15318

Использование таймера в AVR микроконтроллерах

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Лабораторная работа №2 Использование таймера в AVR микроконтроллерах Цель работы: написать для микроконтроллера программу с использованием таймеров МК по прерыванию и вывод значений переменной на дисплей на языке программирования С согласно варианта. Прежде чем пр

Русский

2013-06-11

89 KB

9 чел.

Лабораторная работа №2

Использование таймера в AVR микроконтроллерах

Цель работы: написать для микроконтроллера программу с использованием таймеров МК по прерыванию и вывод значений переменной на дисплей на языке программирования С согласно варианта.

Прежде чем приступить к изучению таймера определимся с базовыми понятиями. Например, частота. Простым языком, частота это количество повторений, какого либо действия в секунду. Это значит, что если вы за секунду хлопнете в ладошки 2 раза, то частота хлопков будет равна 2Гц. Если за 2 секунды 2 раза, частота 1Гц.

Далее, каждый микроконтроллер работает на определенной частоте. Поэтому, ему нужен источник данной частоты. Микроконтроллер может тактироваться от внутреннего (собственного) источника и внешнего.

Частота внутреннего источника может изменяться («плавать») из за температуры и т.п., поэтому считается непригодным для для серьезных проектов . Поэтому применяется стабильный источник внешней частоты — кварцевый резонатор (кварц). Один из вариантов исполнения кварцевого резонатора:

Теперь, кое что о таймере. Таймер работает на той же частоте, что и микроконтроллер. Либо на частоте, меньшей в 8/64/256/1024 раз, это называется предделителем.

Допустим, мы выбрали предделитель 1024, частота микроконтроллера 8мГц.

8 000 000 / 1024 = 7813 — это частота, на которой работает наш таймер. По простому говоря, за одну секунду таймер тикнет 7813 раз.

Допустим, нам нужно, чтобы раз в 0,5 секунды выполнялся наш код. За одну секунду 7813 тиков, за пол секунды в 2 раза меньше — 3906. Именно это значение мы должны сравнивать с текущим количеством тиков. Но вот у нас совпали эти 2 значения и что дальше? Для этого существует такая полезная штука как прерывание. Это значит, что при совпадении, ваша текущая программа остановится и начнет выполняться тот код, который мы напишем в прерывании. Как только он будет выполнен, программа продолжит работу с того места, где была прервана. Вот такая полезная штука эти прерывания.

Вот теперь напишем нашу программу. Поэтому создаем проект с помощью мастера проектов. Сразу подключим LCD.

Переходим на вкладку Timers и тут остановимся поподробнее:

Выбираем частоту 7813 и устанавливаем галочку напротив пункта Interrupt on: Compare A Match. Таким образом мы указали, что при совпадении значения выполнять прерывание (то о чем было написано выше). Прерывание будем выполнять 1 раз в секунду, т.е. нам нужно тикнуть 7813 раз, поэтому переводим число 7813 в шестнадцатеричную систему и получим 1e85. Именно его и записываем в регистр сравнения Comp A. Регистр сравнения Comp A 16 битный, поэтому число больше 2^16=65536 мы записать не можем.

Генерим, сохраняем, вычищаем наш код. Появится новый непонятный кусок кода

// Timer 1 output compare A interrupt service routine
interrupt [TIM1_COMPA] void timer1_compa_isr(void)
{

}

Это то самое прерывание. Именно внутри этих скобок мы можем писать тот код, который мы хотели бы выполнять через определенные промежутки времени. У нас это одна секунда. Итак логично создать переменную, которую мы будем увеличивать 1 раз в секунду, т.е. 1 раз за прерывание. Поэтому проинициализируем переменную int s =0; а в прерывании будем ее увеличивать от 0 до 59. Значение переменной выведем на жк дисплей. Никаких хитростей, все очень просто.

Получившийся код.

