14550

ОБРАЗОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ

Реферат

Мировая экономика и международное право

Образование Европейских Сообществ Оглавление 1. Парижский договор 1951 года и создание Европейского Объединения Угля и Стали1 2. Римский договор 1957 года и создание ЕЭС3 3. Попытка создания сообщества по безопасности и его провал7 4. Римский договор 1957 года и создание

Русский

2013-06-06

51.85 KB

21 чел.

Образование Европейских Сообществ

Оглавление

1. Парижский договор 1951 года и создание Европейского Объединения Угля и Стали 1

2. Римский договор 1957 года и создание ЕЭС 3

3. Попытка создания сообщества по безопасности и его провал 7

4. Римский договор 1957 года и создание Европейского Сообщества по Атомной Энергетике (Евратома) 7

1. Парижский договор 1951 года и создание Европейского Объединения Угля и Стали

Парижский Договор был подписан 18 апреля 1951 года. Вступил в силу 1 января 1952 года. Он положил начало созданию первого Интеграционного Объединения в Западной Европе – Европейского Объединения Угля и Стали (ЕОУС). В состав вошли: Франция, Италия, страны Бенилюкса, и ФРГ.

Парижский договор, положивший начало созданию первого интеграционного объединения в Западной Европе, подписан 18 апреля 1951 г. и вступил в силу 1 января 1952 г. Шесть государств-участников — Франция, Италия, страны Бенилюкса и ФРГ — создали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС).

Сам по себе Парижский Договор ничего не говорит о природе интеграционного объединения, об уровне и степени интеграции, о восприятии концепций наднационального сотрудничества или межнационального объединения. О том, каким образом должно действовать это Объединение, в самом Договоре говорится неопределенно. Согласно ст. 5 Договора, ЕОУС должно осуществлять свои задачи «с ограниченной степенью вмешательства». Формулировка достаточно туманная, и если в Договоре в той или иной мере определялась сфера вмешательства, то указание на порядок этого вмешательства практически отсутствовало.

Также, Парижский Договор решал не только узкую и чисто функциональную проблему сотрудничества западноевропейских государств в одной определенной сфере развития и упорядочения производства. ЕОУС стало своеобразным опытным полем, где проходили практическую проверку многие концептуальные построения и, прежде всего, решалась задача соотношения наднационального и межнационального в западноевропейской интеграции. Кроме этого, решалась одновременно ещё одна, напрямую не связанная со сталелитейной промышленностью, но весьма важная политическая проблема – проблема интеграции Западной Германии в западноевропейскую экономическую систему. (Участники ЕОУС, легитимируя возвращение Западной Германии в систему западных государств, одновременно использовали создание наднационального объединения для того, чтобы сохранить свой контроль над тяжелой промышленностью Германии, которая, в прошлом, во многом способствовала утверждению национал-социалистического режима и развязыванию немецкой агрессии.)

Опыт, накопленный ЕОУС, оказал несомненное воздействие на последующее развитие интеграционных процессов в Западной Европе. Созданная, в рамках ЕОУС, модель не была полностью воспринята, хотя, накопленный опыт сыграл позитивную роль – с учётом практики ЕОУС была скорректирована модель построения других экономических интеграционных объединений и разработаны новые учредительные акты.

ЕОУС наделяется качествами юридического лица. Объединение обладает правоспособностью, необходимой для достижения поставленных целей и осуществления своих функций. За ним признаётся международная правоспособность, а в каждом из государств-членов оно обладает наибольшей правоспособностью, предоставляемой юридическим лицам в этом государстве.

ЕОУС может приобретать и отчуждать движимую и недвижимую собственность и выступать стороной в суде. Сами по себе приведённые положения имеют большое значение. Они определяют условия, характер и пределы правоспособности ЕОУС. Однако специфики и особенностей интеграционного объединения это не раскрывает, поскольку практически почти каждая международная организация обладает примерно теми же качествами юридического лица и, в общих чертах, тем же объемом правоспособности. О природе и особенностях интеграционного объединения скорее можно судить не по этим формулам, а выявляя структуру и характер полномочий институтов Объединения, а равно и его права в деле установления общеобязательных правовых предписаний, с которыми и связано, в первую очередь, начало формирования европейского права.

