15155

Один в поле воин, если он-Чацкий

Реферат

Литература и библиотековедение

Один в поле воин если онЧацкий Образ главного героя комедии сочетает в себе все черты идеального человека: высоко развитое чувство собственного достоинства истинная культура и просвещенность нежелание мириться с несправедливым общественным устоем нена

Русский

2013-06-10

21.21 KB

1 чел.

Один в поле воин, если он-Чацкий

Образ главного героя комедии сочетает в себе все черты идеального человека: высоко развитое чувство собственного достоинства, истинная культура и просвещенность, нежелание мириться с несправедливым общественным устоем, ненависть к крепостничеству и сочувствие русскому народу. Помимо всего этого Чацкий имеет еще и чувствительную душу, способную любить искренне и честно.

Таким по представлению Грибоедова и его современников должен быть настоящий человек.

Герой Грибоедова более чем какой-либо другой герой русской литературы того времени

воплотил в себе черты "нового человека". Даже сама биография Чацкого напоминает нам

биографию передового гражданина декабристской эпохи. У Чацкого было свое

имение. В детстве он был взят на воспитание в дом Фамусовых. Но сонная обстановка этого дома, где все отношения построены на лицемерии и обмане, вскоре надоедает

молодому Чацкому. Деятельный и энергичный, он не может жить в столь инертной среде

притворства и подхалимства. Он отправляется путешествовать, "ума искать",

искать светлые стороны жизни.

Но, вернувшись, Чацкий видит, что московское общество изменилось с тех пор, как он

покинул его три года назад: теперь фамусовский мир не потерпит "вольнодумцев"

и "якобинцев", не позволит открыто обличать свои пороки в московских гостиных. В "бочку с дегтем" добавилось еще больше лжи и лицемерия, глупого чванства и пустого самодурства.

Как ни противна вся эта обстановка Чацкому, он все равно остается в доме Фамусова. Но что же его держит? Любовь! Отчужденный ото всех, он все же сохраняет в себе способность любить. Но его понятие любви совершенно не совпадает с понятием любви фамусовского мира. Его чувство искренне и бескорыстно, Чацкий любит нежно и даже наивно. А возьмем Молчалина. В комедии мы можем видеть его отношения с двумя девушками: Софьей и Лизой. Кого же он любит по-настоящему? Понятно, что

не Софью: "Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного. Дай бог ей век прожить

богато, любила Чацкого когда-то, меня разлюбит как его".

Да и чувство к Лизоньке нельзя назвать настоящей любовью - скорее мелкой страстишкой жалкого человека. Итак, мы видим, что член фамусовского общества оказывается неспособным на глубокое истинное чувство. В первом случае мы видим корысть и расчет, во втором - только похоть.

Не только на любовной почве, но и на многом другом разыгрывается основной конфликт комедии - конфликт между Чацким, представителем нового времени, "новых" людей и лагерем Фамусовых. В произведении показано столкновение двух противоположных

общественных сил: дворянских революционеров и дворян-крепостников, верных устоям старого общества, где действуют "знатные негодяи", мошенники и подхалимы, доносчики и "зловредные старухи".

Наиболее ярко этот конфликт раскрывается в столкновении Чацкого и Молчалина, основных представителей двух противоположных лагерей. Противоречия у них существуют во всем: в отношении к службе, к стране и к жизни вообще. Бездушный Молчалин живет по принципу, завещанному ему отцом:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья -

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Стремление достичь личного благополучия, делает из Молчалина жалкого подхалима,

низкопоклонника и лицемера. Безвольный и жалкий, разве может он сравниться с Чацким.

Чацкий - личность и борец, твердо отстаивающий свои идеи перед целым "батальоном"

противников. Даже, когда все окружающие считали его сумасшедшим, он продолжал

наносить безжалостные удары, с желчью и остротой обличая пороки фамусовского

общества.

Чацкий одинок, как и все, кто своей дерзкой новизной решается нарушить непоколебимый

сон минувшего века, кто остается непонятым и изгнанным лишь только за то, что осмелился противостоять старым порядкам, проповедуя новые истины. Со старым миром, столь презираемым Чацким, главного героя связывали только чувства к Софье. Но любовь

его оказалась преданной - грязный мир Фамусовых сумел втянуть в свой темный круг

и чистую, еще не опустившуюся душу девушки. Каковы же были страдания Чацкого, когда он узнал, что Софья, так нежно им любимая, отдала свое предпочтение никому иному, как самому презренному человеку, врагу всего мировоззрения Чацкого, Молчалину.

