14531

Европейский Суд

Лекция

Международные отношения

Европейский Суд Экономический и социальный комитет 3.Комитет регионов Европейского Союза КОР 1.Европейский Суд Европейский Суд без натяжек можно признать стержневым органом в системе институтов ЕС. Но он бы не смог стать таковым если бы не была проявлен

Русский

2013-06-06

127.5 KB

5 чел.

  1.  .Европейский Суд
  2.  Экономический и социальный комитет

3.Комитет регионов Европейского Союза (КОР)

1.Европейский Суд

Европейский Суд без натяжек можно признать стержневым органом в системе институтов ЕС. Но он бы не смог стать таковым, если бы не была проявлена необходимая добрая воля со стороны государств-членов и их обществ.

Согласно Римскому Договору (ст. 164), Суд представляет собой независимый правовой орган, необходимый для того, чтобы "через" толкование и применение этого Договора соблюдалось право Европейского Союза. Дела в суд передаются тремя способами: 1. Национальными судами в соответствии с процедурами ст. 177; 2. Исками Европейской Комиссии против государств-членов (ст. 169); 3. Исками, возбужденными одним государством-членом против другого (ст. 170).

Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским Союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов. Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные постановления по делам, переданным ему национальными судами, впрочем, не имеющие юридической силы. Разумеется, под его юрисдикцию не попадают области, не охваченные договорами ЕС, например, уголовное право.

В соответствии с Маастрихтским договором. Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления (Римский договор такого права суду не давал).

Состав суда

Суд состоит из 27 судей, назначаемых правительствами государств-членов по общему согласию сроком на 6 лет (по одному судье от каждого государства). Срок полномочий судьи может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей. На данный момент (январь 2007 года) в состав Европейского суда входят: Вассилиос Скоурис (УаззШоз Зкоипз) - председатель

Сэр Конрад Херманн Теодор Шиманн (8п Копгас! Негтапп ТЬеойог ЗсЫетапп) Петер Янн (Ре1ег 1апп) Ромэн Шинтген (Поташ 8сЫп1;§еп) Айндриас О'Кэоим (Атйпаз О СаоппЬ) Жозе Наркису да Кунья Родригеш (1озё Кагазо с1а СипЪа Коёгщиез) Крнстиаан Биллем Энтон Тиммерманс (СЬпзйаап \\^11ет Ап1оп Тнптегтапз) Аллан Розас (АПап Козаз) Коэн Ленаэртс (Коеп Ьепаейз) Розарио Сильва де Лапуэрта (Козапо ЗДуа с1е ЬариегШ) Ержи Макарчик (.Теггу Макагсгук) Пранас Курис (Ргапаз Кйпз) Эндре Джухач (Епс1ге Мгазг) Георги Арестис (Оеог§е Агезйз) Энтони Борг Бартет (Ап1Ьопу Вог§ ВагШе! И.О.М.) Марко Илешич (Магко 11ез1с) Юри Маленовски (Лп Ма1епоУзку) Ян Клучка (1ап Юиска) Уно Лыхмус (Шо ЬбЬтиз) Эгил Левите (Е§Пз Ьеукз) Томас фон Данвитс (ТЬошаз уоп ОапуЛг) Жан-Клод Бонишо (1еап-С1аис1е ВошсЬо!:) Пернилла Линд (РегпШа Ь1пс!11) Ларе Бэй Ларсен (Ьагз Вау Еагзеп) Антонио Тиззано (АШопю Т122апо) Камелиа Тоадер (СатеНа Тоас1ег) Александр Арабадьиев (А1ехапс1ег АгаЬа<1]1еу)

В составе суда имеется также 8 генеральных адвокатов. Их задача - помочь судьям в выработке решений. Статус адвоката идентичен статусу судьи. Адвокат участвует в рассмотрении дела. Он изучает документы, слушает аргументы сторон и формулирует собственное мнение относительно возможного решения. Может возникнуть вопрос: а зачем вообще нужен подобного рода адвокат. Дело в том, что судьи по завершении рассмотрения дела должны принять единое решение. Кто-то из них может иметь особое мнение, но оно нигде и никак не отражается. Соответственно повышается в судебном процессе роль генерального адвоката, который при формальном равенстве с судьями никак не ограничен ни в формулировании, ни в выражении своего мнения. Мнение адвоката для суда не является обязательным. По завершении слушания дела вместе с приговором оглашается мнение адвоката.

Институт генеральных адвокатов заимствован из французской судебной системы. Генеральные

адвокаты (январь 2007 года):

Верика Трстеньяк (Уепса Тгз^егуак) Ян Мазак (1ап Магак) Йевес Бот (Ууез Во!) Паоло Менгоцци (Рао1о Меп§0221) Элеанор Шарпстон (Е1еапог 8Ьагрз1оп) Дамазо Руиз-Йарабо Коломер (Эатазо Кш2-.1агаЬо Со1отег) Жульен Кокот (.ГиНапе Кокой) Луиш Мигель Пойареш Пессоа Мадуру (Ьшз М1§ие1 Ро1агез Реззоа Мас1иго)

Рассмотрение дел

Примерная схема прохождения дела в Суде следующая: исковое заявление или запрос национального суда ставится на учет и прохождение его контролируется регистратором. Регистратор также, как судьи и генеральные адвокаты, входит в состав Европейского Суда. Сейчас эту должность занимает Роджер Грасс (Ко§ег Огазз)

Ознакомившись с документами, председатель Суда передает их в одну из шести палат и назначает ответственного судью-докладчика. Одновременно первый генеральный адвокат подключает к делу одного из своих коллег. Роль судьи-докладчика состоит в тщательном ознакомлении с делом и составлении по нему предварительного доклада. Другие судьи также знакомятся с материалами дела, но в приложении к нему они читают и упомянутый доклад, и мнение генерального адвоката. Если речь идет о разрешении спора между государствами-членами, то дело будет слушаться Судом в полном составе в главном офисе в Люксембурге. Там же перед Судом устно излагает свое мнение генеральный адвокат и заслушиваются аргументы сторон. Суд выносит свое решение в форме заявления. Собственного механизма реализации решений у Суда нет, в этом он полагается на механизмы государств-членов.

