1510

Понятия миссии и миссионерства/ О православной миссии

Лекция

Религиоведение и мифология

Понятия миссии и миссионерства. Традиционные и нетрадиционные религии. Причины возникновения миссионерства. Методология миссионерства. Основной принцип миссионера. Оружие миссионера.

Русский

2013-04-03

107.48 KB

3 чел.

Лекция втораяО православной миссии 
 
Понятия миссии и миссионерстваТрадиционные и нетрадиционные религии
Причины  возникновения  миссионерства.  Методология  миссионерства.  Основной 
принцип 
миссионера. 
Оружие 
миссионера. 
Когда 
нужно 
начинать 
миссионерствовать? Награда миссионера.  
 
Понятия миссии и миссионерства
Слово  миссия  (от  лат.  missio  —  посылка,  отправление)  означает  возвещение 
Святого  Евангелия  тем  людям,  которые  находятся  за  пределами  Православной  Церкви. 
Если  мы  говорим  с  людьми  крещеными,  но  невоцерковленными,  которые  сами  себя 
считают  православными,  то  это  не  миссия,  а  катехизация  (греч.  Κατήχησις  —  поучение
наставление).  На  земле  живут  только  два  типа  разумных  существ:  homo  sapiens  и  homo 
christianus. Один отличается от другого, как мертвый от живого. Апостол Павел говорит, 
что  нас,  мертвых  по  преступлению  греха  нашего,  в  котором  мы  пребывали,  когда  были 
под властью князя тьмыБог освободил во Христе (Рим. 6, 22; 7, 6). Когда миссионер идет 
проповедовать,  он  избирает  то  место,  которое  в  Книге  Деяний  апостолов  называется 
областью Сатаны, местом тьмы, местом отвержения, где живут чада гнева Божия – люди, 
порабощенные и захваченные дьявольской сетью.  
Миссионер  идет  в  мир,  который  живет по  иным  законам,  ведь  законы  христиан и 
законы  обычного  человеческого  мира  –  это  совершенно  разные  законы.  Когда  мы 
миссионерствуем, то находимся на границе между тремя мирами: 
1)  миром людей; 
2)  миром на границе с Небом, ибо миссионеры – прямые посланники Христа; как 
говорит  апостол  Павел,  мы  письма  Христовы,  мы  возвещаем  неповрежденную  весть 
Откровения людям, которые не знают Истины и не знают спасения; 
3)  миром  на  границе  с  поднебесной;  миссионеры  вступают  в  прямое  сражение  с 
Люцифером, так как дьяволу не нравится, когда вырывают добычу из его пасти. 
 
Традиционные и нетрадиционные религии. 
К  сожалению,  сейчас  благодаря  развитию  разных  нецерковных  учений,  например 
таких, как гуманизм, люди пришли к странному выводу, что все могут спастись. Не важно 
– христианин или нет, лишь бы человек был хороший. Такие представления противоречат 
Священному  Писанию,  учению  Вселенской  Церкви,  более  того  –  они  противоречат 
здравому  смыслу  и  жизненному  опыту.  Ни  один  человек,  живущий  вне  Церкви, 

 

