1522

Патриархально-патерналистская концепция государства Конфуция

Доклад

Логика и философия

Социально-политические представления древневосточных обществ. Конфуцианское решение проблемы. Самая краткая формулировка учения Конфуция. Изначальное значение понятия порядок (ли) как нормы конкретных отношений, действий, прав и обязанностей в эпоху династии Западных Чжоу.

Русский

2013-01-06

32.92 KB

10 чел.

Патриархально-патерналистская концепция государства Конфуция

В 3 - 2-м тыс. до н. э. в дельтах великих рек (Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Хуанхэ) возникают мощные государственные образования - Египет, Шумер и Аккад, Вавилон и Ассирия, древнеиндийские и древнекитайские государства. Необходимость постоянной организации сложного ирригационного хозяйства обусловила развитие этих обществ по пути жесткой государственной централизации, что привело к созданию политических структур деспотического типа. Деспотизм (от греч. деспот - господин, владыка) - абсолютная и беззаконная власть, произвол, самоуправство, самодурство. Основными их особенностями являются: административно-командное управление обществом посредством мощного бюрократического аппарата; поглощение государством собственности и хозяйственных функций низовых единиц; централизованная редистрибуция (перераспределение) аккумулируемых государством ресурсов.

Социально-политические представления древневосточных обществ носят преимущественно религиозно-мифологический характер, подчеркивающий божественное (небесное и надчеловеческое) происхождение существующих отношений власти и порядка. Мифологическая традиция санкционирует соответствующий наличный порядок, она является как бы идеологической основой его существования, «теоретическим» оправданием вечной необходимости его неизменного сохранения.

Собственно политические теории (и политические интерпретации) феномена централизованного агродеспотического государства, носящие принципиально новый (рационалистический и демифологический) вид, были созданы, пожалуй, в рамках только китайской общественной мысли. Древнекитайские философы сразу нащупали основной нервный узел существования азиатского деспотизма - деление общества на тех, кто работает, и тех, кто управляет, - и выносят эту проблему в центр своих размышлений. Вопросом вопросов для китайских мыслителей становится проблема эффективного управления и оптимального администрирования, стабилизирующего имманентно конфликтную конфигурацию социальной структуры агродеспотического общества. Ими же было предложено несколько вариантов решения этой проблемы, среди которых можно выделить два базовых (заложивших фундамент политической культуры китайской цивилизации) и два побочных варианта, оказавших дополнительное, но не основное влияние на китайскую политическую теорию и практику. К первым двум следует отнести политические концепции конфуцианства и легизма, а к двум другим - доктрины моизма и даосизма.

Конфуцианское решение проблемы состоит в разработке патриархально-патерналистской версии деспотического государства. Основатель самого влиятельного направления китайской мысли Конфуций (551–479 гг. до н. э.). Конфуций родился на склоне грязевой горы на востоке Китая в княжестве Лу. Семья принадлежала к старинному аристократическому роду, к тому времени почти разорившемуся. Отец Конфуция Шулян Хэ правил в Лу уездом Цзоу, ко времени рождения мудреца ему было 70 лет. В три года Конфуций остался без отца, в 17 лет остался без матери. В семье к тому времени было девять дочерей и мальчик-калека. Конфуций имел высокий рост (191 см) и грузное телосложение, голова была «бугром». В 19 лет женился. Имя, данное при рождении, у него было Кун Цю. Стараниями его поклонников имя Кун Цю мало-помалу сменилось почетным прозвищем Кун Фу-цзы, что означает Почетный Учитель Кун. А много веков спустя в 18-м веке миссионеры-иезуиты, приехавшие в Китай и там ознакомившиеся с его учением, сделали китайского мудреца достоянием и европейской культуры, латинизировав его имя - Конфуций.

Конфуций не выступал со своими собственными учениями. Конфуций сам о себе говорил: «Излагаю старое и не создаю нового». Но собрал, прокомментировал и пересказал 5 классических произведений Древнего Китая. Их основное содержание составляет 5 простых и великих добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы и являющиеся важнейшими условиями разумного порядка в совместной жизни людей:

  1.  Мудрость;
  2.  Гуманность;
  3.  Верность;
  4.  Почитание старших;
  5.  Мужество.

Эти добродетели в определенной мере и определенных границах должны быть признаны. Практически это означает добросовестность и глубокое уважение к себе и к другим, на что действительно способны лишь избранные и полноценные люди. В то же время простое нагромождение законов не может быть признано. Исправление имен» должно теоретически помогать практическому самосознанию, для того, чтобы могло возникнуть общественное устройство, основанное на разуме и дающее индивиду возможность не только заниматься самоусовершенствованием, но и выполнять свое назначение в действиях для всех.

