14527

Образование Европейских сообществ и становление европейского Союза

Контрольная

Международные отношения

Образование Европейских сообществ и становление европейского Союза 1.Исторические предпосылки и основные этапы становления Европейских сообществ Формирование Европейских сообществ и европейского права это единовременный и тесно взаимосвязанный процесс. Создани...

Русский

2013-06-06

113 KB

50 чел.

Образование Европейских сообществ и становление европейского Союза

1.Исторические предпосылки и основные этапы становления Европейских сообществ

Формирование Европейских сообществ и европейского права — это единовременный и тесно взаимосвязанный процесс. Создание и строительство Европейских сообществ осуществлялось на строгой юридической основе. Соответственно, оформление и правовая база этих Сообществ, их структура, цели и задачи, условия и порядок деятельности — все это должно было найти отражение и закрепление в нормах европейского права. В свою очередь, создание единой системы европейского права невозможно без существования организационных структур, образующих как бы материальную субстанцию самого европейского права. Иначе говоря, становление европейского права немыслимо без образования Европейских сообществ, а его функционирование и развитие невозможны вне Европейских сообществ.

Очевидно, что было бы некорректно ставить вопрос о том, что чему предшествовало — возникновение европейского права образованию Сообществ или наоборот. Речь идет о взаимодополняющих слагаемых, без которых невозможно развитие процесса европейской интеграции. Европейское право выступает как один из важнейших инструментов европейской интеграции. Среди многочисленных факторов, способствующих успеху интеграционных процессов, право играет особо важную роль. Благодаря развитию европейского права формируется не только единое правовое пространство, но и создаются необходимые условия и предпосылки единого экономического пространства, единого культурного пространства, создается все то, что необходимо для обеспечения сплоченности. Именно при помощи правовых мер и средств удается преодолевать те трудности и сложности, которые неизбежны при создании совершенно нового по своим качественным параметрам публично-правового интеграционного образования, коими являются Европейские сообщества. Эти новые качества находят свое проявление в том, что Сообщества — это уже не просто международные организации классического типа, а образования, которые во многом перенимают черты, свойственные суверенному государству. Вместе с тем это образования, которые не могут быть квалифицированы как исключительно надгосударственные структуры, поскольку речь идет об объединении усилий и развитии достаточно глубоких интеграционных процессов только в определенных областях жизнедеятельности.

Государства, образующие интеграционные объединения, сохраняют свою самостоятельность и суверенность. Вместе с тем некоторую часть своих суверенных прав и прерогатив они передают в совместное ведение Сообществ. Эти последние обретают тем самым определенные черты, свойственные публично-правовой организации, обладающей в строго ограниченных сферах (особенно экономического и социального сотрудничества) определенными суверенными правами.

Конечно, в подходе к проблеме интеграции и наделении интеграционных объединений суверенными правами позиции государств-участников, особенно в концептуальном плане, не всегда совпадают. Так, во Франции действующее законодательство, в том числе конституционного уровня, исходит из концепции коллективного или совместного осуществления прав и прерогатив, передаваемых государством в ведение Сообществ. Это достаточно отчетливо отражено в новой главе французской Конституции, посвященной Европейским сообществам и Европейскому Союзу. Для страны, которая стала в свое время родиной концепции суверенитета и где эта концепция в ее трактовке еще Жан-Жаком Руссо достаточно сильна, такой подход вполне понятен и закономерен. В ФРГ и в ряде других западноевропейских государств используемые на концептуальном уровне и в законодательстве формулировки носят несколько иной характер. В конституциях большинства этих стран говорится о возможности передачи части суверенных прав при определенных условиях и под определенным контролем в ведение международных объединений. Соответственно и проблема передачи полномочий в ведение европейских интеграционных объединений решается здесь именно как проблема уступки или передачи части суверенных прав и полномочий.

Вопрос, поставленный первоначально на концептуальном уровне, приобрел практическое, утилитарное значение в середине XX столетия. Сами по себе идеи европейского единении не представляют собой нечто свойственное только XX в . В истории европейской интеграции известны многочисленны!' примеры активного выступления различных видных об-нн-1-1 псиных и государственных деятелей в поддержку идей европейской интеграции и европейского союза. Известны конкретные проекты реализации этих идей. После Первой мировой    войны в Европе получает сравнительно широкое развии паневропейское движение, оно обретает даже определенны! организационные формы. Нельзя не отметить, что всякий раз, когда Европа становилась ареной кровопролитных Конфликтов, столкновений и противостояния, как реакция на эти события возникают и получают дополнительный импульс идеи мира и единения, выдвигаются конкретные проекты и предложения общеевропейского урегулирования. Так было и в далекие эпохи Столетней и Тридцатилетней войн, так было и в начале XX века. Причем чем более ожесточенный и кровопролитный характер носили конфликты, тем более активную ответную реакцию они вызывали.

