14532

Европейская счетная палата

Лекция

Мировая экономика и международное право

I. Европейская счетная палата 1.СозданииЕвропейской счетной палаты 2.Мандатчленов Европейской счетной палаты. Полномочия. 3.СоставЕвропейской счетной палаты. 4.Организационная структура Европейской счетной палаты 5.Сотрудничествос другими институтами и организ...

Русский

2013-06-06

127.5 KB

72 чел.

I. Европейская счетная палата

1.Создании Европейской счетной палаты

2.Мандат членов Европейской счетной палаты. Полномочия.

3.Состав Европейской счетной палаты.

4.Организационная структура Европейской счетной палаты

5.Сотрудничество с другими институтами и организациями

П.Шенгенские соглашения

  1.  Общая характеристика Шенгенских соглашений
    1.  Шенгенское соглашение 1985 г.
    2.  Шенгенская конвенция 1990 г.
      1.  Европейская Система Центральных банков: компоненты и функции

IV.Европейский инвестиционный банк

  1.  Состав банка
    1.  Роль банка
      1.  Организация работы
        1.  Совет управляющих

I. Европейская счетная палата

1.Создании Европейской счетной палаты

2.Мандат членов Европейской счетной палаты. Полномочия.

3.Состав Европейской счетной палаты.

4.Организационная структура Европейской счетной палаты

5.Сотрудничество с другими институтами и организациями

Европейская счетная палата, созданию которой предшествовало подписание в июле 1975 года Брюссельского договора, начала свою работу в октябре 1977 года. Штаб-квартира Европейской счетной палаты находится в Люксембурге.

По Маастрихтскому договору 1992 года Европейская счетная палата стала институтом Европейского сообщества, что еще более укрепило ее независимость и авторитет. Договором предусматривается ежегодная публикация Палатой Заявления о гарантиях о достоверности состояния счетов стран-членов Сообщества, законности и правильности соответствующих операций.

Амстердамский договор 1997 года расширил полномочия Счетной палаты, распространив их на вторую и третью "опоры" ЕС (внешняя политика и политика безопасности и сотрудничество в области правосудия и внутренних дел). Это еще более укрепило роль Палаты в борьбе с преступностью и другими правонарушениями. Договор подтвердил право Счетной палаты обращаться в Суд первой инстанции с юрисдикцией на территории стран-членов ЕС для защиты своих прерогатив от посягательств других институтов ЕС.

Ниццский договор, вступивший в силу 1 февраля 2003 года, подтвердил принцип формирования состава Палаты - по одному аудитору от каждого государства-члена. Договор предусматривает возможность увеличения роли Бригад аудиторов Палаты (см. раздел "Организационное устройство" ниже) в утверждении некоторых видов отчетов и заключений, с тем, чтобы Палата имела возможность не собираться в полном составе. Договор подтвердил предусмотренную ранее публикацию БА8 с оценкой результатов, достигнутых на основных направлениях деятельности Европейского Союза. Еще раз была подчеркнута необходимость сотрудничества между Палатой и высшими контрольными органами стран-членов ЕС.

Мандат членов Европейской счетной палаты. Полномочия.

Европейская счетная палата проводит внешний аудит финансового состояния ЕС.

В статьях с 246 по 248 Договора о Европейском Союзе изложены полномочия и правила формирования состава Европейской счетной палаты. Полномочия сводятся к следующему.

Европейская счетная палата:

  1.  проверяет счета доходов и расходов Европейского Союза и, если не предусмотрено иначе, всех органов управления Союза; проверяет, были ли доходы получены, а расходы произведены на законных основаниях и надлежащим образом, и продуманно ли осуществлялось управление финансовой деятельностью, иными словами, надлежащее ли внимание уделялось экономии средств, эффективности и результативности их использования;
  2.  составляет годовой отчет об исполнении бюджета Европейского Союза на каждый финансовый год, включая Документ о гарантиях (БАЗ) достоверности счетов Европейского Союза за истекший финансовый год, законности и правильности осуществления соответствующих операций;
  3.  в любое время может предоставлять свои наблюдения по конкретным, выбранным ею самой темам, в частности в форме Специальных докладов;
  4.  составляет доклады о случаях правонарушений или вероятного мошенничества, выявленных при проведении проверок;
  5.  предоставляет официальные заключения по вносимым законопроектам ЕС, имеющим финансовый характер;
  6.  предоставляет консультации по любым предложениям, предусматривающим принятие мер по борьбе с мошенничеством;
  7.  содействует Европейскому парламенту и совету в осуществлении контроля за исполнением бюджета Европейского Союза посредством опубликования отчетов и заключений о проведении ревизий.

У Палаты нет судейских правомочий, поэтому ее отчеты и заключения не имеют

обязательной юридической силы. Однако ее работа имеет большое значение для совершенствования методов управления финансовой деятельностью тех, -на ком лежит ответственность за разработку правовой базы, управление и администрирование программами и финансовыми ресурсами ЕС.

Состав Европейской счетной палаты.

Договор о Европейском Союзе определяет состав Европейской счетной палаты, которая формируется из представителей стран-членов ЕС, по одному от каждой страны. Аудиторов назначает Совет Европейского Союза после консультаций с Европейским парламентом по кандидатурам, предложенным странами-членами ЕС. Договором предусматривается, что кандидатами могут стать лица, работающие или работавшие в органах внешнего аудита, или имеющие необходимую квалификацию для того, чтобы занять этот пост. Пребывание на посту ограничивается шестью годами и может быть продлено. От членов Палаты требуется выполнение свор1х обязанностей, будучи ни от кого не зависимыми, они исходят исключительно из интересов Европейского Союза. Решения членами Палаты принимаются коллегиально. Каждый член Палаты несет ответственность за выполнение задач, внесенных в его ежегодный план работы. В работе им помогает имеющий специальную подготовку персонал.

Возглавляет Европейскую счетную палату Президент, избираемый членами Палаты из своего числа. Президент является  первым среди равных. Он председательствует на заседаниях Палаты, следит за исполнением принятых Палатой решений, обеспечивает компетентное управление самой организацией и ее деятельностью. Президент представляет Палату во всех ее внешних сношениях, в частности, с организациями с правом принятия решения об исполнении бюджета, другими институтами ЕС и странами, получающими средства от ЕС.

