15291

Компьютерная графика в визуальном программировании

Книга

Информатика, кибернетика и программирование

Данные методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов всех специальностей и используются при выполнении лабораторных и контрольных работ по курсам Информатика и Алгоритмизация и программирование на языке Visual Basic.

Русский

2014-12-11

1.18 MB

5 чел.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра прикладной математики

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по курсам "Информатика"  и

"Алгоритмизация и  программирование"

для самостоятельной работы студентов

всех специальностей

Компьютерная графика в визуальном программировании.

Казань

2008

Составитель: И.Н.Гатауллин

УДК 621.313

Методические указания по курсам "Информатика" и "Алгоритмизация и программирование" для самостоятельной работы студентов всех специальностей. Компьютерная графика в визуальном программировании. /Казанский государственный архитектурно-строительный университет; Сост.: И.Н.Гатауллин. – Казань, 2008. - 39 с.

Данные методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов всех специальностей и используются при выполнении лабораторных и контрольных работ по курсам "Информатика" и "Алгоритмизация и программирование" на языке Visual Basic.

Табл. 2, библиогр. назв. 6

Рецензент - Р.Б.Салимов, доктор физ.-мат. наук, профессор

© Казанский государственный

архитектурно - строительный

университет, 2008 г.

1. Системы компьютерной графики.

Работа с компьютерной графикой - одно из самых популярных направлений использования компьютерных систем. В настоящее время компьютерная графика широко используется в различных направлениях: в компьютерном моделировании, САПР, компьютерных играх, обучающих программах, рекламе и дизайне, мультимедиа презентациях, веб-страницах и др.

1.1. Принципы формирования изображений на экране.

Различают три вида компьютерной графики: растровую графику, векторную графику и фрактальную графику.

Растровую графику применяют при разработке электронных (мультимедийных) и полиграфических изданий. Иллюстрации, выполненные средствами растровой графики, создают с помощью сканирования художественных рисунков, цифровых фото и видеокамер.

Программные средства для работы с векторной графикой предназначены для создания иллюстраций. Такие средства широко используют в рекламных агентствах, дизайнерских бюро, редакциях и издательствах.

В отличие от растровой графики, в которой изображение формируется из совокупности точек, в векторной графике изображение представляет собой совокупность простых элементов: прямых линий, дуг, окружностей, эллипсов, прямоугольников, закрасок и пр., которые называются графическими примитивами. Положение и форма графических примитивов задаются в системе координат, связанных с экраном. Обычно начало координат расположено в верхнем левом углу экрана. Сетка пикселей совпадает с координатной сеткой. Горизонтальная ось x направлена слева направо, а вертикальная ось y - сверху вниз. В векторной графике объём памяти, занимаемой линией, не зависит от размеров линии, поскольку линия представляется в виде формулы (в виде нескольких параметров). Что бы мы не делали с этой линией, меняются только её параметры, хранящиеся в ячейках памяти. Количество же ячеек остаётся неизменной для любой линии.

Линия- это элементарный объект векторной графики. Всё, что есть в векторной иллюстрации, состоит из линий. Простейшие объекты  объединяются в более сложные. Например, объект четырёхугольник можно рассматривать как четыре связанные линии, а объект куб можно рассматривать как двенадцать связанных линий, либо как шесть связанных четырёхугольников. Из-за такого подхода векторную графику часто называют объектно-ориентированной.

Как и все объекты, линии имеют свойства. К этим свойствам относятся: длина линии, её толщина, цвет, характер линии (сплошная, пунктирная и т.п.)

Замкнутые линии имеют свойство заполнения. Внутренняя область замкнутого контура может быть заполнена цветом, текстурой, картой. Простейшая линия, если она не замкнута, имеет две вершины, которые называются узлами. Узлы тоже имеют свойства, от которых зависит, как выглядит вершина линии, и как две линии сопрягаются между собой.

Замкнутые контуры можно закрашивать. В качестве заполнителя может быть выбрана цветная краска или регулярная текстура. Иногда в качестве используют заготовленные растровые изображения, называемые картой.

Программные средства для работы с фрактальной графикой  предназначены для автоматической генерации изображений путем математических расчётов. Создание художественной фрактальной композиции состоит не в рисовании, а в программировании. Фрактальную графику часто используют в развлекательных программах.

Фрактальная графика, как и векторная, - вычисляемая, но отличается тем, что никакие объекты в памяти компьютера не хранятся. Изображение строится по управлению, поэтому ничего, кроме формулы хранить не надо. Изменение коэффициентов в уравнении позволяет получать совершенно другую картину.

1.2. Графические методы.

Графические методы позволяют изображать на объекте данного класса какой-нибудь геометрический элемент, например точку, отрезок, прямоугольник, овал и др. Рассмотрим графические методы (см. табл. 1.1).

Метод Scale. Метод можно применять к объектам класса - экранная форма и PictureBox - графическое окно. Объекты Form и PictureBox имеют абсолютные координаты, которые измеряются в твипах (1 твип = 1/1440 логического дюйма, 1 дюйм = 2,2 см, 1 см = 567 твипов) и позволяют задать положение на экране для формы или положение на форме для графического окна, а также  ширину и длину.

Экранная форма покрыта рядами точек. По умолчанию расстояние между точками составляет 120 твипов. В результате следует отметить, что абсолютные координаты выражаются большими числами, поэтому необходимо задать новую систему координат:

<Имя Объекта>. Scale   (<х1>, <y1>) - (<х2>, <y2>)

где

х1, y1 - новые координаты верхнего левого утла;

х2, y2 - новые координаты нижнего левого угла окна формы, либо графического окна, в новой системе координат.

Например,

Picture2.   Scale   (-15,   20)   -   (15,   -20)

Новый масштаб составляет 30 условных единиц по ширине и 40 единиц по высоте.

Таблица 1.1

Графические методы

Метод

Краткое описание

Scale

Масштаб

Метод масштабирования. С помощью метода можно задать необходимую или возможную декартову систему координат

Pset

Point Set

Поместить пятно. Позволяет изобразить на заданном объекте точку в заданной системе координат, например, с помощью метода Scale

Line

Линия Контур

Позволяет отобразить на данном объекте отрезок с заданными координатами его концов, а также прямоугольник с заданными декартовыми координатами его углов

Circle

Круг Овал

Позволяет построить на заданном объекте круги, эллипсы, дуги, секторы кругов, эллипсы с заданными координатами их центров и т. д;

Cls

Clean Screen

Очистить экран. Позволяет очистить заданный объект

Shape

Фигура

Графический объект - геометрическая фигура, которая задана целым числом от 0 до 5

Другой способ назначения новой системы координат в Visual Basic - это установка значений свойств объекта, которые относятся к категории Scale. Единицы измерения координат и размеров объектов на форме определяются значением свойства ScaleMode для формы.

ScaleMode

- модификация

ScaleWidth

- ширина объекта

ScaleHeight

- высота объекта

ScaleLeft

- левый угол

ScaleТoр

- верхний край

При значении ScaleMode равном 0 можно задать собственную систему единиц. Для этого также нужно настроить свойства ScaleHeight (шкала по Y) и ScaleWidth (шкала по X). Если, например, ScaleWidth приравнять 100 и ScaleHeight приравнять 200, то ширина формы будет равна 100 единицам, а высота 200 единицам. Если для размещаемого после этого на форме текстового окна свойству Width присвоить значение 25, то оно будет занимать четверть ширины формы.

Начало координат по умолчанию находится в верхнем левом углу. Это положение определяется значениями свойств ScaleLeft и ScaleTop, которые по умолчанию равны 0. Задавая другие значения, можно изменить положение начала координат.

Например, при задании ScaleLeft = 5 и ScaleTop = -6 начало координат смещается из (0,0) в (5, -6). Координаты нижнего правого угла формы определяются как (ScaleLeft + ScaleWidth, ScaleTop + ScaleHeight). Если задать ScaleHeight = 18, ScaleWidth = 11, то координаты нижнего правого угла станут (16, 12).

Заданный масштаб формы можно изменять, варьируя значения указанных выше свойств, либо используя метод Scale.

