14603

Разработка многотабличных баз данных

Практическая работа

Информатика, кибернетика и программирование

Практическая работа № 21 Тема: Разработка многотабличных баз данных Цели работы: научиться удалять таблицы; научиться создавать таблицы базы данных в режиме таблицы; научиться создавать самостоятельно ключевое поле; научиться создавать формы для ввод...

Русский

2013-06-08

245.5 KB

5 чел.

Практическая работа № 21

Тема:  Разработка многотабличных баз данных

Цели работы:

  •  научиться удалять таблицы;
  •  научиться создавать таблицы базы данных в режиме таблицы;
  •  научиться создавать самостоятельно ключевое поле;
  •  научиться создавать формы для ввода данных;
  •  закрепить навыки по заполнению и редактированию таблиц базы данных.

Этапы работы

  1.  Проектирование структуры базы данных.
    Создадим более сложный вариант базы данных. В ней будут две таблицы: Список и Группы.
  2.  Конструирование пустых таблиц базы данных.
    Воспользуемся новым способом изготовления таблиц. Таблицы будем создавать в режиме таблицы. В таблице Список будет 7 полей (код, фамилия, имя, отчество, год рождения, школа, класс, номер группы). Номера групп и фамилии преподавателей будут храниться в отдельной таблице Группы в виде двух столбцов.
  3.  Создание схемы базы данных.
    В данном случае таблицы связаны связью "один-ко-многим". Это значит, что в таблице Группы каждое значение может встречаться только один раз, а в таблице Список - сколько угодно (несколько человек могут быть из одной группы). Связи следует устанавливать при пустых таблицах. Если таблицы заполнены, могут возникнуть проблемы при создании связей и свойств связей. Для связи в обеих таблицах должны быть ключевые поля. В таблице Список - поле Код, в таблице Группы - поле Учебная группа.
  4.  Ввод данных в таблицы.
    Создадим форму для ввода данных и воспользуемся ею. При наличии связанных таблиц имеет значение порядок заполнения их значениями.

Ход работы

Задание 1. Откройте учебную базу данных, изготовленную на прошлом занятии.

Порядок работы:

  •  Вызовите программу Access. Для этого дважды щелкните по пиктограмме Microsoft Access; перед вами откроется окно системы управления базами данных, в котором появится меню.
  •  Включите мышкой переключатель Открыть базу данных, выделите из списка баз данных, расположенного ниже пере-ключателя, имя вашей базы и щелкните по кнопке ОК. На экране появится окно (рис, 7) с основными элементами базы данных.


Рис.7

Задание 2. Удалите таблицу Список.

Порядок работы:

  •  Выделите имя таблицы.
  •  Нажмите клавишу [Delete].
  •  На вопрос о подтверждении удаления таблицы ответьте Да.

Задание 3. Создайте таблицу Группы.

Порядок работы:

  •  Выберите закладку Таблица, если находитесь в другом окне.
  •  Щелкните мышкой по кнопке Создать. Появится окно, представленное на рис. 8.


Рис. 8

  •  Оставьте Режим таблицы и щелкните по кнопке ОК. Появится пустая таблица, поля которой не определены и не имеют названия. Тип поля будет выбран автоматически в зависимости от введенной информации.
  •  Переименуйте Поле 1. Для этого поставьте курсор в любую ячейку столбца Поля 1. Выполните команду Формат - Переименовать столбец. Ячейка имени столбца окажется выделенной. Введите название поля Учебная группа и нажмите клавишу [Enter].
  •  Переименуйте Поле 2. Для этого поставьте курсор в любую ячейку столбца Поля 1. Выполните команду Формат - Пере-именовать столбец. Ячейка имени столбца окажется выделенной. Введите название поля Преподаватель и нажмите клавишу [Enter].
  •  Сохраните таблицу с именем Группы, щелкнув по кнопке - Сохранить. На вопрос о создании ключевого поля ответьте отрицательно.
  •  Перейдите в режим Конструктор, щелкнув по кнопке , и посмотрите, как заданы поля. Сделайте поле Учебная группа ключевым, поместив курсор на имя этого поля и щелкнув по кнопке - Ключевое поле. Тип данных поля Учебная группа задайте числовым, выбрав его мышкой из ниспадающего списка. ;
  •  Щелкните по кнопке - Сохранить. Закройте таблицу (при сохранении таблицы вопросов не появится, так как имя таблицы уже задано).

Задание 4. Создайте таблицу Список.

Порядок работы:

  •  Выберите закладку Таблица, если находитесь в другом окне.
  •  Щелкните мышкой по кнопке Создать.
  •  Появится окно, в котором оставьте Режим таблицы и щелкните мышкой по кнопке ОК. Появится пустая таблица, поля которой не определены и не имеют названия.
  •  Переименуйте поля по аналогии с предыдущим заданием, выполнив команду Формат - Переименовать поле. Данные возьмите из табл. 3.