Самым высокопоставленным чиновником является назначаемый Палатой Генеральный секретарь, который отвечает за функциональное руководство, ведение хозяйственных дел и работу секретариата.

Кадровый состав Европейской счетной палаты насчитывает около 800 человек - это ревизоры, переводчики и работники администрации. Ревизоры Счетной палаты имеют самую разную профессиональную подготовку и опыт работы, полученный как в государственном, так и в частном секторе, бухгалтерском учете, внешнем и внутреннем аудите, юриспруденции и экономике. В Палате работают граждане из стран-членов ЕС, что обеспечивает ее потребности в знании иностранных языков и профессиональной подготовке кадров.

Организационная структура Европейской счетной палаты

Счетная палата представляет собой коллегиальный орган, утверждающий отчеты и заключения о проведенных проверках большинством голосов. Заседания Палаты закрыты для широкой публики. Палата самостоятельно разрабатывает правила внутреннего распорядка и процедуры и направляет на утверждение Советом ЕС.

В мае 2004 года в структуре Палаты были созданы аудиторские группы, объединяющие несколько специализированных отделов, отвечающих за различные направления работы с бюджетом. Группа СЕАЭ (Координация, оценка, гарантии и разработки) отвечает за подготовку Документа о гарантиях, обеспечение качества и разработку методологии проведения проверок.

Члены Палаты распределяются между группами, по одному в каждой. Возглавляет группу избираемый ее членами Председатель, срок исполнения обязанностей которого составляет два года и может быть продлен. Председатель обеспечивает слаженную работу группы и относящихся к ней отделов, принимаемые им решения должны быть поддержаны другими членами группы.

Имеется также формируемый из представителей всех групп Административный совет, который отвечает за административные вопросы, требующие принятия Палатой официального решения.

Начиная с 2004 года, Палата может утверждать документы без обсуждения, если за это решение проголосует две трети членов аудиторской группы или Административного совета.

Палата назначает внутреннего аудитора, который отвечает перед Ревизионным комитетом, в состав которого входят три члена Палаты и один внешний эксперт.

Метод проверки

Европейская счетная палата в своей работе не зависит ни от других институтов ЕС, ни от правительств стран-членов. Она сама определяет темы проверок, методику, форму и время предоставления полученных результатов и их обнародования.

Также как и остальные органы государственного контроля, Палата не проводит проверок всех направлений бюджетной деятельности, а ежегодно выбирает лишь некоторые из них и осуществляет бюджетное регулирование. Основанием для выбора служат результаты регулярного анализа степени риска области ревизии с изучением ее недостатков, финансовой значимости и фактов, установленных во время предыдущих проверок. Исходя из результатов анализа и необходимости равномерного охвата ревизией бюджетных областей, устанавливаются приоритеты

в отношении предполагаемых целей и задач проверок. Другие факторы, которые принимают во внимание, принимая окончательное решение о целях и задачах проверки, включают озабоченность теми или иными вопросами, проявляемую Европарламентом, Советом Европы и общественностью.

Палата проводит проверки в соответствии с разработанными ею самой правилами и стандартами, в которых общепринятые международные нормы приведены в соответствие с особенностями Европейского Союза. В частности, в их основу положены Ревизионные нормативы и международные стандарты проведения финансового контроля ИНТОСАИ, разработанные Международной федерацией бухгалтеров.

Договор предоставляет Палате право доступа к любой информации, которая ему требуется для выполнения стоящих перед ним задач. Палата может на месте проверить любой институт Европейского Союза, организации и юридических лиц, распоряжающихся средствами Союза на территории стран-членов, а также получателей этих средств, включая все уровни управления вплоть до конечного получателя.

Сотрудничество с другими институтами и организациями

Договор предусматривает сотрудничество между Европейской счетной палатой и ВКО стран- членов, которое должно осуществляться в духе доверия при соблюдении самостоятельности и независимости каждого. Кроме того, Договор требует, чтобы в проверках, осуществляемых Палатой в странах-участницах, участвовали ВКО этих стран или другие компетентные национальные контрольно-ревизионные инстанции.

Как правило, ВКО стран-участниц оказывают аудиторам Палаты практическую и материально- техническую помощь, делятся знаниями и информацией о проверяемой области. Ежегодный план работы Палаты доводится до сведения ВКО, Европейской комиссии, парламента и совета. ВКО и Комиссию регулярно информируют о выездах ревизоров Палаты с целью проведения проверок в страны-члены ЕС.

С 1978 года президенты ВКО стран-членов ЕС встречаются с членами Европейской счетной палаты на ежегодном заседании Комитета по контактам. Это дает им возможность обсудить представляющие общий интерес вопросы, способствует обмену информацией, реальному сотрудничеству при уважении независимости и конституционного мандата контрольного органа каждой страны. С 1996 года Европейская счетная палата регулярно проводит официальные встречи с руководителями высших контрольных органов стран кандидатов на вступление в ЕС.

Сотрудничество преследует цель разработки новых и гармонизации существующих подходов к проведению проверок и методов, которыми они осуществляются, с тем, чтобы более эффективно и результативно осуществлять контроль за использованием средств Европейского Союза. Эта работа приобретает еще большее значение в связи с присоединением к нему в мае 2004 года 25 новых членов. Сотрудники, отвечающие в ВКО за развитие связей с Европейской счетной палатой, встречаются для подготовки заседаний Комитета по контактам и расширению контактов между профессионалами в области финансового контроля два раза в год. Комитет по контактам организует рабочие группы для изучения вопросов, представляющих общий интерес для всех ВКО.

Европейская счетная палата поддерживает связи с многочисленными институтами и организациями и за пределами Европейского Союза, в частности, сотрудничает с Аудиторским советом Европейской ассоциацией свободной торговли, принимает участие в работе ИНТОСАИ, Международной организации высших контрольных институтов, и ее европейским аналогом - ЕВРОСАИ, членом-учредителем которой она является'.

И.Шенгенские соглашения

1.Общая характеристика Шенгенских соглашений

2.Шенгенское соглашение 1985 г.

