14561

БИО- И ТЕХНОЭВОЛЮЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

Контрольная

Обществознание

Понятия и определения Наука область человеческой деятельности направленная на получение знаний законов и закономерностей окружающего мира. Технология – последовательность действий которые приводят к одному и тому же известному резул...

Русский

2013-06-06

154.5 KB

6 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT1


Понятия и определения

Наука – область человеческой деятельности, направленная на получение знаний,
законов и закономерностей окружающего мира.

Технология – последовательность действий, которые приводят к одному и тому же известному результату.

Технология присуща не только человеку, но и животным (микроорганизмам, растениям?). Однако, технология, которой владеет, например, хищник (как и любое другое животное), основана на генетической памяти. Животное наследственным путем получает основные технологии выживания.

Использование орудий труда предполагает обучение, т.е., говоря машинным языком, переноса информации из «внешней» памяти. Процесс обучения, как и познания, невозможен без обобщения и абстрагирования.

Человек легко находит взаимосвязь между 3 яблоками, 3 домами, 3 коровами (свойство сиё – количество). Животное не может отделить свойство от предмета.

Способность обобщать и абстрагировать свойства от предмета – главное отличие человека разумного от животных. Именно эта способность дает возможность человеку заниматься наукой. Наука основана на абстрактном мышлении человека.

Все вокруг человека развивается по принципу биоэволюции для увеличения своей устойчивости (выживания).

Гомеостаз - стремление к равновесию, то есть к существованию вопреки происходящим изменениям.

В процессе эволюции живого «гомеостаз создал известковые и хитиновые скелеты, противодействующие силе тяжести, обеспечил подвижность посредством плавников, ног и крыльев, облегчил пожирание с помощью клыков, рогов, челюстей и пищеварительных систем и в то же время защитил от пожирания панцирями и камуфляжами и дошел на этом пути освобождения от внешней среды до регуляции, обеспечивающей постоянную температуру тела. Так возникли островки уменьшающейся энтропии в мире её всеобщего возрастания» /С.Лем. Сумма технологии/.

Энтропия характеризует обычно наблюдаемое нами обесценение энергии, заключающееся в переходе всех видов энергии в тепловую и равномерное распределение последней между всеми телами природы, что приводит к тепловому равновесию и невозможности превращения тепловой энергии в другие виды.

Это физическое определение понятия энтропия.

В философском смысле увеличение энтропии – это движение от сложного к простому, так идут, например, процессы распада. Для обратного процесса нужна дополнительная энергия. Повышению устойчивости жизни (увеличение гомеостаза) – обратный процесс. Все живое развивается с увеличением своего гомеостаза, расширяя свои собственные возможности. Это и есть процесс биоэволюции.

Человек нашел новый способ повышения своего гомеостаза – абстрактное мышление. Этот способ позволил создавать орудия труда и привел к возникновению техноэволюции.

Техноэволюция началась с примитивных технологий, найденных эмпирически (то есть путем проб и ошибок, длившихся тысячелетиями), и привела со временем к современному состоянию жизни. Продукты древних технологий облегчали добычу пищи, помогали выжить – повышали гомеостаз человека как вида.

Техника (греч. искусство, мастерство) – средства труда и продукты труда, предназначенные для выполнения каких-либо действий. Первоначально этим словом обозначались и приемы выполнения работы (и сегодня, восхищаясь работой мастера, иногда говорят: «Какая превосходная техника!»). В некоторых областях человеческой деятельности этот смысл остается главным (техника игры на гитаре).

Техника – это и средства труда (материально-техническая база жизни общества), и система знаний о предметах труда; это и область действий, и результат действий.

Технические устройства усиливают возможности человека и облегчают его жизнь. Еще недавно мы говорили – физические возможности, а сегодня и творческие.

Техника – где? Что? Какое?

Технология – как?

Технология (как уже говорилось) – это последовательность действий, которые приводят к одному и тому же известному результату.

Технология -  это и наука о способах изготовления всевозможных изделий.

В широком смысле технология – это совокупность наших знаний о способах производства всех необходимых человеку предметов, а также способах управления (кибернетика).

Техника, технический прогресс…

Прогресс – движение вперед, развитие; изменение чего-либо в сторону увеличения. Регресс – наоборот.

Объективное – существующее независимо от нас.

Субъективное – воспринимаемое органами чувств.

Объективному можно дать количественную характеристику, субъективному – качественную.

Прогресс относится скорее к понятиям субъективным и относительным.

Система – несколько взаимосвязанных и взаимодействующих между собой
частей (устройств), предназначенных для решения какой-либо задачи.

Число элементов в системе должно быть необходимым и достаточным для выполнения заданной функции (если их больше, её свойства могут не измениться, а если меньше, перестанет работать). Части системы могут приобретать новые свойства, не присущие им в отдельности от системы, и сама система также приобретает новые свойства, невозможные при работе её частей по отдельности (придумайте примеры к семинару).

Система не может существовать вне условий её существования (плеер в племени тумба-юмба не может воспроизводить звук, так как люди этого племени не умеют им пользоваться).

Как говорили классики «Бытие системы невозможно вне условий её существования».

Технология – обусловленные состоянием знаний и общественной эффективностью способы достижениям целей, поставленных обществом.

Технологии, однако, не только дают необходимые нам результаты, но и зачастую приводят к нежелательным и даже опасным последствиям. Побочные эффекты, неожидаемые последствия, отходы. Одни и те же знания и технологии могут быть использованы как во благо человека, так и ему во вред (примеров в современной жизни предостаточно).

Новые технологии (конкретные технологии) часто появляются случайно, но роль намерений очень важна. По мере роста наших знаний о технологии роль случая уменьшается.

Технологии решают множество возникающих перед человеком и человечеством вопросов, но ещё больше их ставят.

Сегодня жизнь на Земле может быть представлена как огромная пирамида.

В основании её растения; они преобразуют энергию Солнца во всё остальное, чем живет Земля. Выше – животные, от травоядных и насекомоядных до плотоядных, а на вершине всей этой пирамиды – человек. Весь этот мир пронизан множеством взаимосвязей, обуславливающих его устойчивость.

Внутри человеческого сообщества существуют специфические стабилизирующие факторы (нормы взаимодействия, законы и т.п.). Человечество образует огромную, сложную систему.

В последнее время (несколько десятилетий) на условия существования этой системы сильное влияние оказывает быстрый ход научно-технического прогресса.

В истории развития человечества можно выделить три наиболее важные вехи:

- покорение огня бесконечно умножило силы человека, защитило от холода и диких зверей, цементировало первобытные человеческие коллективы, позволило потреблять обработанную на огне пищу; с помощью огня стадо пралюдей вышло из тупика звериного прозябания, возникли условия, в которых могла проявиться эффективность интеллекта, а, следовательно, и стимулы к его развитию;

- изобретение паровой машины произошло в момент исчерпания материальных и энергетических возможностей и дало новый стимул к развитию производительных сил и общества, обеспечило дополнительные ресурсы для развития науки и техники, технического прогресса;

- ЭВМ появилась как нельзя кстати. Интенсификация интеллектуальной деятельности – одно из основных следствий первой промышленной революции, – приведшая в наше время к научно-технической революции,  требовала усиления интеллектуальных возможностей человека.