Юрисдикция суда

Юрисдикция Суда складывается из нескольких самостоятельных категорий дел. Главные среди них:

  1.  дела искового производства - иски к государствам-членам, институтам Союза и, реже, к юридическим и физическим лицам;
  2.  преюдициальные запросы, которые подаются национальными судами на предмет толкования учредительных договоров и нормативных актов ЕС илц с целью проверки соответствия актов институтов учредительному договору Европейского сообщества.

Подавляющее большинство дел Суд рассматривает на основании Договора об учреждении Европейского сообщества. В рамках второй "опоры" Европейского Союза (общая внешняя политика и политика безопасности) юрисдикция у Суда отсутствует, а в рамках третьей "опоры" (сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере) весьма ограничена.

Суд первой инстанции

В 1986 году Единым Европейским Актом был образовал Суд первой инстанции, который начал действовать с 1989 года. Его создание было вызвано резким увеличением объема работы Европейского Суда. Согласно формулировке Акта Суд первой инстанции был "придан" Суду, то есть формально он не считается самостоятельным институтом, даже располагается он в том же здании, что суд, и службы обеспечения, включая библиотеку, у них общие.

Суд первой инстанции включает 27 судей - по одному от каждого государства-члена (генеральных адвокатов здесь нет, хотя введения их института возможно в будущем) и рассматривает по первой инстанции иски, подаваемые к институтам Союза физическими и юридическими лицами, дела, связанные с нарушениями частными, юридическими лицами и союзными государствами решений и законов Сообществ, дела, связанные с нарушением правил конкуренции и др..

В январе 2007 года) состав судей следующий:

Бу Фестердорф (Во Уез1:егс1ог1) - президент

Франклин Дехус (РгапкНп Эейоиззе) Ирена Пеликанова (1гепа РеНкапоуа) Йорг Пиррунг (1бг§ Рптип§)

Кюллике Юримяэ (КШНке Лштае) Михалис Виларас (МШаНз УПагаз) Рафаэль Гарсия- Вальдекасас и Фернандес (КаГае1 Оапла-УаМесазаз у Регпап<3ег) Хубер Лега (НиЬег1: Ее§а1) Джон Д. Кук ^оЬп Сооке) Энзо Моверо Миланези (Епго Моауего МПапез1) Саввас Папасаввас (Заууаз Раразаууаз)

Игрида Лабука (1п§пёа ЬаЬиска) Виленас Вадапалас (УПепаз Уаёара1аз) Марк Яэгер (Маге 1ае§ег) / Отто Счуц (Ойо Сгйсг) Эна Кремона (Епа Сгетопа) Арьен В.Х. Меиж (Ацеп V/. Н. Меу) Йозеф

Азизи А2121) Ирена Вишниевска-Бьялека (1гепа \\Тз2ше\Узка-В1а1еска) Мария Эугения Мартинш де Назарее Рибейру (Мала Еи§ёша Магйпз сЬ Ыагагё ШЪепо) Верика Трстеньяк (Уепса Тгз1:егуак)

Даниэль Швабии (Ваше1 8уаЬу) Вирпи Тийли (Унр1 ТИН) Пернилла Линд (РегшПа ЫпсШ) Николас Джеймс Форвуд (№сЬо1аз Датез Ропуоос!) Регистратор - Эммануэль Куло (Ештапие1 Сои1оп).

Решения Трибунала в кассационном порядке могут быть обжалованы в Суде в течение двух месяцев.

Трибунал по делам гражданской администрации

Решением Совета ЕС от 2 ноября 2004 года был создан трибунал по делам гражданской администрации Европейского Союза. В его компетенции находятся служебные споры с участием лиц, состоящих на гражданской службе у Европейских сообществ. Дела в Трибунале разбираются 7 судьями, назначаемыми на щесть лет. На данный момент (январь 2007 года) это:

Ирена Борута (1гепа ВОКИТА) (срок полномочий истек) Стефане Джервасони (81ёрЪапе 0ЕКУА80М))

Хейкки Каннинен (НакЫ КАЫМ1МЕМ) Хорстпетер Креппель (Ногз1ре*ег ККЕРРЕЬ) (срок полномочий истек) Пол Махони (Раи1 Г МАНСЖЕУ) Каризиос Тагарас (СЬапзюз ТАОАКА8) Шон Ван Раепенбуш (8еап УАИ КАЕРЕИВШСН) (срок полномочий истек) У Трибунала по делам гражданской администрации ЕС есть свой регистратор также, который также входит в состав суда. Сейчас эту должность занимает Валтрауд Хакенберг (\Уа11гаис1 НакепЬег§).

Решения Трибунала могут быть (но во всех случаях) быть обжалованы в Суде первой инстанции. Ниццский договор 2001 года в дополнение к двум существовавшим на тот момент судам разрешил создавать судебные органы Европейского Союза специальной юрисдикции - "судебные палаты". Судебные палаты будут учреждаться Советом Европейского Союза. Количество судебных палат не ограничивается.

На решения судебных палат можно будет подавать кассационные жалобы в Трибунал. Европейский Суд - судебный орган ЕС высшей инстанции - проводит свои заседания в Люксембурге.