Основная задача объединения – способствовать экономическому развитию, росту занятости и повышению жизненного уровня в государствах-членах путём создания общего рынка угледобывающей и сталелитейной промышленности и их производных.

Институты ЕОУС – Высший Руководящий Орган, Общая Ассамблея, Специальный Совет Министров, и Суд ЕОУС. Договор определяет порядок их формирования, принципы функционирования, и условия взаимоотношений между ними.

Институты ЕОУС должны были обеспечить упорядоченное снабжение общего рынка, равный доступ к источникам производства для всех потребителей, установление максимально низких цен, поддержание условий, стимулирующих наращивание производства и улучшение качества производимой продукции, рациональное использование природных ресурсов, улучшение условий труда; способствовать росту международной торговли и упорядоченному наращиванию и модернизации производства.

Цели ЕОУС – …

свидетельствуют о том, что объединение носит чисто функциональный характер и решает специальный круг задач и проблем, связанных с развитием сталелитейной и угольной промышленности, созданием общего рынка товаров и услуг в этой сфере на базе принципов, определенных Договором.

Высший Руководящий Орган – Занимает центральное место. В соответствии со ст. 14 – принимает решения, даёт рекомендации или заключения. Принимаемые заключения носят рекомендательный характер (т.е. не имеют обязательной силы). На него возлагается обеспечение достижения целей ЕОУС и решение задач, связанных с созданием Общего рынка Угля и Стали. Он наделяется правом законодательной инициативы. Является основным законодательным органом ЕОУС. Состоит из международных чиновников, одним из главных условий назначения и деятельности которых является их независимость, по отношению к национальным правительствам – они не должны были получать или исполнять инструкции и указания правительств своих стран, а действовать по учредительному договору.

Общая Ассамблея – Совещательно консультативный орган. Формально – осуществляет представительные функции. Обладает незначительными правами. Возможность самостоятельного инициирования и принятия обязательных решений – исключается.

Специальный Совет Министров – Преимущественно контрольный орган, который имеет право участвовать в процессе принятия решений, затрагивавших жизненно-важные интересы государств-членов. Состоит из представителей правительств государств-членов ЕОУС. Осуществляет функции контроля над деятельностью Высшего Руководящего Органа.

Суд ЕОУС – Наднациональный, по своей природе, орган. Изначально – один из важнейших институтов, обеспечивающих соблюдение юридически обязательных предписаний договоров и актов, издаваемых институтами ЕОУС. Формировался путём единогласного назначения судей государствами-членами, но сами судьи, при исполнении своих обязанностей, были полностью независимы и руководствовались, в своей деятельности, предписаниями учредительного договора и действующими нормативно-правовыми актами.

Вся система институтов ЕОУС была сконструирована таким образом, что обеспечивала превалирующее значение институтов, воплощающих идеи наднациональности. Вполне естественно, что сами по себе эти принципы, воплощенные, прежде всего в структуре и полномочиях Высшего Руководящего Органа и Суда ЕОУС, применялись в сравнительно узкой сфере функционального сотрудничества государств, участвующих в Объединении.

К числу институтов ЕОУС были отнесены Высший Руководящий Орган, Общая Ассамблея, Специальный Совет Министров и Суд ЕОУС. Договор определил порядок их формирования, принципы функционирования и условия взаимоотношений между этими институтами. Для раскрытия природы интеграционного объединения чрезвычайно важно было определить, на каких началах формируются отдельные институты, каковы объём их полномочий и порядок их взаимодействия. Центральное место в системе институтов ЕОУС занял Высший руководящий орган. На него возлагалось обеспечение достижения целей ЕОУС и решение практических задач, связанных с созданием общего рынка угля и стали. Этот Высший руководящий орган наделялся правом законодательной инициативы, именно он инициировал принятие важнейших решений. Одновременно он являлся и основным законодательным органом ЕОУС, принимая обязательные по своей юридической силе акты и обращая их к исполнению. Учитывая место и роль Высшего Руководящего Органа, большое значение приобретал порядок его формирования и деятельности.

