического руководства в составе председателя Европарламента и председателя депутатских фракций.

В Европарламенте функционирует 21 постоянный комитет по различным вопросам. Европарламент также имеет право создавать временные комиссии, в том числе следственные.

Европейский Парламент работает на сессионной основе. Официальная резиденция Парламента находится в Страсбурге во Франции. Генеральный секретариат размещается в Люксембурге.

Полномочия Европарламента

Полномочия Европарламента с начала 1990 годов значительно расширились. Основные полномочия Парламента:

  1.  Участие в законодательном процессе. Вместе с Советом ЕС Европарламент участвует в рассмотрении нормативных актов и других решений, проекты которых вносит, как правило, Комиссия. Объём законодательных полномочий Европарламента по разным вопросам является неодинаковым. В одних случаях Европарламент участвует в законодательном процессе с правом совещательного голоса (консультативная процедура, а также процедура сотрудничества). Кроме этого он имеет право решающего голоса (процедура совместного принятия решений).
  2.  Участие в принятии бюджета ЕС. Бюджет принимается совместно с Советом ЕС. Процедура принятия бюджета предусматривает 2 чтения в Парламенте. Это позволяет Европарламенту вносить поправки в разработанный Советом бюджет ЕС. В исключительных случаях, если мнение Парламента не было принято в расчёт, Европарламент может отклонить бюджет в целом. Также Европарламент даёт заключение о деятельности Комиссии связанной с выполнением бюджета на основе выводов Палаты Аудиторов.
  3.  Контроль над деятельностью других органов и должностных лиц ЕС, прежде всего за Комиссией. Европарламент может принимать санкции в отношении Европейской Комиссии. … При назначении председателя и членов комиссии Европарламенту отведена ведущая роль.
  4.  Формирование органов и назначение должностных лиц, в частности вотум доверия Комиссии и её председателю, а также назначение омбудсмена.
  5.  Санкционирование важнейших международных договоров ЕС.
  6.  Дача согласия на вступление в ЕС новых государств-членов.

Внутри Европейского Парламента депутаты объединяются не по национальному принципу. Они объединяются по партийной принадлежности, в так называемые политические группы. Политические группы представляют из себя фракции либо парламентские группы. Во фракцию входит не менее 18 депутатов. В противном случае – это парламентская группа.

Наиболее крупные парламентские фракции ЕС:

  1.  Народная Партия Европы (Христианские демократы). По количеству – 264+4.
  2.  Прогрессивный альянс социалистов и демократов. 162+5.
  3.  Альянс либералов и демократов Европы. 84+1.
  4.  Зелёные 55+1. Свободный альянс Европы. 84+1.

В 2009 году произошли последние выборы в Европейский Парламент. По результатам этих выборов 2009 года  на первом месте по количеству голосов находится Европейская Партия Европы (268 голосов). За ней находится партия Европейских Социалистов (171 депутат). На третьем – Либеральная Партия (85 депутатов).

Институт Европейского Парламента

  1.  Европейский Совет
  2.  Совет Министров

1. Европейский Совет

Европейский Совет занимает особое место в системе институтов Европейского Союза. Создан он для политического решения особо сложных проблем ЕС. Функционирует с 1974 года. Юридически он был введён в рамках механизма сообществ с 1986 года в соответствии с единым Европейским Актом.

В состав Европейского Совета входят: главы государств и главы правительств государств-членов ЕС, а также председатель Европейской Комиссии и министрами иностранных дел государств-членов ЕС.

По регламенту Европейский Совет заседает 2 раза в год. На этих заседаниях обсуждаются следующие вопросы:

  1.  Общая ситуация и важнейшие проблемы ЕС.
  2.  Состояние мировой экономики и международных отношений.
  3.  Определяются приоритетные направления деятельности.
  4.  Принимаются программы и решения стратегического характера.

Иногда проводятся экстренные/внеочередные заседания по вопросам, требующим неотлагательного политического решения.

Заседания Европейского Совета проходят под председательством председателя Европейского Совета.

С 1 января 2009 года председателем Европейского Союза является Хенри Ван Ромпёй (бывший премьер-министр Бельгии).