Суд Европейских сообществ

ОБЪЕДИНЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ ГОСУДАРСТВ

НАЗВАНИЕ ОРГАНА Суд Европейских сообществ (г. Люксембург)

ДЕЙСТВУЕТ С 1952 года

НОРМАТИВНАЯ - Договор о ЕОУС (Парижский), 18 мая 1951 года

БАЗА - Договор о ЕЭС (Римский), 25 марта 1957 года

-Договор о Евратоме (Римский), 25 марта 1957 года

  1.  Договор о ЕС, 7 февраля 1992 года
  2.  Договор (Ниццский), 26 февраля 2001 года
  3.  Статут Суда (с последними изменениями и дополнениями, внесенными Ниццским договором от 26 февраля 2001 года, решениями Совета от 15 июля 2003 года и от 19 апреля 2004 года)

-Регламент Суда, 19 июня 1991 года

  1.  (с последними изменениями и дополнениями от 18 декабря 2006 года)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Скоурис Вассилиос

ЧИСЛО ЧЛЕНОВ 27 судей (число зависит от количества стран-членов)

8 генеральных адвокатов (число может быть увеличено Советом ЕС по ходатайству Суда)

СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ 

Судьи и адвокаты назначаются, правительствами государств-членов     «по общему согласию»

  1.  Судьи - по одному представителю от государства-члена

Генеральные адвокаты - 5 от крупнейших государств-членов, остальные 3 от других государств-членов в порядке ротации Кандидатами должны быть лица, чья независимость не вызывает сомнений, соответствующие требованиям для назначения на высшие судейские должности в своей стране, или компетентность которых общепризнанна. Они ответственны за беспристрастность и независимость принимаемых решений СРОК 6 лет

ПОЛНОМОЧИЙ ЧЛЕНОВ(возможность повторного назначения не ограничена)

ВОЗРАСТ не установлен

СТРУКТУРА

  1.  Председатель Суда избирается судьями из своего состава на 3 года (возможность переизбрания не ограничена)
  2.  Первый генеральный адвокат назначается Судом на 1 год (распределяет дела между адвокатами)
  3.  Пленум Суда - полный состав судей во главе с Председателем Суда
  4.  Большая палата состоит из 13 судей (председатели палат из 3 и 5 судей и судьи) во главе с Председателем Суда
  5.  Палаты из 5 судей, каждая включает Председателя палаты, избираемого судьями на 3 года, судей, прикрепленных к палате
  6.  Палаты из 3 судей, каждая включает Председателя палаты, избираемого судьями на 1 год, и судей, прикрепленных к палате
  7.  Секретарь Суда назначается Судом на 6 лет
  8.  Аппарат Суда
  9.  Прямая юрисдикция

ПОЛНОМОЧИЯ 

Разрешает споры из правоотношений, возникающих на основании норм учредительных договоров

и законодательства ЕС: дела о неисполнении государствами-членами их обязательств

истец

  •  Европейская комиссия
  •  государство-член
  •  дела об аннулировании полностью или в части актов институтов ЕС (проверка законности) истец
  •  государство-член
  •  институты ЕС (Парламент, Совет, Комиссия)
  •  физические и юридические лица, которым эти решения адресованы или напрямую касаются
  •  дела о бездействии институтов ЕС истец
  •  государство-член
  •  институты ЕС (Парламент, Совет, Комиссия)
  •  физические и юридические лица
  •  дела о возмещении убытков, причиненных институтами ЕС и их служащими истец
  •  круг истцов не ограничен
  •  рассмотрение апелляций на решения Суда первой инстанции
    1.  Косвенная юрисдикция

Осуществляет деятельность преюдициального характера, выступая гарантом законности при применении национальными судами норм права ЕС:

  •  дела о толковании норм учредительного договора и правовых актов институтов ЕС
  •  дела о соответствии актов государств-членов праву ЕС
  •  дела о толковании статутов принимаемых органами, учрежденными в соответствии с актом представительного органа инициатор

национальные суды (все или только суды высшей инстцнции) и трибуналы (трибуналы - органы, не входящие в судебную систему и осуществляющие юрисдикцию по определенным делам)

 ПРОЦЕДУРА

  •  основная часть дел рассматривается в палатах из 3 и 5 судей, формируемых из Председателя палаты, судьи-докладчика и того числа судей палаты, которое необходимо до 3 или 5; I
  •  по просьбе участвующих в деле государства-члена или института Сообществ дела

рассматриваются в Большой палате;

  1.  в исключительных случаях, предусмотренных Договором, или если сам Суд придет к решению о чрезвычайной важности дела, оно рассматривается Пленумом;
  2.  Производство может быть письменным и устным.

ЯЗЫКОВОЙ РЕЖИМ

  1.  Рабочий язык, на котором общаются судьи без помощи переводчика, традиционно французский.
  2.  Языком дела будет являться один из 23 официальных языков Европейского Союза. Этот язык будет использоваться как в документах по делу, так и в- устных формах.

Суд Европейского Сообщества (ст. 220-245 ДОЕС)

Европейские Сообщества руководствуются принципом верховенства права; основой их существования является признание всеми государствами-членами, органами и гражданами обязательной силы установленных "норм". Главная функция СЕС заключается в "обеспечении единообразного толкования и неуклонного соблюдения" соглашений и других законодательных актов (ст. 220ДОЕС). С ноября 1989 г. содействие СЕС в выполнении его задач осуществляется Судом первой инстанции (СПИ). Местонахождением обеих структур, СЕС и СПИ, является Люксембург.

Формирование и структура СЕС

В состав СЕС входит ряд сотрудников, в том числе судьи и генеральные адвокаты. Решения от имени Суда выносятся судьями;

генеральные адвокаты (ГА) (в судебной системе Великобритании аналогичного понятия не существует) оказывают помощь судьям, предоставляя не имеющие обязательной силы письменные заключения, содержащие рекомендации суду по соответствующему делу (до вынесения его на рассмотрение).