По заданным координатам верхнего левого и нижнего правого угла вычисляются значения ScaleHeight и ScaleWidth. Применение метода Scale без параметров восстанавливает исходный масштаб окна формы и возвращает начало координат в верхний левый угол (0,0).

Для создания экранных изображений используются графические методы Pset, Line, Circle, позволяющие рисовать отдельные точки, линии и прямоугольники, дуги  на экране.

Метод Pset применяется к тем же объектам, к которым применим метод Scale. Синтаксис записи метода следующий:

<Имя Объекта>.   Pset   (<х>, <y>) [, <цвет>]

где х, у - координаты точки.

Цвет - это число, которое задает тот или иной цвет. Если позиция «цвет» отсутствует, то по умолчанию цвет = 0 (т. е. чёрный цвет).

Если перед Pset не использовался метод Scale, то по умолчанию используются абсолютные координаты объекта.

Пример 1. Вращение Марса вокруг Солнца. Составить программу, которая позволяет показать вращение Марса вокруг Солнца.

Решение.  Работа выполняется в следующей последовательности:

1. Запустить Visual Basic с помощью меню Window/Пуск/Программы. В окне New Project выбрать Стандартный.EXE вкладки New (новый) и кликнуть по кнопке «Открыть».

2. На экране появится новый проект и форма Project1 – Form1 (Form), содержание которой нужно заполнить необходимыми компонентами, с помощью которых можно будет выполнить необходимые действия.

3. Для создания приложения необходимо использовать следующие объекты управления:

- для выполнения функций вычисления необходима одна кнопка Command1. Это будет «Старт». Вторая кнопка Command2 выполняет функцию завершения работы приложения – кнопка «Финиш»;

- для вывода рисунка вращения Марса вокруг Солнца можно использовать окно рисунка PictureBox1.

4. Теперь следует все указанные выше компоненты вынести на форму. Для этого на панели стандартных элементов находим значок одного из компонент, активизируем его и «переносим» на форму: рисуем условный прямоугольник в том месте формы, где будет предположительно находиться этот элемент, учитывая при этом его размеры.

Аналогичные действия выполняем поочередно для каждого элемента, пока на форме не появятся все элементы.

5. Далее изменяем свойства объектов, используя страницу свойств Properties. Для изменения свойств элементов следует активизировать элемент – выделить его на форме. Далее для выделенного элемента в окне свойств можно вносить изменения:

Command1

Caption = ‘Старт

Command2

Caption = ‘Финиш

Заготовку формы для примера 1 с измененными свойствами и результат работы приложения  смотрите на рис. 1.1.

6. Для создания программного кода в проводнике проекта или в меню View выбрать команду Code.

В окне Project1 – Form1 (Code) выбрать в списке General название кнопки 1 и кликнуть по ней. В результате появится заготовка записи программного кода для Command1 с инициированием для нее события Click. Для Command2 будет выполняться одно действие – закрыть приложение. Это выполняет команда End.

Аналогичные действия выполняем в отношении других объектов управления.

7. Программный код для примера 1  будет иметь вид:

Private Sub Command1_Click()

Dim x As Single

Picture1.Scale (-12, 12)-(12, -12)

Picture1.DrawWidth = 20

For x = -10 To 10 Step 0.001

Picture1.Cls

Picture1.DrawWidth = 50

Picture1.PSet (0, 0), vbYellow

Picture1.DrawWidth = 20

Picture1.PSet (10 * Cos(x), 10 * Sin(x)), vbRed

Next x

End Sub

Private Sub Command2_Click()

End

End Sub

Рис. 1.1. Вращение Марса вокруг Солнца. Заготовка формы для примера 1

      с измененными свойствами и результат работы приложения.

8. Для сохранения проекта надо выполнить команду меню File (файл) → Save Project As (Сохранить проект как). В диалоговом окне Save File As (Сохранить файл как) выбрать название диска, на котором должна быть создана папка для хранения файлов нового проекта. Далее для сохранения формы, следует набрать имя файла в поле ввода File Name (Имя файла), например Primer1, и нажать клавишу «Enter». Форма Form1 будет сохранена в файле с расширением Primer1.frm.

9. После сохранения формы следует сохранить проект. В Visual Basic это происходит автоматически, после чего должно появиться диалоговое окно Save Project As -Сохранить проект. Следует набрать то же имя Primer1 и нажать клавишу «Enter». Файл проекта будет сохранен с расширением Primer1.vbp.

10. Теперь запустить проект на выполнение. Выбираем команду RunStart или Shift+F5.

11. Для завершения работы приложения необходимо нажать кнопку «Финиш» (или значок «закрыть» на форме) или выполнить команду Run/End.

Чтобы изменить размер точек - «пятен» (например, увеличить), можно изменить параметр - ширина черчения DrawWidth, Для объекта Picture - целое 1, 2. Изменить можно в процессе проектирования приложения или непосредственно вставить необходимую строку в программный код.

Например,

Picture1.DrawWidth = 8

Метод  Line. Применяется к тем же объектам, к которым применим метод Scale. Синтаксис записи метода следующий:

<Имя Объекта>.Line[(<х1>,<y1>) - (<х2>,<y2>) [, [<цвет>] [, <флаг>]],

где

х1, y1 – координаты справа или верхнего левого угла;

х2, y2 – координаты слева или нижнего левого угла.

Если имя объекта отсутствует, то по умолчанию используется экранная форма. В качестве параметра «цвет» используется либо константа, либо соответствующее ей числовое значение (см. таблицу 1.2). Если параметр «цвет» отсутствует, то по умолчанию он совпадает с цветом края обрамления – параметр Fore Color.

Цвет может определяться значением аргументов функции RGB(x1,x2,x3), причём x1 – интенсивность красного, x2 – интенсивность зелёного, x3 – интенсивность синего, где xi изменяется в диапазоне от 0 до 255. Это позволяет создавать 256*256*256 различных оттенков.

Например,

RGB (0, 128, 0) – зелёный фон,

RGB (255, 255, 0) – жёлтый фон,

RGB (0, 0, 64) – тёмно синий фон.

Флаг – одно из трёх значений – результат применения метода:

пусто – линия с координатами (x1,y1) и (x2,y2), лишняя запятая не отбрасывается;

Bконтур прямоугольника с координатами (x1,y1) и (x2,y2); в свойствах объекта устанавливается стиль заполнения FillStyle=1 (Transparent - прозрачный);

BF – закрашенный прямоугольник с заданным цветом с координатами (x1,y1) и (x2,y2).

Таблица 1.2

Описание цветовых констант

Цвет

Константа

Число

Чёрный

      vbBlack

0

Красный

      vbRed

225

Зелёный

vbGreen

65 280

Жёлтый

vbYellow

65 535

Синий

vbBlue

16 711 680

Сиреневый

vbMagenta

16 711 935

Голубой

vbCyan

16 776 960

Белый

      vbWhite

16 777 215

Толщина линии отрезка по умолчанию равна 1. Чтобы увеличить толщину линии, необходимо изменить свойство DrawWidht.

Свойство DrawStyle определяет тип линии: является ли линия сплошной, пунктирной, двойной пунктирной и т.д. Допустимые значения можно установить в режиме проектирования.

Пример 2. Составить программу, которая позволяет изменить начертание и цвет геометрической фигуры, типа квадрат, овал, круг, используя стандартный элемент управления «фигура» - Shape.

Решение.  Работа выполняется в следующей последовательности:

1. Запустить Visual Basic с помощью меню Window/Пуск/Программы. В окне New Project выбрать Стандартный.EXE вкладки New (новый) и кликнуть по кнопке «Открыть».

2. На экране появится новый проект и форма Project1 – Form1 (Form), содержание которой нужно заполнить необходимыми компонентами, с помощью которых можно будет выполнить необходимые действия.

3. Для создания приложения необходимо использовать следующие объекты управления:

- для завершения работы приложения необходима одна кнопка Command1. Это будет кнопка «Финиш»;

- для вывода четырёх рисунков можно использовать окна рисунков PictureBox1, PictureBox2, PictureBox3 и PictureBox4.

4. Теперь следует все указанные выше компоненты вынести на форму. Для этого на панели стандартных элементов находим значок одного из компонент, активизируем его и «переносим» на форму: рисуем условный прямоугольник в том месте формы, где будет предположительно находиться этот элемент, учитывая при этом его размеры.

