14665

Определение параметров пласта по кривой восстановления давления (КВД) в возмущающей скважине

Лабораторная работа

География, геология и геодезия

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 Определение параметров пласта по кривой восстановления давления КВД в возмущающей скважине. В ходе выполнения данной лабораторной работы студенты знакомятся с одним из методов обработки кривых восстановления давления в скважинах. По результ...

Русский

2013-06-09

954 KB

37 чел.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

Определение параметров пласта по кривой восстановления давления (КВД) в возмущающей скважине.

В ходе выполнения данной лабораторной работы студенты знакомятся с одним из методов обработки кривых восстановления давления в скважинах. По результатам замеров, полученных на экспериментальной установке, определяется гидропроводность, проницаемость и пьезопроводность, а так же приведенный радиус скважины. Технология получения кривой восстановления давления в промысловых условиях сводится к прекращению отбора жидкости из скважины путем закрытия устьевой задвижки фонтанной скважины или остановки откачивающего жидкость насоса. За изменением забойного давления после остановки скважины следят с помощью предварительно спущенных в скважину глубинных манометров или путем отбивки уровня жидкости эхолотом.

ТЕОРИЯ. При мгновенном прекращении приток из упругого бесконечного пласта сжимаемой жидкости в скважину, длительное время Т работавшую с постоянным дебитом q, давление у стенки скважины в момент t будет равно [4,5]:

.

При Tt

.

Поэтому при t > 0

,

где Рс(Т) – забойное давление в скважине в момент её остановки (при t=0);

Рс(t) – забойное давление в скважине в момент t после её остановки;

q – дебит скважины до остановки;

– динамическая вязкость жидкости;

k – проницаемость пласта;  

h – толщина пласта;

rп – приведенный радиус скважины;

– пьезопроводность пласта;

t – время, прошедшее с момента остановки скважины;

Еi– интегральная показательная функция.

Интегральная показательная функция:.

Интегральная показательная функция допускает разложение в ряд:

                                    

              При z малых можно ограничиться двумя первыми членами ряда и считать, что .

             В результате изменение давления на стенке остановленной скважины может быть описано уравнением   

  (      ).

Представим формулу (#) в виде (     ), и подставив эти обозначения в (   ), получим

 с = A + B ln t. (      )

          Соотношение (###) является уравнением прямой линии относительно с и ln t .Это значит, что построив кривую восстановления давления в соответствующих координатах, мы получим прямую линию (рис.1)

        Из рис.1 следует:

                        

        Тогда для коэффициента проницаемости получим:

.

 Зная проницаемость и пористость пласта, а также коэффициенты сжимаемости породы и насыщающей её жидкости, можно вычислить пьезопроводность пласта по формуле

  .

В дальнейшем по отрезку, отсекаемому на оси ординат (рис.1), определяют приведенный радиус скважины

 .

Предположение о мгновенном прекращении притока жидкости в скважину после её остановки не выполняется для реальных скважин. При закрытой устьевой задвижке или установленном насосе поступление жидкости из пласта продолжается вследствие сжатия газа в стволе скважины. Приток жидкости из пласта после остановки скважины искажает кривую восстановления давления (рис.2).

Наиболее значительное искажение возникает в начальный период снятия КВД. Затем темп притока постепенно снижается, и при больших значениях времени его влияние на результаты замеров мало. Поэтому для определения параметров пласта прямую проводят через конечный участок кривой восстановления давления(рис.2). Следует отметить, что при выводе формулы (#) предполагалось обрабатывать КВД при больших значениях времени, от есть малом значении аргумента интегральной показательной функции, и, следовательно, она не пригодна для обработки начального участка кривой. Методы обработки кривых восстановления давления с учетом притока жидкости в скважину после её остановки представлены в [1,2,3,4,5].

Обрабатывая кривую восстановления давления с использованием описанного в данном пособии метода, следует иметь в виду, что при переходе от формулы (#) к формуле (##) возможен только в том случае, если комплекс величин под знаком логарифма является безразмерным, то есть когда все входящие в этот комплекс величины приведены в единую систему единиц. Поэтому для исключения ошибок при экспериментальном использовании методики следует для начала обработки КВД все исходные данные привести к одной системе единиц, а под знаком логарифма в выражении (##) использовать абсолютные значения величин, составляющих безразмерный комплекс под знаком логарифма в формуле (#).