3.Шенгенская конвенция 1990 г.

1.Общая характеристика Шенгенских соглашений

Шенгенские соглашения - система из двух договоров, которые были подписаны во второй половине 1980-х годов между государствами-членами Европейских сообществ в Шенгене (имя "Шенген" носит расположенный на территории Люксембурга старинный замок постройки XIV века, а.также окружающий этот замок поселок сельского типа):

1.Соглашение "О постепенной отмене проверок на общих границах" (Шенгенское соглашение 1985 г.);

2.Конвенция о применении Шенгенского соглашения (Шенгенская конвенция 1990 г. ).

Главная цель Шенгенских соглашений - отмена личных проверок на границах между государствами-членами ЕС ("общие" или "внутренние" границы). Достижение этой цели привело к формированию Шенгенского пространства (или "Шенгенской зоны"), внутри которого физические лица могут перемещаться свободно, а на вцешних границах введена единая (Шенгенская) виза.

Шенгенская виза имеет силу на всей территории Шенгенского пространства. Она выдается только для краткосрочных поездок иностранцев (максимум три месяца в течение одного полугодия). Существует также Шенгенская транзитная виза.

Кроме норм о пересечении границ (внутренних и внешних) Шенгенские соглашения включают правила, посвященные охране законности и правопорядка, борьбе с преступностью. На основании Шенгенских соглашений функционирует специальная информационная система, связывающая друг с другом правоохранительные органы государств-членов - Шенгенская информационная система.

Первоначально Шенгенские соглашения подписали только пять государств-членов Европейских сообществ. Впоследствии к ним присоединились остальные государства-члены (см.: Европейский Союз), кроме Великобритании и Ирландии. Ассоциированными участниками Шенгенских соглашений являются Исландия и Норвегия. С 1 мая 1999 г. Шенгенские соглашения и принятые на их основе нормативные акты были инкорпорированы (включены) в правовую систему Европейского Союза.

Исторически сложилось так, что для сохранения своего суверенитета и государственной целостности государство должно было иметь крепкие границы, но это не всегда способствовало экономическому, политическому, культурному и иному сотрудничеству. Часто государства оказывались отрезанными от внешнего мира, но необходимость в общении и взаимной поддержке заставляла их идти на компромисс. Во второй половине XX века под влиянием интеграционных процессов в различных направлениях более актуальным стал вопрос о расширении сотрудничества государств. Для реализации этой задачи государства, в частности, стали "открывать" границы, сначала этот процесс носил "осторожный" характер, но в дальнейшем приобретал все больший вес и открывал широкие перспективы. Внутренние границы открываются, а внешние, наоборот, делаются прочнее. Ставилась задачи заложить основы для более тесного союза европейских народов и добиться прекращения раздробленности европейского континента, данное положение и было заложено в преамбуле Договора о Европейском союзе.

2. Шенгенское соглашение 1985 г.

14 июня 1985 г. в замке Шенген , что на реке Мозель (Люксембург), государственные секретари от имени правительств пяти из десяти тогдашних государств Европейских сообществ скрепили своими подписями Соглашение "О постепенной отмене проверок на внутренних границах". Особенность данного Соглашения заключается в том ,что большинство его положений являются "нормами-задачами"("будут стремиться", "прилагать усилия" и др.) Осуществление данных задач возлагалось на правительства и другие органы исполнительной власти государств-участников. Данный документ впервые показал намерения государств-участников вести дело к полному открытию границ и предусмотрел программу мер по реализации поставленной цели. Эти пять государств: Бельгия , Германия , Франция , Люксембург, Нидерланды.

1.Шенгенская конвенция 1990 г.

19 июня 1990 г. представители тех же пяти государств, снова в Шенгене , заключили новый договор. Данный договор имел межгосударственный характер и в отличие от своего предшественника был более обширен и детален.

Многие считают , что сбылась мечта убежденных европейцев, или, по крайней мере, они уже смогли почувствовать, что значительно приблизились к осуществлению своей мечты- Европа без границ. "Шенгения"- это своего рода синоним объединения тех стран, которые в середине 80 годов договорились, в принципе, об отмене границ внутри Европы или, по меньшей мере, между своими странами. Между этими странами люди должны иметь возможность передвигаться свободно. В маленьком люксембургском городке Шенген, что на Мозеле, Бельгия, Франция, Люксембург, Нидерланды и Германия подписали 14 июня 1985года соглашения о полной отмене любого персонального контроля на своих границах. Позднее к ним присоединились также Италия, Испания, Греция и Португалия.

Однако вступления соглашения в силу постоянно откладывалось, поскольку существовали не только технические проблемы. Некоторые политики опасались, что открытие границ исключит возможность контроля за въездом в эти страны нелегальных переселенцев и криминальных элементов. Мнения разделились. Те политики, которые годами добивались открытия границ, кроме прочего тешили себя надеждой, что с исчезновением границ, исчезнет опасность и новой войны между объединившимися государствами. Многие простые граждане тоже высказывали свое удовлетворение. Им давно уже казалось нелепым, что в то время, когда так много говорится о единой Европе, когда правительства стараются по возможности большее количество вопросов решать вместе, все

еще сохраняются государственные границы. И хотя уже долгие годы на границах многих европейских государств пограничный контроль носит чисто символический характер, а в некоторых местах и вовсе отсутствует, тем не менее до недавнего времени рекомендовалось оформить необходимые документы, прежде чем отправиться заграницу.

