1509

Валютный рынок России

Реферат

Финансы и кредитные отношения

Формирование российского валютного рынка. Валютное регулирование. Регулирование валютного курса рубля и динамика его изменения. Перспективы развития российского рынка и стабилизации курса рубля.

Русский

2013-01-06

107.5 KB

73 чел.

 План.

  1.  Формирование российского валютного рынка. Валютное регулирование.
  2.   Регулирование валютного курса рубля и динамика его изменения.
  3.   Перспективы развития российского рынка и стабилизации курса рубля.
  4.  Заключение.

I. Формирование российского валютного рынка. Валютное регулирование. 

    Развитие мировой валютной системы прошло путь от режима золотомонетного стандарта до Ямайской валютной системы, узаконенной в 1976г., предусматривавшей официальную демонетизацию золота и принятие стандарта СДР (специальные права заимствования) в качестве международного резервного и платежного средства. Совершенствование валютной системы шло параллельно развитию международного  валютного рынка. Валютный рынок - это сфера экономических отношений, связанная с операциями по купле-продаже валют и валютных ценностей, а именно, ценных бумаг в иностранной  валюте ,а также  инвестиций  валютного капитала на основе существующих на них спроса и предложения со стороны участников экономических отношений. Система валютных рынков имеет несколько уровней. Национальные валютные рынки образуют первую ступень и обеспечивают  валютные операции внутри стран и связь с мировыми валютными центрами , где расположены крупнейшие банки, биржи и кредитно-финансовые институты. Все более тесное взаимодействие национальных валютных рынков ,вплоть до интеграции в единую валютную систему, что наблюдается, например в Европе, дает возможность развития региональных валютных рынков. Мировой валютный рынок обеспечивает движение денежных потоков на межстрановом уровне и является результатом взаимодействия региональных валютных рынков.

    Национальные валютные рынки характеризуются рядом отличительных черт. Из них можно выделить политику государственного регулирования сферы валютных операций, степень конвертируемости национальной валюты и уровень включения страны в мировой валютный рынок. Функционирование национального валютного рынка любой страны зависит от политики государства в области регулирования как экономики в целом, так и валютно-кредитных отношений. Вмешательство государства в валютно-кредитные отношения осуществляется через валютное регулирование, которое предусматривает ряд законодательных и организационных мер, направленных на упорядочение принципов осуществления валютных операций . Политика валютного регулирования осуществляется путем введения определенных валютных ограничений и валютного контроля и направлена на поддержание стабильного валютного курса и выравнивание платежного баланса страны. Ограничительнная политика государства здесь может касаться разнообразия валютных операций резидентов и нерезидентов, а также числа иностранных валют, на которые обменивается национальная валюта страны.

    Либерализация национального валютного законодательства многих развитых стран способствовала ускорению  их развития и , как следствие, вовлечению их в мировой валютный рынок. Однако ,  этот процесс затруднен в условиях неустойчивой национальной экономики, так как безоговорочная адаптация всех норм валютного регулирования, существующих в мировой валютной системе, может  привести к падению курса национальной валюты и инфляции. Поэтому государство в  ходе  экономических  реформ  должно проводить соответствующую политику ограничения и валютного контроля ,прежде  чем экономическая ситуация в стране стабилизируется и появится возможность полного снятия всех ограничений на движение валютных ресурсов и проведение валютных операций.

    Формирование валютного рынка в Российской Федерации связано с реформированием ее экономики. Валютный рынок СССР представлял собой государственную валютную монополию и контролировался Центральным Банком и Внешэкономбанком СССР (ВЭБ). Агентами валютного контроля были Госплан, Госбанк и Министерство финансов. К концу 80-х гг. сложилась ситуация, когда устанавливаемый Государственным Банком СССР валютный курс не отражал его покупательной способности. В этот период предпринимались попытки активизации внешнеэкономической деятельности предприятий путем введения системы множественных валютных курсов.  Это объяснялось тем, что единого валютного рынка не существовало, рынок был сегментирован, и на каждом из сегментов устанавливался свой обменный курс рубля. Таким образом, существовали специальный, а затем туристский курс рубля для операций купли-продажи валюты резидентам и нерезидентам; коммерческий (позднее - специальный коммерческий) для покупки у экспортеров 40% валютной выручки в Республиканский валютный фонд; рыночный, устанавливаемый уже Банком России, для покупки у  экспортеров дополнительных 10% валютной выручки в стабилизационный фонд поддержки рубля; а также официальный (рис. 1). Очевидна значительная разница курсов , что объясняется административным порядком их установления. Во время переходного периода отечественной экономики к рыночой были намечены первые шаги по либерализации валютного законодательства и валютно-денежного обращения, направленные на создание внутреннего валютного рынка и достижение конвертируемости рубля. Так, согласно Постановлению Совета Министров СССР от 4 августа 1990г. «О мерах по формированию валютного внутреннего рынка » №776 были созданы валютные биржи и расширен круг валютных операций. Однако, сохранение сегментированности валютного рынка и жесткий контроль Государственного Банка СССР (а затем и Банка России) отнюдь не способствовали дальнейшему развитию внутреннего валютного рынка, так как продажа валютной выручки экспортеров осуществлялась централизованно и половина валютных поступлений «оседало» в Валютном резерве для обеспечения государственных импортных закупок минуя внутренний рынок. Поэтому для стимуляции внутреннего валютного рынка с 1 июля 1992г. по Указу Президента России «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» №629 был отменен специальный коммерческий курс и обязательная продажа части валютной выручки в Республиканский валютный резерв и установлен порядок продажи 50% валютной выручки через  уполномоченные банки по рыночному курсу на внутреннем рынке.

