15361

Психологическая адаптация приемных детей

Курсовая

Психология и эзотерика

Введение России принадлежит печальное первенство: треть всех сирот мира живет здесь. В то же время только 1 россиян заявляет о своем желании усыновить или взять на патронатное воспитание ребенка из детского дома ссылка. По официальным данным 62 всех усыновлений в Росс

Русский

2013-06-13

273.5 KB

15 чел.

Введение

России принадлежит печальное первенство: треть всех сирот мира живет здесь. В то же время, только 1% россиян заявляет о своем желании усыновить или взять на патронатное воспитание ребенка из детского дома (ссылка). По официальным данным, 62% всех усыновлений в России приходится на иностранных граждан(ссылка).

Иностранные усыновители сталкиваются со специфическими проблемами, когда берут в свои семьи детей из российских учреждений. Приемные родители говорят о том, что дети плохо адаптируются к новым условиям жизни и к самой ситуации усыновления. Повышенная агрессивность, возбудимость, зависимость создают множество дополнительных сложностей в и без того сложной ситуации. Таким образом, актуальность темы определяется необходимостью оказывать психологическую поддержку иностранным семьям, усыновляющим сирот из России.

По данной теме практически отсутствует научная литература, зато массовая пресса регулярно публикует шокирующие и скандальные статьи и телевизионные репортажи, связанные с международным усыновлением, тем самым провоцируя  негативное отношение общества как к приемным родителям, так и к явлению в целом.  Нами не было обнаружено ни одного сколько-нибудь полного исследования особенностей адаптации детей в международных семьях. Этим определяется научная новизна исследования.

 Основной вопрос, на который мы искали ответ – почему некоторые дети приспосабливаются к изменениям быстрее и легче, чем другие. От чего зависит, будет ли ребёнок демонстрировать агрессивные реакции или станет зависимым? Связано ли это с возрастом усыновления или с возрастом потери родителей? Мы предположили, что в основе различий будет лежать нервно-психический статус ребенка, включающий как медицинские диагнозы (такие, как эписиндром, задержка психического и речевого развития, мышечный гипер- и гипотонус, различные парезы), так и характеристики темперамента (возбудимый, вялый, заторможенный, импульсивный). Кроме того, необходимо было учитывать наличие сопутствующих соматических диагнозов, которые могли отражать органические (одна нога короче другой, астигматизм) и функциональные нарушения (нарушения в работе желудочно-кишечного тракта).  

В нашей работе мы постарались выяснить, какие нарушения психики, соматического здоровья и поведения характерны для детей в возрасте от 6 месяцев до 8 с половиной лет, усыновленных в иностранную семью. Мы опирались на теорию привязанности  Боулби/Эйнсуорт, понятие «базового доверия» Э.Эриксона, научные взгляды Франсуазы Дольто, Д.В.Винникотта, а также современные исследования происхождения детских неврозов и психосоматических заболеваний.   

Практическая значимость работы заключается в создании основы для рекомендаций родителям и воспитателям. В дальнейшем планируется продолжение исследований и написание методического пособия по адаптации детей в мультикультурных семьях.

Теоретическое значение: исследование вносит вклад в решение проблем связи между нервно-психическим статусом ребенка, состоянием соматического здоровья и его адаптацией в новых условиях жизни.

Объектом исследования являются приёмные семьи.

Предмет исследования – адаптация усыновленного ребёнка в иностранную семью.

Цель исследования – выявить факторы, влияющие на успешность адаптации приёмных детей.

В нашей работе была выдвинута гипотеза о том, что важным фактором, влияющим на адаптацию ребёнка в приемной семье,  является нервно-психический статус, а также состояние соматического здоровья. Кроме того, проверялась гипотеза о влиянии возраста на характер проблем в поведении ребенка.

Исходя из гипотезы и целей исследования, были выдвинуты следующие задачи:

  1.  Провести теоретический анализ литературы по указанной теме.
  2.  Выявить состояние нервно-психического и соматического здоровья детей.
  3.  Разработать критерии оценки здоровья.
  4.  Определить маркеры наличия проблем при адаптации.
  5.  Провести сопоставление характеристик состояния ребенка и адаптивных реакций (проблем).

