15261

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ КООРДИНАТ ИЗ ОДНОЙ ЗОНЫ В ДРУГУЮ С УЧЕТОМ ПОПРАВКИ ПОВОРОТА ОСЕЙ

Лабораторная работа

Математика и математический анализ

Лабораторная работа № 9 ПРЕОБРАЗОВАНИЕ КООРДИНАТ ИЗ ОДНОЙ ЗОНЫ В ДРУГУЮ С УЧЕТОМ ПОПРАВКИ ПОВОРОТА ОСЕЙ. Необходимость преобразования координат. Способы преобразования координат. На практике нередко возникает задача перевычисления преобразования координат из од

Русский

2013-06-11

594.67 KB

103 чел.

Лабораторная работа № 9

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ КООРДИНАТ ИЗ ОДНОЙ ЗОНЫ В ДРУГУЮ С УЧЕТОМ ПОПРАВКИ ПОВОРОТА ОСЕЙ.

Необходимость преобразования координат. Способы преобразования координат.

На практике нередко возникает задача перевычисления (преобразования) координат из одной зоны в другую. Эта задача заключается в том, что координаты какого-либо пункта или многих пунктов, отнесённых к осевому меридиану с долготой L0 одной зоны, требуется перевычислить с отнесением к осевому меридиану другой зоны, имеющей долготу L0’’.Такая задача может возникать в следующих случаях:

            1)Триангуляционная сеть расположена на стыке двух смежных зон (исходные данные в восточной и западной частях триангуляции отнесены к разным осевым меридианам этих зон). Для уравнивания такой триангуляции в системе одной зоны необходимо преобразовывать координаты исходных пунктов из одной зоны в другую.

            2)Переход на систему трехградусных зон в районах, где намечено использование топографических съемок в крупных масштабах (1:5000, 1:2000). При наличии опорной сети, вычисленной в системе координат в шестиградусной зоне, возникает задача перевычисления координат из шестиградусных зон в трехградусные или в зону с частым значением долготы осевого меридиана.

Шестиградусные зоны имеют следующие осевые меридианы:

№зоны

1

2

3

4

5

6

7

8

9

L0

3

9

15

21

27

33

39

45

51

Номер шестиградусной зоны определяется по формуле:

№ зоны=ОКРУГЛВВЕРХ(L:60)                                          (9.1)

Долгота осевого для шестиградусной зоны вычисляется по формуле:

                                              (9.2)

Трехградусные зоны имеют следующие осевые меридианы:

№зоны

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

3

6

9

12

15

18

21

24

27

30

33

36

39

42

45

Номер шестиградусной зоны определяется по формуле:

                                                                                   (9.3)

Долгота осевого меридиана для трёхградусной зоны вычисляется по формуле:

                                                  (9.4)

3)При отработке ходов съёмочного обоснования аэрофотосъёмки обоснования аэрофотосъемки на границе зон необходимо координаты опорных пунктов государственной триангуляции иметь в одной системе. Если эти пункты расположены в разных зонах и координаты их отнесены к разным осевым меридианам, то возникает необходимость перевычисления координат из одной зоны в другую.

4)Если выполнены съёмочные работы для составления специальных крупномасштабных планов и район работ оказался на стыке двух зон или даже в одной зоне, но на её краю, то возникает необходимость перевычисления координат имеющихся  опорных пунктов при некотором другом осевом меридиане, проходящем через территорию данной съёмки. Это оказывается необходимым в связи с недопустимой величиной искажений не краю зоны при использовании в специальных целях съемочных материалов.

        При окончательном вычислении координат пунктов государственной триангуляции и составлении каталогов принято за правило проводить «перекрытие» зон, т.е. для точек лежащих вблизи разделительного меридиана давать координаты в двух смежных зонах.

Эта мера в значительной степени приводит к сокращению случаев необходимости преобразования координат пунктов исходной зоны в другую, но не исключает их. Преобразования координат из одной зоны в другую могут быть выполнены несколькими путями:

1)Преобразование координат через геодезические координаты, выраженные в градусной мере на эллипсоиде.