придерживающийся  иных  религиозных  традиций,  не  может  рассчитывать  получить  то 
спасение, на которое надеются христиане.  
Наша  главная  надежда  в  том,  что  мы  спасаемся  от  греха,  проклятия  и  смерти, 
получаем  прощение  грехов,  получаем  вечную  жизнь,  становимся  Божьими  детьми  и 
встречаемся  лицом  к  лицу  с  нашим  Небесным  Отцом.  Как  говорит  Господь,  «блаженны 
чистые  сердцем,  ибо  они  Бога  узрят»  (Мф. 5,  8).  Эта  главная  надежда  христиан  – 
спасение как богообщение, как обожение, как воскресение во плоти и вечная жизнь перед 
лицом  Бога  –  не  знакома  всем  остальным  людям.  Интересно,  что  ни  в  одной  из 
дохристианских  религиозных  традиций  человечества  вообще  не  было  надежды  на 
хороший  исход  в  случае  встречи  с  Творцом.  И  христиане,  говоря,  что  вне  Церкви  нет 
спасения, косвенно это подтверждают. 
Что происходит после смерти с людьми, которые не приняли крещения? Они идут 
в ад, другого пути для них нет. Христос сошел в ад только однажды – в Великую Субботу 
–  и  освободил  тех  людей,  которые  жили  до  Его  рождения,  но  искали  Его.  Все  люди, 
которые сейчас не хотят прийти ко Христу, погибают навсегда. Поэтому миссионерство – 
это  прямое  следствие  милосердия.  Можно  ли  жить  спокойно,  зная,  что  наши  близкие, 
родные,  а  также  знакомые  и  незнакомые  –  такие  же  потомки  Адама  и  Евы,  как  и  мы  – 
огромными  массами  сходят  в  долину  смертной  тени,  причем  навсегда?  Если  об  этом 
помнить, то будет ли нас интересовать, традиционная у них религия или нетрадиционная? 
Традиционно  человек  повесился  или  нетрадиционно  подорвался  на  гранате  –  какая 
разница? Все равно погиб! Если человек идет в ад, то неважно, идет ли он из-за того, что 
придерживался  ислама  или  принадлежал  к  какой-нибудь  секте,  например,  Свидетелей 
Иеговы.  Главное,  что  он  погиб  –  а  это  самая  страшная  вещь,  которая  может  случиться  с 
человеком.  
Понятие  «традиционные  конфессии»  возникло  в  первые  века  по  Рождестве 
Христовом  в  Древнем  Риме.  Есть  удивительные  жития  святого  мученика  Антипы,  имя 
которого  упоминается  в  Апокалипсисе,  и  святого  равноапостольного  Карпа.  Когда 
допрашивали  святого  Карпа,  правитель  спросил  у  него,  зачем  он  отошел  от  древней 
традиционной  религии  предков,  которая  укрепила  государство,  создала  нравственные 
устои  общества,  которая  признается  не  только  римлянами,  но  и  варварами,  которая 
утверждена  опытом  многих  поколений,  и  зачем  ему  новая  вера  христиан.  На  это  Карп 
ответил: «Мы не уважаем вещь только за то, что она древняя, ибо и злоба древняя, но она 
не заслуживает никакого уважения».  
Для  Отцов  Церкви  никакой  разницы  между  традиционными  и  нетрадиционными 
конфессиями  не  было.  Священное  Писание  разделяет  религии  только  по  одному 

 

принципу: одна истинная, все остальные ложные. Есть только один путь, ведущий к Богу. 
Господь сказал: «Я есмь путь и истина и жизньникто не приходит к Отцукак только 
через Меня» (Ин. 14, 6). И есть множество путей, выдуманных дьяволом, которые ведут к 
гибели.  Сам  Господь  сказал,  что  участь  идолопоклонников  «в  озере  горящем  огнем  и 
серой.  Это  смерть  вторая»  (Откр.  21,  8).  И  идолопоклонники,  и  представители  всех 
традиционных конфессий пойдут в ад, и традиционность верования им ничем не поможет.  
Почему  же  сегодня  в  религиозном  вопросе  существует  такой  лживый  подход? 
Потому  что  суть  вопроса  не  в  том,  является  ли  религия  традиционной  или  нет,  важно 
другое  –  истинная  она  или  ложная.  Попытка  описать  религию  как  общественный 
институт,  и  не  больше  –  это  тоже  тупиковый  подход.  Поступать  так  в  Церкви 
недопустимо. Мы должны быть в мире со всеми людьми, мы должны сотрудничать в деле 
мира с представителями других религий, но речь идет только о формальном мире, чтобы, 
как говорит святой Иоанн Златоуст, не было войны всех против всех.  
Ни  в  коем  случае  мы  не  должны  под  этим  предлогом  губить  людей.  Если  мы 
татарам  или  чеченцам,  евреям  или  казахам  не  будем  проповедовать,  потому  что  они 
принадлежат 
к 
«традиционным 
конфессиям», 
то 
мы 
проявим 
дьявольскую 
бесчеловечность  к  ним.  Получится  жуткий  расизм:  люди  тюркских кровей  или  кавказцы 
оказываются  будто  бы  недостойны  спасения  по  причине  своей  национальности.  Это 
дискриминация в самом страшном смысле. 
 