Соглашения, достигнутые в годы Второй мировой войны между ведущими державами антигитлеровской коалиции, казалось, должны были открыть перспективу для активного и всестороннего послевоенного сотрудничества. Однако Ялтинское и Потсдамское соглашения положили в основу мироустройства такие начала и принципы, которые практически означали раздел мира между великими державами, раздел зон и сфер влияния. В условиях противостояния двух различных социально-экономических, политических и идеологических систем все это вылилось в ожесточенное противоборство между блоками, получившее название "холодная война".

В результате "холодной войны" процесс интеграционного развития на Европейском континенте оказался резко деформирован, и сама интеграция развивалась в значительной мере под воздействием и даже на основе тех двух противостоящих блоков, которые сформировались на Европейском континенте. На востоке Европы интеграционные процессы осуществлялись в рамках т. н. социалистического лагеря. Их конкретным проявлением стали создание Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора — военно-политического союза, который объединил все европейские государства социалистического лагеря во главе с СССР. На западе континента в первые послевоенные годы формируются организации военно-политического и гуманитарного сотрудничества, к числу которых принадлежат Западноевропейский союз, образованный на основе Брюссельского пакта 1947 г., Совет Европы, созданный в 1949 г. в качестве организации гуманитарного сотрудничества. Значительная часть западноевропейских государств подписала Североатлантический пакт, положивший начало и оформивший создание военно-политического альянса, ставящего своей целью противостояние "восточному блоку" и потенциальной военной угрозе со стороны последнего.

Обстановка, сложившаяся в мире в целом и на Европейском континенте в частности, настоятельно диктовала необходимость самого тесного сотрудничества европейских государств. Следовало прежде всего ликвидировать ужасающие последствия Второй мировой войны. Большинство государств континента лежало в руинах. Объединение усилий в социально-экономической сфере было императивом, без следования которому невозможно было преодолеть последствия войны. К сожалению, осознание этой необходимости не повлекло за собой должного единения стран Европейского континента. Политические, военные, идейные амбиции оказались превалирующими и соответственно подчинили себе строительство "новой" Европы. В результате интеграционные процессы на континенте пошли различными путями.

Общественность послевоенной Европы явно поддерживала идеи единения как важнейшего условия обеспечения мира и социального прогресса. Политическая и интеллектуальная элита, призванная воплотить эти предпосылки интеграции в жизнь, должна была сформулировать и дать четкий ответ на вопрос о том, каким образом и во имя каких целей должна быть осуществлена интеграция в Европе.

Довольно быстро и отчетливо в западных странах сформировались три основных направления политической и правовой мысли в том, что касалось строительства объединенной Европы. Первое направление было представлено сторонниками федерализма, т. е. сторонниками создания союзного общеевропейского государства со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями: создание суверенной федеративной государственности, формирование федерального права и федеральной системы государственных органов, определение предметов ведения федерации и ее субъектов. Особенно отчетливо федералистские тенденции просматриваются в этот период в действиях политической элиты Франции, стран Бенилюкса, ФРГ.

1.2.Периодизация этапов становления Европейских сообществ

1 этап – предварительный – 1946 – 1950 гг.: от первого после второй мировой войны призыва к созданию Соединённых штатов Европы (Черчилль) до декларации Р.Шумана, министра иностранных дел Франции, приглашающей Германию и все заинтересованные страны к объединению в сообщество.  2 этап – коммунитарный – 1951 – 1992 гг.: от договора, учреждающего ЕСУС до подписания договора о Европейском союзе. Он состоит из 3 – х периодов: а) 1951 – 1967 гг. – до подписания договора о слиянии и образования единой институциональной системы для всех сообществ; б) 1967 – 1986 гг. – с момента вступления в силу Договора о слиянии до подписания Единого Европейского акта (ЕЕА) в 1986 г.; в) 1986 – 1992 гг. – от ЕЕА до подписания Договора о Европейском союзе в Маастрихте. 3 этап – «евросоюзный» - 1993 -2005 гг. и далее: 1) от образования ЕС до Амстердамского договора (1997)  2) от Европейского совета в Ницце (2000) до принятия К-ции ЕС (2004); 3) от французского референдума против Конституции (2005) и далее.

2.Образование Европейских сообществ 

Второе направление было представлено политическими силами, выступавшими за тесное сотрудничество европейских государств, в частности, в экономической и военно-политической областях, но решительно возражавшими против федерализации Европы. Причины таких выступлений были разными. В одних случаях они основывались на твердом фундаменте примата национального суверенитета и приверженности национальной идее, недопустимости ущемления государственного суверенитета путем создания неких наднациональных образований. В других случаях решающее значение имели особые; политические позиции той или иной страны, место, которое ойа занимала в системе международных отношений и в Европейском регионе. Это особенно отчетливо прослеживалось в позиции Соединенного Королевства, которое явно претендовало на особые партнерские отношения с Соединенными Штатами, на особые место и роль в европейских делах и соответственно не считало возможным участие страны в различных объединениях федералистского толка.