    Следует отметить , что формирование двухуровневой банковской системы , представленной, с одной стороны, Центральным банком СССР и Внешэкономбанком, а в последствии - Банком России,  и коммерческими  уполномоченными банками  с другой , можно отнести к организационным предпосылкам становления национального валютного рынка России. К ним же можно причислить и создание валютных бирж. В апреле 1991г.  начала работать  валютная биржа ЦБ СССР, а в январе 1992 г. было создано акционерное общество закрытого типа «Московская Межбанковская валютная биржа» (ММВБ). С 1 июля 1992г. , когда был введен единый официальный курс рубля на уровне 125 руб. 26 коп. За доллар США и была отменена система множественных обменных курсов , Банк России перешел к  установлению единого курса непосредственно на валютном рынке по результатам торгов на ММВБ.

    Организационная структура участников российского валютного рынка была практически сформирована к концу 1992г. Параллельно  разрабатывалась нормативно-законодательная база, регулирующая деятельность участников валютного рынка. Основой законодательной базы для создания внутреннего валютного рынка явился Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», введенный в действие Постановлением Верховного Совета РФ 9 октября 1992г. Данный закон определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования  и валютного контроля, права и  обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушения валютного законодательства. Перечислим основные пункты, обозначенные в Законе « О валютном регулировании и валютном контроле », который

                                            гарантирует:                                         

    -    право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности ;

-    право покупки и продажи резидентами иностранной валюты в Российской Федерации                                                    через  уполномоченные банки;                                                                            

-    право на осуществление резидентами  текущих валютных операций без ограничений;

     -  право нерезидентов иметь  счета в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в уполномоченных банках;

                                           выделяет:                                            

   -  право Центрального Банка РФ устанавливать предел отклонения курса покупки          иностранной валюты от курса ее продажи;

                                       определяет:                                          

   -      Центральный  Банк России органом валютного регулирования;

 -   Центральный  Банк России и Правительство Российской Федерации органами валютного контроля;

- организации, подотчетные соответствующим органам валютного контроля (уполномоченные банки, Федеральная Служба  РФ по валютному и экспортному контролю - ФСВК, Государственный Таможенный комитет), агентами  валютного контроля

         -     и другие...   

    Таким образом, Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» формально обусловил снятие определенных валютных  ограничений и устранение барьеров для развития валютного рынка  в России и его последовательного  интегрирования в мировой валютный рынок. Однако, ввиду отсутствия технической и  методической  базы для осуществления валютного контроля и контроля в сфере экспортно-импортных и внешнеэкономических операций , предстояло усовершенствовать и детализировать нормативную базу в целях  стимулирования процесса формирования национального валютного рынка. Поэтому  в  Постановлении  Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 6 марта 1993г. № 205 «Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка» органам и агентам валютного регулирования и контроля предлагалось разработать программу мероприятий, направленных на:

устранение имеющихся ограничений на осуществление российскими резидентами текущих валютных операций;

усиление ответственности юридических и физических лиц за нарушение валютного и таможенного законодательства РФ;

разработку форм и методов осуществления валютного контроля в Российской Федерации  в целях полного и своевременного  поступления экспортной валютной выручки;

выявление предприятий , незаконно оставляющих за границей экспортную валютную выручку

обеспечение продажи наличной и безналичной валюты физическим лицам только для осуществления текущих валютных операций;

развитие внутреннего валютного  рынка, в частности,

                                              -     расширение круга участников валютного рынка,

                                              -     создание межбанковского внебиржевого валютного рынка,

                                              -    стимулирование развития срочных и фьючерсных операций.                                            

    Законодательную базу также дополнили нормативные документы, касающиеся порядка обязательной продажи части валютной выручки предприятиями в Республиканский валютный резерв , введенные указами президента РФ и  инструкциями Центрального банка России.

    Разработка принципов валютного регулирования в  Российской Федерации и развитие внутреннего валютного рынка продолжается в соответствии с требованиями международных кредитных организаций , например, Международного Валютного Фонда, и современными тенденциями развития мирового валютного рынка. Так, по рекомендациям МВФ было фактически устранено деление валютного рынка на наличный и безналичный, что предоставило возможность физическим лицам-резидентам беспрепятственно покупать и продавать валюту в рамках, установленных валютным законодательством РФ. Для этих целей согласно инструкции Банка России от 27 февраля 1995г. № 27 «О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения  и учета валютно-обменных  операций уполномоченными банками» была развита сеть валютных обменных пунктов.

