1522

Патриархально-патерналистская концепция государства Конфуция

Доклад

Логика и философия

Социально-политические представления древневосточных обществ. Конфуцианское решение проблемы. Самая краткая формулировка учения Конфуция. Изначальное значение понятия порядок (ли) как нормы конкретных отношений, действий, прав и обязанностей в эпоху династии Западных Чжоу.

Русский

2013-01-06

32.92 KB

10 чел.

Патриархально-патерналистская концепция государства Конфуция

В 3 - 2-м тыс. до н. э. в дельтах великих рек (Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Хуанхэ) возникают мощные государственные образования - Египет, Шумер и Аккад, Вавилон и Ассирия, древнеиндийские и древнекитайские государства. Необходимость постоянной организации сложного ирригационного хозяйства обусловила развитие этих обществ по пути жесткой государственной централизации, что привело к созданию политических структур деспотического типа. Деспотизм (от греч. деспот - господин, владыка) - абсолютная и беззаконная власть, произвол, самоуправство, самодурство. Основными их особенностями являются: административно-командное управление обществом посредством мощного бюрократического аппарата; поглощение государством собственности и хозяйственных функций низовых единиц; централизованная редистрибуция (перераспределение) аккумулируемых государством ресурсов.

Социально-политические представления древневосточных обществ носят преимущественно религиозно-мифологический характер, подчеркивающий божественное (небесное и надчеловеческое) происхождение существующих отношений власти и порядка. Мифологическая традиция санкционирует соответствующий наличный порядок, она является как бы идеологической основой его существования, «теоретическим» оправданием вечной необходимости его неизменного сохранения.

Собственно политические теории (и политические интерпретации) феномена централизованного агродеспотического государства, носящие принципиально новый (рационалистический и демифологический) вид, были созданы, пожалуй, в рамках только китайской общественной мысли. Древнекитайские философы сразу нащупали основной нервный узел существования азиатского деспотизма - деление общества на тех, кто работает, и тех, кто управляет, - и выносят эту проблему в центр своих размышлений. Вопросом вопросов для китайских мыслителей становится проблема эффективного управления и оптимального администрирования, стабилизирующего имманентно конфликтную конфигурацию социальной структуры агродеспотического общества. Ими же было предложено несколько вариантов решения этой проблемы, среди которых можно выделить два базовых (заложивших фундамент политической культуры китайской цивилизации) и два побочных варианта, оказавших дополнительное, но не основное влияние на китайскую политическую теорию и практику. К первым двум следует отнести политические концепции конфуцианства и легизма, а к двум другим - доктрины моизма и даосизма.

Конфуцианское решение проблемы состоит в разработке патриархально-патерналистской версии деспотического государства. Основатель самого влиятельного направления китайской мысли Конфуций (551–479 гг. до н. э.). Конфуций родился на склоне грязевой горы на востоке Китая в княжестве Лу. Семья принадлежала к старинному аристократическому роду, к тому времени почти разорившемуся. Отец Конфуция Шулян Хэ правил в Лу уездом Цзоу, ко времени рождения мудреца ему было 70 лет. В три года Конфуций остался без отца, в 17 лет остался без матери. В семье к тому времени было девять дочерей и мальчик-калека. Конфуций имел высокий рост (191 см) и грузное телосложение, голова была «бугром». В 19 лет женился. Имя, данное при рождении, у него было Кун Цю. Стараниями его поклонников имя Кун Цю мало-помалу сменилось почетным прозвищем Кун Фу-цзы, что означает Почетный Учитель Кун. А много веков спустя в 18-м веке миссионеры-иезуиты, приехавшие в Китай и там ознакомившиеся с его учением, сделали китайского мудреца достоянием и европейской культуры, латинизировав его имя - Конфуций.

Конфуций не выступал со своими собственными учениями. Конфуций сам о себе говорил: «Излагаю старое и не создаю нового». Но собрал, прокомментировал и пересказал 5 классических произведений Древнего Китая. Их основное содержание составляет 5 простых и великих добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы и являющиеся важнейшими условиями разумного порядка в совместной жизни людей:

  1.  Мудрость;
  2.  Гуманность;
  3.  Верность;
  4.  Почитание старших;
  5.  Мужество.

Эти добродетели в определенной мере и определенных границах должны быть признаны. Практически это означает добросовестность и глубокое уважение к себе и к другим, на что действительно способны лишь избранные и полноценные люди. В то же время простое нагромождение законов не может быть признано. Исправление имен» должно теоретически помогать практическому самосознанию, для того, чтобы могло возникнуть общественное устройство, основанное на разуме и дающее индивиду возможность не только заниматься самоусовершенствованием, но и выполнять свое назначение в действиях для всех.

Самая краткая формулировка учения Конфуция содержится в его ответе Цзин-чуну (царю государства Ци) на его вопрос, как управлять государством. Конфуций сказал: «Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном».

