14675

АВТОМОБИЛИ Лабораторные работы

Лабораторная работа

Логистика и транспорт

АВТОМОБИЛИ Лабораторные работы Отчет Содержание 1. Лабораторная работа №8 Система питания двигателей от ГБУ 2. Лабораторная работа №9 Источник тока8 3. Лабораторная работа №10 Батарейное зажигание...13 ...

Русский

2013-06-09

804.5 KB

299 чел.

АВТОМОБИЛИ

Лабораторные работы

Отчет

Содержание

1. Лабораторная работа №8 «Система питания двигателей от ГБУ»

2. Лабораторная работа №9 «Источник тока»…………………………………………8

3. Лабораторная работа №10 «Батарейное зажигание»……………………………...13

4. Лабораторная работа №11 «Транзисторная система зажигания»……………..…19

5. Лабораторная работа №12 «Стартеры»……………………………………………24

6. Лабораторная работа №13 «Схемы электрооборудования»………..…………….28

7. Лабораторная работа №14 «КИП»………………………………………………....32

8. Лабораторная работа №15 «Освещение, световая и звуковая сигнализация»……………………………………………………………………….…36

9. Лабораторная работа №16 «Дополнительное электрооборудование. Предохрани-тели»…………………………………………………………………………………….41

10. Лабораторная работа №17 «Муфта сцепления»………………………………….

Лабораторная работа №8

Тема:  «Система питания двигателей от ГБУ».

1.План работы:

1 .Принципиальная схема работы ГБА и КПГ. 2.Изучить назначение, устройство и принцип работы РВД,РНД. 3.Произвести частичную разборку РВД на РНД.

4.Изучить детали, их конструкцию, принципы работы, входящие в состав РВД,РНД.

5.Научиться производить дефектовку деталей. 6.Произвести сборку РВД,РНД.

П.Оборудование практической работы:

1.Редуктор:НД, В Д.

2.Набор ключей и мерительных инструментов.

3.Техническая литература.

III.Форма отчета о проделанной работе.

1 .Начертить общую схему ГБА на КПГ.

2.Сделать рабочий чертеж РВД,РНД.

3.Краткое описание работы РВД,РНД.

4.Краткое   описание   назначения   наиболее   важных   деталей,   их конструкция.

Устройство и принципы работы редуктора низкого давления. РНД -служит для снижения давлении газа до значения близкого к атмосферному. Он так же препятствует поступлению газа к смесителю при не работающем двигателе. Редуктор - двухступенчатый мембранно - рычажного типа. Принцип действия ступеней редуктора одинаков.

Каждая ступень имеет клапан 7 (рис. 42, а), резинно - тканевую
мембрану, коленчатый рычаг 5, шарнирно- соединяющую мембрану с
клапаном 7 и пружину 6. Редуктор 2 снабжен также двумя дополнительными
устройствами      мембранно - пружинного      типа,      обеспечивающие

автоматическое перекрытие поступлению газа к смесителю.

При не работающем двигателе и закрытом расходном вентиле, давление в полости первой ступени I - атмосферное. При открытом расходном вентиле, включенном электромагнитном клапане, газ поступает в полость первой ступени редуктора (рис. 42, б). Давление газа действует на мембрану, которая преодолевая усилие пружины 6, прогибается и через коленчатый рычаг 5, закрывает клапан 7. Давление газа регулируется с помощью гайки в пределах 0,16 - 0,18 МПа. Контроль осуществляется манометром, установленном в кабине, он соединен с датчиком, размещенным на редукторе.

Клапан второй ступени II редуктора при не работающем двигателе находится закрытом положении и плотно прижат к седлу пружинами через коленчатый вал.

При пуске двигателя и его работе на средних нагрузках под дроссельными заслонками газового смесителя создается вакуум , далее он передается из впускного трубопровода в полость В вакуумного разгружателя через вакуумную полость Б экономайзера. Мембрана вакуумного разгружателя прогибается вверх и сжимает коническую пружину, разгружая клапан второй ступени, в результате чего этот клапан открывается. Газ заполняет полость второй ступени и поступает в смеситель по трубопроводу 4.

В режиме XX (42 в) при малой частоте вращения коленвала разряжение во впускной трубе двигателя уменьшается, расход газа незначителен и он по отдельной трубке 8 XX поступает за дроссельные заслонки газового смесителя.

На максимальной нагрузке (42 г) при полном открытии дроссельных заслонок вакуум во впускном трубопроводе двигателя становится недостаточным для преодоления усилия пружины мембраны экономайзера. Мембрана прогибается вниз, открывается клапан и газ начинает дополнительно поступать через экономайзер.

Мощность двигателя повышается, если увеличить общую подачу газа по

трубопроводам 3 и 4.

Рис. 41. Схема газобаллонной установки на сжиженном газе:

1 - шланг к впускной трубе двигателя; 2 - вторая ступень газового редуктора; 3 - дозирующее устройство экономайзера; 4 - первая ступень газового редуктора; 5 - датчик манометра; 6 - фильтр газового редуктора; 7 - кран для слива жидкости; 8 - испаритель сжиженного газа; 9 - электромагнитный клапан-фильтр; 10 - баллон для сжиженного газа; 11 - расходный вентиль для газообразной (паровой) фазы; 12 - датчик указателя уровня сжиженного газа; 13 - предохранительный клапан;

14 - расходный вентиль; 15 - топливный бак резервной системы; 16 - бензонасос; 17 - крышка воздушного патрубка

карбюратора; 18 - однокамерный карбюратор; 19 - переходник; 20 - патрубок для крепления карбюратора; 21 - патрубок

выхода горючей смеси; 22 — корпус газового смесителя; 23 - патрубок для крепления воздухозаборника;

24, 25 и 26 - трубопроводы соответственно пусковой системы, системы холостого хода и экономайзера

Рис. 42. Схема работы двухступенчатого редуктора:

|а - при закрытом расходном вентиле; б - во время пуска и работы двигателя      при средней нагрузке; в - во время работы двигателя на холостом ходу;

г - при полной нагрузке двигателя;

1~ первая ступень редуктора; 11 - вторая ступень редуктора; 1 - экономайзер; 2- редуктор;  3 - смеситель; 4, 8 и 11 - трубопроводы подвода газа к смесителю;

  5 - коленчатый рычаг; 6 - пружина; 7 - клапан; 9 и 10 - мембраны 1 и 11;

А - атмосферная полость; Б - полость экономайзера;

В - полость вакуумного разгружателя

Газовый смеситель.

Гс - служит для приготовления газовоздушной смеси в ГБА. Отличием работы ГС от карбюратора является подача топлива (газа) агрегативном состоянии. Газ подается в смеситель через открытый обратный клапан форсунки. В смесит. Камере газ перемешивается с воздухом и через открытые дроссельные заслонки направляется в цилиндр двигателя. На XX он подается в смесительную камеру через два регулируемых отверстия, расположенных прикрытой дроссельной заслонки.

Баллон для сжиженного газа.

Изготавливают из стали.  Рассчитан на давление   160 кг/см.  На нем размещают:   расходный,   паровой,   жидкостный,   наполнительный   вентиль; предохранительный клапан и датчик указания уровня сжиженного газа. Баллон для сжиженного газа.

Изготавливают из стали. Рассчитан на давление 160 кг/см. На нем размещают: расходный, паровой, жидкостный, наполнительный вентиль; предохранительный клапан и датчик указания уровня сжиженного газа.

Испаритель сжиженного газа.

Предназначен для образования газового топлива из жидкой фазы в газообразную. Алюминиевый корпус состоит из двух частей. Внутренние полости обогревающиеся жидкостью системы охлаждения двигателя, которая подогревает проходящий по клапанам газ.