Должность председателя/президента Европейского Совета была введена в соотвктствии с лиссабонским договором 2007 года. Президент Европейского Совета избирается Парламентом и Советом Министров. А именно – Совет выдвигает кандидатуру а Парламент её утверждает. Избирается председатель/президент сроком на 2,5 года. На данной должности председатель может находиться 2 срока.

Решения Европейского Совета принимаются на основе единогласия. Они оформляются в виде деклараций или коммюнике.

Отличительная черта данного института – решения, которые принимаются Европейским Советом, не носят характер юридических актов.

На заседаниях Европейского Совета, которые собирают высших должностных лиц стран ЕС, разрешаются самые острые проблемы, и конфликты которые возникают между государствами-членами ЕС. По итогам каждого заседания Европейский Совет представляет доклад Европарламенту.

2. Совет Министров

Является главным законодательным органом Европейского Союза. Он обладает правом принятия решений.

Задачи Совета Министров:

  1.  Обеспечить координацию общей экономической политики государств-членов.
  2.  Осуществить руководство бюджетом ЕС.
  3.  Заключение международных соглашений.

Роль Совета Министров претерпела существенные изменения. В связи с введением Единого Европейского Акта, а также Маастрихтским и последующим договорами, которые ввели правило о голосовании квалифицированным большинством по большей части вопросов повестки дня Совета Министров. А также в связи с расширением полномочий Европарламента.

В отличие от других институтов ЕС Совет Министров не состоит из постоянных членов.

Участниками заседаний совета являются министры правительств государств-членов, которые связаны указаниями своих правительств. В Совете Министров могут рассматриваться специальные и общие вопросы. Специальные вопросы, входящие в строго определённую компетенцию сообщества рассматривают министры, ответственные за политику именно в этих областях. Обсуждаемые в Совете Министров общие для всего ЕС вопросы касаются интеграции, сотрудничества универсального характера.

В настоящее время есть 9 различных составов Советов Министров:

  1.  По общим вопросам и международным отношениям.
  2.  По экономическим и финансовым отношениям.
  3.  По правосудию и внутренним делам.
  4.  По вопросам занятости, социальной политики, здравоохранению.
  5.  По вопросам конкуренции.
  6.  По транспорту, телекоммуникации и энергетике.
  7.  По вопросам сельского хозяйства и рыболовства.
  8.  По вопросам окружающей среды.
  9.  По вопросам образования, молодёжи и культуры.

В соответствии с решениями Совета Министров Европейская Комиссия выносит постановления и директивы. Наиболее важные заседания Совета Министров происходят, как правило, каждый месяц в Брюсселе и Люксембурге. Эти заседания Совет Министров проводит при закрытых дверях. Председательство в Совете Министров, в отличие от Европейской Комиссии, это прерогатива не физического лица, не председателя, а государства.

Председательствует страна в Совете Министров на протяжении 6 месяцев.

Обязанности: Председательство в Совете Министров накладывает на государство прежде всего обязанности организационного порядка. Принимая на себя обязанности Совета Министров, государство отвечает:

  1.  За выработку политики Евро Союза.
  2.  За координацию деятельности институтов ЕС и государств-членов.
  3.  За урегулирование возникающих споров и конфликтов.
  4.  За осуществление общей внешней политики и развития сотрудничества в области внутренних дел и правосудия.

Совет Министров имеет собственные административные службы и подразделения.

У Совета Министров имеются собственные административные службы и подразделения:

  1.  Генеральный Секретариат, состоящий из департаментов
  2.  Юридическая служба
  3.  Различные постоянные и временные комитеты

После принятия Единого Европейского Акта в 1986 году и после подписания Маастрихтского соглашения в 1992 году круг вопросов, которые решаются в совете министров единогласно, резко сократился. В настоящее время единогласно решаются следующие организационные вопросы:

  1.  О внесении изменений в устав Суда
  2.  О численном составе Комиссии
  3.  О назначении членов Палаты Аудиторов
  4.  О принятии новых государств в ЕС
  5.  О предоставлении финансовой помощи странам ЕС
  6.  О принятии директив по налогообложению государств-членов

В тоже время принципом принятия решений в Совете Министров стал принцип квалифицированного большинства (345 всего голосов, за должно быть 255 голосов).

