14690

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОГЛОЩЕНИЯ γ – ИЗЛУЧЕНИЯ ВЕЩЕСТВОМ

Лабораторная работа

Физика

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №27 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОГЛОЩЕНИЯ γ ИЗЛУЧЕНИЯ ВЕЩЕСТВОМ Поток γ излучения проходя через толщу вещества ослабляется. Пусть на поверхность пластинки падает N0 γ квантов определенной энергии. Найдем число γ квантов прошедших через образ...

Русский

2013-06-09

85 KB

0 чел.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №27

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОГЛОЩЕНИЯ

γ – ИЗЛУЧЕНИЯ ВЕЩЕСТВОМ

Поток γ - излучения, проходя через толщу вещества, ослабляется. Пусть на поверхность пластинки падает N0  γ – квантов определенной энергии. Найдем число γ – квантов, прошедших через образец. Направим ось ОХ перпендикулярно поверхности образца (рис.1) и выделим на расстоянии х слой толщины dx. Число поглощенных квантов составит

()

где μ – линейный коэффициент поглощения γ – квантов, N - число квантов, падающих на слой толщиной dx. Отсюда следует

()

Проинтегрировав  данное  дифференциальное  уравнение  с  учетом граничного условия N(0) = N0, получим:

()

Если в составе радиоактивного излучения присутствуют несколько компонент, то

()

где μi – коэффициент поглощения i - ой компоненты.

Пусть в излучении содержатся две компоненты: жесткая и мягкая. Тогда:

()

Логарифмируя выражение (3), получим:

()

Данное выражение показывает, что в логарифмическом масштабе данное выражение представляет собой линейную функцию.

В случае двухкомпонентного излучения в логарифмическом масштабе (рис. 2) кривая ослабления интенсивности может быть представлена в суммы двух линейных функций. Причем при больших х мягкая компонента 1 полностью поглощается, остается только жесткая компонента 2.

В общем случае, когда компонент несколько сначала выделяется жесткая компонента. Для этого прямолинейный участок кривой О при больших х экстраполируется в область малых х (прямая 2). Затем на участке АБ для различных xk по кривой О находят LnN (и соответственно N), по прямой 2 – lnN2 (и соответственно N2), высчитывают N1 = N0 – N2 и находят LnN1. Так определяются координаты точек кривой 1. Если кривая 1 будет являться прямой, то в состав излучения входят две компоненты; если кривая 1 не является прямой, ее вновь разделяют на компоненты в соответствии с описанной выше процедурой.

Ослабления потоков излучения зависит от плотности вещества. Поэтому часто пользуются массовым коэффициентом поглощения:

()

где р - плотность вещества.

Ход работы

  1.  Включить  счетчик  Гейгера-Мюллера. Установить рабочее напряжение 420 В.
  2.  5 раз провести измерение радиоактивного фона Nф,. Время каждого измерения 30 с. Найти среднее значение .
  3.  Поместить радиоактивный источник на расстоянии 2 - 3 см от счетчика. 5 раз провести измерение числа квантов радиоактивного излучения N Время каждого измерения 30 с. Найти среднее значение . Найти число зарегистрированных квантов, испущенных источником .
  4.  Результаты измерений и вычислений занести в таблицу.


Таблица

x

N1

N2

N3

N4

N5

ln

  1.  Поместить между источником и счетчиком алюминиевую пластинку, предварительно измерив ее толщину микрометром. Провести измерения и вычисления, аналогичные п.З.
  2.  Добавляя пластинки алюминия между источником провести аналогичные измерения и вычисления. Увеличивать толщину поглощающего слоя следует до тех пор, пока скорость счета не достигнет фонового значения.
  3.  Вычислить ln и построить зависимость ln = f(x), где х — толщина алюминиевого слоя.
  4.  Используя описанную выше методику, провести графическое, разделение компонент излучения и для каждой компоненты определить линейные коэффициенты поглощения, как тангенсы углов наклона соответствующих прямых. Вычислить массовые коэффициенты поглощения.
  5.  Провести оценку погрешностей измерений.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Широков Ю.М. Юдин Н.П. Ядерная физика. М., 1980.