Самая краткая формулировка учения Конфуция содержится в его ответе Цзин-чуну (царю государства Ци) на его вопрос, как управлять государством. Конфуций сказал: «Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном».

Конфуций считал, что стабильности и эффективности бюрократического направления можно достичь лишь в том случае, если построить его на принципах патриархально-клановой формы подчинения - по старшинству в семье. Государство у Конфуция выступает как одна большая семья, где власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям: народ («простые люди»), как и младшие в семье, должны подчиняться старшим, а последние в свою очередь, обязаны заботиться и опекать младших членов государственной «большой семьи». Соотношение между правителем и народом по Конфуцию таково: император - всадник, чиновники и законы - «узда» и «вожжи», народ - лошадь. Чтобы хорошо управлять лошадьми, нужно правильно их взнуздать, нужно правильно держать вожжи и стимул, следует соразмерить силы лошадей и наблюдать за согласованным бегом последних; при этих условиях правителю можно не издавать ни одного звука, вовсе не хлопать вожжами и не подстрекать стимулом - лошади сами собой побегут.

Мысли Конфуция сохранились в форме его бесед с учениками. Записи изречений Конфуция и его учеников в книге «Беседы и суждения» (Лунь юй) являются наиболее надежным источником для исследования его воззрений. Конфуций, обеспокоенный разложением общества, сосредотачивает внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу. В его социальной этике личность является личностью не «для себя», но для общества. Этика Конфуция понимает человека в связи с его социальной функцией, а воспитание - это подведение человека к надлежащему исполнению этой функции. Такой подход имел большое значение для политического и социально-экономического упорядочения жизни в аграрном Китае, однако он вел к редукции индивидуальной жизни, к определенному социальному положению и деятельности. Индивид был функцией в социальном организме общества.

Изначальное значение понятия порядок (ли) как нормы конкретных отношений, действий, прав и обязанностей в эпоху династии Западных Чжоу Конфуций поднимает до уровня образцовой идеи. Порядок у него устанавливается благодаря идеальной всеобщности, отношению человека к природе и, в частности, отношения между людьми. Порядок выступает как этическая категория, включающая также правила внешнего поведения - этикет. Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей. «Если благородный муж (цзюнь цзы) точен и не растрачивает времени, если он вежлив к другим и не нарушает порядок, то люди между четырьмя морями являются его братьями». Порядок наполняется добродетелью (дэ): «О Цзы-чане говорил учитель, что он имеет четыре из добродетелей, принадлежащих благородному мужу. В частности поведения он вежлив, на службе - точен, человечен и справедлив к людям».

Такое исполнение функций на основе порядка с необходимостью приводит к появлению человечности (жэнь). Человечность - основное из требований, предъявляемых к человеку. Человеческое существование является настолько социальным, что оно не может обойтись без следующих регуляторов:

  1.  помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь;
  2.  чего не желаешь себе, того не делай другим.

Люди различаются в зависимости от семейного, а затем социального положения. Из семейных патриархальных отношений Конфуций выводит принцип сыновей и братской добродетели (сяо ти). Социальные отношения являются параллелью отношений семейных.

Квинтэссенция политической философии Конфуция заключена в тезисе «руководить народом с помощью добродетели и вносить в народ порядок с помощью правил поведения». «Хорошее» политическое администрирование должно строиться, по Конфуцию, на этических нормативах внутрикланового патернализма. Принципиальная однотипность строения клановых структур и структур «восточного» государства дает возможность эффективного, результативного внедрения в ткань последнего апробированных и отшлифованных в течение веков принципов «семейного» управления. Конфуций предлагает строить отношения внутри государства на основе ненасильственных принципов добродетели (среди которых ключевое место занимает человеколюбие); эти приемы формализуются им через систему «правил поведения» - норм и ритуалов ли. Глубинный смысл правил ли заключается прежде всего во всеобъемлющей функции социального контроля и повседневного строгого регулирования поведения. Только механизм власти, действующий на основе правил ли, обеспечивает стабильность социальной структуры общества и успешное управление им.

Для соблюдения субординации и порядка Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности. Справедливость и исправность не связаны с онтологическим пониманием истины, чем Конфуций специально не занимался. Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Исправное поведение - это поведение с соблюдением порядка и человечности, ибо «благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно». Таков путь (дао) образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым должно быть вверено управление обществом.

Политическую «сверхзадачу» конфуцианства - постоянное воспроизведение механического подчинения народа и иерархической централизации - четко определил другой великий конфуцианец Мэн-цзы (372–279 гг. до н. э.). «Одни напрягают свой ум, другие напрягают мускулы. Те, кто напрягает свой ум, управляют людьми. А те, кто напрягает свои мускулы, управляемы другими людьми. Управляемые содержат тех, кто ими управляет. А те, кто управляет людьми, содержатся теми, кем они управляют. Таков всеобщий закон в Поднебесной» (Мэн-цзы. Глава 3. Часть 1). Народ - это дети, которые нуждаются в опеке старших, в неустанной заботе со стороны тех, кто призван ими управлять, думать и заботиться о них; благо народа - высшая цель деятельности политической администрации.