БИО- И ТЕХНОЭВОЛЮЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

Био- и техноэволюция: подобия и различия

Биоэволюция, основные закономерности. Современные представления о зарождении жизни и происхождении человека. Технологии природы и технологии человека. Подобия и различия. Опыт и ошибки природы и человека; абстрагирование и обобщение – путь к науке. Предсказуемые и непредсказуемые последствия применения технологий.

Итак, мы определили предмет и поставили цели нашей работы.

Наметили и попробовали осмыслить некоторые важнейшие для последующей работы понятия. Напомню их с максимально короткими пояснениями.

Гомеостаз (гомеостазис) – как некоторое равновесие и стремление к его увеличению. Эволюция, т.е. процесс развития. Энтропия, биоэволюция и техноэволюция.
Я думаю, что можно говорить и
геоэволюция, но это не относится непосредственно к нашему курсу. Наконец, технология, наука, техника, система.

Мы выяснили, что технологии Природы основаны на генетической памяти и изменчивости, а технологии, создаваемые Человеком (частью этой Природы) – на абстрагировании, обобщении и обучении. И, собственно, основное отличие Человека от других животных – это способность к абстрактному мышлению и обобщению. Животное может быть обучено и даже может самообучаться, но не способно к абстрактному мышлению и обобщению.

Биотехнологии – это технологии приспособления живого к изменяющимся условиям окружающей среды. Технологии, создаваемые Человеком – это технологии приспособления (покорения) окружающей среды для удовлетворения своих потребностей.

Т. о., технологии – это универсальный инструмент Природы, обеспечивающий её существование.

В руках человека технологии становятся мощнейшим и гибким инструментом Цивилизации. Однако, использование этого инструмента  приводит не только к ожидаемым и полезным (для человека и человечества) результатам, но и непредсказуемым, а иногда и опасным последствиям (например, изменение климата). Мощь человеческих технологий весьма велика, однако, человек остается беспомощен перед природными катаклизмами (климатическими – ураганы, торнадо, геологическими – землетрясения, извержения вулканов, космическими – падение крупных метеоритов и т.д.).

Примерно за миллион лет существования человек пещерный превратился в человека разумного. Темп сопровождавшей этот путь техноэволюции непрерывно ускорялся. основные, наиболее характерные, важные для нашей дальнейшей работы, вехи приведены в файле history_1.doc.

О биоэволюции

Рассмотрим процесс биоэволюции и выявим наиболее общие и характерные моменты. Не будем при этом касаться её первых шагов (первопричин возникновения жизни и перехода от простейших форм к сложным), поскольку это самостоятельная достаточно сложная и объёмная, полная противоречивых толкований и предположений тема, которой, однако, нам придётся коснуться несколько позже.

В отличии от праначал биоэволюции, современной науке точно известна «динамика возникновения нового вида от его появления до блестящей кульминации и заката» /С.Лем. Сумма технологии/. Хотя путей эволюции было почти столько же, сколько и видов, но всем этим путям присущи некоторые общие черты.

Новый вид появляется незаметно, его внешний облик заимствован у уже существующих видов и очень немногое говорит о том, что переворот во внутренней организации, который определит расцвет вида в дальнейшем, уже произошел. Первые представители нового вида обычно малы и обладают рядом примитивных черт («словно их рождению покровительствовали торопливость и неуверенность»). Некоторое время они с трудом выдерживают конкуренцию давно существующих видов, оптимально приспособленных к существующим условиям.

Но постепенно, в связи с изменением общего равновесия, вызванным внешне ничтожными сдвигами в окружающей среде (не только геологический мир, но и совокупность всех остальных видов, живущих в нем), начинается экспансия нового вида в уже занятые местообитания. Новый вид убедительно доказывает своё превосходство над конкурентами в борьбе за существование. Если же он входит в пустую никем не занятую нишу, происходит взрыв адаптационной радиации, лучи которой дают начало множеству разновидностей; исчезновение остатков примитивизма сочетается с множеством новых решений, все более подчиняющих себе внешнюю форму и новые функции организмов.

Так вид идет к вершине своего развития, часто становится тем, что дает название целой эпохе. Период его господства длится долго. Затем возникают новые колебания гомеостатического равновесия. Появляются новые ранее не наблюдавшиеся у данного вида черты. В главном стволе представители вида становятся громадными, как бы ища в гигантизме спасения от грозящей опасности. Возобновляется адаптивная радиация, часто приводящая к сверхспециализации.

Боковые ветви пытаются проникнуть в области, где конкуренция меньше; одновременно может идти измельчение организмов. Иногда представители такой боковой ветви, найдя в этой пограничной области благоприятные условия существования, успешно сохраняются в ней почти без изменений, являя собой свидетельство давно минувшей мощи и обильности своего вида.

Таков типичный ход эволюции вида.

Подобия

Поищем теперь примеры сходства, подобия этих этапов в техноэволюции.

1. Похожесть вновь возникшего на что-то предшествующее (создание нового на основе прототипа). Первые пресмыкающиеся походили на рыб, а первые млекопитающие – на ящеров (первые птицы – оперенные летающие ящеры); так же и первые автомобили по внешнему виду мало отличались от конной повозки.

2. Небольшие исходные размеры. Первые паровозы и автомобили практически не превышали размеров телеги.

3. Начальный примитивизм (уже плохо делает то, что отлично делал прототип, но еще не делает хорошо нового). Механические экипажи двигались первоначально медленнее конных, а самолеты едва отрывались от земли (оперившаяся ящерица – археоптерикс – скорее взлетала, чем летала).

4. Освоение местообитания, вытеснение предшествующих форм и расцвет. Появление множества разновидностей и захват новых местообитаний. Травоядные осваивали равнины, птицы – воздух, рыбы – моря. Автомобиль «захватил» дороги, вытеснил другие повозки и породил множество специализированных разновидностей (легковой, грузовой, автобус, вездеход (новое местообитание) и другие спецавтомобили (танк, трактор, бульдозер…).

5. Взрывное освоение пустой ниши. Еще быстрее развивалась авиация: сменилось несколько конструктивных схем, типов двигателей (поршневой, турбовинтовой, реактивный). А как стремительно развивалась и развивается техника связи?! Техника обработки информации!?

6. Нарушение равновесия и появление новых направлений развития – гигантизм и универсализация функций, проникновение в пограничные области (последнее часто происходит раньше – на этапе 4).

Гигантизм. Воздухоплавание начиналось с воздушных шаров, гонимых ветром, затем появились управляемые аэростаты, последние из которых обнаружили гигантизм, столь характерный для предсмертного расцвета вымирающих эволюционных ветвей (атлантозавры и бронтозавры мелового периода). Так же гигантскими по сравнению с первыми были паровозы перед вытеснением их тепло- и электровозами. Кино в борьбе с телевидением увеличивает размеры экрана, «охватывает» зрителя изображением (панорама, полиэкран, стереокино и др.) и звуком (многоканальное стереозвучание).