Квалифицированным большинством Совет Министров принимает нормативные акты по вопросам регулирования внутреннего рынка ЕС, а также по общим вопросам политики ЕС.

Если учредительные договора предусматривают принятие решений простым большинством или единогласно, то представитель (министр) каждой страны ЕС имеет один голос. Если необходимо квалифицированное большинство, то принцип равенства «один министр один голос» не применяется. Голоса членов совета министров взвешиваются. Вес каждого государства определяется:

  1.  Численность населения
  2.  Хозяйственный потенциал страны
  3.  Стаж пребывания с сообщества
  4.  Политическое влияние в Европе и ЕС

Больше всего голосов имеют Германия, Великобритания, Италия, Франция – 29 голосов. Мальта – 3 голоса. Румыния – 14 голосов.

Совет министров имеет право обращаться в Европейский Суд. Однако правоспособность Совета Министров и право его подавать иски по определённым вопросам – ограничены с правами Европейской Комиссии.

Европейская Комиссия

  1.  Организация работы Европейской Комиссии
  2.  Компетенция Европейской Комиссии

ЕК представляет собой институт, в котором наиболее полно выражены тенденции к европейской интеграции. В августе 2009 года был утверждён состав ЕК. В состав ЕК входя 27 комиссаров. Каждый комиссар обязан быть гражданином той страны, которую он представляет. При формировании комиссии правительства государств-членов с общего согласия и после консультаций с Европейским Парламентом выдвигают кандидата на пост председателя комиссии и утверждают его кандидатуру.

В настоящий момент председателем комиссии является Жоззе Мануэль Баррозу, представляет Португалию. После того как избирается председатель, правительства государств проводят консультации с председателем ЕК. Они предлагают кандидатов для назначения комиссаров. После этого они должны быть утверждены Европейским Парламентом. Причём утверждение должно быть единым списком. Председатель и комиссары назначаются на 5 лет. Все назначения производятся государствами членами с общего согласия. Государство-член ЕС не имеет право отстранить своего комиссара. Комиссия может прекратить действовать только в случае вотума недоверия со стороны Европейского Парламента.

Суд ЕС может отстранить члена комиссии от должности при выводе, что он не соответствует требованиям по выполнению своих обязанностей или в случае серьёзного проступка. Члены комиссии с момента их назначения не являются представителями своих стран в ЕС. Они должны быть юридически независимыми.

ЕК сама по себе является независимой. Но она не может работать без сотрудничества с государствами-членами. Поэтому одна из важнейших задач ЕК – согласование политики отдельных государства с политикой и целями сообществ.

ЕК наделена полномочиями предпринимать действия независимо от Совета Министров. Она стремится избежать конфликта с какими-либо государствами-членами ЕС.

Каждый комиссар ЕК отвечает за определённую сферу деятельности. Между членами комиссии распределяются сферы деятельности. Распределение происходит по соглашению между членами комиссии и при участии председателя ЕК.

Аппарат ЕК состоит из генеральных директоров и служб. Не все они имеют одинаковое значение. Поэтому и идёт борьба комиссаров за сферы деятельности. Каждый член комиссии отвечает за работу того или иного директората или службы. В ныне действующей ЕК 17 генеральных директоратов по направлению внутренней политики, 5 – по внешним связям, 5 общих служб, 9 внутренних служб.

Назначение на высшие должности в ЕК является объектом соперничества государств. Решения о назначениях принимаются членами комиссии и частично основаны на принципе каждое государство-член ЕС должно иметь свою долю таких постов. Каждый член еврокомиссии опирается в своей работе на помощь кабинета. Это группа сотрудников которые назначаются непосредственно им и непосредственно ему подчиняются. Члены комиссии в соответствии с правом сообщества пользуются привилегиями и иммунитетами. Иммунитет самый главный – иммунитет от судебного преследования.

Другая привилегия – освобождение от подоходного налога на заработную плату. Взамен этого взымается специальный налог с более низкой ставкой.

