15165

Фамусовская Москва

Доклад

Литература и библиотековедение

Фамусовская Москва Горе от ума величайшее произведение русской и мировой литературы которое занимает видное место в отечественной драматургии наряду с такими произведениями как Недоросль Фонвизина Ревизор и Женитьба Гоголя Маскарад Лермонтова. Уже с...

Русский

2013-06-10

13.83 KB

0 чел.

Фамусовская Москва

   "Горе от ума" - величайшее произведение русской и мировой литературы, которое занимает видное место в отечественной драматургии наряду с такими произведениями, как "Недоросль" Фонвизина, "Ревизор" и "Женитьба" Гоголя, "Маскарад" Лермонтова.

  Уже современники оценили всю мощь и значимость этого произведения. Наибольшую популярность комедия имела в кругах декабристов, которые использовали ее в пропагандистских и просветительских целях. Произведение освещает период времени, наступивший после Отечественной войны 1812 года, период формирования и роста тайных обществ, декабристского движения.

   В комедии рассмотрены важнейшие вопросы того времени. Автор не только затрагивает проблему крепостничества, русского просвещения и национальной культуры, но и показывает изменения, произошедшие в общественной жизни и деятельности декабристских кружков.

   В комедии отражена борьба двух эпох русской жизни- "века нынешнего" и "века минувшего". Так как произведение было написано с целью обличения существующих пороков, то в комедии выведены типичные представители старого московского барства, играющие заметную роль в общественной жизни. В пьесе немало лиц, каждое из которых дополняет картину представленного нам круга людей. Их интересы, нравы, порядки, идеалы очень похожи. Все московские дворяне панически боятся всего нового, каких-либо перемен. Для них хорошо лишь то, что уже устоялось, проверено опытом и жизнью. Они стремятся делать все, "как делали отцы", пусть это даже низко, пошло и безнравственно. Просто так положено: младшие слушают старших, так как в их лета "не должно сметь свое суждение иметь". Фамусов и все представители московского общества - ярые крепостники, не признающие в своих слугах людей. Для них что собачонка, что арапка-девка - все едино, не стоит ровным счетом ничего.

   Главное для московских бар - служба, вернее, продвижение по ней, карьеру устраивают всеми честными и бесчестными путями. Их не интересуют дела, все, что делается, делается для вида, да и обычай их таков: "Подписано, так с плеч долой".

   Большую роль в создании общественного мнения играют чины и "орденки", которые раздаются частенько не за заслуги перед Отечеством, а благодаря тому, что "есть многие каналы" для получения очередного чина или награды. В обществе московских бар царят кумовство и протекция. И впрямь, "ну как не порадеть родному человечку" при раздаче чинов и званий. Ярким примером тому - Загорецкий, который "защиту от суда нашел" в домах Москвы, где его терпят только ради приличия. Нет, человеку без связей не добиться "степеней известных", недаром Фамусов говорит: "При мне служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки", -- что в очередной раз доказывает, что вся власть и сила сосредоточены в одних руках, руках московского дворянства. Конечно, они не намерены выпускать ее, они будут ее преувеличивать и преумножать для своих детей, ведь "уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь".

   Грибоедов в лице Чацкого резко высмеивает просто нездоровую любовь московских дворян ко всему иностранному, стремление набирать "учителей полки числом поболее, ценою подешевле". Фамусова и его сородичей не интересует качество образования, которое получают их дети. Главное для них -- факт присутствия всяких мадам Розье и прочих гувернеров-иностранцев. А уж школы, лицеи и гимназии считают бесполезной тратой времени. Учение по книгам, по мнению Скалозуба, вовсе надо прекратить, а оставить их "так, для больших оказий". Их презрение к родному языку и национальной культуре проявляется в каждом действии. Уже то, что бытует "смешение языков французского с нижегородским", подтверждает это. А все культурные события проводятся "для затей".

