1533

Векторы позитивности: опыт локального исследования

Научная статья

Обществознание

Диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко). Обработка и интерпретация результатов теста. Отношение к национальности. Опрос проводился на фоне обострения российско-грузинских взаимоотношений.

Русский

2013-01-06

196.05 KB

3 чел.

Векторы позитивности: опыт локального исследования

Александр СНЕГУРОВ,

заместитель директора школы223 с этнокультурным (грузинским)

компонентом образования (Москва) по ГЭП,

кандидат психологических наук, заслуженный учитель РФ

Лариса ПОНИКАРОВА, учитель русского языка и литературы школы223, кандидат педагогических наук,

Марина ДЖАНАШИЯ, заместитель директора школы223 по этнокультурному компоненту

Татьяна ЛЕВИЦКАЯ, педагог — организатор экспериментальной работы школы223

В наши дни не вызывает сомнений важность исследования уровня и характера толерантности в российском социуме. Увы, снова и снова наносятся удары по хрупкому зданию гражданского общества, по усилиям педагогов, кропотливо создающим атмосферу толерантности в коллективе. Но учителя, преодолевая разочарования, продолжают идти конструктивным путем.

В нашей школе с этнокультурным грузинским компонентом образования и довольно разнообразной этнической палитрой проблематика толерантности актуальна в наибольшей степени. Она органично вписывается в различные проекты, в том числе в московскую программу «Столичное образование-5». Нашей задачей было выявление уровня толерантности в четырех контрольных классах и среди педагогов нашей школы. Полученные результаты нужно было сравнить с данными опроса по проблематике толерантности и этнической самоидентификации, который проводился среди учащихся 7-11-х классов. Мы хотели прояснить для себя следующие обстоятельства: как меняется (и меняется ли) уровень толерантности с возрастом, как соотносится он с национальной принадлежностью, существует ли взаимозависимость уровней толерантности педагогов и детей.

В своем исследовании мы учитывали фундаментальные принципы толерантности, изложенные в документах ЮНЕСКО. Вот основные из них: разнообразие людей украшает и обогащает жизнь; конфликт - это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно; для демократии очень важны социальная ответственность и способность каждого человека осмысленно применять моральные нормы при принятии личных и общественных решений. Свое понимание толерантности мы изложим словами психолога Н.В. Мольденгауэра: «Это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам; необходимо по отношению к особенностям различных культурных групп или к их представителям».

Убеждены: материалы нашего проекта могут быть использованы при проведении круглых столов, семинаров, родительских собраний, педагогических советов, уроков обществознания. В приложении читатели могут ознакомиться с тестом коммуникативной толерантности психолога-практика В. Бойко, на вопросы которого ответили учащиеся двух пятых и двух десятых классов.

Конечно, инструкция перед проведением теста заняла достаточно много времени, особенно у пятиклассников. В классах «Б» обучаются преимущественно дети грузинской национальности. В обследовании приняло участие 52 ребенка и 13 педагогов. Респондент должен был оценить в диапазоне от нуля до трех баллов 45 суждений, например: «Медлительные люди обычно действуют мне на нервы». Максимальная оценка в три балла свидетельствует о низшей степени толерантности в каждом отдельном пункте.


Обследование дало следующую картину:

КЛАСС

СРЕДНИЙ БАЛЛ

СУММА БАЛЛОВ

5 «А»

1,25

55

5 «Б»

1,55

69

10 «А»

1,25

55

10 «Б»

1,3

60

Мы видим, что уровень толерантности в классах школы в целом вполне приемлемый; если представить диапазон вероятных ответов от 0 (самый минимум, реально не достижимый) до 135 (максимум), то очевидно, к какому полюсу тяготеют ответы наших учащихся. Показатели уровней толерантности в 5«А» и 10«А» совпадают. С чем это связано? Возможно, существуют определенные фазы толерантного поведения в «возрастном маршруте» групп детей, и оба класса находятся в одинаковой фазе. Не исключено, что новое поколение (а пятиклассников в сравнении с десятиклассниками реально назвать новым поколением) изначально более толерантно, а учащиеся 10«А» демонстрируют достаточно высокий уровень толерантности в связи с порой романтических привязанностей и укрепления дружеских связей. Вполне вероятно, что усилия педагогов в плане укоренения толерантных отношений и активное участие десятиклассников в разных общешкольных мероприятиях не прошли для ребят даром. Педагогически ценно было бы объединить усилия пятиклассников и десятиклассников в каком-нибудь общем деле.