Электромагнитный клапан - фильтр.

Он закреплен на передней стенке кабины . Состоит из корпуса, эл. магнит, с клапаном фильтрующего элемента, подводящих и отводящих штуцеров. При включенном зажигании клапан открывается, и очищенный от механических примесей, газ поступает через испаритель в редуктор и далее в смеситель.

Вывод: в результате проделанной работы было изучено назначение, устройство и принципы работы ГБУ на КПГ, а также принцип работы редукторов НД и ВД.

 

Лабораторная работа №9.

Тема: «Источник тока».

I. План работы:

1 .Принципиальная схема генератора переменного тока.

2.Принципиальная схема работы аккумуляторной батареи.

3 .Произвести частичную разборку генератора переменного тока.

4.Изучить детали входящие в состав генератора.

5.Произвести сборку генератора.

П. Оборудование практической работы.

1 .Аккумуляторная батарея 6СТ – 90M

2.Генератор переменного тока.

3.Техническая литература.

III. Форма отчета о проделанной работе.

1 .На общую схему генератора переменного тока.

2.Начертить схему АКБ.

3.Сделать краткое описание исследуемых узлов, агрегатов.

4.Вывод о проделанной работе.

 

Аккумуляторная батарея.

Предназначена для питания током потребителей, когда двигатель не работает или работает на малой частоте вращения колен, вала. Состоит из нескольких, одинаковых по устройству аккумуляторов, соединенных последовательно.

Действие его основано на последовательном превращении химической энергии в электрическую и обратно (разрядка, либо зарядка).На автомобилях устанавливают свинцовые, кислотные аккумуляторные батареи.

Аккумуляторная батарея автомобиля состоит из бака 1, разделенного внутри перегородками на отделения. В каждом отделении (банке) помещается один аккумулятор. Бак изготавливают из кислотностойкой пластмассы и эбонита. В каждой банке находится 15 положительных и 13 отрицательных пластин.

Емкость аккумулятора измеряется в ампер/часах. Положительные пластины соединены с полюсным штырем со знаком "-".Положительная пластина расположена между отрицательными, поэтому их на одну больше, чем положительных. Пластины отделены друг от друга сепаратами 12, которые изготовлены из специально изготовленного дерева, микропористой пластины или стекловолокна. Банка снабжена крышкой 2, в которой находится отверстие для заполнения банки электролитом. Заливное отверстие закрыто пробкой 4, в которой расположено вентиляционное отверстие (полость аккумулятора - атмосфера).

На перемычках, соединяющих отдельные аккумуляторы, указана дата изготовления и марка батареи, например 6СТ - 90М. Марку батареи расшифровывают следующим образом.

Первая цифра 6 указывает на число последовательно соединенных аккумуляторов, определяющее номинальное значение напряжения батареи (12 В). Буквы, следующие за первой цифрой, означают, что батарея - стартерная. Первая буква (Э) после цифр характеризует материал бака - эбонит, вторая материал сепараторов: микропористая пластмасса (М). Сухозаряженные батарей имеют в конце маркировку букву 3.

В отличие от заряженных, сухозаряженные проще хранить без подзарядки. Максимальный срок хранения батареи не должен превышать трех лет.

Электролит приготовляют из аккумуляторной серной кислоты и дистиллированной воды. Кислоту смешивают с водой, подливая ее тонкой струйкой. Соотношение кислоты и воды в электролите определяют по его плотности. Электролит составляют с учетом климатических условий.

 

Рис. 64. Аккумуляторная батарея:

а - общий вид; б — блок пластин; в — выключатель «массы» включен;

г — выключатель «массы» выключен;

1 — бак; 2 — крышка; 3 и 6 — полюсные штыри; 4 — пробка; 5 — соединительная

перемычка; 7 - провод выключателя «массы»; 8 - большой шток; 9 - малый

шток; 10 — выключатель «массы»; 11 - перегородка корпуса батареи;

12 - сепаратор; 13 - отрицательные пластины; 14 - предохранительный щиток;

15 — положительные пластины; 16 — подвижный контакт выключателя;

17 и 18 - неподвижные контакты выключателя; 19 - защелка с пружиной

 

 

Рис. 65. Генератор:

а — схема работы; б — устройство; Г — обмотка возбуждения ротора; 2 — магнит ротора; 3 - щетка; 4 - контактное ;    кольцо; 5 - включатель зажигания; 6 - амперметр; 7 - диод; 8 - обмотка  статора; 9 и 12 - крышки; 10 - вал ротора; 11 - статор; 13 - щеткодержатель; 14 — выпрямительный блок; 15 — ротор; 16 - вентилятор; 17 - шкив

 

 

Генератор.

На грузовых автомобилях устанавливают трехфазные генераторы переменного тока со скользящими контактами. При пуске двигателя ток используется от батареи, а при работе - от генератора. Выпрямители, преобразующие ток в постоянный, встроены в генератор.

Генератор состоит из статора 11, ротора 15 и Выпрямительного блока 14. На внутренней поверхности статор имеет 18 полюсов, на каждый из которых надета обмотка 8, состоящая из пяти витков.

Магнитное поле создается обмоткой 1 возбуждения и двенадцатиполюсным магнитом 2, находящимся в роторе.

Обмотка возбуждения закреплена на втулке ротора, а ее выводы припаяны к контактным кольцам 4. Питание в обмотку возбуждения попадает от аккумуляторной батареи через выключатель зажигания, регулятор напряжения, щитки 3 и контактные кольца 4.

При вращении ротора генератора магнитное поле ротора пересекает своими силовыми линиями проводники обмотки 8 статора и в них индуктируется переменный электрический ток, поступающий в выпрямитель. Контролируют работу генератора с помощью амперметра 6.

Регулятор напряжения. Применяется для защиты генератора от перегрузок. На автомобилях используют бесконтактно - транзисторный регулятор. У него нет окисляющихся контактов и поэтому он более надежен в работе. Регулятор состоит из регулирующего и измерительного устройств.

Измерительный элемент - стабилитрон, управляющий тремя транзисторами. Выходной транзистор изменяет силу тока в цепи обмотки возбуждения генератора и тем самым поддерживает напряжение в генераторе в заданных пределах.

Вывод: В процессе работы была проведена разборка и сборка генератора, выяснено назначение его основных деталей и узлов.

 

Лабораторная работа № 10.

Тема: «Батарейное зажигание».

1.План работы:

1 .Принципиальная схема батарейного зажигания.

2.Изучить назначение, устройство и принципы работы прерывателя -распределителя, катушки зажигания, свечи зажигания.

3.Произвести частичную разборку наиболее важных узлов.

4.Изучить детали.

5.Произвести сборку системы.

II.Оборудование практической работы.

1.Прерыватель - распределитель, катушка зажигания, свеча зажигания. 2.Набор необходимых инструментов. 3.Техническая литература.

III.Форма отчета о проделанной работе.

1.Начертить     схему     наиболее     важных     узлов     (прерыватель     -распределитель, свеча зажигания, катушка зажигания). 2.Принципиальная схема батарейного зажигания. 3.Краткое описание прерывателя - распределителя, его основные узлы. 4.Краткое описание принципа работы системы. 5.Вывод о проделанной работе.

 

Сжатая рабочая смесь в цилиндрах карбюраторного двигателя воспламеняется от искры, образующейся в свече зажигания. Для создания искрового разряда необходим ток высокого напряжения, который получают от системы батарейного зажигания.