Аналогичные действия выполняем поочередно для каждого элемента, пока на форме не появятся все элементы.

5. Далее изменяем свойства объектов, используя страницу свойств Properties. Для изменения свойств элементов следует активизировать элемент – выделить его на форме. Далее для выделенного элемента в окне свойств можно вносить изменения:

Command1

Caption = ‘Финиш

Заготовку формы для примера 2 с измененными свойствами и результат работы приложения  смотрите на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Заготовка формы для примера 2 с измененными свойствами и результат работы приложения.

6. Для создания программного кода в проводнике проекта или в меню View выбрать команду Code.

В окне Project1 – Form1 (Code) выбрать в списке General название кнопки 1 и кликнуть по ней. В результате появится заготовка записи программного кода для Command1 с инициированием для нее события Click. Для Command1  будет выполняться одно действие – закрыть приложение. Это выполняет команда End.

7. Программный код для примера 2  будет иметь вид:

Private Sub Picture1_Click()

Dim x As Single

Picture1.Scale (-20, 15)-(20, -15)

Picture1.DrawWidth = 8

For i = 1 To 50

Picture1.PSet (-15 + i, -10 + i), vbBlue

Picture1.PSet (15 - i, -10 + i), vbGreen

Picture1.PSet (15 - i, 10 - i), vbBlack

Picture1.PSet (-15 + i, 10 - i), vbCyan

Next i

End Sub

Private Sub Picture2_Click()

Dim x As Single

Picture2.Scale (-20, 15)-(20, -15)

Picture2.DrawWidth = 5

Picture2.Line (-20, -15)-(20, 15), vbBlue, B

Picture2.Line (-15, -10)-(15, 10), vbGreen, B

Picture2.Line (-10, -5)-(10, 5), vbBlack, B

Picture2.Line (-5, -1)-(5, 1), vbCyan, B

End Sub

Private Sub Picture3_Click()

Dim x As Single

Picture3.Scale (-20, 15)-(20, -15)

Picture3.DrawWidth = 2

Picture3.Line (-20, -15)-(20, 15), vbBlue, BF

Picture3.Line (-15, -10)-(15, 10), vbGreen, BF

Picture3.Line (-10, -5)-(10, 5), vbBlack, BF

Picture3.Line (-5, -1)-(5, 1), vbCyan, BF

End Sub

Private Sub Picture4_Click()

Picture4.Scale (-20, 15)-(20, -15)

Picture4.DrawWidth = 2

Picture4.Line (-20, -15)-(20, 15), vbGreen, BF

For x = -10 To 10 Step 0.001

Picture4.DrawWidth = 4

y = 10 * Cos(x)

Picture4.PSet (x, y), vbRed

Next x

End Sub

Private Sub Command1_Click()

End

End Sub

8. Для сохранения проекта надо выполнить команду меню File (файл) → Save Project As (Сохранить проект как). В диалоговом окне Save File As (Сохранить файл как) выбрать название диска, на котором должна быть создана папка для хранения файлов нового проекта. Далее для сохранения формы, следует набрать имя файла в поле ввода File Name (Имя файла), например Primer2, и нажать клавишу «Enter». Форма Form1 будет сохранена в файле с расширением Primer2.frm.

9. После сохранения формы следует сохранить проект. В Visual Basic это происходит автоматически, после чего должно появиться диалоговое окно Save Project As -Сохранить проект. Следует набрать то же имя Primer2 и нажать клавишу «Enter». Файл проекта будет сохранен с расширением Primer2.vbp.

10. Теперь запустить проект на выполнение. Выбираем команду RunStart или Shift+F5. После запуска приложения пользователь, поочередно активизирует рисунки.

11. Для завершения работы приложения необходимо нажать кнопку «ФИНИШ» (или значок «закрыть» на форме) или выполнить команду Run/End.

Синтаксис использования метода Circle (используется для рисования окружностей, эллипсов, дуг и секторов) следующий:

<Объект>. Circle (х,у), радиус ,[цвет] , [start], [end], [aspect]

Где объект форма, окно рисунка (PictureBox), объект печати, на которых рисуется окружность, эллипс, дуга или сектор;

Circle — ключевое слово;

х,у координаты центра (тип Single);

радиус радиус (в используемой системе координат);

цветRGB-цвет линии (может использоваться функция RGB);

start, end используются при рисовании дуги и определяют в радианах начальный и конечный углы дуги (диапазон — от -2π до ). По умолчанию start равен 0, end. Для перевода значений углов из градусов в радианы используется формула ГРАДУС* π /180.

aspect соотношение радиусов по осям Х и Y при рисовании эллипса.

Для рисования сектора задаются отрицательные значения параметров start и end. При рисовании проводятся радиальные линии под углом, заданными абсолютными значениями параметра.

Пример 3. Составить программу, которая позволяет изменить начертание и цвет геометрической фигуры, типа квадрат, овал, круг, используя стандартный элемент управления «фигура» - Shape.

Решение.  Работа выполняется в следующей последовательности:

1. Запустить Visual Basic с помощью меню Window/Пуск/Программы. В окне New Project выбрать Стандартный.EXE вкладки New (новый) и кликнуть по кнопке «Открыть».

2. На экране появится новый проект и форма Project1 – Form1 (Form), содержание которой нужно заполнить необходимыми компонентами, с помощью которых можно будет выполнить необходимые действия.

3. Для создания приложения необходимо использовать следующие объекты управления:

- для завершения работы приложения необходима одна кнопка Command1. Это будет кнопка «Финиш»;

- для вывода четырёх рисунков можно использовать окна рисунков PictureBox1, PictureBox2, PictureBox3 и PictureBox4.

4. Теперь следует все указанные выше компоненты вынести на форму. Для этого на панели стандартных элементов находим значок одного из компонент, активизируем его и «переносим» на форму: рисуем условный прямоугольник в том месте формы, где будет предположительно находиться этот элемент, учитывая при этом его размеры.

Аналогичные действия выполняем поочередно для каждого элемента, пока на форме не появятся все элементы.

5. Далее изменяем свойства объектов, используя страницу свойств Properties. Для изменения свойств элементов следует активизировать элемент – выделить его на форме. Далее для выделенного элемента в окне свойств можно вносить изменения:

Command1

Caption = ‘Финиш

Заготовку формы для примера 3 с измененными свойствами и результат работы приложения  смотрите на рис. 1.3.

6. Для создания программного кода в проводнике проекта или в меню View выбрать команду Code.

В окне Project1 – Form1 (Code) выбрать в списке General название кнопки 1 и кликнуть по ней. В результате появится заготовка записи программного кода для Command1 с инициированием для нее события Click. Для Command1  будет выполняться одно действие – закрыть приложение. Это выполняет команда End.

Рис. 1.3. Заготовка формы для примера 3 с измененными свойствами и результат работы приложения.

7. Программный код для примера 3  будет иметь вид:

Private Sub Picture1_Click()

Picture1.DrawWidth = 5

Picture1.Scale (-10, 10)-(10, -10)

Picture1.Circle (1, 1), 6, vbRed

End Sub

Private Sub Picture2_Click()

Picture2.DrawWidth = 6

Picture2.Scale (-10, 10)-(10, -10)

Picture2.Circle (-1, 0), 7, vbBlue, , , 0.4

End Sub

Private Sub Picture3_Click()

Picture3.DrawWidth = 7

Picture3.Scale (-10, 10)-(10, -10)

Picture3.Circle (-1, -5), 9, vbGreen, -0.7, -2.1

End Sub

Private Sub Picture4_Click()

Picture4.DrawWidth = 8

Picture4.Scale (-10, 10)-(10, -10)

Picture4.Circle (1, -1), 8, vbCyan, -2.1, -0.7

End Sub

Private Sub Command1_Click()

End

End Sub

8. Для сохранения проекта надо выполнить команду меню File (файл) → Save Project As (Сохранить проект как). В диалоговом окне Save File As (Сохранить файл как) выбрать название диска, на котором должна быть создана папка для хранения файлов нового проекта. Далее для сохранения формы, следует набрать имя файла в поле ввода File Name (Имя файла), например Primer3, и нажать клавишу «Enter». Форма Form1 будет сохранена в файле с расширением Primer3.frm.