В радиоэлектронике и вычислительной технике, пережившей смену нескольких поколений элементной базы, тот же гигантизм проявился несколько иначе – в виде «тирании количеств» (рост сложности решаемых задач сопровождался стремительным ростом числа элементов устройств и, в силу их ограниченной надёжности, приводил к быстрому снижению ненадёжности изделий).

Универсализация функций, конкуренция с вертолётом (особенно острая на малых расстояниях) привела к появлению самолётов с изменяемым вектором тяги. Сравните – микропроцессор и ИМС средней степени интеграции. Микроприемник с встроенным плеером и т.п.

Проникновение в пограничные области. Танк, трактор, газонокосилка и др. Радиоастрономия, локация, навигация и т.д. (радио-).

7. Сохранение на долгое время в боковых ветвях. Множество древних видов насекомых, рыб, ящериц и др. сосуществует с современными видами живых существ в своих экологических нишах. Попробуем найти примеры в техноэволюции. Столовые приборы, посуда, ручной инструмент – подойдёт? А источники электроэнергии? С чего началась их эволюция? С гальванических элементов Вольта, Лекланше и других исследователей. Затем появились динамо-машины, современные электрогенераторы-гиганты. А что же гальванические элементы? Великое множество их разновидностей питает всю современную миниатюрную (и не только миниатюрную) карманную и переносную электронную технику.

Есть и другие ещё более удивительные совпадения.

Возникновение и сохранение необъяснимых адаптационной ценностью особенностей (возможно, сцепленных с адаптационно важными) – некоторые половые признаки в биоэволюции и влияние моды в техноэволюции.

Первоначально вторичные половые признаки были следствием случайных мутаций и закрепились в последующих поколениях потому, что их обладатели получали определённые привилегии в роли половых партнёров.

Форма, цвет, аксессуары технических устройств (своего рода аналоги брачной окраски самцов и самок) сильно подвержены влиянию моды и совершенно не влияют на качество выполнения возложенных на них функций (в пределах, не приводящих к ухудшению функциональных свойств). Конечно, «сексуальная мода» в биоэволюции несравненно стабильнее, чем в предметах техноэволюции (природа не может менять модели ежегодно). Однако, сущность явления, то есть особое влияние «несущественного», «непрактичного» фактора на форму и индивидуальное развитие живых существ и продуктов технологии обнаруживается повсеместно.

Другой пример подобных похожестей - мимикрия в природе и имитация в технике. Общеизвестны в природе уподобления одних живых организмов другим, более опасным, а также изображение на себе частей их тела («кошачьи глаза» на крыльях бабочек), изменения расцветки в зависимости от состояния окружающей среды и т.п. Нечто подобное проявляется и в техноэволюции. Вспомните ажур решёток оград, арки старинных мостов, оголовки дымовых труб – все они изначально подражали растительным орнаментам. Влияние форм изделий в ведущих отраслях на второстепенные. Но нет глубинных корней, характерных для биоэволюции. Попробуйте найти другие совпадения или аналогии.

Динамику био- и техноэволюции можно представить в виде кривых постепенно (но с нарастающей скоростью) взбирающихся вверх и круто падающих после кульминации. И в биоэволюции и в техноэволюции мы сталкиваемся с циклическими процессами с многочисленными прямыми и обратными связями. Продукты био- и техноэволюции – элементарные компоненты этих процессов.

Генезис (происхождение) сходства обеих эволюций связан с тем, что процессы био- и техноэволюции являются материальными процессами с почти одинаковым числом степеней свободы. Эти процессы происходят в самоорганизующихся системах, склонных (как отмечалось ранее) к «прогрессу», то есть возрастанию эффективности гомеостаза, стремящегося к ультрастабильному равновесию как к своей непосредственной цели.

Кроме сходства, обе эволюции характерны и существенными различиями, изучение которых может многое сказать об ожидаемых и неожиданных возможностях технологий в руках человека.

Различия

Мы рассмотрели некоторые закономерности эволюции биосферы и техносферы, выявили и проанализировали имеющиеся подобия в ходе этих эволюций. Однако, между эволюциями био- и техносферы имеются и различия

Рассмотрим наиболее существенные из этих различий.

1. Первое различие между биоэволюцией и техноэволюцией генетическое, то есть связанное с их происхождением и движущими силами. Что касается техноэволюции, то источником и движущей силой её развития является человек. «Виновник» биологической эволюции – Природа.

В биоэволюции можно выявить два этапа: возникновение первичных организмов («старт» биоэволюции) и их эволюция. Движущие силы и основные законы эволюции видов достаточно хорошо известны, а обоснование возникновения жизни вызывает значительные трудности и противоречия. Однако, понимание механизма «старта» биоэволюции принципиально важно для прогнозирования техноэволюции.

Это связано с тем, что сегодня техноэволюция вплотную приблизилась к созданию чрезвычайно сложных систем, возможно, не таких сложных, как живые организмы, но уже не реализуемых с достаточной степенью надёжности при использовании традиционных механистических технологий. И опыт Природы здесь может оказаться как нельзя кстати. Конечно, не для того, чтобы повторить, а для того, чтобы понять и использовать используемые ей закономерности в своих технологических целях.

Есть различные подходы к объяснению возникновения жизни.

Если подходить с позиций термодинамики (что характерно для традиционной биологии?), то типичный процесс – движение от сложного к простому; но возникновение жизни – обратный процесс. Даже если считать, что для появления способности сохранять имеющуюся организацию и передавать её организмам-потомкам, необходимо преодолеть некий порог минимальной сложности, то первым организмам нужно было его достигнуть и перешагнуть. Как это произошло – по воле случая или в силу причинности? Ответ на этот вопрос важен, ибо это и ответ на вопрос жизнь – явление исключительное (С. Лем – главный выигрыш в лотерее) или типичное (проигрыш в лотерее)?

Многие биологи считают, что зарождение жизни – многоэтапный постепенный процесс, причем осуществление каждого из этапов возможно с определённой вероятностью. То есть мы имеем дело со статистическими процессами. С увеличением сложности объекта вероятность его спонтанного возникновения быстро уменьшается. С этой точки зрения вероятность возникновения аминокислот в первичном океане достаточно высока; спонтанный синтез ферментов (катализаторов биохимических реакций, без которых известные нам формы жизни не могут существовать) – явление сверхнеобычайное, значительно менее вероятное, чем замерзание воды в стоящей на огне кастрюле.

Чисто качественно можно утверждать, что и сверхневероятные события при достаточной продолжительности процессов могут произойти (а развитие жизни длилось миллиарды лет). Однако корректно выполненные расчеты показывают, что вероятность возникновения необходимых для появления жизни ферментов в первичном океане Земли чрезвычайно мала и сродни выпадению «главного выигрыша» в космической лотерее. Причём для «запуска» жизни необходимо, чтобы этот «главный выигрыш» в течение некоторого времени повторялся многократно и подряд.

