14693

ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ГАЗОРАЗРЯДНОГО СЧЕТЧИКА ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ

Лабораторная работа

Физика

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №24 ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ГАЗОРАЗРЯДНОГО СЧЕТЧИКА ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ Задание для подготовки к лабораторной работе По указанной литературе изучите устройство и принцип работы газоразрядного счетчика ионизирующих излучений...

Русский

2013-06-09

75 KB

10 чел.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №24

ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ГАЗОРАЗРЯДНОГО

СЧЕТЧИКА ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ

Задание для подготовки к лабораторной работе

По указанной литературе [1, с. 491 - 499], [2, с. 187 - 194] изучите устройство и принцип работы газоразрядного счетчика ионизирующих излучений.

Ответьте на следующие вопросы:

  1.  В чем отличие пропорциональных счетчиков от счетчиков Гейгера – Мюллера?
  2.  Что такое первичная ионизация? Что такое вторичная ионизация?
  3.  С какой целью используется в счетчиках Гейгера – Мюллера асимметрия электродов?
  4.  Как формируются электронные лавины в газоразрядном счетчике?
  5.  Как осуществляется гашение самостоятельного разряда в счетчике Гейгера-Мюллера?
  6.  Как образуются вторичные электронные лавины в счетчике Гейгера-Мюллера?
  7.  В чем достоинства и недостатки пропорционального счетчика и счетчика Гейгера-Мюллера?
  8.  Что такое мертвое время газоразрядного счетчика?

Начертите принципиальную схему включения газоразрядного счетчика.

Ознакомьтесь с описанием хода лабораторной работы. В рабочем журнале заготовьте необходимые таблицы и запишите расчетные формулы.

Ход работы

Задание: Изучение вольтамперной характеристики газоразрядного счетчика.

  1.  Включите электропитание газоразрядного счетчика. Сигнал с сопротивления нагрузки подайте на вертикальные отклоняющие пластины осциллографа С-1-69.
  2.  Поместите источник ионизирующего излучения в непосредственной близости от газоразрядного счетчика.
  3.  Плавно увеличивая напряжение питания, снимите вольтамперную характеристику газоразрядного счетчика.

Результаты измерений занесите в таблицу:

U

I

  1.  Постройте график зависимости I = I(U).
  2.  Укажите на полученной вольтамперной характеристике области работы газоразрядного детектора в режимах:

  а) ионизационной камеры;

  б) пропорционального счетчика;

  в) счетчика Гейгера-Мюллера

Задание 2: Изучение счетной характеристики счетчика Гейгера-Мюллера.

  1.  Включите электропитание счетчика Гейгера-Мюллера. Установите источник ионизирующего излучения. Сигнал с сопротивления нагрузки подайте на пересчетное устройство ПСО2-4.
  2.  Плавно увеличивая напряжение питания, добейтесь начала срабатывания пересчетного устройства.
  3.  Меняя напряжение питания U через 20 В, для каждого значения напряжения проведите по 5 измерений числа зарегистрированных импульсов N за интервал времени 30с.
  4.  Для каждого значения напряжения найдите среднее число зарегистрированных импульсов N. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу 2.

Таблица 2

U

N1

N2

N3

N4

N5

σ

  1.  

Постройте график зависимости N = N(U).

  1.  Определите   рабочее   напряжение   счетчика  Гейгера-Мюллера

Оцените   относительную   погрешность   определения рабочего напряжения.

  1.  Для каждого значения N определите среднеквадратичное отклонение

.

Задание 3. Определение мертвого времени счетчика.

  1.  Подать на счетчик Гейгера – Мюллера найденное выше рабочее напряжение.
  2.  5 раз по 30 с измерить фоновое излучение. N<f> Найти его среднее значение.
  3.  Поместить вблизи счетчика первый источник ионизирующего излучения. 5 раз измерить число зарегистрированных импульсов NI за t = 30 с. Результаты усреднить и из полученного значения вычесть среднее значение радиоактивного фона.
  4.  Не убирая первого источника, поместить вблизи счетчика первый источник ионизирующего излучения.  5  раз измерить число зарегистрированных импульсов Nia за t = 30 с. Результаты усреднить и из полученного значения вычесть среднее значение радиоактивного фона.
  5.  Убрать первый источник 5 раз измерить число зарегистрированных импульсов Na за t = 30 с. Результаты усреднить и из полученного значения вычесть среднее значение радиоактивного фона.
  6.  Результаты занести в таблицу 3.
  7.  Вычислить средние значения скоростей счета

, ,

N1

N12

N2

1

2

3

4

5

n1=

n12=

n2=

  1.  Найти мертвое время счетчика Гейгера-Мюллера и оценить ошибки его определения

Список рекомендуемой литературы

  1.  Широков Ю.М., Юдин Н.П. Ядерная физика. М., 1980.
  2.  Сивухин Д.В. Общий курс физики. Т.5, 4.2. М., 1989.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78826. Казки маленькі, а розуму в них багато 64.5 KB
  Мета: Систематизувати знання дітей із розділу, розвивати навички читання, діалогічного і монологічного мовлення, виховувати бажання поповнювати свої знання, вивчати творчість українських письменників. Підсумок теми.
78827. П’єса-казка Нелі Шейко-Медведєвої «Лисиця, що впала з неба» 55 KB
  Мета: ознайомити учнів із творчістю Нелі Шейко-Медведєвої; розширити знання дітей про п’єсу як жанр; поглибити розуміння побудови тексту п’єси; вчити знаходити за допомогою вибіркового читання уривки, слова, які характеризують дійових осіб, вчити розрізняти характеристики дійових осіб за їхніми висловами...
78828. Слушание и рассказывание сказки «Теремок» 38 KB
  Цель: познакомить детей с различными версиями сказки «Теремок»; учить детей слушать и пересказывать сказку, развивать интеллектуальную (умение самостоятельно обрабатывать данный материал, строить вопросы к нему); коммуникативную компетентность...
78829. Чи відповідає смак якості? Натуральні соки, їх властивості 1.04 MB
  Мета: протестувати вибрані соки певних виробників, порівняти їх смак, вміст речовин, ціну та дизайн упаковки; визначити найкращий продукт та складання рекомендацій до нього. Тестували: сік «Господарочка», м.Одеса; сік «Садочок», Миколаївська обл..; сік «Яблуко», м. Одеса; сік «Вінні-Фрут», Вінницька обл.
78831. Театр. Theatre 48.5 KB
  Every nation and every country has its own customs and traditions. In Great Britain traditions play a more important part in the life of the people than in other countries. Englishmen are proud of their traditions and carefully keep them up.
78832. Добридень тобі, Україно моя! 141 KB
  Мета: Проаналізувати особливості життєвого та творчого шляху Павла Тичина; дослідити роль П. Тичини як громадського діяча. Розвивати пам’ять, декламаторські здібності, виховувати любов до українського поетичного слова, формувати національну свідомість, творчу особистість.
78833. Вже у фермера в дворі наступає Новий рік 48.5 KB
  Срібні дзвіночки дзвеніли під вікнами і все що бажали у цей святковий день маленькі колядники неодмінно збувалося. Входять до классу колядники Панігосподарко Чи дозволите колядувати Колядувати дім звеселяти А як же Кажуть що в тій хаті і добра не буде яку колядники...
78834. Шевченкове ім’я нам сіяє, як зоря 289 KB
  Активізувати та збагачувати знання дітей про життя та творчість Тараса Григоровича Шевченка; вчити учнів сприймати поезію Кобзаря серцем і душею, викликати інтерес до поезії; виховувати любов до України; спонукати учнів до вияву власних творчих здібностей та їх розвитку...