В системе батарейного зажигания имеется две цепи: низкого и высокого напряжения. В цепи низкого напряжения последовательно включены аккумуляторы 1, включатель 3 зажигания, первичная обмотка 4 катушки зажигания, прерыватель 8, Цепь тока высокого напряжения состоит из вторичной обмотки 5 катушки зажигания, распределитель 7, провод высокого напряжения и искровых свечей зажигания 10.

При выключенном зажигании и замкнутых контактах прерывателя электрический ток от аккумуляторной батарей или генератора поступает в первичную обмотку катушки зажигания, образуя вокруг нее магнитное поле. Магнитное поле пересекает витки вторичной обмотки катушки зажигания и наводит в нее ЭДС. Благодаря большому числу витков во вторичной обмотке напряжение на ее концах достигает 20 - 24 кВ. Далее ток через центральный провод высокого напряжения, распределитель, ток поступает к искровым свечам.

Катушка зажигания состоит из стального корпуса 8, сердечника 4, первичной и вторичной обмоток, карболитовой крышки 2 и добавочного резистора. КЗ - трансформатор на стальном сердечнике у которого имеется вторичная обмотка 5, а поверх нее - первичная обмотка 6. Между ними изоляционная трубка - между сердечником и вторичной обмотки, а между слоями обмоток - изоляционная бумага. Первичная обмотка выполнена из толстого изолированного медного провода - 0,8 мм (диаметр). Вторичная обмотка имеет 18000 - 20000 витков тонкого провода - 0,1 мм (диаметр). Концы первичной обмотки выведены на концы (зажимы) 1 карболитовой крышки. Сердечник выполнен из полосок трансформаторной стали, а его конец установлен в фарфоровый изолятор 9.

Прерыватель - распределитель (трамблер) - необходим для прерывания тока низкого напряжения и распределения тока высокого напряжения. Контакты 8 прерывателя наплавлены тугоплавким металлом - вольфрамом. Подвижный контакт прерывателя прижимается к неподвижному пластинчатой пружиной.

Вращающейся кулачок 6 нажимает выступом на изолированный рычажок прерывателя и за один оборот размыкает контакт столько раз, сколько выступов на кулачке, а их число равно числу цилиндров двигателя. Сверху на корпусе расположен распределитель, состоящий из ротора 4 и крышки 1.Ротор изготовлен из карболита, а сверху в него вмонтирована контактная пластина. Он закреплен на выступе кулачка. Крышка также карболитовая. На ее наружной части выполнены по окружности гнезда с зажимами 2 для проводов высокого напряжения к искровым свечам зажигания. В центре крышки расположено центральное гнездо для крепления центрального провода высокого напряжения от кЗ.

 

Рис. 66. Схема батарейного зажигания:

1 - аккумуляторная батарея; 2 - включатель стартера; 3 - включатель зажигания; 4 - первичная обмотка; 5 - вторичная обмотка; 6 - катушка зажигания; 7 - распределитель; 8 - прерыватель; 9 - конденсатор; 10 — искровая свеча зажигания

 

Внутри крышки против центрального гнезда помещен угольный контакт 3 с пружиной для соединения провода с пластиной ротора, а против каждого гнезда по окружности расположены боковые контакты.

Ротор распределителя, вращаясь вместе с кулачком, соединяет контакт (центральный) поочередно с боковыми, подавая ток на свечи. Кулачок 6 соединен с приводным валиком 11. Валик вращается от распределительного вала.

Искровая свеча зажигания служит для образования зазора в камере сгорания, где проскакивает электрическая искра. Свеча состоит из корпуса 5, центрального электрода 8 с изолятором 2, и бокового электрода 9, приваренного к корпусу свечи. В нем выполнена нарезная часть, которой ее ввертывают в головку цилиндров. В верхней части свечи имеются грани под ключ. Большое значение для работ свечи имеет зазор между центральным и боковым электродами. Номинальный зазор между электродами свечи 0,7 - 0,9 мм. Его изменяют прогибанием бокового электрода.

Прочие приборы системы зажигания: Центробежный регулятор: снабжен грузиками 19 на выступах которых размещается пластина 9 с косыми прорезями. С увеличением вращения частоты колен, вала грузики регулятора расходятся и штифты грузиков, перемещаясь в прорезях пластин поворачивают ее и соединений кулачок в сторону вращения ведущего валика. В результате кулачок размыкает контакты прерывателя и угол опережения зажигания увеличивается.

Вакуумный регулятор - служит для изменения угла опережения зажигания в зависимости от нагрузки двигателя. При уменьшении нагрузки двигателя дроссельная заслонка прикрывается, и под действиемразряжения, диафрагма перемещается с тягой влево и поворачивает подвижную пластину прерывателя навстречу вращения кулачка. Угол опер, зажиг. увеличивается. При возрастании нагрузки дроссельная заслонка открывается, разряжение в трубке падает и под действием пружины диафрагма перемещает тягу с подвижным диском обратно в сторону, уменьшая угол опережения зажигания.

Октан - корректор. Предназначен для изменения угла опережения зажигания вручную в зависимости от октанового числа топлива, в пределах +/-12 ° по углу поворота колен, вала.

Вывод: Таким образом в прерывателе распределителе действуют независимо три устройства изменения угла опережения зажигания: центробежный регулятор поворачивает кулачок, вакуумный регулятор -подвижный диск прерывания, октан - корректор - корпус.

Рис. 69. Искровая свеча зажигания:

наконечник; 2 - изолятор; 3 - завальиованная |>омка; 4 — уплотняющие прокладки; 5 — корпус; Щ ~ прокладка; 7 - резьбовая часть корпуса; ЙР-центральный электрод; 9 - боковой электрод

Рис. 67. Катушка зажигания:

1— выводные зажимы; 2 - крышка; 3- добавочный резистор; 4 - сердечник; 5- вторичная обмотка; 6 – первичная    обмотка;     7 - изоляционная трубка; 8 - корпус; 9 — фарфоровый изолятор; 10— трансформаторное масло; 11— кольцевой магнитопровод

 

Рис. 68. Прерыватель-распределитель:

а — распределитель; б - прерыватель,

в - центробежный регулятор опережения зажигания;

1 - крышка; 2 - зажим; 3 - центральный контакт; 4 - ротор; 5 - рычажок;

6 - кулачок; 7 - подвижный контакт прерывателя; 8 - неподвижный контакт;

9 - пластина кулачка; 10 - корпус; 11 - валик; 12 - регулировочные гайки;

13 - пластины октан-корректора; 14 - масленка; 15 - подвижный диск;

16 - пружина; 17 - вакуумный регулятор опережения зажигания;

18 - диафрагма; 19 - грузик

 

Лабораторная работа №11.

          Тема: «Транзисторная система зажигания».

I. План работы.

1 .Принципиальная схема контактно - транзисторной системы зажигания.

2.Принципиальная схема бесконтактно - транзисторной системы зажигания.

3.Произвести частичную сборку и разборку каждой из систем.

4.Научится отличать системы.

П. Оборудование практической работы.

1.Системы зажигания.

2.Набор инструментов.

3.Техническая литература.

III. Форма отчета о проделанной работе.

1.Описать   принципы   работы   контактно - транзисторной системы зажигания.

2.Начертить схему БКТСЗ.

3.Описать принципы работы бесконтактно - транзисторной системы зажигания.

4.Начертить ее схему.

5.Выявить различия систем.

 

Существуют два вида транзисторной системы зажигания: контактная и бесконтактная. Каждая со своими преимуществами и недостатками.

