15165

Фамусовская Москва

Доклад

Литература и библиотековедение

Фамусовская Москва Горе от ума величайшее произведение русской и мировой литературы которое занимает видное место в отечественной драматургии наряду с такими произведениями как Недоросль Фонвизина Ревизор и Женитьба Гоголя Маскарад Лермонтова. Уже с...

Русский

2013-06-10

13.83 KB

0 чел.

Фамусовская Москва

   "Горе от ума" - величайшее произведение русской и мировой литературы, которое занимает видное место в отечественной драматургии наряду с такими произведениями, как "Недоросль" Фонвизина, "Ревизор" и "Женитьба" Гоголя, "Маскарад" Лермонтова.

  Уже современники оценили всю мощь и значимость этого произведения. Наибольшую популярность комедия имела в кругах декабристов, которые использовали ее в пропагандистских и просветительских целях. Произведение освещает период времени, наступивший после Отечественной войны 1812 года, период формирования и роста тайных обществ, декабристского движения.

   В комедии рассмотрены важнейшие вопросы того времени. Автор не только затрагивает проблему крепостничества, русского просвещения и национальной культуры, но и показывает изменения, произошедшие в общественной жизни и деятельности декабристских кружков.

   В комедии отражена борьба двух эпох русской жизни- "века нынешнего" и "века минувшего". Так как произведение было написано с целью обличения существующих пороков, то в комедии выведены типичные представители старого московского барства, играющие заметную роль в общественной жизни. В пьесе немало лиц, каждое из которых дополняет картину представленного нам круга людей. Их интересы, нравы, порядки, идеалы очень похожи. Все московские дворяне панически боятся всего нового, каких-либо перемен. Для них хорошо лишь то, что уже устоялось, проверено опытом и жизнью. Они стремятся делать все, "как делали отцы", пусть это даже низко, пошло и безнравственно. Просто так положено: младшие слушают старших, так как в их лета "не должно сметь свое суждение иметь". Фамусов и все представители московского общества - ярые крепостники, не признающие в своих слугах людей. Для них что собачонка, что арапка-девка - все едино, не стоит ровным счетом ничего.

   Главное для московских бар - служба, вернее, продвижение по ней, карьеру устраивают всеми честными и бесчестными путями. Их не интересуют дела, все, что делается, делается для вида, да и обычай их таков: "Подписано, так с плеч долой".

   Большую роль в создании общественного мнения играют чины и "орденки", которые раздаются частенько не за заслуги перед Отечеством, а благодаря тому, что "есть многие каналы" для получения очередного чина или награды. В обществе московских бар царят кумовство и протекция. И впрямь, "ну как не порадеть родному человечку" при раздаче чинов и званий. Ярким примером тому - Загорецкий, который "защиту от суда нашел" в домах Москвы, где его терпят только ради приличия. Нет, человеку без связей не добиться "степеней известных", недаром Фамусов говорит: "При мне служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки", -- что в очередной раз доказывает, что вся власть и сила сосредоточены в одних руках, руках московского дворянства. Конечно, они не намерены выпускать ее, они будут ее преувеличивать и преумножать для своих детей, ведь "уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь".

   Грибоедов в лице Чацкого резко высмеивает просто нездоровую любовь московских дворян ко всему иностранному, стремление набирать "учителей полки числом поболее, ценою подешевле". Фамусова и его сородичей не интересует качество образования, которое получают их дети. Главное для них -- факт присутствия всяких мадам Розье и прочих гувернеров-иностранцев. А уж школы, лицеи и гимназии считают бесполезной тратой времени. Учение по книгам, по мнению Скалозуба, вовсе надо прекратить, а оставить их "так, для больших оказий". Их презрение к родному языку и национальной культуре проявляется в каждом действии. Уже то, что бытует "смешение языков французского с нижегородским", подтверждает это. А все культурные события проводятся "для затей".

   В комедии резко поставлен вопрос о крепостничестве. Считая крепостных своим имуществом, дворяне позволяют себе жестоко обходиться со своими слугами. Об этих возмутительных фактах повествует Чацкий в своих монологах.