    Мировой валютный рынок за последние десятилетия интенсивно развивался и претерпевал значительные изменения по характеру совершаемых сделок с валютными ценностями. По мере совершенствования информационных технологий и глобальной коммуникационной системы изменились сроки торговли валютой: увеличиваются объемы сделок с исполнением в  будущем. Российский валютный рынок и правительство РФ также отреагировали на конъюнктурные изменения  в области валютных операций . Одним из  приоритетных направлений валютной политики России стало стимулирование развития срочных и  фьючерсных операций.

    Еще одна тенденция , характерная для мирового рынка  - увеличение объемов сделок на межбанковском внебиржевом рынке. В структуре Российского валютного рынка также наблюдаются  внутренние смещения его основных частей относительно друг друга. Этот процесс подразумевает собой заметное снижение доли операций, совершаемых на биржевом валютном рынке и перемещение основного  объема валютных операций на межбанковский рынок. Такое положение объясняется наличием на биржевых торгах налога на совершаемые сделки с валютными ценностями; на межбанковском валютном рынке  подобный налог отсутствует, что и заставляет банки переносить часть операций во внебиржевой рынок. Это является причиной уменьшения значения биржи, как основного  курсообразующего звена и приближает механизм валютного обращения в России к практике торговли валютой на мировом валютном рынке.

    За 1997-98 гг.  был принят также ряд  нормативных документов органами валютного регулирования , имеющих своей целью  обеспечение функционирования валютного рынка и контроль за деятельностью его  участников. Были конкретизированы порядки совершения некоторых валютных операций , налогообложения при покупке иностранных валютных ценностей, ведения бухгалтерского учета и предоставления финансовой отчетности о движении валютных ценностей в иностранной валюте, ведения счетов нерезидентов, проведения торгов по доллару США на специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж. Одним из последних шагов в 1998г. в области валютного регулирования стал предложенный правительством Российской Федерации законопроект «О внесении дополнений в закон РФ о валютном регулировании и валютном контроле». Законопроект предусматривает придание Госналогслужбе РФ статуса органа валютного контроля, а государственным налоговым инспекциям статуса агентств валютного контроля.

    Ужесточение правил, обязательных к исполнению в соответствии с нормами валютного регулирования в России, характерно на данном этапе развития валютного рынка. Это  связано с кризисом валютно-финансовой системы, который может быть преодолен лишь при жестком валютном регулировании, согласованном с  денежно-кредитной политикой государства.

     Валютная стратегия в кризисной ситуации , как впрочем и ранее, направлена на  стабилизацию валютного курса рубля. Исходя из  «Программы первоочередных мер по выводу экономики из финансово-банковского кризиса»мероприятия по стабилизации курса национальной валюты Российской Федерации будут направлены на:

увеличение притока иностранной валюты в экономику и вовлечение средств в иностранной валюте в экономику;

усиление контроля за движением средств в иностранной валюте, переводами валюты за рубеж и расчетами в иностранной валюте при совершении экспортно-импортных операций;

централизацию государством валютных средств;

предотвращение незаконного вывоза капитала за рубеж;

упорядочение обращения наличной иностранной валюты в стране и ограничение ее притока в теневой сектор экономики;

пополнение золотовалютных резервов государства и доходной части федерального бюджета;

поддержание положительного платежного баланса РФ.

    Более подробно остановимся на перспективах развития валютного рынка в условиях кризиса в 4 разделе. Теперь перейдем к рассмотрению методов регулирования валютного курса рубля и покажем динамику изменения валютного курса за последние годы.

2Регулирование валютного курса рубля и динамика его изменения.

    Международные экономические  операции - валютные, экспортно-импортные, внешнеторговые - связаны с обменом одной национальной валюты на другую. Пропорция обмена , называемая валютным курсом, представляет собой цену иностранной денежной единицы, выраженную в национальной валюте страны. Обоснованность валютного курса вытекает из покупательной способности одной валюты относительно другой.