9. После сохранения формы следует сохранить проект. В Visual Basic это происходит автоматически, после чего должно появиться диалоговое окно Save Project As -Сохранить проект. Следует набрать то же имя Primer3 и нажать клавишу «Enter». Файл проекта будет сохранен с расширением Primer3.vbp.

10. Теперь запустить проект на выполнение. Выбираем команду RunStart или Shift+F5. После запуска приложения пользователь, поочередно активизируя переключатели для цвета и фигуры, получит разные варианты изменения фигуры

11. Для завершения работы приложения необходимо нажать кнопку «ФИНИШ» (или значок «закрыть» на форме) или выполнить команду Run/End.

Метод Shape. Геометрический объект – применяется для изображения некоторых фигур, которые реализованы в этом объекте.

Целое число

от 0 до 5

0

Rectangle

Прямоугольник

1

Square

Квадрат

2

Oval

Овал

3

Circle

Круг

4

Rounded Rectangle

Скругленный прямоугольник

5

Rounded Square

Скругленный квадрат

Цвет и прозрачность задают свойства BackColor и BackStyle.

Свойства FillColor и FillStyle задают цвет и стиль заполнения фигуры.

BorderStyle и BorderColor задают тип и цвет линии границы (прозрачная, штрих и др.)

Пример 4. Переключатели. Составить программу, которая позволяет изменить начертание и цвет геометрической фигуры, типа квадрат, овал, круг, используя стандартный элемент управления «фигура» - Shape.

Решение.  Работа выполняется в следующей последовательности:

1. Запустить Visual Basic с помощью меню Window/Пуск/Программы. В окне New Project выбрать Стандартный.EXE вкладки New (новый) и кликнуть по кнопке «Открыть».

2. На экране появится новый проект и форма Project1 – Form1 (Form), содержание которой нужно заполнить необходимыми компонентами, с помощью которых можно будет выполнить необходимые действия.

3. Для создания приложения необходимо использовать следующие объекты управления:

Shape1  фигура;

Label1 – метка;

Command1 – командная кнопка;

Frame1 – рамка;

Option1– переключатель;

Option2– переключатель;

Option3– переключатель;

Option4– переключатель;

Option5– переключатель;

Option6– переключатель.

4. Теперь следует все указанные выше компоненты вынести на форму. Для этого на панели стандартных элементов находим значок одного из компонент, активизируем его и «переносим» на форму: рисуем условный прямоугольник в том месте формы, где будет предположительно находиться этот элемент, учитывая при этом его размеры.

Аналогичные действия выполняем поочередно для каждого элемента, пока на форме не появятся все элементы.

5. Далее изменяем свойства объектов, используя страницу свойств Properties. Для изменения свойств элементов следует активизировать элемент – выделить его на форме. Далее для выделенного элемента в окне свойств можно вносить изменения:

Label1

Caption = ‘ФИГУРА

Command1

Caption = ‘ОК

Option1

Caption = ‘Квадрат‘; Value=True

Option2

Caption = ‘Овал‘; Value=True

Option3

Caption = ‘Круг‘; Value=True

Option4

Caption = ‘Красный‘;Value=True

Option5

Caption = ‘Желтый‘; Value=True

Option6

Caption = ‘Синий‘; Value=True

Frame1

Caption = ‘Цвет

Form1

Caption = ‘Переключатели

Shape1

BackStyle = 1 - Opaque

BackColor = ButtonFace

BorderStyle = 0 transparent

Заготовку формы для примера 4 с измененными свойствами и результат работы приложения  смотрите на рис. 1.4.

Рис. 1.4. Переключатели. Заготовка формы для примера 4 с измененными свойствами и результат работы приложения.

6. Для создания программного кода в проводнике проекта или в меню View выбрать команду Code.

В окне Project1 – Form1 (Code) выбрать в списке General название кнопки 1 и кликнуть по ней. В результате появится заготовка записи программного кода для Command1 с инициированием для нее события Click. Для Command1  будет выполняться одно действие – закрыть приложение. Это выполняет команда End.

Аналогичные действия выполняем в отношении других объектов управления.

7. Программный код для примера 4  будет иметь вид:

Option Explicit

Private Sub Option1_Click()

Shape1.Shape = 1

End Sub

Private Sub Option2_Click()

Shape1.Shape = 2

End Sub

Private Sub Option3_Click()

Shape1.Shape = 3

End Sub

Private Sub Option4_Click()

Shape1.BackColor = vbRed

End Sub

Private Sub Option5_Click()

Shape1.BackColor = vbYellow

End Sub

Private Sub Option6_Click()

Shape1.BackColor = vbBlue

End Sub

Private Sub Command1_Click()

End

End Sub

8. Для сохранения проекта надо выполнить команду меню File (файл) → Save Project As (Сохранить проект как). В диалоговом окне Save File As (Сохранить файл как) выбрать название диска, на котором должна быть создана папка для хранения файлов нового проекта. Далее для сохранения формы, следует набрать имя файла в поле ввода File Name (Имя файла), например Primer4, и нажать клавишу «Enter». Форма Form1 будет сохранена в файле с расширением Primer4.frm.

9. После сохранения формы следует сохранить проект. В Visual Basic это происходит автоматически, после чего должно появиться диалоговое окно Save Project As -Сохранить проект. Следует набрать то же имя Primer4 и нажать клавишу «Enter». Файл проекта будет сохранен с расширением Primer4.vbp.

10. Теперь запустить проект на выполнение. Выбираем команду RunStart или Shift+F5. После запуска приложения пользователь, поочередно активизируя переключатели для цвета и фигуры, получит разные варианты изменения фигуры

11. Для завершения работы приложения необходимо нажать кнопку «ОК» (или значок «закрыть» на форме) или выполнить команду Run/End.

Пример 5. Флажки. Таймер. Составить программу, которая выводит в текстовое окно время при установке флажка или показывает изображение - картинку, которую пользователь в процессе работы может изменить, если щелкнет по изображению указателем мыши.

Решение.  Работа выполняется в следующей последовательности:

1. Запустить Visual Basic с помощью меню Window/Пуск/Программы. В окне New Project выбрать Стандартный.EXE вкладки New (новый) и кликнуть по кнопке «Открыть».

2. На экране появится новый проект и форма Project1 – Form1 (Form), содержание которой нужно заполнить необходимыми компонентами, с помощью которых можно будет выполнить необходимые действия.

3. Для создания приложения необходимо использовать следующие объекты управления:

Command1 – командная кнопка;

Text1  текстовое окно;

Check1 – флажок;

Check2 – флажок;

Image1 – рисунок.

4. Теперь следует все указанные выше компоненты вынести на форму. Для этого на панели стандартных элементов находим значок одного из компонент, активизируем его и «переносим» на форму: рисуем условный прямоугольник в том месте формы, где будет предположительно находиться этот элемент, учитывая при этом его размеры.

Аналогичные действия выполняем поочередно для каждого элемента, пока на форме не появятся все элементы.

5. Далее изменяем свойства объектов, используя страницу свойств Properties. Для изменения свойств элементов следует активизировать элемент – выделить его на форме. Далее для выделенного элемента в окне свойств можно вносить изменения:

Command1

Caption = ‘ФИНИШ

Check1

Caption = ‘Время

Check2

Caption = ‘Рисунок

Form1

Caption = ‘Часы

Image1

Stretch (растяжка) = ‘True

BorderStyle (стиль рамки)=1–Fixed Single (тонкая фиксированная)

Picture (изображение) – выбрать изображение

Чтобы выбрать изображение, следует нажать кнопку с многоточием в диалогом окне с заголовком LoadPicture (загрузить рисунок). Найти «исходный рисунок», который будет загружаться автоматически при загрузке приложения. Полное название этого файла (например, С:\Мои рисунки\cfd.gif) необходимо запомнить.

Для облегчения просмотра графических файлов при работе приложения можно использовать стандартное диалоговое окно выбора файлов – Microsoft Common dialog.

Чтобы поместить элементы Microsoft Common Dialog на панель инструментов, необходимо в меню Project выбрать команду Components, в одноименном диалоге найти и отметить флажком элемент Microsoft Common Dialog Control 6.0 и нажать кнопку «Применить». Выбранный элемент появится на панели компонентов в виде значка.