Приняв рассмотренный подход (вероятностно-статистический), придётся согласиться с тем, что возникновение жизни (биогенез) - явление невероятное, исключительное с точки зрения научной методологии. Логическим следствием этого является невозможность конструирования сверхсложных систем, ибо их возникновение – дело чрезвычайно редкого случая. Такой подход поэтому заставляет обратиться к Богу как создателю Мира и жизни.

Вероятностно-статистический подход не является единственно возможным. Обращение к нему связано с тем, что до недавнего времени мы имели дело либо с очень простыми системами (к которым сегодня относится большинство созданных человеком устройств), либо с чрезвычайно сложными (живые организмы). В системах с небольшим числом динамических возможностей (простых) состояние равновесия лежит в очень узких пределах и умение создавать такие системы и управлять ими не даёт достаточного материала для экстраполяции на очень сложные системы. Промежуточных звеньев между простыми системами и сверхсложными до недавнего времени у человечества не было.

Однако, уже в 60-е годы, когда Лем писал «Сумму технологии», начались разработки и исследования самоорганизующихся систем. Впоследствии (уже в 80-е годы) появилось новое научное направление, исследующее законы развития самоорганизующихся систем. Это направление получило название синергетика. Синергетики исследуют не только создаваемые человеком устройства, но и процессы самоорганизации в неживой природе.

Исследования показали, что процессы в самоорганизующихся системах (даже весьма простых) могут вести к появлению весьма сложных элементов из простых.

Лем оказался в определённой мере провидцем, называя самоорганизующиеся системы тем искомым промежуточным звеном, которое позволяет иначе взглянуть на возникновение жизни. Современная наука подтвердила, что процессы самоорганизации – не исключительные, а типичные явления, многократно повторяющиеся при соответствующих условиях. С этой точки зрения возникновение жизни - одно из проявлений заурядного для Космоса процесса гомеостатической организации. Другой вопрос, какова частота этих проявлений и, в особенности, насколько часто они увенчиваются возникновением разума и психики в нашем земном понимании.

Таким образом, мы рассмотрели два подхода к возникновению жизни. Первый из них предполагает, по существу, уникальность жизни, её божественное происхождение и обрекает на пассивное ожидание сверхъестественной удачи в наших технологических начинаниях; второй, предполагая заурядность возникновения биоэволюции, даёт в то же время надежду на основе опыта Природы безгранично развивать эволюцию технологическую.

Следует отметить, что сегодня рассматриваются и другие подходы – теория панспермии, теория катастроф и др.

2. Второе различие между двумя эволюциями является методологическим и касается вопроса «каким образом?». То есть речь пойдет о конструкторских методах био- и техноэволюции.

Как уже отмечалось, биоэволюция делится на два этапа. К сожалению,
о начальном этапе «старте» от неживой материи до появления отделённых от среды клеток мы не знаем ничего определённого. Даже о продолжительности этого этапа нет достоверных данных; считают, что он длился не менее 2-х миллиардов лет. Именно в этот период появился элементарный кирпичик биологического строительного материала – клетка, одинаковая по своей принципиальной схеме как у трилобитов миллиард лет назад, так и у современных растений, животных и человека.

Поразительна и непонятна универсальность и пластичность этого строительного материала. В каждой клетке заключена потенциальная возможность динамического гомеостаза, специализированной дифференциации и тем самым – всего иерархического строения сложнейшего многоклеточного организма.

Природа – не инженер, планирующий создание новой техники; в биоэволюции каждое изменение служит сегодняшним задачам, отвечает сегодняшним условиям среды обитания. Биоэволюция не может производить изменений, служащих лишь подготовкой других, которые могут быть востребованы через миллионы лет. Природа, действую методом проб и ошибок, не может остановиться при неудаче и кардинально изменить принципиальную схему. Следовательно, все механизмы наследственности и изменчивости (без изменчивости невозможно развитие), разделение полов, способность к размножению и даже свойства живой ткани, проявляющиеся в центральной нервной системе, были «заложены» в том или ином виде миллиарды лет назад.

Как это произошло, сколь велико число неудачных попыток мы не знаем, но несомненно, что их было в тысячи раз больше, чем удачных, ставших основой всего живого на Земле. Как подчёркивает Лем, в процессе первого этапа биоэволюции победили универсальность и пластичность.

В техноэволюции все происходило совершенно иначе. Человек создавал свои технологии, постепенно осваивая все новые и новые материалы, новые формы технологии.
За относительно небольшой период развития техноэволюции в его распоряжении оказались разнообразные строительные материалы, низкие и высокие температуры, возможности использования механической силы и электричества, энергии атома. Таких колоссальных возможностей не было у Природы. Казалось бы, человек должен был достичь значительно большего, чем биоэволюция. Однако этого не произошло. Биоэволюция сумела выжать всё возможное из имеющегося строительного материала. В результате
по сложности своих созданий технология живой материи до сих пор превосходит всё созданное всей мощью человеческого опыта и разума.

Связано это прежде всего с тем, что изначально человеческие технологии создавались как узкоспециализированные, то есть предназначенные для решения какой-либо конкретной задачи. Даже сегодняшние, весьма совершенные с нашей точки зрения технические устройства – автомобили, станки автоматы, конвейерные линии и крупные предприятия остаются узкоспециализированными. То же относится и к подавляющему большинству современных средств вычислительной техники, будь то универсальные ЭВМ или управляющие техническими устройствами. Используемые ими программы, даже построенные как разветвляющиеся и многовариантные, остаются узкоспециализированными.

В полной мере это относится и к создававшимся за последние 30-35 лет самообучающимся устройствам, хотя последние значительно ближе к самоорганизующимся системам. Как считает Лем, именно самоорганизующиеся технические системы дадут возможность отойти от узкой специализации наших технологий и откроют путь к достижению универсальности. Современная синергетика, кстати, выявила общность (универсальность) некоторых  (тех, которые уже изучены) законов существования природных и искусственных самоорганизующихся систем и процессов. Можно предполагать, что, располагая богатством выбора материалов и технологий, знанием законов существования самоорганизующихся систем и процессов, а также умея ставить перед собой конкретные задачи, Человек сумеет продвинуться на этом пути значительно дальше Природы.

3. Существенны различия двух великих эволюций в отношении теории к практике. Биоэволюция вообще не располагает какой-либо теорией. Она располагает обстоятельствами (то есть состоянием окружающей среды и материалом) и реализует то, что возможно в данных материальных условиях. Изначально человек действовал точно также. Первобытная технология не располагала какой-либо теорией и не подозревала о возможности её существования.

Постепенное накопление наблюдений привело к возникновению теоретического знания. Оно появлялась в форме магического мышления, являющегося своеобразной формой мышления индуктивного. Предшественник индукции – условный рефлекс (если А, то Б).

Практика (технология) и теория были связаны первоначально чисто формально. Теория следовала из практики и мало что давала для развития технологии. С другой стороны, человек раньше заинтересовался строением космоса, чем теорией земледелия или устройством своего организма. Появилась её величество наука. Наука интересуется фактами вообще (о звездах, планетах, материи, энергии и т.п.), безотносительно полезности этих знаний. Наука в современном её понимании исследует законы природы, а технология использует их для удовлетворения насущных потребностей (в основном, таких же, как во времена фараонов) – накормить, одеть, дать крышу над головой защитить от нежелательных воздействий…

Как уже говорилось, в течение долгого времени теория шла вслед за технологией (практикой). При этом создание новых технологий и её предметов происходило методом проб и ошибок, то есть так же, как это делает природа.