  Формирование обменного курса определяется валютным  режимом, действующим в стране и  устанавливаемым Центральным банком. Валютный режим  здесь выступает как форма валютного регулирования. В зависимости от степени валютного регулирования выделяют фиксированные, «свободно плавающие» курсы и режим «регулируемого плавания» курса . При фиксированном валютном курсе центральный банк берет на себя обязательства по поддержанию  заявленного уровня обменного курса . В условиях рыночной экономики и конвертируемости валюты поддержание фиксированного  уровня национальной валюты является тяжелым бременем для валютных резервов государства. Нарастание трудностей, связанных с поддержанием фиксированных валютных паритетов, вызвало возникновение концепции плавающих (свободно колеблющихся), обменных курсов валют по отношению к доллару. Система была узаконена Парижским соглашением в марте 1973г. Свободно плавающий курс существует лишь в условиях рыночной экономики и складывается под воздействием спроса и предложения на рынке на валюту. В процессе установления курса в режиме  регулируемого плавания участвует Центральный банк, проводя политику сглаживания колебаний курса с целью  сделать его динамику более предсказуемой. Задачей государства и рынка является отслеживание экономической ситуации внутри страны и во внешнеэкономической деятельности, чтобы своевременно и наиболее реалистично прогнозировать развитие динамики валютного курса. Анализирование и составление прогнозов изменений в этой области затруднено , так как  курс национальной валюты зависит  от ряда факторов : структурных, отражающих состояние национальной  экономики, и конъюнктурных, которые свидетельствуют о тенденциях  развития мирового рынка. Валютный курс чрезвычайно чувствителен к любым изменениям в  экономике страны, поэтому в случае нестабильной экономики наблюдаются  резкие колебания валютного курса. Структурными факторами, непосредственно определяющими динамику валютного курса являются:

-    показатели экономического роста (ВНП, объем производства...)

-    предложение денег на внутреннем рынке

-     уровень инфляции и инфляционные ожидания

-     уровень процентной ставки

-    состояние платежного баланса.

В целях  эффективной внешнеэкономической деятельности , стабилизации экономики и устойчивости валюты к образующим факторам необходимо регулирование валютного курса. Регулирование валютного курса производится посредством валютной политики государства, которая включает в себя манипулирование учетной ставкой центрального банка, валютные интервенции, валютное регулирование и валютные ограничения, о которых уже шла речь ранее, и  регулирование степени конвертируемости валюты . Рассмотрим совокупное воздействие структурных факторов и валютной политики государства на изменение валютного курса.    

Наличие валютных ограничений зачастую обуславливается нестабильностью экономической ситуации в стране и выражается такой важной характеристикой валюты, как ее конвертируемость. По данному признаку валюта может быть свободно конвертируемой, если нет ограничений при ее обмене на валюты других стран. Частично конвертируемая валюта может обмениваться на ограниченное число иностранных валют и применяться не во всех видах международного платежного оборота. Неконвертируемая валюта не обменивается на другие иностранные валюты. Россия имеет  частично конвертируемую валюту. При конвертируемой валюте валютный курс национальной денежной единицы более остро реагирует на статьи платежного баланса , отражающие текущие внешнеэкономические экспортно-импортные расчеты по  операциям с товарами , услугами и финансами. При дефиците текущего баланса происходит снижение курса национальной валюты . Решить проблему дефицита платежного баланса можно двумя способами: уравновешиванием баланса путем привлечения иностранного капитала, либо переоценкой валюты в сторону понижения официального курса - девальвацией, что менее желательно, так как в долгосрочной перспективе при отсутствии эффективной структурной  политики ее действие сводится на нет инфляционными силами.

Такие структурные факторы как увеличение денежной массы и инфляция в условиях нестабильной экономики и снижения реального производства в стране, где национальная валюта частично конвертируема, способствуют падению курса национальной валюты. Такая ситуация наблюдалась в России в начале 90-х гг., когда население потеряло доверие к рублю, как средству сбережения, и стало использовать доллар,  что привело к значительному снижению курса рубля (рис.1).

Маневрирование процентной ставкой стимулирует международное движение капиталов и иностранное инвестирование средств на внутреннем денежном рынке страны. Рост процентных ставок приводит к повышению курса национальной валюты.

На валютный курс оказывают влияние и , так называемые, конъюнктурные факторы: спекулятивная игра на валютных рынках; степень развитости других секторов мирового финансового рынка, например, рынка ценных бумаг.

Определяющую роль в регулировании валютного курса, а также в проведении валютной политики играет Центральный банк. Инструментами воздействия Центрального банка на валютный курс являются:

-     валютные интервенции;

-     процентная ставка;

-     уровень обязательных резервов коммерческих банков ;

    -     установление верхней границы кредитов коммерческих банков;

    -     валютные ограничения на некоторые операции с валютой и движение капиталов.

    Деятельность Центрального банка по реализации валютной стратегии (определению режима валютного курса и ведению валютной политики )  базируется на золотовалютных резервах страны. Наибольшее действие здесь оказывает метод валютных интервенций, ставший возможным в результате накопления валютных ресурсов Центральным банком РФ: в июле 1994г. они составили 4,8 млрд. дол. , в ноябре 1995г. -  14 млрд. дол., в середине 1997г. -  24,5 млрд. дол. Одной из основных задач Банка России при проведении интервенций на бирже является снижение привлекательности долларов в качестве более ликвидного платежного средства и средства накопления. Политика финансовой стабилизации в области валютного регулирования России направлена на стабилизацию валютного курса и укрепление  позиций рубля за счет накопления официальных валютных резервов и дедолларизацию экономики России. В отношении последнего , предусматривается, согласно Постановлению Правительства РФ от 6 марта 1993г. № 205 «Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка»  прекращение расчетов в иностранной валюте между резидентами в Российской Федерации и обеспечение приема рублей в качестве законного платежного средства всеми организациями на территории России.