Контактно - транзисторная система зажигания. Система батарейного зажигания имеет простое устройство, поэтому ее давно применяют на автомобилях. Однако у нее есть существенные недостатки: контакты прерывателя быстро изнашиваются из - за подгорания. На современных автомобилях чаще используют систему зажигания с применением транзисторов, которая сложнее батарейной, но имеет ряд преимуществ. Транзисторная система зажигания обеспечивает надежную и экономичную работу высокооборотных, многоцилиндровых двигателей с повышенной степенью сжатия.

Контактно - транзисторная система зажигания отличается от батарейной наличием коммутатора, расположенного между контактами прерывателя -распределителя и катушкой зажигания.

Коммутатор; смонтирован в оребреном корпусе из цинкового сплава. Схема КТСЗ представлена на рисунке.

Транзисторный коммутатор работает в двух режимах: 1- контакты прерывателя сомкнуты, схема коммутатора открыта для прохождения тока в первичную обмотку КЗ. 2 - схема коммутатора закрыта, контакты прерывателя разомкнуты. На рисунке указаны (стрелками) пути прохождения тока.

Ток, поступающий на первичную обмотку 3 через транзистор повышает напряжение во вторичной цепи примерно на 25%, что позволяет увеличить зазор между электродами свечи зажигания до 1 - 1,2 мм, увеличив длину искры, добиваясь полного сгорания рабочей смеси в цилиндре двигателя при любой частоте вращения коленвала. Благодаря мощной искре облегчается пуск двигателя и повышается его экономичность.

Импульсный трансформатор коммутатора используется для обеспечения четкого и быстрого переключения транзистора. Резкое уменьшение тока в первичной обмотке 3 катушки зажигания способствует индуктированию высокого напряжения во второй обмотке 2. Однако резкое уменьшение тока в первичной обмотке вызывает в ней повышенную ЭДС самоиндукции, которая может вывести из строя транзистор 8. Для предохранения транзистора служит система состоящая из стабилитрона 4 и диода 5. Если U > 100 В, то произойдет пробой стабилитрона и он через диод заизолирует первичную обмотку катушки.

 

Рис. 70. Схема контактно-транзисторной системы зажигания:

1 — искровая свеча зажигания; 2 - вторичная обмотка; 3 — первичная обмотка; 4 - стабилитрон; 5 - диод; 6 — конденсатор; 7 — резистор; 8 - транзистор; 9 — импульсный трансформатор; 10 - контакты прерывателя; 11 — кулачок;

12 — добавочный резистор; 13 — включатель зажигания; 14 — амперметр;

А - катушка зажигания; Б — коммутатор; В — прерыватель-распределитель;

Г — аккумуляторная батарея;

 

Рис. 71. Бесконтактно-транзисторная система зажигания:

а — упрошенная схема; б — датчик-распределитель; в - детали датчика-распределителя;
г — разрез по ротору датчика распределителя; 1 - искровая свеча зажигания; 2 и 12 — провода высокого напряжения; 3 - боковой электрод распределителя; 4 - ротор распределителя; 5 - сердечник статора датчика; 6 — обмотка статора датчика; 7 — ротор датчика; 8 — транзистор; 9 — первичная обмотка катушки зажигания; 10 — вторичная обмотка; 11 - магнитное кольцо ротора; 13 — включатель зажигания; 14 — масленка; 15 — вывод обмотки статора; 16 — вакуумный регулятор; 17 — крышка распределителя; 18 — вал; 19 — пластины обоймы; 20 - диски-магнитопроводы; 21 - статор; 22 - метки

 

Бесконтактно - транзисторная система зажигания. Она подобна контактно - транзисторной системе, только управление в ней транзистором происходит не через контактный прерыватель, а с помощью магнитоэлектрического датчика.

Магнитоэлектрический датчик внешне похож на прерыватель -распределитель, но и у него есть несколько отличий. Статор 21 датчика, как и прерыватель, закреплен на подвижной пластине, которая опирается на подшипник и соединена с тягой вакуумного регулятора. Обмотка 6 статора заключена в обойму, образованную пластинами 19, которые закреплены заклепками так, что восемь зубцов - магнитопроводов каждой пластины входят в промежутки между зубцами другой. Один конец обмотки соединен с "массой", а другой через изолированный вывод на корпусе - с транзистором 8 коммутатора.

Ротор 7 датчика - 16ти полюсной магнит, который приводится во вращение от 18 через центробежный регулятор. Магнитом ротора служит кольцо 11, к торцам - полюсам которого плотно прижаты диски -магнитопроводы 20.

Они образуют круглый многополюсной магнит. Сверху датчика установлен ротор (4) распределителя.

При вращении ротора распределителя один из его магнитных полюсов проходит около сердечника 5 статора и в обмотке 6 наводится ЭДС. Если ее направление совпадает с проводимостью перехода база - эммитер транзистора 8, то он открывается и ток течет по следующей цепи "+" АКБ - выключатель зажигания 13 - первичная обмотка 9 - переход коллектор - эммитер транзистора - "массы" - вывод " - " АКБ.

Когда около сердечника 5 пройдет следующий полюс магнита ротора другой полярности, в обмотке 6 снова наводится ЭДС, но противоположного направления. Тогда транзистор закрывается и размыкает цепь электрического тока, проходившего, через первичную обмотку катушки зажигания. Поэтому в ее вторичной обмотке наводится ЭДС высокого напряжения, которое наводится к искровой свече.

Для одного искрообразования нужно, чтобы около сердечника статора прошли два разнополюсного зубца ротора, поэтому общее число полюсов в два раза больше числа цилиндров двигателя.

Вывод: в отличии от контактной системы зажигания, у бесконтактной контролируют не начало размыкания контактов, а момент искрообразования в свече зажигания, который соответствует совпадение меток 22, нанесенных на роторе и статоре, эти метки используют при установке угла опережения зажигания.

 

Лабораторная работа № 12

Тема: «Стартеры».

I. План работы.

1 .Принципиальная схема работы стартера.

2.Произвести частичную разборку стартера двигателя ЗИЛ – 508.

3.Изучить детали, их конструкцию, принципы работы.

4.Произвести сборку стартера.

II. Оборудование практической работы.

1.Стартер двигателя ЗИЛ - 508.

2.Набор ключей и мерительных инструментов.

3.Техническая лит - ра.

III. Форма отчета о проделанной работе.

1 .Описание работы стартера.

2.Тяговое реле., описание работы тягового реле.

3. С делать рабочий чертеж стартера.

4.Описание схемы работы.

5.Описание муфты свободного хода.

б.Вывод о проделанной работе.

 

Стартер. Общее описание.

Среди потребителем электро - энергии наибольшая сила тока используется стартером.

Надежный пуск карбюраторного двигателя возможен при вращении коленчатого вала с частотой 1-1,3 с"1 (60 - 80 мин"1). Получение такой частоты вращения вручную требует от водителя значительных усилий. Для облегчения работы водителя при пуске применяют электрические стартеры.

Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения закрытого исполнения и преобразует электрическую энергию АКБ в механическую. Устройство стартера показано на рис. 72.

Вал якоря вращается в бронзовых втулках. В его пазы уложено несколько секций обмотки из толстой медной ленты. Концы лент каждой секции присоединены к пластинам корректора 12, к которому пружинами прижаты усиками, две из них соединены с "массой", а две - с концом обмотки возбуждения. Другой конец обмотки возбуждения присоединены к зажиму тягового реле.

Тяговое реле состоит из сердечника с втягивающей 7 и удерживающей 8 обмотками и подвижного сердечника 6, соединенного с рычагом 4 шестерни привода.

Стартер вводится в действие ключом, устанавливаемым в замок зажигания (72, б) к контактам замка подходят провода от втягивающей обмотки и аккумулятора.