ОПИСАНИЕ ЛАБОРАТРНОЙ УСТАНОВКИ.

Лабораторная работа по определению параметров пласта по КВД выполняется на гидроинтеграторе, моделирующем упругоемкий пласт с центральной скважиной (рис.3).

Фильтрационные сопротивления пласта в гидроинтеграторе моделируются гидравлическими сопротивлениями щелевого лотка, который представляет собой узкую щель между пластинами их органического стекла (рис.4). Лоток имеет ряд отводов для присоединения емкостей с жидкостью и пьезометров.

При проектировании гидроинтегратора моделируемый круговой пласт разбивался на ряд кольцеобразных зон. Упругоемкость каждой зоны пласта моделируется отдельными емкостями, площади поперечного сечения которых пропорциональны упругому запасу соответствующей зоны.

Питание модели осуществляется с помощью сосуда Мариотта. Предполагается, что за время исследования наличие границы пласта с постоянным давлением на контуре питания не сказывается на результатах исследования.

    

На лицевой панели установки (рис.5) помещены сливной кран, моделирующий совместно с подключенным к нему пьезометром скважину, а так же пьезометры, которые позволяют определить изменение давления по длине модели. Каждый пьезометр соединен с соответствующей емкостью, моделирующей упругий запас, образуя таким образом систему сообщающихся сосудов, связанных между собой набором гидравлических сопротивлений.

 

После прекращения слива жидкости из модели приток из щелевого лотка продолжается в пьезометр, который подключен к сливному крану. Приток жидкости в пьезометр после закрытия крана приводит, как и в реальных промысловых  условиях, к искривлению начального участка КВД, построенной в полулогарифмических координатах.

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ.

В начале занятия открывается сливной кран установки и устанавливается дебит, при котором уровень жидкости в пьезометре, подключенном к крану, составляет примерно 0,05 – 0,2 м.

Время открытия крана фиксируется. Каждый студент получает необходимые для последующих вычислений исходные данные в соответствии с одним из вариантов (табл.1)

      Таблица 1

Вариант

Исходные данные

ж,

Па-1

с,

Па-1

m

h,

м

,

МПас

ж,

кг/м3

1

0,910-10

0,710-10

0,21

0,10

1,15

1050

2

1,510-10

0,910-10

0,20

0,11

1,05

1150

3

510-10

210-10

0,25

0,12

1,20

1030

4

710-10

110-10

0,24

0,09

1,35

1000

5

310-10

0,810-10

0,19

0,08

1,25

1040

6

810-10

0,610-10

0,30

0,13

1,50

1130

7

410-10

1,310-10

0,29

0,15

1,45

1080

8

210-10

1,510-10

0,22

0,14

1,40

1120

9

910-10

1,810-10

0,28

0,07

1,00

1090

10

110-10

1,110-10

0,23

0,13

1,10

1110

Слив жидкости из модели производится в мерный сосуд в течение примерно 40 – 50 минут. Затем замеряется уровень жидкости h0 в скважинном пьезометре, кран закрывается и одновременно включается секундомер. Фиксируется время закрытия крана. Дебит скважины определяется по формуле ,

где Vж – объем жидкости, отобранной из скважины за все время её работы, м3;

      tр – время работы скважины, с.

Далее переходят к заполнению таблицы (2). В ней отмечается, через какое время после закрытия скважины уровень жидкости достигает соответствующей отметки. Сначала уровень жидкости поднимается быстро, поэтому интервалы замеров на начальном участке составляют 0,1 м. Затем темп роста давления замедляется, и в конце замеры проводят через 0,01 м изменения уровня. После окончания замеров полностью заполняется таблица (2), строится кривая восстановления давления на миллиметровой бумаге и вычисляются параметры пласта k, , rп и .

                Таблица (2)

Результаты измерения восстановления давления в скважине.