Согласно договору, Высший Руководящий Орган состоял из представителей, назначаемых государствами-членами из числа своих собственных граждан. Однако по своему статусу члены этого органа не являлись полномочными представителями своих правительств. Напротив, это были международные чиновники, одним из главных условий назначения и деятельности которых являлась их независимость по отношению к национальным правительствам. Они не должны были получать или исполнять инструкции и указания правительств своих стран, а действовать исключительно на основе учредительного договора и во исполнение его положений. Таким образом, Высший руководящий орган выступал преимущественно как воплощение идеи наднационального сотрудничества и руководства. Федералистское начало оказалось доминирующим.

Конечно, Высший Руководящий Орган не мог действовать бесконтрольно, он не мог не учитывать национальные интересы государств-членов. В определенной мере функции контроля над его деятельностью осуществлял специальный Совет Министров, состоявший из представителей правительств государств-членов ЕОУС. Тем не менее, важно подчеркнуть, что Совет Министров оставался преимущественно контрольным органом, хотя и наделялся правом вмешательства в процесс принятия решений, затрагивавших жизненно важные интересы государств-членов.

Практически совещательно-консультативным органом являлась Общая ассамблея. Формально это был институт, осуществляющий представительные функции, нечто вроде парламентского учреждения. Однако Общая ассамблея обладала весьма незначительными правами. Возможность самостоятельно инициирования и принятия ею обязательных решений исключалась.

Наднациональным по своей природе органом становился Суд ЕОУС. Он формировался путем единогласного назначения судей государствами-членами, но сами судьи при исполнении своих обязанностей были полностью независимы и руководствовались в своей деятельности предписаниями учредительного договора и действующими нормативно-правовыми актами. Суд ЕОУС изначально выступал воплощением идеи наднационального сотрудничества. Он был одним из важнейших институтов, обеспечивающих соблюдение юридически обязательных предписаний как Договора, так и актов, издаваемых институтами ЕОУС.

В этой связи большое значение приобретали порядок принятия, характер и степень обязательности, для государств-членов, нормативно-правовых актов, издаваемых институтами ЕОУС. В соответствии со ст. 14 «Высший Руководящий Орган ЕОУС принимает решения, дает рекомендации или заключения». Решение является нормативно-правовым актом общего характера, обязательным во всех своих частях, и подлежащим применению во всех государствах-членах ЕОУС (в последующем с созданием Европейского экономического сообщества и Евратома аналогичные по характеру нормативно-правовые акты получили наименование регламента). Рекомендации, будучи также обязательными нормативно-правовыми актами, определяют преследуемые данным актом цели, но оставляют выбор методов и средств реализации за теми, кому эти нормативно-правовые акты непосредственно адресованы (в последующем аналогичные акты в рамках ЕЭС и Евратома получили наименование директивы). Заключения, принимаемые Высшим Руководящим Органом, носят рекомендательный характер и обязательной силы не имеют.

2. Римский договор 1957 года и создание ЕЭС

25 марта 1957 года, Рим – подписаны договора о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) и Европейского Сообщества по Атомной Энергии (Евратом).

1 января 1958 года – вступили в силу договора об ЕЭС и Евратома.

Два договора, подписанные в Риме 25 марта 1957 года и иступившие в силу с 1 января 1958 года, оформили создание Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) и Европейского Сообщества по Атомной Энергии (Евратом).

Договор о создании Евратома – учреждает сравнительно узкое, по своему характеру и функциональности, назначение интеграционного объединения. Он во многом схож с Парижским Договором, оформившим создание ЕОУС. При всей важности проблемы мирного использования атомной энергии и установления международного контроля в этой области, сфера применения учредительного акта ограничена чёткими функциональными рамками. В том, что касается формирования институциональной структуры и определения места и роли наднационального и межнационального сотрудничества – воспроизводит схему присущую ЕЭС (а не ЕОУС).

