15318

Использование таймера в AVR микроконтроллерах

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Лабораторная работа №2 Использование таймера в AVR микроконтроллерах Цель работы: написать для микроконтроллера программу с использованием таймеров МК по прерыванию и вывод значений переменной на дисплей на языке программирования С согласно варианта. Прежде чем пр

Русский

2013-06-11

89 KB

9 чел.

Лабораторная работа №2

Использование таймера в AVR микроконтроллерах

Цель работы: написать для микроконтроллера программу с использованием таймеров МК по прерыванию и вывод значений переменной на дисплей на языке программирования С согласно варианта.

Прежде чем приступить к изучению таймера определимся с базовыми понятиями. Например, частота. Простым языком, частота это количество повторений, какого либо действия в секунду. Это значит, что если вы за секунду хлопнете в ладошки 2 раза, то частота хлопков будет равна 2Гц. Если за 2 секунды 2 раза, частота 1Гц.

Далее, каждый микроконтроллер работает на определенной частоте. Поэтому, ему нужен источник данной частоты. Микроконтроллер может тактироваться от внутреннего (собственного) источника и внешнего.

Частота внутреннего источника может изменяться («плавать») из за температуры и т.п., поэтому считается непригодным для для серьезных проектов . Поэтому применяется стабильный источник внешней частоты — кварцевый резонатор (кварц). Один из вариантов исполнения кварцевого резонатора:

Теперь, кое что о таймере. Таймер работает на той же частоте, что и микроконтроллер. Либо на частоте, меньшей в 8/64/256/1024 раз, это называется предделителем.

Допустим, мы выбрали предделитель 1024, частота микроконтроллера 8мГц.

8 000 000 / 1024 = 7813 — это частота, на которой работает наш таймер. По простому говоря, за одну секунду таймер тикнет 7813 раз.

Допустим, нам нужно, чтобы раз в 0,5 секунды выполнялся наш код. За одну секунду 7813 тиков, за пол секунды в 2 раза меньше — 3906. Именно это значение мы должны сравнивать с текущим количеством тиков. Но вот у нас совпали эти 2 значения и что дальше? Для этого существует такая полезная штука как прерывание. Это значит, что при совпадении, ваша текущая программа остановится и начнет выполняться тот код, который мы напишем в прерывании. Как только он будет выполнен, программа продолжит работу с того места, где была прервана. Вот такая полезная штука эти прерывания.

Вот теперь напишем нашу программу. Поэтому создаем проект с помощью мастера проектов. Сразу подключим LCD.

Переходим на вкладку Timers и тут остановимся поподробнее:

Выбираем частоту 7813 и устанавливаем галочку напротив пункта Interrupt on: Compare A Match. Таким образом мы указали, что при совпадении значения выполнять прерывание (то о чем было написано выше). Прерывание будем выполнять 1 раз в секунду, т.е. нам нужно тикнуть 7813 раз, поэтому переводим число 7813 в шестнадцатеричную систему и получим 1e85. Именно его и записываем в регистр сравнения Comp A. Регистр сравнения Comp A 16 битный, поэтому число больше 2^16=65536 мы записать не можем.

Генерим, сохраняем, вычищаем наш код. Появится новый непонятный кусок кода

// Timer 1 output compare A interrupt service routine
interrupt [TIM1_COMPA] void timer1_compa_isr(void)
{

}

Это то самое прерывание. Именно внутри этих скобок мы можем писать тот код, который мы хотели бы выполнять через определенные промежутки времени. У нас это одна секунда. Итак логично создать переменную, которую мы будем увеличивать 1 раз в секунду, т.е. 1 раз за прерывание. Поэтому проинициализируем переменную int s =0; а в прерывании будем ее увеличивать от 0 до 59. Значение переменной выведем на жк дисплей. Никаких хитростей, все очень просто.

Получившийся код.