Наконец, третье направление было представлено политическими и общественными деятелями, видными учеными и идеологами, занимавшими своего рода промежуточную позицию, допускавшими, что интеграционные объединения, создаваемые в Европе, должны сочетать в себе элементы как государственно-правовой так и международно-правовой организации. В какой-то степени это была компромиссная точка зрения, позволявшая сочетать или взаимоувязывать позиции первых двух направлений. Именно это третье направление и оказалось доминирующим, и именно эта позиция легла в основу тех договорных актов, которыми было оформлено создание Европейского объединения угля и стали и последующих Европейских сообществ.

Формирование и развитие Европейских сообществ, становление Европейского Союза, создание и утверждение европейского права — все это сложный и многоэтапный процесс, в ходе которого имели место не только достижения, но и определенные отступления и поражения, возникали немалые препятствия и препоны. Главное, однако, заключается в том, что, несмотря на все трудности, в целом это поступательный процесс, свидетельствующий о достаточной стабильности интеграционных процессов на западе Европейского континента. В развитии этого процесса можно проследить несколько этапов, каждый из которых отличается новыми чертами и собенностями, которые находят свое отражение в структуре и организации Европейских сообществ, расширении их юрисдикции, изменениях в институциональной структуре и в развитии самого права.

Конечно, в основу периодизации этого процесса интеграции могут быть положены различные критерии, связанные с достижениями в экономической или социальной областях, с тем или иным прогрессом в валютно-финансовой сфере, в характере взаимоотношений между государствами-членами и т. п. Однако с правовой точки зрения наибольший интерес представляют те кардинальные изменения, которые происходят в структуре Сообществ, в сфере их ведения и порядке осуществления тех полномочий, которыми эти Сообщества, а затем и Союз наделяются. Все такого рода перемены в жизни Сообществ и Союза находят свое отражение и закрепление прежде всего в учредительных договорах, то есть в таких актах, которые действительно вносят кардинальные изменения в построение и функционирование, в саму жизнедеятельность Сообществ и Союза. Соответственно и периодизация эволюции европейского права самым тесным образом связана с выработкой и заключением учредительных договоров. С этой точки зрения в становлении и развитии европейского права можно выделить несколько главных этапов.

Первый из них — это выработка и введение в действие Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). На данном этапе происходит формирование первого европейского интеграционного объединения, закладываются принципиальные основы самой интеграции и начинается  формирование  европейского  права.

Второй период связан с созданием двух новых Сообществ. В 1957 г. в Риме подписываются два договора: Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии .(Евратом). Вступление в силу 1 января 1958 г. этих двух договоров знаменует начало нового этапа в развитии интеграционных процессов. Особенно большое значение имел Договор о создании ЕЭС, в котором сформулированы важнейшие принципиальные основы интеграционного объединения, определены условия и порядок его функционирования, закреплены важнейшие достижения в области экономического, социального и правового развития. В этот период развертывается создание "общего рынка", складываются и утверждаются основные принципы европейского права, начинает функционировать система юрисдикционного контроля за его применением и соблюдением. В ходе второго этапа развития вырабатываются нормативные положения, обеспечившие создание и функционирование единой системы институтов, вносящие существенные перемены в порядок их формирования и функционирования, юридически оформляется новая система финансового обеспечения Сообществ, их взаимодействия с государствами-членами. В этот же период происходит существенное увеличение числа членов Европейских сообществ, что в свою очередь сказывается и на расширении сферы применения европейского права, и на определенных структурных изменениях в системе объединенных институтов Сообществ.

Углубление интеграционных процессов, расширение сферы взаимодействия и сотрудничества государств-членов приводит к выдвижению новых программных установок и созданию правовых механизмов их обеспечения и реализации. В результате довольно длительных и непростых переговоров стороны приходят к выработке нового важнейшего правового инструмента, положившего начало третьему этапу в развитии Сообществ и европейского права. Юридически его наступление было оформлено подписанием Единого европейского акта (ЕЕА), который вступил в силу в 1987 г. В результате произошло заметное расширение сферы ведения Европейских сообществ, были внесены изменения в их институциональную структуру и намечены основные контуры развития сотрудничества государств-членов в сфере внешней политики и безопасности. Единый европейский акт создал правовую основу для перехода к новому, более высокому уровню сотрудничества государств — к созданию Европейского Союза. В соответствии с программными установками Единого европейского акта был начат переход от общего к единому внутреннему рынку, что должно было в перспективе подготовить создание Экономического и валютного союза.

Новый четвертый этап в развитии процесса европейской интеграции связан с подписанием (февраль 1992 г.) и введением в действие (ноябрь 1993 г.) Договора о Европейском Союзе. По месту заключения его иначе именуют Маастрихтским договором. Образование Европейского Союза составляет главное содержание перемен в области европейского строительства в целом и европейского права в частности. Союз учреждается на базе Европейских сообществ, дополненных сферами политики и формами сотрудничества, определенными этим Договором. Этими сферами и формами становятся внешняя но литика и безопасность, сотрудничество в области юстиции и внутренних дел.

