15156

Основные мотивы лирики А.С. Пушкина

Реферат

Литература и библиотековедение

Основные мотивы лирики А. С. Пушкина Читая лирику А. С. Пушкина великий русский писатель Н. В. Гоголь задался вопросом: €œЧто же стало предметом поэзии А. С. Пушкина€ И сам отвечал: €œВсе стало предметом€. В своем творчестве поэт обращался к темам любви и дружбы его ...

Русский

2013-06-10

34.62 KB

25 чел.

Основные мотивы лирики А. С. Пушкина

Читая лирику А. С. Пушкина, великий русский писатель Н. В. Гоголь задался вопросом: “Что же стало предметом поэзии А. С. Пушкина?” И сам отвечал: “Все стало предметом”.

   В своем творчестве поэт обращался к темам любви и дружбы, его волновали проблемы свободы и назначения поэта.

   Всю лирику А. С. Пушкина можно представить как бесконечный роман в стихах, главным предметом изображения которого оказывается внутренний мир лирического героя с его чувствами, переживаниями и стремлениями, будь то порыв страсти, предчувствие любви или разочарования в идеале.

   Одной из самых главных в творчестве поэта для меня стала тема любви, которая развивается, подобно всем мотивам его лирики. В юности лирический герой А. С. Пушкина видит в любви радость и великую общечеловеческую ценность:

...мои стихи, сливаясь и журча,

Текут, ручьи любви, текут полны тобою.

Во тьме твои глаза блистают предо мною,

Мне улыбаются — и звуки слышу я:

Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя... твоя!..

   Но постепенно с взрослением лирического героя тема любви переосмысливается, и теперь для А. С. Пушкина становятся важнее чувства и переживания любимой женщины:

   

       Но ты от горького лобзанья

    Свои уста оторвала;

     Из края мрачного изгнанья

     Ты в край иной меня звала.

   Лирический герой Пушкина способен ценить любое чувство и наслаждаться даже грустью любви:

      На холмах Грузии лежит ночная мгла;

     Шумит Арагва предо мною.

     Мне грустно и легко; печаль моя светла;

     Печаль моя полна тобою...

   По мере того как лирический герой становится личностью, он наделяется способностью жертвовать своими чувствами ради счастья любимой женщины. В качестве примера я хотела бы привести свое любимое стихотворение “Я вас любил: любовь еще, быть может...”, в котором неразделенная любовь поэта лишена всякого эгоизма:

      Я вас любил: любовь еще, быть может,

     В душе моей угасла не совсем;

       Но пусть она вас больше не тревожит;

      Я не хочу печалить вас ничем.

   Кульминацией этой темы можно по праву считать стихотворение “Мадонна”, в котором А. С. Пушкин возносит женщину до небес и обожествляет ее:

   Исполнились мои желания.

       Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

      Чистейшей прелести чистейший образец.

   Тема дружбы становится одной из центральных тем в лирике А. С. Пушкина. В ранний период творчества, когда юный творец учился в Царскосельском лицее, дружба воплощала собой лишь счастье и беззаботность: 

   

Что смолкнул веселия глас?

    Раздайтесь, вакхальны припевы!

      Да здравствуют нежные девы

    И юные жены, любившие нас!

   По мере взросления поэта тема дружбы эволюционирует, и А. С. Пушкин видит в дружбе не только радость, но и трагичность. Поэт испытывает огромную боль за утраченных друзей, и мне особо дорого стихотворение “19 октября”, которое было написано в 1825 году. В этом произведении чувствуется разочарование. Пушкин отмечает верность и преданность старых друзей.

   С мольбой моей печальной и мятежной, С доверчивой надеждой первых лет, Друзьям иным душой предался нежной; Но горек был небратский их привет.

   Сравнивая “19 октября” 1825 года и “19 октября” 1827 года, легко заметить произошедшие изменения в душе лирического героя. Если в 1825 году поэт думает о верности своим друзьям, о том, что многие товарищи потеряны: “Кого от вас увлек холодный свет? Кто не пришел? Кого меж вами нет?”, то в 1827 году совершенно другое настроение посещает автора. Стихотворение наполнено весельем, радостью и оптимизмом: “Бог помочь вам, друзья мои...”

   Принято считать, что одной из основных тем поэзии А. С. Пушкина является тема свободы. Читая любимые произведения русского поэта, сколько граней свободы можно увидеть в его творчестве! Свое начало тема свободы берет в оде “Вольность”, где идеалом молодого поэта оказывается конституционная монархия:

    Владыки! вам венец и трон

    Дает Закон — а не природа;

    Стоите выше вы народа,

    Но вечный выше вас Закон.

