15267

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЧАСТОТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТИПОВЫХ ДИНАМИЧЕСКИХ ЗВЕНЬЕВ

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЧАСТОТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТИПОВЫХ ДИНАМИЧЕСКИХ ЗВЕНЬЕВ Цель работы. Изучение частотных характеристик типовых динамических звеньев и способов их построения. Методические рекомендации. До начала работы студенты д

Русский

2013-06-11

1.98 MB

27 чел.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЧАСТОТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТИПОВЫХ ДИНАМИЧЕСКИХ ЗВЕНЬЕВ

Цель работы. Изучение частотных характеристик типовых динамических звеньев и способов их построения.

Методические рекомендации. До начала работы студенты должны ознакомиться с описанием лабораторной работы и получить вариант задания. До работы допускаются студенты, заполнившие первые два столбца таблицы экспериментальных данных 9.4 для всех типов заданных динамических звеньев. Лабораторная работа рассчитана на 2 часа.

Теоретические сведения. Если на вход устойчивого линейного звена с передаточной функцией подается гармонический сигнал , где  — угловая частота, а  — амплитуда, то на его выходе в установившемся режиме будет гармонический сигнал  той же частоты , но, в общем случае,  с другой амплитудой  и ненулевым фазовым сдвигом  (см. рис.9.1, где  — временной интервал, соответствующий фазовому сдвигу  ).

Рис. 9.1.Реакция устойчивого линейного звена на гармонический сигнал

Для аналитического описания частотных свойств динамических звеньев используется частотная передаточная функция , которая для фиксированной частоты  представляет собой комплексное число, модуль которого равен отношению амплитуды выходного сигнала к амплитуде входного сигнала, а аргумент — сдвигу фаз между входным и выходным сигналами. В более общей формулировке частотная передаточная функция определяется как отношение изображений Фурье выходного и входного сигналов. Формальное правило получения аналитического выражения для частотной передаточной функции по известной передаточной функции состоит в подстановке , т.е. , что соответствует переходу от изображения Лапласа к изображению Фурье.

Частотная передаточная функция (ЧПФ) может быть представлена в виде:

или

 

,

где  — вещественная часть,  — мнимая часть,  — модуль,  а  — аргумент (фаза) ЧПФ.

С помощью частотной передаточной функции могут быть легко построены следующие частотные характеристики.

Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ)зависимость при изменении частоты  от  до  (см. рис.9.2) .

Фазовая частотная характеристика (ФЧХ) зависимость  при изменении частоты  от  до  (см. рис.9.3).

Рис. 9.4. Амплитудно-фазовая частотная характеристика

Рис. 9.5. Логарифмические амплитудная и фазовая частотные характеристики

Амплитудно-фазовая частотная характеристика (АФЧХ) — годограф, соответствующий частотной передаточной функции при изменении частоты от 0 до  , построенный на комплексной плоскости  (см. рис.9.4). При этом за положительное значение фазы понимается направление вращения от вещественной оси против часовой стрелки.

Логарифмические амплитудная и фазовая частотные характеристики (ЛАЧХ и ЛФЧХ). При построении логарифмической амплитудной частотной характеристики по оси ординат откладывается величина , единицей измерения которой является децибел (дБ). По оси абсцисс откладывается частота  в логарифмическом масштабе (см. рис. 9.5). Ось ординат может пересекать ось абсцисс в произвольном месте. Поэтому ее проводят так, чтобы справа от нее отобразить интересующий  диапазон частот. Точка пересечения ЛАЧХ с осью абсцисс называется частотой среза . В инженерных расчетах используют асимптотические ЛАХ, которые можно построить практически без вычислительной работы. Подобные характеристики представляют  собой ломанную линию, состоящую из отрезков, расположенных к оси абсцисс под углами, кратными  дБ/дек. Логарифмическая фазовая частотная характеристика отличается от ФЧХ только тем, что ось абсцисс строится в логарифмическом масштабе.

В данной работе частотные характеристики элементарных динамических звеньев строятся по точкам на основании данных, полученных экспериментально. В эксперименте исследуется реакция звена на синусоидальное входное воздействие (см. рис.9.1). Схема моделирования в этом случае должна состоять из генератора синусоидального сигнала, исследуемого звена и устройств регистрации входного и выходного сигналов. При заданном значении частоты и амплитуды входного сигнала для определения точек частотной характеристики необходимо измерить значение амплитуды выходного сигнала и сдвиг фаз между входным и выходным сигналом в установившемся режиме. После соответствующей обработки эти данные дадут одну точку на частотной характеристике. Повторение таких измерений при различных значениях частоты входного сигнала даст массив точек по которым строятся частотные характеристики.

Порядок выполнения работы

  1.  Собрать схему моделирования в соответствии с кодом варианта задания (см. табл.9.1). Первые три цифры кода обозначают тип исследуемых звеньев (см. табл.9.2), а последняя цифра — номер сочетания параметров исследуемых звеньев (см. табл.9.3).
  2.  Установить амплитуду  и частоту  входного сигнала. Частота  должна быть меньше на одну декаду сопрягающей частоты . В установившемся режиме измерить значения амплитуды выходного сигнала и сдвиг фаз между входным и выходным сигналами. Для определения значения фазы следует учитывать, что на полученных графиках по оси абсцисс отложено время. Значение фазы выходного сигнала в радианах можно рассчитать, используя формулу , где  значение частоты входного сигнала в радианах. Полученные данные занести в таблицу (см. табл.9.4).
  3.  Изменить значение частоты синусоидального воздействия и повторить измерения по п.2. Для построения частотных характеристик необходимо снять не менее 10 точек с различными значениями частоты. Диапазон изменения частоты входного сигнала — от -1 декады до +1 декады относительно сопрягающей частоты .