Договор о Евратоме учреждал сравнительно узкое по своему характеру и по функциональному назначению интеграционное объединение. В этом отношении он во многом схож с Парижским Договором, оформившим создание ЕОУС. При всей важности проблемы мирного использования атомной энергии и установления международного контроля в этой области, сфера применения учредительного акта в данном случае ограничена чёткими функциональными рамками. В то же время, Договор о Евратоме, в том, что касается формирования институциональной структуры и определения места и роли наднационального и межнационального сотрудничества, воспроизводит схему, присущую не ЕОУС, а ЕЭС.

Безусловно, важнейшее и решающее значение для развития всего процесса интеграции в Западной Европе имело создание ЕЭС. ЕЭС представляло собой объединение общего, в значительной мере универсального характера, которое охватывало такие важнейшие сферы жизнедеятельности государств, как экономика и социальное развитие.

Договор о создании ЕЭС – представляет собой объединение общего, в значительной мере универсального характера, которое охватывает такие важнейшие сферы жизнедеятельности государств, как экономика и социальное развитие. Определяет сущности и направленность Европейской Интеграции. В нём изложены общие цели и принципы, которые характеризуют деятельность всех трёх Европейских Сообществ. Имеет большое значение для формирования Европейского Права. (Закладывает основы нового правопорядка, основные начала правовой системы регулирующей взаимоотношения её субъектов как внутри этих объединений, так и отношения Сообщества с внешним миром.) Уточняет меры, необходимые для построения «Общего Рынка» и реализации четырех свобод (свобода движения капиталов, товаров, услуг, и рабочей силы), определяет основные этапы такого строительства. (В течение трех этапов — каждый по четыре года с возможностью продления отдельных этапов, но при условии, что в целом переходный период не превысит пятнадцати лет — надлежало создать Таможенный Союз, введя, таким образом, Общую внешнюю таможенную границу и ликвидировав таможенные границы и барьеры внутри Сообщества.)

Именно Договор о ЕЭС определяет сущность и направленность европейской интеграции. В нём изложены общие цели и принципы, которые характеризуют деятельность всех трех Европейских сообществ. Особенно важно значение этого учредительного акта для формирования европейского права. Если Договоры о ЕОУС и Евратоме создают основу для издания и применения правовых предписаний в сравнительно узкой сфере сотрудничества государств, то договор о ЕЭС закладывает основы нового правопорядка, основные начала правовой системы, регулирующей взаимоотношения её субъектов как внутри этих объединений, так и отношения Сообщества с внешним миром. В этом смысле можно говорить о том, что Европейское Право, это и есть, прежде всего, право Европейского Сообщества. Право, применяемое в рамках ЕОУС и в рамках Евратома, — это, скорее, частное конкретное проявление и применение тех общих правовых начал, которые формируются и формализуются в рамках Европейского Экономического Сообщества.

Договор о Европейском Экономическом Сообществе, так же как и Договор о Евратоме, подтверждает, что каждое из Сообществ является самостоятельным юридическим лицом. (В этих актах подчеркивается, что Сообщества в качестве таковых пользуются и международной правоспособностью, и максимально допустимой правоспособностью в рамках национальных границ государств-членов Сообщества, имеют право приобретения и отчуждения движимого и недвижимого имущества, право подать иск в суд и отвечать по суду и т.п.) Тем не менее, юридическую природу Сообществ учредительные акты не определяют. Это сделал Суд Европейских Сообществ, который, при рассмотрении целого ряда конкретных дел, сформулировал концепцию, раскрывающую особенности юридической природы Сообществ и созданной ими правовой системы.