Новеллы, привнесенные Договором о Союзе в европейское право, далеко не однозначны. Практически с созданием Союза вырисовываются новые контуры взаимодействия в правовой сфере, которые заметно отличаются от сложившихся в рамках Сообществ. Каковы бы, однако, ни были споры по вопросу о прогрессе или регрессе в правовой сфере, несомненным является то, что система европейского права получает дальнейшее развитие, а ее воздействие распространяется на все новые и новые сферы сотрудничества.

Маастрихтский договор предусмотрел необходимость дальнейшего уточнения параметров Союза, порядка его функционирования и взаимодействия государств-членов с институтами ЕС в новых областях. В развитие этих постановлений была созвана межправительственная конференция, которая в сравнительно короткие сроки подготовила новый учредительный договор, внесший изменения в Договор о Европейском Союзе. Этот новый Договор был подписан 2 октября 1997 г. в Амстердаме. По месту своего подписания он получил наименование Амстердамского договора. Новый договор внес ряд существенных новелл в строительство Европейского Союза. Они касаются таких концептуальных и практических положений, как формула продвинутого сотрудничества, уточнение принципов субсидиарности и пропорциональности, более четкое определение понятия общей политики и общих действий Сообществ, уточнение сферы сотрудничества в области внешней политики и безопасности. Заметно расширены положения, связанные с охраной и защитой прав человека, в результате создания пространства свободы, безопасности и законности, уточнены некоторые аспекты деятельности институтов Европейского Союза, расширена сфера действия права ЕС за счет так называемой коммунитаризации ряда областей, которые в прошлом не входили в ведение Сообществ, а следовательно не регулировались нормами права Европейских сообществ.

Вместе с тем некоторые вопросы, подлежавшие рассмотрению в ходе подготовки Амстердамского договора, решены не были. В частности, это относится к попыткам реформы институциональной структуры Союза, которая была осуществлена только фрагментарно и весьма робко, с отнесением более кардинальных решений на будущее. Амстердамский договор, как и любой другой учредительный акт, был передан на ратификацию государствам-членам. Процесс ратификации был завершен в первой половине 1999 г., и с мая этого года данный Договор, вносящий ряд существенных изменений в структуру и порядок функционирования Сообществ и Союза, введен в действие. Важно, однако, подчеркнуть, что создание и эволюция Европейского Союза не означают исчезновение или просто поглощение Европейских сообществ. Все три Европейских сообщества продолжают существовать как самостоятельные интеграционные объединения, одновременно участвующие в Европейском Союзе. При изучении европейского права, действующего в настоящее время, следует иметь в виду, что это весьма динамичная система, которая претерпевает в ходе эволюции Сообществ весьма существенные изменения. Необходимость дальнейших реформ и изменений прямо предусмотрена Амстердамским договором. В соответствии с очерченными четырьмя основными этапами развития дается краткий обзор формирования и эволюции европейского права.

1.3. Парижский договор, образование ЕОУС, начало формирования европейского права

Парижский договор, положивший начало созданию первого интеграционного объединения в-Западной Европе, подписан 18 апреля 1951 г. и вступил в силу 1 января 1952 г. Шесть государств-участников — Франция, Италия, страны Бенилюкса и ФРГ — создали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Объединение ставило перед собой сравнительно узкие цели.

Согласно Договору основной задачей Объединения было способствовать экономическому развитию, росту занятости и повышению жизненного уровня в государствах-членах путем создания общего рынка угледобывающей и сталелитейной промышленности и их производных. Институты ЕОУС должны были обеспечить упорядоченное снабжение общего рынка, равный доступ к источникам производства для всех потребителей, установление максимально низких цен, поддержание условий, стимулирующих наращивание производства и улучшение качества производимой продукции, рациональное использование природных ресурсов, улучшение условий труда; способствовать росту международной торговли и упорядоченному наращиванию и модернизации производства. Цели ЕОУС свидетельствовали о том, что объединение носит чисто функциональный характер и решает специальный круг задач и проблем, связанных с развитием сталелитейной и угольной промышленности, созданием общего рынка товаров и услуг в этой сфере на базе принципов, определенных Договором.

Парижский договор сам по себе ничего не говорит о природе интеграционного объединения, об уровне и степени интеграции, о восприятии концепций наднационального сотрудничества или межнационального объединения. О том, каким образом должно действовать это Объединение, в самом Договоре говорится достаточно неопределенно. Согласно ст. 5 Договора ЕОУС должно осуществлять свои задачи "с ограниченной степенью вмешательства". Формула достаточно туманная, и если в Договоре в той или иной мере определялась сфера вмешательства, то указание на порядок этого вмешательства практически отсутствовало.