Методы исследования

Анализ отчетов о ходе адаптации приемных детей из России в иностранные семьи. Корреляционный анализ данных.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ИСТОРИЯ ВОПРОСА, ПРОБЛЕМА РАННЕЙ ДЕТСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ, ПОНЯТИЕ АССИМИЛЯЦИИ

  1.  ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ ЗАБОТЫ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ИСТОРИИ

Рост числа детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, во времена социальных потрясений и экономических катаклизмов имел место во всех странах, это приводило к созданию учреждений сиротского типа. В первой половине XX столетия деинституционализация стала наиболее устойчивой тенденцией в организации заботы о детях. Так, например, в период с 1928 по 1940 г. в США было закрыто 300 учреждений сиротского типа. После знаменитого исследования Дж. Боулби [27], выявившего депривацию развития детей в условиях сиротского учреждения, эта тенденция стала нарастать. Научные данные о тяжелых последствиях материнской депривации и сепарации привели к тому, что в некоторых странах было запрещено институциональное воспитание младенцев и маленьких детей. В то же время, в СССР, а позже  в России, число детских учреждений неуклонно росло. В настоящий момент количество детей, находящихся на попечении государства, варьируется от 400 до 700 тысяч по данным из разных источников.

1.2. РАННЯЯ ДЕПРИВАЦИЯ.

В 1936г. Дж. Боулби стал интересоваться нарушениями у детей, воспитываемых в детских домах [4]. Он обнаружил, что дети, которые растут в детских домах и сиротских приютах, часто страдают различными эмоциональными проблемами, включая неспособность установить близкие и продолжительные отношения с окружающими. Боулби предположил, что такие дети неспособны любить потому, что на раннем этапе жизни упускают возможность крепко привязаться к материнской фигуре.

Боулби также наблюдал подобные симптомы у детей, которые в течение некоторого времени росли в нормальных семьях, но затем были надолго разлучены с родителями. Казалось, что эти дети были настолько потрясены, что навсегда отказались от тесных человеческих связей.

Боулби особенно поразила неспособность многих детей, воспитывавшихся в детских домах, установить в дальнейшей жизни глубокие отношения привязанности. Он называл этих индивидуумов «личностями, лишенными любви»; такие индивидуумы используют людей только в собственных интересах и кажутся неспособными завязать с другим человеком любящие, продолжительные отношения. Возможно, эти люди в детстве были лишены возможности выработать импринтинг на какую-либо человеческую фигуру - установить отношения любви с другим человеком. Поскольку у них не развилась способность к близким связям в течение нормального раннего периода, во взрослой жизни их отношения остаются поверхностными.

Условия во многих детских домах действительно кажутся неблагоприятными для формирования близких человеческих связей. В основном, в детских домах о малышах заботятся несколько нянечек, которые могут удовлетворять их физические потребности, но у которых мало времени на то, чтобы общаться с ними. Часто рядом нет никого, кто мог бы откликнуться на плач малышей, улыбнуться им в ответ, поговорить с ними, когда они лепечут, или взять их на руки, когда они этого хотят. Поэтому малышу трудно установить прочную связь с каким-то определенным человеком.

Исследование Боулби показало важность установления именно ранних отношений привязанности, хотя существуют данные о возможности компенсации ранней детской депривации. Работа Hodges and Tizard [30] доказывает, что, несмотря на жестокую (strong) депривацию в младенчестве, детям, усыновленным в приемные семьи удалось к 16 годам создать теплые и близкие отношения другими людьми. (Было обследовано 65 детей, которые были помещены в специальное заведение, когда им было меньше 4-ех месяцев. Существовало явное запрещение формирования отношений между детьми и теми, кто о них заботился. Это предполагает, что дети все страдали от депривации. До 4 лет часть детей была усыновлена, а часть – возвращена в прежнюю среду.) Отчасти это может быть объяснено тем, что приёмные родители ОЧЕНЬ хотели иметь детей, так что количество любви и заботы перешло в качественные изменения.

1.3. ТЕОРИЯ БАЗОВОГО ДОВЕРИЯ.

Понятие «базового доверия», введенное Эриком Г.Эриксоном [24], является ключевым для понимания многих проблем современного человека. Эриксон считает, что большинство фобий, неврозов, некоторые виды криминального поведения объяснимы, если подходить к ним с точки зрения доверяет или нет индивид миру, людям и, в конечном итоге, себе самому. Человек, доверяющий себе и миру, строит долговременные теплые отношения, он более успешен в работе, его поведение отличается большей гибкостью, он легче воспринимает все новое.

Практически во всех проанализированных нами отчетах фигурирует эта позиция: доверяет ли ребенок родителям, может ли он оставаться один в комнате, соглашается ли он попробовать новую пищу, просит ли оставить свет в спальне ночью. В настоящее время для большинства психологов вопрос «доверия-недоверия» ребёнка к миру является важнейшим показателем его душевного здоровья и благополучия. (См. Приложение 2, примеры отчетов).