Для Common Dialog установить свойства:

Custom = (дополнительно) в диалогом окне Property Pages (страницы свойств) открыть вкладку Open/Save As и установить все свойства в соответствии с рис. 1.5. В поле FileName указать имя выбранного выше файла.

Заготовку формы для примера 5 с измененными свойствами и результат работы приложения  смотрите на рис. 1.5.

6. Для создания программного кода в проводнике проекта или в меню View выбрать команду Code.

В окне Project1 – Form1 (Code) выбрать в списке General название кнопки 1 и кликнуть по ней. В результате появится заготовка записи программного кода для Command1 с инициированием для нее события Click. Для Command1  будет выполняться одно действие – закрыть приложение. Это выполняет команда End.

Аналогичные действия выполняем в отношении других объектов управления.

Рис. 1.5. Флажки. Таймер. Заготовка формы для примера 5 с измененными свойствами и результат работы приложения.

7. Программный код для примера 5  будет иметь вид:

Option Explicit

Private Sub Check1_Click()

Image1.Visible = False

Text1.Text = Format(Now, "hh: mm: ss")

End Sub

Private Sub Check2_Click()

Image1.Visible = True

Text1.Text = "  "

End Sub

Private Sub Image1_Click()

CommonDialog1.ShowOpen

Text1.Text = "  "

Image1.Picture = LoadPicture(CommonDialog1.FileName)

End Sub

Private Sub Command1_Click()

End

End Sub

8. Для сохранения проекта надо выполнить команду меню File (файл) → Save Project As (Сохранить проект как). В диалоговом окне Save File As (Сохранить файл как) выбрать название диска, на котором должна быть создана папка для хранения файлов нового проекта. Далее для сохранения формы, следует набрать имя файла в поле ввода File Name (Имя файла), например Primer5, и нажать клавишу «Enter». Форма Form1 будет сохранена в файле с расширением Primer5.frm.

9. После сохранения формы следует сохранить проект. В Visual Basic это происходит автоматически, после чего должно появиться диалоговое окно Save Project As -Сохранить проект. Следует набрать то же имя Primer5 и нажать клавишу «Enter». Файл проекта будет сохранен с расширением Primer5.vbp.

10. Теперь запустить проект на выполнение. Выбираем команду RunStart или Shift+F5. После запуска приложения пользователь, поочередно активизируя флажки для «Время» и «Рисунок», получит результат работы приложения в соответствии с рис. 1.5.

11. Для завершения работы приложения необходимо нажать кнопку «ФИНИШ» (или значок «закрыть» на форме) или выполнить команду Run/End.

1.3. Построение графиков функций.

Пример 6. Составить программу для построения таблицы значений и графика функции y = 1.2 sin x при изменении x в диапазоне [-10, 10]. Результат вычислений вывести на форму в виде таблицы.

Решение.  Работа выполняется в следующей последовательности:

1. Запустить Visual Basic с помощью меню Window/Пуск/Программы. В окне New Project выбрать Стандартный.EXE вкладки New (новый) и кликнуть по кнопке «Открыть».

2. На экране появится новый проект и форма Project1 – Form1 (Form), содержание которой нужно заполнить необходимыми компонентами, с помощью которых можно будет выполнить необходимые вычисления.

3. Для создания приложения необходимо использовать следующие объекты управления:

- для оформления надписи  «Группа 2911-301. Вариант №13. Петров П.П.» можно использовать метку Label1;

- для выполнения функций вычисления необходима одна кнопка Command1. Это будет кнопка «Таблица»;

- для выполнения функции построения графика вторая кнопка Command2. Это будет кнопка «График»;

- для выполнения функции завершения работы приложения применяется третья кнопка Command3. Это будет кнопка «Финиш»;

- для вывода графика функции можно использовать окно рисунка PictureBox1.

4. Теперь следует все указанные выше компоненты вынести на форму. Для этого на панели стандартных элементов находим значок одного из компонент, активизируем его и «переносим» на форму: рисуем условный прямоугольник в том месте формы, где будет предположительно находиться этот элемент, учитывая при этом его размеры.

Аналогичные действия выполняем поочередно для каждого элемента, пока на форме не появятся все элементы.

5. Далее изменяем свойства объектов, используя страницу свойств Properties. Для изменения свойств элементов следует активизировать элемент – выделить его на форме. Далее для выделенного элемента в окне свойств можно вносить изменения: для Command1 изменить свойство Caption = ‘Таблица‘, для Command2 - свойство Caption = ‘График‘, для Command3 - свойство Caption = ‘Финиш‘. Для метки Label1 задать значение свойства:

Label1.Caption = ‘Группа 2911-301. Вариант №13. Петров П.П.

Заготовку формы для примера 6 с измененными свойствами смотрите на рис. 1.6.

6. Для создания программного кода в проводнике проекта или в меню View выбрать команду Code.

В окне Project1 – Form1 (Code) выбрать в списке General название кнопки 1 и кликнуть по ней. В результате появится заготовка записи программного кода для Command1 с инициированием для нее события Click. В начале программы в операторе Dim переменная x имеет числовой тип Single. Для вывода значений y используется функция Round( ), которая округляет количество знаков после запятой до четырех.

Аналогичные действия выполняем в отношении кнопок 2 и 3. Для Command3  будет выполняться одно действие – закрыть приложение. Это выполняет команда End.

7. Программный код для примера 6  будет иметь вид:

Option Explicit

Private Sub Command1_Click()

Dim x As Single

Rem Расчётно-графическая работа 4-1, вариант 13

Picture1.DrawWidth = 1: Picture1.DrawStyle = 0

   Picture1.Scale (-12, 2)-(12, -2)

   Picture1.Line (-11, 0)-(11, 0)

   Picture1.Line (0, 1.5)-(0, -1.5)

For x = -10 To 10 Step 0.1

Picture1.DrawWidth = 4: Picture1.DrawStyle = 2

Picture1.PSet (x, 1.2 * Sin(x)), RGB(0, 0, 255)

Next x

End Sub

Private Sub Command2_Click()

Dim x As Single

   Print: Print "  ", " x ", " Функция y=1.2*sin(x)": Print

For x = -10 To 10 Step 2

Print "  ", x, Round(1.2 * Sin(x), 4)

Next x

End Sub

Private Sub Command3_Click()

End

End Sub

Рис. 1.6. Заготовка формы для примера 6 с измененными свойствами и результат работы приложения.

8. Для сохранения проекта надо выполнить команду меню File (файл) → Save Project As (Сохранить проект как). В диалоговом окне Save File As (Сохранить файл как) выбрать название диска, на котором должна быть создана папка для хранения файлов нового проекта. Далее для сохранения формы, следует набрать имя файла в поле ввода File Name (Имя файла), например Primer6, и нажать клавишу «Enter». Форма Form1 будет сохранена в файле с расширением Primer6.frm.

9. После сохранения формы следует сохранить проект. В Visual Basic это происходит автоматически, после чего должно появиться  диалоговое окно Save Project As -Сохранить проект. Следует набрать то же имя Primer6 и нажать клавишу «Enter». Файл проекта будет сохранен с расширением Primer6.vbp.

10. Теперь запустить проект на выполнение. Выбираем команду RunStart или Shift+F5. После чего нажать кнопки «Таблица» и «График».  На форме появляется таблица, а в окне рисунка появляется график функции.

11. Для завершения работы приложения необходимо нажать кнопку «ФИНИШ» (или значок «закрыть» на форме) или выполнить команду Run/End.

1.4. Анимация графических изображений.

Анимация - это имитация движения, производимая быстрым отображением на экране серии связанных между собой изображений. Настоящая анимация требует программного перемещения объектов, и часто использует также изменение размера или формы изображения. Если в последовательные моменты изменять координаты графических объектов на экране, то объекты будут “перемешаться” по экрану.

Пример 7. Мечущаяся точка. Составить программу для построения движения точки. Точка движется за счёт изменения её координат и отражается от сторон экрана под углом 45 градусов (рис. 1.7).

Решение.  Работа выполняется в следующей последовательности:

1. Запустить Visual Basic с помощью меню Window/Пуск/Программы. В окне New Project выбрать Стандартный.EXE вкладки New (новый) и кликнуть по кнопке «Открыть».

