1532

Общая психология

Шпаргалка

Психология и эзотерика

Современные проблемы и направления в психологии. Психология познавательных процессов. Эмоциональные состояния. Эмоциональный интеллект и методы его изучения. Основные фазы мышления. Основные мыслительные действия. Формы познания. Понятие мышления. Место мышления в структуре познавательной деятельности.

Русский

2013-01-06

86.72 KB

41 чел.

Вступление в психологию

Современные проблемы и направления в психологии.

1. Психоанализ. Бессознательное как предмет психологии, Фрейд, структура психики.

2. Бихевиоризм. Предпосылки возникновения, поведение как предмет психологии. Необихивиоризм.

3. Гештальтпсихология. Постановка проблемы целостности в психологии. Гештальттерапия.

4. Гуманистическая психология. Основные идеи, признаки и исходные положения. Когнитивная психология и номотетических подход в психологии.

5. Когнитивная психология и номотетических подход в психологии.

6. Социокультурный подход в психологии. Культурно-историческая парадигма в психологии.

7. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского.

8. Деятельностный подход в психологии. Два варианта деятельностного подхода в советской психологии теории Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева.

Психология личности

1. Теория черт личности Г.Олпорт.

2. Структурная теория черт личности Р.Кеттела.

3. Гуманистическая теория личности А. Маслоу.

Психология познавательных процессов

Мышление и речь

1. Понятие мышления. Место мышления в структуре познавательной деятельности.

2. Виды, типы мышления. Стадии развития в жизни человека.

3. Филогенетическое, эволюционно, историческое, онтогенетическое развитие мышления.

4. Изучение языка в контексте мышления. Экспрессивная функция языка. Средства невербальной коммуникации.

5. Гипотеза лингвистической относительности. Языковые ограничения умственной деятельности.

6. Механизмы мыслительного процесса.

7. Основные фазы мышления. Основные мыслительные действия. Формы познания.

8. Теории и методы исследования мышления.

Эмоционально-волевая сфера личности

Эмоциональная сфера человека

1. Общие представления о эмоциях и чувствах. Разнообразие эмоций и чувств. Сравнительная характеристика.

2. Особенности переживания, его виды, механизм проявления и развития эмоций. Управление эмоциями. Теоретические подходы к изучению эмоций.

3. Функции эмоций. Общая характеристика эмоций и чувств. Классификация чувств человека. Общая характеристика методов изучения эмоций.

4. Эмоциональность как психологическая особенность.

5. Эмоциональные состояния. Эмоциональный интеллект и методы его изучения.

Дифференциальная психология

Способности

1. Проблема психологии способностей и их признаков. Задатки как органические предпосылки способностей, их многозначность. Способности и знания, умения, навыки.

2. Виды способностей. Виды специальных способностей. Гениальность, одаренность, талант.

3. Компенсаторная функция компонентов способностей и индивидуальный стиль деятельности. Подходы к изучению способностей. Методы исследования способностей. Креативность.

4. Понятие об интеллекте, Теории интеллекта. Модели интеллекта.

Охрана труда

15. Значение производственного освещения для обеспечения производительности и безопасности труда. Существующие виды и системы освещения.

16. Определение понятия "производственный шум", его основные параметры. Классификация шумов.

17. Инфра-и ультразвук. Параметры инфраструктуры и ультразвуковых колебаний. Источники ультра-и инфразвуковых колебаний. Средства защиты.

18. Опасные химические вещества и их действие на организм человека. Оказание первой помощи при отравлении химическими веществами и при химических ожогах.

19. Классификация и источники электромагнитных излучений промышленной частоты и радиочастотного диапазона. Средства защиты.

20. Классификация и источники ультрафиолетового и инфракрасного излучений. Средства защиты.

21. Лазерное излучение, опасные и вредные факторы, которые сопровождают работу лазеров. Средства защиты.

Вступление в психологию

Современные проблемы и направления в психологии.

1. В структуре человеческой психики выделяют две сферы: сознательное и бессознательное (З. Фрейда). Сознательное — контролирует бессознательное, определяет выбор поведения в общественной среде. Между сознательным и бессознательным возникает конфликт, тогда равновесие между двумя сферами психики нарушается. Бессознательное — представляет собой биологическую природу человека и управляется инстинктами, которые регулируют чувственную сферу естественных потребностей. Позднее Фрейд предложил следующую структуру психики: Эго, Суперэго, Ид. Фактически в учении З.Фрейда выделены три вида бессознательного: 1) Латентное бессознательное, содержание которого, в общем, соответствует предсознательной системе психики и может быть осознано индивидом, 2) Вытесненное бессознательное, осознание которого предполагает использование специальных (по З.Фрейду, психоаналитических) методов и 3) Наследуемое общечеловеческое бессознательное, репрезентирующееся, например, в имманентных принципах психической жизни, универсальных комплексах Эдипа и кастрации, влечениях, мотивациях и т.д. Юнг предлагает собственную версию «коллективное бессознательное», которое связано с наследованием человеческих первообразов. Оно содержит "вторжение из самых глубин бессознательного " в ту область бессознательного, которая никогда не станет осознаваемой. Основная критика сосредоточивается на рассмотрении Фрейдом бессознательного в качестве места размещения инстинктов и их психических заменителей; его последующее представление об ид еще уязвимее в этом отношении.

2. Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм В. Вундта и Э. Титченера и на американский функционализм. Его основоположником был Дж. Уотсон, однако первое экспериментальное изучение связи между стимулом и реакцией, которое стало ядром исследовательского метода бихевиоризма , появилось раньше и было осуществлено Э. Торндайком. Он впервые стал исследовать процесс научения с позиции объективного наблюдения, фиксируя связь между ситуациями, с которыми сталкивается организм, и его движениями – ответными реакциями. Бихевиоризм — особое направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии является поведение человека от рождения и до смерти. Наблюдения над поведением могут быть представлены в форме стимулов и реакций. Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае — при данном стимуле — можно было сказать наперед, какова будет реакция, или, если дана реакция, каким стимулом она вызвана. Необихевиоризм. Возглавили это движение американские психологи Э.Толмен и К.Халд. Толмен возражал против того, чтобы ограничиваться в анализе поведения только формулой "стимул – реакция" и игнорировать фак торы, которые играют незаменимую роль в промежутке между ними. Эти факторы он назвал "промежуточными переменными". Толмен настаивал на том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. По его экспериментальным данным, организм, постепенно осваивая обстановку, строит познавательную карту того пути, которому нужно следовать для решения задачи. Оперантный бихевиоризм Скиннера: Скиннер выделил в дополнение к классическому обусловливанию, которое он обозначил как респондентное, второй тип обусловливания - оперантное обусловливание. Оперантное научение имеет в своей основе активные действия («операции») организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом. Поощрение называется подкреплением, поскольку оно подкрепляет желаемое поведение. Методом «дискриминационного научения» - последовательное избирательное поощрение отдельных действий, ведущих к желаемому результату.