Другие же, напротив, рисовали мрачные картины Европы, по которой беспрепятственно и бесконтрольно передвигаются преступники и, пользуясь отсутствием границ, разворачивают свое преступное международное сотрудничество. Их не успокаивали те многочисленные инструменты, которые авторы заложили в Шенгенское соглашение, чтобы Шенген не привел к ухудшению криминогенной обстановки. Соглашение включает в себя целый комплекс таких инструментов. Основная идея заключается в том, что в будущем контроль переносится на внешние границы Шенгенской группы. Это значит, что если, к примеру, человек приезжает или прилетает из Польши в Германию, он проходит контроль однажды, а именно на Германской границе. Соответствующие службы Франции и Нидерландов должны надеяться на то, что строгость этого контроля соответствует их требованиям. После пересечения германской границы никакого последующего контроля в принципе не требуется. Чтобы эта система функционировала, полицейские службы стран- членов, Шенгенской группы, должны эффективно взаимодействовать, обмениваться информацией и оказывать друг другу помощь в преследовании преступников и открывает новые широкие возможности. При пересечении подозреваемым границы полиция должна иметь право преследовать его и на территории другого государства. В чрезвычайных обстоятельствах подобное преследование может осуществляться и без предварительного согласия заинтересованного государства. А чтобы пограничники каждой из этих стран имели всегда информацию о лицах, попавших в полицейские досье, в других странах Шенгенской группы, была создана Шенгенская Информационная система (818). В Страсбурге установлен гигантский компьютер, собирающий данные из отдельных стран и передающий на терминалы в другие страны. В нем уже собраны данные на несколько миллионов человек. Информация об "опасных" иностранцах через компьютерные сети Шенгенской информационной системы в виде специальных запросов поступает на пропускные пункты и пограничные терминалы всех сторон Конвенции. Наличие подобного запроса считается основанием для отказа в предоставлении права на въезд. Тем самым в рамках Шенгенской зоны создается единое информационное пространство.

включающее данные о людях и предметах, которые представляют интерес для правоохранительных органов. Объектами данных могут быть также иностранные лица, в отношении которых одно из государств Конвенции направляет "информационный запрос в целях недопус-ка"(ст.96). Эти данные становятся доступными по компьютерным сетям дипломатическим и консульским представительствам всех стран-участниц (ст. 101 ). Данная информационная система на практике оказалась очень эффективным инструментом для помощи в борьбе с преступностью. В первый месяц работы результативность полицейских расследований в ряде областей увеличилась примерно на 30%. Эксперты по вопросам безопасности считают, что сейчас шансы задержать преступников значительно выше, чем при закрытых границах. Во Франкфуртском аэропорту это мнение получило свое подтверждение. Первый успех последовал в течение первого же часа после включения компьютера. При проверке паспорта одного из австралийских пассажиров компьютер показал, что его владелец разыскивается французской полицией. Без общей системы он бы беспрепятственно прошёл контроль.

Но получение , сбор и хранение информации о частных лицах может подвергнуть опасности основные права человека и гражданина- право на охрану тайны частной жизни, поэтому в Шенгенскую конвенцию включен специальный раздел 6 " Защита данных личного характера".

Итак, что же видят теперь граждане "прочих стран" при въезде в Шенгенское пространство? В аэропортах и на некоторых пропускных пунктах появились новые указатели- "для еврограждан" и "для нееврограждан", и все могут заметить, что очередь "для неев-рограждан" движется значительно медленнее. Граждане "неевро" -стран воспринимают это порой, как дискриминацию. Так, в конце марта на польско-германской границе некоторые из этих людей отказались признавать себя неевропейцами. "Мы не люди второго сорта", - заявили они.

Многие критики говорили о новом разделении Европы, а правозащитники, в том числе и в Германии, - о разделе Европы на два класса. Они заявили, что политики думали не об отмене границ, а просто хотели герметично закрыться изнутри от беженцев и переселенцев. Беженцы и другие лица представляют большую проблему. Данные лица , направляют соответствующее ходатайство в разные ее государства и определить, которое из них будет нести ответственность за рассмотрение ходатайства сложно.

Впрочем, все это эмоции. А по сути становится ясно, что образование "Шенгении" не означает открытия внешних границ, на которых контроль, и это вполне естественно, усиливается. Открытыми становятся внутренние границы, причем не только для граждан стран Шенгенской группы, но и для приезжающих извне, как только они пересекают в первый раз внешнюю границу.

Укрепление внешних границ - вынужденная мера , продиктованная стремлением обеспечить поддержание мира, законности и правопорядка на всем Шенгенском пространстве , содействовать эффективной борьбе с международной преступностью.

Что же касается остальных стран- членов Европейского Союза, они пока присматриваются ко всем этим новшествам, и некоторые, например, Великобритания, не торопятся вступать в "Шенгенский клуб". Хотя Великобритания вступила в Европейские сообщества , и в прошлом , и сейчас она занимает весьма осторожную позицию в отношении дальнейших шагов интеграции. Среди населения сильны позиции так называемьк "евроскеп-тиков"; немало британцев выступают за выход из Европейского союза. Необходимо отметить , при этой ситуации количество желающих вступить в Европейский союз не только не уменьшилось , но их с каждым годом становится все больше. Покажется ли им опыт государств - участников Шенгенских соглашений убедительным?.. На этот вопрос ответит время.

Ш .ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ: КОМПОНЕНТЫ И ФУНКЦИИ

Начиная с 1999 года одиннадцать государств-членов ЕС (теперь их 15) начали свой переход на третий этап Экономического и Валютного Союза.

ЭВС предполагает не только тесную координацию и, до определенной степени, гармонизацию бюджетных и экономических политик государств-членов, но и введение единой денежной единицы - евро, а также определение и осуществление единой денежной политики таких государств-членов. Не случайно многие ученые считают ЭВС «самой высокой ступенью экономической интеграции».Щ На этой ступени интеграции государства-члены ЕС передают органам Европейского Сообщества свою компетенцию в одних из самых чувствительных вопросах - в вопросах осуществления и регулирования денежной эмиссии и в вопросах осуществления денежной политики. Такая передача национальной компетенции и, вызванное этим ограничение национального суверенитета государств-членов в таких областях, приводит к принципиальному изменению роли и полномочий ЕС. Кроме того, процесс такой передачи национальной компетенции государств-членов приводит к тому, что они с!е Гас1о лишаются своей компетенции по осуществлению денежной и эмиссионной политик, которая закреплена в конституциях практически всех государств-членов ЕС."

Как это широко известно, основной структурой, в рамках которой происходит функционирование всех «валютных» компонентов Экономического и Валютного Союза и которая определяет и осуществляет единую денежную политику Европейского Сообщества, в соответствии с Договором об учреждении Европейского СообществаЩ является Европейская Система Центральных Банков (ЕСЦБ),Щ которая появилась в соответствии со Ст. 8 Договора. Ниже мы рассмотрим, что же представляет из себя ЕСЦБ и каким образом она функционирует.