Конфуций считал, что стабильности и эффективности бюрократического направления можно достичь лишь в том случае, если построить его на принципах патриархально-клановой формы подчинения - по старшинству в семье. Государство у Конфуция выступает как одна большая семья, где власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям: народ («простые люди»), как и младшие в семье, должны подчиняться старшим, а последние в свою очередь, обязаны заботиться и опекать младших членов государственной «большой семьи». Соотношение между правителем и народом по Конфуцию таково: император - всадник, чиновники и законы - «узда» и «вожжи», народ - лошадь. Чтобы хорошо управлять лошадьми, нужно правильно их взнуздать, нужно правильно держать вожжи и стимул, следует соразмерить силы лошадей и наблюдать за согласованным бегом последних; при этих условиях правителю можно не издавать ни одного звука, вовсе не хлопать вожжами и не подстрекать стимулом - лошади сами собой побегут.

Мысли Конфуция сохранились в форме его бесед с учениками. Записи изречений Конфуция и его учеников в книге «Беседы и суждения» (Лунь юй) являются наиболее надежным источником для исследования его воззрений. Конфуций, обеспокоенный разложением общества, сосредотачивает внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу. В его социальной этике личность является личностью не «для себя», но для общества. Этика Конфуция понимает человека в связи с его социальной функцией, а воспитание - это подведение человека к надлежащему исполнению этой функции. Такой подход имел большое значение для политического и социально-экономического упорядочения жизни в аграрном Китае, однако он вел к редукции индивидуальной жизни, к определенному социальному положению и деятельности. Индивид был функцией в социальном организме общества.

Изначальное значение понятия порядок (ли) как нормы конкретных отношений, действий, прав и обязанностей в эпоху династии Западных Чжоу Конфуций поднимает до уровня образцовой идеи. Порядок у него устанавливается благодаря идеальной всеобщности, отношению человека к природе и, в частности, отношения между людьми. Порядок выступает как этическая категория, включающая также правила внешнего поведения - этикет. Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей. «Если благородный муж (цзюнь цзы) точен и не растрачивает времени, если он вежлив к другим и не нарушает порядок, то люди между четырьмя морями являются его братьями». Порядок наполняется добродетелью (дэ): «О Цзы-чане говорил учитель, что он имеет четыре из добродетелей, принадлежащих благородному мужу. В частности поведения он вежлив, на службе - точен, человечен и справедлив к людям».

Такое исполнение функций на основе порядка с необходимостью приводит к появлению человечности (жэнь). Человечность - основное из требований, предъявляемых к человеку. Человеческое существование является настолько социальным, что оно не может обойтись без следующих регуляторов:

  1.  помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь;
  2.  чего не желаешь себе, того не делай другим.

Люди различаются в зависимости от семейного, а затем социального положения. Из семейных патриархальных отношений Конфуций выводит принцип сыновей и братской добродетели (сяо ти). Социальные отношения являются параллелью отношений семейных.

Квинтэссенция политической философии Конфуция заключена в тезисе «руководить народом с помощью добродетели и вносить в народ порядок с помощью правил поведения». «Хорошее» политическое администрирование должно строиться, по Конфуцию, на этических нормативах внутрикланового патернализма. Принципиальная однотипность строения клановых структур и структур «восточного» государства дает возможность эффективного, результативного внедрения в ткань последнего апробированных и отшлифованных в течение веков принципов «семейного» управления. Конфуций предлагает строить отношения внутри государства на основе ненасильственных принципов добродетели (среди которых ключевое место занимает человеколюбие); эти приемы формализуются им через систему «правил поведения» - норм и ритуалов ли. Глубинный смысл правил ли заключается прежде всего во всеобъемлющей функции социального контроля и повседневного строгого регулирования поведения. Только механизм власти, действующий на основе правил ли, обеспечивает стабильность социальной структуры общества и успешное управление им.

Для соблюдения субординации и порядка Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности. Справедливость и исправность не связаны с онтологическим пониманием истины, чем Конфуций специально не занимался. Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Исправное поведение - это поведение с соблюдением порядка и человечности, ибо «благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно». Таков путь (дао) образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым должно быть вверено управление обществом.

Политическую «сверхзадачу» конфуцианства - постоянное воспроизведение механического подчинения народа и иерархической централизации - четко определил другой великий конфуцианец Мэн-цзы (372–279 гг. до н. э.). «Одни напрягают свой ум, другие напрягают мускулы. Те, кто напрягает свой ум, управляют людьми. А те, кто напрягает свои мускулы, управляемы другими людьми. Управляемые содержат тех, кто ими управляет. А те, кто управляет людьми, содержатся теми, кем они управляют. Таков всеобщий закон в Поднебесной» (Мэн-цзы. Глава 3. Часть 1). Народ - это дети, которые нуждаются в опеке старших, в неустанной заботе со стороны тех, кто призван ими управлять, думать и заботиться о них; благо народа - высшая цель деятельности политической администрации.