Природа «опробует» новые решения на мутантах. Человек, подобно природе, с некоторых пор опробует свои технические решения на уменьшенных моделях и, если получается удачно – создает «окончательные» конструкции.

Этот период можно назвать эмпирическим: в основе теории – практика, теория, по существу, вторична. Сначала появляются технические решения (здания, мосты, паровоз, ДВС, самолет и даже ракета), а затем разрабатывается теория.

Уже иначе создавалась ядерная и космическая техника, ЭВМ. Создание такой техники без достаточно «продвинутой» теории оказалось невозможным. Отношение теории и практики при создании столь сложных технологических объектов принципиально
изменилось.

Таким образом, современный человек обладает как эмпирическим (полученным из опыта) знанием, так и знанием, выведенным теоретической мыслью.

Биоэволюция не располагает никаким знанием, кроме эмпирического, содержащегося в генетической памяти. Каждый индивид природы приобретает также знание, приобретенное в процессе его жизни – индивидуальное или потенциальное знание. Первый тип знаний природа способна до определенных пределов накапливать. Но именно до определённых пределов. Поэтому многие найденные природой решения в процессе дальнейшей эволюции оказались потерянными для конкретных более поздних видов, хотя могли бы оказаться полезными. Потенциальное знание может сохраняться только в сообществе и то ограниченное длительностью существования вида время. С исчезновением вида оно оказывается полностью потерянным.

Следовательно, знание Природы – это эмпирическое знание.

Современный человек в наиболее передовых областях выходит из эпохи эмпирического знания.

4. Последняя проблема касается моральных аспектов техноэволюции.

В биоэволюции моральных аспектов не существует. Иное дело чрезвычайно плодовитая сегодня техноэволюция. Развитие её всегда даёт двоякий результат: с одной стороны, она удовлетворяет те или иные потребности человека, с другой – приводит к увеличению давления на природу, что может сказаться гораздо позже.

Да и сама полезность для человека не всегда однозначна. Многие критики считают, что обретение атомной энергии, первые шаги в Космос, развитие средств массовой информации были для человечества преждевременны, а сами эти достижения опасны для человека. Они утверждают, что технологии облегчения жизни становятся технологиями её оскудения.

Энергия атома прежде всего была использована для разрушения; выход в Космос, потребовавший от сверхдержав колоссальных затрат, задержал развитие не связанных с космонавтикой отраслей; развитие средств массовой информации, объединяя народы, приводит к потере духовного наследия; «искусство, облегчённое технологией, обнаруживает признаки инфляции и девальвации, превращаясь в попкультуру».

«Техноэволюция несёт больше зла, чем добра; человек попадает в плен того, что он сам создал, и в результате по мере увеличение своих знаний все меньше может распоряжаться своей судьбой.»

Интересно то, что подобные взгляды высказывались задолго до появления технологий ХХ века. Ту же критику вызывало и электричество, и автомобиль, и многие другие важнейшие изобретения Человека.

Но, вспомним Гёте с его доктором Фаустом. В технологии ли дело? И каменным топором можно было колоть дрова, а можно и прикончить соплеменника. Технологию с одинаковым успехом можно использовать и на благо и во вред. Нельзя предъявлять к технологии противоречивые требования.

Требовать охраны жизни (и, следовательно, увеличение населения) и уменьшения прироста населения; энергии, способной передвигать горы, но не опасной и для мухи… Выдвижение таких требований по меньшей мере неразумно.

Технологию можно рассматривать по-разному.

Технология – равнодействующая усилий человека и природы; человек реализует то, на что материальный мир даёт своё молчаливое согласие. Технология может быть орудием достижения различных целей. Выбор их зависит от уровня развития цивилизации и определяется человеком. Именно выбор целей подлежит моральным оценкам, а не сама технология и направление её развития.

Направление развития технологии никем не устанавливалось. Технология развивалась как бы сама собой. Осваивалось то, до чего человек мог в каждый момент дотянуться своим растущим разумом.

Исторически развитие технологии шло от Механики (усилители силы, классические машины, механистическая астрономия), через Теплоту (двигатели на химическом топливе) и Термодинамику к Электричеству. То есть в познавательной области – от законов, описывающих отдельные явления, к статистическим; от жесткой  причинности к вероятностному подходу; от простого к сложному.

Сегодняшний уровень развития нашей цивилизаций сделал главной задачей технологии регулирование (управление). Неконструктивно хвалить или ругать технологию и результаты её применения. Технология потенциально безразлична по отношению к вреду или пользе. Вред или польза определяются регулированием, выбором, а выбор – моральными канонами, действующими в конкретном обществе и в конкретных условиях.

Рассмотренная точка зрения справедлива лишь как первое приближение.

Технология по мере её развития изменяет условия существования человека и его взгляды на окружающий мир и взаимоотношения с другими людьми. То есть не только мы создаём технологию, но и она формирует нас и нашу мораль.

Такой взгляд может показаться голословным. Однако исторический опыт говорит о том, что разные культуры руководствовались различными моральными принципами, связанными не только с их историческим прошлым, но и возможностями соответствующих технологий (например, вполне моральное убийство стариков в некоторых племенах).

Вообще моральные оценки часто связаны с необратимо действия. Даже убийство человека, которое при определённых обстоятельствах и в цивилизованных обществах не считается преступным (аморальным), при возможности воскрешения постепенно перешло бы из разряда тяжких преступлений в разряд дурных поступков.

Мораль и другие духовные ценности не являются вневременными. Все смертно – и человек, и духовные ценности, и великие произведения искусства, и мораль. Различие лишь в масштабах и продолжительности действия. Но это не значит, что со временем порядок сменится хаосом, нет, постепенно, в течение длительного времени одни системы ценностей вытесняются другими, прорастающими из предшествующих по мере развития цивилизации. Поэтому нет и не может быть вневременной системы оценок, как нет ньютоновской абсолютной системы отсчета или абсолютной одновременности событий.

Мы склонны к оценкам прошлого и будущего, однако, делая такие оценки, следует помнить и понимать, что каждая эпоха имеет своё представление о справедливости, добре и зле. Соглашаться с таким представлением или нет – другой вопрос.


Великие технические перевороты, технический и социальный прогресс

Пратехнологии и их роль. Технические перевороты и их влияние на образ жизни и социально-экономические отношения. Первый технический переворот: от камня к бронзе. Второй технический переворот: освоение железа и развитие ремесленничества. Третий технический переворот – распространение механизмов и развитие механики; зачатки стандартизации. Новая (четвёртая) техническая революция – освоение тепловой энергии и замена ручного труда, силы ветра и воды на силу пара. Современная научно-техническая революция и её роль.

Пратехнологии и их роль

Познакомившись вкратце с общим ходом техноэволюции, перейдем к выяснению её движущих сил, направления, проблематике. Для этого придется вернуться к первым «изобретенным» человечеством технологиям.