Двигатель пускают, замыкая цепь втягивающей обмотки. Втягивающая обмотка при прохождении по не тока намагничивает сердечник, который втягивает внутрь себя подвижный сердечник. Последний одним концом передвигает рычаг 4 шестерни привода, вводя ее в зацепление с венцом маховика, а другим концом, через контактный диск 9 замыкает цепь аккумулятора стартер. В результате взаимодействия двух магнитных полей (одно создается током в обмотке возбуждения, а другой - в обмотке якоря) начинает вращать якоря стартера, который шестерней привода вращает маховик и коленчатый вал. Для удержания подвижного сердечника 6 во включенном положении служит удерживающая обмотка 8, которая намотана в одну сторону, что обеспечивает одинаковую направленность действия их магнитных потоков.

С момента пуска двигателя шестерня привода начинает вращаться от венца маховика и разъединяется с валом якоря благодаря муфте свободного хода.

Муфта свободного хода предотвращает разнос якоря стартера после пуска двигателя, так как она передает вращение только в одну сторону: от вала якоря стартера к пусковой шестерне привода.

 

Рис. 72. Стартер двигателя ЗИЛ-508:

а — устройство; 6 — схема включения стартера; в — обгонная муфта включена; г — обгонная муфта выключена;

1 — шестерня привода; 2 — муфта свободного хода; 3 - возвратная пружина привода; 4 — рычаг привода; 5 - пружина; 6 — сердечник тягового реле; 7 — втягивающая обмотка; 8 — удерживающая обмотка; 9 — контактный диск; 10 — зажим конца втягивающей обмотки; 11 — зажим провода от аккумуляторной батареи; 12 — коллектор; 13 - обмотка возбуждения статора; 14 — якорь; 15 - корпус стартера; 16 - венец маховика; 17 — ролик; 18 - плунжер; 19 — наружная обойма; 20 - внутренняя обойма;

Б, К, КЗ, СГ, ПР и AM — зажимы аккумуляторной батареи; катушки реле включения; катушки зажигания, стартера, предохранителя и амперметра

 

При вращении ведущей обоими ролики перемещаются в узкую часть выемки в результате возникающей силы трения и заклинивают ведомую обойму на ведущей. В таком состоянии ведомая обойма вращается с валом как одно целое.

После пуска двигателя частота вращения вала якоря возрастает от взаимодействия маховика с шестерней. Из - за силы трения вала якоря выводит ролики в расширенную часть пазов. Таким образом муфта св. хода разобщает вал якоря с шестерней привода.

После пуска двигателя ключ поворачивают в обратную сторону, цепь втягивающей обмотки размыкается, ее сердечник размагничивается, а шестерня 1 привода под действием пружины 3 якоря отходит от маховика.

Вывод: в ходе работы были изучены строения, назначения и принципы действия основных узлов и деталей стартера ЗИЛ - 508.

 

 

Лабораторная работа № 13.

Тема: «Схема электрооборудования».

I. План работы.

1.Начертить, изучить принципиальную схему электрооборудования автомобиля.

2.Изучить основные электроприборы автомобиля (зажигание, сигнализация, электрические машины, соединительные провода, КИП).

3.Изучить различные способы подключения электрооборудования к источникам тока.

II. Оборудование практической работы.

1 .Автомобиль ВАЗ - 2102.

2.Техническая лит - ра.

3.Набор необходимых инструментов.

III. Форма отчета о проделанной работе.

1.Описание основного электрооборудования автомобиля. 2.Подключение потребителей электрического тока к источникам. 3.Начертить электрическую схему электрооборудования. 4.Дать заключение.

 

Электрооборудование автомобилей представляет собой сложный комплекс приборов зажигания, сигнализации, электрических машин, КИП, предохранителей и соединительных проводов, объединенных в одну общую электрическую схему. В общей схеме электрооборудования можно выделить приборы, образующие самостоятельные группы. Наиболее важные из которых являются: электроснабжения, зажигания, КИП, сигнализации, освещение. К коммутационной аппаратуре относятся: предохранители, переключатели, выключатели, они входят во все группы системы.

Следует различать подключение потребителей к различным источникам тока. К аккумулятору подключают агрегаты электрооборудования, потребляющие ток большой силы и работающие кратковременно (стартер, прикуриватель), а так - же агрегаты, работа которых необходима в аварийных случаях (звуковой сигнал, подкапотная и переносимая лампа).

Остальные потребители соединяют с генератором. В этом случае в зависимости от характера работы агрегата и приборы подключают следующим образом: непосредственно к генератору, если они потребляют ток небольшой силы и работают длительное время; через замок зажигания, если они действуют при рабочем двигателе; через центральный переключатель света - все приборы освещения. Ранее было сказано, как протекает ток в цепях аккумуляторной батареи - стартер и аккумуляторная батарея - звуковой сигнал.

К фаре 24 ток от аккумуляторной батареи идет по цепи положительный зажим батареи 3 - зажим включателя стартера, амперметр 6 - замок 7 зажигания - центральный переключатель света 25 - фары - "масса" -отрицательный зажим батареи 3. От генератора к фаре 24 ток идет по цепи положительный зажим генератора 2 - амперметр 6 и далее по тому - же пути, как и от аккумуляторной батареи до "массы", а затем на отрицательный зажим генератора.

Цепь тока к контрольной лампе 19 аварийного перегрева воды: положительный зажим реле - регулятора 1 - замок 7 зажигания -биметаллический предохранитель 13 - контрольная лампа 19 - контакт датчика контрольной лампы аварийного перегрева воды - "масса" -отрицательный зажим реле - регулятора 1.

Подобным образом по общей схеме электрооборудования можно проследить путь тока от источника питания к различным потребителям. На автомобилях применяют однопроводную систему, при которой вторым проводом служит "масса" (металлические части машины).

Все потребители присоединены к источнику тока параллельно, поэтому включение и выключение одних потребителей происходит независимо от других.

 

Рис. 82. Принципиальная схема электрооборудования автомобиля:

генератор; 3 - аккумуляторная батарея; 4 - стартер; 5 – реле стартера; 6 - амперметр; 7-замок зажигания; 8 - дополнительный резистор; 9 - катушка зажигания; 10-свеча зажигания; 11 - распределитель; 12-искровая свеча зажигания;

13 — биметаллический предохранитель; 14 - переключатель электрод питателя отопителя; 15 - электродвигатель отоиитсля; 16 - контрольная лампа аварийного лавления масла и контакт манометра; 17 — указатель и датчик температуры воды; 18 — указатель и датчик уровня топлива; 19 - контрольная лампа аварийного перегрева воды и ее датчик; 20 - реле-прерыватель и контрольная лампа указателей поворота; 21 - переключатель указателей поворота; 22 - включатель сигнала торможения; 23 - задние фонари; 24 - фара; 25 - центральный переключатель света; 26 - лампы освещения приборов; 27 — лампы подкапотного фонаря, плафона кабины и контроля дальнего света фар; 28 - штепсельный соединитель; 29 - звуковой сигнал; А — амперметр; СТ — стартер; Б. К, КЛ, Р и 111 - контакты, соединяемые соответственно с аккумуляторной батареей, катушкой зажигания, контрольной лампой, прерывателем-распределителем и шутовой обмоткол генератора

 

Ток, идущий от аккумуляторной батареи на потребители, проходит через амперметр, за исключением тока стартера и звукового сигнала. Ток от генератора, поступающий на зарядку аккумуляторной батареи, направляется через амперметр.