В концепции Мэн-цзы последовательно проводится выдвинутый Конфуцием принцип сыновей и братской добродетели (сяо ти). К иерархии пяти связей в этом принципе Мэн-цзы относит также правителя, который должен быть знающим, мудрым и обладать моральной силой (дэ). Для его власти характерен принцип человечности (жэнь чжэн). Если же правитель игнорирует этот принцип, а личную власть, исходящей от знания, заменяет тиранией (ба), народ имеет право его свергнуть. Эта политическая программа тесно связана также с принадлежностью человека к миру, обращенному к небу (тянь). Небо Мэн-цзы понимает как идеальную силу, наделяющую человека существованием и социальной функцией (значит, и властью). Человек существует благодаря небу, и поэтому является его частью, так же как и природа. Различие между тянь, которое сообщает человеку природу его существования, и человеком может быть преодолено культивирование, совершенствованием этой природы до чистой формы.

Политическая философия конфуцианства - умеренно-консервативная «мягкая» версия «опекающего» деспотизма. По своей сути она направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества с помощью гипертрофированной роли традиционных правил поведения, установлений церемониала ли в качестве важнейшей и самой эффективной дисциплинирующей и стабилизирующей основы общества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52442. Cities. Towns. Villages. Sightseeings 32 KB
  Завдання: 1 контроль навичок аудіювання читання письма та усного мовлення; 2 навчити учнів використовувати набуті знання вміння та навички в писемній та усній мові; 3 виховувати в учнів інтерес до цікавих визначних місць світу. Основна частина уроку: Контроль навичок письма і засвоєння тематичної лексики: Now children we’ll check up your knowledge of themticl vocbulry. Dicttion trnsltion: напрямок територія мальовничий архітектура визначний краєвид маршрут навколишній довідкове бюро річкова гавань nd now 2 numbers turn...
52443. Подорож. Опис міста. Подорож по місту 42.5 KB
  Children, when people want travel they need a lot of information: they way of traveling, the things they have to take with them, some information about country they want to go to. That’s why we shall speak about it.
52444. Місто моєї мрії 50 KB
  Well done Some people cll “home†flt or house where they live others men ntive city. Tody we hve the finl lesson on the topic “CITY†we will try to show our guests everything we hve lredy lernt. nd some minutes before the end of the lesson you will work in groups nd mke group projects “THE CITY OF MY DREMâ€. Now look t the poster nd tell me wht plces cn we see in ny town or city hospitl bnk n institute school shop stdium museum thetre cinem etc b LISTENING Now listen to the text nd guess wht cities...
52448. Laughter and Humour in Our Life 47.5 KB
  Objectives: Revise the key words of the unit “Lughterâ€; To discuss the helth nd socil benefits of humour nd lughter; Develop listening nd speking skills; Give presenttions bout some British or mericn Comedins; Listen to rdio interview nd do Multiple choice nd True or Flse sttement tests; Develop the students’ sense of humour. The theme of our tody’s lesson is:†Lughter nd Humour in Our Lifeâ€. We re going to figure out the helth nd socil benefits of humour nd lughter hve tlk bout some British nd mericn comedins develop our sense of...
52449. ПРОГРАМНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ПЕОМ. Завантаження операційної системи Windows. Робота в середовищі Windows 175 KB
  МАТЕРІАЛИ МЕТОДИЧНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ВІДКРИТОГО ПРАКТИЧНОГО ЗАНЯТТЯ № 11 З ПРЕДМЕТУ: КОМП′ЮТЕРНА ТЕХНІКА ПО ТЕМІ:ПРОГРАМНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ПЕОМ. УКЛАДАЧ: ВИКЛАДАЧ ПРЕДМЕТУ ІНФОРМАТИКА ТА КОМП′ЮТЕРНА ТЕХНІКА ФЕДІЙ О.Актуальність теми: Бурхливий розвиток інформатизації суспільства впровадження нових комп′ютерних технологій навчання масове застосування...
52450. Использование компьютерных технологий в исследовательской деятельности 29 KB
  Исследовательские работы учащихся в наши дни часто опираются на возможности которые даёт компьютер. Подчас использование компьютерных технологий сводится к представлению результатов исследования ребёнок создаёт презентацию своей работы. На самом деле презентация это самый последний этап работы и самый сложный из всех. Сложный этап определение целей и постановка задач исследовательской работы.