Основные функции которые лежат на ЕК:

  1.  Предлагает законопроекты Совету Министров и Евро Парламенту, т.е. обладает законодательной инициативой
  2.  Осуществляет реализацию политики ЕС во всех сферах т.е. является исполнительным органом Власти Союза, она расходует утверждённый бюджет
  3.  Следит за исполнением права ЕС и при необходимости принуждает весте с Евро Судом субъекты к выполнению права.
  4.  Представляет ЕС на международной арене. Заседания ЕК проходят при закрытых дверях, решения принимаются простым большинством голосов.

7 Институтов Европейского Союза

Расширение ЕС на Восток

  1.  Порядок присоединения к ЕС. Копенгагенские критерии (1993 год)
  2.  Расширение ЕС на восток (май 2004 года – январь 2007 года)

Порядок присоединения к ЕС. Копенгагенские критерии (1993 год)

По мере расширения Европейских Сообществ условия и процедура присоединения усложнялись. Европейским считается любое государство, хотя бы часть которого находится в Европе.

В **** году было отклонено заявление Марокко о вступлении в Европейский Союз. Она не соответствовала 1му требованию о вступлении в ЕС.

Процедура присоединения к ЕС:

  1.  Страна-кандидат направляет своё заявление в Совет
  2.  Комиссия высказывает своё предварительное мнение. Комиссия указывает либо начинать переговоры с кандидатом, либо не начинать их, либо повременить пока страна-кандидат не выполнит определённые условия для начала переговоров.
  3.  В случае положительного мнения Комиссии начинаются переговоры о присоединении. Цель переговоров – выработка проекта договора, который должен определить условия приёма в ЕС и изменения в основополагающие договоры. На всех этапах переговоров государства-члены придерживаются общей позиции, которая утверждается Советом. После завершения переговоров проект договора подписывается представителями государств-членов ЕС и страной-кандидатом.
  4.  Консультация с Комиссией, которая высказывает своё мнение относительно подписанного договора. Это чисто формальный акт, который должен состояться.
  5.  Парламент также должен высказать своё мнение относительно заявления о присоединении к ЕС. Парламент обладает правом вето. Положительное решение принимается большинством голосов Европейского Парламента.
  6.  ***
  7.  Ратификация договора подписавшими его государствами в соответствии с конституционным порядком. Со стороны государств-членов действует правило единогласия (если хотя бы одна страна выступает против договора, то он не принимается).

Членство в ЕС является бессрочным. Договор не содержит ни одного положения, которое бы позволило исключить вступившее в ЕС государство из его состава. Добровольный выход из ЕС также не предусмотрен.

Европейский Союз имеет жёсткие правила членства, которые постоянно менялись. 15 стран, включая 3 страны-кандидатов, в Копенгагене в июне 1993 года обсудили и подписали так называемые Копенгагенские Критерии Членства в ЕС. Эти критерии были положены в основу дальнейшего расширения ЕС.

Копенгагенские Критерии

  1.  Политические критерии: стабильность институтов, которые гарантируют демократию, верховенство законов, прав человека, уважение и защиту прав меньшинств.
  2.  Экономические критерии: существование функционирующей рыночной экономики, а также наличие способности работать в условиях рыночной конкуренции и рыночной конкуренции и рыночных сил союза.
  3.  Административные критерии: способность брать на себя обязательства члена союза, что включает: приверженность принципам политического, экономического и монетарного союза. А также создание условий для интеграции по средствам адаптации административной национальной системы для эффективного функционирования соответствующих административных и юридических систем ЕС.

Одно из важнейших условий вступления и приёма в ЕС – способности принимать и применять acquis communautaire. Важность этого была подчёркнута на Мадридском саммите в 1995 году.