Для соединения всех приборов электрооборудования применяют провода низкого напряжения марки ПГВА различных сечений в полихлорвиниловой изоляции. Для удобства монтажа и защиты проводов от механических повреждения их соединяют в пучки. При замене приборов электрооборудования необходимо соединить электропровода в строгом соответствии со схемой.

Схема электрооборудования представлена на рис. 82.

Вывод: в ходе работы были изучены основные потребители электрической энергии, способы включения их в общую электрическую цепь.

 

Лабораторная работа № 14.

Тема: «Контрольно-измерительные приборы».

 I. План работы.

1 .Изучить назначение, устройство и принципы работы КИП: манометры, указателя уровня давления масла; указателя температуры ОЖ, указатель уровня топлива; амперметр.

2.Изучить принцип работы датчиков.

3.Произвести разборку и сборку КИП и их датчиков.

II. Оборудование.

1 .КИП, датчики КИП.

2.Схемы, плакаты.

3.Набор инструментов.

III. Форма отчета о проделанной работе.

1 .Краткое описание назначения КИП. 2.Описание строения и принцип работы КИП. 3.Описание работы датчиков КИП.

4. С делать рабочий чертеж указателя уровня топлива; давления масла и температуры ОЖ.

5.Вывод о проделанной работе.

 

Контрольно - измерительные приборы (КИП) предназначен для контроля за работой смазочной системы и системы охлаждения двигателя, наличия топлива в баке и заряды аккумуляторной батареи. К ним относятся указатели давления масла, температуры ОЖ, уровня топлива в баке, амперметр, аварийные сигнализаторы пониженного давления масла и перегрева двигателя. Все указатели смонтированы на щитке приборов. Их датчики расположены в зоне измеряемых показателей.

Манометр - указатель давления масла. Когда давление в магистрали смазочной системы увеличивается, диафрагма прогибается и перемещает подвижный контакт реостата, удлиняя его сопротивление.

Электромагнитный указатель состоит из корпуса 1 с экраном, предотвращающий влияние посторонних магнитных полей, трех катушек 3, подвижного постоянного магнита 2 со стрелкой, укрепленной подвижного на оси, и неподвижного постоянного магнита для установки стрелки на нулевой делитель шкалы.

При протекании тока по катушкам создается результирующее магнитное поле. Взаимодействия с этим магнитным полем, стрелка, с подвижным постоянным магнитом устанавливается а определенное положение, соответствующее положению подвижного контакта реостата 5 датчика или давления масла в магистрали смазочной системы двигателя.

Указатель температуры ОЖ устроен аналогично указателю давления масла. Датчик представляет собой терморезистор 9 ( рис. 78, б ) -полупроводниковую шайбу, установленную в металлическом корпусе 10.

Сопротивление шайбы меняется в зависимости от изменения ее температуры. Резкое изменение сопротивления датчика приводит к изменению тока в катушках указателя, и результирующее магнитное поле поворачивает постоянный магнит со стрелкой 2 на деление шкалы, соответствующее температуре ОЖ.

Указатель уровня топлива устроен аналогично описанным ранее указателям давления масла и температуры ОЖ ( 79, а).

Датчик представляет собой реостат, смонтированный а металлическом корпусе 5. Реостат изменяет сопротивление в зависимости от уровня топлива в баке, поскольку его подвижный контакт соединен с рычагом, на конце которого установлен поплавок 6. Сила тока и магнитное поле левой катушки 7, зависит от положения ползунка 9 реостата. При полном баке обмотка реостата 4 включена полностью, а силы тока в левой катушке незначительны. В этом случае результирующее магнитное поле всех катушек повернет стрелку с магнитом на отметку П ( полный бак).

 

По мере уменьшения уровня топлива в баке сила тока левой катушки увеличивается, т. к. сопротивление реостата 4 уменьшается, и результирующее магнитное поле катушки перемещает стрелку указателя в сторону нулевой отметки. Резистор 8 включен в цепь катушек как тепловой компенсатор.

Амперметр служит для контроля за зарядом АКБ и работой генератора. Амперметр включают в цепь последовательно. Если стрелка отклоняется к знаку  " + ", значит батарея заряжается, а если к знаку " - " - разряжается.

Вывод: в ходе работы было установлено, что комбинация КИП установлена на щитке приборов. Представляет собой объединение указателей нескольких приборов: температуры ОЖ, уровнях топлива в баке, давления масла и амперметр. Такая комбинация приборов позволяет уменьшить размер щитка приборов и сосредоточить взгляд водителя на определенном месте.

 

                       

Рис. 79. Указатель уровня топлива:

а — устройство; 6 — датчик; в - схема работы;

] — стрелка; 2 - катушка; 3- постоянный -магнит; 4 - ползунковый реостат;

5 — корпус; 6 — поплавок с рычагом; 7 - левая катушка;

8 — резистор; 9 — ползунок

Рис. 78. Указатели давления масла (а)

 и температуры охлаждающей жидкости (б):

2 - стрелка; 3 - катушка; 4 - диафрагма; 5 - реостат; 6 - датчик;

7-постоянный магнит; 8 - пружина; 9 - терморезистор; 10 - корпус датчика

 

Лабораторная работа № 15.

 

Тема: «Освещение, световая и звуковая сигнализация».

I. План работы.

1 .Изучить теоретический материал.

2.Принципиальная схема работы фар, подфарников, указатель поворотов, звуковых сигналов.

3 .Произвести разборку узлов, агрегатов.

4.На примерах изучить назначение, принцип работы деталей.

5.Произвести сборку деталей.

II. Оборудование.

1 .Фары, подфарники (задние фонари), звуковые сигналы, указатели поворотов снятие с автомобиля.

2.Техническая лит - ра.

III. План работы.

1.Описать назначение, устройство и принцип работы приборов освещения, габаритных огней, звуковой сигнализации.

2.Описание источников света (одноконтактные, двухконтактные лампы)

3.Сделать вывод о проделанной работе.

 

Приборы освещения. К приборам освещения относят фонари, фары, подфарники, лампы освещения приборов, кабины, номерного знака, а также их выключатели.

Фары служат для освещения участка пути, находящегося впереди движущейся машины. Устройство фары показано на рис. 72.

Отражатель направляет световой пучок и отражает свет. Внутренняя поверхность отполирована, покрыта лаком и тонким слоем алюминия или хрома. Рассеивающее стекло необходимо для уменьшения ослепляющего действия светового пучка, поэтому оно имеет снаружи выпуклую форму, а с внутренней стороны - светопреломляющие выступы. Выступы расположены так, чтобы получающийся световое пятно было эллипсовидной формы и направленно вниз. Пучок света фар можно регулировать винтом 4, изменяющим положение оптического элемента, или поворот фары на сферическом шарнире.

Источник света - электрическая лампа, состоящая из металлического цоколя, контактов, стеклянного баллона и вольфрамовых нитей накаливания.

Лампы бывают одноконтактными и двухконтактными. В некоторых автомобилях дополнительно установлены противотуманные фары с галогенными лампами.

Габаритные фонари предназначены для светового обозначения габаритов машин в условиях плохой видимости и для подачи светового сигнала перед поворотом. Свет габаритных огней должен быть виден на расстоянии не мене 100 метров.

Устройство подфарника и заднего габаритного фонарей показано на рис 75.

Приборы световой сигнализации. Указатель поворотов предназначен для предупреждения о предстоящим маневре автомобиля. В него входят сигнальные лампы, переключатель и прерыватель (реле). Наибольшее распространение получил электромагнитный прерыватель тока. Он состоит из сердечника 3 с обмоткой, снаружи 4 и резистора 7. Якорек 5 контактами замыкает цепь сигнальных ламп, а дополнительную лампу, на щитке приборов.