В соответствии со Ст. 107 Договора, ЕСЦБ состоит из Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) и национальных центральных банков государств-членов. Эта статья дополняется положениями Ст. 14 (3) Статута Европейской Системы Центральных Банков и Европейского Центрального Банка(4], гласящей, что национальные центральные банки являются неотъемлемой частью ЕСЦБ. Ст. 8 Статута гласит, что основным принципом организации ЕСЦБ является то, что ее функционирование обеспечивается органами ЕЦБ, наделенными правом принимать решения. Вообще, как это отмечается некоторыми учеными, «Европейский Центральный Банк является основой Европейской Системы Центральных Банков».Щ Важнейшими особенностями ЕСЦБ является то, что управление ЕСЦБ осуществляется органами управления ЕЦБ, полномочия ЕСЦБ тоже осуществляются ЕЦБ, а также то, что в отличие от ЕЦБ и национальных центральных банков государств-членов, ЕСЦБ не является юридическим лицом.

Отсутствие у ЕСЦБ юридического статуса, собственных независимых органов управления и возможности самостоятельного осуществления полномочий позволило выдвинуть несколько точек зрения на правовую природу ЕСЦБ. Одна из точек зрения говорит о том, что ЕСЦБ является системой юридических лиц (центральных банков), управляемой общими целями, задачами и правилами. [6] Близок к ней и Доминик Серве, который считает, что слово «Система» в понятии Европейская Система Центральный Банков должно пониматься «не как обозначение юридического лица, но как выражение, обозначающее ЕЦБ и национальные центральные банки в качестве составных частей некоего образования, которое управляется собранием целей, задач и правил». Г7] Серве поясняет, что с его точки зрения такая трактовка позволяет избежать очевидного противоречия между принципами централизации и децентрализации, которыми он наделяет ЕСЦБ. Происходит это за счет того, что в такой системе, с одной стороны, гарантируется централизация процесса принятия решений, необходимая для проведения единой денежной политики, а, с другой стороны, дозволяется децентрализация операций, которые осуществляются во исполнение единой денежной политики либо ЕЦБ, либо национальными центральными банками.

Пейса и Вехмас пишут о том, что «концепцией ЕСЦБ является концепция единой общности, состоящей из ЕЦБ и национальный центральных банков и направленной на осуществление поставленных перед ней целей и задач».[8] Авторитетный комментарий к Договору о Европейском Сообществе под редакцией Кэмпбелла говорит что: «Европейская Система Центральных Банков представляет собой соединение ЕЦБ и национальных центральных банков. Но лишь ЕЦБ является юридическим лицом. ЕСЦБ управляется органами ЕЦБ. Другими словами ЕСЦБ представляет собою не более, чем накидку, наброшенную на ЕЦБ, и не несущую никакого значения, кроме семантической маскировки иерархии, установленной между ЕЦБ и национальными центральными банками.»[9]

Таким образом, мы видим, что большинство ученых не признают за ЕСЦБ какой-либо самостоятельной и только ей одной присущей сущности или функции. На мой взгляд, мы можем говорить о ЕСЦБ, как о названии системы определенных отношений, складывающихся между ЕЦБ и национальными центральными банками в рамках достижения ими целей и задач, поставленных перед ЕСЦБ. При этом, господствующая роль в этих отношениях принадлежит ЕЦБ, а национальные центральные банки государств-членов играют в ней достаточно подчиненную роль. Это дало возможность некоторым ученым говорить о том, что «Существующие национальные центральные банки становятся отделениями ЕЦБ со статусом аналогичным индивидуальным федеральным резервным банкам внутри Федеральной резервной Системы».[10] При этом, подчиненная роль национальных органов по отношению к органам ЕС вообще характерна для правоотношений между государствами-членами ЕС и институтами ЕС. Так Маклаков В.В. отмечал, что «нельзя не видеть, что органы государств-членов находятся в подчиненном положении по отношению к органам ЕС».И 1] Такое понимание ЕСЦБ дает нам возможность как не отделять ее от ЕЦБ и национальных центральных банков, ибо без них ЕСЦБ ничего не представляет, так и подчеркивать то, ради чего и было создано название ЕСЦБ - единая и упорядоченная система взаимоотношений между ЕЦБ и национальными центральными банками государств-членов.

Какова же цель создания ЕСЦБ? Ст. 105 (1) Договора и дословно повторяющая ее Ст. 2 Статута четко определяет эти цели. Главной из них является поддержание стабильности цен. Осуществляя все остальные свои цели и выполняя свои функции, ЕСЦБ, прежде всего, должна заботиться о выполнении этой задачи. Только не вступая в противоречие со своей основной целью, ЕСЦБ должна осуществлять свою вторую цель - поддержку общей экономической политики Сообщества с целью достижения задач Сообщества, изложенных в Ст. 2 Договора. ЕСЦБ должна реализовывать эти цели, исходя из принципов открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, принципов, изложенных в Ст. 4 Договора, а также, поощряя эффективное распределение ресурсов.

Для выполнения этих целей перед ЕСЦБ ставятся такие задачи как: определение и проведение в жизнь валютной политики Сообщества; ведение международных обменных операций в соответствии с положениями Ст. 111 Договора; владение и распоряжение официальными резервами иностранной валюты государств-членов; содействие правильному функционированию системы платежей; помощь в проведении компетентными органами политики разумного надзора за кредитными учреждениями и за стабильностью финансовой системы.