3. Гештальтпсихология - направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Представители: Вольфганг Келлер, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин. Гештальтпсихология выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, "поле", в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными. Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. С точки зрения гештальттерапии человек в каждый момент своей жизни существует в неком поле, состоящем из его прошлого опыта, представлений о самом себе. Гештальттерапия - это теория поля, поскольку она утверждает, что для понимания поведения человека нужно рассмотреть всю конфигурацию взаимоотношений в его жизни. Основные цели гештальттерапии это: 1) повышение способности человека поддерживать полный контакт и осознание происходящего в данный момент и таким образом помочь ему сделать правильный выбор; 2) обучение клиента формированию своей подлинной самости, принятию собственных решений, выработке ролей, реализации возможностей. Основная идея гештальттерапии состоит в том, что человек - это целое, состоящее из множества взаимосвязанных процессов. Кроме того, идея целостности означает понимание человека как части более широкого поля, включающего также среду. Если гештальт не завершен, мы остаемся с незавершенной ситуацией.

4. Гуманистическая психология - Направление в психологии, в котором в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Представители: Маслоу, Роджерс, Франкл и т.д. Предмет изучения: уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». Теоретические положения: 1) человек целостен, 2) ценны не только общие, но и индивидуальные случаи, 3) главной психологической реальностью являются переживания человека, 4) человеческая жизнь - целостный процесс, 5) человек открыт к самореализации, 6) человек не детерминирован только внешними ситуациями. Гуманистическая психотерапия. Суть этого подхода, прежде всего, - в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому, в понимании человека, как целостного единства тела, психики и духа. Психотерапевты школы Роджерса и классического экзистенциализма имеют, по сути, вербальные взаимоотношения с пациентом. Другие школы в гуманистическом направлении в психотерапии часто невербальны в своем подходе. Они (например, гештальт-терапия) видят сверхинтеллектуализацию как часть проблемы пациента, т. е. проявление защиты против переживаний и чувств, и не принимают ее в качестве терапевтического приема. Психотерапевты пытаются сосредоточить активность на рефлексии, предпочитают действие слову или, как минимум, комбинируют действие с интроспекцией. Основной упор делается на усилении, побуждении пациента. Приемами, выражающими самопереживания в таких школах, является сочетание прямой конфронтациис драматизацией, т.е. разыгрывание ролей, переживание фантазий в терапевтической обстановке.

5. Когнитивная психология - Одно из направлений преимущественно американской психологии, возникшее в начале 60-х гг., как альтернативная бихевиоризму. К.п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая все психические как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Современная когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий и искусственный интеллект. Представители: Жан Пиаже. Предмет изучения - зависимость поведения субъекта от познавательных процессов. Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа. Основные теоретические положения. 1) Человек – это не машина слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту. 2) Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает и тем, что он стремится познать. 3) Внешние поступки могут быть разными, так как мысли и чувства были иными. Идиографический и номотетический подходы в психологии. И. наука строится на тщательном анализе единичных фактов, формулируя интерпретативные утверждения, приложимые только к данному конкретному случаю или к классу феноменов, которые представлены этим случаем. И. интерпретации основываются на особенностях каждого данного случая. В этих описаниях стремятся зафиксировать различные ракурсы изученных фактов. Н. подход опирается на утверждение, что научные законы могут формулироваться только статистически, путем изучения и анализа большого числа случаев, отобранных методом рандомизации. Предполагается, что Н. обобщения не связаны ни с временем, ни с контекстом. Они также не зависят от специфики данного конкретного контекста или случая.

6. Социокультурный подход связан с культурной психологией, сформированной трудами М. Коула, Р. Шведера и др. В своем социокультурном подходе Джеймс Верч использует термин “голос” заимствованный им у М. Бахтина. Понятие “опосредованного действия” крепиться на положении о тесной связи между социальными коммуникативными процессами и индивидуальными психологическими процессами, которые характеризуются диалогичностью: в произносимом субъектом высказывании нужно различать, по крайней мере, два “голоса”. Французская социологическая школа в психологии (Э.Дюркгейм). Решающую роль в развитии ребенка он отводил социальному фактору, основу которого составляют коллективные представления больших общностей людей. Коллективные представления — это целостная система идей, обычаев, религиозных верований, моральных установлений, общественных институтов, письменности и т.п. Усвоение социального опыта происходит благодаря подражанию, которое в социальной жизни имеет такое же значение, как наследственность в биологии. Со способностью к подражанию ребенок рождается. Во французской социологической школе был выявлен механизм формирования внутреннего мира ребенка — интериоризация как переход внешнего во внутреннее. Английская антропологическая школа — научное направление в этнографии и культурной антропологии, внесшее идею эволюции в изучение культуры (Э.Б. Тайлор, Дж.Дж. Фрэзер и др.). На основе анализа обычаев, верований, искусства, нравственности и пр. т.н. примитивных народов, была проведена параллель с развитием психических процессов („операций ума“) у современного человека. В силу этого, анимистические представления в первобытном обществе были объяснены неправильным применением мыслительных приемов, характерных и для современного человека (ассоциации идей, принципа причинности, аналогии и др.), в условиях недостаточного опыта.

7. Согласно Выготскому психология должна изучать не сформировавшуюся и представшую перед исследователем психику испытуемого человека, а психику, находящуюся в постоянной трансформации, формировании, так как наиболее продуктивно и единственно правильно для психолога рассматривать развивающегося, эволюционирующего человека. Основой культурно-исторической теории Л.С.Выготского является учение о знаковой организации психики человека. Например, память не фиксирует происходящее подобно фотоаппарату и магнитофону, а имеет опосредованную структуру, элементами которой являются различные мнемотехнические приемы и средства, т.е. особые коды (знаки), выработанные в ходе эволюции человечества и усваиваемые каждым человеком в ходе его психического развития. Эти знаки вырабатываются в истории народа и фиксируются в его культуре. Они передаются от поколения к поколению благодаря системе воспитания, культурации индивида. Знаки всегда опосредуют отношения людей (например, речь, мимика, жесты и т.д.) и даже человека к самому себе. Когда человек пытается овладеть своим поведением, а значит, овладеть своей психикой, то он в это время «изготавливает» особый знак, который затем выступает в качестве средства организации действия по овладению человеком своей психикой. ВПФ (высшие псих.функции) - сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительными особенностями ВПФ являются их опосредованный характер и произвольность. К ВПФ относятся: восприятие, память, мышление, речь. Они социальны по своему происхождению, опосредованы по строению и произвольны по характеру регуляции. Формирование ВПФ - процесс принципиально иной, нежели естественное, органическое развитие. Основным отличием является то, что поднятие психики на высшую ступень, заключается именно в её функциональном развитии, (то есть развитии самого приёма), а не в органическом развитии. Интериоризация Изначально, любая ВПФ является формой взаимодействия между людьми (между ребёнком и взрослым) и таким образом является интерпсихическим процессом. На этом этапе формирования, ВПФ представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы. В дальнейшем (в процессе интериоризации), внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние. Таким образом, внешний процесс становится внутренним, то есть интрапсихическим. Внешние действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями.