Причины миссионерства
Именно  потому,  что  нам  безумно  жалко  людей,  мы  и  пытаемся  их  спасти.  Но  мы 
можем  их  спасти,  только  зная  очень  важную  вещь  –  мы  избраны  Богом.  «Вы  –  род 
избранныйцарственное священствонарод святойлюдивзятые в уделдабы возвещать 
совершенства  Призвавшего  вас  из  тьмы  в  чудный  Свет  Бога»  (1 Петр. 2,  9).  Нам  дана 
полнота  Истины,  мы  знаем  абсолютную  Истину,  мы  знаем,  что  «мы  от  Бога…  весь  мир 
лежит во зле» (1 Ин. 5, 19). И именно поэтому мы не стесняемся всегда напоминать всем, 
что обладаем абсолютной Истиной, но важно заметить: заслуги в этом нашей нет, не мы 
ее добились, нам ее подарили, и мы хотим поделиться этим подарком. Мы хотим, чтобы 
люди,  находящиеся  во  тьме,  нашли  Свет,  чтобы  люди,  находящиеся  в  заблуждении, 
нашли Истину. Именно поэтому наше положение по сравнению с  теми, к кому мы идем, 
заведомо  иное.  Мы  –  вестники  Бога.  Мы  –  избранники  Бога,  и  мы  призываем  всех 
остальных стать такими же избранными.  
 
Методология миссионерства. 

 

Никакого  равноправного  диалога  миссионер  не  имеет  права  вести,  он  не  может 
сказать:  у  вас  есть  право  на  свое  мнение,  а  у  нас  есть  право  на  свое  мнение.  Миссионер 
вообще не имеет своего мнения. Православная Церковь ни на одну проблему своей точки 
зрения не имеет, она всегда обходится точкой зрения Господа Бога, и этого Ей достаточно. 
Мы не должны иметь своих точек зрения, мы должны обходиться точкой зрения Господа 
Бога.  Как  говорил  преподобный  Максим  Исповедник,  я  и  Бог  –  это  уже  большинство, 
причем подавляющее.  
К  сожалению,  когда  люди  пытаются  проповедовать,  они  начинают  говорить: 
«Давайте  выстроем  паритетные  отношения  с  представителями  других  религий,  давайте 
уважать  их  взгляды».  Хорошо,  представьте  себе  наркомана,  который  считает,  что  имеет 
право  на  героин.  Вы  будете  уважать  его  мнение?  Нет.  А  ложная  религия  даже  хуже 
героина.  Ложная  религия  губит  человека  в  прямом,  реальном  смысле  этого  слова. 
Христова любовь к погибающему должна сочетаться с беспощадной нетерпимостью к его 
ложным мнениям. И себя щадить для служения погибающему нельзя, но при этом нельзя 
и щадить лживых мнений другого человека, именно потому, что они губят его душу.  
Миссионер  работает  на  самых  глубинах  человеческого  духа.  И  то  слово,  которое 
мы  приносим,  должно  дойти  до  самой  глубины  сердца,  разделить  разум  и  чувства, 
душевное и духовное. Это слово должно судить помышления сердечные. Но если человек 
пытается  вместо  Слова  Божьего  сказать  свое  слово  –  даже  очень  хорошее,  очень  умное, 
логичное  –  оно  не  проникнет  в  сердце,  останется  на  поверхности.  Голова  может  даже 
согласиться,  а  сердце  скажет  –  не  хочу.  И  что  вы  будете  делать  с  этим?  Миссионер  все 
разложил по полочкам, а человек говорит: я все понимаю, а делать не буду, потому что не 
хочу. В чем здесь проблема? В том, что миссионер положился на себя, и тут проявилось 
то,  о  чем  говорил  святой  Григорий  Палама:  «Всякое  слово  борется  со  словом,  но  кто 
опровергнет  жизнь  Наша  задача  –  сеять  именно  Слово  Божие,  чистое,  святое,  в 
неизменном виде, полагаясь на силу самого Слова Божьего.  
Был  у  меня  такой  случай.  Пришел  ко  мне  ваххабит  –  чеченец  –  сказать,  что  я 
многобожник проклятый и так далее, как обычно. Я ему все разложил по полочкам, и мы 
договорились,  что  будем  просто  логично  разбирать,  кто  такой  Бог,  что  такое 
предопределение.  Сначала  мне  казалось,  что  я  его  вот-вот  обращу.  Ничего  подобного, 
никакого  обращения.  А  потом  мы  стали  просто  встречаться,  все  логично  разбирать. 
Разбираем,  разбираем,  я  думаю:  ну  ладно,  пускай  хоть  что-то  узнает  о  христианстве.  И 
вдруг он задает вопрос:  
– Отец Даниил, а ты чего мне не предлагаешь креститься?  
– Ты вроде желания не высказываешь.  