ЕОУС наделяется качествами юридического лица. Объединение обладает правоспособностью, необходимой для достижения поставленных целей и осуществления своих функций, за ним признается международная правоспособность, а в каждом из государств-членов оно обладает наибольшей правоспособностью, предоставляемой юридическим лицам в этом государстве. ЕОУС может приобретать и отчуждать движимую и недвижимую собственность и выступать стороной в суде. Сами по себе приведенные положения имеют весьма важное значение, они определяют условия, характер и пределы правоспособности ЕОУС. Однако специфики и особенностей интеграционного объединения это не раскрывает, поскольку практически почти каждая международная организация обладает примерно теми же качествами юридического лица и в общих чертах тем же объемом правоспособности. О природе и особенностях интеграционного объединения скорее можно судить не по этим формулам, а выявляя структуру и характер полномочий институтов Объединения, а равно его права в деле установления общеобязательных правовых предписаний, с которыми и связано в первую очередь начало формирования европейского права.

К числу институтов ЕОУС были отнесены Высший руководящий орган, Общая ассамблея, специальный Совет министров и Суд ЕОУС. Договор определил порядок их формирования, принципы функционирования и условия взаимоотношений между этими институтами. Для раскрытия природы интеграционного объединения чрезвычайно важно было определить, на каких началах формируются отдельные институты, каков объем их полномочий и каков порядок их взаимодействия. Центральное место в системе институтов ЕОУС занял Высший руководящий орган. На него возлагалось обеспечение достижения целей ЕОУС и решение практических задач, связанных с созданием общего рынка угля и стали. Этот Высший руководящий орган наделялся правом законодательной инициативы, именно он инициировал принятие важнейших решений. Одновременно он являлся и основным законодательным органом ЕОУС, принимая обязательные по своей юридической силе акты и обращая их к исполнению. Учитывая место и роль Высшего руководящего органа, особо важное значение приобретал порядок его формирования и деятельности. Согласно договору Высший руководящий орган состоял из представителей, назначаемых государствами-членами из числа своих собственных граждан. Однако по своему статусу члены этого органа не являлись полномочными представителями своих правительств. Напротив, это были международные чиновники, одним из главных условий назначения и деятельности которых являлась их независимость по отношению к национальным правительствам. Они не должны были получать или исполнять инструкции и указания правительств своих стран, а действовать исключительно на основе учредительного договора и во исполнение его положений. Таким образом, Высший руководящий орган выступал преимущественно как воплощение идеи наднационального сотрудничества и руководства. Федералистсское начало оказалось доминирующим.

Конечно, Высший руководящий орган не мог действовать игконтрольно, он не мог не учитывать национальные интересы государств-членов. В определенной мере функции контроля за его деятельностью осуществлял специальный Совет министров, состоявший из представителей правительств государств — членов ЕОУС. Тем не менее важно подчеркнуть, что Совет министров оставался преимущественно контрольным органом, хотя и наделялся правом вмешательства в процесс принятия решений, затрагивавших жизненно важные интересы государств-членов.

Практически совещательно-консультативным органом являлась Общая ассамблея. Формально это был институт, осуществляющий представительные функции, нечто вроде парламентского учреждения. Однако Общая ассамблея обладала весьма незначительными правами. Возможность самостоятельно инициирования и принятия ею обязательных решений исключалась, а порядок формирования Ассамблеи за счет делегирования представителей от национальных парламентов

Наднациональным по своей природе органом становился Суд ЕОУС. Он формировался путем единогласного назначения судей государствами-членами, но сами судьи при исполнении своих обязанностей были полностью независимы и руководствовались в своей деятельности предписаниями учредительного договора и действующими нормативно-правовыми актами. Суд ЕОУС изначально выступал воплощением идеи наднационального сотрудничества. Он был одним из важнейших институтов, обеспечивающих соблюдение юридически обязательных предписаний как Договора, так и актов, издаваемых институтами ЕОУС.

В этой связи весьма важное значение приобретали порядок принятия, характер и степень обязательности для государств-членов нормативно-правовых актов, издаваемых институтами ЕОУС. В соответствии со ст. 14 Высший руководящий орган ЕОУС принимает решения, дает рекомендации или заключения. Решение является нормативно-правовым актом общего характера, обязательным во всех своих частях и подлежащим применению во всех государствах — членах ЕОУС (в последующем с созданием Европейского экономического сообщества и Евратома аналогичные по характеру нормативно-правовые акты получили наименование регламента). Рекомендации, будучи также обязательными нормативно-правовыми актами, определяют преследуемые данным актом цели, но оставляют выбор методов и средств реализации за теми, кому эти нормативно-правовые акты непосредственно адресованы (в последующем аналогичные акты в рамках ЕЭС и Евратома получили наименование директивы). Заключения, принимаемые Высшим руководящим органом, носят рекомендательный характер и обязательной силы не имеют.