8. Деятельностный подход в психологии. Предмет: Субъект, включенный в деятельность. Представители: Леонтьев, Рубинштейн. Принцип единства сознания и деятельности - термин Рубинштейна, которым он в 1930-40-е гг. обозначал свой вариант деятельностного подхода (точнее, субъектно-деятельностного). Принцип фиксирует тот факт, что сознание не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности. Принцип позволил выделить деятельность, как: 1) самостоятельный предмет психологического исследования (познавая деятельность, мы открываем психический мир человека); 2) как объяснительный принцип. Деятельность в отличии от реакции – это процесс активного отношения человека к действительности, поэтому проблематика деятельностного подхода включает в себя и проблему личности. Леонтьев расширил принцип единства сознания и деятельности, выдвинув принцип единства психики (в ее различных формах) и деятельности. Деятельность описывается как состоящая из трех структурных единиц: Деятельность—Действие—Операци. Деятельность определяется мотивом, действие - целью, операция - конкретными условиями ее протекания. Структурные единицы деятельности подвижны. Так, то что еще вчера было действием, сегодня может перерасти в самостоятельную деятельность.

Психология личности

1. Теории личностных черт (Оллпорта) — направление в психологии, базирующееся на идее о том, что люди предрасположены вести себя определенным образом в различных ситуациях. Согласно Оллпорту черта личности не только обусловливает определенную поведенческую реакцию на широкий спектр внешних стимулов, субъективно воспринимаемых как схожие, но и является мотиватором, побуждающим человека искать и создавать явления внешнего мира, адекватные наличествующей черте. Г. Олпорт разделял черты на общие (измеряемые), которыми обладает множество людей в большей или меньшей степени, и индивидуальные (морфологические), уникальные для каждого индивида и наиболее полно. Для черт индивидуальных Оллпорт ввел новый термин — индивидуальные диспозиции, и различал три их вида: кардинальные, центральные и вторичные. Зрелая личность (по Оллпорту) развивается в процессе становления, продолжающегося всю человеческую жизнь. Критерии ЗЛ: 1) Зрелый человек имеет широкие границы Я. 2) Им присуща способность к близким межличностным отношениям. 3) Отсутствие больших эмоциональных барьеров и проблем, хорошее самопринятие. 4) Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, а также реалистичные притязания. 5) Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и философскому чувства юмора. 6) Зрелый человек обладает цельной жизненной философией.

2. Кеттел предполагает, что личностные черты составляют ядро структуры личности, и в конечном счете они ответственны за то, что будет делать человек в данной ситуации. Согласно Кеттелу, личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Главная формула, используемая Кеттелом для предсказания поведения с определенной степенью точности, имеет вид: R = f (S, Р). Природа специфической ответной реакции человека (R), означающей, что он делает, или думает, или выражает словами, есть некая неопределенная функция (f) от стимулирующей ситуации (S) в конкретный момент времени и от структуры личности (P). Главная организующая концепция личности заключается в описаниях различных типов выявленных им черт. Согласно Кеттелу, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики и, безусловно, являются наиболее важными в концепции Кеттела. Поверхностная черта представляет собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в "неразрывном" единстве. Поскольку поверхностные черты не имеют единой основы и временного постоянства, Кеттел не считает их значимыми для объяснения поведения. Исходные черты, напротив, представляют собой основополагающие структуры, которые, как считает Кеттел, образуют блоки самого здания личности. Исходные черты существуют на "более глубоком" уровне личности и определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода времени. Типы черт личности – 1) Конституциональные черты – черты, сформированные окружающей средой. 2) Способность, темперамент и динамические черты. 3) Общие черты – уникальные черты. «Большая пятерка» - модель предполагает, что личность человека включает в себя пять общих и относительно независимых черт (диспозиций): экстраверсию, доброжелательность, добросовестность, нейротизм и открытость опыту. Черты «Большой пятерки» и специфические черты, расположенные в иерархии ниже, универсальны. Их можно использовать для описания личности человека независимо от его возраста, пола, расы, этнической принадлежности, религии, социально-экономического уровня или страны проживания. Таким образом, в эмпирических исследованиях 5 черт чаще всего предстают в виде сравнительно автономных факторов.

3. Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии – психоанализу и бихевиоризму. Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой – лучше рассматривать ее как движение. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Концепция иерархии потребностей в мотивации человека в порядке очередности: 1) физиологические потребности; 2) потребности безопасности и защиты; 3) потребности принадлежности и любви; 4) потребности самоуважения; 5) потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования. Маслоу исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует. Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека: дефицитные мотивы и мотивы роста. Д-мотивы заключают в себе чуть больше, чем низкоуровневые потребности в мотивационной иерархии. Единственной целью депривационной мотивации является удовлетворение дефицитарных состояний (например, голод, холод, опасность). В этом смысле Д-мотивы являются стойкими детерминантами поведения. Д-мотивы удовлетворяют пяти критериям: 1) их отсутствие вызывает болезнь; 2) их присутствие предотвращает болезнь; 3) их восстановление излечивает болезнь; 4) при определенных сложных, свободно выбираемых условиях, человек предпочтет удовлетворить их; 5) они неактивны или функционально отсутствуют у здорового человека. Мотивы роста имеют отдаленные цели, связанные со стремлением воплотить наши возможности в действительность. Объективные мотивы роста, или сверх-потребности должны обогатить и расширить жизненный опыт, увеличить напряжение посредством нового, волнующего и разнообразного опыта. Мотивация роста предполагает не столько возмещение дефицитарных состояний (то есть уменьшение напряжения), сколько расширение кругозора (то есть увеличение напряжения). Характеристики самоактуализирующихся людей: 1) Более эффективное восприятие реальности. 2) Приятие себя, других и природы. 3) Непосредственность, простота и естественность. 4) Центрированность на проблеме. 5) Независимость: потребность в уединении. 6) Самостоятельность: независимость от культуры и окружения. 7) Свежесть восприятия. 8) Вершинные, или мистические, переживания. 9) Общественный интерес. 10) Глубокие межличностные отношения. 11) Демократичный характер. 12) Разграничение средств и целей. 13) Философское чувство юмора. 14) Креативность. 15) Сопротивление окультуриванию.

Психология познавательных процессов

Мышление и речь

1. Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового. Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. В процессе мышления человек оперирует предметами, образами или понятиями, в зависимости от этого выделяются три основные вида мышления , формирующиеся у человека последовательно в разные периоды онтогенеза. Переход от образного мышления к словесно логическому составляет одну из линий развития психики. Искусственный интеллект как область науки, философии – это лишь малая часть грандиозной попытки понять мышление. Чтобы создать машину, функционирующую как мозг, необходимо создать вещество, обладающее свойствами или подобное высокоорганизованной белковой материи, каковое образует мозг. Действительно, такая машина будет функционировать "как мозг", но именно функционировать, а не мыслить. Чтобы мыслить материя должна существовать не только в экономической, но и в социальной форме. А замена неорганического содержимого органическим этого не дает, более того, в результате подобной замена будет утрачено одно из основных преимуществ электронной машины быстродействие.