Учащиеся «грузинских» классов демонстрируют несколько меньший уровень толерантности, но разница в показателях между 5«Б» и 10«Б» классами также невелика. Вероятно, люди, принадлежащие к национальным меньшинствам и проживающие среди других, более многочисленных этносов, с одной стороны, вроде бы должны обладать высоким индексом лояльности, но, с другой - нередко испытывают на себе некоторую отторженность, неприятие со стороны коренных национальностей или «малоконфликтных». Одна из этих волн (стремление закрепиться в полиэтнической среде мегаполиса) гасит другую (раздражение, недоверие к другим этносам, большая развернутость к представителям «своего»), но не без определенного «остатка». Не исключено, что он как раз и проявился в нашем опросе. Конечно же, здесь может чувствоваться отголосок неумелых действий политиков или однобокой, примитивной интерпретации тех или иных социально-политических процессов.

Разумеется, полностью нельзя игнорировать и фактор подбора в означенных классах людей, по своим личностным качествам не слишком склонных к проявлению высокой степени толерантности. Хотя, зная наших учеников, мы полагаем, что данное обстоятельство должно рассматриваться далеко не в первую очередь. Ребята из 10«Б» не менее активно, чем их ровесники из 10«А» класса, участвовали в различных общешкольных делах, апробировали методику оптимизации жизнедеятельности учащихся и учителей. Кстати, базовым для экспериментальной площадки был и 5-й класс «А».

Что касается педагогов, то средний балл ответов составляет 47, т.е. подавляющее большинство педагогов выставляло по каждой позиции один балл. Такой результат нам представляется вполне приемлемым. Для сравнения, по тесту Бойко, как правило, руководители медицинских учреждений набирают 40 баллов, медсестры - 43 балла, воспитатели - 31 балл. Различия в ответах педагогов, принадлежащих к русскому и грузинскому этносам, составляют десятые доли балла. Иными словами, мы вправе заключить, что педагоги школы, обладающими высоким уровнем толерантности, способны нести ее ценности учащимся, отмечать их у своих подопечных. Подчеркнем: учительское сообщество, решая психолого-педагогические задачи, выше этнических барьеров. Главный минус нашего исследования состоит в небольшой выборке.

В школьном круглом столе, посвященном теме: «Толерантность - проблема или мышление нового века», приняло участие восемьдесят старшеклассников, представители десяти национальностей (численно преобладали русские и грузины). Участникам было предложено ответить на два вопроса (нужно было выбрать один вариант):

  1.  Как вы относитесь к своей национальности: а) испытываю гордость; 6) удовлетворен, но не более; в) равнодушно; г) противоречиво; д) стесняюсь.
  2.  Я считаю себя: а) вполне толерантным; б) не всегда и не по отношению ко всем; в) не толерантным, но и не агрессивным; г) нетерпимым ко всему, что мне не нравится и что меня раздражает.

Опрос проводился на фоне обострения российско-грузинских взаимоотношений. Какая же картина открылась перед нами? 96% опрошенных гордятся своей национальностью. И это, безусловно, следствие возросшего самосознания подрастающего поколения и убедительный аргумент в пользу того, что мировая интеграция отнюдь не стирает значимости национальной принадлежности. Вряд ли разумно говорить о кризисе национальной идентичности и общей индифферентности людей к вопросам национальной принадлежности. Люди, похоже, готовы жить в полиэтническом мире, заявлять себя в космополитическом поле, но при сохранении субъектно-этнической «ниши». Несколько процентов русских девушек относятся к своей национальности не с гордостью, а с другими чувствами, включая стеснение.

Вполне толерантными считают себя 60% респондентов, 30% - не всегда и не по отношению ко всем, каждый десятый - не толерантным, но и не агрессивным. Конечно, многие из полагающих себя вполне толерантными в каких-то ситуациях способны вести себя по-разному, но решили либо не учесть этого факта, либо просто не оказывались в таких ситуациях, либо последние не оставили следов в памяти детей. Не исключено, что некоторые подростки по каким-либо причинам завышают свой уровень толерантности, не вполне осознают многогранность толерантного поведения. Русские старшеклассники, чаще отвечавшие, что они не всегда толерантны и даже не толерантны, но и не агрессивны, или честнее остальных, или серьезнее подходят к самому понятию «толерантность», или действительно толерантны несколько менее других. Интересно, что среди них девушек больше, чем юношей.

Радует, что подростковый возраст с его стремлением к противоречиям не выразился в показателях интолерантного поведения. Конечно, представления о себе подчас лучше реальных поступков, но именно укоренение в представлении, сознании ценностей толерантности в конечном итоге может привести и к толерантному поведению. Итого вполне толерантными считают себя 28 человек, не всегда и не по отношению ко всем - 36 человек, не толерантными и не агрессивными - 14, нетерпимыми - двое. Большинство голосов мальчиков сосредоточилось в пункте «б». В меньшей степени (хотя незначительно) себя считают толерантными русские, но этот показатель без дополнительных характеристик очевидно ни о чем не свидетельствует.