Следовательно, вся система институтов ЕОУС была сконструирована таким образом, что обеспечивала превалирующее значение институтов, воплощающих идеи наднациональности. Вполне естественно, что сами по себе эти принципы, воплощенные прежде всего в структуре и полномочиях Высшего руководящего органа и Суда ЕОУС, применялись в сравнительно узкой сфере функционального сотрудничества государств, участвующих в Объединении. Необходимо, однако, принять во внимание, что Парижский договор решал не только узкую и чисто функциональную проблему сотрудничества западноевропейских государств в одной определенной сфере развития и упорядочения производства.

Европейское объединение угля и стали стало своеобразным опытным полем, где проходили практическую проверку многие концептуальные построения и прежде всего решалась ладача соотношения наднационального и межнационального в западноевропейской интеграции. Кроме того, решалась одновременно еще одна напрямую не связанная со сталелитейной промышленностью, но весьма важная политическая проблема. Это проблема интеграции Западной Германии в западноевропейскую экономическую систему. Участники ЕОУС, легитимируя возвращение Западной Германии в систему западных государств, одновременно использовали создание наднационального объединения для того, чтобы сохранить свой контроль над тяжелой промышленностью Германии, которая в прошлом. О многом способствовала утверждению национал-социалистического режима и развязыванию немецкой агрессии. Опыт, накопленный ЕОУС, оказал несомненное воздействие на последующее развитие интеграционных процессов в Западной Европе. И хотя созданная в рамках ЕОУС модель не была полностью воспринята, накопленный опыт сыграл несомненно позитивную роль. С учетом практики ЕОУС была скорректирована модель построения других экономических интеграционных обьединений и разработаны новые учредительные акты.

1.4. Римские договоры, образование ЕЭС и Евратома.

Два договора, подписанные в Риме 25 марта 1957 г. и иступившие в силу с 1 января 1958 г., оформили создание Кнропейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейс-|.|по сообщества по атомной энергии (Евратом). Договор о Кнратоме учреждал сравнительно узкое по своему характеру и по функциональному назначению интеграционное объединение. В этом отношении он во многом схож с Договором, оформившим создание ЕОУС. При всей важности проблемы мирного использования атомной энергии и установления международного контроля в этой области сфера применения учредительного акта в данном случае ограничена четкими функциональными рамками. В то же время Договор о Евратоме в том, что касается формирования институциональной структуры и определения места и роли наднационального и межнационального сотрудничества, воспроизводит схему, присущую не ЕОУС, а ЕЭС.

Безусловно, важнейшее и решающее значение для развития всего процесса интеграции в Западной Европе имело создание Европейского экономического сообщества. ЕЭС представляло собой объединение общего, в значительной мере универсального характера, которое охватывало такие важнейшие сферы жизнедеятельности государств, как экономика и социальное развитие.

Именно Договор о ЕЭС определяет сущность и направленность европейской интеграции. В нем изложены общие цели и принципы, которые характеризуют деятельность всех трех Европейских сообществ. Особенно важно значение этого учредительного акта для формирования европейского права. Если Договоры о ЕОУС и Евратоме создают основу для издания и применения правовых предписаний в сравнительно узкой сфере сотрудничества государств, то Договор о Европейском экономическом сообществе закладывает основы нового правопорядка, основные начала правовой системы, регулирующей взаимоотношения ее субъектов как внутри этих объединений, так и отношения Сообщества с внешним миром. В этом смысле можно говорить о том, что европейское право, это и есть прежде всего право Европейского Сообщества. Право, применяемое в рамках ЕОУС и в рамках Евратома, — это скорее частное конкретное проявление и применение тех общих правовых начал, которые формируются и формализуются в рамках Европейского экономического сообщества.

Договор о Европейском экономическом сообществе сравнительно детально и обстоятельно регулирует задачи и цели ЕЭС. Сообщество призвано обеспечить гармоничное экономическое развитие, неуклонный, сбалансированный и стабильный экономический рост, ускоренное повышение уровня жизни и укрепление связей между объединившимися государствами (ст. 2 Договора о ЕЭС). В ходе последующего развития миссия, возлагаемая на Европейское Сообщество, была значительно расширена (см. ст. 2 консолидированного текста Договора о ЕС). Решающим средством достижения этих целей должно было служить создание "общего рынка" и реализация четырех свобод, обеспечивающих его формирование и функционирование. К их числу отнесены свобода движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы. Договор уточняет меры, необходимые для построения "общего рынка" и реализации четырех свобод, а равно определяет основные этапы такого строительства. В течение трех этапов — каждый по четыре года с возможностью продления отдельных этапов, но при условии, что в целом переходный период не превысит пятнадцати лет — надлежало создать Таможенный союз, введя, таким образом, Общую внешнюю таможенную границу и ликвидировав таможенные границы и барьеры внутри Сообщества. Достижению поставленных целей были подчинены также общие политики, осуществляемые в рамках Сообществ, а равно система институтов Сообщества, условия и порядок их деятельности. Этим же целям и задачам должно было отвечать формирование и развитие европейского права.