Пратехнологии возникли на ранних этапах существования человека. О том, как они возникли невозможно судить достоверно или подтвердить какие-либо наши предположения экспериментально.

Вероятно, в их основе были случайные наблюдения. Процесс их возникновения
и «шлифования», несомненно, был чрезвычайно длителен и многократно превышал период жизни одного поколения.

Неизвестны создатели этих технологий. Их, в сегодняшнем понимании и не было, так как элементы их появлялись, как уже отмечалось, чрезвычайно медленно. Они складывались на протяжении жизни многих поколений. Перемены в течение жизни одного поколения были практически нулевыми. Поэтому изнутри она казалась неизменной как восход и закат.

Необходимость сохранения этих технологий и передачи от поколения к поколению при отсутствии достаточно развитого языка, а позднее – письменности, приводил к обрастанию их магическими и ритуальными действиями, совершаемыми перед или в процессе выполнения работы.

Пратехнологии – это жесткие целенаправленные технологии, хотя при их возникновении никто и никаких целей не ставил и не мог ставить.

Пратехнологии – это найденные методом бесконечных проб и ошибок и закрепленные в памяти поколений цепочки согласованных действий, приводящих к заранее известной цели. В числе этих технологий охота, изготовление и применение орудий труда, сбор и применения съедобных и лекарственных растений, позднее – технологии земледелия и многое другое.

Пратехнологии имели колоссальное значение не только потому, что усиливали физические возможности человека и способствовали увеличению его гомеостаза. Они, что, наверное, значительно существеннее, определяли образ жизни людей, формировали взаимоотношения между ними и способы мышления. Фактически именно технологии привели к развитию языка, возникновению культуры и письменности. Следы пратехнологий сохранилось фактически до настоящего времени в особенностях нашего мышления и культуры.


Технические перевороты и их влияние на образ жизни и социально-экономические

Обычно выделяют 3 наиболее важных приобретения человечества: обретение огня, создание паровой машины и электронной вычислительной машины. Мне бы хотелось рассмотреть развитие техноэволюции более детально.

Как уже отмечалось, становление человека как биологического вида завершилось 30-40 тысячелетий назад. Сформировался первый уклад техники, основанный на применении огня и грубых неотшлифованных камней. Образ жизни человека
в этот период мало отличался от стадного.

Изобретение новых орудий (лук, шлифованные каменные орудия – топоры, мотыги с рукоятками и др.) для охоты и земледелия создали условия для разделения труда. Это был, по существу, первый технический переворот. Он длился около 10 тысяч лет. В результате обособились скотоводство (около 40 тысяч лет назад) и, значительно позднее, земледелие (10-20 тысяч лет назад).

С обособлением скотоводства произошел переход от стадного образа жизни к родовому строю.

Земледелие, требовавшее оседлого образа жизни, и дававшее возможность каждой семье прокормить себя практически без помощи соседей, способствовало возникновению и расцвету первобытнообщинного строя.

Около 6 тысяч лет назад появились медные (бронзовые) орудия труда, посуда. оружие. Эти предметы в силу их, как мы сказали бы сегодня, высокой стоимости распределялись неравномерно, но и позволяли резко повысить производительность труда на земле и военную силу тех, кто ими владел. Возникавший относительный излишек продовольствия и наличие «силы» позволили привлекать к работе сначала пленников, а затем рабов.

Наиболее благоприятные условия для земледелия сложились в долинах Нила (Египет), Инда (Индия), междуречье Тигра и Евфрата (Месопотамия). И именно здесь возникли первые рабовладельческие государства. Именно рабство определило расцвет цивилизаций Египта, Месопотамии, Индии. Дешёвый труд работ, влачивших бесправное существование и получавших минимум пропитания, позволил создать грандиозные ирригационные сооружения и величественные пирамиды.

Однако, овладение бронзовыми орудиями труда и войны не привело к вытеснению каменных, по подготовило почву к использованию железа. Освоение технологий получения железа и изготовления железных орудий заняло около 600 лет (с Х по Y век до н.э.). Это был второй технический переворот.

Применение железных орудий резко повысило производительность труда и способствовало обособлению ремёсел. Раньше ремесло было побочным промыслом скотоводов и земледельцев, занимавшихся им в свободное время, а также очень небольшого числа ремесленников. Теперь же ремесло стало основным занятием многочисленных коллективов ремесленников (металлургов, гончаров, ткачей и др.). В Y веке до н.э. в Афинах в некоторых мастерских (оружейных, кроватных) работало свыше 100 невольников, а на рудниках – до 1000. Это были крупные по тем временам предприятия.

Именно ремесла дали мощный толчок росту и развитию городов. Однако, рабство оказалось тормозом технического прогресса. Дешёвая рабочая сила не стимулировала хозяев к внедрению новых технических средств и их разработке. Например, водяное колесо, изобретённое в 1 веке до н.э., ждало своего широкого применения почти тысячу лет. Даже в период распада великих рабовладельческих империй, когда стала ощущаться нехватка рабочих рук, заниматься совершенствованием технологии оказалось некому. Рабы не располагали необходимыми знаниями и свободным временем; господа, среди которых были и высокообразованные люди, в силу общественного уклада и соответствующего менталитета презирали физический труд и все, связанное с ним и его облегчением. Исключения не делали погоды (Архимед – 3 век до н.э.; Герон Александрийский и его автоматы – 1 век до н.э. и др.; единственное внедрённое Великой римской империй в военное и гражданское строительство изобретение – бетон).

Нехватка рабочих рук в эпоху распада рабовладельческих империй (IIY век н.э.) не компенсировалась техническими нововведениями, которые подняли бы производительность труда. Началось движение вспять: вместо крупных латифундий и предприятий возникали мелкие (но более многочисленные) очаги земледелия и ремёсел. Не правда ли, это похоже на, что случилось у нас в стране после распада СССР и «социалистической» системы хозяйствования?

Возникал феодализм. На начальном этапе суть феодализма можно выразить формулой: некоторая личная свобода на барской земле. Феодал был полным собственником земли и основных орудий труда, но неполным собственником своих крепостных. Крестьянин расплачивался за пользование землёй деньгами и натурой и был заинтересован в росте производства товара. Поэтому постепенно росла производительность труда. Росла потребность в ремесленных изделиях.

В этот период (Х-ХII век) получили широкое распространение водяные мельницы, был существенно усовершенствован часовой механизм и получили широкое распространение различные механизмы, использующие зубчатые колеса. Это был третий технический переворот.

Произошли и значительные изменения в организации ремёсел. Ремесленники стали объединяться в цехи, имеющие свои уставы, регламентирующие, в том числе, технологию производства по лучшим образцам (начало того, что мы сегодня называем стандартизацией). Происходит специализация знаний и навыков, возникают инженерные профессии. Появляются вольнонаёмные работники. Труд становится свободным. Возникают мануфактуры, где технологический процесс расчленяется на отдельные (но по прежнему ручные: «манус» - рука, «фактура» - делание) операции.

Со второй половины ХYII века феодализм вытесняется капитализмом (буржуазные революции вспыхивают сначала в Англии, а затем в европейских странах).