2. На экране появится новый проект и форма Project1 – Form1 (Form), содержание которой нужно заполнить необходимыми компонентами, с помощью которых можно будет выполнить необходимые вычисления.

3. Для создания приложения необходимо использовать следующие объекты управления:

- для выполнения функций вычисления необходима одна кнопка Command1. Это будет «Старт». Вторая кнопка Command2 выполняет функцию завершения работы приложения – кнопка «Финиш»;

- для вывода графика движения точки можно использовать окно рисунка PictureBox1.

4. Теперь следует все указанные выше компоненты вынести на форму. Для этого на панели стандартных элементов находим значок одного из компонент, активизируем его и «переносим» на форму: рисуем условный прямоугольник в том месте формы, где будет предположительно находиться этот элемент, учитывая при этом его размеры.

Аналогичные действия выполняем поочередно для каждого элемента, пока на форме не появятся все элементы.

5. Далее изменяем свойства объектов, используя страницу свойств Properties. Для изменения свойств элементов следует активизировать элемент – выделить его на форме. Далее для выделенного элемента в окне свойств можно вносить изменения: для Command1 изменить свойство Caption = ‘Старт ‘, для Command2 - свойство Caption = ‘Финиш ‘.

Заготовку формы для примера 7 с измененными свойствами смотрите на рис. 1.7.

Рис. 1.7. Мечущаяся точка. Заготовка формы для примера 7 с измененными свойствами и результат работы приложения.

6. Для создания программного кода в проводнике проекта или в меню View выбрать команду Code.

В окне Project1 – Form1 (Code) выбрать в списке General название кнопки 1 и кликнуть по ней. В результате появится заготовка записи программного кода для Command1 с инициированием для нее события Click. В начале программы в операторе Dim переменные x, y, dx, dy, n, i имеют числовой тип Integer. Здесь  x, y – координаты точки; dx, dy – приращения координат; n – счетчик шагов; i – счетчик цикла замедления; x =-20, y=-10 начальные координаты.

Аналогичные действия выполняем в отношении кнопки 2. Для Command2  будет выполняться одно действие – закрыть приложение. Это выполняет команда End.

7. Программный код для примера 7  будет иметь вид:

Option Explicit

Private Sub Command1_Click()

Dim x, y, dx, dy, n, i As Integer

Picture1.Scale (-2000, 2500)-(2000, -2500)

x = -20: y = -10

n = 1

dx = 1: dy = 1

While n < 50000

If x = -2000 Or x = 2000 Then dx = -dx

If y = -2500 Or y = 2500 Then dy = -dy

Picture1.DrawWidth = 20

Picture1.PSet (x, y), vbRed

For i = 1 To 10000: Next

Picture1.Cls

x = x + dx: y = y + dy

n = n + 1

Wend

End Sub

Private Sub Command2_Click()

End

8. Для сохранения проекта надо выполнить команду меню File (файл) → Save Project As (Сохранить проект как). В диалоговом окне Save File As (Сохранить файл как) выбрать название диска, на котором должна быть создана папка для хранения файлов нового проекта. Далее для сохранения формы, следует набрать имя файла в поле ввода File Name (Имя файла), например Primer7, и нажать клавишу «Enter». Форма Form1 будет сохранена в файле с расширением Primer7.frm.

9. После сохранения формы следует сохранить проект. В Visual Basic это происходит автоматически, после чего должно появиться  диалоговое окно Save Project As -Сохранить проект. Следует набрать то же имя Primer6 и нажать клавишу «Enter». Файл проекта будет сохранен с расширением Primer7.vbp.

10. Теперь запустить проект на выполнение. Выбираем команду RunStart или Shift+F5. После чего нажать кнопку «Старт». В окне рисунка появляется движущая точка.

11. Для завершения работы приложения необходимо нажать кнопку «ФИНИШ» (или значок «закрыть» на форме) или выполнить команду Run/End.

В качестве примера рассмотрим перемещение окружности по форме из правого верхнего угла в нижний левый угол.

Пример 8. Шарик. Рассчитать движение окружности с возрастающим диаметром, скатывающейся по наклонной линии и изобразить графически.

Решение.  Работа выполняется в следующей последовательности:

1. Запустить Visual Basic с помощью меню Window/Пуск/Программы. В окне New Project выбрать Стандартный.EXE вкладки New (новый) и кликнуть по кнопке «Открыть».

2. На экране появится новый проект и форма Project1 – Form1 (Form), содержание которой нужно заполнить необходимыми компонентами, с помощью которых можно будет выполнить необходимые действия.

3. Для создания приложения необходимо использовать следующие объекты управления:

- для завершения работы приложения необходима одна кнопка Command1. Это будет кнопка «Финиш»;

- для вывода рисунка можно использовать окно рисунка PictureBox1.

4. Теперь следует все указанные выше компоненты вынести на форму. Для этого на панели стандартных элементов находим значок одного из компонент, активизируем его и «переносим» на форму: рисуем условный прямоугольник в том месте формы, где будет предположительно находиться этот элемент, учитывая при этом его размеры.

Аналогичные действия выполняем поочередно для каждого элемента, пока на форме не появятся все элементы.

5. Далее изменяем свойства объектов, используя страницу свойств Properties. Для изменения свойств элементов следует активизировать элемент – выделить его на форме. Далее для выделенного элемента в окне свойств можно вносить изменения:

Command1

Caption = ‘Финиш

Заготовку формы для примера 8 с измененными свойствами и результат работы приложения  смотрите на рис. 1.8.

6. Для создания программного кода в проводнике проекта или в меню View выбрать команду Code.

В окне Project1 – Form1 (Code) выбрать в списке General название кнопки 1 и кликнуть по ней. В результате появится заготовка записи программного кода для Command1 с инициированием для нее события Click. Для Command1  будет выполняться одно действие – закрыть приложение. Это выполняет команда End.

Аналогичные действия выполняем в отношении других объектов управления.

Рис. 1.8. Шарик. Заготовка формы для примера 8 с измененными свойствами и результат работы приложения.

7. Программный код для примера 8  будет иметь вид:

Private Sub Picture1_Click()

Dim v As Single

Picture1.Scale (-120, 180)-(120, -180)

For v = 0 To 20 Step 0.001

Picture1.Cls

Picture1.DrawWidth = 8

Picture1.Circle (100 - 10 * v, 100 - 10 * v), (6 + v), vbBlue

Picture1.Line (-110, -180)-(130, 120), vbBlue

Next v

End Sub

Private Sub Command1_Click()

End

End Sub

8. Для сохранения проекта надо выполнить команду меню File (файл) → Save Project As (Сохранить проект как). В диалоговом окне Save File As (Сохранить файл как) выбрать название диска, на котором должна быть создана папка для хранения файлов нового проекта. Далее для сохранения формы, следует набрать имя файла в поле ввода File Name (Имя файла), например Primer8, и нажать клавишу «Enter». Форма Form1 будет сохранена в файле с расширением Primer8.frm.

9. После сохранения формы следует сохранить проект. В Visual Basic это происходит автоматически, после чего должно появиться диалоговое окно Save Project As -Сохранить проект. Следует набрать то же имя Primer8 и нажать клавишу «Enter». Файл проекта будет сохранен с расширением Primer8.vbp.

10. Теперь запустить проект на выполнение. Выбираем команду RunStart или Shift+F5. После запуска приложения на форме последовательно рисуются окружности.

11. Для завершения работы приложения необходимо нажать кнопку «ФИНИШ» (или значок «закрыть» на форме) или выполнить команду Run/End.

По такому же принципу можно строить более сложную анимацию (например, движение предметов на экране). В отличие от приведенной картинки движущейся окружности, при движении предметов в каждый момент должно показываться только текущее положение предмета.

1.4.1. Мигающие изображения.

Допустим, что в компьютерной демонстрации нужно обратить внимание на какую-либо точку графического образа. В этом случае точку рисуют мигающей. Для этого меняют с определенной частотой ее цвет.

Пример 9. Мигающие изображения. Составить программу, которая позволяет изменить начертание и цвет геометрической фигуры, типа квадрат, овал, круг, используя стандартный элемент управления «фигура» - Shape.