2)Непосредственный переход  от прямоугольных координат в одной зоне к прямоугольным в другой зоне.

3)Преобразование координат пунктов без таблиц по формулам аналитической геометрии c учетом поворота осей и коэффициента масштабирования. Однако точность этого способа не велика (порядка 0,15:0,20 м), и он может быть применен только в тех случаях, когда не требуется высокая точность преобразования.

Преобразование координат из одной зоны в другую с учетом поворота осей.

При преобразовании координат большого количества пунктов их одной зоны в другую с точностью порядка 0,15-0,20 м обычно применяют способ преобразования приращений координат по формулам:

 (9.5)

,

где  – приращения координат в первоначальной зоне;

        преобразованные приращения координат в заданной зоне;

           угол поворота осей двух зон.

     коэффициент масштабирования;

S1- расстояние между пунктами в исходной зоне;

S2- расстояние между пунктами в заданной зоне;

Для преобразования координат по приведенным формулам необходимо иметь не менее четырёх пунктов, координаты которых известны в двух зонах. Для этого могут быть использованы координаты пунктов триангуляции или углов  рамок трапеции.

Так  как угол поворота осей на различных расстояниях от осевого меридиана по абсолютной величине не одинаков, то перевысчиляемые пункты следует сгрупировать по трапециям масштаба 1:25000 и для каждой такой группы пунтков необходимо вычислить угол поворота осей и коэффициент масштабирования. В пределах одной трапеции масштаба 1:25000 колебания угла поворота не велики.

   Пример. Даны координаты  пунктов в 7-й шестиградусной зоне от осевого меридиана 390. Требуется перевычислить их в 12-ю трехградусную зону от осевого меридиана 360.

Порядок производства вычислений:

1)Нанести по координатам на топографическую карту или чистый лист бумаги все заданные точки.

2)Определить геодезические координаты углов рамки трапеции масштаба 1:25000, в  пределах которой расположены пункты, координаты которых необходимо преобразовать. Составим схему, на которой пронумеровать углы и выписать геодезические координаты углом рамки.

3)От долгот рамок трапеций вычесть значение осевого меридиана 7-й шестиградусной зоне и получить в градусной мере расстояния углов рамок трапеций от осевого меридиана 390.

4)По широте и величине найти из таблиц прямоугольные координаты углов трапеций в системе координат исходной зоны. Знак  разности (L-L0) определяет знак ординаты y.

5)От долгот рамок трапеций вычесть значение осевого меридиана 12-й трехградусной зоны и получить в градусной мере расстояния углов рамок трапеции от осевого меридиана 360.

.

6)По широте и величине найти из таблиц прямоугольные координаты углов трапеции в системе координат 12-й трехградусной зоны с долготой среднего ‘

7)Полученные данные выписать на схему или отдельную таблицу:

Таблица 8.

№ углов

Геодезические координаты

Прямоугольные координаты

Широта B

Долгота L

x

y

1

48000’00’’

-2000’00’’

5320457,4

-149250,1

2

48000’00’’

-1052’00’’

5320222,9

-139922,0

3

47055’00’’

-1052’00’’

5310957,5

-140147,6

4

47055’00’’

-2000’00’’

5311192,0

-149490,4

1

48000’00’’

+1000’00’’

5319005,5

+74626,2

2

48000’00’’

+1007’30’’

5319133,8

+83945,4

3

47055’00’’

+1007’30’’

5309868,0

+84089,5

4’’

47055’00’’

+1000’00’’

5309379,4

+74746,3

7)Вычислить дирекционные углы и длины диагоналей трапеций.

Таблица 9.

Обозначения

1-3

2-4

1-3

2-4

+9102,5

-9568,1

+9463,3

-9208,1

-9499,9

-9030,9

-9137,5

-9394,4

tg

0,958168

1,059485

1,035655

0,980169

136013’25,7’’

226039’16,0’’

133059’47,6’’

224025’34,4’’

S вм

13156,9

13157

13154,8

13154,6

Sконтр

13156,9

13157

13154,8

13154,6

8) Вычислить угол поворота осей. Угол поворота осей равен разности дирекционных углов одноименных линий:

                                                        (9.1)

где  дирекционный угол в первоначальной зоне;

        дирекционный угол в заданной зоне.