Путем заключения специальных соглашений была создана единая система институтов, охватывающая все три Сообщества. На основе Конвенции об общих институтах, подписанной одновременно с Римскими договорами в 1957 г., были созданы общие для всех Сообществ Парламентская Ассамблея и единый Суд. Значительно больше времени понадобилось для решения вопроса об объединении таких ведущих институтов, как Совет и Комиссия. Соответствующий Договор о слиянии был подписан в 1965 г. и вступил в силу в 1967 г. Начиная с этого триода в рамках Сообществ функционирует единая система институтов.

В рамках ЕЭС соотношение начал межнационального и наднационального в построении и функционировании ведущих институтов претерпевает определенные изменения. Создается весьма своеобразная структура сбалансирования двух взаимодополняющих начал, что сказывается на роли и месте ведущих институтов в руководстве делами Сообществ. Совет, состоящий из официальных представителей государств-членов па уровне министров и воплощающий в себе безусловно и прежде всего начало межнационального сотрудничества, превращается в главный законодательный орган. Именно Совет принимает наиболее важные нормативно-правовые акты.

Комиссия, глава и члены которой назначаются с общего согласия государствами — членами Сообществ, воплощающая в себе идею наднационального сотрудничества, становится институтом, осуществляющим преимущественно управление делами Сообществ. Она почти монополизирует право законодательной инициативы. Складывается как бы своеобразная система сдержек и противовесов. Совет принимает решение, но принять решение в форме нормативно-правового акта он в большинстве случаев не может без проявления инициативы со стороны Комиссии. Конечно, в целом эта схема знает и целый ряд исключений, в последующем в нее были внесены существенные изменения и дополнения, но общий принцип сба лансированности интересов наднационального и межнационального в построении и деятельности институтов ЕС сохранился и по настоящее время.

Претерпел определенное изменение статус Европейской ассамблеи, которая получила с 1962 г. наименование Европейского парламента. Два момента существенно важны для характеристики эволюции статуса Европейского парламента. Во-первых, начиная с 1979 г. Парламент формируется путем всеобщих и прямых выборов, проводимых во всех государствах — членах Европейских сообществ. Таким образом, Европейский парламент из института представительства государств становится в определенной мере представителем народов стран, входящих в состав ЕС. Во-вторых, Европейский парламент, являвшийся первоначально в основном консультативным органом, неуклонно расширяет сферу своей деятельности и объем осуществляемых полномочий.

Конечно, дефицит парламентской демократии, о котором так много говорят и пишут критики Европейских сообществ, отнюдь не преодолен до настоящего времени. Тем не менее важно отметить, что общей тенденцией эволюции парламентского учреждения является расширение полномочий Парламента. Более активным становится его участие в законотворческом процессе. Он играет все более важную роль в формировании Европейской Комиссии, контроле за ее деятельностью, а равно формировании и утверждении бюджета ЕС. Переход к избранию Парламента путем всеобщих прямых выборов, в которых участвует все население государств, входящих в ЕС, несомненно свидетельствует об укреплении начал наднационального сотрудничества в рамках Европейских сообществ. Речь идет практически об элементе, который принципиально отличает Европейские сообщества от любой другой международной организации, в рамках которой могут также создаваться те или иные институты представительного характера. Формирование Парламента путем всеобщих и прямых выборов — это уже элемент, характерный для государственной, а не международной организации.

В том же ключе осуществляется изменение в порядке формирования бюджета Европейских сообществ. Первоначально бюджет в ЕС, как и в большинстве международных организаций, создавался за счет взносов государств-членов. Однако уже в 70-е годы он начинает формироваться за счет собственных финансовых средств. В бюджет Сообществ отчисляются сборы от импорта, налоги на сельскохозяйственный им порт и 1% от налога на добавленную стоимость (в последующем размер отчислений от НДС непрерывно увеличивался, и в настоящее время стоит вопрос о его повышении до 1,5%). Изменившийся порядок формирования бюджета ЕС не предотвратил, как показало дальнейшее развитие, споров по вопросу о суммах, отчисляемых тем или иным государством — членом ЕС в бюджет Сообществ. Важно, однако, то обстоятельство, что с изменением порядка формирования бюджета также укрепляется наднациональное начало в построении и функционировании механизма Европейских сообществ. Сообщество становится более независимо от государств, его образующих, в том, что касается поступления собственных финансовых средств и расходов, а это, безусловно, должно было послужить укреплению его самостоятельности.