 

А он в ответ: 
– Да я давно уже желаю. 
Есть  вещи,  которые  происходят  таинственным  образом,  и  Бог  специально  делает 
так, чтобы человек никогда не смог похвастаться. Я за свою жизнь не обратил ни одного 
человека. Я видел множество обращений, но сам я не обратил никого. Когда я старался, не 
выходило  ничего,  а  когда  говорил  Слово  Божие,  то  оно  само  меняло  человека.  Бог 
специально  это  делал,  зная  мою  природную  хвастливость,  чтобы  я  ни  разу  не  смог 
похвалиться. Как и говорит апостол Павел: «Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах
чтобы преизбыточная сила была [приписываемаБогуа не нам» (2 Кор. 4, 7).  
 
Основной принцип миссионера
Всегда  уважай  человека  и  никогда  не  уважай  его  убеждения.  Необходимо  четко 
разделять  грех  и  грешника.  Здесь  та  же  классическая  схема:  мы  любим  блудника,  но 
ненавидим  блуд,  любим  пьяницу,  но  ненавидим  пьянство.  Точно  так  же  мы  любим 
еретика  и  ненавидим  ересь,  любим  язычника  и  ненавидим  язычество,  любим 
мусульманина и ненавидим ислам. Более того – если вы захотите стать миссионером, вы 
станете частью очень древнего замысла. Когда была задумана миссия? Еще до сотворения 
Вселенной, когда Бог Отец решил создать мир как подарок Своему Сыну, потому что «все 
Им и для Него создано» (Кол. 1, 16), как сказано в Писании. Он захотел, чтобы Сын Божий 
стал  «первородным  между  многими  братьями»  (Рим.  8,  29).  И  мы,  люди,  становимся 
служителями  дела  Бога  Отца  по  приведению  к  Его  Сыну  новых  братьев.  Задача 
миссионера – пройти по этому миру с частым гребешком и найти тех людей, для которых 
Истина важнее, чем они сами. 
 
Оружие миссионера. 
Ярчайшее  Слово  Бога  –  это  самое  страшное  оружие,  которое  есть  во  Вселенной, 
оно  сильнее  ядерной  бомбы,  оно  подрывает  всю  силу  дьявола,  и  оно  должно  быть 
передаваемо максимально неповреждённым. Миссионеры обязаны говорить со властью – 
но только властью Божией. Именно поэтому  у миссионера есть внутреннее ограничение: 
миссионер  ограничен  в  том,  о  чем  он  говорит.  Миссионер  должен  говорить  так:  я  не 
желаю  знать  «ничего,  кроме  Иисуса  Христа,  и  притом  распятого»  (1 Кор.  2,  2)  –  это 
главнейшее  условие.  Миссионер  не  имеет  права  говорить  ни  о  чем,  кроме  Святого 
Евангелия.  Миссионер  должен  быть,  как  говорит  мир  сей,  узколобым  фанатиком,  а  на 
самом  деле  –  широколобым  мудрецом.  Он  должен  говорить  только  Слово  Божие  – 
неразбавленное,  чистое.  Говорить  так:  «Бог  сказал,  извольте  выполнять,  я  вас 

 

предупредил.  Понятно?»  Вот  тогда  эта  немыслимая  сила  будет  действовать  через 
миссионера.  
Когда  человек  именно  так  начинает  миссионерствовать,  и  его  жизнь  начнет 
меняться. Ведь апостол Иаков что сказал? «Обративший грешника от ложного пути его 
спасет  душу  от  смерти  и  покроет  множество  грехов»  (Иак.  5,  20).  Миссионер  должен 
призывать человека к личному контакту с Господом Богом.  
 