Таблица 3

Старое название

Новое название

Поле 1

Код

Поле 2

Фамилия

Поле 3

Имя

Поле 4

Отчество

Поле 5

Год рождения

Поле 6

Школа

Поле 7

Класс

Поле 8

Учебная группа

  •  Сохраните таблицу с именем Список, щелкнув по кнопке .На вопрос о создании ключевого поля ответьте отрицательно.
  •  Перейдите в режим Конструктор и посмотрите, как заданы поля. Сделайте поле Код ключевым, поместив курсор на имя этого поля и нажав кнопку - Ключевое поле. Тип поля Код - счетчик, полей Фамилия, Имя, Отчество - текстовые, полей Год рождения, Школа, Класс, Учебная группа - числовые. С полем Учебная группа разговор особый. Его тип - числовой. Общие свойства поля не меняем. Кроме того, значения этого поля надо не набивать вручную, а выбирать из списка, содержащегося в таблице Группы. Для этого в свойствах поля следует указать, что здесь имеет место подста-новка по следующей схеме: выберите закладку Подстановка, тип элемента управления - Поле со списком, источник строк - Группы. Получите значения элементов, как показано на рис.9.
  •  Сохраните изменения, щелкнув по кнопке


Рис.9

  •  Закройте таблицу.

В результате этой работы вы получите две несвязанные таблицы. Нужно создать схему данных со связями.

Задание 5. Создайте схему данных.

Порядок работы:

  •  Щелкните по кнопке - Схема данных.
  •  В появившемся окне Добавление таблицы выделите таблицу Группы и щелкните по кнопке Добавить. Выделите таблицу Список и щелкните по кнопке Добавить. В окне Схема данных появится условный вид этих таблиц. Щелкните по кнопке Закрыть окна Добавление таблицы.
  •  Увеличьте окно таблицы Список так, чтобы были видны все поля.
  •  Поставьте мышку на имя поля Учебные группы в таблице Группы и, не отпуская кнопку мышки, перетащите ее на поле Учебные группы в таблице Список. Отпустите мышку. Появится диалоговое окно Связи, представленное на рис. 10


Рис.10

  •  Включите значок Обеспечение целостности данных. Это невозможно будет сделать, если типы обоих полей заданы не одинаково.
  •  Включите значок Каскадное обновление связанных полей. Это приведет к тому, что при изменении номера группы в таблице Группы автоматически изменится соответствующий номер в таблице Список.
  •  Включите значок Каскадное удаление связанных полей. Это приведет к тому, что при удалении записи с номером группы в таблице Группы будут удалены все записи из таблицы Список, в которой стояли соответствующие номера групп.
  •  Щелкните по кнопке Создать. Появится связь "один-ко-многим". Схема данных представлена на рис. 11.


Рис.11

  •  Закройте схему данных, ответив утвердительно на вопрос о сохранении схемы данных.

Задание 6. Заполните таблицу Группы значениями.

Порядок работы:

  •  Откройте таблицу Группы в режиме таблицы.
  •  Заполните ее записями из табл. 4.

Таблица 4

Учебная группа

Преподаватель

101

Верзаков С.А.

102

Белоусов А.И.

103

Масалова В.А.

104

Новикова Е.В.

105

Зачесова Т.П.

  •  Сохраните таблицу и закройте ее.

Задание 7. Создайте формы для ввода данных.

Порядок работы:

  •  Выберите закладку Формы. Щелкните по кнопке Создать.
  •  Появится диалоговое окно (рис. 12), в котором следует выбрать Автоформа в столбец, а в качестве источника данных - Список.


Рис.12

  •  Щелкните по кнопке ОК. Появится пустая форма ввода, представленная на рис. 13.


Рис.13

Замечание.

Значения кнопок работы с записями:
-переход к первой записи;
- переход к предыдущей записи;
- переход к следующей записи;
- переход к последней записи;
- добавление новой записи.

Задание 8. Добавьте в базу данных записи, используя форму.

Порядок работы:

  •  Заполните базу данными, представленными в табл. 5.

Замечание.

Переход от поля ввода к следующему полю производится клавишей [Tab], [Enter] или мышкой. Для перехода к новой записи следует щелкнуть по кнопке . Значения поля Код будут заполняться автоматически. Значения поля Учебная группа выбирайте из ниспадающего списка.