Договор о Европейском экономическом сообществе, так же как и Договор о Евратоме, подтверждает, что каждое из Сообществ является самостоятельным юридическим лицом. В этих актах подчеркивается, что Сообщества в качестве таковых пользуются и международной правоспособностью, и максимально допустимой правоспособностью в рамках национальных границ государств — членов Сообщества, имеют право приобретения и отчуждения движимого и недвижимого имущества, право подать иск в суд и отвечать по суду и т. п. Тем не менее юридическую природу Сообществ учредительные акты не определяют. Это сделал в определенной степени Суд Европейских сообществ (Суд ЕС), который при рассмотрении целого ряда конкретных дел сформулировал концепцию, раскрывающую особенности юридической природы Сообществ и созданной ими правовой системы.

Формулируя общие исходные принципы европейского нрава, Суд ответил прежде всего на вопрос о том, какой именно правопорядок воплощен в Европейских сообществах. Согласно Суду в Европейских сообществах реализуется особый, своеобразный и самостоятельный правопорядок, который не может быть сведен ни к национальному, ни к международному правопорядку. Исходя из этой общей посылки, Суд определил основные квалификационные характеристики складывающейся в рамках Сообществ правовой системы, принципы взаимоотношений европейского и национального и европейского и международного права. Система норм, создаваемых и применяемых в рамках Сообществ и имеющих прямое действие на территории всех государств-членов, образует самостоятельную правовую систему, которая функционирует наряду с нацио нальными системами права и системой международного права. Суд ЕС использовал свою преюдициальную практику для истолкования многих положений учредительных договоров и для выработки концептуальных положений, обосновывающих как особенности права Сообществ, так и сферу его применения. Так, Суд ЕС определил, что следует понимать под общими принципами права Сообществ задолго до того, как соответствующая формула нашла свое отражение и закрепление в последующих учредительных актах. Показательно, что в одном из протоколов, приложенных к Амстердамскому договору, специально оговорено и подтверждено сохранение юридической значимости и обязательности принципов, на которых строятся отношения между правом Сообществ и национальным правом государств-членов в том виде, как они были выработаны и сформулированы Судом ЕС.

Реализация целей и задач, сформулированных в учредительных актах, создавших Европейские сообщества, оказалась делом чрезвычайно трудным и сложным. Уже примерно в 1968 г. в рамках ЕС было завершено создание Таможенного союза, введен в действие общий таможенный тариф и в определенной степени смягчены внутренние барьеры в рамках общего рынка на пути свободного движения товаров. Однако последовавшие вскоре за этим серьезные потрясения в валютно-финан-совой сфере, вызванные, в частности, отменой золотого паритета доллара, разразившийся в 70-е годы острый энергетический кризис резко затормозили развитие интеграционных процессов. Правда, трудности, возникшие в 60-е годы на институциональном уровне, грозившие полностью парализовать деятельность институтов ЕС, удалось преодолеть посредством выработки так называемого Люксембургского компромисса. Суть возникшего спора заключалась в сопротивлении некоторых государств-членов введению в действие процедур, предусмотренных Договором и предполагавших возможность принятия отдельных решений в Совете не на основе принципа единогласия, а квалифицированным большинством. Дело дошло до того, что представители Франции даже отказались принимать участие в работе Совета и других институтов. И лишь достигнутый в 1966 г. Люксембургский компромисс позволил выйти из тупиковой ситуации. Тем не менее последствия этого кризиса сказываются и по настоящее время, так как его разрешение сопровождалось введением существенных оговорок относительно расширения применения принципа квалифицированного большинства в Совете ЕС.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38251. Создание предприятия и его регистрации 95 KB
  Предпринимательство – это самостоятельная инициатива, систематическая, на собственный риск, деятельность по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг и занятию торговлей с целью получения прибыли. Предпринимателями могут быть граждане Украины, других государств, юридические лица всех форм собственности установленных Законом «О собственности».
38252. Бухгалтерский баланс 67 KB
  Баланс bislnx – это отчёт о финансовом состоянии предпр. Активы – это ресурсы контролируемые предпр. Экономическая выгода – это потенциальная возможность получения предпр. Таким образом – активы это не все ресурсы имеющиеся на предприятии а только те из них которые принесут в будущем эконом.
38253. Хозяйственные операции и их влияние на статьи баланса 68.5 KB
  пополнен резервный капитал за счёт прибыли.100 и увеличилась кредиторская задолженность в расчётах с поставщиками в пассиве стр. Уменьшился текущий счёт в активе стр.230 и уменьшилась кредиторская задолженность в расчётах с поставщиком в пассиве стр.
38254. Счета бухгалтерского учета 191.5 KB
  Простейшая форма счёта – самолётик. № счёта Дебет Дт Кредит Кт Для любого счёта приемлемы следующие понятия: Дебет – это левая часть счёта в переводе с латыни – должен; Кредит – это правая часть счёта в переводе с латыни – верит; Сальдо Сдо – это остаток; Сальдо начальное Сдо нач. операций записанных по дебету счёта за отчётный месяц; Обороты по кредиту ОКт – это общая сумма всех хоз. операций записанных по кредиту счёта за отчётный месяц;...