Судьи

Количество судей, входящих в состав Суда, зависит от количества государств-членов: каждое государство делегирует по одному судье на трехлетний срок с правом занимать данный пост не более двух раз. В ДОЕС предусмотрено, что судьями могут быть "лица, независимость которых не подвергается сомнению", и очевидно, что судьи не должны поддаваться влиянию национального правительства либо заинтересованных лиц. И все же существует вероятность (как и в большинстве случаев с временными назначениями), что на судей может оказываться политическое давление. Чтобы не допускать таких ситуаций, рассмотрение дел проходит на закрытых заседаниях, а решение выносится от имени Суда в целом, а не от имени отдельных судей.

Что касается квалификации. Договор предусматривает, что судьями могут быть лица, которые "обладают степенью квалификации, необходимой для назначения на высшие должности в рамках судебной системы соответствующего государства, или являются юрисконсультами надлежащего уровня". Хотя Великобритания отдает предпочтение местным судьям и юристам- практикам, Договор также разрешает назначать судей цз числа ученых-теоретиков, и ряд членов ЕС так и поступает.

генеральные адвокаты

Кроме судей состав СЕС также включает определенное количество генеральных адвокатов, назначаемых согласно правилам, действующим в отношении судей.

Роль СЕС

ДЕС также определяет сферу компетенции СЕС. Судопроизводство, осуществляемое в рамках Суда, подразделяется на два вида: рассмотрение прямых исков и вынесение преюдициальных определений. Прямые иски возбуждаются Комиссией против государств-членов, обвиняемых в невыполнении обязательств перед Сообществом, а также структурами или гражданами, которые требуют признать определенные законодательные акты Сообщества недействительными (см. гл. 6).

  1.  Преюдициальные определения, в свою очередь, выносятся по просьбе национальных судов в случаях, когла тpебуется получить толкование пгавовых актов ЕС либо оешить вопpос о юридической силе вторичного законодательства ЕС. Национальные суды обращаются с подобными просьбами, когда рассматриваемые ими дела затрагивают вопросы, касающиеся права Сообщества (снова см. гл. 6).

Кроме того, наряду с высполнением своих специфических обязанностей, согласно ДОЕС Суд осуществляет общий надзор за "соблюдением законодательства".

Судебные функции

Неоднократно указывалось, что достаточна высокая степень свободы, предоставленная СЕС, позволяет ему выходить за рамки полномочий, которыми обычно располагают судебные органы. Толкование права Европейского Сообщества СЕС осуществляет, исходя из его цели либо руководствуясь телеологическим или контекстуальным принципом, а не буквой закона. В материалах дела 283/81 СИР1Т отмечается: "Каждая норма права Сообщества должна рассматриваться в рамках контекста; ее толкование должно осуществляться с учетом его цели на основе общего смысла права ЕС". Все это позволило Суду взять на себя функции по восполнению пробелов в праве Сообщества, что, в свою очередь, спровоцировало обвинения в попытках усилить влияние законодательной власти Сообщества, а также тех, кто разрабатывает стратегию развития ЕС.

СЕС и его сторонники опровергают подобные утверждения, заявляя, что Суд использовал свои полномочия лишь в пределах, необходимых для реализации ДОЕС, который по сути является не более чем рамочным соглашением.

Нельзя также отрицать тот факт, что Суд вынес ряд довольно радикальных решений, — стоит лишь взглянуть на материалы дела 26/62, Уап Сепс! еп Ьооз, чтобы получить представление о роли, которую сыграл СЕС в развитии права Европейского Сообщества (см. гл. 5). Хотя существует мнение, что сегодня СЕС значительно снизил свою активность, очевидно, удовлетворенный степенью органичности, достигнутой Договором, а также надлежащим уровнем правопорядка.

Судопроизводство в СЕС

В рамках судебного разбирательства в СЕС можно выделить две стадии — устное и письменное производство. В отличие от британской системы здесь особое значение придается письменным заявлениям, тогда как стадия устного разбирательства является довольно ограниченной и короткой (что, вероятно, дает некоторые преимущества, так как слушания могут проводиться на любом официальном языке Сообщества).Процесс начинается со стадии письменного производства: копии документов, имеющих отношение

к делу, рассылаются всем заинтересованным сторонам и публикуются в журнале "Официальный вестник Европейского Союза" (ОШс1а11оигпа1 о!7Ше Еигореап 1Моп). После завершения стадии письменного производства в открытом судебном заседании проводятся устные прения, и именно по окончании

этого этапа слушании генеральный адвокат представляет свое заключение.

Судьи, имеющие право принимать участие в пленарных заседаниях (все судьи) или заседаниях

палат, рассматривают дела за закрытыми дверями, после чего публично оглашают свое решение. В

подобном решении, которое публикуется на всех официальных языках, содержится также его

обоснование. (Следует отметить, что заключения, предоставляемые ГА, часто очень поучительны

и, следовательно, стоят того, чтобы с ними ознакомиться.)

Суд первой инстанции

СПИ, в состав которого также входит по одному члену от каждого государства, был учрежден согласно ЕЕА с тем, чтобы уменьшить нагрузку на СЕС. Юрисдикция Суда, расширенная на основании НД, ограничена рассмотрением прямых исков и вынесением преюдициальных определений по определенному кругу вопросов. Решения СПИ могут быть обжалованы в СЕС.

2 Экономический и социальный комитет

Экономический и социальный комитет является консультативным органом Европейского союза, а также наблюдает за функционированием единого внутреннего рынка. Комитет был учрежден в соответствии с Договором об учреждении Европейского Экономического Сообщества в 1957 году для того, чтобы представлять интересы различных экономических и социальных групп. Состоит иэ 222 членов, относящихся к трем категориям: предприниматели, рабочие и представители специальных видов деятельности. Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением сроком на 4 года, и этот срок может быть продлен. Комитет собирается раз в месяц в Брюсселе.

