15155

Один в поле воин, если он-Чацкий

Реферат

Литература и библиотековедение

Один в поле воин если онЧацкий Образ главного героя комедии сочетает в себе все черты идеального человека: высоко развитое чувство собственного достоинства истинная культура и просвещенность нежелание мириться с несправедливым общественным устоем нена

Русский

2013-06-10

21.21 KB

1 чел.

Один в поле воин, если он-Чацкий

Образ главного героя комедии сочетает в себе все черты идеального человека: высоко развитое чувство собственного достоинства, истинная культура и просвещенность, нежелание мириться с несправедливым общественным устоем, ненависть к крепостничеству и сочувствие русскому народу. Помимо всего этого Чацкий имеет еще и чувствительную душу, способную любить искренне и честно.

Таким по представлению Грибоедова и его современников должен быть настоящий человек.

Герой Грибоедова более чем какой-либо другой герой русской литературы того времени

воплотил в себе черты "нового человека". Даже сама биография Чацкого напоминает нам

биографию передового гражданина декабристской эпохи. У Чацкого было свое

имение. В детстве он был взят на воспитание в дом Фамусовых. Но сонная обстановка этого дома, где все отношения построены на лицемерии и обмане, вскоре надоедает

молодому Чацкому. Деятельный и энергичный, он не может жить в столь инертной среде

притворства и подхалимства. Он отправляется путешествовать, "ума искать",

искать светлые стороны жизни.

Но, вернувшись, Чацкий видит, что московское общество изменилось с тех пор, как он

покинул его три года назад: теперь фамусовский мир не потерпит "вольнодумцев"

и "якобинцев", не позволит открыто обличать свои пороки в московских гостиных. В "бочку с дегтем" добавилось еще больше лжи и лицемерия, глупого чванства и пустого самодурства.

Как ни противна вся эта обстановка Чацкому, он все равно остается в доме Фамусова. Но что же его держит? Любовь! Отчужденный ото всех, он все же сохраняет в себе способность любить. Но его понятие любви совершенно не совпадает с понятием любви фамусовского мира. Его чувство искренне и бескорыстно, Чацкий любит нежно и даже наивно. А возьмем Молчалина. В комедии мы можем видеть его отношения с двумя девушками: Софьей и Лизой. Кого же он любит по-настоящему? Понятно, что

не Софью: "Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного. Дай бог ей век прожить

богато, любила Чацкого когда-то, меня разлюбит как его".

Да и чувство к Лизоньке нельзя назвать настоящей любовью - скорее мелкой страстишкой жалкого человека. Итак, мы видим, что член фамусовского общества оказывается неспособным на глубокое истинное чувство. В первом случае мы видим корысть и расчет, во втором - только похоть.

Не только на любовной почве, но и на многом другом разыгрывается основной конфликт комедии - конфликт между Чацким, представителем нового времени, "новых" людей и лагерем Фамусовых. В произведении показано столкновение двух противоположных

общественных сил: дворянских революционеров и дворян-крепостников, верных устоям старого общества, где действуют "знатные негодяи", мошенники и подхалимы, доносчики и "зловредные старухи".

Наиболее ярко этот конфликт раскрывается в столкновении Чацкого и Молчалина, основных представителей двух противоположных лагерей. Противоречия у них существуют во всем: в отношении к службе, к стране и к жизни вообще. Бездушный Молчалин живет по принципу, завещанному ему отцом:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья -

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Стремление достичь личного благополучия, делает из Молчалина жалкого подхалима,

низкопоклонника и лицемера. Безвольный и жалкий, разве может он сравниться с Чацким.

Чацкий - личность и борец, твердо отстаивающий свои идеи перед целым "батальоном"

противников. Даже, когда все окружающие считали его сумасшедшим, он продолжал

наносить безжалостные удары, с желчью и остротой обличая пороки фамусовского

общества.