   Однако уже через два года А. С. Пушкин отказывается от сугубо политического понимания свободы. Это легко заметить в стихотворении “Деревня”, в котором проявляется интерес поэта к свободе частного человека:

   О, если б голос умел сердца тревожить! Почто в груди моей горит бесплодный жар И не дан мне судьбой Витийства грозный дар? Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И Рабство, падшее по манию царя, И над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

   Такое восприятие свободы открывает множество возможностей для лирического героя: самосовершенствования, самоуглубления и творчества:

    Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!

    В уединенье величавом

    Слышнее ваш отрадный глас.

    Он гонит лени сон угрюмый,

    К трудам рождает жар во мне,

    И ваши творческие думы

    В душевной зреют глубине.

   Также в творчестве А. С. Пушкина можно увидеть еще одно понимание свободы: романтическое восприятие вольности. Одним из моих самых любимых стихотворений является произведение “К морю”, в котором проявляется принцип романтического двоемирия. Лирический герой мыслит себя человеком необыкновенным, он не может найти чего-либо равного себе в обществе и поэтому обращается к миру природы, к стихии:

    Моей души предел желанный!

    Как часто по брегам твоим

    Бродил я тихий и туманный,

     Заветным умыслом томим!

   Вершиной темы свободы становится стихотворение “(Из Пиндемонти)”, которое является гимном личной свободе. Особенно мне близки строки, посвященные воспеванию чести и достоинства человека:

    

Зависеть от царя, зависеть от народа —

    Не все ли нам равно? Бог с ними.

    Никому

    Отчета не давать, себе лишь самому

    Служить и угождать, для власти, для ливреи

    Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи...

   Так как Пушкин в своем творчестве обращался к темам поэта и поэзии, времени и вечности, нельзя забывать о философской лирике поэта.

   Молодой лирик воспринимал смерть очень трагично, но сознавал, что жизнь не прекращается, так как А. С. Пушкин мыслил себя очень важным звеном в цепи поколений, ему удается преодолеть трагедию смерти:

   Здравствуй, племя

   Молодое, незнакомое! не я

   Увижу твой могучий поздний возраст,

   Когда перерастешь моих знакомцев

   И старую главу их заслонишь

   От глаз прохожего. Но пусть мой внук

   Услышит ваш приветный шум, когда,

   С приятельской беседы возвращаясь,

   Веселых и приятных мыслей полон,

   Пройдет он мимо вас во мраке ночи

   И обо мне вспомянет.

   

Проблема времени и вечности, на мой взгляд, одна из главных проблем в философской лирике А. С. Пушкина.

   Лирический герой осознает, что человек живет в рамках времени, а природа вечна, и поэтому она равнодушна к трагедии человека:

   И пусть у гробового входа

   Младая будет жизнь играть,

   И равнодушная природа

    Красою вечною сиять.

   Также в философской проблематике я хотела бы выделить тему поэта и толпы. А. С. Пушкин осознает одиночество поэта в мире обывателей, которые не могут понять, а главное — оценить его творчество:

   Поэт! не дорожи любовию народной.

    Восторженных похвал пройдет минутный шум;

    Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

     Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

   Дар поэта обрекает личность на одиночество, на выделенность из толпы, на страдания, но это противопоставление толпе может быть осмыслено как благо в стихотворении “Поэт”:

    Тоскует он в забавах мира,

    Людской чуждается молвы,

    К ногам народного кумира

    Не клонит гордой головы...

   

Мне кажется, что самым выдающимся стихотворением, которое посвящено теме поэта и поэзии, является произведение “Пророк”.

   А. С. Пушкин утверждает высокую миссию поэта:

    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

    Исполнись волею моей

   И, обходя моря и земли,

    Глаголом жги сердца людей.

   Это стихотворение является моим самым любимым, так как поэт показывает, что приходится пережить человеку, которому назначено судьбой стать пророком:

    И он к устам моим приник,

    И вырвал грешный мой язык,

    И труднословный и лукавый,

     И жало мудрыя змеи

    В уста замершие мои

   Вложил десницею кровавой.

   В конце жизненного пути А. С. Пушкин возвращается к теме поэта и поэзии в стихотворении “Памятник”, где лирика волнует тема поэтического бессмертия. В этом произведении сливаются свобода политическая и свобода творящей личности. Основной смысл содержится в строках:

    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

    Мой прах переживет и тленья убежит —

    И славен буду я, доколь в подлунном мире

    Жив будет хоть один пиит.

   Вера в то, что произведения останутся в сердцах и душах поколений, наполняет жизнь поэта смыслом и значимостью не только для А. С. Пушкина, но и для почитателей его таланта.