Однако Эриксон подчеркивает, что такое положение дел не фатально, и дефицит доверия можно восполнить на каждой из следующих стадий развития. В дальнейшем, этот тезис получил экспериментальное подтверждение в работе  Hodges and Tizard, упоминавшейся нами ранее.

1.4. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ.

Все авторы, обращавшиеся к теме периодизации детского развития, выделяют несколько важнейших «контрольных пунктов», успешность прохождения которых влияет на формирование психики ребенка. Нам представляется, что то, в каком возрасте произошло усыновление, может определять некоторые характерные трудности.

Согласно теории привязанности Боулби, в период с 0 до 3 месяцев ребенок никого особенно не выделяет, он улыбается любому лицу, появившемуся в поле его зрения, он в достаточной степени погружен в себя.

С 3 до 6 месяцев младенец фокусирует внимание на знакомых лицах, демонстрирует «комплекс оживления» на появление родных, изучает внешний мир на вкус и на ощупь. Начинается некоторое отделение себя от внешнего мира, появляется первое представление о времени: малыш в состоянии подождать несколько секунд до исполнения своего желания. В это же время мы можем наблюдать и первые проявления госпитализма: отсутствие комплекса оживления, полная пассивность при переодевании, вялость.

От 6 месяцев до 3 лет происходит формирование интенсивной привязанности и активный поиск близости. Начиная примерно с 6-месячного возраста, привязанность младенца к определенному человеку становится все более интенсивной и исключительной. Наиболее примечательно то, что младенцы громко плачут, демонстрируя тревогу разлучения (separation anxiety), когда мать покидает комнату. В то же время, интернатские дети никак не реагируют на оставление их обслуживающим персоналом, очень часто не выделяют своих и чужих.

Э.Эриксон выделяет второй и третий год жизни как стадию самостоятельности на основе развития его моторных и психических способностей. В этот период важно предоставлять ребенку свободу движений и экспериментов с окружающим миром и собственным телом. Если из этой стадии ребенок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка и взрослого.

Дошкольный возраст характеризуется инициативностью и развитием социальных навыков. В это время очень важна родительская поддержка предпринимательской активности и интеллектуальной предприимчивости, другими словами – ответы на вопросы и предоставление свободы в выборе занятий. Положительное развитие этой стадии приводит к уверенности и предприимчивости, а отрицательное – к развитию чувства вины (по Э.Эриксону).

Младший школьный возраст (6-9 лет) – латентная фаза в классическом психоанализе, или время умелости и полноценности по Эриксону. Дети становятся очень приятными в общении, говорят комплименты и всячески помогают родителям, очень стараются в школе; им нравятся игры с четкой структурой, а также овладение различными инструментами и навыками практического труда.

В соответствии с теорией Эриксона, при отрицательном течении этой фазы отмечается низкий самоконтроль, неуверенность в себе, в некоторых случаях – агрессия или аутоагрессия.

1.5. ГОСПИТАЛИЗМ

Наблюдения Рене Шпитца [33] наглядно демонстрируют, какие драматичные и опустошительные воздействия оказывает на ребенка недостаточная стимуляция в течение первого года жизни. У детей из приюта, которых он изучал, всегда удовлетворялось чувство голода, но так как на длительные промежутки времени они были предоставлены сами себе, то сосание и другие удовольствия в контексте эмоционального взаимодействия с ухаживающим лицом в большей степени отсутствовали. Эти дети испытывали глубокие задержки во всех сферах развития, а часть синдрома, характеризующего это явление, получило название «госпитализм».

1.6. ПРОБЛЕМА АККУЛЬТУРАЦИИ.

В классическом труде Эрика Г. Эриксона «Детство и общество» автор говорит о специфических проблемах, с которыми сталкиваются люди, покинувшие страну или культуру своих предков. Он изучает переживания, сопровождающие ассимиляцию человека в другую культуру.

Очевидно, что дети, усыновленные в иностранные семьи должны переживать нечто подобное: отрыв от корней, неопределенность в  вопросе «кто я?» и «откуда?». Зачастую, тайна рождения становится причиной девиантного поведения у подростков, есть данные, подтверждающие  связь между побегами из дома и поиском отсутствующего родителя.