Система норм, создаваемых и применяемых в рамках Сообществ и имеющих прямое действие на территории всех государств-членов, образует самостоятельную правовую систему, которая функционирует наряду с национальными системами права и системой международного права. Суд ЕС использовал свою преюдициальную практику для истолкования многих положений учредительных договоров и для выработки концептуальных положений, обосновывающих как особенности права Сообществ, так и сферу его применения. (Суд ЕС определил, что следует понимать под общими принципами права Сообществ задолго до того, как соответствующая формула нашла свое отражение и закрепление в последующих учредительных актах.) Показательно, что в одном из протоколов, приложенных к Амстердамскому Договору, специально оговорено и подтверждено сохранение юридической значимости и обязательности принципов, на которых строятся отношения между правом Сообществ и национальным правом государств-членов в том виде, как они были выработаны и сформулированы Судом ЕС.

Реализация целей и задач, сформулированных в учредительных актах, создавших Европейские Сообщества, оказалась делом чрезвычайно трудным и сложным. Уже примерно в 1968 году в рамках ЕС было завершено создание Таможенного Союза, введен в действие Общий Таможенный Тариф и, в определенной степени, смягчены внутренние барьеры в рамках Общего Рынка на пути свободного движения товаров. Однако, последовавшие вскоре за этим серьёзные потрясения в валютно-финансовой сфере, вызванные, в частности, отменой золотого паритета доллара, разразившийся в 70-е годы острый энергетический кризис, резко затормозили развитие интеграционных процессов. Правда, трудности, возникшие в 60-е годы на институциональном уровне, грозившие полностью парализовать деятельность институтов ЕС, удалось преодолеть посредством выработки так называемого Люксембургского Компромисса. Суть возникшего спора заключалась в сопротивлении некоторых государств-членов введению в действие процедур, предусмотренных Договором и предполагавших возможность принятия отдельных решений в Совете не на основе принципа единогласия, а квалифицированным большинством. Дело дошло до того, что представители Франции даже отказались принимать участие в работе Совета и других институтов. И лишь достигнутый в 1966 году Люксембургский Компромисс позволил выйти из тупиковой ситуации. Тем не менее, последствия этого кризиса сказываются и по настоящее время, так как его разрешение сопровождалось введением существенных оговорок относительно расширения применения принципа квалифицированного большинства в Совете ЕС.

Цели ЕЭС – обеспечить гармоничное экономическое развитие, неуклонный, сбалансированный и стабильный экономический рост, ускоренное повышение уровня жизни и укрепление связей между объединившимися государствами (ст. 2 договора об ЕЭС). Решающее средство достижения этих целей – создание «Общего Рынка» и реализация четырёх свобод, обеспечивающих его формирование и функционирование: свобода движения капиталов, товаров, услуг, и рабочей силы.

Договор о ЕЭС сравнительно детально и обстоятельно регулирует задачи и цели ЕЭС. Сообщество призвано обеспечить гармоничное экономическое развитие, неуклонный, сбалансированный и стабильный экономический рост, ускоренное повышение уровня жизни и укрепление связей между объединившимися государствами (ст. 2 договора об ЕЭС).

В ходе последующего развития, миссия, возлагаемая на Европейское Сообщество, была значительно расширена (ст. 2 консолидированного текста Договора о ЕС). Решающим средством достижения этих целей должно было служить создание "общего рынка" и реализация четырех свобод, обеспечивающих его формирование и функционирование – свобода движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы.

Достижению поставленных целей были подчинены также общие политики, осуществляемые в рамках Сообществ, а равно система институтов Сообщества, условия и порядок их деятельности. Этим же целям и задачам должно было отвечать формирование и развитие Европейского Права. (Формулируя общие исходные принципы Европейского Права, Суд ответил, прежде всего, на вопрос о том, какой именно правопорядок воплощен в Европейских Сообществах. Согласно Суду, в Европейских Сообществах реализуется особый, своеобразный и самостоятельный правопорядок, который не может быть сведён ни к национальному, ни к международному правопорядку. Исходя из этой общей посылки, Суд определил основные квалификационные характеристики, складывающейся в рамках правовой системы Сообществ, принципы взаимоотношений Европейского и национального и Европейского и международного права.)