Уровень жидкости в пьезометре h,

М

Изменение давления в скважине

Pc=жg(hh0), Па

Время t, с

ln t

h0=

0.30

0.40

0.50

0.60

0.70

0.72

0.74

0.76

0.78

0.80

0.81

0.82

0.83

0.84

0.85

0.86

0.87

0.88

0.89

0.90

0.91

0.92

0.93

0.94

0.95

0.96

0.97

0.98

EMBED PBrush  

EMBED PBrush  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53368. Ігрові технології на уроках 39.5 KB
  Шіллер наприклад стверджував що античні ігри божественні і можуть служити ідеалом будьяких інших видів дозвілля людини. У Древньому Китаї святкові ігри відкривав імператор і сам у них брав участь. Складність визначається різноманіттям форм гри способів участі в ній партнером та алгоритмами проведення гри.
53369. Объемное моделирование и конструирование из бумаги. Игрушки из бумажных полосок 172.5 KB
  Игрушки из бумажных полосок Вид урока Урок беседа Тип урока Урок изучения нового материала Студенты преподаватели Айрапетова Мария Сергеевна Гусева Анна Павловна Ершова Дарья Дмитриевна Максимова Марина Вадимовна Государственный социальный заказ Во исполнение Закона Российской Федерации Об образовании. Добиваться: применения различных форм методов средств технологий при проведении образовательного урока; установления взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса. Технологическая карта урока Триединые...
53370. Розвиток слухової уваги, слухової пам’яті та фонематичного сприймання у дітей дошкільного віку 68 KB
  Діти стають у коло непомітно для ведучого вони передають за спиною один одному дзвіночок. Логопед розрає дітям ведмедиків з зображенням цих предметів потім за ширмою озвучує ці предмети а діти повинні відгадати який ведмедик шумить. Дидактична гра Хто кличе Діти по черзі називають імя ведучого який стоїть до них спиною. Потім гра ускладнюється і діти кличуть ведучого: Ау то голосно то тихо в залежності від того що скаже логопед: Далеко пішли у ліс Близько пішли у ліс.
53371. Учет косвенных расходов в составе себестоимости продукции. Синтетический учёт движения нематериальных активов 22.77 KB
  Косвенные затраты — затраты, которые, в отличие от прямых затрат, не могут быть непосредственно отнесены на себестоимость одного конкретного вида продукции. Косвенные затраты относятся одновременно ко всем видам продукции и распределяются между ними условно: общепроизводственные и общехозяйственные расходы, часть расходов на продажу и др
53372. Дидактические игры как средство активизации учащихся при изучении таблицы умножения 52.5 KB
  Хочу рассказать о некоторых дидактических математических играх, которые я использую на уроках с целью активизации учащихся при формировании вычислительных навыков. Навык, как известно, приобретается в результате многократных повторений одних и тех же операций. Чтобы избежать однообразия в шлифовке табличных случаев умножения и деления, провожу упражнения в игровой, занимательной форме.
53373. Роль ігор-драматизацій в навчанні дошкільників англійської мови 97 KB
  Всі етапи роботи з казкою здійснюються разом з дітьми. Ініціативу розподілу ролей я надаю малечі (за бажанням), разом з тим, тактовно корегую їх вибір, адже дітям з низьким або середнім рівнем розвитку бажано надати роль, яка є невеличкою за обсягом, не дуже складною та не містить у собі тих мовних структур, які викликають труднощі у дитини (зокрема це стосується звуковимови), щоб не зникло бажання приймати участь у виставі.
53374. Использование деловых и ролевых игр на уроках химии для развития ключевых компетентностей учащихся 121.5 KB
  В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться мыслить самостоятельно развивает внимание стремление к знаниям. По спектру целевой ориентации игры подразделяются: дидактические: расширение кругозора познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные характерные...
53375. Дидактическая игра – залог успешной деятельности учащихя на уроке 101 KB
  Игра помогает формированию фонематического восприятия слова обогащает ребенка новыми сведениями активирует мыслительную деятельность внимание а главное стимулирует речь. В каком глаголе слово нет слышится сто раз стонет В каком слове семь гласных семья Что принадлежит только тебе а употребляется другими чаще чем тобой имя Какое слово состоит из трёх одинаковых букв три о Какая часть растения бывает и частью слова корень Какие буквы обозначают два звука если стоят в начале слова или после гласной ...
53376. Ігрові завдання на корекцію емоційної сфери дітей дошкільного віку 98.5 KB
  Психологічний етюд Хто що любить Діти приходять у лісове кафе. Психологічний етюд Клумба і садівник Діти обирають ролі квітів на клумбі. Психологічний етюд Слухаємо себе Ведучий звертається до дітей: Давайте сядемо зручніше розслабимося і заплющимо очі. Психологічний етюд Неслухняні ведмежата Ведмедики з'їли смачні але немиті яблука.