Отметим, что наши ученики в массе своей не приемлют агрессивности и не хотели бы, чтобы с ней отождествлялось их поведение. С другой стороны, успокаиваться рано - в детях есть определенный потенциал риска, который может быть использован как на созидание, так и на разрушение. Задача педагогов, общественности - направить молодую энергию в нужное русло.


Приложение.

Диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко)

Инструкция к тесту

Вам предоставляется возможность совершить экскурс в многообразие человеческих отношений. С этой целью вам предлагается оценить себя в девяти предложенных несложных ситуациях взаимодействия с другими людьми. При ответе важна первая реакция. Помните, что нет плохих или хороших ответов. Отвечать надо, долго не раздумывая, не пропуская вопросы. Свои ответы следует проставлятьV» или «+») в одной из четырех колонок.

Меру согласия с суждениями выражайте следующим образом:

  •  0 - баллов - совсем неверно,
  •  1 - верно в некоторой степени (несильно),
  •  2 - верно в значительной степени (значительно), 
  •  3 - верно в высшей степени (очень сильно).

Проверьте себя: насколько вы способны принимать или не принимать индивидуальности встречающихся нам людей. Ниже приводятся суждения; воспользуйтесь оценками от О до 3 баллов, чтобы выразить, сколь верны они по отношению лично к вам.

  •  Медлительные люди обычно действуют мне на нервы. 
  •  Меня раздражают суетливые, непоседливые люди. 
  •  Шумные детские игры переношу с трудом. 
  •  Оригинальные, нестандартные, яркие личности обычно действуют на меня отрицательно.
  •  Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня.

Проверьте себя: нет ли у вас тенденции оценивать людей исходя из собственного «Я». Меру согласия с суждениями, как и в предыдущем случае, выражайте в баллах от О до 3.

  •  Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник.
  •  Меня раздражают любители поговорить. 
  •  Я тяготился бы разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если бы он проявил инициативу. 
  •  Я тяготился бы разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры. 
  •  Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня.

Проверьте себя: в какой мере категоричны или неизменны ваши оценки в адрес окружающих.

  •  Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прическа, косметика, наряды). 
  •  Так называемые новые русские обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством. 
  •  Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно несимпатичны мне. 
  •  Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу.
  •  Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем.

Проверьте себя: в какой степени вы умеете скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей (степень согласия с суждениями оценивайте от 0 до 3 баллов).

  •  Считаю, что на грубость надо отвечать тем же.
  •  Мне трудно скрыть, если человек чем-либо неприятен.
  •  Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем.
  •  Мне неприятны самоуверенные люди.
  •  Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлоб ленного или нервного человека, который толкается в транспорте.

Проверьте себя: есть ли у вас склонность переделывать и перевоспитывать партнера (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

  •  Я имею привычку поучать окружающих.
  •  Невоспитанные люди возмущают меня.
  •  Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо.
  •  Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания. 
  •  Я люблю командовать близкими.

Проверьте себя: в какой степени вы склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

  •  Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах.
  •  Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка.
  •  Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня. 
  •  Я проявляю нетерпение, когда мне возражают. 
  •  Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется.

Проверьте себя: свойственна ли вам такая тенденция поведения (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

  •  Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам.
  •  Меня часто упрекают в ворчливости.
  •  Я долго помню обиды, причиненные мне теми, кого я ценю или уважаю.
  •  Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки.
  •  Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, то я на него тем не менее обижусь.

Проверьте себя: в какой степени вы терпимы к дискомфортным состояниям окружающих (оценка суждений от О до 3 баллов).

  •  Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку. 
  •  Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях. 
  •  Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь. 
  •  Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг).
  •  Иногда мне нравится позлить кого-нибудь из родных и друзей.

Проверьте себя: каковы ваши адаптационные способности во взаимодействии с людьми (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

  •  Обычно мне трудно идти на уступки партнерам.
  •  Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер.
  •  Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе.
  •  Я избегаю поддерживать отношения с несколько странными людьми.
  •  Обычно я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав.

Обработка и интерпретация результатов теста

Итак, вы ознакомились с некоторыми поведенческими признаками, свидетельствующими о низком уровне общей коммуникативной толерантности. Подсчитайте сумму баллов, полученных вами по всем признакам, и сделайте вывод: чем больше баллов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности. Максимальное число баллов, которые можно заработать - 135, свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим, что вряд ли возможно для нормальной личности. Точно так же невероятно получить ноль баллов - свидетельство терпимости ко всем типам партнеров во всех ситуациях. В среднем, по нашим данным, опрошенные набирают:

  •  руководители медицинских учреждений и подразделений - 40 баллов,
  •  медсестры — 43 балла,
  •  воспитатели — 31 балл.