    Период с начала 1995г. в российской экономике характеризуется значительным ужесточением денежно-кредитной и валютной политики. Главной целью на этом этапе стало подавление инфляции, устранение инфляционных ожиданий и достижение устойчивой стабильности национальной валюты.

    Для осуществления этой цели ЦБ РФ ввел в мае 1995г.  фиксированный валютный коридор, который явился новым методом регулирования валютного курса. Валютный коридор был зафиксирован в рамках 4300-4900руб. за доллар. В последствии на первую половину 1996г. валютный коридор был установлен в рамках 4550-5150руб. за доллар. Режим валютного коридора стал наиболее благоприятным для отечественных экспортеров, так как вводилась нижняя граница валютного коридора, которая на позволяла курсу рубля опускаться ниже уровня, при котором рентабельность экспорта была хотя бы минимальной.

    Следует отметить, что новый  валютный режим, предусматривающий определение ЦБ РФ нижней и верхней границы допустимых колебаний рубля , гарантирует до некоторой степени предсказуемость изменения валютного курса рубля, а это является , как  было отмечено ранее, основной задачей и государства , и  рынка.

     Действительно, в 1995-96гг. наблюдались относительная устойчивость курса рубля и снижение темпов инфляции. Политика властей в области регулирования валютного курса рубля заключалась в обеспечении плавного и предсказуемого понижения в рамках нисходящего валютного коридора. Однако осуществление такого механизма обнаружило потребность в наличии большого объема валютных резервов, которые позволили бы противостоять валютным кризисам и кризисам на сегментах финансового рынка, например, в секторе ГКО-ОФЗ, начавшимся в ноябре 1997г. и достигшем своего апогея во втором полугодии 1998г.  В результате попыток использования собственных резервов для укрепления позиции рубля стала прослеживаться тенденция к сокращению резервов Банка России. Так, достигнув рекордного уровня в середине 1997г. -  24,5 млрд. дол., к началу 1998г. их размер составил 17,8 млрд. дол.. 24 июля 1998г. золотовалютные резервы ЦБ РФ составляли 19,2 млрд. дол .  и уменьшились спустя всего неделю до 18,4 млрд. дол. К моменту перехода кризиса в острую фазу , за неделю  с 7 по 14 августа валютные резервы страны сократились до 15,1 млрд. дол.    17 августа 1998г. было опубликовано заявление правительства и Банка России о переходе к новой стратегии. Были отмечены основные проблемы, затронувшие финансовый рынок России:

-     ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры;

-     истощение источников дохода бюджета;

-     обострение проблемы  управления государственным долгом;

-     сокращение валютных резервов страны (рис. 2 );

    -     нестабильность банковской системы.

В связи  с неудовлетворительным положением дел были объявлены следующие меры  по смягчению  эффектов валютного и финансового кризисов:

-  проведение политики плавающего курса рубля в рамках новых границ валютного       коридора, установленных на уровне от 6 до 9,5 руб. за доллар США, таким образом, граница       бывшего коридора была расширена на 50%;

-    официальный курс должен устанавливаться по итогам торгов на бирже и межбанковском рынке ;

-    введение ряда ограничительных мер в области валютного регулирования.

    Расширение валютного коридора послужило сигналом к девальвации рубля. 26 августа торги на ММВБ были приостановлены Центральным  банком на уровне 8,26 руб. за доллар США и их результаты были аннулированы. Затем Центральный банк РФ  распорядился о прекращении биржевых торгов на ММВБ по всем валютам. Это еще более усугубило ситуацию в банковской системе и снизило ее ликвидность. Уже 2 сентября 1998г. официальный курс  перешел верхнюю границу валютного коридора и  остановился на отметке 10,88 руб. за доллар США. Тогда же  Банк России был вынужден отказаться от поддержки валютного курса рубля в пределах  из-за чрезмерной нагрузки на золотовалютные резервы. Таким образом, ЦБ РФ  перестал влиять на динамику изменения валютного курса, что спровоцировало дальнейший обвал рубля. Динамику изменения валютного курса за 1998- начало 1999гг. можно проследить на рисунке 3.

