15165

Фамусовская Москва

Доклад

Литература и библиотековедение

Фамусовская Москва Горе от ума величайшее произведение русской и мировой литературы которое занимает видное место в отечественной драматургии наряду с такими произведениями как Недоросль Фонвизина Ревизор и Женитьба Гоголя Маскарад Лермонтова. Уже с...

Русский

2013-06-10

13.83 KB

0 чел.

Фамусовская Москва

   "Горе от ума" - величайшее произведение русской и мировой литературы, которое занимает видное место в отечественной драматургии наряду с такими произведениями, как "Недоросль" Фонвизина, "Ревизор" и "Женитьба" Гоголя, "Маскарад" Лермонтова.

  Уже современники оценили всю мощь и значимость этого произведения. Наибольшую популярность комедия имела в кругах декабристов, которые использовали ее в пропагандистских и просветительских целях. Произведение освещает период времени, наступивший после Отечественной войны 1812 года, период формирования и роста тайных обществ, декабристского движения.

   В комедии рассмотрены важнейшие вопросы того времени. Автор не только затрагивает проблему крепостничества, русского просвещения и национальной культуры, но и показывает изменения, произошедшие в общественной жизни и деятельности декабристских кружков.

   В комедии отражена борьба двух эпох русской жизни- "века нынешнего" и "века минувшего". Так как произведение было написано с целью обличения существующих пороков, то в комедии выведены типичные представители старого московского барства, играющие заметную роль в общественной жизни. В пьесе немало лиц, каждое из которых дополняет картину представленного нам круга людей. Их интересы, нравы, порядки, идеалы очень похожи. Все московские дворяне панически боятся всего нового, каких-либо перемен. Для них хорошо лишь то, что уже устоялось, проверено опытом и жизнью. Они стремятся делать все, "как делали отцы", пусть это даже низко, пошло и безнравственно. Просто так положено: младшие слушают старших, так как в их лета "не должно сметь свое суждение иметь". Фамусов и все представители московского общества - ярые крепостники, не признающие в своих слугах людей. Для них что собачонка, что арапка-девка - все едино, не стоит ровным счетом ничего.

   Главное для московских бар - служба, вернее, продвижение по ней, карьеру устраивают всеми честными и бесчестными путями. Их не интересуют дела, все, что делается, делается для вида, да и обычай их таков: "Подписано, так с плеч долой".

   Большую роль в создании общественного мнения играют чины и "орденки", которые раздаются частенько не за заслуги перед Отечеством, а благодаря тому, что "есть многие каналы" для получения очередного чина или награды. В обществе московских бар царят кумовство и протекция. И впрямь, "ну как не порадеть родному человечку" при раздаче чинов и званий. Ярким примером тому - Загорецкий, который "защиту от суда нашел" в домах Москвы, где его терпят только ради приличия. Нет, человеку без связей не добиться "степеней известных", недаром Фамусов говорит: "При мне служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки", -- что в очередной раз доказывает, что вся власть и сила сосредоточены в одних руках, руках московского дворянства. Конечно, они не намерены выпускать ее, они будут ее преувеличивать и преумножать для своих детей, ведь "уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь".

   Грибоедов в лице Чацкого резко высмеивает просто нездоровую любовь московских дворян ко всему иностранному, стремление набирать "учителей полки числом поболее, ценою подешевле". Фамусова и его сородичей не интересует качество образования, которое получают их дети. Главное для них -- факт присутствия всяких мадам Розье и прочих гувернеров-иностранцев. А уж школы, лицеи и гимназии считают бесполезной тратой времени. Учение по книгам, по мнению Скалозуба, вовсе надо прекратить, а оставить их "так, для больших оказий". Их презрение к родному языку и национальной культуре проявляется в каждом действии. Уже то, что бытует "смешение языков французского с нижегородским", подтверждает это. А все культурные события проводятся "для затей".

   В комедии резко поставлен вопрос о крепостничестве. Считая крепостных своим имуществом, дворяне позволяют себе жестоко обходиться со своими слугами. Об этих возмутительных фактах повествует Чацкий в своих монологах.

   Изображая жизнь московского дворянства, Грибоедов подчеркивает их праздное времяпрепровождение, высмеивает бессмысленное и бесцельное прожигание жизни. Они все живут в своем мире, ничего не замечая вокруг и не желая знать никаких новшеств. Отгородившись от внешнего мира, они "разливаются в пирах и мотовстве". Нравственные ценности в обществе изменились. Все сводится лишь к богатству и личному благополучию.