  •  

Таблица 5

Код

Фамилия

Имя

Отчество

Год рождения

Школа

Класс

Учебная группа

1

Чернова

Кристина

Ивановна

1984

1

9

101

2

Терещенко

Инна

Алексеевна

1983

3

10

103

3

Истратов

Максим

Владимирович

1984

5

9

101

4

Бондарь

Ольга

Петровна

1983

1

10

104

5

Новоселов

Алексей

Иванович

1984

3

9

105

  •  Сохраните введенные данные. Имя формы - Список. Закройте форму.
  •  Перейдите в окно Таблицы. Откройте таблицу Список. Убедитесь, что в таблице появились новые записи.
  •  Щелкнув по кнопке , сохраните текущую таблицу.
  •  Закройте таблицу.

Задание 9. Проверьте каскадное обновление связанных полей.

Порядок работы:

  •  Откройте таблицу Группы.
  •  Исправьте учебные группы на 201, 202, 203, 204, 205.
  •  Сохраните таблицу.
  •  Закройте таблицу Группы.
  •  Откройте таблицу Список.
  •  Убедитесь, что значения групп изменились.
  •  Закройте таблицу Список.

Задание 10. Проверьте каскадное удаление связанных полей.

Порядок работы:

  •  Откройте таблицу Группы.
  •  Удалите первую запись (всю строку выделите и нажмите на клавишу [Delete]).
  •  Согласитесь с проверочным вопросом.
  •  Закройте таблицу Группы.
  •  Откройте таблицу Список.
  •  Убедитесь, что исчезли записи с номером группы 201.
  •  Закройте таблицу Список.
  •  Предъявите преподавателю: 
    1.  таблицу Список на экране;
    2.  таблицу Группы на экране;
    3.  форму Список на экране.

Задание 11. Завершите работу с программой Access.

Порядок работы:

  •  Выполните команду Файл - Выход.
  •  Если вы производили редактирование в базе данных, появится вопрос о сохранении изменений. Ответьте на него утвердительно.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59157. Усі ми - діти своїх матерів 46.5 KB
  Стоїть на видноколі світла мати У неї вчись. Мати Що може бути на світі прекраснішим священним за це імя Учениця У нашім раї на землі Нічого кращого немає Ніж тая мати молодая З своїм дитяточком малим. Учень Чуєте Хто там З дороги Мати іде молода...
59158. Утворення Української козацької держави - Гетьманщини 40.5 KB
  В програмі висунутій гетьманом геніально систематизовані ідеї старої княжої Київської Русі з новою ідеєю козацької держави Запорізької Січі. 2ий учень дослідник: Найвищим органом влади Війська Запорізького вважали...
59159. Фізико-хімічна лабораторія 49.5 KB
  Серед форм навчання віддавати перевагу активним: семінарам дискусіям роботі у групах ігровій технології інтегрованим урокам. У разі відсутності відповіді учасників груп право відповіді надається іншим групам.
59160. Фрагменти уроків рідної мови за темою: Іменник 66.5 KB
  Мета: повторити узагальнити та поглибити знання учнів про іменник удосконалювати вміння розпізнавати іменник серед інших частин мови формувати вміння добирати аргументи на доведення своєї думки розвивати вміння аналізувати робити висновки повязувати навчальний матеріал з життєвим...
59161. Характеристика дійових осіб пєси Івана Карповича Карпенка - Карого Сто тисяч 31.5 KB
  Виставка книг драматурга підручник ілюстрації театрів. Робота в групах: кожна група представники з різних театрів: актори критики режисери постановники. У дітей відповідно цього бейджикі з назвами Театр імені Л.Українки Театр імені Т.
59162. Хвороби шкіри. Запобігання захворюванням шкіри дівчат і хлопців. Косметологічні проблеми підлітків 65.5 KB
  Мета: сформувати знання про ознаки хвороб шкіри косметичні проблеми підлітків формувати навички запобігання хворобам шкіри косметичним проблемам підлітків розвивати звички здорового способу життя виховувати охайність бережливе ставлення до свого життя...
59164. Жіночі образи у творчості Лесі Українки за творами Камінний господар, Лісова пісня, Одержима 50 KB
  Отже як ви зрозуміли сьогодні ми поринемо в чудовий світ поезії кохання. В українській мові маємо ідеально точне словесне розмежування кохання й любові. Із цього й розпочнемо розмову про роль і місце кохання в житті людини у просвітленні й одухотворенні плоті бо в коханні людина утверджується як особистість.
59165. В.Барка. Роман Жовтий князь. Художнє відтворення голодомору 1933 року як найстрашнішої трагедії українського народу 43 KB
  Щаслива родина перетворюється на предмет знущання додаток 3 таблиця проектується на дошку і протягом уроку з неї вилучаються ті члени родини які помирають. Позбавлення людей віри додаток.