   В комедии резко поставлен вопрос о крепостничестве. Считая крепостных своим имуществом, дворяне позволяют себе жестоко обходиться со своими слугами. Об этих возмутительных фактах повествует Чацкий в своих монологах.

   Изображая жизнь московского дворянства, Грибоедов подчеркивает их праздное времяпрепровождение, высмеивает бессмысленное и бесцельное прожигание жизни. Они все живут в своем мире, ничего не замечая вокруг и не желая знать никаких новшеств. Отгородившись от внешнего мира, они "разливаются в пирах и мотовстве". Нравственные ценности в обществе изменились. Все сводится лишь к богатству и личному благополучию.

   Таким образом, Грибоедов реалистически показал в своей комедии типичных представителей старой барской Москвы первой четверти XIX века, эпохи столкновения "века нынешнего" и "века минувшего".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17184. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 25 KB
  Тема 2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ Статистическая информация Слово информация в переводе с латинского языка означает осведомленность давать сведения о чемлибо. Статистическая информациястатистические данные первичный статистический материал формирующи...
17185. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 384.82 KB
  ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ УЧЕБНИК под редакцией Действительного члена международной Академии информатизации доктора экономических наук профессора Ильенковой С. Д. Москва 1997 Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред.
17186. Капитализм, социализм и демократия 968.59 KB
  Йозеф Шумпетер. Капитализм социализм и демократия Часть первая. МАРКСИСТСКАЯ ДОКТРИНА Пролог Глава I. Маркс пророк Глава II. Маркс социолог Глава III. Маркс экономист Глава IV. Маркс учитель Часть вторая. МОЖЕТ ЛИ КАПИТАЛИЗМ ВЫЖИТЬ П...
17187. Кожные и венерические болезни 600.43 KB
  Кожные и венерические болезни Иванов О.Л. Глава I ИСТОРИЯ ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ Кожные и венерические болезни относятся к древнейшей патологии рода человеческого и сопутствуют всем этапам его развития приобретая иногда характер своеобразных эпидемий. Первые ...
17188. ТРИАДОЛОГИЯ Л.П.КАРСАВИНА НА МАТЕРИАЛЕ ТРАКТАТА «О ЛИЧНОСТИ» 58.08 KB
  К.А. Махлак ТРИАДОЛОГИЯ Л.П.КАРСАВИНА НА МАТЕРИАЛЕ ТРАКТАТА О ЛИЧНОСТИ Говоря о триадологии мы в нашем контексте с самого начала должны различать два момента.. Прежде всего есть триадология как отдел святоотеческого богословия триадология учение о Православной...
17189. КРИТИКА ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА ИСТОРИИ В ИСТОРИОСОФИИ Л.П. КАРСАВИНА 143.53 KB
  Т.А. Туровцев КРИТИКА ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА ИСТОРИИ В ИСТОРИОСОФИИ Л.П. КАРСАВИНА Представляется что одной из существенных методологических ошибок русской религиознофилософской мысли оказывается неразличение понятий. Это может касаться как исходно заяв
17190. ЛАТИНСКИЕ ТРАКТАТЫ 179.09 KB
  Майстер Экхарт ЛАТИНСКИЕ ТРАКТАТЫ Перевод В.В. Можаровского фрагментов из 3 х трактатов Вступление Здесь представлен перевод наиболее важных в догматическом отношении фрагментов из Латинских трактатов Майстера Экхарта. Тексты размещены по трем основным раз
17191. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МЫСЛЬ И РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 249.45 KB
  П.А. Сапронов ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МЫСЛЬ И РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Ввиду промежуточности недовершенности и неопределенности феномена русской религиознофилософской мысли ее отношение к западной философии никогда не было отношением части и целого. В еще меньшей степени б
17192. Отношение к философии и богословию в святоотеческой традиции 42.51 KB
  Отношение к философии и богословию в святоотеческой традиции. Вопрос об отношении между философией и богословием между верой и разумом достаточно старый и решался он в зависимости от культурной и исторической ситуации поразному. Для нас важно что в полемике по этом