2. Качества мышления в разной степени присутствуют у различных людей, и в разной степени важны при решении различных проблемных ситуаций. 1) Быстрота мышления - способность находить правильные решения в условиях дефицита времени. 2) Гибкость мышления - умение изменять намеченный план действий, при изменении обстановки или изменении критериев правильного решения. 3) Глубина мышления - степень проникновения в сущность изучаемого явления, способность выявлять существенные логические связи между компонентами задачи. Стадии развития мышления: 1) предметно-действенное (1-3г). Мышление в виде практических действий. 2) Наглядно-образное - в виде наглядных образов и представлений (4-7л), сохраняется и у взрослых людей. 3) Образное. Отличие от предыдущего этапа является широкое использование словесных конструкций в формировании и преобразовании образов, а также использование отвлеченных понятий. 4) Абстрактно-логическое. Работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. Типы мышления по способу деятельности: 1) Эмпирическое мышление. Рассудочная мыслительная деятельность. Мысля на рассудочном уровне, человек выделяет в предметах лишь абстрактно-общее содержание, то есть то, что в них совпадает, повторяется. 2) Теоретическое мышление. Решая задачу, человеку необходимо отражать познаваемый объект со стороны внутренних связей и отношений с другими объектами, нужных для его существования, то есть связей и отношений, существенно общих. Последнее есть исходно общее основание, порождающее при определенных условиях известные характеристики объектов, то есть их сущность.

3.Аспекты развития мышлемния: 1) Филогенетический. Предполагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в истории человечества. Качественные изменения психики, происходящие в период эволюционного развития существ, обусловлены усложнением их взаимодействия с окружающей средой и друг с другом. Изменения могут происходить на биологической или общественно-исторической основе. Сознание как особенность психики является продуктом общественно-исторического развития человеческого общества, возможность существования которого определена использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний и норм поведения. 2) Онтогенетический включает исследование процесса и выделение этапов развития мышления на протяжении жизни одного человека, с рождения до старости. Развитие мыление ребенка осуществляется не просто прохождением указанных стадий, опо представляет собой последовательное овладение им тремя сферами представлений: действий, образов, символом. Сначала ребенок познает мир благодаря своим практическим действия. Затем мир представляется и осваивается в образах, относительно свободных от действий и только этот опыт создает базу перевода действия и образа в языковые средства. 3) Экспериментальный подход к решению этой же проблемы ориентирован на анализ процесса развития мышления в особых, искусственно созданных (экспериментальных) условиях, рассчитанных на его совершенствование. Психологический эксперимент рассматривается как предметная деятельность исследователя как система нормативов для проверки психологических гипотез, задающая критерии классификации других эмпирических методов в психологии.

4. Речь – это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания. В соответствии с этим психология речи отграничивается от языкознания, изучающего язык; вместе с тем определяется специфический объект психологии речи в отличие от психологии мышления, чувств и т.д., которые выражаются в форме речи. Речь, а вместе с ней речевое мышление индивида обусловлены языком: лишь посредством отложившихся в языке форм общественного мышления может индивид в своей речи сформулировать собственную мысль. Экспрессивная функция одна из функций языкового знака, заключающаяся в способности выражать эмоциональное состояние говорящего, его субъективное отношение к обозначаемым предметам и явлениям действительности. Невербальная коммуникация - включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. 1) Пространственная подсистема (межличностное пространство). 2) Взгляд. 3) Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: - внешний вид собеседника, мимика, пантомимика. 4) Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая: вокальные качества голоса, его диапазон, тональность, тембр. 5) Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся: темп речи, паузы, смех. Внутренняя речь. Внутренняя речь отличается от внешней по своей функции. Выполняя иную функцию, чем внешняя, она в некоторых отношениях отличается от нее также по своей структуре - она в целом подвергается некоторому преобразованию: сокращена, понятна только самому себе, предикативна и т.д. Она в отличие от внешней речи обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Типы речи: 1) Монологическая - речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий. Целью обучения является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно - мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме. 2) Диалогическая. Менее развернута чем монологическая. Особенности диалога: в рамках одного речевого акта имеет место сочетание рецепции и репродукции; речевое целое конструируется двумя (или несколькими) собеседниками; каждый из участников поочередно выступает в качестве слушающего и говорящего.

5. Гипотеза лингвистической относительности. (Гумбольдт, Вайсгербер и американцы Сепир и Уорф) Согласно этой теории, люди, говорящие на разных языках, видят мир по-разному, следовательно, каждому языку соответствует своя логика мышления. Слово - это знак, но также и особая сущность, находящаяся между внешними явлениями и внутренним миром человека. Изучение иностранных языков - это приобретение новой точки зрения, нового взгляда на мир. Если попробовать заменить слова языков знаками наподобие математических, то это будет просто сокращенный перевод, охватывающий только незначительную часть всего мыслимого. Языковые ограничения умственной деятельности. Исследованием языковой деятельности занимаются лингвистика и логика. Логика не исследует реальных механизмов работы мозга, не строит моделей умственной деятельности, не пытается фиксировать и классифицировать субъективно воспринимаемые душевные состояния. В качестве объекта изучения она признает лишь четкие, общественно значимые мысли. Но такие мысли на самом деле суть не что иное, как языковые представления с общественно значимой семантикой. Логический анализ языка приводит к первичным неопределяемым понятиям и на этом кончается; он не выводит нас за пределы языка.

6. Структурно-функциональный и процессуально-динамический аспекты мышления. Мышление – процесс отражения связей и отношений, недоступных непосредственному чувственному восприятию, сопровождающийся переживанием чувства понятности (понимания) ситуации. Принципиальное значение для характеристики мышления имеет оценка его результатов (продуктов) с точки зрения истинности, т.е. их соответствия действительности. Процессуально-динамическому аспекту познавательной деятельности, который находится на первом плане в понятии "мышление", в структурно-функциональном аспекте соответствуют понятия: "ум", "интеллект", "мысль". В этом смысле можно сказать, что мышление есть процесс функционирования ума, интеллекта, процесс продуцирования и преобразования мыслей. Мысль в свою очередь – это структурная единица мышления. Поступать осмысленно – значит поступать, руководствуясь определенной мыслью. Слово "ум" – славянский эквивалент греческого слова "нус" и латинского "интеллект". Мотивация - двигатель мышления. Наличие интеллекта само по себе не превращается в творческие свершения. Чтобы добиться конкретных результатов, необходим "двигатель", который запускал бы в движение механизмы мышления. Таким "двигателем" служит мотивационная основа. Всякая мотивация обращена в будущее, выступающего в качестве цели. Любое мышление тоже обращено в будущее, поскольку оно есть прогнозирование вначале неизвестного и потому искомого решения задачи и проблемы. Этим определяется значительная взаимосвязь между мышлением как процессом и его мотивацией. Интериоризацией называют переход, в результате которого внешние по своей форме процессы взаимодействия с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания. При этом они подвергаются специфической трансформации - обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности. Мыслительные образы. Соединение образов. С помощью этой мыслительной операции имитируется процесс естественного восприятия с последующим запоминанием. В своем воображении вы можете соединить вместе несколько зрительных образов. Мозг запоминает взаимосвязь между ними. Взаимодействие образов - соединение двух образов; образование ассоциации; соединение ассоциаций друг с другом.