Сравните свои данные с приведенными и сделайте вывод о своей коммуникативной толерантности.

Обратите внимание на то, по каким из 9 предложенных выше поведенческих признаков у вас высокие суммарные оценки (здесь возможен интервал от 0 до 15 баллов). Чем больше баллов по конкретному признаку, тем менее вы терпимы к людям в данном аспекте отношений с ними. Напротив, чем меньше ваши оценки по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по данному аспекту отношений с партнерами. Разумеется, полученные данные позволяют подметить лишь основные тенденции, свойственные вашим взаимодействием с партнерами. В непосредственном живом общении личность проявляется ярче и многообразнее.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31641. Системные и локальные шины 23.51 KB
  Стоимость такой организации получается достаточно низкой поскольку для реализации множества путей передачи информации используется единственный набор линий шины разделяемый множеством устройств. Одна из причин больших трудностей возникающих при разработке шин заключается в том что максимальная скорость шины главным образом лимитируется физическими факторами: длиной шины и количеством подсоединяемых устройств и следовательно нагрузкой на шину. Эти физические ограничения не позволяют произвольно ускорять шины.
31642. Системная шина ISA 11.88 KB
  Эта системная шина отличалась наличием второго 36контактного дополнительного разъема для соответствующих плат расширения. Системная шина IS полностью включала в себя возможности старой 8разрядной шины. Шина IS позволяет синхронизировать работу процессора и шины с разными тактовыми частотами.
31643. Психологические особенности детей дошкольного возраста 55.5 KB
  Игра сюжетно – ролевая игра Наглядно – образное мышление Начало понятийного мышления Картина мира Произвольность поведения Самооценка Практическое овладение речью развитие функций речи Дошкольное детство большой отрезок жизни ребенка. Социальная ситуация развития Изменяется место ребенка в системе отношений уже не является центром своей семьи развивается способность к идентификации с людьми образами героев художественных произведений. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Но хотя жизнь в игре протекает в...
31644. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. Проблемы адаптации первоклассника к школе 55.5 KB
  Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. Проблемы адаптации первоклассника к школе. Тема готовности ребенка к школе в отечественной психологии своими корнями уходит в труды Л.Эльконина готовность ребенка к обучению в школе определяет социальная зрелость.
31645. Психологические особенности детей младшего школьного возраста 54.5 KB
  Отчетливо виден социальный смысл учения отношение маленьких школьников к отметкам. Учебные действия школьников с помощью которых можно решить задачу. Самоконтроль Оценка Самооценка Особенности познавательного развития младших школьников. Внимание школьников зависит от: организации активной умственной деятельности.
31646. Мышление и воображение. Их роль в образовательном процессе 23.5 KB
  Виды воображения: по Немову Активное – человек по собственнуму желанию усилием воли вызывает соответствующие образы; Пассивное – образы возникают спонтанно помимо воли и желания человека; Продуктивное – дейчтвительность сознательно конструируется человеком а не просто механически копируется или воссоздается; Репродуктивное – ставится задача воспроизвести реальность в том виде какова она есть такое воображение больше напоминает память чем творчество. Фантазия это определенное чувство желания чегото конкретного ради чего...
31647. Память и внимание. Особенности формирования памяти и внимания в образовательном процессе 33.5 KB
  Особенности формирования памяти и внимания в образовательном процессе. Виды внимания: непроизвольное – оно может возникнуть по мимо желаний человека в силу какихто обстоятельств; произвольное – вызывается силою воли желанием самого человека ответственность интерес; послепроизвольное – возникает в силу появления устойчивого интереса к объекту является самым продуктивным и эффективным. Особенности внимания свойства: объем внимания определяется количеством объектов которые могут быть замечены человеком за короткий промежуток...
31648. Педагогическое общение: компоненты, функции, стили, модели и барьеры 62 KB
  Педагогическое общение: компоненты функции стили модели и барьеры Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и психологии личности. Главным средством общения является речь. Стороны общения: Коммуникативная сторона общения это передача информации. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии что информация не только принята но и понята осмыслена.
31649. Эмоции и чувства. Психическое состояние. Эмоциональное нарушение в младшем школьном возрасте 23 KB
  Психическое состояние. Формы переживания чувств эмоциональное состояние: Наиболее растпространенным явл. Стресс – эмоциональное состояние которое возникает в неожиданных обстоятельствах. Аффект – это очень сильно выраженное кратковременное эиоциональное состояние.