При включении указателя поворота переключателем замыкается цепь сигнальных ламп 11. Ток поступает от источника тока через якорея 5, нихромовую струну, резистор и обмотку якоря на сигнальные лампы. Контакты при этом разомкнуты. Поскольку ток проходит через резистор и струну, нити накала сигнальных ламп горят неполным светом.

 При прохождении тока по нихромовой струне 4 последняя нагревается и ее длина увеличивается. Это дает возможность магнитному полю сердечника притянуть якорек 5 к сердечнику и замкнуть контакты. При замкнутых контактах ток в цепи контрольных ламп проходит от источника тока через якорек 5 и обмотку сердечника, минуя резистор и струну. Нити ламп при включенном из цепи резисторе горят полным (ярким) светом. Одновременно с

 

основным якорьком магнитное поле сердечника 3 притягивает к себе дополнительный якорек 2, который через дополнительные контакты включает в цепь контрольную лампу 9 указатели поворота. Обесточенная струна 4, охлаждаясь, укорачивается и размыкает контакты. Контакты будут размыкаться и замыкаться, а следовательно, лампы будут мигать 70 - 100 раз минуту.

 Аварийная световая сигнализация установлена на автомобилях последних выпусков. Она предназначена для использования на дороге при аварийном состоянии автомобиля. При ее включении мигают все правые и левые указатели поворота, установленные на прицепе и автомобиле, а так же контрольный сигнализатор. Сигнализаторы указателей поворота в блоке сигнализаторов при этом не горят.

  Звуковой сигнал - электромагнитного, вибрационного типа состоит из корпуса, Ш - образного сердечника с обмоткой, стальной мембраны 8, якоря 7 и прерывателя 6. Обмотка электромагнита соединена с аккумуляторной батареей через кнопку, расположенную на рулевом колесе. В неработающем сигнале контакты прерывателя замкнуты. Параллельно контактам прерывателя установлен конденсатор 2, предупреждающий о их подгорании.

 Нажимая на кнопку 11 сигналы замыкают цепь. Электрический ток, проходя по обмотке, намагничивает сердечник 3, который притягивает якорь 7. При перемещении якоря контакты прерывателя размыкаются. Ток перестают поступать в обмотку сердечника. Последний размагничивается, а якорь под действием упругой мембраны 8 занимает прежнее положение. Затем контакты снова замыкаются и ток идет по обмотке сердечника. Пока нажата кнопка сигнала, контакты размыкаются и замыкаются, а мембрана колеблется, издавая звук. Тон звука изменяют регулировочным винтом 5.

  Чтобы предохранить контакты кнопки сигнала от обгорания применяют реле сигналов.

 Вывод: в ходе работы был описан принцип работы световых и звуковых сигналов, а также, что безопасная работа на автомобиле невозможна без приборов освещения и сигнализации.

Рис. 74. Фара:

1 — отражатель; 2 - лампа; 3 - стекло; 4 — регулировочный винт; 5 - корпус; 6 - патрон; 7 - провода; 8 – ободок

Рис. 75. Подфарник (а) и задний фонарь ((f):

1 — зажим; 2 — патрон; 3 - корпус; 4 - лампа; 5 - резиновая прокладка; 6 — рассеиватель; 7 — ободок; 8 — изолятор патрона; 9 ~ лампа стоп-сигнала и указателя поворота; 10 - лампа габаритного света и освещения номерного знака; I 1 — белый рассеиватель.

 

                      

Рис. 76. Световой указатель поворотов:

1 ^ контакты; 2 - дополнительный якорек; 3 - сердечник; 4 - струна; - якорек; 6 - обмотка; 7 - резистор; 8 - включатель зажигания; 9 - ко'нт-ольная лампа; 10 - переключатель; 11 - сигнальная лампа; П - прерыватель

Рис. 73. Звуковой сигнал:

а - устройство; б - схема работы;

1 - корпус; 2 - конденсатор; 3 - сердечник электромагнита; 4 - обмотка

электромагнита; 5 - регулировочный винт; б - прерыватель; 7 - якорь;

8 - мембрана; 9 - резонатор; 10 - центральный винт;

11 - кнопка сигнала; 12 - источник тока

Рис. 81. Предохранители:

а — с плавкими вставками; б и в - многократною действия; г и д - однократного действия; - текстолитовая пластина с плавкой вставкой; 2 — блок предохранителей; неподвижный контакт; 4 — корпус: 5 - биметаллическая пластина с контактом; 6 - кнопка; 7 — биметаллическая пластина; Я — контактный винт

 

 Предохранители применяют в электрооборудовании для защиты потребителей, источников тока и проводов от тока короткого замыкания и перегрузок. Предохранители объединены в блок 2 (рис. 81, а), который установлен на щитке приборов. Вставки 1 предохранителей пронумерованы. Каждая вставка защищает свою электрическую цепь. Перегоревший предохранитель заменяют, предварительно сняв крышку блока. На гребешок предохранителя намотана запасная медная проволока сечением 0,26 мм2 для тока 10А и 0,36 мм2 для тока 20А.

 Термобиметаллический предохранитель многократного действия применяют в основном для' защиты цепей осветительных приборов. Он состоит из корпуса 4 и биметаллической пластины 5 с контактом на конце. Предохранитель рассчитан на ток не более 20А. Контакт биметаллической пластины прижимается к неподвижному контакту 3, закрепленному на корпусе, замыкая цепь.

 Если по биметаллической пластине пройдет ток, превышающий по силе расчетный, то вследствие нагрева биметаллическая пластина выгибается (рис.81, б),что приводит к размыканию контактов и разрыву цепи. После охлаждения пластина выпрямляется и вновь замыкает цепь. Если перегрузка в цепи не устранена, то контакты замыкаются и размыкаются многократно, что сопровождается хорошо слышимым щелканьем.

 Термобиталлический предохранитель однократного действия кнопочного типа (81, г) состоит из корпуса, вмонтированного в него контактов и биметаллической пластины 7. При перегрузках пластины, выгибаясь, размыкает цепь. Для возвращения пластины предохранителя в первоначальное положение нужно нажать на кнопку 6 (рис 81, д).

 Вывод: в ходе работы были изучены предохранители, а также описан принцип их действия.

 

 Лабораторная работа № 17.

         Тема: «Муфта сцепления».

План работы:

1 .Изучить принципиальную схему работы сцепления.

2.Изучить назначение, устройство и принцип работы одно-, двухдискового сцепления.

3.Произвести частичную разборку муфты сцепления.

4.Изучить детали, их конструкцию, принцип работы входящих в состав муфты сцепления.

5.Произвести сборку.

Оборудование практической работы.

1 .Муфта сцепления, снятая с автомобиля. 2.Набор ключей, инструментов.

3 .Техническая лит - ра.

Форма отчета о проделанной работе.

1 .Начертить схема одно-, двух- дискового сцепления. 2.Краткое описание работы однодискового сцепления. 3.Краткое описание работы двухдискового сцепления. 4.Описать рычажный механизм сцепления автомобиля. 5.Дать вывод о проделанной работе.

 

Сцепление.

 Сцепление служит для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач и плавного их соединения при трогании   автомобиля с места.

На автомобилях используют фрикционное сцепление. Работа такого сцепления основана на использовании сил трения. В качестве трущихся поверхностей служат диски, изготовленные из материала с высоким коеффициентом трения. В зависимости от передаваемого вращающего момента необходимо применять разное число трущихся элементов, поэтому сцепление может быть одно-, двух- дисковым.

 Однодисковые сцепление. Ведущий диск 1 соединен с маховиком, а ведомый 3 посажен на валу 8 коробки передач. Моховик выполняет одновременно функцию ведущего диска.