Несмотря на свою тяжелую духовную драму, Чацкий вышел из борьбы победителем. Мы ясно видим, что никаких путей к примирению с фамусовским обществом у него нет и быть не может. Возмутив спокойствие и "благополучие" этого общества, Чацкий нанес ему первое серьезное поражение "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный Удар качеством силы свежей, - писал Гончаров. - он вечный

обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу:

"Один в поле не воин", Нет, воин, если он - Чацкий, ….


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24360. Предмет философии науки: общие закономерности научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте 54.5 KB
  Функции науки культурная технологическая наука как фактор соц регуляции проективно – конструктивная экологическая Научное познание – процесс получения объективного истинного знания направленного на отражение закономерности действительности. 9 Предмет и структура философии науки Специфика предмета науки определяется в ходе исследовательской деятельности. Поэтому представление о предмете философии науки в истории развития этой отрасли знания существенно меняется.
24361. Наука и культура. Традиционалистический и техногенный тип цивилизации. Ценность научной рациональности 53.5 KB
  Тема соотношения науки и культуры обширна здесь много деталей но общий механизм их взаимодействия таков: наука выявляя законы изменения природных и социальных процессов становится необходимым условием их управления воздействует на потребности общества помогает человечеству в выборе жизненных стратегий поиске путей культурного развития. Надежность влияния культуры на науку подчеркивает хотя бы тот факт что не всякая культура способна продуцировать науку: многие культуры в истории человечества в частности культура майя обходились без...
24362. Соотношение науки и философии 100.5 KB
  Первые пять вопросов получили впоследствии в философии название онтологических или метафизических первый смысл этого понятия проблем. Шестой вопрос гносеологические вопросы философии: философия вырабатывает положения являющиеся базисными для познающего мир о глобальности и абсолютности материи о постоянном развитии мира в целом и отдельных его частей о сотканности мира из противоречий о маятникообразности всех процессов относительно положения равновесия о несводимости закона целого к законам его частей и др. И если на какомто...
24363. Единство и различие науки и искусства 60 KB
  Он же положил начало тенденции рассматривать поэзию в качестве главной составляющей искусства. Белинский утверждал что наука живая современная наука сделалась пестуном искусства и без нее немощно вдохновение бессилен талант. Новый виток обсуждения взаимоотношений науки и искусства связан с огромными достижениями науки и искусства XX столетия.
24364. Наука и обыденное познание 52 KB
  Наряду с научным художественным философским существует обыденное сознание познание. Эксперты отмечают сложность четкой структуризации понятия обыденное знание. К обыденным знаниям относят: практические знания необходимые человеку для решения повседневных задач основанные на здравом смысле умения навыки социальный опыт; исторически первый способ идеального отражения в форме мифологического знания; обыденное массовое сознание в форме стихийного массового опыта и др.
24365. Наука и религия в современной культуре 62 KB
  Научное и религиозное познание Для целей нашего исследования представляет определенный интерес и сопоставление научного и религиозного познания. В общественном сознании россиян под влиянием атеистической критики религии сложилось представление о противоположности и даже несовместимости науки и религии религиозного и научного познания. В рамках данного раздела мы не имеем возможности исследовать все эти грани а сконцентрируем преимущественное внимание на сопоставлении специфики научного и религиозного познания. И именно эта специфичность...
24366. Роль науки в современном образовании и формировании личности 32.5 KB
  Образовательный процесс выступает в качестве исходной территории на которой происходит встреча индивида и науки подготовка его к жизнедеятельности в данном обществе и формирование зрелой личности. Образование – необходимая ступень социализации личности. Образование подразумевает не только процесс передачи знания но и процесс окультурования личности самого учащихся.
24367. Основные функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила) 59 KB
  Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Результативная функция науки осуществляется из систему образования воспитания обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и эпосу науки. Функций у науки много и с ее развитием их становится все больше и больше.
24368. Возникновение науки. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей 104 KB
  Такой например характер имели геометрические знания древних египтян. Однако по мере развития практики наряду с отмеченными способами познания формируется новый способ построения знания. При таком методе исходные идеальные объекты черпаются уже не из практики а заимствуются из ранее сложившихся систем знаний языка и применяются в качестве строительного материала при формировании нового знания. Таким образом в науке наряду с эмпирическими правилами и зависимостями которые знала и преднаука формируется особый тип знания теория...