С Комитетом устраиваются консультации относительно внутреннего рынка, образования, защиты потребителей, окружающей среды, регионального развития и социальных проектов. С вступлением в силу Амстердамского договора, с Комитетом необходимо консультироваться относительно более широкого диапазона проблем новой политики занятости, нового социального законодательства, здравоохранения и т.д.

Роль Экономического и социального комитета в текущей структуре и внутри расширенного Европейского Союза корректируется Межправительственной Конференцией, работающей с февраля 2000 года. Конференция может пересматривать распределение поддержки государством - членом и социально-экономических категорий с целью совершенствования Комитета в смысле представления гражданского общества.

В отношении пространственного развития Экономический и социальный комитет выступает структурой, проводящей по линии Европейского союза многочисленные консультации относительно вопросов, так или иначе соприкасающихся с проблемами пространственной организации Европы.

Упоминается, например, в пунктах 22 и 24 "Европейской перспективы пространственного развития" (ЕSDР): "Европейская Комиссия вместе с государствами - членами организовала ряд общественных семинаров по ключевым вопросам ЕSDР. Дополнения европейских учреждений (Европейского Парламента, Комитета регионов. Экономического и социального комитета) и межуровневые консультации Европейской Комиссии также внесли важный вклад в ЕSDР. ЕSDР, таким образом, является результатом общеевропейского процесса общественных дебатов". Таким образом, Экономическим и социальным комитем был внесен большой вклад в процесс создания "Европейской перспективы пространсвенного развития" - подготовлен документ "Экономический и социальный комитет Европейского союза (ред.). Европейская перспектива пространственного развития (ЕSDР) - Первый официальный проект (собственная инициатива). Брюссель, 9-10 сентября 1998"в котором содержатся предложения и замечания по формированию

"Перспективы".

Документ представляет собой мнение по ЕSDР Секции регионального развития и городского и сельского планирования, которая была ответственна за подготовку работы Комитета по теме (принято 17 июля  1998 года). Докладчик - м-р Боуссат. Текст документа принят на 357-м пленарном заседании (встреча 9 сентября 1998 года) 110 голосами против двух (плюс два воздержались). Отмечается, что Е8БР - документ, который предлагает скорее показательный (тсИсайуе), чем предписывающий (ргезспрЦуе) подход, и будет регулярно обновляться. Он разработан для того, чтобы обеспечить структуру сотрудничества, которая принимает во внимание различные уровни политической и пространственной организации внутри ЕС. Он преследует три одинаково важных фундаментальных цели: (1) экономическое и социальное единство, (и) устойчивое развитие, и (111) сбалансированная конкурентоспособность территории ЕС. Е8БР должен быть завершен в середине 1999 года (1.6).

Относительно перспектив подчеркивается, что "пространственную модель ЕС будет трудно поддерживать в будущем, поскольку население, экономическая активность и общее благосостояние сильно сконцентрированы в некоторых' центральных областях Союза. Если не произойдет значительной переориентации всех политик с пространственным воздействием (и экономических и политик занятости в частности), перспектива дальнейшего расширения Союза может только усилить эту концентрацию"(2.2).

Еще раз указывается, что "потребность ЕС в политике пространственного планирования, которая бы уважала национальное распределение возможностей, логически следует из различных статей Договора о ЕС (в особенности статьи 129Ь, 129с1, 130 и 1 ЗОз), и из нескольких разделов "Белой Книги о росте, конкурентоспособности и занятости"(2.3).

Пункт 2.5 выявляет сожаление Комйтета о том, что не четко осознается, что качество жизни есть основная цель любой пространственной инициативы, и содержит повторный комментарий: "качество жизни составляет и цель европейской деятельности по пространственному планированию и критериальный принцип (рппс1р1е сгПепоп) выявления соответствующих решений".

В пункте 2.6. Комитет указывает, что "документ получился довольно академичным и декларативным по подходу, особенно в анализе пространственных проблем и в описании пространственных сил и слабостей ЕС. Комитет сожалеет, что документ не основывается на анализе основных региональных разделов (Средиземноморья, Балтики, Атлантики, Альп и т.д.), поскольку они более релевантны, нежели национальный уровень, в связи с целью определения и выполнения объединенной политики пространственного планирования; такой подход был рекомендован Комиссией непосредственно в документах Европа 2000 и Европа 2000 +". Отмечается (пункт 2.11), что "некоторые комментарии может быть полезно сделать уже сейчас относительно метода, используемого при создании Е8Е)Р, и ее фактического содержания. Эти комментарии основаны на принципах, которые Комитет должен сделать фундаментом первого официального проекта Е8БР:

изучение региональной динамики, потенциала и проблем;

внимание к многообразию географических, социально-экономических и культурных ситуаций, составляющих фундамент региональной организации и сохранения внутреннего баланса; принятие межнационального и трансграничного подхода на национальном, региональном и местном уровнях, задавая синергию между различными уровнями при обеспечении согласованности с политиками затронутых государств - членов;

координация решений по отраслевым политикам, влияющих на пространственное развитие (экономическая и политика занятости, Трансевропейские сети, структурная политика, политика конкурентности и т.д.);

сходимость "восходящих" и "нисходящих" инициатив".

Кроме того, говорится, что "Создание ЕSDР должно рассматриваться прежде всего как процесс

партнерства, работающий на соответствующем уровне, и включение всех заинтересованных

сторон, разрешение практических задач для того, чтобы были учтены не только внешние влияния

на процессы развития, но также и взаимодействия и синергия между субъектами регионального

развития и лицами, принимающими решение".