В концепции Мэн-цзы последовательно проводится выдвинутый Конфуцием принцип сыновей и братской добродетели (сяо ти). К иерархии пяти связей в этом принципе Мэн-цзы относит также правителя, который должен быть знающим, мудрым и обладать моральной силой (дэ). Для его власти характерен принцип человечности (жэнь чжэн). Если же правитель игнорирует этот принцип, а личную власть, исходящей от знания, заменяет тиранией (ба), народ имеет право его свергнуть. Эта политическая программа тесно связана также с принадлежностью человека к миру, обращенному к небу (тянь). Небо Мэн-цзы понимает как идеальную силу, наделяющую человека существованием и социальной функцией (значит, и властью). Человек существует благодаря небу, и поэтому является его частью, так же как и природа. Различие между тянь, которое сообщает человеку природу его существования, и человеком может быть преодолено культивирование, совершенствованием этой природы до чистой формы.

Политическая философия конфуцианства - умеренно-консервативная «мягкая» версия «опекающего» деспотизма. По своей сути она направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества с помощью гипертрофированной роли традиционных правил поведения, установлений церемониала ли в качестве важнейшей и самой эффективной дисциплинирующей и стабилизирующей основы общества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52714. Розв’язування завдань з параметрами – напрямок розвитку творчого математичного мислення учнів 220 KB
  Декілька прикладів розвязування задач з параметрами. В якості змістовної основи для побудови системи вправ розвивального характеру можна запропонувати завдання з параметрами. Це дозволяє розглядати задачі з параметрами як змістовний матеріал для повноцінної математичної діяльності.
52716. СНІД – СТРАШНИЙ СУПУТНИК ЛЮДСТВА 76.5 KB
  Мета: формувати в учнів інтерес до існування глобальних проблем людства; формувати навички здорового способу життя; розвивати зацікавленість до творчо-пошукової роботи; виховувати почуття небайдужості, добра та співчуття.
52717. ФОРМУВАННЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧНІВ ЗАСОБАМИ ІННОВАЦІЙНИХ ТЕХНОЛОГІЙ 48.5 KB
  Цілі та завдання технології: Формування пізнавального інтересу в учнів та розуміння мети вивчення даної теми; Розвиток внутрішньої мотивації до цілеспрямованого навчання; Підтримування пізнавальної активності учнів; Спонукання учнів до порівняння отриманої інформації з особистим досвідом і на її грунті формування аналітичного судження; Розвиток критичного способу мислення. ТЕХНОЛОГІЯ ІНТЕРАКТИВНОГО НАВЧАННЯ Наприкінці ХХ століття інтерактивні технології набули поширення в теорії та практиці американської...
52718. Обійняти безмежне. Презентація як метод навчання 85.5 KB
  А хто може зразу не замислюючись пояснити що ж це таке Де можна застосувати презентацію Чи можна самому навчитися створювати презентації Чи взагалі це так необхідно А може простіше працювати як раніше не застосовуючи новітніх технологій і компютерної техніки Для того щоб розібратись в усіх цих питаннях щоб зясувати всі можливі переваги і недоліки використання презентацій в роботі і написана ця робота. Презентація спосіб представлення інформації інформаційний або рекламний інструмент що дозволяє повідомити необхідну...
52720. Робота з обдарованими учнями в умовах спеціалізованого навчального закладу в контексті Національної стратегії розвитку освіти в Україні на період до 2021 року 164.5 KB
  Безперечно передбачає вона і вивченні потреб та забезпечення розвитку обдарованих дітей розроблення індивідуальних методик організації їх навчання та соціалізації проектування особистіснорозвивального середовища обдарованих дітей і молоді. Критерії обдарованості Обдарованими можна вважати дітей якщо вони: 1.Юркевич Обдарованими ми вважаємо наших дітей і підлітків рівень інтелекта яких і мотивація що склалася дозволяє їм досягти в майбутньому високих професійних і творчих досягнень.Шадриков Обдарованість завжди...
52721. Dora, the Explorer 241 KB
  Dora is an adventurous1 who lives inside a computer. Determined, positive, helpful2 and caring, Dora is always ready for adventure. She's filled with a sense of wonder, as she explores her world with her faithful3 Backpack, Map and her best friend Boots.
52722. Сценарій новорічного свята «Зоряна доріжка» 47.5 KB
  Сценарій новорічного свята Зоряна доріжка для учнів початкових класів Ведмедик Мудрійко Зайчик Косько Рисеня Русько Білочка Їжачок Тітонька Сова Вірус 1 Вірус 2 Дракон Змія Снігуронька Святий Миколай Лісова галявина перед головною ялинкою. Їжачок: І взяти її штурмом Білочка: Можна зліпити сніговика Зайчик: А коли замерзне ставок то можна кататися на ковзанах Мудрійко: А головне це Новий рік Рисеня: Це подарунки ялинка хороводи та різні розваги Білочка: А ви вже написали листа Святому...