7. Фазы мышления. 1) Осознание проблемной ситуации. Проблемная ситуация изображается как начало, как отправной пункт мышления. 2) Формирование образа-цели. Возникновение вопросов – первый признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания. При этом каждый человек видит тем больше нерешенных проблем, чем обширнее круг его знаний; умение увидеть проблему – функция знания. 3) Выдвижение гипотезы. Решение очень сложной проблемы, впервые возникая в уме, обычно сначала намечается в результате учета и сопоставления части условий, которые берутся в качестве исходных. Когда перед мыслью встает этот вопрос, который возобновляет исходную проблему на новой основе, наметившееся решение осознается как гипотеза. 4) Выбор стратегии решения. 5) Формирование мнения. 6) Проверка решения. Критический ум тщательно взвешивает все доводы за и против своих гипотез и подвергает их всесторонней проверке. Операции мышления: Сравнение — мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации. Анализ — мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Синтез — обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения. Абстракция — выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Обобщение — отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Формами рационального познания: понятие, суждение, заключение. Понятие - воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства; отношения предметов и явлений, а благодаря этому одновременно суммируют важнейшие свойства о способах действия с данными группами предметов и явлений. Суждение включает понятие, но не сводится к нему, а представляет собой качественно особую форму мышления, выполняющую свои, особые функции в мышлении. Заключение - это производное, притом новое знание, полученное из посылок и выступающее их следствием.

8. Методы изучения мышления: 1) Метод наблюдения. Регистрируется эмоциональные компоненты поведенческих реакций. 2) Метод беседы. 3) Анкетирование. 4) Лабораторный эксперимент. 5) Тестирование. Необходима всегда норма для выборки. Всегда, таким образом, необходимо сравнение. 6) Самонаблюдение. 7) Моделирование мыслительных процессов. Конкретное моделирование очень сложно. Обычно математическое, абстрактное моделирование. 8) Психофизиологические методы. Показатели сложности, степени заинтересованности. Вживание электродов. Конкретные методы практически всегда диагностируют те или иные свойства мышления. Примеры методик: методика Лачинса, "Словесный лабиринт ", методика Выготского Сахарова, Цепной ассоциативный эксперимент. При исследовании мышления применяются не только качественные, но и количественные методы: факторный анализ а изучении структуры интеллекта, корреляционный анализ при изучении зависимости мышления от индивидуально-психологических особенностей человека, информационный анализ при образовании искусственных понятий, методы многомерного шкалирования при изучении эмоциональной регуляции мышления и др. Развиваются также методы математического и программного моделирования мышления.

Эмоционально-волевая сфера личности

Эмоциональная сфера человека

1. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Следовательно, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми. Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Эмоции обычно отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие. Оба полюса не являются обязательно внеположными. В сложных человеческих чувствах они часто образуют противоречивое единство. Чувства более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Эмоции обусловливают деятельность и сами обусловливаются ею. Характер эмоций, их основные свойства и строение эмоциональных процессов зависят от нее. Ход собственной деятельности породит у субъекта положительную или отрицательную эмоцию, чувство, связанное с удовольствием или неудовольствием. Эмоции выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности. Эти внутренние побуждения, выражающиеся в чувствах, обусловлены реальными отношениями индивида к окружающему его миру. Эмоции и потребности: поскольку мы осознаем предмет, от которого зависит удовлетворение нашей потребности, у нас появляется направленное на него желание; поскольку мы испытываем саму эту зависимость в удовольствии или неудовольствии, которое предмет нам причиняет, у нас формируется по отношению к нему то или иное чувство. Эмоции и образ жизни. У человека эмоции связаны с основными формами общественно-исторического существования – образа жизни человека и основными направлениями его деятельности. Важнейшие эмоции, которые играют в жизни обычно очень большую роль и существенно сказываются на общем эмоциональном состоянии, на настроении человека, связаны с ходом его трудовой деятельности, ее успехом или неуспехом, ее удачами или неудачами.

2. Переживание - это особое, субъективное, пристрастное отражение, причем отражение не окружающего предметного мира самого по себе, а мира, взятого в отношении к субъекту, с точки зрения предоставляемых им (миром) возможностей удовлетворения актуальных мотивов и потребностей субъекта. Виды эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс и т.д. Аффект – это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Страсть – это сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Характерным для страсти является сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, и его устойчивость; страсть может давать вспышки, но сама не является вспышкой. Под настроением разумеют общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в "строе" всех ее проявлений. Настроение не предметно, а личностно – это во-первых, и, во-вторых, оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние. Развитие эмоций. Эмоциональное развитие человека не идет прямым и гладким путем. Поскольку существуют тесные и сложные нервные связи между мыслящей корой большого мозга и чувствующей лимбической системой, каждое взаимодействие с окружающим нас миром всегда окрашивается каким-то эмоциональным оттенком. Развитие эмоций у всех грудных детей проходит одни и те же фазы, указывает на то, что их поведение скорее детерминировано биологически, чем психологически. Развитие ряда эмоций почти всецело обусловлено социальным обучением, а не физиологической реакцией. Эмоции изучаются непосредственно в наблюдении за ними, фиксируя, оценивая и описывая их в том виде, в каком они представлены в ощущениях человека. Так же с помощью интроспекции, но с его помощью невозможно получать в должной степени достоверную, объективную информацию о психических явлениях. Так же можно судить по тому, что сам человек говорит о них. Такой метод изучения психических явлений называется самоотчетом или опросом. Управление эмоциями. 1) Распределение эмоций. Заключается в расширении круга эмоциогенных ситуаций, что приводит к снижению интенсивности эмоций в каждой из них. 2) Сосредоточение. Необходим в тех обстоятельствах, когда условия деятельности требуют полной концентрации эмоций на чем-то одном, имеющем решающее значение в определенный период жизни. 3) Переключение. Связан с переносом переживаний с эмоциогенных ситуаций на нейтральные.