Когда нужно начинать миссионерствовать? 
В  Священном  Писании  рассказывается  об  одном  оглашенном,  который  был 
великолепным  миссионером,  об  Аполлосе.  Он  был  оглашен  в  началах  пути  Господня,  и, 
будучи оглашенным, учил о Господе, даже не зная до конца учения, зная только крещение 
Иоанново. Его поправляли, но миссионерствовать не запрещали. Если человек чувствует 
призвание в своем сердце возвестить Евангелие Царства, он должен делать это сразу же.  
Многие  говорят:  я,  мол,  недостоин.  Верно,  и  не  можешь  никак  быть  достоин!  Ты 
грешный человек с нечистыми устами, живешь среди людей с нечистыми устами, но твои 
глаза  видят  Господа.  Как  такое  может  быть?  Ты  недостоин,  но  ты  призван.  Так  и  надо 
сказать:  «Я  недостоин,  но  я  иду,  потому  что  Бог  позвал  меня,  потому  что  мне  жалко 
погибающих». 
 
Награда миссионера. 
Миссионер – это коллекционер, он получает  награду за тот образ жизни, который 
ведет: 
–  как  христианин  –  30-кратную  или  60-кратную,  или  100-кратную,  в  зависимости 
от того, семейный, вдовый или девственник;  
– как миссионер – не меньше 100 крат, а то и больше; 
– как тот, кого преследуют за имя Господне – великую награду на Небесах; 
– как миротворец.  
Миссионер  действительно  попадает  в  совершенно  иную  реальность.  Он  уже  в 
реальности  Царства  Божия,  он  начинает  предвосхищать  Царство  Божие  уже  на  земле,  а 
затем Оно его захватывает в вечность. У миссионеров есть огромное количество друзей на 
Небе,  потому  что  чем  больше  они  миссионерствуют,  тем  больше  нуждаются  в  помощи 
своих 
предшественников: 
святых 
миссионеров, 
апостолов, 
равноапостольных, 
преподобных, великих просветителей. Они становятся для него сродниками. 
Нужно ли искать славу? Нужно, конечно же. Какой нормальный человек не хочет 
славы? Только зачем нам временная слава? Слава нужна вечная. А кто может дать вечную 

 

славу?  Только  вечный  Бог.  И  как  проявляется  эта  слава?  Бог  сказал:  «Я  прославлю 
прославляющих  Меня»  (1 Цар. 2,  30).  А  как  лучше  прославить  Бога?  Очевидно,  не  по 
одиночке. Обрати, например, человек сто, и вместе с ними прославь Бога.  
Во  сколько  раз  будет  больше  награда  миссионера?  Когда  человек  занимается 
православной  миссией,  сражается  с  дьяволом,  он  становится  все  сильнее  и  сильнее.  Кто 
лучше  знает  учение  Церкви?  Миссионер  или  обычный  человек?  Очевидно,  миссионер, 
потому что ему все время приходится в этой области работать. Миссионеру жить не очень 
«удобно»:  захочется  нарушить  какую-то  заповедь  Божию,  только  собрался  –  а  тут  ему 
проповедовать нужно, и Бог обязательно сделает так, что нужно будет говорить именно о 
той заповеди, которую он собирался нарушить.  
Господь  делает  так,  что  через  обращаемых  учится  и  миссионер.  Господь  будет 
поднимать  миссионера  выше  и  выше.  Но  есть  обязательное  условие:  миссионер  должен 
молиться.  Конечно,  сама  миссия  этому  тоже  учит:  если  человек  не  молится,  то  начинает 
унывать,  потому  что  у  него  ничего  не  получается.  Если  человек  пытается  быть  устами 
Бога Отца, но при этом к Богу Отцу не обращается, у него ничего не выходит. Сыграть в 
миссионерство не получится. Именно поэтому миссионерство заставляет людей молиться, 
особенно  когда  они  попадают  в  экстремальную  ситуацию  (а  миссионер  всегда  живет  в 
такой  экстремальной  ситуации  –  ведь  он  находится  между  тремя  мирами).  Жизнь  его 
предельно  насыщена,  предельно  ярка,  и  миссионер  привыкает  постоянно  полагаться  на 
Господа Бога.  
Как только миссионер отойдет от Бога, его сразу поразит враг. Он рядом, он видит 
в  миссионере  главного  своего  противника,  миссионер  –  это,  можно  сказать,  спецназовец 
Пресвятой  Троицы.  Один  писатель  заметил:  если  хочешь  увидеть  чудеса,  нужно  быть 
мучеником или миссионером, потому что к ним, действительно, близка рука Божия. Она 
действует  именно  тогда,  когда  человек  находится  на  передовой,  когда  он  идет  в  атаку 
против  сил  тьмы.  Поэтому  миссионерство  есть  путь  к  святости,  к  которому  мы  все 
призваны.  Если  ты  будешь  миссионером,  ты  будешь  одновременно  и  помогать 
несчастным. Как говорил преподобный Макарий Алтайский,  «я местным народам самый 
низший  слуга».  А  преподобный  Герман  Аляскинский  говорил:  «Я  всем  этим  народам 
нянька».  Начнешь  проповедовать,  а  будешь  вынужден  помогать  человеку.  Кстати,  и 
сердце  будет  смягчаться:  сердце  от  миссии  смягчается  больше,  чем  даже  от  дел 
благотворительности, так как миссионер вынужден вступать в личный контакт с людьми. 
Разве  можно  основательно  помочь  другому  человеку  внешне,  не  соприкасаясь  с  его 
душой? 
 