Между нажимным диском и кожухом сцепления по окружности размещены пружины 2, зажимающие ведомый диск между нажимным диском и маховиком. В результате трения, возникающего между ними, вращающий момент передается от двигателя на ведущий вал КП.

 Сцепление управляется механизмом включения. Выжимной подшипник 6 перемещается с помощью вилки и тяги от педали 7. Подшипник нажимает на внутренние концы рычажков 5, а наружные отводят нажимной диск от ведомого, и сцепление выключается. Когда педаль отпускают, нажимной диск под действием пружины 2 прижимает ведомый диск к маховику - сцепление включается. Плавность включения обеспечивается за счет проскальзывания дисков до момента полного прижатия одного к другому. Такое сцепление называют сухим, постоянно замкнутым. Устройство однодискового сцепления показано на рисунке. Ведущую часть сцепления составляют кожух 18 и нажимной диск 22, приливы которого плотно входят в три прямоугольные прорезы кожуха. Вращающий момент двигателя передается от маховика через болты крепления кожуха, а через него - нажимному диску.

 Ведомый частью сцепления служит ведомый диск 9 с прикрепленными к нему с обеих сторон кольцевыми фрикционными накладками 24 из прессованной асбестовой крошки для увеличения трения между дисками при включенном сцеплении. Во избежание поломок и предотвращении передачи угловых колебаний от двигателя на вал трансмиссии, в сцеплении предусмотрены гаситель угловых колебаний - демпфер Он представляет собой ступицу 12, в окна которой и окна ведомого диска

 

                                 

                        

Рис. 84. Сцепление:

а - общая схема; б — устройство;

1 — ведущий диск; 2 - пружина; 3 и 9 - ведомые диски; 4 - маховик;

5 и 14 — отжимные рычажки; 6 и 20 - выжимные подшипники. 7 - педаль;

8 - ведущий вал трансмиссии; 10 - пружинная пластина; 11 — пружина демпфера; 12 - ступица ведомого диска; 13 - пластина демпфера; 15 - видка отжимного рычажка; 16 - регулировочная гайка; 17 и 21 - оттяжная и нажимная пружины; IS - кожух;  19 - корпус выжимною подшипника. 22 - нажимной диск; 23 -- вилка выключения сцепления; 24   - фрикционные накладки

 

заложены спиральные пружины, передающие вращение от диска на ступицу. Для плавного включения сцепления, при постепенном отпускании педали, между задней частью ведомого диска фрикционной накладкой приклепаны волнистые пружинные пластины 10. При включенном сцеплении они постепенно выпрямляются и трение между ведомым диском, и рабочими поверхностями ведущего диска и маховика плавно увеличивается.

 Однодисковые фрикционные сцепления широко распространены на отечественных автомобилях. Ведомый диск 1 зажат между нажимным диском 11 и маховиком 2 пружинами 3.

 При включенном сцеплении нажимной диск отводится от маховика с помощью отжимных рычажков 7, выжимного подшипника 4 и вилки 6.

 Двухдисковое сцепление имеет два ведомых и два ведущих диска; промежуточный ведущий 13 и нажимной 11, установлены поочередно. Число ведомых дисков более одного увеличивает поверхность трения при передачи больших моментов. Ступица ведомых дисков 1 помещены на ступице вала 5, который является валом коробки передач. Передний конец вала опирается на шариковый подшипник, установленный в расточке колен. вала.

 Ведомые диски сцепления зажаты между торцовыми поверхностями маховика и ведущих дисков цилиндрическими пружинами 3, которые равномерно расположены в кожухе.

 Промежуточный ведущий диск 13 имеет рычажный механизм 12, который автоматически устанавливает диск в среднее положение при выключенном сцеплении.

 Отжимные рычажки 7 прикреплены к кожуху вилками и гайками. Наружные концы рычажков шарнирно соединены с нажимным диском 11, а внутренние - с кольцом 15. Педаль сцепления связанны с подшипником через вилку 6 выключения, рычаги и тяги.

 При нажатии на педаль подшипник 4 переместит вперед кольцо с внутренними концами отжимных рычажков, а наружные концы рычажков 7 отведут назад нажимной диск 11. Под действием рычажного механизма 12 промежуточный ведущий диск 13 отойдет от маховика и нажимного диска, вращение на ведомые диски от колен, вала. Передаваться не будет.

 Рычажный механизм включает в себя рычаги 2, установленные на осях 3, которые закручены пружинами, помещенными в четырех выступах промежуточного диска 1. Рычаги расположены между маховиком 4 и нажимным диском 6 и при включенном сцеплении они занимают положение, показанное на рис. 86, б. При этом пружины на осях 3 получают дополнительную закрутку .

 При выключении сцепления нажимной диск 6 отходит от маховика и рычаг 2 поворачивается усилием закрученных пружин и занимает положение показанное на рис. 86, в. В этом положении рычаги отталкивают

 

промежуточный диск 1 от маховика и ограничивают сближение с ним нажимного диска.

 Вывод: в результате проделанной работы было изучено устройство, назначение и принцип действия основных деталей и узлов муфты сцепления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77784. Правовые проблемы наследования по завещанию в гражданском праве Российской Федерации 279 KB
  Современному обществу нельзя обойтись без наследования, поэтому его значение очень велико. Особенно возросла роль наследственного права в нашей жизни в последние годы. У многих граждан появилась дорогостоящая собственность – дома, земельные участки, квартиры.
77785. PR-технологии продвижения торговой компании Babyliss 358.5 KB
  В современном мире PR является одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных видов предпринимательской деятельности. С середины 90-х гг. в России наблюдается настоящий бум развития PR, обусловленный произошедшими экономическими и социальными изменениями.
77786. Проектируемое предприятие ресторан с баром в г. Саратове 26.19 MB
  Среди предприятий общественного питания основное место занимают рестораны, кафе, бары. Они играют заметную роль в организации отдыха населения. Туда приходят не только для того, чтобы поесть, но и отметить юбилей, важное событие в жизни человека, того или иного коллектива...
77787. Совершенствование системы развития персонала организации (на примере ЗАО АФ «Аудит-Классик») 306.06 KB
  Актуальность развития персонала заключается в следующем. Система развития персонала способствует формированию коллектива, обладающего высокими способностями и сильной мотивацией к выполнению задач, стоящих перед организацией. Развитие персонала ведет к росту производительности...
77789. Учет денежных средств в ОАО «Горецкая райагропромтехника» 192.53 KB
  Всевозможные расчеты возникающие между организациями осуществляются при помощи денежных средств в силу чего завершается превращение денежной формы выделенных средств в производственные запасы получение денежной выручки и заключенного в ней чистого дохода.
77790. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД 158.95 KB
  Цели работы заключается в следующем: Определение и изучение процесса формирования заказов на поставку товаров для государственных нужд, Рассмотрение способов проведения процедуры размещения заказа на поставку государственных нужд...
77791. Деловая этика секретаря и руководителя 100.44 KB
  Этике деловых отношений уделяется в последнее время всё большее внимание. При отсутствии секретаря в рабочее время в дверь стучать не принято. В нерабочее время следует в дверь постучать; открыть ее можно только после того как услышали приглашение.
77792. РУЧНАЯ И МЕХАНИЗИРОВАННАЯ ДУГОВАЯ СВАРКА И НАПЛАВКА 9.11 MB
  В справочнике систематизированы материалы отражающие технологии дуговой сварки и наплавки металлов покрытым электродом в среде защитных газов плавящимся и неплавящимся электродом а также приведены основные сведения применительно к оборудованию...