Расширение ЕС на восток (май 2004 года – январь 2007 года)

Программа подготовки стран-кандидатов для вступления в ЕС включает следующие элементы:

  1.  Разработка стратегии присоединения (была принята Европейским Советом в Германии в 1994 году). Суть стратегии состоит в постепенном расширении двухсторонних Европейских Соглашений со странами Центральной и Восточной Европы.
  2.  Подготовка страны кандидата к началу официальных переговоров. Ознакомление с acquis communautaire. Определение положений и проблем, которые для страны-кандидата должны являться предметом переговоров.
  3.  Создание так называемых партнёрств, в целях присоединения. Их материальной базой являются фонды финансовых институтов. Главная задача – определение узких мест препятствующих интеграции стран-кандидатов в систему Единого Внутреннего Рынка.
  4.  Постоянное наблюдение Комиссии за ходом работ в отдельных странах и ежегодная публикация выводов Комиссии. В течение последних 10 лет сроки присоединения стран-кандидатов неоднократно переносились. Окончательно вопрос о расширении ЕС бы решён в Брюсселе в 2002 году. Ряд стран уже отвечает основным критериям присоединения. На этом заседании было принято решение завершить переговоры с 10 странами и подписать договор об их присоединении к ЕС в апреле 2003 года. На этом же заседании было отмечено, что к началу 2004 года эти 10 стран станут полноправными членами ЕС. На этом саммите было указано, что Болгария и Румыния смогут вступить в ЕС не ранее 2004 года. 5 расширение ЕС состоялось 5 мая 2004 года, когда в состав ЕС были приняты 10 новых стран: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чешская Республика, Эстония. *** Хорватия, Македония и Турция – кандидаты на вступление в ЕС.

Договор и … Лиссабонский Договор.

  1.  Принципы и ценности
  2.  Институты ЕС
  3.  Изменения и дополнения, внесённые Лиссабонским Договором

Лиссабонский Договор был подписан 13 декабря 2007 года. Он ввёл целый ряд новых положений, которые подтвердили демократический характер Европейского Союза:

  1.  Придание обязательною юридической силы хартии основных прав ЕС (2000 год).
  2.  Присоединение ЕС к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
  3.  Введение нового раздела посвященного демократическим принципам построения представительной системы в ЕС.
  4.  Введение прямой законодательной инициативы граждан.
  5.  Повышение роли представительных учреждений на уровне ЕС.
  6.  Заметное усиление участия национальных парламентов в принятии общеевропейских решений.
  7.  Демократизация самого процесса принятия решений, т.е. к 2014 году они будут приниматься на основе общей или специальной законодательной процедуры квалифицированным большинством.
  8.  Реформа структуры ЕС и консолидация его порядка. В соответствии с Лиссабонским договором была ликвидирована система трёх опор Европейских Сообществ. Исчез сам термин сообщество. Договор получил название – договор о функционировании Европейского Союза. Наряду с договором о Европейском Союзе образовывалась правовая основа ЕС. Реформируется Институционная структура. Также договор вводил единую правовую систему. В пункте 1 лиссабонского договора (преамбула) был внесён новый пункт. В нём указано, что Европейский Союз опирается на культурное, религиозное и гуманитарное наследие Европы.

…:

  1.  Способствовать утверждению мира и ценностей ЕС, рост благосостояния народа.
  2.  Обеспечить гражданам ЕС пространство безопасности, свободы и законности.
  3.  Содействовать развитию Единого Внутреннего Рынка.
  4.  Обеспечить развитие экономического и валютного союза.

В лиссабонском договоре было указано, что принцип субсидиарности не применяется в сфере исключительной компетенции ЕС. ЕС вмешивается только в тех случаях, когда цели ЕС иными путями не могут быть достигнуты.

… порядок участия национальных парламентов в решении проблем субсидиарности. Особое внимание уделено в договоре определению места и роли общих принципов в правовой системе ЕС.

Работа ЕС осуществляется на основе: Институтов, Органов и Организаций ЕС.

7 Институтов ЕС:

  1.  Европейский Парламент
  2.  Европейский Совет
  3.  Совет Министров
  4.  Европейский Суд
  5.  Счётная Палата
  6.  Европейский Центральный Банк

Европейский Совет и Европейский Центральный Банк – официальные институты ЕС.

Европарламент, совместно с советом, осуществляет законодательные и бюджетные функции, а также функции политического контроля и консультативные функции. Европейский Парламент, согласно ст.9, избирает председателя Европейской Комиссии.