Как уже подчеркивалось выше, кроме общих целей и задач элементы ЕСЦБ объединены и жесткой иерархической структурой правоотношений, складывающейся между национальными центральными банками государств-членов и ЕЦБ. Роль национальных центральный банков внутри ЕСЦБ прекрасно показывается Статьях 9.2, 12.1, 14.3. и 34 Статута в соответствии с которыми, они обязаны действовать в рамках нормативных актов, принимаемых ЕЦБ. При этом, наибольшее значение приобретают нормативные акты ЕЦБ, принимаемы внутри самой системы. К таким нормативным актам относятся основные ориентиры, принимаемые Управляющим советом, указания, принимаемые исключительно Исполнительным комитетом, а также внутренние решения, принимаемые обоими этими органами. Поскольку эти правовые акты обязательны только для ЕЦБ и национальных центральных банков, перешедших на третий этап ЭВС, они не дают никаких прав и не накладывают никаких обязанностей на иные третьи лица. В свою очередь, невыполнение национальными центральными банками государств-членов, перешедших на третий этап ЭВС, основных ориентиров и указаний может привести к рассмотрению такого невыполнения в Суде ЕС. Различия между основными ориентирами и указаниями заключаются не только в органах, которые их принимают, но и в тех вопросах, которым они посвящены. Основные ориентиры являются юридическими актами, предназначенными для определения и закрепления политики ЕСЦБ. Они содержат основные рамочные положения и основные правила, которые должны выполняться как ЕЦБ, так и национальными центральными банками. В качестве примера

основных ориентиров, принятых Управляющим советом, мы можем привести Основные ориентиры Европейского Центрального Банка от 1 декабря 1998 года о требованиях к статистической отчетности Европейского Центрального Банка в области баланса платежей и статистики международных инвестиционных позиций (ЕСВ/1998/17).

В отличие от основных ориентиров, указания, принимаемые Исполнительным комитетом, предназначены для обеспечения выполнения основных ориентиров и решений Управляющего совета и содержат конкретные детальные указания национальным центральным банкам.

Внутренние решения принимаются как Управляющим советом, так и Исполнительным комитетом в сферах своей компетенции. Они имеют юридическую силу внутри ЕСЦБ и посвящены вопросам административного и организационного характера. Примером такого внутреннего решения может являться Решения Европейского Центрального Банка от 3 ноября 1998 года в отношении публичного доступа к документации и архивам Европейского центрального банка (ЕСВ/1998/12).

Кроме того, в соответствии со Ст. 31. Статута при осуществлении своей деятельности национальные центральные банки должны соблюдать лимит резервных активов в иностранной валюте, устанавливающийся ЕЦБ или просить согласия ЕЦБ на изменения этого критерия.

Отметим, что доминирование ЕЦБ и правоотношений, складывающихся в рамках ЕСЦБ, сказывается и в том, что для вхождения в зону евро государствам-членам пришлось изменить правовое положение своих центральных банков таким образом, чтобы гарантировать своим центральным банкам достаточную степень независимости, предусмотренной в Статуте ЕСЦБ, а также для того, чтобы они могли выполнять свои обязанности в рамках ЕСЦБ. Это дало возможность некоторым ученым говорит о «прямой гармонизации» правового положения центральных банков.[12] В результате, практически все государства-члены приняли либо, новые законы о центральных банках (Бельгия в марте 1999 г., Финляндия в марте 1998 г., Нидерланды в 1998 г.), либо изменили свои уже существующие (ФРЕ в 1997 г., Ирландия в 1998 г., Франция в мае 1998 г., Ереция в 1998 г., Португалия в 1998 г., Испания в 1994 г., Швеция в 1998 г.). Для того, чтобы осуществить такое изменение правового положения национальных центральных банков и обеспечить законность выполнения принятых на себя обязательств в рамках ЭВС, ряду государств-членов пришлось внести соответствующие изменения в свои конституционные документы (Франция, ФРГ, Соединенное Королевство (Акт о Европейских Сообществах с соответствующими изменениями и Акт о Банке Англии), Финляндия, Португалия, Швеция). Кроме того, даже государства-члены, до сих пор не определившиеся с вопросом о присоединении к третьему этапу Экономического и валютного союза, приняли нормативные акты, направленные в сторону большей независимости своих центральных банков (Акт о Банке Англии 1997 года). Наконец, для успешного перехода на третий этап ЭВС в Люксембурге законом от 23 декабря 1998 года, впервые в истории этой страны был образован центральный банк.

Статут ЕЦБ предусматривает и доминирование ЕЦБ над национальными центральными банками и в международных отношениях. Так в соответствии со Ст. 6.1 Статута именно ЕЦБ принимает решение о том, каким образом будет представлена ЕСЦБ на международной арене, а Ст. 6.2. Статута говорит о том, что национальные центральные банки могут участвовать в международных валютных органах только с согласия ЕЦБ. Самому же ЕЦБ такого согласия ни от кого не требуется. Национальные банки не могут самостоятельно выходить за рамки полномочий, предоставленных им Статутом. Для того чтобы они могли выполнять иные функции, Управляющий совет ЕЦБ должен решить двумя третями своих голосов, что они не расходятся с целями и задачами ЕСЦБ (Ст. 14.4 Статута). Но и такие функции выполняются ими под свою ответственность и не рассматриваются как часть функций ЕСЦБ.

В довершение картины отметим, что ЕЦБ обладает возможностью принуждать национальные центральные банки к выполнению ими своих обязанностей. Это возможность проистекает из положений Ст. 35.6 Статута, дающей ЕЦБ право обращаться с такими исками в Суд ЕС. При этом некоторые ученые отмечают похожесть этого права ЕЦБ на права Комиссии ЕС в отношении государств-членов ЕС в соответствии со Ст. 226 Договора.Г13]

Хотелось бы еще раз повторить, что сама по себе, без ЕЦБ и национальных центральных банков государств-членов, Европейская Система Центральных Банков не существует и не может существовать. Соответственно цели и задачи ЕСЦБ являются не более, чем целями и задачами отношений, складывающихся между ЕЦБ и национальными центральными банками государств- членов. Тот же факт, что в соответствии со Ст. 8 Статута и Ст. 107 (3) Договора именно руководящие органы ЕЦБ - Управляющий совет и Исполнительный комитет, осуществляют управление всей Европейской Системой Центральных Банков означает, что цели и задачи ЕСЦБ реализуются ЕЦБ и национальными центральными банками под руководством органов ЕЦБ и именно ЕЦБ посредством своих руководящих органов играет главенствующую роль в этих отношениях. При этом, управляющие национальных центральных банков, являющиеся членами Управляющего совета, представляют в нем, по крайней мере с!е щге самих себя, а не свои национальные центральные банки.[14]

Выше нами был рассмотрен состав и функции ЕСЦБ, а также показана роль, которую играют в ЕСЦБ национальные центральные банки и ЕЦБ. Двухлетний опыт работы ЕСЦБ показывает, что не смотря на достаточную сложность такой системы ЕСЦБ оказалась вполне работоспособной. Однако, такой срок является достаточно небольшим. Насколько институциональные особенности ЕСЦБ позволят Европейскому Сообществу приспособиться к меняющейся экономической ситуации, эффективно осуществлять единую денежную политику Сообщества и хотя бы частично гармонизировать экономические циклы государств-членов покажет лишь будущее.