Решение.  Работа выполняется в следующей последовательности:

1. Запустить Visual Basic с помощью меню Window/Пуск/Программы. В окне New Project выбрать Стандартный.EXE вкладки New (новый) и кликнуть по кнопке «Открыть».

2. На экране появится новый проект и форма Project1 – Form1 (Form), содержание которой нужно заполнить необходимыми компонентами, с помощью которых можно будет выполнить необходимые действия.

3. Для создания приложения необходимо использовать следующие объекты управления:

- для завершения работы приложения необходима одна кнопка Command1. Это будет кнопка «Финиш»;

- для вывода графика движения точки можно использовать окно рисунка PictureBox1.

4. Теперь следует все указанные выше компоненты вынести на форму. Для этого на панели стандартных элементов находим значок одного из компонент, активизируем его и «переносим» на форму: рисуем условный прямоугольник в том месте формы, где будет предположительно находиться этот элемент, учитывая при этом его размеры.

Аналогичные действия выполняем поочередно для каждого элемента, пока на форме не появятся все элементы.

5. Далее изменяем свойства объектов, используя страницу свойств Properties. Для изменения свойств элементов следует активизировать элемент – выделить его на форме. Далее для выделенного элемента в окне свойств можно вносить изменения:

Command1

Caption = ‘Финиш

Заготовку формы для примера 9 с измененными свойствами и результат работы приложения  смотрите на рис. 1.9.

6. Для создания программного кода в проводнике проекта или в меню View выбрать команду Code.

В окне Project1 – Form1 (Code) выбрать в списке General название кнопки 1 и кликнуть по ней. В результате появится заготовка записи программного кода для Command1 с инициированием для нее события Click. Для Command1  будет выполняться одно действие – закрыть приложение. Это выполняет команда End.

Аналогичные действия выполняем в отношении других объектов управления.

7. Программный код для примера 9  будет иметь вид:

Private Sub Picture1_Click()

Picture1.Scale (-20, 15)-(20, -15)

For i = 1 To 5 Step 1

For j = 1 To 10 Step 0.01

Beep

Next j

Picture1.DrawWidth = 30

Picture1.PSet (-15, -10), vbRed

Picture1.PSet (15, -10), vbRed

Picture1.PSet (15, 10), vbRed

Picture1.PSet (-15, 10), vbRed

Picture1.DrawWidth = 60

Picture1.PSet (0, 0), vbYellow

For j = 1 To 10 Step 0.01

Beep

Next j

Picture1.DrawWidth = 30

Picture1.PSet (-15, -10), vbYellow

Picture1.PSet (15, -10), vbYellow

Picture1.PSet (15, 10), vbYellow

Picture1.PSet (-15, 10), vbYellow

Picture1.DrawWidth = 60

Picture1.PSet (0, 0), vbRed

Next i

End Sub

Private Sub Command1_Click()

End

End Sub

Рис. 1.9. Мигающие изображения. Заготовка формы для примера 9 с измененными свойствами и результат работы приложения.

8. Для сохранения проекта надо выполнить команду меню File (файл) → Save Project As (Сохранить проект как). В диалоговом окне Save File As (Сохранить файл как) выбрать название диска, на котором должна быть создана папка для хранения файлов нового проекта. Далее для сохранения формы, следует набрать имя файла в поле ввода File Name (Имя файла), например Primer9, и нажать клавишу «Enter». Форма Form1 будет сохранена в файле с расширением Primer9.frm.

9. После сохранения формы следует сохранить проект. В Visual Basic это происходит автоматически, после чего должно появиться диалоговое окно Save Project As -Сохранить проект. Следует набрать то же имя Primer9 и нажать клавишу «Enter». Файл проекта будет сохранен с расширением Primer9.vbp.

10. Теперь запустить проект на выполнение. Выбираем команду RunStart или Shift+F5. При запуске программы на экране появляются четыре «точки» в углах квадрата, окрашенные в красный цвет, и пятая «точка» жёлтого цвета вдвое большего размера в центре экрана. В этой программе красный и жёлтые цвета меняются определенной частотой. В результате получаются красные мигающие точки.

11. Для завершения работы приложения необходимо нажать кнопку «ФИНИШ» (или значок «закрыть» на форме) или выполнить команду Run/End.

1.4.2. Звуковые сигналы.

Мигание точки можно сопроводить звуковыми сигналами. Для этого используют оператор BEEP стандартной частоты и длительности.

Пример 10. Стрелочные часы. Составить программу для построения стрелочных часов (рис. 1.10).

Решение.  Работа выполняется в следующей последовательности:

1. Запустить Visual Basic с помощью меню Window/Пуск/Программы. В окне New Project выбрать Стандартный.EXE вкладки New (новый) и кликнуть по кнопке «Открыть».

2. На экране появится новый проект и форма Project1 – Form1 (Form), содержание которой нужно заполнить необходимыми компонентами, с помощью которых можно будет выполнить необходимые вычисления. Для создания приложения необходимо использовать следующие объекты управления.

3. Для выполнения функций вычисления необходима одна кнопка Timer. Вторая кнопка Command1 выполняет функцию завершения работы приложения – кнопка «Финиш».

4. Теперь следует все указанные выше компоненты вынести на форму. Для этого на панели стандартных элементов находим значок одного из компонент, активизируем его и «переносим» на форму: рисуем условный прямоугольник в том месте формы, где будет предположительно находиться этот элемент, учитывая при этом его размеры.

Аналогичные действия выполняем поочередно для каждого элемента, пока на форме не появятся все элементы.

5. Далее изменяем свойства объектов, используя страницу свойств Properties. Для изменения свойств элементов следует активизировать элемент – выделить его на форме. Далее для выделенного элемента в окне свойств можно вносить изменения: для Command1 изменить свойство Caption = ‘Финиш ‘.

Заготовку формы для примера 10 с измененными свойствами смотрите на рис. 1.10.

6. Для создания программного кода в проводнике проекта или в меню View выбрать команду Code.

В окне Project1 – Form1 (Code) выбрать в списке General название кнопки 2 и кликнуть по ней. В результате появится заготовка записи программного кода для Command1 с инициированием для нее события Click. Для Command1  будет выполняться одно действие – закрыть приложение. Это выполняет команда End.

7. Программный код для примера 10  будет иметь вид:

Option Explicit

Const r = 150

Const grad = 0.0174532

Dim x0, y0, hr, mn, sc As Integer

Private Sub Form_Initialize()

Form1.Height = (Form1.Height - Form1.ScaleHeight) + _

(r + 5) * 2 * Screen.TwipsPerPixelY

Form1.Width = (Form1.Width - Form1.ScaleWidth) + _

(r + 5) * 2 * Screen.TwipsPerPixelX

x0 = r + 75: y0 = r + 75

hr = 90 - Hour(Time) * 30 - (Minute(Time) / 12) * 6

mn = 90 - Minute(Time) * 6

sc = 90 - Second(Time) * 6

Timer1.Interval = 1000

Timer1.Enabled = True

Form1.ScaleMode = 3

Form1.BackColor = vbYellow

End Sub

Sub strelka(x0, y0, a, s As Integer)

Dim x1, y1 As Integer

x1 = Round(x0 + s * Cos(a * grad))

y1 = Round(y0 - s * Sin(a * grad))

Line (x0, y0)-(x1, y1)

End Sub

Sub Strelki()

Form1.DrawWidth = 3

Form1.ForeColor = Form1.BackColor

Call strelka(x0, y0, hr, r - 50)

Call strelka(x0, y0, mn, r - 20)

Call strelka(x0, y0, sc, r - 8)

hr = 90 - Hour(Time) * 30 - (Minute(Time) / 12) * 6

mn = 90 - Minute(Time) * 6

sc = 90 - Second(Time) * 6

Form1.DrawWidth = 4

Form1.ForeColor = RGB(0, 0, 0)

Call strelka(x0, y0, hr, r - 50)

Form1.DrawWidth = 3

Call strelka(x0, y0, mn, r - 20)

Form1.DrawWidth = 1

Form1.ForeColor = RGB(200, 0, 0)

Call strelka(x0, y0, sc, r - 8): Beep

PSet (175, 270), vbYellow

Print "Visual Basic"

End Sub

Private Sub Form_Paint()