3. Функции эмоций: отражательная (оценочная), побуждающая, подкрепляющая, переключающая, коммуникативная. Отражательная выражается в обобщенной оценке событий. Оценочная или отражательная функция эмоции непосредственно связана с её побуждающей функцией. Эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него. Подкрепляющая - эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Переключательная особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Коммуникативная предполагает наличие не только специального нейрофизиологического механизма, обуславливающего осуществление внешнего проявления эмоций , но и механизма, позволяющего читать смысл этих выразительных движений. Классификация чувств (Додонов): 1) Альтруистические. 2) Коммуникативные. 3) Глорические (связанные с потребностью в самоутверждении). 4) Праксические (связанные с успешностью деятельности). 5) Пугнические (потребность рисковать). 6) Романтические. 7) Гностические (возникающие в познании). 8)Эстетические. 9) Гедонистические (связанные с потребностью в удовольствии, удобствах, комфорте). 10) Акизитивные (связанные с интересом к накоплению, коллекционированию, собиранию). Классификация чувств(Леонтьев). Выделяет группы чувств по источнику их происхождения: 1) Связанные с удовлетворением-неудовлетворением личных потребностей человека. 2) Возникающие в результате сравнения некоторого объекта, самого себя или своих действий со своими же нормами, стандартами, правилами, убеждениями. 3) Возникающие в результате сравнения объекта с общественными правилами и нормами.4) Возникающие в связи с чужими потребностями. 5) Возникающие на основе взаимных отношений с другими людьми. 6) Возникающие на основе презрения.

4. Эмоциональность являющаяся одной из важнейших характеристик человека, оказывает влияние практически на все аспекты его деятельности. В зарубежной психологии первоначально она чаще всего понималась как эмоциональная возбудимость (отзывчивость человека на эмоциогенные ситуации) и реактивность. Эмоциональность по Фрессу, употребляется как синоним гиперэмоциональности, т. е. как проявление более частых и более сильных эмоциональных реакций, чем это в среднем свойственно людям. Эмоциональность как качественную характеристику гиперэмоциональности рассматривает и Г. Крейг. Для нее эмоциональность - это склонность легко поддаваться страху и гневу. В целом, по мнению А. Ребера, в современной зарубежной психологии эмоциональность трактуется в терминах актов поведения, которые можно наблюдать и которые теоретически связаны с лежащей в их основе эмоцией, т. е. эмоциональность является поведенческим проявлением, которое считается основным компонентом при оценке испытываемой эмоции. В отечественной психологии исследование эмоциональности было начато по предложению Б. М. Теплова. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для человека. Качественные свойства эмоциональности характеризую отношение индивида к явлениям окружающего мира и находят свое выражение в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности А. Е. Ольшанникова относит особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения (экспрессию). В отечественной психологии эмоциональность трактуется несколько шире, нежели в зарубежной, в которой эмоциональность рассматривается только со стороны ее динамической характеристики.

5. Эмоциональное состояние - понятие, объединяющее настроения, внутренние чувства, влечения, желания, аффекты и эмоции. По влиянию на жизнедеятельность человека, эмоции можно разделить на две группы: 1) стенические — повышающие жизнедеятельность организма, 2) астенические — понижающие их. Эмоциональное состояние, в котором преобладают стенические или астенические эмоции, могут проявляться у человека в любом виде его деятельности и стать его характерологической чертой. Основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии: радость, грусть, страх, удивление, отвращение. Обычно человек хорошо знает свое эмоциональное состояние и производит перенос на других людей и на всю жизнь. Чем выше эмоциональное состояние человека, тем легче ему достичь своих целей в жизни. К конфликтным ЭС относят стресс, аффект, фрустрацию. Эмоциона́льный интеллект — группа ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение более адаптивно и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими. Первый тест эмоционального интеллекта разработан за рубежом. Поведенческий аспект эмоционального интеллекта в тесте характеризует то, каким человек воспринимается окружающими (яркий, коммуникабельный, тактичный, или сдержанный, холодный, невыразительный, стремящийся к уединению), а также способность человека контролировать свои эмоции в поведенческих реакциях. Для измерения ЭИ создано много различных многошкальных текстовых методик – MSCEIT, SEI, OVS, ECI.

Дифференциальная психология

Способности

1. Проблема способностей существует в психологии с конца XIX века, когда появились первые попытки измерения способностей с помощью тестов. В отношении состава и структуры способностей в психологии нет единой точки зрения. Так, согласно концепции Шадрикова, способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии деятельности. Способности – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. Это понятие динамическое, их формирование определенным образом происходит в процессе организованной деятельности. Задатки способностей многозначны, они обусловливают: разные пути формирования способностей, влияют на уровень достижений, быстроту развития. Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность.

2. Виды способностей: Природные, в своей основе биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. Специфические человеческие способности, имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде, которые в свою очередь делятся на две их основные категории -- общие и специальные способности: общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Специальные способности органически связаны с общими. Виды специальных способностей: учебные и творческие; умственные и специальные; математические; конструктивно-технические; музыкальные; литературные; художественно-изобразительные; физические способности; парапсихологические (экстрасенсорные). Качество способностей. Одаренность - явление комплексное. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Талант - высшая степень способностей личности в определенной деятельности, а гениальность - высшая степень проявления творческих способностей.

3. Уровни развития способностей. Выделяют два уровня развития способностей : репродуктивный и творческий. Человек, находящейся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное. Развитие задатков — это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки развиваются и трансформируются в способности при условии, если в об­ществе возникла потребность в тех или иных профессиях, в частности где нужен именно тонкий музыкальный слух. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания. Методы изучения способностей. 1) Наблюдение. 2) Изучение педагогического опыта формирования способностей. 3) Анализ деятельности и ее продуктов у лиц, обладающих выдающимися способностями. 4) Эксперимент. Креативность — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, валидность, адекватность задаче. Творчество и деятельность существуют параллельно, и ни у одного вида деятельности нет монопольного права на творчество. Концепция редукции творчества к интеллекту. Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. В принципе, конкретных решений может быть и несколько (множество корней уравнения), но это множество всегда ограничено. Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях» (Дж. Гилфорд). Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.