Европейский Парламент состоит из представителей граждан ЕС, а не народов стран ЕС как это было ранее. Количество депутатов Европейского Парламента не должно превышать 750+1. На данный момент их 736. Представительство государств обеспечивается применением принципов дигрессивной пропорциональности, минимальный порог которой составляет 6 депутатов парламента от государства-члена ЕС. Но, ни одно государство не может располагать более чем 96 местами в парламенте. Члены Европейского Парламента избираются прямым тайным всеобщим голосованием. Европейский Парламент избирает из своей среды председателя и бюро.

Европейский Совет

Европейский Совет является высшим органом политического руководства ЕС. … В соответствии с Лиссабонским Договором Европейский Совет право принятия политически обязательных решений. Однако, правом принятия законов он не обладает. … Европейский Совет состоит из глав государств или правительств государств-членов плюс председатель Европейской Комиссии.

Лиссабонский договор установил, что в работе Европейского Совета участвуют также высокий представитель ЕС по иностранным делам и политики безопасности. Председатель/президент избирается квалифицированным большинством сроком на 2,5 года. Переизбран он может быть только 1 раз. Договор утвердил положении о том, что председатель может быть заменён в случае совершения тяжких проступков, либо в затруднении выполнении своих обязанностей.

Лиссабонский договор закрепил функции…:

  1.  Он председательствует на заседаниях и руководит работой.
  2.  Обеспечивает подготовку и преемственность решений Европейского Совета в сотрудничестве с председателем Европейской Комиссии.
  3.  Председатель/президент Европейского Совета обеспечивает согласование позиций внутри Европейского Совета, а также обеспечивает поиск консенсуса при принятии решения.
  4.  Отчет перед Европарламентом по итогам сессии Европейского Совета. Президент/Председатель Европейского совета осуществляет внешнее представительство союза в сфере внешней политики и политики безопасности. Председатель Европейского Совета не может состоять на службе в каком-либо из государств-членов ЕС.

Европейский Совет собирается 2 раза в год на свои очередные заседания.

Совет Министров

Совет Министров совместно с Европарламентом осуществляет законодательные и бюджетные полномочия. Участвует в определении политик и их координации в соответствии с предусмотренным договором.

Совет Министров состоит из представителей каждого государства-члена. Совет министров может осуществлять право-вето. Договором было указано, что с ноября 2014 года квалифицированнее большинство определяется, по меньшей мере, 55% членов совета, включает минимум 15 государств, которые представляют население не менее 65% населения ЕС. Блокирующее меньшинство включает, по меньшей мере, 4 члена совета. Без чего квалифицированное большинство считается достигнутым.

Совет подготавливает заседания Европейского Совета, обеспечивает их приемлемость и последовательность. Он способствует сотрудничеству институтов путём взаимодействия между председателем совета и председателем Европейской Комиссии.

Совет министров проводит открытые заседания в случае принятия законодательных актов.

Согласно Лиссабонскому Договору Комиссия:

  1.  Отстаивает и продвигает общие интересы ЕС.
  2.  Контролирует соблюдение государствами-членами ЕС договоров и актов, принятых институтами ЕС.
  3.  Осуществляет надзор за соблюдением права ЕС (вместе с Европейским Судом).
  4.  Обеспечивает исполнение бюджета и руководства соответствующими программами.
  5.  Обеспечивает внешнее представительство Союза.
  6.  Осуществляет инициативы связанные с ежегодным программированием и планированием действий ЕС.

Европейская Комиссия почти монополизирует право законодательной инициативы. Законодательные акты ЕС принимаются только на основе предложений Европейской Комиссии. Мандат комиссии также как и мандат Европейского Парламента составляет срок 5 лет. Европейская Комиссия полностью независима в своих действиях.

С ноября 2014 года комиссия будет состоять из числа членов, включая председателя и высокого представителя соответствующего двум третям государств-членов ЕС, если только Европейский Совет не изменит их численность.

Лиссабонский Договор определил основные функции председателя …, он:

  1.  определяет ориентацию деятельность комиссии
  2.  решает вопросы внутренней организации комиссии
  3.  назначает своих заместителей из числа членов комиссии
  4.  отправляет в отставку членов европейской комиссии в соответствии с правилами, которые установил Лиссабонский Договор.