#include <mega8.h>

 #asm

  .equ __lcd_port=0x18 ;PORTB

#endasm

#include <lcd.h>

 int s = 0; // переменная для хранения секунд

 // Обработка прерываний

interrupt [TIM1_COMPA] void timer1_compa_isr(void)

{

   s++; // увеличиваем переменную каждую секунду

   if(s>59) // обнуляем секунды после 59

    {

      s=0;

    }

 

   TCNT1H=0;

  TCNT1L=0;

 }

  

 void main(void)

 {

 

 TCCR1A=0x00;

 TCCR1B=0x05;

 TCNT1H=0x00;

 TCNT1L=0x00;

 ICR1H=0x00;

 ICR1L=0x00;

 OCR1AH=0x1E;

 OCR1AL=0x85;

   TIMSK=0x10;

   lcd_init(8);

   #asm("sei")

 while (1)

 {

        lcd_gotoxy(0,0);  

       lcd_putchar(s/10+0x30);

        lcd_putchar(s%10+0x30);

     };

}


Варианты заданий

№ Варианта

Порт подключения дисплея

Кол-во знаков

дисплея

Начальное положение курсора на дисплее, x, y

Время прерывания, сек

Микро

контроллер

1

Порт А

24

0,1

0,28

ATmega16

2

Порт D

16

1,2

0,73

ATmega32

3

Порт B

24

1,3

2,02

ATmega64

4

Порт E

16

1,4

1,24

ATmega128

5

Порт B

12

0,2

1,55

ATmega16

6

Порт C

12

1,2

1,34

ATmega32

7

Порт C

20

0,2

1,77

ATmega64

8

Порт D

12

0,1

1,56

ATmega128

9

Порт C

16

0,3

1,22

ATmega16

10

Порт B

20

1,5

1,45

ATmega32

11

Порт D

16

1,6

2,12

ATmega64

12

Порт C

12

0,0

2,47

ATmega128

13

Порт D

20

1,7

0,95

ATmega16

14

Порт А

24

1,9

1,23

ATmega32

15

Порт E

16

1,8

0,77

ATmega64

Отчет должен содержать:

  1.  Схему устройства;
  2.  Код программы с пояснениями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4134. Типи зображень по глибині кольору 532 KB
  Типи зображень по глибині кольору Установка глибини кольору необхідна на початку роботи із зображенням і визначає його тип і кількість можливих відтінків тони (кольори). Розглянемо можливості перенесення кольорів і поняття глибини кольору, використо...
4135. Спусковое регенеративное устройство триггер 502 KB
  Триггеры Триггер — это спусковое регенеративное устройство с двумя или более устойчивыми состояниями, переключаемыми в соответствии с сигналом, поступающим на информационные входы. Существует большое количество разновидностей триггеров, к...
4136. Шифраторы и дешифраторы 375.5 KB
  Шифраторы и дешифраторы Шифратор – специфический преобразователь кодов, - устройство, обеспечивающее выдачу определенного кода в ответ на возбуждение одного из входов. Шифраторы реализуют преобразование унитарного кода (другое название – к...
4137. Дослідження роботи служби www 107.91 KB
  Дослідження роботи служби www 1.Мета роботи Дослідити різноманітні види пошуку та пошукових систем, які використовуються в Internet Хід роботи Досить вказати пошуковий запит і клацнути мишкою на відповідній кнопці, на екрані буде відобра...
4138. Санітарний паспорт кабінету інформатики та інформаційно-комунікаційних технологій 43.5 KB
  Санітарний паспорт кабінету інформатики та інформаційно-комунікаційних технологій Паспортна частина Адреса: Смільчинецький навчально-виховний комплекс Черкаська обл. Лисянський район, с.Смільченці Побудована: по типовому проекту Розташ...
4139. Вивчення закону Ома 110.5 KB
  Вивчення закону Ома Мета роботи. Встановити залежність сили струм від напруги у зразку з монокристалу визначеної речовини та визначити його опір, питому електропровідність та концентрацію носіїв струму. Теоретичні відомості. Електричним струмом пров...
4140. Дослідження залежності моменту інерції тіла від положення осі обертання 192.5 KB
  Дослідження залежності моменту інерції тіла від положення осі обертання Мета роботи. Визначити момент інерції тіла при трьох різних положеннях осі обертання. Теоретичні відомості. Вектор лінійної швидкості спрямований по дотич...
4141. Мультиплексоры и демультиплексоры 372.5 KB
  Мультиплексоры и демультиплексоры относятся к классу комбинационных устройств, которые предназначены для коммутации потоков данных в линиях связи по заданным адресам. Большая часть данных в цифровых системах передае...
4142. Робота зі спільними ресурсами в середовищі Windows 2000/XP 60.68 KB
  Робота зі спільними ресурсами в середовищі Windows 2000/XP Мета навчитисьвідкривати доступ до ресурсів компьютера тавикористовуватимережеві ресурси в ОС Windows. Хід роботи Завдання Створюємо в своєму каталозі папку і наз...