4. Интеллект отождествляется с мышлением в определении: интеллект - это мыслительная способность человека. Однако еще французский психолог Ж. Пиаже разводил эти два понятия. Он предлагал трактовать интеллект как психическую адаптацию к новым условиям. В настоящее время существуют три трактовки понятия интеллекта: 1) Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации». 2) Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость». 3) Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как «способность адаптации средств к цели». С точки зрения структурного подхода, интеллект - это совокупность тех или иных способностей. Интеллект исследовался в рамках двух основных направлений: тестологического и экспериментально-психологического. 1) Теория генетического объяснения интеллекта на основе учета как закономерностей его онтогенетического развития, связанных с освоением систем логических операций (Ж. Пиаже), так и влияния социально-культурных факторов (Л. С. Выготский). 2) Широкое распространение в последние годы получили неотестологические теории интеллекта X. Айзенка и др. Для теорий этого типа характерно признание IQ-концепции интеллекта, однако экспериментально-психологическому анализу подвергаются внутренние когнитивные процессы, которые стоят за IQ и позволяют объяснить индивидуальные различия в тестовом исполнении. 3) Хант является сторонником когнитивного корреляционного подхода, суть которого заключается в исследовании того, как отдельные элементарные познавательные функции соотносятся с успешностью исполнения определенного теста. 4) Стернберг свои экспериментальные разработки проводит в рамках когнитивного компонентного подхода, ориентированного на тщательный анализ основных компонентов процесса выполнения какого-либо традиционного интеллектуального теста для решения вопроса о том, как различия в степени выраженности каждого компонента сказываются на итоговых индивидуальных оценках по этому же тесту. Модели интеллекта. 1) Айзенк. Схематически его модель выглядит как куб, каждая из плоскостей которого представляет разные модальности: интеллектуальные процессы, тестовый материал, наконец, то, что получило название «качество». 2) Кеттелл. В этой концепции предполагается, что фактор G складывается из двух общих факторов, которые получили названия интеллекта текучего (gf) и интеллекта кристаллизованного (gc). Различия между факторами gf и gc — наиболее детально разработанный аспект исследований Кеттелла и его сотрудников, поэтому и употребляется название: «Теория текучего и кристаллизованного интеллекта ». 3) Стернберг. Триадная теория. Состоит она из трех частей — контекстуальной, компонентной и экспериментальной. 4) Гилфорд. Модель основана на предположении о трех измерениях, комбинации которых определяют различные типы интеллектуальных способностей. Каждый фактор интеллекта образуется сочетанием одного из типов интеллектуальных операций, области, в которой она производится (содержание), и получаемого в итоге результата.

Охрана труда

15. Обеспечение гигиенически рациональных условий освещения в производственных помещениях способствует длительному сохранению работоспособности, приводит к росту производительности труда и к улучшению качества выпускаемой продукции. Задачами рационального освещения являются: 1) Улучшение зрительных условий работы. 2) Создание благоприятной производственной обстановки. 3) Уменьшение опасности производственного травматизма. Производственное освещение может быть классифицировано: 1. По виду источника света (естественное освещение; искусственное). 2. По конструкции: естественное - боковое, верхнее, комбинированное. 3. По назначению: а) рабочее освещение (для нормальной деятельности); б) аварийное (для продолжения работы, где может быть авария при прекращении работы освещения. в) эвакуационное освещение - устраивается в местах, опасных для прохода людей. г) специальное: охранное, дежурное, эритемное облучение, бактерицидное облучение.

16. В производственных условиях источниками шума явл. работающие станки и механизмы, ручные механизиров. инструменты, электрич. машины, компрессоры, кузнечно-прессовое, подъемно-транспортное, вспомогательное оборудование. В качестве хар-к постоянного шума на рабочих местах, а также для определения эффективности мероприятий по ограничению его неблагоприятного влияния, принимаются уровни звукового давления в децибелах (дБ) в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 31,5; 63; 125; 250; 1000; 2000; 4000; 8000 Гц. В качестве общей характеристики шума на рабочих местах применяется оценка уровня звука в дБ(А), представляющая собой среднюю величину частотных характеристик звукового давления. Хар-кой непостоянного шума на рабочих местах является интегральный параметр - эквивалентный уровень звука в дБ(А). По х-ру спектра шум следует подразделять на: широкополосный с непрерывным спектром шириной более одной октавы: тональный, в спектре которого имеются выраженные дискретные тона. По временным характеристикам шум подраздел, на: постоянный, уровень звука которого за 8-часовой рабочий день (рабочую смену) изменяется во времени не более чем на 5 дБ А при измерениях на временной характеристике «медленно» шумомера по ГОСТ 17187-81; непостоянный, уровень звука которого за 8-часовой рабочий день (рабочую смену) изменяется во времени более чем на 5 дБ А при измерениях на временной характеристике «медленно» шумомера по ГОСТ 17187-81.

17. Ультразвук — это механические колебание упругой среды в диапазоне частот выше 20 кГц, обычно не воспринимаемые человеческим ухом. Инфразвук — представляет собой механические колебания, распространяющиеся в упругой среде с частотами менее 16 Гц. Ультра- и инфразвук имеют ту же природу и характеризуется теми же параметрами, что и звук (шум). Источником ультразвука явл-ся оборудование, в кот. генерируются ультразвуковые колебания для выполнения технологич. операций и др. Ультразвук примен. при очистке и обезжиривании деталей, сварке, сушке. Источники инфразвука: вентиляторы, поршневые компрессоры, машины и механизмы, а также движение больших потоков газов или жидкостей. В кач-ве СИЗ применяются противошумы, рукавицы, перчатки. Борьба с неблагоприятным воздействием инфразвука включают следующие мероприятия —ослабление инфразвука в его источнике, устранение причин возникновения, изоляция, поглощение, применение глушителей, СИЗ.

18. Химические вещества по характеру воздействия на организм человека подразделяются на: 1) Общетоксического (общеотравляющего) действия. При контакте с биологическими тканями они вызывают воспалительную реакцию, причем в первую очередь страдают органы дыхания, кожа и слизистые оболочки глаз. 2) Сенсибилизирующие относ, вещ-ва, которые после относительно непродолжит. действия на организм вызывают в нем повышенную чувствительность к этому веществу. При последующем даже кратковременном контакте с этим веществом у человека возникают бурные реакции, чаще всего приводящие к кожным изменениям, астматическим явлениям, заболеваниям крови. 3) Мутагенные вещества влияют на генетические аппарат зародышевых клеток организма. Мутация приводит к гибели клеток или к их функциональным изменениям. 4) К веществам, влияющим на репродуктивную функцию, относятся бензол и его производные, сероуглерод, свинец, сурьма, марганец, ядохимикаты, никотин, соединения ртути и др. 1-я помощь при отравл: определение ядовитого вещества; немедленное выведение яда из организма; обезвреживание яда при помощи противоядий; поддержание основных жизненных функций организма (симптоматическое лечение). 1-я помощь при хим. ожогах: смыть хим. вещества с поверхности кожи, нейтрализовать действие хим. Веществ (напр, при ожоге кислотой обмыть поврежденный участок кожи мыльной водой или 2-х процентным раствором питьевой соды), приложить к пораженн. месту холодную влажную ткань, наложить на обожженную область свободную повязку из сухого стерильного бинта или чистой сухой ткани.

19. Электромагнитные излучения бывают: радиоволны, мириаметровые, километровые, гектометровые, декаметровые, метровые, дециметровые, сантиметровые, миллиметровые, децимиллиметровые. Излучения оптического диапазона: инфракрасные волны, видимый свет, ультрафиолетовые волны. Ионизирующие излучения: рентгеновское излучение, гамма-излучение. Основными источниками электромагн. излучений промышл. частоты (50/60 Гц) явл-ся эл-ты токопередающих систем различного напряжения (линии электропередачи, открытые распределительные устройства, их составные части), электроприборы и аппаратура промышл. и бытового назначения, потребляющая электроэнергию. Основные меры защиты от воздействия электромагн. излучений: 1) уменьшение излучения непосредственно у источника; 2) рациональное размещ. СВЧ и УВЧ установок; 3) дистанционный контроль и управление передатчиками в экранированном помещении; 4) экранирование источников излучения и раб. мест; 5) организационные меры; 6) медосмотр - не реже 1 раза в год; 7) дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, допуск лиц не моложе 18 лет и не имеющих заболеваний ЦНС, сердца, глаз; 8) применение средств индизкдуальной зашиты (спецодежда, защитные очки и др.).