Содержание отчета

  1.  Передаточные функции исследуемых звеньев.
  2.  Одна из полученных временных диаграмм со всеми построениями, иллюстрирующими способ получения экспериментальных данных.
  3.  Таблицы экспериментальных данных.
  4.  Экспериментальные АЧХ, ФЧХ, АФЧХ и ЛАФЧХ исследуемых звеньев.
  5.  Асимптотические ЛАЧХ исследуемых звеньев, построенные графо-аналитическим методом.
  6.  Выводы.

Вопросы к защите лабораторной работы.

  1.  Запишите аналитическое выражение для вещественной части ЧПФ апериодического звена 1-го порядка.
  2.  Запишите аналитическое выражение для аргумента ЧПФ изодрома.
  3.  Чему равно значение модуля ЧПФ на частоте среза?
  4.  Почему в выражении для присутствует множитель 20?

       Таблица 9.1

Коды вариантов задания

№ вар

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

код

1671

2352

4573

1264

1455

3676

2457

1572

2363

1256

3561

2465

Таблица 9.2               Таблица 9.3

Тип звена

Передаточная функция

1

Апериодическое 1-го порядка

1

5

0.1

0.1

2

Колебательное

2

2

0.5

0.15

3

Идеальное интегрирующее

3

10

2

0.25

4

Интегрирующее с замедлением

4

8

4

0.3

5

Изодромное

5

15

0.2

0.2

6

Дифференцирующее с замедлением

6

4

8

0.45

7

Консервативное

7

3

5

0.4

         Таблица 9.4

 Таблица экспериментальных данных

PAGE  49


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54579. НАВЧАЛЬНО-МЕТОДИЧНА КАРТКА (ПЛАН) ЗАНЯТТЯ 174 KB
  Мета завдання: Навчальна: зясувати соціальноекономічну сутність заробітної плати; визначити сфери державного регулювання оплати праці в умовах ринкових відносин; проаналізувати особливості організацій оплати праці на підприємстві; зясувати що лежить в основі побудови системи оплати праці на підприємстві в сучасних умовах; виявити переваги та недоліки різних систем...
54580. З Новим роком! 103.5 KB
  Принц Рік новий вже так близенько Кілька днів всього пройде. Принц Рік новий не за горами Крок за кроком і прийде. Але поки разом з нами Рік старий.
54581. Уроки вдохновения 3.3 MB
  Если вспомнить сколько существует всякой путаницы недоумений всевозможных толкований вокруг метода Константина Сергеевича получившего название метода физических действий сколько было опубликовано неясных изложений этого метода его ближайшими учениками и помощниками последних лет жизни то невольно радуешься тому что почти стенографическое изложение репетиций Станиславского по этому методу становится нашим общим достоянием. Эти ленинские слова из беседы с Кларой Цеткин можно поставить эпиграфом к бессмертному учению Константина...
54582. Предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение 25.07 KB
  Величина предложения – это максимальное количество товаров и услуг, которое производители (продавцы) способны и готовы продать по определенной цене, в определенном месте и в определенное время.
54583. Новогоднее «Кривое зеркало» 62 KB
  Будут Снегурочка и Дед Мороз Он вам подарков немало привез. Огого Народуто сколько И что это они собрались Всех Дед Мороз пригласил Может я не сюда попала Во ктото идет. Дед Мороз вбегает кидается к сидящим в зале хватает их ошибается заглядывает под стулья лезет по рядам сам в очках снимает их заглядывает близко в глаза Снегурочка Внученька Где ты Ты нет опять не она. Где же ты Снегурочка Вечно она куда нибудь теряется убегает Снегурочка Ушел Вот достал дедуля Пора появится А я может быть занята...
54584. Новорічні пригоди 55 KB
  Учитель. Сьогодні наша школа перетворюється в казковий край: всюди прикраси, зустрічі з казковими та літературними героями і неодмінно - з Дідом Морозом та Снігуронькою. Обов язкова прикмета свята - красуня ялинка,запах мандарин, новорічні подарунки, пісні та танці. І все це– на нашому уроці!
54585. Новорічні сценарії 109.5 KB
  Неповторний колорит новорічної атмосфери: красуняялинка різнокольорові вогні феєрверки численні подарунки відчуття свята загадковості і передчуття чуда А малеча ще й з нетерпінням чекає появи Діда Мороза і Снігуроньки бо саме з їхньою появою приходить відчуття свята і таємниці. Але проходить час і Дід Мороз у дитячій уяві перестає бути реальною особою йому більше не пишуть листів із заповітними бажаннями від нього вже не чекають подарунків він стає просто атрибутом свята хоч і обовязковим. І хоча в кожному...
54586. Новый год настает! Новый год у порога нашей планеты! 48 KB
  Новый год настает Новый год у порога нашей планеты Ученик 1: Скоро Новый год З.Орлова Скоро скоро Новый год Он торопится идет Постучится в двери к нам: Дети здравствуйте я к вам Праздник мы встречаем Елку наряжаем Вешаем игрушки Шарики хлопушки. Дед Мороз ну где ты Учитель: Новый Год самый загадочный праздник открывающий нам мир добрых сказок и волшебства. Одни встречают Новый Год дома в семейном кругу другие выезжают на природу в зимний лес а я предлагаю вам отправиться сегодня в незабываемое новогоднее путешествие в...
54587. Информационные процессы. Конспект урока по информатике 8 класс 68 KB
  Требования к знаниям и умениям: Знать: Информационные процессы; Виды памяти; Передача информации; Обработка информации. Уметь: Приводить примеры ситуаций являющихся источником информации приёмником информации; Приводить различные примеры процесса обработки информации. Что такое информация для человека Назовите некоторые источники получения информации.