IV.Европейский инвестиционный банк

Состав банка Роль банка Организация работы Совет управляющих

Европейский инвестиционный банк (Е1В) - финансовое учреждение Европейского союза - задуман и действует как банк и в то же время, как европейский институт, способствуя за счет этого достижению Союзом его глобальных целей, то есть - финансируя проекты, которые развивают сбалансированную европейскую интеграцию, способствуют экономическому и социальному единению, способствуют прогрессу инновационной наукоемкой экономики.

Созданный в 1958 году в соответствии с Римским договором, Е1В финансируется посредством получения займов на финансовых рынках. В отличие от традиционных банков, он не получает коммерческого дохода за счет обслуживания сбережений или текущих счетов.

Как лидирующий в мире несуверенный заемщик, Европейский инвестиционный банк пользуется максимально возможным рейтингом кредитоспособности (ААА) на рынках долгосрочного ссудного капитала. Это позволяет ему на очень конкурентоспособных условиях мобилизовать значительные объемы сбережений, необходимые для поддержания его деятельности заимодавца.

Состав банка

Штат Европейского инвестиционного банка, который находится в Люксембурге, составляет высококвалифицированный персонал, в котором представлены все страны Европейского Союза. Акционеры ЕГО - это государства-члены ЕС. Они совместно подписываются на капитал банка, деля между собой доли участия в соответствии со скользящей шкалой, которая отражает, так сказать, экономический "вес" каждого из государств Союза.

Европейским инвестиционным банком руководят Совет управляющих, Совет директоров, Административный комитет и Аудиторский комитет.

Роль банка

Европейский инвестиционный банк - это некоммерческий банк, он не привлекает бюджетные средства Европейского Союза. Его миссия состоит в том, чтобы финансировать общественные и частные инвестиции в проекты, которые способствуют углублению европейской интеграции. Значительный объем средств, заработанный Европейским инвестиционным банком на финансовых рынках, инвестируется в тщательно отобранные проекты. Инвестиции должны отвечать следующим критериям:

1.они должны служить катализатором, способным привлечь другие источники финансирования; они должны иметь отношение к таким областям, как укрепление конкурентоспособности европейской промышленности, малых и средних предприятий, способствовать созданию трансевропейских сетей (транспортных, телекоммуникационных и энергетических), помогать защищать природную и городскую среду, развивать здравоохранение, образование и информационные технологии;

2.они должны быть направлены главным образом в наиболее отстающие регионы.

Такая философия инвестирования определяет деятельность банка как в странах-членах Союза, так и в третьих странах. Хотя почти 90 процентов финансовой активности Европейского инвестиционного банка приходится на государства ЕС, существенная доля средств банка идет на инвестиции в проекты стран, обращающихся за помощью к ЕIB, для которых банком созданы специфические механизмы финансирования.

Европейский инвестиционный банк, кроме того, содействует жизнеспособному развитию Средиземноморских стран, Африки, государств Карибского моря и Тихого океана, а также вкладывает средства в обоюдовыгодные проекты в странах Латинской Америки и Азии. Помимо всего прочего, ЕIВ - владелец контрольного пакета акций Европейского инвестиционного фонда (Е1F) (у ЕIB 60.5 процентов, у Европейской Комиссии - 30 процентов, остальные 9.5 процента - у различных европейских банков и финансовых структур), и возглавляет его правление. Созданный в 1994 ЕIB находится там же, где и ЕIB - в Люксембурге. Его главная задача состоит в том, чтобы поддерживать инвестиции в малые и средние европейские предприятия. ЕIB и ЕIF вместе составляют ЕIB Gгоuр.

Организация работы

Европейский инвестиционный банк берет и предоставляет займы, основываясь на экономической политике, определенной Союзом. Каждый год банк представляет отчет, полностью описывающий его деятельность. Отчет содержит детали операций банка, ведения им счетов, а также список и описание финансируемых проектов.

По приглашению Европейского Парламента, банк принимает участие в работе ряда парламентских комиссий, занимающихся вопросами, имеющими отношение к деятельности банка. Он также вовлечен в подготовку работы Совета ЕС, которому докладывает о своем вкладе в достижение целей Союза и о наиболее вероятном изменении этих целей в зависимости от функциональных потребностей экономики. Банк, кроме того, сотрудничает с другими европейскими учреждениями в контексте политики Сообщества и в вопросах, имеющих отношение к его деятельности. Президент Европейского инвестиционного банка может посещать заседания Совета, участвуя там в обсуждениях и оказывая влияние на их результаты в силу того, что экспертная точка зрения ЕIB обязательно принимается во внимание.

В соответствии со своим уставом, Европейский инвестиционный банк в системе институтов Сообщества пользуется в принятии решений полной автономией. Его управленческие и контрольные структуры позволяют банку самому решать, где и на каких условиях брать займы, кому и на каких условиях их давать, основываясь исключительно на собственной оценке достоинств каждого проекта и возможностей, предлагаемых финансовыми рынками.

Сотрудничество Европейского инвестиционного банка с другими учреждениями ЕС и международными банковскими кругами помогает ему гарантировать соответствие предоставления им ссуд бюджетным инструментам ЕС, позволяет привлекать инвестиции в проекты, которые он поддерживает в интересах достижения экономических целей Союза.

Сам банк имеет дело напрямую только с учредителями крупномасштабных проектов (не менее 25 миллионов евро), а финансирование меньших проектов (учредители: малые и средние

(ЭВС) в рамках Европейского Союза. Создание предприятия или органы местного самоуправления) он "осуществляет при помощи примерно 180 банков и европейских финансовых посредников, которые, в соответствии с его критериями, используют фонды Европейского инвестиционного банка.