20. Искусственными источниками УФИ являются газоразрядные источники света, электрические дуги (дуговые электропечи, сварочные работы), лазеры и др. Для защиты от избытка УФИ применяют противосолнечные экраны, которые могут быть химическими и физическими. Для защиты глаз в производственных условиях используют светофильтры (очки, шлемы) из тёмно-зелёного стекла. Полную защиту от УФИ всех длин волн обеспечивает флинтглаз (стекло, содержащее окись свинца) толщиной 2 мм. Основные мероприятия, направленные на снижение опасности воздействия инфракрасного излучения, состоят в следующем: 1) Снижение интенсивности излучения источника. 2) Защитное экранирование источника или рабочего места. 3) Использование средств индивидуальной защиты. 4) Лечебно-профилактические мероприятия (организация рационального режима труда и отдыха, организация периодических медосмотров и др.).

21. Лазерное излучение - вид электромагнитного излучения, генерируемого в оптическом диапазоне длин волн 0,1... 1000 мкм. Отличие его от др. видов излучения заключ. в монохромности, когерентности к высокой степени направленности. Классификация опасных и вредных факторов, возникающих при эксплуатации лазеров в зависимости от степени опасности генерируемого излучения: физические опасные и вредные факторы: лазерное излучение, повышенное значение напряжения в цепях управления, запыленности и загазованности воздуха продуктами взаимодействия, ультрафиолетовая радиация, шум, вибрация и т.д. Методы защиты: 1. Организационные методы защиты направлены на правильную организацию работ, исключающую попадание людей в опасные зоны при работе на лазерных установках. 2. Для лазерных установок отводятся специально оборудованные помещения. Установку размещают так, чтобы луч лазера был направлен на капитальную не отражающую огнестойкую стенку. Все поверхности в помещении окрашиваются в цвета с малым коэффициентом отражения. Не должно быть поверхностей (в том числе и деталей оборудования), обладающих блескостью, способных отражать падающие на них лучи. Освещение (общее и местное) в этих помещениях должно быть обильным, чтобы зрачок глаза всегда имел минимальные размеры. Никакие работы не должны производится при недостаточном освещении.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34108. Арендная плата и нормативная цена земли 40.5 KB
  Оценка земли виды стоимости. Существует 4 вида стоимости цены: нормативная цена; кадастровая стоимость; рыночная стоимость; выкупная цена. В любом случае нормативная цена земельного участка не должна быть более 75 от рыночной стоимости аналогичных земельных участков. были внесены изменения в Закон “Об оценке и оценочной стоимости в РФ†и впервые кадастровая стоимость получила закрепление на законодательном уровне.
34109. Пять базовых техник психотерапии:суггестия, абреакция, манипуляция, разъяснение, интерпретация 95 KB
  Абреакция – как основа эмоционального состояния и способности пациента справляться с ним. кратко говоря различных ментальных процессов терапевтом индивидуум в авторитетном положении у пациента индивидуума в зависимом положении независимо от или с исключением рационального или критического реалистического мышления последнего. Техническое использование суггестии может быть главным образом формальным к примеру чтобы в общем индуцировать пациента к фантазии или сну какой бы не была эта фантазия или сон или главным образом...
34110. Понятие регрессии. Роль регрессии в развитии психоаналитической терапии 48 KB
  Понятие регрессии. Роль регрессии в развитии психоаналитической терапии. Процесс регрессии – как временный постоянный защитный топический ситуационный. Патологическая и нормальная регрессии их формирование в процессе развития и их значение в функционировании психического аппарата и формировании различных уровней психопатологии.
34111. Принцип психоаналитической нейтральности. Реакции аналитика на пациента: рациональные аффективные, комплиментарные, эмпатические, контрпереносные 48 KB
  Принцип психоаналитической нейтральности. В данной теме особое внимание следует уделить пониманию центрального базового значения психоаналитического понимания нейтральности. Слово НЕЙТРАЛЬНОСТЬ neutrlity и концепция ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ НЕЙТРАЛЬНОСТИ были амбивалентными с самого момента рождения психоанализа. Приветствуемая одно время как настолько фундаментальная что принимается как данность к нейтральности тут же стали тихо относиться как мифу.
34112. Психоаналитическое понятие тревоги и ее типы 85.5 KB
  Тревога и процесс регрессии в психоаналитической ситуации. Тревога рассматривается как архаичный аффект оторвавшийся от первоначального смыслового контекста. Объективная тревога это тревога вызванная известной опасностью. Невротическая тревога вызвана неизвестной опасностью.
34113. Неспецифические аспекты психоаналитической терапии 77 KB
  В данной теме необходимо сформировать четкое представление о неспецифических формах взаимодействия аналитика и пациента. Данный раздел дает четкое представление о вспомогательных формах и методах во взаимодействии аналитика и пациента в рамках психоаналитической терапии. Если он будет это делать с неохотой аналитик может сказать что его интересуют факты. Пациента увязнувшего в неискренней похвале своих родителей можно спросить: Ваши родители действительно замечательные люди Расспрашивание для прояснения очевидности: Вместо того чтобы...
34114. Роль сновидений в психоаналитической терапии и техника работы с ними 73 KB
  Работа сновидения. Роль сновидения в работе психического аппарата. Развитие понимание сновидения и его роли в терапевтическом процессе от З. Классические подходы к пониманию сновидения его роль в общей структуре психики.
34115. Психоанализ и психоаналитическая терапия, основные принципы 67.5 KB
  Основные принципы классического психоанализа разработанного в наследие З. Основные отличия внешние – организационные и методологические основы клинического психоанализа психоаналитической терапии. Обратить особое внимание на основные принципы классического психоанализа разработанного З. Предлагаю обсудить вопрос который постоянно в той или иной форме возникает в ходе как профессиональных так и студенческих обсуждений отголоски этой дискуссии звучат и в раздающихся все чаще и чаще утверждениях о том что под брендом психоанализа скрывается...
34116. Показание и противопоказания психоаналитической терапии 62 KB
  Некоторые особенности российского пациента. Так же следует обратить особое внимание на особенности российского пациента и особенности построения терапии в зависимости от психологической конституции. Фрейд полагал что последние две силы связаны между собой и что существует некоторое соответствие внешней реальности и психологической предрасположенности самого пациента Тем самым предполагалось наличие патогенных компонентов в прошлом которые должны предопределять повышенную чувствительность по отношению к определенным обстоятельствам в...