1.  136013’25.7’’                                      2. 226039’16,0’’

    133059’47,6’’                                           224025’34,4’’

                             

9)Вычислить коэффициент масштабирования. Коэффициент масштабирования равен отношению длин одноименных линий в двух зонах:

1.                              

2.

            расстояние между пунктами в исходной зоне;

            расстояние между пунктами в заданной зоне.

10)Для вычисления координат составляют таблицу, образец которой в приложении № 1.

В графу 1 выписывают номера (или названия) пунктов, подлежащих перевычислению. В первой и последней строках записывают какие-либо углы трапеции, координаты которых участвовали при вычислении угла поворота осей  и коэффициента масштабирования К. Если для вычисления величин были приняты координаты пунктов, то вместо координат углов трапеции выписывают два их этих пунктов.

В графы 2 и 3 записывают координаты пунктов (выписанных в графу 1) в первоначальной зоне.

В графы 12 и 13 сразу следует записать координаты исходных точек в заданной зоне (т.е. в зоне, которую производят перевычисление).

Затем сверху таблицы записывают значение угла поворота осей ,коэффициент масштабирования К, sin ,cos и произведения Кsin и Kcos.

При положительном угле поворота осей (+) sin  и  имеют знак плюс.

При отрицательном угле поворота имею знак минус.

В графу 4 записывают приращения координат , вычисление по координатам, записанным  в графе 2.

При  вычислении приращений координат следует помнить, что вычисления выполняют в строгом порядке: всегда их абсциссы последующего пункта. В этом же порядке вычисляют приращения  и записывают в графу 5

Контролем этих вычислений служат суммы приращений координат  и  которые должны быть равны разностям координат исходных точек, записанных в начале хода

В графу 6 записывают произведения

В графу 7 -  в графу 8 пишут преобразованные значения приращений  равные сумме величин, вычисленных в графах 6 и 7:

В графу 9 записывают произведения   в графу 10 – произведение  c обратным знаком, так как в формуле перед этой величиной стоит знак минус.

В графу 11 пишут преобразование значения приращений

Далее подсчитывают суммы приращений и  (графы 8 и 11) и результаты записывают внизу.

Теоретически и  должны быть равны разностям координат начальной и конечной точек в начальной зоне. Однако  вследствие ошибок в величинах суммы приращений будут отличаться от теоретических (т.е. от разности координат) на величину порядка

Полученные невязки следует распределить пропорционально приращениям  и   .

Преобразованные координаты вычисляют путем алгебраического суммирования координат предыдущих пунктов с соответствующими преобразованными прирaщениями (аналогично вычислению координат точек теодолитного хода).

После окончания вычислений преобразованных координат для контроля берут какой-либо пункт в середине хода и его координаты преобразуют обычным путем по таблицам. Если величина расхождения  не превышает ±0.15-0.20 м, то задачу преобразования координат всех пунктов следует считать выполненной.

В прилагаемом примере для контроля преобразования по таблицам координаты пункта «СКВ. 43». В результате были получены следующие координаты:

X=5413607,91

Y=+78048,77

После вычислений по формулам координаты этого пункта получили значения:

X=5314607,94

Y=+78048,78

Таким  образом, расхождения составляют: в значении абсциссы 0,03;ординаты 0,01 м.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53900. Практический курс по художественному труду «Фантазия и воображение» 43.5 KB
  Следует обсуждение возможных вариантов работы и необходимых материалов. Учитель или подготовленный ученик в ходе работы рассказывает интересные факты по теме занятия. В процессе работы могут быть диалоги учитель-ученик ученик-ученик а также монологи во время которых дети высказывают оценочные суждения. Возможные материалы для основной работы Упаковочный картон для основы чипсы фирмы Люкс Лейз Гуашь краски тушь цветные карандаши мелки.
53901. Програма факультативного курсу «Література і театр» (8-9 клас) 167 KB
  Дебальцева Програма факультативного курсу Література і театр 8 9 клас Курінна Л. вчитель російської мови та зарубіжной літератури вчительметодист вища категорія 2010 2011 навчальний рік Пояснювальна записка Програма факультативного курсу Літератури і театр с орієнтиром у прилученні школярів до театрального мистецтва з метою їхнього загального естетичного розвитку розширення і збагачення духовних потреб підвищення рівня творчої активності громадянської свідомості стимулювання і розвиток життєвої компетентності. В основу...
53902. Кути. Вимірювання кутів 42.5 KB
  Мета: закріпити знання учнів про зміст основних понять теми вивчених на попередньому уроці; продовжувати формувати навички учнів оперувати вивченими в темі поняттями для обґрунтування дій під час розвязування типових задач; використовуючи прийом аналогії та знання і вміння вироблені під час вивчення теми Відрізки сформувати вміння розвязувати типові задачі на застосування аксіом вимірювання та відкладання кутів; відпрацювати навички побудови кутів та їх вимірювання із використанням приладів. Наочність і...
53903. Сума кутів трикутника 46.5 KB
  Мета: сформулювати та довести теорему про суму кутів трикутника ознайомити учнів з поняттям зовнішнього кута трикутника розвивати навички практичної діяльності з геометричними інструментами відпрацьовувати вміння логічно мислити робити висновки. Побудувати трикутник за даними кутами 1 ряд 2 ряд 3 ряд  А = 38 0...
53904. Суміжні і вертикальні кути 322 KB
  Замислюйся міркуй питання занотуй. Познач кути між кольоровими променями і променями АВ і АС. Чи є на цьому малюнку кути що утворюють розгорнутий кут Побудуй на око: а кут який має градусну міру більше 00 але менше 900; б кут рівний 900; в кут більший 900 але менший за 1800.
53905. Суміжні кути 82 KB
  Мета: засвоїти означення суміжних кутів; вивчити формулювання та доведення теореми про суму суміжних кутів а також наслідки із цієї теореми; розвивати увагу логічне мислення просторову уяву; виховувати охайність працьовитість. Обладнання: Моделі кутів карткизавдання. І так ви відгадали що країна в яку ми повинні вирушити складається з кутів. Наше завдання: 1 відшукати там невідомий для нас вид кутів; 2 довести що сума цих кутів дорівнює 180; 3 встановити наслідки цього доведення.
53906. Квадратні корені 548.5 KB
  Після уроку учні зможуть: застосовувати теоретичний матеріал про квадратні корені до вирішення вправ; навчитися усвідомленому застосуванню вивченого матеріалу під час вирішення завдань; набути навичок роботи в малих групах; набути навичок логічних міркувань; формування мотивації здорового способу життя Використані технології: інтерактивні технології: Мікрофон Робота в малих групах. Робота в малих групах. Учні об'єднуються в групи по 4 особи 1 і 2 3 і 4 парти згадують правила роботи в групах...
53907. Розвязування квадратичних нерівностей методом інтервалів 57 KB
  Мета: ознайомити учнів з розвязанням квадратичних нерівностей методом інтервалів; формування уміння розвязувати квадратичні нерівності методом інтервалів. Виховувати охайність під час виконання малюнка.
53908. РЕШЕНИЕ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ 208 KB
  Какое уравнение называют квадратным уравнение вида ах2bxc=0 где х переменная а bс числа причем а≠0 числа а bс называются коэффициентами квадратного уравнения; а первый коэффициент b второй коэффициент с свободный член Например: 2х24х8=0 Какое квадратное уравнение называется приведенным Приведенным квадратным уравнением называется такое квадратное уравнение в котором первый коэффициент равен 1 т. а=1 Например: х23х10=0 Какое квадратное уравнение называется неполным Неполным квадратным уравнением...