Также Мнение Комитета содержит следующие разделы:

ЕSDР и политики Сообщества

Политика исследований и технологического развития (RTD) Европейская сеть обсерваторий пространтсвенного планирований (ЕSPON) Реализация ЕSDР

З.Комитет регионов Европейского Союза (КОР)

Комитет регионов (КОР) является консультативным органом Комиссии, Совета глав государств или правительств и Парламента Европейского Союза (ЕС). Он был создан в 1993 г. в соответствии

с Договором о Европейском Союзе (Маастрихтский договор 1993 г.). Начало его деятельности относится к марту 1994 г., когда состоялась первая сессия пленарной ассамблеи. КОР заменил существовавший ранее орган под названием Консультативный Совет Региональных и местных властей ЕС.

Основополагающими документами КОР являются политическая программа и устав. В них определены статус, цели, задачи, функции и основные направления деятельности организации.

Статус организации

В соответствии с Маастрихтским и Амстердамским (1999 г.) договорами, а также программой и уставом КОР является консультативным органом ЕС, представляющим и отражающим точку зрения региональных и местных законодательных (представительных) и исполнительных органов власти государств-членов ЕС.

Руководящие органы ЕС — Комиссия, Совет и Парламент — обязаны консультироваться с КОР по 10 основным направлениям деятельности, представляющим общий интерес. К ним относятся: экономическое и социальное сплочение (подтягивание отсталых регионов до уровня развитых), трансъевропейские транспортные, телекоммуникационные и энергетические инфраструктурные сети; здравоохранение; образование; культура; занятость населения; социальные вопросы; охрана окружающей среды; подготовка кадров; транспорт.

Цели Комитета регионов

Основная цель КОР состоит в том, чтобы реально влиять на принятие решений Комиссией, Советом и Парламентом Евросоюза по этим направлениям, особенно в тех случаях, когда региональные и местные власти несут прямую ответственность за осуществление принимаемых решений. Вторая цель заключается в том, чтобы информировать гражданское общество о решениях высших руководящих органов ЕС, и через региональные и местные власти привлекать граждан к выработке решений, непосредственно касающихся их интересов. Таким образом, КОР стремится к тому, чтобы: 1) руководящие органы ЕС учитывали интересы территориальных сообществ на региональном и местном уровнях; 2) региональные и местные власти вносили вклад в интеграцию ЕС.

КОР ставит целью защищать принцип субсидиарное™, заключающийся в том, что решения должны приниматься на самом низком уровне власти, который может эффективно их выполнять. Это означает, что ЕС должен предпринимать только те меры, которые государства — члены не могут осуществлять должным образом по отдельности, и что государства — члены должны разрешать региональным и местным властям действовать тогда, когда последние могут решать вопросы более эффективно.

Задачи и функции КОР

Главная задача КОР состоит в том, чтобы оказывать влияние на политику ЕС в интересах регионов и муниципальных образований, как территориальных сообществ наиболее приближенных к гражданам.

В соответствии с политической программой и уставом КОР выполняет четыре основные функции: — формирование мнения по вопросам, касающимся интересов регионов и муниципальных образований, при обязательной консультации по ним с комиссией, Советом и Парламентом ЕС;

  1.  постановка перед руководящими органами ЕС новых вопросов, касающихся региональных и местных интересов;
  2.  внесение вклада в усиление "Европы граждан" в соответствии с собственной ролью "посла" граждан при органах ЕС и укрепление интеграции ЕС путем приближения политики ЕС к нуждам граждан;
  3.  формирование единого подхода на разных уровнях децентрализованного руководства ЕС путем совета своим представителям осуществлять обмен идеями и опытом.

Основные направления деятельности

Среди основных направлений деятельности КОР на 2000—2002 гг. определены следующие: 1) общая сельскохозяйственная политика; 2) реформа структурных фондов, экономическое и социальное сплочение; 3) разработка критериев для приема новых стран в ЕС; 4) занятость населения; 5) охрана окружающей среды; 6) формирование общего подхода к вопросу "европейского гражданства"; 7) политика в области развития городов.

Совместно с другими органами ЕС КОР осуществляет ряд долгосрочных программ в различных областях: "Сократ" (образование), "Леонардо да Винчи" (подготовка кадров), "Молодежь" (проблемы молодежи), "Культура — 2000" (культура), "Темпус — I, II, III" (высшее образование), "Ариан" (книги), "Калейдоскоп" (культура).

Роль КОР в европейской политике может укрепиться, если будут приняты решения об изменении его статуса, на чем настаивают руководители этой организации при обсуждении реформы структурной перестройки руководящих органов ЕС. По их мнению, КОР должен стать еще одним высшим руководящим органом ЕС наряду с Комиссией, Советом и Парламентом Евросоюза. У последних, однако, эта позиция полного понимания не находит.

Комитет регионов - консультативный орган Совета Министров и Комиссии Европейского союза - начал свою работу в 1994 году (создан в соответствии сМаастрихстским договором). Комитет состоит из 222 членов - представителей региональный и местных органов, полностью независимых в выполнении своих обязанностей. Комитет дает заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов. Пленарные сессии проходят в Брюсселе 5 раз в год. После вступления в силу Амстердамского договора, с Комитетом необходимо консультироваться по более широкому кругу вопросов: окружающая среда, Социальный фонд, профессиональная подготовка, международное сотрудничество и транспорт.

В отношении пространственного развития Комитет регионов выступает структурой, проводящей по линии Европейского союза многочисленные консультации относительно вопросов, так или иначе соприкасающихся с проблемами пространственной организации Европы.