   Таким образом, Грибоедов реалистически показал в своей комедии типичных представителей старой барской Москвы первой четверти XIX века, эпохи столкновения "века нынешнего" и "века минувшего".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15226. Ұлттық тіл 33.5 KB
  Ұлттық тіл ауызекі және жазбаша түрдегі ұлттық қарым қатынас құралы.Қазақ тілінің пайда болуы дамып жетілуі қазақ халқының ұлт болуымен тікелей байланысты. Адам өз ортасымен күнделікті түрлі қарым қатынаста болады.Сол арқылы тіршілік жасайдыбілімтәжірибе...
15227. Ахмет Байтұрсынов қазақ тілтану ғылымының атасы 60.5 KB
  Ахмет Байтұрсынов қазақ тілтану ғылымының атасы Кіріспе Өнер алды қызыл тіл деп мақалдап өткен қазақ ақындары жазушылары осы күнге дейін қазақ поэзиясында биік орын алады. Солардың бірі Ахмет Байтұрсынұлы. Өз заманының ағысына қарсы тұра білген қайраткер. Қаз
15228. Азаматтық қарым-қатынас құжаттары 111 KB
  Қазақ тіліндегі ресми іс қағаздары Азаматтық қарымқатынастарды реттейтін құжаттар. Оған төмендегідей құжаттар жатады: сенімхат кепілхат өтінім тапсырыс келісімшарт еңбек шарты шарт еңбек келісімі ҚОЛХАТ СЕ...
15229. Алфавит - рухани бірлік негізі 51 KB
  Иманғазы Нұрахмет филология ғылымдарының кандидаты АЛФАВИТ РУХАНИ БІРЛІК НЕГІЗІ Қазір қазақ халқының рухани дамуы бір жолайрықта тұрған сияқты. Руханиятымызға батыс мәдениетін үлгі етеміз бе Жоқ дәстүрлі ұлттық мәдениетімізді негіз етіп алып ...
15230. Аударматану терминдерінің когнитивтік-семантикалық құрылымы 291 KB
  Сонымен бірге лингвистикалық терминдерді қазақ тіл білімінің метатілі мәселелеріне қатысты тезаурустық сипатта қарастырған Е.Қ.Әбдірәсіловтің, терминдердің танымдық сипатын зерттеу нысаны еткен С.Ақаевтың зерттеулері терминология саласын зерттеудің жаңа деңгейін көрсетеді.
15231. ТЕРМИНТАНУДЫҢ ТАРИХЫ ТЕРЕҢДЕ 60 KB
  ТЕРМИНТАНУДЫҢ ТАРИХЫ ТЕРЕҢДЕ Жуырда терминтану саласында өнімді еңбек етіп жүрген белгілі тілтанушы ғалым филология ғылымдарының докторы профессор Шерубай Құрманбайұлының Алаш және терминтану Терминологиялық әдебиеттердің библиографиялық көрсеткіші ...
15232. Басқару-ұйымдастырушылық құжаттары 139.5 KB
  Қазақ тіліндегі ресми ісқағаздары Басқару ұйымдастыру өкім шығару қызметіне қатысты құжаттар. Оған төмендегідей құжаттар жатады үкім өкім Жарғы жарлық Ереже хабарлама ...
15233. Ғұрыптық фольклор лексикасы: идиоэтникалық 251.5 KB
  Қазақ тіл білімінде әсіресе соңғы жылдары көбірек көңіл бөліне бастаған антропоцентристік бағыттағы зерттеулердің нәтижесі этностың байырғы тұрмыс-тіршілігінің, қазіргі болмысы мен өткендегі өмір сүру тәжірибесінің, күнкөріс мәдениетінің, өзіндік ежелгі заттық және рухани құндылықтарының түрлі тілдік көріністері тек лексика мен фразеологияда ғана емес, ономасиологияда да
15234. Дискурс 46 KB
  Дискурс Дискурс ұғымы XX ғасырдың 70жылдарынан бастап философияда кеңінен қолданыла бастады. Тұңғыш болып дискурс ұғымын Ю. Хабермас өзінің Коммуникативтік компетенция теориясына дайындық атты еңбегінде қолданған болатын. Содан бері бұл термин батыстық философи...