    Обращаясь к событиям  на финансовом и валютном рынках 1997-1998гг. эксперты задают вопрос: возможно ли было мерами валютной и денежно-кредитной политики предотвратить скачкообразные изменения обменного курса рубля после освобождения курса 17 августа 1998г. Главной причиной столь резкой девальвации российской валюты явилась неспособность Центрального банка и далее поддерживать завышенный курс рубля за счет валютных резервов. Большинство аналитиков сходится во мнении , что курс рубля, сложившийся к лету 1998г. был завышен на 15-25%. Следовательно, еще при составлении бюджета на 1998г. и формулировании целей государственной валютной политики , заданные ориентиры динамики курса в рамках существовавшего валютного коридора были  далеки от реальности. Несмотря на заявления высокопоставленных лиц о стабильности курса рубля и устойчивости российской валютно-финансовой системы , было  очевидно, что необходимо искать пути ее кардинального  реформирования. Рассматривались несколько вариантов девальвации рубля и оптимизации режима регулирования валютного курса с тем, чтобы последующий рост внутренних цен был бы минимальным. Однако, упорно стараясь сохранить стабильность валютного курса, власти проявили негибкость. Решение о  девальвации рубля постоянно откладывалось в силу политических причин, а также в  целях предотвращения банковского кризиса и защиты системообразующих банков, которые , в следствие обесценения рубля до наступления сроков расчетов по форвардным и срочным валютным контрактам, понесли бы значительные убытки. Таким образом, валютный кризис можно было предвидеть еще в 1997г. Однако, необходимость принятия  антикризисных мер  осознавалась далеко не всеми. В результате, власти не успели вовремя предотвратить девальвацию рубля.  Коллапс валютно-финансово1 системы вернул Россию к  состоянию 1994г., когда события «Черного вторника» на валютном рынке привели к почти двукратному  увеличению цен на товары.

    Процесс стабилизации валютного рынка, финансовой системы и экономики в целом вероятно займет длительное время, прежде чем  Россия выйдет на траекторию устойчивого развития. Какие же  перспективы развития валютного рынка и динамики валютного курса рубля следует ожидать в ближайшее время и какие меры предпринимает наше правительство по  выводу финансовой системы  из кризиса и дальнейшей стабилизации курса рубля?

  1.  Перспективы развития российского валютного рынка и стабилизации курса рубля.

    Прежде чем перейти к анализу возможных перспектив развития российского валютного рынка и тенденций развития курса рубля, выделим характерные черты в поэтапном формировании валютного рынка.

    1992-1993гг. - период создания инфраструктуры валютного рынка. Был отмечен ростом числа банков и бирж, формированием рынка межбанковских кредитов. Валютный рынок явился ведущим сегментом финансового рынка, так как другие сегменты только зарождались (рынок государственных ценных бумаг, корпоративных ценных бумаг).

    В 1994г. наметились структурные изменения на финансовом  рынке, связанные с увеличением   объемов операций с государственными ценными бумагами. Период отличался высокой нестабильностью, вызванной значительными переливами капиталов между сегментами рынка.

    1995-1996гг. - денежно-кредитная политика Банка России стала более эффективной. В связи с замедлением инфляции и укреплением рубля повысилась привлекательность рублевых инструментов: активизировались операции с государственными ценными бумагами, в следствие чего , валютный рынок утратил первенство по объему совершаемых на нем сделок и принял роль сектора, обслуживающего внешнеэкономическую деятельность субъектов РФ.

    Чрезмерный рост рынка государственных обязательств 1996-1997гг. привел ,как мы знаем, к финансовому кризису, который нашел свое отражение и на валютном рынке. Кризис затронул также и все сферы общественной жизни :  экономическую, социальную, политическую. Нестабильность и девальвация национальной валюты вылились в  высокую инфляцию и , как  следствие,  снижение реальных доходов и уровня жизни среди населения России. В правительственных кругах прокатилась волна кадровых  перестановок.  По заявлениям  нового правительства РФ, разрабатывались программы по скорейшему выводу экономики из кризиса. Так , в декабре 1998г. был опубликован « План действий правительства РФ по реализации первоочередных мер правительства РФ и Центрального банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране ». Он основывался на программе  первоочередных мер по выводу  экономики из финансово-банковского кризиса, которая разрабатывалась еще предыдущим  правительством. План действий предполагал принятие   в кротчайшие сроки конкретных мер по созданию условий устойчивого функционирования экономики, стабилизации денежной системы и курса  рубля. Органам валютного регулирования и валютного контроля постановлялось  подготовить   предложения по увеличению размера обязательной продажи резидентами  части валютной выручки до 75%и сокращению  срока обязательной продажи до 7 дней, принять  меры по увеличению золотых резервов Банка России путем  закупки золота , добывающегося на территории Российской Федерации, разработать основные направления денежно-кредитной политики государства на 1999г.  Также ,  стало необходимым принять меры по вовлечению в экономический оборот наличной иностранной валюты, накопившейся у  населения , и повышению  привлекательности хранения свободных денежных средств кредитных организаций в валюте РФ.  Целью таких мероприятий является установление режима, снижающего   привлекательность наличной иностранной валюты в качестве средства накопления и платежа,  а также, снижение  спекулятивного спроса на валюту.