Темами пространственного развития и пространственного .планирования, городских проблем, энергетики и окружающей среды занимается внутри структуры Комитета регионов Комиссия 4:

Президент Комиссии 4: Салли Пауэлл (8а11у Ро\уе11) - (РЕ8) Первый вице-президент: Альфонс Хертог (А1р1ют Нейое) - (ЕЬРК) Координатор: Инее Розета (1пез Козе1:а)

Темы специального рассмотрения:

  1.  Пространственное планирование
  2.  Связь планирования землепользования-и политик Сообщества
  3.  Городские проблемы
  4.  Связь городского развития и развития политики сотрудничества
  5.  План действий Европейского Союза по городскому строительству
  6.  - Белая книга
  7.  Энергетика
  8.  Предложения по затратам энергии
  9.  Предложения по качеству воздуха (озон, СОг)
  10.  Предложение по верхним пределам национальных выбросов
  11.  Аспекты расширения ЕС относящиеся к окружающей среде
  12.  Реализация Киотского соглашения по изменению климата
  13.  Изменение программы ИРЕ
  14.  Дополнения к Конференции ООН в Рио-де-Жанейро
  15.  Изменение схем регулирования природопользования и т.п.

В рамках работы по созданию "Европейской перспективы пространственного развития"(ЕЗРР) Комитетом регионов был подготовлен документ "Комитет регионов. Мнение относительно Европейской перспективы пространственного развития. Брюссель, 13-14 января 1999". (см. интернет-ссылки), в котором содержатся предложения и замечания по формированию "Перспективы".

В тексте заявлено, что Комитет полагает, что "концепция пространственного развития, предложенная ЕЗйР, обеспечивает важный вклад в интеграцию ЕС; европейская интеграция не будет полной без пространственной интеграции"(1.2.1).

Отмечается, что "Е80Р предлагает всестороннюю концепцию пространственного развития, которая объединяет соответствующие сферы действия и облегчает более сбалансированное, эффективное и ответственное землепользование и улучшеное управление естественными, человеческими и технологическими ресурсами ЕС"(1.1.1), а также требует "горизонтальной и вертикальной координации

отраслевых политик Сообщества, наряду с работой различных географических уровней власти, включенных в пространственное планирование"(1.1.2).

Отмечается, что ЕЗРР предлагает четыре области интенсивного развития пространственного планирования:

  1.  Реализация новой городской политики;
  2.  Партнерство между городами и сельской местностью, и роль сельских районов;
  3.  Меры относительно транспорта, коммуникаций и доступа к знаниям;
  4.  Сохранение европейского культурного и природного наследия.

Подчеркивается, что пространственное воздейсвие политик Сообщества (САР, Структурные фонды, окружающая среда, конкуренция, транспорт и коммуникационная инфраструктура) не является нейтральным, и имеет большое значение для территории ЕС

Комитет хотел бы видеть, что Е50Р реализует информационную, функцию выдвижения предложений (два типа действий: экспериментальные и институциональные) и политическую функцию (1.3).

Из стратегического содержания документа ЕЗйР особенно выделяются концепция полицентрических городов и децентрализованной концентрации (2.1.2) и полицентрическая городская система и понятие "функционального городского региона" (Сс!Р 316/97) (сеть городов и окружающих областей, которые являются тесно взаимосвязанными в смысле местной и региональной экономики и ежедневной подвижности их граждан) (2.1.2.1)

В целом документ "Мнение относительно ЕЗОР" так или иначе затрагивает все вопросы, представленные в "Перспективе", однако заостряет внимание на следующих темах:

  1.  отраслевые политики Сообщества;
  2.  Повестка дня 2000 - преобразование Структурных фондов и расширение ЕС;
  3.  Продление инициативы Интеррег;
  4.  Регулирующие базы и задачи Е8РОЫ.

Наряду с приведенным выше документом Комитет регионов выпустил еще несколько текстов, говорящих о непосредственном и деятельном участии этой структуры Евросоюза" в создании и обсуждении общей политики пространственного развития.

Это прежде всего: Мнение "Пространственное планирование в Европе" (СйК 339/96); Мнение "Сообщение Комиссии "Устойчивое городское развитие в Европейском союзе: структура для действий" (Сс!Р 115/99); Мнение "Сообщение комиссии по сотрудничеству для европейского территориального развития: Европа 2000+ (Сс!Н 301/95) и т.д. (см. интернет-ссылки)

Европейская система центральных банков и Европейский центральный банк

Договор об образовании Евросоюза заложил правовую базу для создания Экономического и валютного союза (ЕМИ, ЭВС), а также в рамках третьей фазы создания Экономического и валютного союза основал Европейскую систему центральных банков (Е8СВ, ЕСЦБ) и Европейский центральный банк (ЕСВ, ЕЦБ), главная задача которых — поддержание стабильного уровня цен (ст. 105 ДЕС). ЕСЦБ включает ЕЦБ и центральные банки государств — членов * валютного союза. Указанный договор гласит, что "ЕСЦБ содействует реализации общей экономической, стратегии Сообщества", если это не противоречит политике стабилизации цен.

Европейский инвестиционный банк

Европейский инвестиционный банк (ЕЮ, ЕИБ), членами которого являются государства — участники ЕС, — это финансовая структура, предоставляющая долгосрочные кредиты инвесторам, таким образом способствуя экономическому развитию и интеграции Сообщества. Кроме того, ЕИБ осуществляет поддержку региональных проектов, а кредиты часто сопровождаются субсидиями, выделяемыми из Структурного и Интеграционного фондов.

Вопросы демократии и "структурного равновесия" •

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что каждая структура Европейского Сообщества представляет различные интересы и выполняет свои функции. Следовательно, существует острая необходимость в поддержании баланса полномочий и влияния каждого органа с тем, чтобы не допустить чрезмерного сосредоточения власти в руках какой-либо одной структуры. Ход европейских демократических процессов во многом зависит от решения данной проблемы — многие считают, что в Европе существует дефицит демократии. Среди других причин, которые не лучшим образом влияют на сложившуюся ситуацию, можно отметить следующие: территориальная удаленность большей части населения Европы от места расположения органов ЕС, использование комитетов (так называемая комитология (сотко1о§у)), а также недостаточная степень прозрачности процесса принятия решений.

