15155

Один в поле воин, если он-Чацкий

Реферат

Литература и библиотековедение

Один в поле воин если онЧацкий Образ главного героя комедии сочетает в себе все черты идеального человека: высоко развитое чувство собственного достоинства истинная культура и просвещенность нежелание мириться с несправедливым общественным устоем нена

Русский

2013-06-10

21.21 KB

1 чел.

Один в поле воин, если он-Чацкий

Образ главного героя комедии сочетает в себе все черты идеального человека: высоко развитое чувство собственного достоинства, истинная культура и просвещенность, нежелание мириться с несправедливым общественным устоем, ненависть к крепостничеству и сочувствие русскому народу. Помимо всего этого Чацкий имеет еще и чувствительную душу, способную любить искренне и честно.

Таким по представлению Грибоедова и его современников должен быть настоящий человек.

Герой Грибоедова более чем какой-либо другой герой русской литературы того времени

воплотил в себе черты "нового человека". Даже сама биография Чацкого напоминает нам

биографию передового гражданина декабристской эпохи. У Чацкого было свое

имение. В детстве он был взят на воспитание в дом Фамусовых. Но сонная обстановка этого дома, где все отношения построены на лицемерии и обмане, вскоре надоедает

молодому Чацкому. Деятельный и энергичный, он не может жить в столь инертной среде

притворства и подхалимства. Он отправляется путешествовать, "ума искать",

искать светлые стороны жизни.

Но, вернувшись, Чацкий видит, что московское общество изменилось с тех пор, как он

покинул его три года назад: теперь фамусовский мир не потерпит "вольнодумцев"

и "якобинцев", не позволит открыто обличать свои пороки в московских гостиных. В "бочку с дегтем" добавилось еще больше лжи и лицемерия, глупого чванства и пустого самодурства.

Как ни противна вся эта обстановка Чацкому, он все равно остается в доме Фамусова. Но что же его держит? Любовь! Отчужденный ото всех, он все же сохраняет в себе способность любить. Но его понятие любви совершенно не совпадает с понятием любви фамусовского мира. Его чувство искренне и бескорыстно, Чацкий любит нежно и даже наивно. А возьмем Молчалина. В комедии мы можем видеть его отношения с двумя девушками: Софьей и Лизой. Кого же он любит по-настоящему? Понятно, что

не Софью: "Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного. Дай бог ей век прожить

богато, любила Чацкого когда-то, меня разлюбит как его".

Да и чувство к Лизоньке нельзя назвать настоящей любовью - скорее мелкой страстишкой жалкого человека. Итак, мы видим, что член фамусовского общества оказывается неспособным на глубокое истинное чувство. В первом случае мы видим корысть и расчет, во втором - только похоть.

Не только на любовной почве, но и на многом другом разыгрывается основной конфликт комедии - конфликт между Чацким, представителем нового времени, "новых" людей и лагерем Фамусовых. В произведении показано столкновение двух противоположных

общественных сил: дворянских революционеров и дворян-крепостников, верных устоям старого общества, где действуют "знатные негодяи", мошенники и подхалимы, доносчики и "зловредные старухи".

Наиболее ярко этот конфликт раскрывается в столкновении Чацкого и Молчалина, основных представителей двух противоположных лагерей. Противоречия у них существуют во всем: в отношении к службе, к стране и к жизни вообще. Бездушный Молчалин живет по принципу, завещанному ему отцом:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья -

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Стремление достичь личного благополучия, делает из Молчалина жалкого подхалима,

низкопоклонника и лицемера. Безвольный и жалкий, разве может он сравниться с Чацким.

Чацкий - личность и борец, твердо отстаивающий свои идеи перед целым "батальоном"

противников. Даже, когда все окружающие считали его сумасшедшим, он продолжал

наносить безжалостные удары, с желчью и остротой обличая пороки фамусовского

общества.

Чацкий одинок, как и все, кто своей дерзкой новизной решается нарушить непоколебимый

сон минувшего века, кто остается непонятым и изгнанным лишь только за то, что осмелился противостоять старым порядкам, проповедуя новые истины. Со старым миром, столь презираемым Чацким, главного героя связывали только чувства к Софье. Но любовь

его оказалась преданной - грязный мир Фамусовых сумел втянуть в свой темный круг

и чистую, еще не опустившуюся душу девушки. Каковы же были страдания Чацкого, когда он узнал, что Софья, так нежно им любимая, отдала свое предпочтение никому иному, как самому презренному человеку, врагу всего мировоззрения Чацкого, Молчалину.

Несмотря на свою тяжелую духовную драму, Чацкий вышел из борьбы победителем. Мы ясно видим, что никаких путей к примирению с фамусовским обществом у него нет и быть не может. Возмутив спокойствие и "благополучие" этого общества, Чацкий нанес ему первое серьезное поражение "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный Удар качеством силы свежей, - писал Гончаров. - он вечный

обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу:

"Один в поле не воин", Нет, воин, если он - Чацкий, ….


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66363. ENGLISH MARATHON RACES 49.5 KB
  We have two teams, representing 7”A” and 7”B” forms. They are to pass successfully a number of tasks. Then according to their results we will define the winner, that’s the best and the smartest team. To cope with this task we have a commission of strict jury consisting of...
66364. English Learners’ Party 37 KB
  Presenter 1: Dear teachers, pupils and guests, we are happy to see you here. Welcome to our English Party. Presenter 2: By the way, do you know why the pupils go to school? P1: Maybe to study school subjects? P2: Well, only this? P1: Of course not. To meet their friends!
66366. Математична естафета 95 KB
  Мета проведення: сприяти розвитку полікультурних та комунікативних компетентностей учнів; стимулювати інтерес і зацікавленість до вивчення математики та до підтримки особистої спортивної підготовки на достатньому рівні.
66367. Кожен творець свого щастя 57.5 KB
  Мета уроку: Допомогти дітям усвідомити розуміння тогощо для кожної людини поняття щастя неповторнещо кожна людина може сама творити своє власне щасливе життя. Показати на літературних прикладах та ситуаціях із життящо щастя в кожному із насщо вміння поділитися ним з іншимиробить людину...
66368. Взаєморозуміння — основа дружнього колективу 39 KB
  Кого ви бачите у дзеркальці Вам подобається зображення Чому Поміняйтесь дзеркальцем із товаришем. Змінилось зображенняяке ви бачите А у вашого товариша Чому Кожен з нас неповторний несхожий на іншого має свою зовнішність характер здібності чесноти і недоліки.
66370. «Еврика». Ерудит-шоу з математики в 6 класі 49 KB
  Розподіл на команди: учасники по черзі обирають номер команди, за яку буде виступати. Команди формує неофіційно вчитель: кількість учнів різних рівнів в кожній команді повинно бути приблизно однаковим, це досягається таким чином: наприклад, готуються фішки 4 кольорів...
66371. Классный час «Знакомьтесь – Европа!» 32 KB
  Цель: познакомить с географическим положением европейских государств, опираясь на знания о хозяйственной деятельности из курса «Гражданское образование», дать обзорную характеристику их экономики, познакомить с достопримечательностями и выдающимися личностями...