   Чем взрослее я становлюсь, тем произведения великого русского лирика приобретают для меня все новый и новый смысл. Каждый раз, перечитывая уже с детства знакомые произведения, я открываю для себя нового Пушкина, потому что на протяжении всего жизненного пути поэт следовал своим нравственным идеалам, которые являются столь близкими мне. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82299. Земельно- водная реформа 1921 г, ее цели и сущность 29.36 KB
  Аграрные преобразования способствовали возвращению и укреплению социально экономического положения 300 тысяч беженцев казахов и киргизов эмигрировавших в 1916 году в Китай. Реформа способствовала укреплению союза рабочего класса и казахских шаруа узбекских дунганских уйгурских дехкан укреплению национального согласия. Кредит семенные ссуды и другие средства экономического регулирования способствовали укреплению связи государства с трудовым крестьянством восстановлению производительных сил росту трудовой активности трудящихся аула и...
82300. Противоречивость хода перестройки в Казахстане 30.94 KB
  Черненко Генеральным секретарем КПСС становится М. В преддверии поворотного ХХVII съезда КПСС в период его практической подготовки 15 января 1986 г. было опубликовано Заявление Генерального секретаря ЦК КПСС в котором была выдвинута конкретная рассчитанная на точно определенный срок до конца нынешнего столетия программа мероприятий направленных на полную и повсеместную ликвидацию ядерного и других видов оружия массового поражения. ХХVII съезде КПСС была принята новая философия внешней политики Советского Союза.
82301. Причины гололда 1931-1932 годов и его последствия. Письмо «пятерых» 30.48 KB
  В ходе проведения политики раскулачивания более 60 тысяч хозяйств были объявлены байскими и их имущество подлежало конфискации; более 40 тысяч было раскулачено а остальные скрылись бросив свое имущество. В 1929 году привлечено к ответственности 56 498 крестьян из них более 34 тысячи были осуждены. Тургайские перегибщики объявили лозунг Перегибов не допускать – парнокопытных не оставлять здесь из миллионного поголовья...
82302. Декабрьские события 1986 г. причины и следствия 28.12 KB
  Однако в дальнейшем оказалось, что руководство республики не способно реагировать даже на поверхностные изменения в политике, и поэтому ЦК КПСС принял решение сменить Д.А. Кунаева на кадровика новой волны Г.В. Колбина. Результатом этого стали декабрьские 1986 года события в Алма-Ате.
82303. Курс на индустриализацию и ее особенности в Казахстане 33.01 KB
  В экономике Казахстана преобладало сельское хозяйство на которое приходилось 844 всей валовой продукции 90 населения проживало в сельской местности. В начале индустриализации Казахстана основное внимание было сосредоточено на комплексном восстановлении наиболее крупных и важных для того времени объектов тяжелой промышленности. В 19261939 годах население Казахстана увеличилось на 1 1335 тысяч человек появились новые города возросла численность городского населения в 24 раза. В годы индустриализации практиковалось шефство над...
82304. Процесс демократизации в Казахстане. Образование партий и движений в 80-е-90-е годы 31.19 KB
  Существовавшая ранее советская система государственного управления была полностью демонтирована коммунистическая партия перестала быть монополистом на политическом поле страны. Именно в это время начала оформляться Социальнодемократическая партия и Гражданское демократическое движение Азат. Сама Компартия к этому времени перестала быть единой. Это были партии Народный Конгресс Казахстана и Социалистическая партия Казахстана.
82305. Насильственная коллективизация сельского хозяйства и ее последствия в Казахстане 29.74 KB
  Советское правительство решило изыскать средства для индустриализации путем перекачки их из сельского хозяйства в промышленность. Советское правительство решило изыскать средства для индустриализации путем перекачки их из сельского хозяйства в промышленность. С позиции Голощекина Казахстан являлся в первую очередь аграрным регионом поэтому первоочередная задача состояла в развитии сельского хозяйства и мелкой обрабатывающей промышленности но никак не крупной.
82306. Провозглашение Независимости Республики Казахстан. Государственные символы РК 29.88 KB
  Принятие 16 декабря 1991 года Конституционного Закона РК стало Днем независимости Казахстана и обретение республикой самостоятельности. Большинство жителей Казахстана поддержало кандидатуру Н. определил Казахстан как независимое правовое демократическое государство.
82307. Политические процессы в Казахстане в 30-е годы ХХ века 29.98 KB
  Были репрессированы и физически уничтожены основатели казахской литературы – С. Подверглись репрессиям основатель казахской лингвистики А. Жубанов основатель казахской исторической школы С. представителей казахской национальной интеллигенции.