 

Вопрос-ответ по теме лекции 
 
Что означает слово миссия
Миссия  –  это  возвещение  Святого  Евангелия  тем  людям,  которые  находятся  за 
пределами православной Церкви. 
 
Чем миссионерство отличается от катехизации
Миссионерство  проводится  среди  некрещеных  людей  (мусульман,  иудеев, 
буддистов и др.), а катехизация – среди крещеных, но не воцерковленных людей, которые 
считают себя православными. 
 
Противоречит  ли  Священному  Писанию  гуманистическое  мнение,  что  люди 
других конфессий могут спастись
Да,  противоречит.  Спастись  могут  только  православные  христиане.  Главная 
надежда  христиан  на  то,  что  мы  спасаемся  от  греха,  проклятья  смерти,  получаем 
прощение  грехов,  получаем  вечную  жизнь,  становимся  Божьими  детьми  и  лицом  к  лицу 
встречаемся  с  нашим  Небесным  Отцом.  Как  говорит  Господь,  «блаженны  чистые 
сердцем,  ибо  они  Бога  узрят»  (Мф. 5,  8).  Ни  одна  другая  религия  не  обещает  такого 
личного контакта человека и Бога, а значит, и не способна спасти человека. 
 
Что происходит с людьмикоторые не приняли крещениепосле смерти
Они идут в ад, другого пути для них нет. 
 
Зачем нужно миссионерство
Чтобы спасать окружающих. Мы хотим, чтобы люди, находящиеся во тьме, нашли 
Свет,  чтобы  люди,  находящиеся  в  заблуждении,  нашли  Истину.  Нам  дана  полнота 
Истины, мы знаем абсолютную Истину, мы знаем, что «мы от Бога… весь мир лежит во 
зле» (1 Ин. 5, 19). 
 
Имеет ли миссионер право на свое личное мнение
Нет,  не  имеет.  Православная  Церковь  не  имеет  своей  точки  зрения  ни  на  одну 
проблему, она всегда обходится точкой зрения Господа Бога, и этого достаточно. 
 
Какой основной принцип миссионера

 

Всегда  уважай  человека  и  никогда  не  уважай  его  убеждений.  Отделяй  грех  от 
грешника.  Христова  любовь  к  погибающему  должна  сочетаться  с  беспощадной 
нетерпимостью  к  его  ложным  мнениям.  И  себя  щадить  для  служения  погибающему 
нельзя,  но  при  этом  нельзя  и  щадить  лживых  мнений  другого  человека,  именно  потому, 
что они губят его душу.  
 