Понятие «аккультурация» определяется как смена культуры, происходящая в процессе постоянного прямого контакта между двумя различными культурными группами [31]. Дж. Берри выделяет 4 типа (стратегии) аккультурации: ассимиляция, интеграция, сепарация и маргинализация [26]. Для маленьких детей, усыновленных в инокультуру, наилучшей стратегией является ассимиляция (то есть отказ от прежних норм и правил социального поведения и усвоение новых; также это касается и языка). Подростки могут выбрать интеграцию – сохранение элементов прежней культуры и языка, поддерживание контактов с исторической родиной, с соотечественниками. Как мы увидим далее в отчетах, в семьях, где родители ведут продуманную политику (нанимают педагогов по языку, дают возможность звонить в детский дом, разговаривают  о биологической семье ребенка), гораздо быстрее и легче проходит адаптация детей в социальную среду.

1.8.  ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА И СТРЕСС.

Дети, оставленные родителями, испытывают сильнейший стресс, некоторые из них – с самого рождения. По устоявшемуся к настоящему времени мнению, психологический стресс является причиной многих соматических заболеваний. Д.Н.Исаев приводит список психотравмирующих обстоятельств, влияющих на развитие у детей различных неврозов и психосоматических заболеваний. Отметим некоторые из них.

«6) пребывание в круглосуточных яслях, домах ребенка, детских домах, больнице или санатории;

7) изолированность семьи от ближайшего окружения;

8) неправильное воспитание одним родителем, отсутствие или неадекватность родительской заботы, чрезмерное давление родителей» [7].

Длительный стресс, как уже было сказано, приводит к развитию психосоматических заболеваний. В одной из принятых классификаций выделяются 3 группы, из которых обратим внимание на первую и вторую:

«В первую группу отнесены психосоматические функциональные нарушения, т.е. соматические синдромы, при которых не обнаруживаются органические поражения органов и систем: психогенные нарушения у грудных детей и детей раннего возраста; нарушения сна; энурез; энкопрез; запор; конверсионные неврозы.

Во вторую группу включены психосоматические болезни: бронхиальная астма, нейродермиты, язвенный колит, болезнь Крона, язва желудка, нервная анорексия, булимия, ожирение» [29]. 

Практически все нарушения из этих двух групп встречаются у детей-воспитанников детских домов и интернатов. И, как мы увидим далее в отчетах, большая часть из них исчезает в течение первого года после попадания ребёнка в любящую и заботливую приемную семью.

1.9. НЕКОТОРЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ.

Одной из серьезных причин, вызывающих трудности в поведении детей и подростков, является алекситимия.

«Сегодня  алекситимия понимается в первую очередь как неспособность человека выразить и описать в словах свои внутренние переживания, неспособность к дифференциации чувств и телесных ощущений, недостаточность воображения, ригидность. Поэтому так важно сформировать «эмоциональную грамотность» у детей до подросткового возраста - кризисного этапа в развитии» [21]. 

Алекситимия  часто встречается у воспитанников детских домов. Ребенок не может сказать, что герой сказки чувствует в той или иной ситуации, не выделяет «плохих» и «хороших» персонажей, не вполне может прогнозировать последствия своих поступков для окружающих, может причинить боль, нанести ущерб кому-нибудь, просто повторяя увиденное в кино. Отчасти это связано с тем, что младенец овладевает тезаурусом эмоций в процессе тесного контакта с матерью, в период симбиотических отношений первого года жизни. Дети-сироты лишены этого важнейшего опыта, и то, что окружающими часто расценивается как «особенная жестокость» детдомовцев, на поверку оказывается невозможностью для ребенка представить себе, что чувствует другой человек, что ему может быть больно или неприятно. Отмечается, что у так называемых «мертвых» или депрессивных матерей, которые недостаточно включены в контакт со своими малышами, дети также часто испытывают трудности с распознаванием эмоций [14].  

Глава вторая. Обоснование гипотезы, описание шкал.

2.1. ОБОСНОВАНИЕ ГИПОТЕЗЫ.

Мы предполагаем, что успешность адаптации детей в новой обстановке, скорость преодоления возникающих трудностей, то, насколько близкие и теплые отношения будут складываться у детей с приемными родителями, зависит от нервно-психического и соматического здоровья ребенка. Д.Исаев пишет, что продолжительный или сильный стресс снижают адаптивные возможности организма. То есть, здоровый ребенок, со зрелой нервной системой, должен быстрее и легче адаптироваться к изменившимся обстоятельствам своей жизни.

Так как все детдомовские дети пережили катастрофическую для ребенка потерю родителей и родного дома,  мы можем предположить, что функционирование их организма будет в той или иной степени нарушено. Важно выяснить, как глубоко зашло это повреждение для психики.