Dim x1, y1, a, h As Integer

a = 0

h = 3

While a < 360

x1 = Round(x0 + r * Cos(a * grad))

y1 = Round(y0 - r * Sin(a * grad))

If a Mod 30 = 0 Then

Line (x1, y1)-(x1 + 5, y1 + 5), vbBlue, BF

CurrentX = x0 + Round((r + 20) * Cos(2 * a * 3.14 / 360)) - 7

CurrentY = y0 + Round((r + 20) * Sin(2 * a * 3.14 / 360)) - 7

ForeColor = vbBlue

FontSize = 11

Print h

h = h + 1

If h = 13 Then h = 1

Else

Line (x1, y1)-(x1 + 2, y1 + 2), vbBlue, BF

End If

a = a + 6

Wend

Call Strelki

End Sub

Private Sub Timer1_Timer()

Call Strelki

End Sub

Private Sub Command1_Click()

End

End Sub

8. Для сохранения проекта надо выполнить команду меню File (файл) → Save Project As (Сохранить проект как). В диалоговом окне Save File As (Сохранить файл как) выбрать название диска, на котором должна быть создана папка для хранения файлов нового проекта. Далее для сохранения формы, следует набрать имя файла в поле ввода File Name (Имя файла), например Primer10, и нажать клавишу «Enter». Форма Form1 будет сохранена в файле с расширением Primer10.frm.

9. После сохранения формы следует сохранить проект. В Visual Basic это происходит автоматически, после чего должно появиться  диалоговое окно Save Project As -Сохранить проект. Следует набрать то же имя Primer10 и нажать клавишу «Enter». Файл проекта будет сохранен с расширением Primer10.vbp.

10. Теперь запустить проект на выполнение. Выбираем команду RunStart или Shift+F5. После чего появляются стрелочные часы.

11. Для завершения работы приложения необходимо нажать кнопку «ФИНИШ» (или значок «закрыть» на форме) или выполнить команду Run/End.

Рис. 1.10. Стрелочные часы. Заготовка формы для примера 10 с измененными свойствами и результат работы приложения.

Задание к расчетно-графической работе по дисциплинам "Информатика" и "Алгоритмизация и программирование".

1.1. Построение графика функций. Вычислить значения функции в заданном интервале, вывести результат в таблицу, по результатам вычислений построить график. Область изменения аргумента выбрать самостоятельно в соответствии с областью допустимых значений, обосновать выбор области изменения аргумента для построения графика.

№ варианта

Функция y=f(x)

№ варианта

Функция y=f(x)

1

y = x3 + x2 + e1-x

17

y = 3 + x3 + x / ex

2

y = ex-2/tg(x-2)

18

y = (6.3 + x3) / x2

3

y = 6/(x3 + x2) - 1/ex

19

y = x3 + e2x -3

4

y = 2x2 + 3x – cos x

20

y = (x + 1) / (x – 3) + ex-2

5

y = ex + cos(x2 + 3)

21

y = arctg (5 + 2x3 + 3x2 )

6

y = ex-2 + x2 + 3

22

y = (5+4x)/x3 + x2 / sin x2

7

y = x2 + ex+11+ sin x

23

y = 3/(x + 1) + cos2x

8

y = 123/(x2 + 2.5) + e sin x

24

y = (5/x2 + 3/x + cos 2x) 3/2

9

y = 56x2 + x + cos(2x - x3)

25

y = (8.3 + 2x + x2) / cos2x

10

y = x3 + x2 + x + sin 2x

26

y = 9x2 + sin x2 /(x - 2)

11

y = 63 + x3 + x2 + ex+1.5

27

y = (3 + x3 + x) 3/2

12

y = (5+4x)/x3 + x2 + ex+1.5

28

y = arctg(2.5 + x3) / sin x2

13

y = 3/(x + 1) + cos2x

29

y = tg x3 + cos | 4x |

14

y =x3 + 7/x2 + 3/x + cos 2x

30

y = (4x - 6)3/2 / (x – 3) + 8

15

y = 12.3 + 2x + x2ex-5

31

y =7x2 + ln | 2 + x | /(x - 2)

16

y = x2 + e2x /(x - 2)

32

y =4x3 + x2 sin | 2x |

1.2. Анимация графических изображений. Построение геометрических фигур. Задание цвета изображения, поворот и движение изображений. Мигающие изображения. Звуковые сигналы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данные методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов, имеющих начальные знания по программированию на языке Visual Basic. Для получения начальных знаний ниже прилагается дополнительная литература.

В этой работе были рассмотрены решения конкретных типовых задач:

1) принципы формирования изображений на экране;

2) графические методы;

3) построение графиков функций;

4) анимация графических изображений;

5) мигающие изображения;

6) звуковые сигналы.

Результатом работы явились десять примеров, реализующие построение геометрических фигур, задание цвета изображения, поворот и движение изображений, построение графиков функций, анимация графических изображений с использованием звуковых сигналов.

Дополнительная литература:

  1.  С.В.Симонович и др. Информатика. Базовый курс. Санкт-Петербург: Издательский дом Питер. 2002, - 640 с.
  2.  А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер. Информатика. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, - 848 с.

М.Д.Князева. Программирование на Visual Basic 6. Учеб. Пособие.   –М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2006. - 176с.

И.К.Сафронов. Visual Basic в задачах и примерах. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2007, - 400 с.

Д.А.Шевякова, А.М.Степанов, Р.Г.Карпов. Самоучитель Visual Basic 2005 /Под общ. Ред. А.Ф.Тихонова. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2007, - 576 с.

Методические указания к лабораторным работам по дисциплине: "Алгоритмизация и программирование". Основы визуального программирования. /Сост.: И.Н.Гатауллин, Ф.Г.Габбасов. - Казань, КГАСУ, 2008. 61 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83929. Разработка приложения баз данных для автоматизации операции учета в отделе кадров 66.41 KB
  Для решения подобных проблем применяются автоматизированные базы данных. За последние несколько лет вырос уровень потребительских качеств систем управления базами данных СУБД: разнообразие поддерживаемых функций удобный для пользователя интерфейс сопряжение с программными продуктами в частности...
83931. Государственный бюджет, проблема сбалансированности. Управление государственным долгом 526 KB
  Целью моей работы является: анализ государственного бюджета его положение на данный момент выявить способы управления государственным долгом и методы достижения сбалансированности бюджета страны.
83932. Система стимулирования труда и пути их совершенствования 128 KB
  Механизм внешнего воздействия на трудовое поведение реализуется в системе стимулов к труду. Стимулирование – создание такой трудовой, экономической ситуации, которая могла бы заинтересовать объект стимулирования в определенном трудовом поведении.
83933. Организация работы механо-сборочного цеха 219.5 KB
  Задачи курсовой работы: охарактеризовать предприятие; описать планирование в структурном подразделении на предприятии; изучить виды планов; составить калькуляцию на изготовление изделия; изобразить схему организационной структуры подразделения; изучить рабочее место контролёра...
83934. ПОЧВЕННО-АГРОХИМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЧВ ТУНКИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ 57.85 KB
  Тункинский район Республики Бурятия находится в юго-западной части Бурятии, в 40 км к западу от озера Байкал. На территории Тункинского района находится Тункинский национальный парк, границы парка совпадают с административными границами района.
83935. Договор международной купли-продажи товаров: понятие, особенности, правовое регулирование 191.5 KB
  Цель работы дать характеристику договора международной купли-продажи товаров, раскрыть его содержание и определить порядок разрешения коллизионных вопросов. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: проанализировать источники, регулирующие договор международной купли-продажи товаров...
83936. Разработка мероприятия направленного на улучшение финансового состояния ЗАО «Коноваловское» 546.5 KB
  Объектом исследования является Закрытое Акционерное Общество «Коноваловское», которое занимается выращиванием, переработкой, хранением и реализацией сельскохозяйственной продукции, оптовой торговлей зерном, продажей элитных семян зерновых культур.
83937. Регистр сдвига 2.96 MB
  Заданная схема представляет собой 4х-разрядный сдвиговый регистр. Запись и сдвиг происходит синхронно по сигналу C. Переключение режима записи и сдвига осуществляется сигналом E. Все переключения осуществляются по отрицательному фронту.