Путем заключения специальных соглашений была создана Единая Система Институтов, охватывающая все три Сообщества. На основе Конвенции об Общих Институтах, подписанной одновременно с Римскими Договорами в 1957 году, были созданы общие, для всех Сообществ, Парламентская Ассамблея и Единый Суд.

1965 год – подписан Договор о Слиянии Совета и Комиссии.

1967 год – вступает в силу Договор о Слиянии Совета и Комиссии. (Начиная с этого года, в рамках Сообществ функционирует Единая Система Институтов.)

Значительно больше времени понадобилось для решения вопроса об объединении таких ведущих институтов, как Совет и Комиссия. Соответствующий Договор о слиянии был подписан в 1965 году и вступил в силу в 1967 году. Начиная с этого периода, в рамках Сообществ функционирует Единая Система Институтов.

В рамках ЕЭС соотношение начал межнационального и наднационального, в построении и функционировании ведущих институтов, претерпевает определённые изменения. Создаётся своеобразная структура сбалансирования двух взаимодополняющих начал, что сказывается на роли и месте ведущих институтов в руководстве делами Сообществ. Совет, состоящий из официальных представителей государств-членов на уровне министров и воплощающий в себе, безусловно, и прежде всего, начало межнационального сотрудничества, превращается в Главный Законодательный Орган. Именно Совет принимает наиболее важные нормативно-правовые акты.

Комиссия, глава и члены которой назначаются с общего согласия государств-членов Сообщества, воплощающая в себе идею наднационального сотрудничества, становится институтом, осуществляющим преимущественно управление делами Сообществ. Она почти монополизирует право законодательной инициативы. Складывается как бы своеобразная система сдержек и противовесов. Совет принимает решение, но принять решение в форме нормативно-правового акта, он, в большинстве случаев, не может без проявления инициативы со стороны Комиссии. Конечно, в целом эта схема знает и целый ряд исключений. Впоследствии, в неё были внесены существенные изменения и дополнения, но общий принцип сбалансированности интересов наднационального и межнационального в построении и деятельности институтов ЕС сохранился и по настоящее время.

1962 годЕвропейская Ассамблея получает статус Европейского Парламента.

Претерпел определенное изменение статус Европейской Ассамблеи, которая получила с 1962 года наименование Европейского Парламента.

Два ключевых момента эволюции статуса Европейского Парламента:

Два момента важны для характеристики эволюции статуса Европейского Парламента:

  1.  Во-первых, начиная с 1979 года, Парламент формируется путем всеобщих и прямых выборов, проводимых во всех государствах-членах Европейских Сообществ. Таким образом, Европейский Парламент, из Института Представительства Государств, становится, в определенной мере, представителем народов стран, входящих в состав ЕС.
  2.  Во-вторых, Европейский Парламент, являвшийся первоначально в основном консультативным органом, неуклонно расширяет сферу своей деятельности и объём осуществляемых полномочий.

Общей тенденцией эволюции парламентского учреждения является расширение полномочий Парламента. Более активным становится его участие в законотворческом процессе. Он играет всё более важную роль в формировании Европейской Комиссии, контроле над её деятельностью, формировании и утверждении бюджета ЕС.

Конечно, дефицит парламентской демократии, о котором так много говорят и пишут критики Европейских Сообществ, отнюдь не преодолен до настоящего времени. Тем не менее, важно отметить, что общей тенденцией эволюции парламентского учреждения является расширение полномочий Парламента. Более активным становится его участие в законотворческом процессе. Он играет всё более важную роль в формировании Европейской Комиссии, контроле над её деятельностью, а равно формировании и утверждении бюджета ЕС.

Переход к избранию Парламента путем всеобщих прямых выборов, в которых участвует всё население государств, входящих в ЕС, несомненно, свидетельствует об укреплении начал наднационального сотрудничества в рамках Европейских Сообществ. Речь идет об элементе, который принципиально отличает Европейские Сообщества от любой другой международной организации, в рамках которой могут также создаваться те или иные институты представительного характера. Формирование Парламента путём всеобщих и прямых выборов — это уже элемент, характерный для государственной, а не международной организации.