    После кризиса 17 августа 1998г. в прессе появилось много статей, посвященных  прогнозам дальнейшей судьбы российского валютного  рынка  и  тенденций динамики изменений  валютного курса рубля. Предположения, в основном , не были оптимистичны. Большинство ведущих банкиров не приветствовали слишком жесткую  политику правительства  и Центрального банка в сфере межбанковских валютных операций. Активизировавшаяся законодательная деятельность Банка России в области валютного регулирования , направленная на  стабилизацию валютного курса, может  полностью  парализовать внутренний валютный рынок. Попробуем проанализировать обоснованность таких неутешительных прогнозов.

    В октябре 1998г. ЦБ РФ разработал положение, которое резко ограничило  спекулятивные  возможности банков и позволило  Банку  России  скупать у экспортеров валюту по  низкому курсу. Следующим шагом к искусственной стабилизации рубля стало Указание Банка России       « О  Мерах по дополнительному ограничению валютных рисков кредитных организаций , связанных с конверсионными операциями против российских рублей» , которое ужесточило порядки предоставления банками отчетности в  ЦБ РФ и постановило , что в конце каждого рабочего дня банк  должен продать валюты не  меньше , чем купил.  Такие нормативные документы явно дают Банку России преимушества в ведении валютных операций и направлены на пополнение истощенных золотовалютных резервов, что, как мы знаем, является еще одной  главной задачей ЦБ , помимо достижения стабилизации валютного курса рубля. В случае, если принимается и предложение правительства из стабилизационного плана  об увеличении размера обязательной продажи части валютной выручки, и Центральный банк  получит возможность скупать значительную ее долю в резерв по низкому курсу, пострадают и экспортеры, и  межбанковский рынок. Разумно предположить и последствия таких действий на экономику страны : очевидно, что экспортеры будут стараться оставлять определенную часть   своей валютной выручки за рубежом,  а  банки, лишенные возможности вести привычные операции на межбанковском рынке с безналичной валютой, вряд ли будут в прежних объемах оперировать валютой наличной . Это приведет к резкому снижению завоза  иностранной валюты . В результате ажиотажного спроса, превышающего предложение валюты, темпы девальвации, скорее всего, увеличатся. Безусловно, последствиями могут стать новый виток инфляции, дестабилизация экономики, снижение реальных доходов населения и ,как следствие, потеря доверия  к  национальной валюте. Третья  задача  Центрального банка, а именно, дедолларизация  экономики, также не сможет реализоваться.   

    Еще более  оригинальной  кажется идея руководства Банка России, высказанная членом совета директоров  Татьяной Парамоновой  об  ограничении  свободного  хождения иностранной валюты в России. Такое нововведение  откинуло бы  развитие  российского  валютного рынка  в  состояние конца 80-х начала 90-х гг. , и  пришлось бы вновь повторять весь путь его формирования. Кроме того , реакция мировых кредитных институтов и МВФ, в частности, была бы крайне негативной, так как  Россия нарушила бы обязательства, в соответствии с уставом МВФ,  обеспечивать все условия для  расширения конвертируемости рубля.  Пока правительство России и Центральный Банк не предпринимали никаких  конкретных  действий законодательного характера , которые подтверждали бы слова Татьяны  Парамоновой. Поэтому, можно надеяться, что  в России  и впредь будет сохранена конвертируемость рубля и достаточно либеральное валютное  законодательство , с тем чтобы  российский валютный рынок и участники внешнеэкономических  отношений не оказались изолированы от мирового  валютного рынка.  

     Много  комментариев было в прессе и относительно  тенденций динамики курса рубля . В особенности непредсказуемая ситуация на валютном рынке сложилась в  марте 1999г. , когда на первое место вышли политические факторы , в связи с  конфликтом в Косово.  На фоне негативных политических новостей  спрос на валюту превысил все разумные пределы. Ожидалось введение более жестких  административных  мер, ограничивающих конвертируемость рубля, увеличение темпов девальвации национальной валюты.   Эксперты рынка  предрекали падение курса рубля   в  ближайшие 2 месяца  до уровня 27-30руб. за доллар США, а по самым пессимистичным прогнозам курс рубля должен был упасть до  отметки  40-50 руб. за доллар.  Однако, несмотря на неутешительные  прогнозы  , уже в апреле темпы  обесценения рубля снизились , и даже стала наблюдаться тенденция к повышению курса рубля   (рис. 4). В большей степени  это было связано  с тем , что тогда на валютный рынок поступила экспортная  валютная выручка «Газпрома» и других нефтяных компаний, что позволило до некоторой степени снизить спрос на валюту.  Введение  ограничения конвертируемости также не последовало.  