Новая техническая революция (четвертая) начинается с замены ручного труда машинным сначала в текстильном деле, а затем и в других отраслях промышленности. В основе этой революции – новый источник силы – паровая машина.

Паровая машина дала резкий толчок развитию производительных, резко ускорился темп технического прогресса. В конце XIX начале XX века капитализм в развитых странах вышел из стадии первоначального накопления. Под натиском капитала возникла и продолжается по настоящее время тенденция к концентрации и централизации капитала и не только капитала первоначальных собственников, но и капитала широких слоёв населения развитых стран. Возник акционерная и корпоративная формы собственности. Появилась возможность реализации чрезвычайно капиталоёмких проектов, таких, как создание ядерного оружия, ядерной энергетики, освоение космоса и т.п.

В начале этого этапа резко обострились противоречия между трудом и капиталом, что было связано как с периодически повторяющимися (обусловленными природой рыночного регулирования) экономическими кризисами, так и в ряде стран – с резким несоответствием развития производительных сил и производственных отношений. В последнем случае это приводило к возникновению и развитию революционных ситуаций (как, например, в России). В наиболее развитых странах, таких как США, Англия – значительно изменилась роль государства и методы управления. Если на начальном этапе развития капитализма роль государства сводилась к обеспечению интересов капитала и их держателей в основном путем подавления сопротивления наемных работников ухудшению условий жизни, то на новом этапе такая государственная политика и обеспечивающая её структура власти оказались неэффективными.

Государство оказалось вынужденным искать экономические рычаги управления развитием производства, а также начать решать социальные проблемы большей части населения, то есть во всё большей мере играть роль социального и экономического стабилизатора развития экономики.

В результате социально-экономическая система современных развитых стран, по традиции называемая капитализмом за динамизм, основанный на превращении прибыли в капитал, на непрерывном накоплении богатства и расширении производства и потребления, неузнаваемо изменилась.

Экономика развитых стран превратилась в смешанную систему, в которой сплелись воедино динамизм рыночного хозяйства и социальная ориентация, носителем которой выступает государство и другие общественные институты. При этом основные хозяйственно-экономические функции государства сводятся к следующим:

- правовая (права собственности, предпринимательства и договорные);

- компенсационная (компенсация провалов рынка и обеспечение принципиально бесприбыльных или малоприбыльных секторов экономики);

- социальная (перераспределение доходов с целью обеспечения всех членов общества минимально-необходимыми средствами для существования);

- макроэкономическая (регулирование экономики бюджетными и денежно-кредитными механизмами);

- обеспечение общих условий долговременного роста экономики своих стран (сегодня это прежде всего вложение средств на образование и развитие научных исследований, поддержка «своих» корпораций во всем мире).

Возвращаясь к промышленным революциям, развитию технологии, отмечу, что с середины ХХ века начался очередной (пятый) технический переворот, который часто называют научно-технической революцией (НТР). Отмечу главные черты НТР.

Это стремительное ускорение научно-технического прогресса, разработка и широкое применение новых методов проектирования изделий, быстрое уменьшение сроков внедрения новых идей в создание изделий, быстрое расширение фронта научных исследований. Двигателем НТР, главным звеном, давшим толчок пятому техническому перевороту, стала ЭВМ – усилитель не мускульной, а интеллектуальной мощи Человека.

Таким образом, мы коротко рассмотрели основные этапы развития техники и их связь с общественно-экономическим развитием. Не все вопросы оказались заданы, и к некоторым мы ещё вернёмся позже. Мы выяснили, что на сегодняшнем этапе развития техники изменилась и резко возросла роль научного знания.

Дополнительный материал.

Вернёмся к истокам науки. Как отмечалось на одной из предыдущих лекций, истоки науки в наблюдении и накоплении знаний. Поначалу наука носила мифологический характер. Из мифологии возникла философия, в её недрах вызрели астрономия и математика, механика. 6000 лет назад египтяне уже имели календарь и, руководствуясь им, вели сельхозработы. Достижения механики позволили Герону Александрийскому разработать хитроумные автоматы, паровую турбину, ветряную мельницу. Однако и в этот период наука оставалась по преимуществу созерцательной.

В IXXII веках наука быстрее развивается на Востоке, чем на Западе (аль-Хорезми – математик (алгебра, алгоритм – его «изобретения») и астроном, Ибн-Сина – естествоиспытатель и поэт; Бируни – учёный-энциклопедист, крупнейший географ ХI века; Омар Хайям – гениальный математик и поэт).

На протяжении большей части средневековья государства арабского Востока шли в развитии науки на несколько веков впереди Западной Европы. В конце средневековья центр научной мысли стал перемещаться в Европу.

Новый расцвет науки и искусств наиболее ярко отразился в творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519) – великого художника, скульптора, учёного и инженера. Трактаты Леонардо (5000 страниц) поражают энциклопедичностью (от живописи и графики до геометрии, астрономии, физики, геологии, ботаники, анатомии). Вслед – Николай Коперник, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер, Френсис Бекон, Рене Декарт, Пьер Ферма, Роберт Бойль, Роберт Гук…Исаак Ньютон, Христиан Гюйгенс. Этот 200-летний период ознаменовался переходом от науки созерцательной к науке  экспериментальной. Появляются первые научные организации: Академия тайн природы (Неаполь, 1560), Академии наук в Англии (1660), Франции (1668), Германии (1700), России (1724). Начинают появляться периодические научные издания (1665).

Благодаря книгопечатанию к научному знанию начинают приобщаться все более широкие слои населения. Как более дешёвое, чем бронза, железо некогда демократизировало орудия труда, так книгопечатание сделало доступными предметы умственного труда – источники информации.

В XIX-XX веках развитие науки и техники взаимно обогащали и ускоряли развитие друг друга. В этот период наука во все большей степени влияла на развитие техники и технологии (как говорят марксисты – становилась непосредственной производительной силой).

Хочу обратить Ваше внимание на то, что многие выдающиеся открытия и технологические достижения, подготовившие быстрое, динамично ускоряющееся развитие науки и техники в наши дни, были сделаны в Индии, на арабском Востоке, в Китае, а стремительное шествие научно-технического прогресса началось на Западе. Современная цивилизация как динамическая система родилась в Западной Европе. Почему? Каковы движущие силы технического прогресса?

Известно ускоряющее действие войн на развитие техноэволюции. Войны требуют для успешного их ведения незамедлительной концентрации всех ресурсов для достижения главной цели – победы над противником. Военная техника в большинстве своих видов давно утратила характер специфической изолированной ветви общего технического развития. Стала, как сейчас говорят, техникой двойного назначения. Достижения военно-технической науки легко трансформируются для достижения гражданских мирных целей. Поэтому ускорение военно-технических разработок приводит к последующему общему ускорению научно-технического развития.

Однако при этом происходит резкое ухудшение уровня жизни населения, замедляется социальное развитие, значительная часть трудоспособного населения безвозвратно выбывает из сферы производительного труда.

Войны ускоряют ход технического развития, но не инициируют его.