Совет управляющих

Совет управляющих включает в себя министров, назначаемых правительством каждого государства-члена ЕС. Как правило это министры финансов. Совет определяет общие условия кредитной политики, принимает балансовый отчет и ежегодный отчет банка, утверждает решения о финансировании проектов вне ЕС и определяет прирост капитала. Совет управляющих назначает членов Совета директоров. Административного комитета и Аудиторского комитета.

Совет директоров

Совет директоров, в котором председательствует президент банка, а в качестве его заместителей выступают вице-президенты (см. ниже), включает 28 директоров и 18 заместителей директоров. Один из директоров и один из заместителей директоров выдвигаются Европейской Комиссией, а все остальные - государствами-членами Союза. Утвеждаются кандидатуры Советом управляющих. Совет Директоров собирается раз в месяц. Он ответственен за то, чтобы Европейский инвестиционный банк управлялся в соответствии с целями, для которых он предназначен. Совет, кроме того, утверждает задуманные банком операции с займами, разрешает или запрещает их брать и давать. Состав (январь 2007 года):

Председатель: Филипп Мэйштад  Административный комитет

Административный комитет - это тот орган, который управляет повседневной работой банка. Он включает в себя президента банка и семь вице-президентов, коллективно руководящих деятельностью банка. Совет подготавливает решения Совета директоров и гарантирует надлежащее их выполнение, уделяя особое внимание мобилизации капитала и предоставлению ссуд.

Аудиторский комитет

Европейский инвестиционный банк имеет структуру внутреннего и внешнего аудита, обеспечивают все операции банка и применяющую стандартные для банковского и финансового сектора процедуры. Эту структуру возглавляет Аудиторский комитет, который проверяет правильность действий Банка и его бухгалтерию. Он использует как аудиторов самого банка, так и привлекает их со стороны. Комитет также сотрудничает со Счетной палатой ЕС для внешней ревизии тех операций банка, для проведения которых привлекаются бюджетные средства Европейского Союза или государств-членов Союза.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64796. АЛГОРИТМИ АРХІВАЦІЇ НА ОСНОВІ СИСТЕМИ ЧИСЛЕННЯ ШТЕРНА-БРОКО 18.8 MB
  Для зберігання великих обсягів інформації для прискорення передачі файлів по мережі а також при не значних об’ємах носіїв даних використовуються алгоритми попереднього стиснення з подальшою можливістю відновлення і обробки.
64797. Імунологічні і гормональні дисфункції у хворих з хронічними механічними травмами слизової оболонки порожнини рота та їх корекція в комплексному лікуванні 285.5 KB
  Це диктує необхідність вивчення характеру дисфункції локальної імунної системи у хворих на хронічну механічну травму СОПР що дозволить предметніше з’ясувати порушення місцевого імунологічного бар’єру. Тому представляється актуальним визначення характеру змін статевих гормонів...
64798. УДОСКОНАЛЕННЯ МЕТОДІВ ВИЗНАЧЕННЯ ГЛИБИН НА ШЕЛЬФІ 376 KB
  Одним з істотних аспектів проблеми безаварійного судноводіння є забезпечення необхідного рівня точності вимірювання глибин при плаванні судна в стислих умовах. Оскільки заходи направлені на зниження аварійності судноводіння є актуальним і перспективним...
64799. ПОЛІПШЕННЯ ТЕХНІЧНИХ ХАРАКТЕРИСТИК СЕКЦІЙНОГО ВАГОНУ-ПЛАТФОРМИ ШЛЯХОМ ВДОСКОНАЛЕННЯ КОНСТРУКЦІЇ 3.64 MB
  Мета даної роботи поліпшення технічних характеристик секційного вагонуплатформи за рахунок удосконалення конструкції з урахуванням зниження металоємності. Для досягнення поставленої мети необхідно: провести огляд існуючих конструкцій спеціалізованих вагонівплатформ...
64800. ДЕРЖАВНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНИЙ КОНТРОЛЬ ПРОЦЕСІВ ЕКОНОМІЧНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ 240 KB
  Основою державного контролю економічної концентрації є такі принципи як єдність економічного простору вільне переміщення товарів послуг і фінансових засобів підтримка конкуренції недопущення економічної діяльності спрямованої на монополізацію і несумлінну конкуренцію.
64801. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ЗАСАДИ СТРАТЕГІЇ РЕСУРСОЗБЕРЕЖЕННЯ У РЕГІОНАЛЬНИХ ЕКОНОМІЧНИХ СИСТЕМАХ 364 KB
  Актуальність визначення напрямів ефективного ресурсозбереження для України обумовлена об’єктивними причинами що пов’язані із вирішенням загальної проблеми забезпечення сталого економічного розвитку держави.
64802. ОБҐРУНТУВАННЯ ПАРАМЕТРІВ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГІЧНИХ СИСТЕМ ФАРМАЦЕВТИЧНОЇ ПРОМИСЛОВОСТІ 559.5 KB
  Метою роботи є підвищення стабільності транспортування тари на лініях розливу та підвищення продуктивності шляхом переходу на двопотокове позиціювання з розробкою удосконаленого пристрою з подільником потоку та обґрунтування динамічних та кінематичних характеристик...
64803. Підвищення ефективності компенсації зовнішнього магнітного поля трифазного розподільного пристрою методом симетрування конструкції 191.5 KB
  Для забезпечення вимог електромагнітної сумісності використовують різноманітні методи зниження зовнішнього магнітного поля розподільного пристрою у тому числі автоматичну компенсацію. Автоматична компенсація зовнішнього магнітного поля здійснюється за допомогою систем автоматичної компенсації.
64804. Дидактичні засади розробки електронного підручника як засобу індивідуалізації навчання студентів аграрних коледжів 232.5 KB
  За Болонською декларацією, навчання у системі вищої аграрної освіти має відбуватись за умов індивідуалізації навчання студентів з використанням нових інформаційно-комунікаційних технологій та консультативній функції викладача, спрямованості навчально-виховного процесу на особистість кожного студента.