Мы выделили следующие параметры для описания состояния ребенка на момент усыновления:

  •  Возраст, в котором произошло усыновление;
  •  Нервно-психический статус;
  •  Сопутствующие соматические диагнозы;

А также рассмотрели те параметры, по наличию которых можно судить о проблемах при адаптации ребенка в приемной семье:

  •  Повышенная эмоциональная возбудимость;
  •  Зависимость ребенка от взрослых, «цепляние»;
  •  Неуверенность в себе;
  •  Низкий самоконтроль;
  •  Агрессивные реакции.

Рассмотрим подробнее и обоснуем выделение этих шкал.

2.1.1. ОПИСАНИЕ СОСТОЯНИЯ РЕБЁНКА.

Возраст, в котором произошло усыновление.

В соответствии с периодизацией психического развития, описанной выше (см. работы Эриксона, Боулби и др.), можно предположить, что каждой фазе взросления будут соответствовать специфические проблемы при усыновлении/адаптации в новой семье.

0-3 месяца. Фаза недифференцированного внимания. Это время наиболее благоприятно для усыновления, однако, по сложившейся традиции, в нашей стране чрезвычайно редко отдают на усыновление в иностранные семьи детей до 4 месяцев.

3-6 месяцев. Фаза выделения «значимого другого». Дети узнают постоянно ухаживающих за нами людей, радуются, когда они приходят, огорчаются, когда лицо исчезает из поля зрения. Если усыновление происходит в этот период, можно говорить о возможной компенсации негативных явлений.

6-36 месяцев. Фаза формирования устойчивой привязанности. Малыши, усыновленные в этом возрасте, обнаруживают высокую степень зависимости, буквально «приклеиваются» к матерям, явно отдают предпочтение одному из родителей, неохотно расстаются с ними даже на короткое время. Если родители внимательно относятся к повышенной потребности в привязанности, то через полгода-год малыши уже в состоянии спокойно посещать детский сад или оставаться с няней.

3-6 лет. Дошкольный возраст. В этом возрасте усыновление идет массово, родители часто говорят о хорошем или достаточном физическом развитии малышей, но упоминают и о скованности, имеющей психологическую природу.

Характерный для «домашних» детей период кризиса трёх лет у детдомовских детей, по нашим собственным наблюдениям, или совсем не выражен, или проходит в виде немотивированных вспышек агрессии. Мы полагаем, что в ситуации институционального воспитания ребенок лишен возможности проявлять в полной мере свои желания, наталкиваясь на жесткие дисциплинарные рамки. Ребенок существует только в группе, его индивидуальные потребности не учитываются и, чаще всего, даже не регистрируются. Способов для тренировки Эго, если так можно выразиться, у него нет, соответственно, попадая в приемную семью, малыш немедленно начинает пробовать на прочность семейные установки, как это делает любой ребенок. Мы увидим далее, что пик «проблемного поведения» у усыновленных детей приходится как раз на возраст 2-4 года, что соответствует проявлениям кризиса и у домашних детей.

Как легко догадаться, в условиях интерната детям редко предоставляется право и возможность реализовывать свои творческие порывы, поэтому усыновленные дошкольники чаще демонстрируют «правильное» поведение и отсутствие творческой инициативы. В одном из отчетов социальный психолог обращает внимание на поразившую её привычку пятилетнего мальчика складывать перед сном свою одежду ровной аккуратной стопочкой на стуле, тапочки в линеечку под стулом (кто ходил в детский сад – тот вспомнит). Когда ребенок, наконец, научился разбрасывать вещи по комнате, все сочли это хорошим знаком и вздохнули с облегчением.

6-9 лет. Младший школьный возраст. В нашей выборке присутствуют пять семей, усыновивших    детей младшего школьного возраста, в одной из них произошло разусыновление девочки 8 лет.

Нервно-психический статус

Как уже говорилось ранее, большинство воспитанников интернатов имеют различные нарушения в функционировании нервной системы. Как правило, это или последствия патологии беременности, или родовые травмы, или психосоматические расстройства. Наличие медицинского диагноза отражено в отчетах, иногда косвенно («отмечаются стереотипические движения; отмечены тики правой щеки; иногда вскрикивает во сне и бьёт себя руками по голове»). Мы обнаружили такие нарушения, как:

- эписиндром/симптоматическая эпилепсия;

- тики;

- частичные парезы, обычно односторонние;

- стереотипические движения, которые могут быть как неврологической, так и психологической этиологии;

- мышечный гипертонус;

- задержка психического развития;

- задержка речевого развития;

- энурез и энкопрез.