 
Какое оружие есть у миссионера
Неповрежденное ярчайшее Слово Бога – это есть самое страшное оружие, которым 
обладает миссионер. 
 
Когда нужно начинать миссионерствовать
Если  человек  чувствует  призвание  в  своем  сердце  возвестить  Евангелие  Царства, 
он должен делать это немедленно.  
 
Какую награду получает миссионер
Миссионер  –  коллекционер,  он  получает  награду  за  тот  образ  жизни,  который  он 
ведет:  30-кратную,  60-кратную  или  100-кратную  –  в  зависимости  от  того,  семейный, 
вдовый или девственник; награду миссионера – не меньше 100 крат, как преследуемый за 
имя Господне. Бог сказал: «Я прославлю прославляющих Меня (1 Цар. 2, 30). 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80530. Культура Україна на межі 20-21 століття 805.79 KB
  Відпали відкриті або приховані перешкоди на шляху розвитку національної культури. Товариство звільнилося від ідеологічних штампів попередньої епохи вперше отримало можливість відкритого доступу до досягнень світової духовності і культури. Активізувалася культурне життя в регіонах країни зросла увага до традиційної культури Україна.
80531. Національно-культурне відродження 1920-1930-х рр. Українська культура періоду тоталітаризму (1933 – 1953 рр.) 28.11 KB
  Коренізація була викликана прагненням більшовиків заручитися підтримкою місцевого (корінного) населення з тим, щоб зміцнити свою соціальну базу. У середині 20-х рр. 80% населення республіки складали українці, а 20% – представники інших національностей.
80532. Українська культура початку ХХ ст. (1900 – 1921 рр.) 547 KB
  Української наукової громадськості було надано сім професорських місць у Львівському університеті і три професорських місця в Чернівецькому університеті. Спроби української громадськості з інших регіонів надати закарпатцям допомогу також припинялися угорською владою. Зростання числа грамотних українців стимулював розвиток української літератури. Коцюбинського Цвіт яблуні Intermezzo Тіні забутих предків стали класикою золотим фондом української літератури.
80534. Культура українських земель XIX ст. Національно-культурне відродження 917.5 KB
  У XIX ст. розвиток української культури обумовлювався підпорядкуванням українських земель двом імперіям – Російській та Австро-Угорській. Обидві імперії були багатонаціональними, з титульною (панівної) нацією. І Росія, і Австро-Угорщина проводили колонізаторську політику
80535. Культура українських земель ІІ пол. XIX- поч. ХХ ст 910 KB
  Криза феодального ладу в Російській імперії заглиблювалася повільно, революційна ситуація ще не дозріла. Тому діяльність частини української інтелігенції відбувалася в руслі російської культури. У Росії XIX ст. панувала думка, що український народ...
80536. Культура Київської Русі 1.59 MB
  Культура Київської Русі. В епоху Київської Русі IXXII ст. була створена яскрава і самобутня культура її основою став економічний і духовний розвиток Русі освоєння досягнень інших словянських країн і Візантії. Писемність у Київській Русі стала відомою в Х ст.
80537. ОРГАНІЗАЦІЯ ПОСЛУГ КОМУНІКАЦІЇ 49 KB
  Транспорт - це засіб пересування, за допомогою якого можна добратися до туристичного центру. Це може бути літак, теплохід, поїзд, туристичний автобус, автомобіль та ін. Значну частину витрат вартості турпакету складають витрати на перевезення. Чим більш комфортабельний і швидкісний вид транспорту використовується, тим вища вартість подорожі.
80538. ОРГАНІЗАЦІЯ ПОСЛУГ РОЗМІЩЕННЯ 174 KB
  До найбільш розповсюджених у міжнародній практиці форм управління підприємствами гостинності відносяться: управління за контрактом; управління через договір франчайзингу; оренда. В індустрії гостинності поширення й інші організаційні форми управління акціонерні товариства T спільні підприємства СП синдикати консорціуми і т. що відрізняються змістом й пропорціями функцій структурою і ступенем централізації управління. Управління за контрактом Однією з основних форм управління підприємствами індустрії гостинності що...