   Изображая жизнь московского дворянства, Грибоедов подчеркивает их праздное времяпрепровождение, высмеивает бессмысленное и бесцельное прожигание жизни. Они все живут в своем мире, ничего не замечая вокруг и не желая знать никаких новшеств. Отгородившись от внешнего мира, они "разливаются в пирах и мотовстве". Нравственные ценности в обществе изменились. Все сводится лишь к богатству и личному благополучию.

   Таким образом, Грибоедов реалистически показал в своей комедии типичных представителей старой барской Москвы первой четверти XIX века, эпохи столкновения "века нынешнего" и "века минувшего".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32785. Определение ускорения свободного падения при помощи машины Атвуда 569.5 KB
  Северодвинске Факультет: № 4 Кафедра: № 12 Лабораторная работа Определение ускорения свободного падения при помощи машины Атвуда г. Северодвинск 2007 Лабораторная работа ФМ 11 Определение ускорения свободного падения при помощи машины Атвуда 1. Цель и метод: С помощью машины Атвуда исследовать законы кинематики и научиться экспериментально определять ускорение свободного падения. Законы свободного падения тел открыл итальянский физик Галилео Галилей 1564 ― 1642.
32786. Изучение законов колебания математического и физического маятников 251.5 KB
  Определить положение центра масс физического маятника. Отклонение маятника от положения равновесия будем характеризовать углом образованным нитью с вертикалью рис. При отклонении маятника от положения равновесия возникает вращательный момент силы тяжести равный по модулю произведению силы mg на её плечо = l sin : M = mgl sin где m масса; l длина маятника. 1 Напишем для маятника уравнение динамики вращательного движения обозначив угловое...
32787. Происхождение, сущность и социальные функции науки 15.93 KB
  Наука исторически сложившаяся форма духовнопрактического освоения мира направленная на познание и преобразование объективной действительности. Понятие наука имеет несколько аспектов: 1 система знаний 2 их духовное производство 3 практическая деятельность на их основе4 социальный институт. Этот аспект подчеркивает социальную сущность науки: наука как социальный институт представляет собой систему взаимосвязей между научными коллективами организациями членами научных сообществ а также систему норм и ценностей. Наука прошла...
32788. Особенности научного познания 14.79 KB
  Особенности научного познания. Цель научного познания открытие объективных законов природы общества мышления постижение сущности изучаемых явлений. Объективность адекватное отражение действительности не зависящее от субъекта познания. Наличие методологии познания.
32789. Уровни и методы научного познания 14.54 KB
  Уровни и методы научного познания. В научном познании используются разнообразные методы. Метод греч. Учение о методах методология ее предметом является обоснование методов исследование их эффективности особенностей применения в различных областях знания.
32790. Диалектика, её исторические формы. Диалектика и метафизика 15.42 KB
  Диалектика и метафизика. диалектика это учение о всеобщих связях и закономерностях развития природы общества и мышления а также основанный на этом учении метод познания. Диалектика как теория и метод познания в своем историческом развитии прошла несколько этапов. Наивная или стихийная диалектика античности.
32791. Общее понятие о философии. Исторические основания возникновения философии. Дофилософские мировоззренческие системы и их роль в формировании философии 15.71 KB
  Философия зародилась около 25 тыс. Термин философия был введен Пифагором и дословно означал любовь к мудрости phileo любовь sophi мудрость. Философия все больше превращалась в обобщенную систему знаний о мире задачей которой являлось дать ответы на наиболее общие глубинные вопросы о природе обществе человеке. Философия это форма духовной деятельности человека форма общественного сознания направленная на осмысление коренных мировоззренческих вопросов.
32792. Спецефика филосовского знания. Соотношение философии и частных наук. Взаимосвязь философии и медецины 15.26 KB
  Соотношение философии и частных наук. Взаимосвязь философии и медецины. С выделением отдельных наук в самостоятельные области знаний возникает вопрос о соотношении философии и частных наук под частными науками понимаются те которые изучают отдельные области реальности. Роль философии представители данного направления сводят к логическому анализу научного языка; 3антисциентизм ограничивает роль науки решением узко практических задач.
32793. Основной вопрос философии и его 2 стороны. Исторические формы материализма и идеализма 16.65 KB
  Основной вопрос философии и его 2 стороны. Центральная мировоззренческая проблема об отношении человека к миру конкретизируется в философии как вопрос об отношении мышления к бытию об отношении идеального и материального. Этот вопрос является основным вопросом философии т. Крупнейший представитель немецкой классической философии И.