#include <mega8.h>

 #asm

  .equ __lcd_port=0x18 ;PORTB

#endasm

#include <lcd.h>

 int s = 0; // переменная для хранения секунд

 // Обработка прерываний

interrupt [TIM1_COMPA] void timer1_compa_isr(void)

{

   s++; // увеличиваем переменную каждую секунду

   if(s>59) // обнуляем секунды после 59

    {

      s=0;

    }

 

   TCNT1H=0;

  TCNT1L=0;

 }

  

 void main(void)

 {

 

 TCCR1A=0x00;

 TCCR1B=0x05;

 TCNT1H=0x00;

 TCNT1L=0x00;

 ICR1H=0x00;

 ICR1L=0x00;

 OCR1AH=0x1E;

 OCR1AL=0x85;

   TIMSK=0x10;

   lcd_init(8);

   #asm("sei")

 while (1)

 {

        lcd_gotoxy(0,0);  

       lcd_putchar(s/10+0x30);

        lcd_putchar(s%10+0x30);

     };

}


Варианты заданий

№ Варианта

Порт подключения дисплея

Кол-во знаков

дисплея

Начальное положение курсора на дисплее, x, y

Время прерывания, сек

Микро

контроллер

1

Порт А

24

0,1

0,28

ATmega16

2

Порт D

16

1,2

0,73

ATmega32

3

Порт B

24

1,3

2,02

ATmega64

4

Порт E

16

1,4

1,24

ATmega128

5

Порт B

12

0,2

1,55

ATmega16

6

Порт C

12

1,2

1,34

ATmega32

7

Порт C

20

0,2

1,77

ATmega64

8

Порт D

12

0,1

1,56

ATmega128

9

Порт C

16

0,3

1,22

ATmega16

10

Порт B

20

1,5

1,45

ATmega32

11

Порт D

16

1,6

2,12

ATmega64

12

Порт C

12

0,0

2,47

ATmega128

13

Порт D

20

1,7

0,95

ATmega16

14

Порт А

24

1,9

1,23

ATmega32

15

Порт E

16

1,8

0,77

ATmega64

Отчет должен содержать:

  1.  Схему устройства;
  2.  Код программы с пояснениями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35807. Виготовлення візитниці. Творчий проект 23.86 MB
  На мою думку підготовка проекту з трудового навчання дає нам можливість опанувати технології обробки сучасних конструкційних матеріалів щоб надати виробу естетичної привабливості. 2 Зробити розрахунки розмірів виробу. 4 Розробити технологічну карту виготовлення виробу. Вимоги до виробу Канцелярський набір візитниця повинен відповідати таким вимогам: Ергономіки зручність у використанні; Естетики задоволення смаку будьякого споживача; Технології конструкція не повинна бути занадто складною ...
35809. Оздоблення одягу. Творчий проект 26.29 KB
  Бойченка Творчий проект на тему Оздоблення одягу Виконала учениця 9А класу Ткаченко Катерина Керівник: Горонескуль Таїсія Миколаївна Творчий задум Я вирішила прикрасити кофту ґудзиками тому що. Адже тканина є основою форми одягу. У моделюванні одягу особливе значення має фактура тканини її властивості. Так м‘які еластичні тканини підходять для моделі з плавними м‘якими лініями з драпуванням м‘якими складками зборками а щільні формостійкі матеріали потребують більш простих і лаконічних форм одягу.
35810. Кормушка для птиц 6.21 MB
  Кормушки могут быть любых размеров и изготавливаются из разных материалов. Это и пластиковые бутылки и коробки изпод сока и самодельные деревянные кормушки. Поэтому конструкции кормушек очень разнообразны а самые простые кормушки для птиц могут быть сделаны практически из всего что попадется под руку. Стационарные кормушки укреплены на столбах.
35811. Украшения и аксессуары. Творческий проект 5.66 MB
  В древней Руси браслеты назывались непонятными словами зарукавья и обруча. Браслеты популярны и сегодня. Вечерние туалеты предполагают самые разнообразные браслеты. Сегодня очень популярны также браслеты для ног которые носят на щиколотке.
35813. Мой выбор профессии 220.61 KB
  Творческий проект Мой выбор профессии Содержание Обоснование выбора профессии Жизненные ценности История профессии. Описание профессии Карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению Психограмма профессии Профпригодность Профпроба Заключение Список литературы Обоснование выбора профессии Цель моей жизни заключается в получении высшего образования и приобретении профессии которая мне будет интересна. В девятом классе передо мной встала проблема выбора профессии. Я неплохо разбираюсь в физике и...