Чацкий одинок, как и все, кто своей дерзкой новизной решается нарушить непоколебимый

сон минувшего века, кто остается непонятым и изгнанным лишь только за то, что осмелился противостоять старым порядкам, проповедуя новые истины. Со старым миром, столь презираемым Чацким, главного героя связывали только чувства к Софье. Но любовь

его оказалась преданной - грязный мир Фамусовых сумел втянуть в свой темный круг

и чистую, еще не опустившуюся душу девушки. Каковы же были страдания Чацкого, когда он узнал, что Софья, так нежно им любимая, отдала свое предпочтение никому иному, как самому презренному человеку, врагу всего мировоззрения Чацкого, Молчалину.

Несмотря на свою тяжелую духовную драму, Чацкий вышел из борьбы победителем. Мы ясно видим, что никаких путей к примирению с фамусовским обществом у него нет и быть не может. Возмутив спокойствие и "благополучие" этого общества, Чацкий нанес ему первое серьезное поражение "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный Удар качеством силы свежей, - писал Гончаров. - он вечный

обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу:

"Один в поле не воин", Нет, воин, если он - Чацкий, ….


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75984. Опис репродукції картини М.П.Глущенка «Зима» 180.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів з творчою діяльність М.П.Глущенка. Розвивати в учнів образне і логічне мислення. Духовно збагачувати внутрішній світ учнів. Формувати поняття пейзаж, колорит, композиційний центр і т.д. Вироблення вмінь і навичок аналізувати події, прикмети.
75985. Людина – живий організм. Організм людини. Шкіра – захисник організму 8.39 MB
  Мета: Формувати поняття про людину як живий організм та про тіло людини як єдиний організм, у якому всі органи залежать один від одного; дати знання про властивості шкіри як органа, розкрити її значення для людини; розвивати уміння спостерігати...
75986. Свято «Осіння казка» 69.5 KB
  Учитель. За народними переказами осінь перша старша дочка Сонця. Вона останньою залишила батьківський дім і стала на Землі четвертою порою року. Посилаючи осінь на землю, Сонце сказало їй: «Забирай все моє багатство. Я віддаю тобі все своє золото. Будь щедрою і люди будуть любити тебе».
75987. Літературно – музична композиція «Осінні етюди». Позакласний захід за творчістю Ліни Костенко з мультимедійним додатком 80 KB
  Осінь Зустрічайте її Входить дівчина в костюмі Осені Осінь. Слайд 1 Я Осінь - чарівна й ясна Я дивна наче казочка сама Тримаю пензлик у руках Малюю всюди тут і там Щоб догодити любі вам Щоб вміли ви красу кохати Щоб теж у руки пензлик брали Красу природи малювали.
75988. Чи може природа існувати без осені? 346 KB
  Мета: навчати розглядати певну тему з різних точок зору, виявляти їх переваги та недоліки, висувати альтернативну точку зору, сприяти розвитку мислення та вміння вести дискусію; спонукати дітей до пошуку додаткової інформації, розширювати їхній світогляд...
75989. Чарівниця господиня осінь! 43 KB
  Мета: скласти усно твір розповідь за даною темою розвивати звязне мовлення учнів увагу мислення пам’ять творчу уяву спостережливість вміння висловлювати свою думку і почуття збагачувати активний словник учнів виховувати любов і дбайливе ставлення до самого себе і до природи.
75991. Я - ОСОБИСТІСТЬ 155 KB
  Людина - індивід особистістю стає в процесі розвитку спілкування життя в суспільстві Розвиток індивідуума відповідає як його інтересам так і загальнодержавним інтересам та інтересам людського суспільства взагалі.
75992. Овочі. Т. Коломієць «Лічилка». Загадки 69.5 KB
  Активізувати словниковий запас дітей. Удосконалювати і розвивати орфоепічні вміння; пам’ять, увагу, спостережливість, відповідати на запитання українською мовою. Виховувати любов до усної народної творчості, почуття любові до української мови.