С огромным удовлетворением должны отметить, что в течение первых полугода-года пребывания ребенка в семье большая часть диагнозов снимается.

Мы обнаружили достоверную зависимость между количеством трудностей, с которыми сталкиваются семьи в период адаптации детей в новой обстановке, и их (детей) нервно-психическим статусом. Подробно это  будет изложено далее.

Соматические диагнозы.

Почти у всех детей присутствуют и соматические заболевания. Некоторые из них, такие как атопический дерматит неясного происхождения, можно рассматривать как психосоматические, но большинство из них – вполне органической природы:

- фистула берцовой/крестцовой кости;

- косоглазие, астигматизм;

- кардиологическая дисфункция;

- сколиоз/плоскостопие;

- гепатит B;

- туберкулез.

Отдельно надо сказать о дефиците массы тела и роста, что является одним из самых явных признаков госпитализма. И быстрее всего проходит, как только ребенок попадает в семью.

2.1.2. НАРУШЕНИЯ АДАПТАЦИИ.

Повышенная эмоциональная возбудимость.

Сильнее всего это проявляется перед отходом ко сну. Само по себе засыпание таит в себе множество опасностей для ребенка: темно, родители уходят в другую комнату, он беззащитен перед ночными кошмарами, и вообще – заснув в одном месте, неизвестно, где проснешься (объяснение 10-летнего мальчика по поводу нежелания идти в постель). Кроме того, сон – это всегда регресс, обращение к младенческому, довербальному опыту, а он у большинства усыновленных детей весьма травматичен.

Поэтому многие родители отмечают, что перед сном ребенок возбужден, раскачивается, вскакивает «то попить, то пописать», плачет, просит, чтобы родители не уходили.

Кроме отхода ко сну, родители сталкиваются с повышенной эмоциональной возбудимостью в ситуациях, когда много народу, или незнакомая обстановка с избыточной стимуляцией. Посещение общественных мероприятий, где много звуков, мигает яркий свет, незнакомые люди, может оказаться непомерной нагрузкой для малыша. Ребенок начинает носиться кругами по залу, выкрикивает что-то, скачет, может повалить мебель, толкается и плюётся.

В повседневной жизни бывает, что ребёнок сердится, когда его не понимают, или слишком бурно реагирует на вымышленную историю – мультфильмы и кино.

У возбудимых детей обычно присутствует мышечный гипертонус и внутриутробная/постнатальная гипоксия в анамнезе.

Зависимость

Под зависимостью мы понимаем такое поведение, когда ребенок не отпускает от себя мать, цепляется за неё, плачет, когда она исчезает из поля зрения, не хочет оставаться ни с кем, кроме неё.

В ряде случае ребенок ведет себя навязчиво, нарушая правила приличий, мешая, например, матери общаться с другими взрослыми. В одном из отчетов родители указывают, что ребенок плакал и просил, чтобы они вернулись в свой дом во время отпуска на море. Мы считаем, что когда такое поведение демонстрирует ребенок 4-7 лет, это говорит о его глубокой неуверенности в постоянстве объекта, что в норме должно быть сформировано к двум годам. К этому параметру вплотную примыкает следующий –

Неуверенность в себе.

Проявляется это по-разному, в зависимости от возраста. Совсем малыш (2-3 года) может отказываться сам одеваться, или пробовать незнакомую еду. Ребенок постарше не хочет знакомиться с другими детьми, говорит, что он многое не может, не умеет, хнычет, постоянно просит о помощи взрослых.

Низкий самоконтроль.

Низкий самоконтроль проявляется в основном в неподчинении правилам, в том, что ребенок сильно расстраивается, если немедленно не получает желаемого. Ребенок может «закатить истерику» в торговом центре, швырять в стену игрушки, если их просит другой ребенок, и т.д. В одном из отчетов описан ребенок, который  впадал в ярость, когда не мог самостоятельно одеться, расшвыривал вещи, кричал.

Нам представляется, что это явление может быть связано с таким параметром, как истощаемость нервной системы, так как родители говорят, что после отдыха на море дети становятся гораздо более спокойными и управляемыми. Целебное воздействие морского воздуха и, в частности, солей йода на нервную систему хорошо известно.

Мы отличаем низкий самоконтроль от агрессии на основании причиненного вреда: агрессия всегда направлена на кого-то/что-то, низкий самоконтроль – это обо всем и ни о чем, невозможность выдерживать фрустрацию и разочарование.  

Агрессия.