Необходимо отметить, что существует возможность замещения на пост председателя комиссии. В этом случае новый кандидат на пост председателя комиссии должен получить поддержку большинства депутатов. Если большинство депутатов не поддержат эту кандидатуру, то Европейский Совет в пределах 1 месяца будет рекомендовать другую кандидатуру на пост председатели Европейской Комиссии.

12.12.2011 11:38:46

Отдельная статья посвящена… Назначается Высокий Представитель Европейским Советом, который принимает решение квалифицированным большинством с согласия председателя комиссии. Только Европейский Совет имеет право отозвать Высокого Представителя.

Высокий Представитель приводит в жизнь внешнюю политику и политики безопасности ЕС. Он разрабатывает предложения к выработке и осуществлению политики Евросоюза. Он председательствует в совете по иностранным делам. В отношении судебной системы ЕС – Лиссабонский договор подтвердил реформу в отношении судебной системы определённую Ниццким Договором 2001 года. Договор о реформе предусматривает, что судебная система ЕС включает:

  1.  суд ЕС,
  2.  суд общей юрисдикции,
  3.  специализированные суды.

На суд общей юрисдикции возложены те же функции, что и на суд первой инстанции. Лиссабонский Договор предусматривает увеличение числа генеральных адвокатов до 11. Из них 6 будут принадлежать к числу постоянных генеральных адвокатов. В настоящее время они рекомендованы такими странами как Англия, Франция, Германия, Италия, и Испания. К ним добавляется представитель Польши. 5 генеральных адвокатов будут назначаться на основе принципа ротации из представителей других государств ЕС.

Конституционный Договор Европейского Союза

  1.  Предпосылки и порядок разработки конституции
  2.  Основные положения проекта конституционного договора
  3.  Провал ратификации проекта конституции Европейского Союза

С момента основания и по сей день ЕС существует на базе ряда основных…

В 2001 году Лаакенская Декларация – будущее ЕС. В этой декларации в целях подготовки пакета реформ был образован временный представительный орган, который получил название Конвент. Первое заседание этого конвента состоялось 28 февраля 2002 года. В состав Конвента вошли представители всех государств-членов и также представители ЕС в целом. Председателем Конвента был назначен Валери Жескар Дестен. А его заместителем – Ждулиана Аматто, из Италии. Всего – 105 членов. Задача – разработка проекта конституционного договора ЕС. По завершении работы этого конвента в 2003 году проект конституции планировалось предоставить на рассмотрение государств и правительств стран-участниц ЕС. После чего планировалось, после доработки проекта конституции, отправить его на ратификации в национальные парламенты. Также – планировалось вынести этот проект на референдум.

Основные положения проекта конституционного договора

В качестве первого шага разработки проекта конституции Конвент установил ее общую схему. С этой целью в октябре 2002 года президиумом Конвента был подготовлен предварительный проект Конституционного Договора. В этом предварительном проекта, во-первых, был включён план документов, а именно: заголовки будущих частей разделов и статей. Во-вторых – был указан предмет регулирования каждой статьи. В-третьих – были определены наплавления будущих работ над проектом. Официальное наименование проекта – договор учреждающий конституцию Европы. ХХХ Двойственный характер ХХХ

Таким образом, речь идёт о формировании нового типа государственных союзов, который в Западноевропейской доктрине обозначен термином – федерация государств и народов.