Естественно, никто не отрицает существования этих проблем — многочисленные изменения, которые вносятся в соглашения, свидетельствуют об искренних намерениях усилить влияние ЕП, повысить роль принципа прозрачности и повернуть Европу лицом к ее гражданам. Выводы

Итак, кто же управляет Европой? Конечно, ответ зависит от того, какой смысл мы вкладываем в слово "управлять" и, в некоторой степени, что мы имеем в виду, говоря о "Европе". Когда мы говорим об "управлении" Европейскими Сообществами (первый столп), можно заметить, что участники данного процесса отличаются от тех, кто "управляет" двумя другими столпами, составляющими основу ЕС, причем функции указанных структур также не совпадают.

Чтобы ответить на вопрос, кто обладает властью и силой влияния в Европе, недостаточно лишь проанализировать деятельность органов и правительств государств-членов, нужно также обратить внимание на региональные власти, граждан, влиятельные круги и глобальные процессы. Одни уверены, что эпоха государств, основанных на национальном принципе, подошла к концу, так как государства-члены слишком малы для того, чтобы влиять на международные отношения или выдерживать конкуренцию на мировых рынках. Другие, наоборот, утверждают, что "брюссельская бюрократия" слишком далека от повседневной жизни, как следствие — региональные власти начинают играть в Сообществе все более значительную роль. Принцип субсидиарности, закрепленный в ст. 5 ДОЕС, прямо предусматривает совместную ответственность всех уровней власти.

Следовательно, можно сделать вывод, что хотя Европейский Совет, без сомнения, является наиболее влиятельным органом в сфере выработки стратегических направлений развития, а другие структуры контролируют повседневные вопросы управления Сообществом, ни один орган не имеет в Европе абсолютной власти. Напротив, все вопросы управления решаются на основе принципа сотрудничества путем переговоров между различными ветвями власти, многочисленными структурами, государствами и т. д. ,


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32018. Диаграммы и способы их применения 552.5 KB
  Такие диаграммы не основаны на числовых данных и используются для более наглядной подачи материала. Организационные диаграммы используют для графического описания иерархических отношений в организациях например между руководителями отделов и сотрудниками. СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДИАГРАММЫ Для создания любой диаграммы можно нажать кнопку Добавить диаграмму или организационную диаграмму панели инструментов Рисование или выполнить команду Вставка Схематическая диаграмма.
32019. Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите дипломной работы 347.5 KB
  Цель написания дипломной работы – закрепление и углубление теоретических знаний по избранной специальности и применение их для решения конкретных задач формирование навыков ведения исследовательской работы овладение методикой научного исследования приобретение навыков обобщения и анализа результатов полученных другими исследователями. По уровню выполнения дипломной работы и результатам ее защиты Государственной экзаменационной комиссией ГЭК делается заключение о возможности присвоения выпускнику соответствующей квалификации. ПОРЯДОК...
32020. Управління товарним асортиментом на ПП Біо-Захід 865.5 KB
  Перед тим як товар переходить до кінцевого споживача проходить певний торговотехнологічний процес: постачання товарів організацію та формування асортименту та номенклатури товарів стимулювання збуту сервісне обслуговування позиціонування. Мета даної дипломної роботи полягає у поглибленні знань з питань управління товарною політикою асортиментом та номенклатурою товарів в процесі маркетингової діяльності розробці перспективних шляхів асортиментної та номенклатурної політики ПП БіоЗахід†направлених на корінні зміни в організації...
32021. Пути совершенствования управления геодезическими работами на примере ООО Меркурий 212 KB
  Теоретические основы организации геодезических работ. Понятие и сущность геодезических работ. Виды геодезических работ.
32022. Рассмотрение резервных снижений себестоимости строительно-монтажных работ на строительном предприятии (на примере ЗАО ДСК Блок) 635.5 KB
  Все эти особенности требуют своеобразных организационных форм и дополнительных затрат. Строительство зданий одного и того же типа в раз личных районах страны требует различных затрат материальных ресурсов. Себестоимость строительномонтажных работ представляет собой выраженное в денежной форме затраты на их производство. В себестоимость строительной продукции включаются затраты прошлого овеществленного в средствах производства труда и живого труда работников строительной организации.
32023. Расширение туристической сферы региона путем создания предприятия для развития зеленого туризма 1.29 MB
  ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Расширение туристической сферы региона путем создания предприятия для развития зеленого туризма Специальность 7. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСШИРЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА ПУТЕМ СОЗДАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗЕЛЕНОГО ТУРИЗМА 1. Роль и место зеленого туризма в развитии регионов 7 1. Особенности осуществления деятельности в области зеленого туризма...
32024. Построение внутренней сети предприятия на основе продуктов Microsoft и Linux 610.5 KB
  Первой сетевой карте ip-адрес автоматически раздает интернет-провайдер. Вторая сетевая карта (которая смотрит во внутреннею сеть) настроена статично, ip-адрес из зоны 192.168.1.0/255.255.255.0. В рамках такой внутренней сети мы сможем подключить до 253 компьютеров, которые будут свободно обмениваться данными между собой, а так же выходить в интернет.
32025. Формирования лидерских качеств у старшеклассников способом социально-психологических тренингов 345 KB
  Лидер как член группы который выдвигается в результате взаимодействия ее членов ведет группу стимулирует достижение группой ее целей организует планирует и управляет деятельностью группы проявляя при этом более высокий чем все остальные члены группы уровень участия и влияния то есть уровень активности Н. Жеребова; как член социальной группы чей авторитет власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами данной группы и которому они добровольно подчиняются находясь под прямым или косвенным его психологическим...