Мы отмечаем агрессивные проявления у детей, когда они физически нападают на кого-нибудь (физическая агрессия) или ругаются, говорят «Я тебя ненавижу! Чтоб ты сдох!» и т.п. (вербальная агрессия). Мы полагаем, что агрессивные выпады имеют своей причиной пережитую боль и страх, что она повторится. Родители поступают весьма мудро, когда дают ребенку возможность выразить свои сильные негативные эмоции и показывают ему, что будут любить и принимать его несмотря ни на что.

После вспышки гнева ребенок часто чувствует себя опустошенным, ему особенно нужна поддержка и ободрение.

Можно рассматривать агрессию как недостаточное доверие ребенка к родителям и к миру.

Глава третья.  Эмпирическое исследование зависимости адаптивности детей от нервно-психического и соматического статуса, а также от возраста усыновления.

В исследовании было проанализировано содержание 51 папки, предоставленных российским представительством  Ассоциации приемных родителей «Bambini del Arcobaleno». Мы изучали материалы о периоде первичной адаптации несовершеннолетних в приемных семьях. В каждой папке находились документы, включающие:

  •  подробную социально-психологическую характеристику усыновителей, их расширенных семей, жилищных условий, уровня образования, достатка и социального положения;
  •  первый отчет, составленный штатным психологом Ассоциации сразу после приезда ребенка в Италию;
  •  второй, иногда третий отчеты, составленные через полгода и через год после усыновления.

В некоторых случаях набор документов был не полон.

Мы не имели (за редким исключением) никаких сведений о биологических семьях детей, об их образе жизни до попадания в детский дом, а также о том, в каком возрасте произошла травма, связанная с потерей родителей. Дети были из разных регионов России. Братья и сестры усыновлялись в одну семью, в таком случаи их файлы помечены буквами «а» в таблице. Некоторые папки были нами выбракованы, так в них не содержалось никакой информации, кроме общих фраз, что «усыновление проходит успешно».


СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Нами были составлены таблицы в программе  Microsoft Excel (см. Приложение, Таблицы 1 и 2).

Таблица №1 под условным названием «Коэффициент проблемности» имеет следующие графы:

A. Шифр семьи – номер закодированной папки, содержащей материалы по одной семье. Буквами «а» помечены документы родных братьев-сестер, усыновленных в одну семью.

B. Возраст усыновления – указан в месяцах.

C. Нервно-психический статус - наличие/отсутствие неврологических и психиатрических диагнозов.

D. Соматический диагноз – сопутствующие соматические диагнозы.

E. Сумма – сумма граф C и D, т.е. суммарный диагноз.

Таблица №2, под условным названием «Коэффициент адаптации», имеет следующие графы:

А. шифр семьи – см. выше.

В. Повышенная эмоциональная возбудимость.

С. Зависимость – явления «цепляния», навязчивости, чрезмерной привязанности ребенка к родителям.

D. Неуверенность в себе.

Е. Низкий самоконтроль – проявления недостаточного самоконтроля ребенка.

F. Агрессия – разнообразные проявления агрессии.

G. Сумма – суммарный коэффициент, условно названный «коэффициент адаптации»

Была выбрана двоичная система регистрации явлений: если мы обнаруживали в отчете упоминание об интересующем явлении или состоянии, в соответствующую графу заносилась единица, если нет – ноль.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. С целью изучения зависимости поведения ребенка от состояния его психического и соматического здоровья нами был проведен корреляционный анализ данных. Обработка проводилась по нескольким направлениям.

Нас интересовала связь между отдельными показателями нервно-психического и соматического статуса ребенка и показателями, отражающими качество адаптации ре6бенка в новой семье. Вычислялся коэффициент корреляции между следующими парами показателей:

- нервно-психический статус/ коэффициент адаптации;

- соматический диагноз / коэффициент адаптации;

- суммарный диагноз / коэффициент адаптации;

- повышенная эмоциональная возбудимость / агрессия;

- повышенная возбудимость / низкий самоконтроль;

- зависимость / неуверенность в себе;

- неуверенность в себе / агрессия;

- низкий самоконтроль / агрессия

Были получены следующие результаты:

1. Нервно-психический статус / коэффициент адаптации

r = 0,46

Адаптация ребенка в семье будет затруднена, если наличествует какой-нибудь неврологический диагноз.

2. Соматический диагноз / коэффициент адаптации

r = 0,41

Адаптация ребенка в семье будет затруднена, если наличествует какой-нибудь соматический диагноз.