В современном обществе значительная концентрация средств и усилий возможна и без прямой военной направленности. США, вложив 20 миллиардов долларов в программу «Аполлон», в течение 7-8 лет сумели осуществить первый полет на Луну в 1969 году. Отложи они эту задачу лет на двадцать, и её решение обошлось бы в несколько раз дешевле. С другой стороны, и десятикратное увеличение затрат не позволило бы высадиться на Луне через 6 месяцев или даже год после начала работ. Вкладывая большие средства и концентрируя усилия можно достичь максимального темпа техноэволюции, после чего дальнейшие вложения уже не дают никакого эффекта. Как и для биоэволюции для техноэволюции существует некоторый максимальный темп развития, превысить который не удаётся ни при каких обстоятельствах.

Но это опять-таки вопрос о темпах развития, а не о первопричине. Первые технические перевороты происходили в разных частях Земли и охватывали значительные группы государств в исторически близкие сроки. При этом, как мы отмечали в первой части лекции, с изменением технического развития были связаны и изменения в общественно-политической системе. Хотя и в настоящее время на Земле можно найти почти все известные исторические формы общественного устройства и уровня технического развития.

Возможно, что первопричина перенесения центра ускорения технического развития в конце средних веков в Западную Европу связана с особенностями общественной структуры. Ведь многие предшествующие культуры, как мы видели, отличались весьма высоким уровнем знаний и технического развития. Культуры арабского Востока, Китая, феодальной Японии, образ жизни на этих территориях, то, что мы сейчас называем менталитетом, существенно различались от Западных.

Поэтому, вероятно, цепная реакция технологического взрыва начинается при пересечении двух линий – достижения некоторого уровня знаний и технологического развития и появления таких общественных структур, которые способствуют или, по крайней мере не мешают технологическому развитию. По-видимому, именно такое сочетание условий сложилось в Европе в конце средних веков.

Развитие техноэволюции, по крайней мере до середины ХХ века, никем не управлялось и не направлялось. Однако, этапы развития вряд ли могли быть иными. Даже последовательность овладения различными видами энергии – от энергии мускулов, к использованию энергии воды, ветра, пара, скрытой энергии топлив, электрической и атомной. Каждый предшествующий шаг создавал необходимые условия для перехода к следующему. Фактически, Цивилизация не имела свободы выбора. Точнее, выбор был прост: развитие или тупик, а, значит, и гибель. История исчезнувших государств и цивилизаций подтверждает это.

Технологическое развитие раздвигало границы гомеостаза, обеспечивало все более эффективную защиту человека и общества от голода, болезней, других помех. Однако та же  Технология может сегодня поставить Человечество на край гибели. Раньше, пока технология была нацелена на разрешение элементарных проблем любой цивилизации – продовольствие, одежда, жилье, транспорт, обеспечение начала жизненного пути, распределение благ, охрана здоровья и достояния, выбора практически не было. Сегодня выбор начинает появляться. Появляющиеся ресурсы могут быть направлены на получение максимума благ (что сейчас в значительной мере и происходит). Но не приведёт ли потребительский рай к застою и вырождению? Общество одаривает человека смыслом жизни. Но смысл жизни отдельного человека определяется жизненным содержанием цивилизации. В этом случае достигнутый потребительский рай лишит цивилизацию целей дальнейшего развития, а человека – смыла жизни. Также лишает смысла жизни и пропагандируемый некоторыми (заметим, обеспеченными всеми благами современной цивилизации) возврат к природе, отказ от многих потенциально опасных технологий. Это тот же застой.

Куда же идёт технология? До недавних пор она увеличивала нашу энергетическую вооружённость. Эту линию можно продолжить и дальше, но именно на этом пути встречаются и наибольшие опасности. Сегодняшнее развитие техноэволюции может иметь и другое направление – усиление умственных возможностей человека, увеличение мощи Разума. Такой направление определяет новые и пока малоисследованные возможности развития цивилизации и человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54809. «Учнівський парламент» - форма організації учнівського самоврядування в школі 189.5 KB
  Активну роль у підготовці сьогоднішніх школярів до реального суспільного самоврядування і формування в них готовності виконувати свій громадянський обовязок покликане відіграти учнівське самоврядування загальноосвітньої середньої школи. Однак сформована на сьогодні система організації діяльності учнівського самоврядування в школі відсутність відповідного соціального замовлення на практичну діяльність учнів законодавства в державному масштабі про трудову діяльність підлітків і учнівської молоді призвели до того що по суті учнівське...
54810. Універсальна модернізована одномісна учнівська парта 4.39 MB
  Стосовно запропонованої учнівської парти то вона має ряд переваг над стандартною. Буде методично правильно коли коли при вивченні графічної грамоти на уроках трудового навчання чи при виконанні графічних робіт на уроках креслення дані завдання виконувати не при горизонтальному положенні столика парти а при вертикальному. Щоб зробити вертикальне положення столика парти достатньо лівою рукою дістатися важіля в передній частині опустити його вниз і столик набуває...
54811. Holidays and traditions in Ukraine and English-speaking countries 1.3 MB
  Dear pupils. I am glad to see you again. The theme of our lesson is “Holidays and traditions in Ukraine and English-speaking countries.” Today we are going to read the text about traditions in English speaking countries and Ukraine, we’ll listen to the text about Thanksgiving Day in Canada and of course you’ll speak English and present your projects. Let’s start.
54812. Parties and Holidays 78.5 KB
  Objectives: to practice pupils’ listening and speaking skills; to enrich the pupils’ vocabulary; to train the usage of the lexical material in practice; to widen students’ knowledge about the celebration of different parties and holidays in Ukraine and English-speaking countries; to develop their critical thinking; to enrich their outlook;
54814. FOOD AND COOKERY 90 KB
  It is not a secret that Ukrainian people are big eaters. Our women cook very much and they cook tasty. But our men like to eat what our women cook and they are thankful for tasty dishes.
54815. Турнір знавців Паскаля 255 KB
  Алгоритмізація та програмування для учнів є більш складними розділами інформатики. Тому варто зробити декілька уроків трішки цікавішими, навіть розважальними. Це може бути, наприклад, узагальнюючий урок напередодні тематичного оцінювання, підсумковий урок теми.
54816. Святкова церемонія вручення паспорта громадянина України 47.5 KB
  Буклети Паспорт – головний документ громадянина України Конституція України. Виховувати громадянина патріота країни любов гордість і повагу до України. Ми раді вітати вас на церемонії вручення паспортів громадянина України.
54817. Патріотичне виховання майбутніх соціальних працівників у процесі вивчення соціології (з особистого досвіду) 197 KB
  Тому одним із завдань гуманітаризації та гуманізації вищої освіти стає орієнтація і на загальнолюдські культурні цінності залучення студентів до національних джерел духовності формування у них патріотичних якостей. Проте результати аналізу досліджень вищеназваних учених свідчать що питаниям патріотичного виховання студентів вищих навчальних закладів освіти узагальненню досвіду формування патріотичних якостей студентів не приділялося належної уваги. Патріотичне виховання студентів це організований планомірний та цілеспрямований процес...