Структура проекта конституции:

  1.  преамбула
  2.  3 основные части
  3.  конституционное устройство
    1.  определение союза и его цели
    2.  гражданство союза и основные его права
    3.  компетенция и сферы деятельности ЕС
    4.  институты союза
    5.  осуществление компетенции и деятельности союза
    6.  демократическая жизнь союза
    7.  финансы союза
    8.  деятельность союза на мировой арене
    9.  союз и его ближайшее окружение
    10.  принадлежность к союзу
  4.  сферы политики и реализации мероприятий союза (она была призвана установить порядок принятия решений над национальными органами применительно к отдельным сферам компетенции ЕС, а именно внутренней политики и деятельности, что подразумевало внутренний рынок, …, внутреннюю безопасность. Сюда же относилась и внешнеполитическая деятельность, что подразумевало внешнеторговую политику а также помощь развивающимся странам)
  5.  общие и заключительные положения (посвящена порядку вступления в силу конституции в сфере действия а также языка будущего конституционного договора)

Провал ратификации проекта конституции Европейского Союза

Для того, чтобы конституция вступила в силу её должны были ратифицировать все страны-члены ЕС, либо  голосованием в парламенте, либо путём проведения всенародного референдума. Проект конституции ЕС был ратифицирован только в 18 странах. На референдумах, состоявшихся в мая 2005 года во Франции, в июне 2005 года в Нидерландах проект конституции ЕС был отвергнут. Во Франции против конституции проголосовало 54.9%, явка избирателей 74%. В Нидерландах против конституции на референдуме проголосовало 64%, явка избирателей – 63%. В июне 2005 года на саммите ЕС Великобритания, Португалия, Дания и Ирландия объявили о переносе на неопределённое время своих референдумов. Швеция заявила, что не ратифицирует проект конституции пока Франция и Нидерланды не проведут повторных референдумов. Таким образом, ЕС столкнулся с серьёзным политическим кризисом. … В Нидерландах политические силы выступило «за», население «против».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75289. Кризис в Западной Римской империи в III-V вв. и возникновение протофеодальных отношений 34 KB
  Кризис в Западной Римской империи в IIIV вв. В Западной Римской империи IV V вв. В различных частях Западной империи росли сепаратистские тенденции которые находили проявление как в политических выступлениях в захватах власти узурпаторами так и в появлении местных ересей например донатизма в Северной Африке. Эксплуатируемые массы империи представляли собой конгломерат множества социальных групп разделенных сословными перегородками и несовпадающими интересами.
75291. Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств 36.5 KB
  Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств. Победа на Каталаунских полях явилась последним крупным успехом Западной Римской империи. После этого началась политическая чехарда: за 21 год на престоле Западной Римской империи сменилось 9 правителей ставленников италийской или галльской знати варварской армии под командованием Рикимера сместившего или убравшего не одного августа а после его смерти в 472 г. Это время дальнейшего нарастания кризиса империи и стремительного сокращения ее границ.
75292. Победа частной собственности на крестьянский надел и причины разорения свободных франков 36.5 KB
  Победа частной собственности на крестьянский надел и причины разорения свободных франков. Усадебная земля согласно данным Салической правды находилась уже в индивидуальной собственности каждого франка. Наоборот луга и леса продолжали ещё находиться и в коллективной собственности и в коллективном пользовании всей крестьянской общины. Сосуществование разных видов собственности продолжалось сравнительно недолго и общинная форма собственности на пахотную землю соответствовавшая более низкому уровню производительных сил уступила место...
75293. Начало переворота в поземельных отношениях у франков: бенефициальная реформа Карла Мартелла 38 KB
  Иногда наряду с аллодом они владели землями как мелкие вотчинники составлявшие промежуточный слой между феодалами и свободными крестьянами. Вопервых она значительно укрепила складывавшийся слой мелких и средних феодалов которые в качестве професси нальных воинов стали основой конного ополчения и всей военной организации; они были предшественниками будущего рыцарства. Широкий слой бенефициариев жил целиком эксплуатацией зависимого крестьянства. Укрепившийся благодаря ей слой средних феодальных землевладельцевбенефициариев составил на...
75294. Завершение переворота в поземельных отношениях и складывание основ феодализма при Каролингах 48 KB
  Поэтому даже теряя аллоды свободные общинники брали у феодалов землю в пользование на условии выполнения определенных повинностей. Существовали прекарии нескольких видов; иногда такое условное держание передавалось человеку у которого было недостаточно или вовсе не было земли precri dt но иногда мелкий собственник сам передавал под давлением нужды и насилий соседних крупных землевладельцев право собственности на свою землю одному из них чаще всего церкви и получал эту же землю обратно в качестве прекария пожизненно или...