2. Сивухин Д.В. Общий курс физики. М., 1986. Т.5 Часть 2.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53962. Стилістичні шари лексики. Практичне заняття клубу любителів української словесності 85.5 KB
  Мета заняття: 1 навчальна: закріпити й розширити знання учнів із зазначеної теми; 2 розвивальна: розвивати вміння й навички повязані зі стилістичною диференціацією лексики української мови; сприяти розвитку вмінь аналізувати порівнювати мовні явища конструювати мовні одиниці; сприяти розвитку логічного мислення; 3 виховна: виховувати повагу до слова естетичні смаки учнів. Большой энциклопедический...
53963. Удосконалення лексичних вмінь 40 KB
  З перших днів навчання дитини у школі повсякденно працюємо над словом: пояснюємо значення добираємо синонімічні пари вводимо слова в речення виявляємо синоніми в ілюстративному матеріалі й текстах. Виробляємо в учнів уміння добирати такі слова якими можна найточніше образно виразити свою думку. Визначення лексичного значення слова формування поняття про пряме та переносне значення слова. Ворота Додати в реченні потрібні слова.
53965. Психологический анализ урока в деятельности педагога 108.5 KB
  Анализ урока является одним из важных способов осознания объективации этой деятельности ее участниками и прежде всего учителем. Анализу урока посвящено достаточно много собственно психологических педагогических и методических работ Т. Исследователи подчеркивают многообъектность анализа урока важность учета учителем преподавателем всех сторон педагогического взаимодействия особенностей его субъектов и их деятельности.
53966. Понятие культуры. Культура как объект научного исследования 28.5 KB
  Культура – это особый духовный опыт человеческих сообществ, накапливаемый и передаваемый от поколения к поколению, содержанием которого является ценностные смыслы вещей, форм
53967. Психология как наука и сиситема житейских знаний 55.5 KB
  Психология состоит из многочисленных школ по разному трактующих психологические явления. Психология одновременно является наукой гуманитарной и естественной. Предмет Психология менялся в ходе ее формирования как отдельной науки: 1. Психология как наука и сиситема житейских знаний Отличие житейских психологических знаний и научных: 1.
53968. Урок русского языка 142.5 KB
  Основные параметры урока Существуют разные формы работы по русскому языку: 1 урок основная форма; 2 факультативные занятия проводятся в специальное время с теми учащимися которые проявляют особый интерес к предмету; 3 внеклассная работа кружки декады русского языка стенгазеты и т. Основные признаки урока: 1 постоянный состав учащихся; 2 регламентация временем 4045 минут или 90 минут 2 часа на развитие речи; 3 систематическое усвоение учениками знаний умений и навыков которое обеспечивается руководящей ролью учителя; 4...
53969. ЛЕКЦІЯ З ПУТІВНИКОМ 118.5 KB
  Безперечно існує проблема результативності лекції бо було підраховано що навіть після блискучої лекції найуважніший слухач відтворював 70 матеріалу через 3 години та 10 через 3 дні. Про проблему результативності лекції свідчить і піраміда сприйняття різних методів навчання Аналізуючи вище сказане виникає проблема: треба шукати шляхи підвищення ефективності лекції як методу навчання зробити традиційно статичний метод методом активного навчання. Один із шляхів вирішення цієї проблеми застосування методу лекції з путівником. Тому...
53970. Размеры форма и конструкция одежды. Взаимосвязь размеров, формы и конструкции одежды с размерами тела человека и свойствами материалов; принципы расчета прибавок и припусков 4.52 MB
  Размеры форма и конструкция одежды. Взаимосвязь размеров формы и конструкции одежды с размерами тела человека и свойствами материалов; принципы расчета прибавок и припусков. Основные типы конструктивного построения одежды предложенные ЕМКО СЭВ. Внутренние размеры и форма одежды.