    Таким образом , сейчас можно говорить о некоторой стабилизации динамики валютного курса рубля.   Если будет достигнуто соглашение с МВФ о реструктуризации внешнего долга ,  давление на экономику России, возможно, ослабнет и ситуация на  валютном рынке и в других сферах  финансового рынка временно стабилизируется.  Но  процесс стабилизации курса рубля и дальнейшего развития валютного рынка в долгосрочном плане потребует максимальных усилий  по совершенствованию законодательной базы валютного регулирования, определению перспективных направлений денежно-кредитной политики,  проведению  слаженной  и оперативной работы органов валютного контроля . Необходимым условием  плодотворного функционирования Центрального Банка РФ и выполнения им  своих главных задач  также является постепенное увеличение золотовалютных резервов для последующего поддержания стабильного курса рубля, а также выполнения Россией обязательств по расчетам  с иностранными кредиторами.

  1.  Заключение.

Мы рассмотрели проблему стабилизации валютного курса рубля на внутреннем валютном рынке России. В процессе  изучения были затронуты наиболее актуальные и спорные вопросы развития российского валютного рынка (в плане вливания его в мировой валютный рынок и валютного регулирования в России). Интеграция в мировой валютный рынок сопряжена с определенными трудностями, так как для России в нынешней ситуации кризиса некоторые стандарты мирового сообщества просто не приемлемы. Более конкретно:

    Во-первых , различия прослеживаются в процессе либерализация валютного регулирования, и снятия  валютных ограничений. Россия, отвечая принципам частичной конвертируемости валюты, не может рассчитывать на признание ее национальной валюты другими странами в качестве международного платежного средства в скором времени, так как рублю мало доверяют даже на внутреннем рынке. Причины просты : нестабильность экономики и инфляция. В этих условиях жесткие меры валютного регулирования необходимы.

    Во-вторых, что касается современных тенденций валютного рынка, а именно, заключения срочных сделок и фьючерсных операция, теперь вряд ли найдется много желающих спекулировать в этой сфере валютного рынка в России. Сейчас даже эксперты не берутся с точностью прогнозировать динамику валютного курса рубля.

    В третьих, создание законодательной базы валютного регулирования должно поддерживаться организационным и техническим обеспечением функционирования валютного рынка:  улучшением организации работы агентов валютного регулирования и контроля; достоверностью и открытостью информации (например, о размерах валютной выручки).

    Следовательно, в этом аспекте необходимо отметить взаимосвязь валютного рынка и состояния экономики страны в целом. Стремление как можно скорее занять позиции на мировом валютном рынке не должно основываться на тенденциях, требованиях соответствия или амбициях. Первоначальной задачей должны стоять стабилизация экономики, проведение результативных валютной и  денежно-кредитной политики , устранение инфляции, стабилизация валютного курса рубля и завоевание доверия к национальной валюте у российских граждан. В этом состоят характерные черты формирования и развития валютного рынка России и трудности валютного регулирования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69204. Основні закони руху повітря, що стискається. Загальні відомості про аеродинаміку великих швидкостей 3.81 MB
  Таким чином величина стиснення залежить від відношення швидкості потоку до швидкості звуку. Це відношення називається числом Маха і вважається критерієм стисливості потоку. Чим більше швидкість повітряного потоку швидкість польоту V і менше швидкість звуку...
69205. Хвильова криза. Поняття про критичне число Маха 8.3 MB
  Найменша швидкість дозвукового польоту при якій у якійнебудь точці крила швидкість потоку що обтікає крило стає рівної місцевої швидкості звуку називається критичною швидкістю польоту Vкр а відповідне їй число Маха польоту критичним Мкр.
69206. Основні види руху літального апарату. Горизонтальний політ літака 1.78 MB
  Основними видами руху які розглядаються в динаміці польоту є горизонтальний політ набір висоти зниження зліт посадка віраж та ін. При розрахунках льотних даних літака зручно користуватися графічними залежностями тяги від швидкості і висоти польоту.
69207. Зліт і посадка літака 6.06 MB
  Зліт і посадка є відповідно первинним і завершальним етапами польоту літака. При зльоті й при посадці змінюються швидкість і висота польоту тому рух літака в цих режимах є несталим. Зліт і посадка літака найбільш відповідальні етапи польоту що вимагають від льотчика граничної уваги і точності.
69208. ЛІТАК ТА ЙОГО СИСТЕМИ 1.62 MB
  Швидкісна система координатних осей ОXYZ використовується для вивчення аеродинамічних сил та при розв’язанні задач аеродинамічного розрахунку літака рис. Початок швидкісної системи координатних осей розміщено в центрі мас літака. Головною віссю є швидкісна вісь ОХа направлена по вектору швидкості літака.
69209. Середні величини та показники варіації 167.5 KB
  Середня величина це узагальнююча кількісна характеристика сукупності однотипних явищ по одній варіюючій ознаці. Найважливішою умовою наукового використовування середніх величин в статистичному аналізі суспільних явищ в тому числі й методом динамічних...
69211. Статистка робочої сили та робочого часу 291 KB
  Статистка робочої сили та робочого часу. Суть та значення робочої сили та робочого часу. Статистика робочого часу та його структури. Аналіз використання робочого часу.