В том же ключе осуществляется изменение в порядке формирования бюджета Европейских сообществ. Первоначально бюджет в ЕС, как и в большинстве международных организаций, создавался за счет взносов государств-членов. Однако уже в 70-е годы он начинает формироваться за счёт собственных финансовых средств. В бюджет Сообществ отчисляются сборы от импорта, налоги на сельскохозяйственный импорт и 1% от налога на добавленную стоимость (в последующем размер отчислений от НДС непрерывно увеличивался, и, в настоящее время, стоит вопрос о его повышении до 1,5%). Изменившийся порядок формирования бюджета ЕС не предотвратил, как показало дальнейшее развитие, споров по вопросу о суммах, отчисляемых тем или иным государством-членом ЕС в бюджет Сообществ. Важно, однако, то обстоятельство, что с изменением порядка формирования бюджета также укрепляется наднациональное начало в построении и функционировании механизма Европейских Сообществ. Сообщество становится более независимо от государств, его образующих, в том, что касается поступления собственных финансовых средств и расходов, а это, безусловно, должно было послужить укреплению его самостоятельности.

3. Попытка создания сообщества по безопасности и его провал

Февраль 1951 года – начались переговоры о создании Европейского Оборонительного Сообщества (ЕОС).

27 мая 1952 года, Париж – 6 стран подписали договор о Европейском Оборонительном Сотрудничестве. Франция, которая выступила с инициативой создания этого сообщества, не ратифицировала этот договор.

Причина провала создания ЕОС:

  1.  Уже существовало НАТО, в рамках которого доминировали США, и создание одного (ёще одного) военного союза вызывало вопросы со стороны вероятных его участников.
  2.  Проекты учреждения ЕОС наталкивались на сопротивление ряда политических сил, которые опасались потери значительной части суверенных прав государств, в первую очередь – передачи своих вооруженных сил под чужое командование.

Таким образом, 31 августа 1954 года, национальное собрание Франции проголосовало против ЕОС.

4. Римский договор 1957 года и создание Европейского Сообщества по Атомной Энергетике (Евратома)

Евратом бы создан в соответствие с Римским соглашением 1957 года. У истоков Евратома стоял Жак Моне.

Причины создания Евратома:

  1.  Атомная энергия представляет собой источник, который обеспечит развитие и обновление производств и  поможет продвижению по мирному пути.
  2.  Только совместными усилиями стран-участниц сообществ (те же 6 стран) можно добиться свершений соответствующих созидательному потенциалу стран участниц.
  3.  Создание условий для развития атомной промышленности будет стимулировать технический прогресс, а оттуда – рост благосостояния стран-участниц.
  4.  Договор и создание сообщества будет способствовать усилению безопасности и устранению угрозы, которые несут исследования и производство в сфере атомной энергии.

Задачи Евратома:

  1.  Подъём жизненного уровня стран-участниц.
  2.  Развитие взаимных обменов с другими странами.
  3.  Осуществления интересов стран участниц не только в их экономической самостоятельности, но и в Ядерной безопасности.

Задачи, выдвинутые в договоре, должны быть выполнены в следующих направлениях:

  1.  Развитие исследовательской работы и распространения технических знаний.
  2.  Разработка единых норм безопасности для защиты здоровья работников атомных предприятий и всего населений.
  3.  Упрощение инвестиционного режима и создание установок для фундаментальных исследований в области атомной энергетики сообществ.
  4.  Регулярное снабжение потребителей в сообществе ядерным топливом и рудой.
  5.  Гарантия контроля и невозможности использования ядерных материалов на другие цели.
  6.  Использование права собственности, которое признаётся на владение специальными расщепляющими материалами.
  7.  Обеспечение широкого доступа к лучшим техническим средствам и сбыт их путём создана общего рынка специального оборудования.