3. Суммарный диагноз / коэффициент адаптации

r = 0,57

Адаптация ребенка в семье будет сильно осложнена, если наличествует сочетание неврологического и соматического диагноза.

4. Повышенная эмоциональная возбудимость / агрессия

r = 0,35 

Эпизоды агрессивного поведения отчасти обусловлены возбудимым темпераментом ребенка.

  1.  Повышенная эмоциональная возбудимость / низкий самоконтроль;

r = 0,37 

Возбудимый ребенок с трудом контролирует свое поведение, его «захлестывают» эмоции.

  1.  Зависимость / неуверенность в себе

r = 0,19 

Низкая степень связи. Явления слабо зависят друг от друга.

  1.  Неуверенность в себе / агрессия

r = 0,30

Агрессивное поведение отчасти связано с чувством неуверенности в себе.

  1.  Низкий самоконтроль / агрессия

r = 0,18

Низкая степень связи. Низкий самоконтроль ребенка не означает, что он будет агрессивно себя вести.

Таким образом, мы видим, что наиболее неблагоприятный вариант для адаптации – это сочетание у ребенка нарушений в нервно-психической сфере и наличие соматических диагнозов. Можно с уверенностью говорить, что сочетанные диагнозы выступают в качестве предикторов (предвестников) осложнений в начальной адаптации ребенка в семье.

2. Мы разбили все файлы на возрастные категории с шагом в 24 месяца, всего 4 категории, и посмотрели, как влияет возраст на характер и количество проблем при адаптации. Мы обнаружили стойкую тенденцию: наибольшее количество проблем при адаптации, самый высокий балл и наибольшее количество диагнозов приходится на возраст 2-4 года (24-48 месяцев). (См. рис.1 и 2 и таблицы 3 и 4 в Приложении).

Рис. 1. Соответствие возраста проблемам при адаптации.

На рисунке 1 видно, что наибольшие трудности при адаптации испытывают дети от 24 до 48 месяцев.

Рис.2. Соответствие возраста и состояния здоровья.

Диаграмма на рис. 2 показывает, что пик количества заболеваний также приходится на 2-4 года. Этим можно объяснить и нарастание в этом периоде трудностей при адаптации: заболевание отбирает психические ресурсы, сил для приспосабливания к новой ситуации остается меньше.

Эта тенденция соответствует научным представлениям о кризисе трёх лет, когда ребенок выясняет границы дозволенного, прочность семейных структур и пределы своих возможностей. Кроме того, в норме в трёхлетнем возрасте происходит полная сепарация ребенка от матери, «разрывание пуповины», что в случае усыновленных детей осложнено необходимостью сначала построить некоторые связи, чтобы потом испытывать их на прочность.

Малыш в период между двумя и четырьмя годами разрывается между двумя противоположными влечениями - вовне, в мир, к свободе от опеки, и назад, в надежное и безопасное убежище материнской любви. Усыновленные дети, чаще всего, не имеют представления ни о должной опеке, ни о стремлении к свободе. Поэтому кризис трех лет протекает у них более хаотично, зачастую, с выходом в психосоматический способ переживания трудностей.  


Заключение

Адаптация приемных детей в мультикультурных семьях становится одной из актуальных проблем в современной психологии. Международное усыновление хорошо освоено в Европе и получило развитие в нашей стране.

Приемные родители сталкиваются со множеством трудностей и не всегда оказываются готовыми к ним. В специальной литературе можно найти рекомендации по работе с детьми-сиротами в режиме социальных учреждений, но отдельных методик для родителей, усыновляющих детей из другой культуры нет. Поэтому свою первоочередную задачу мы видели в диагностике и прогнозировании характерных проблем и нарушений в поведении детей при усыновлении их в иностранную семью.

Брошенные дети испытывают жесточайший стресс, который запускает психосоматические заболевания и провоцирует остановку или замедление нервно-психического развития. Описанные Дж.Боулби явления, возникающие при ранней детской депривации, вызывают такие характерные для воспитанников детских домов нарушения, как задержка психического и речевого развития, невозможность устанавливать близкие отношения, у них не вырабатывается адекватное социальное поведение.

Ребенок, оставленный матерью, испытывает колоссальный дефицит так называемого «базового доверия»: он не считает мир уютным и надежным местом обитания, а себя – заслуживающим любви и достойным этой жизни. По некоторым данным, умирает каждый десятый ребенок первого года жизни, помещенный в Дом малютки. И не от отсутствия пищи или в результате неизлечимой болезни, а от нежелания жить, так  называемого «госпитализма». В то же время, помещенные в семью дети быстро выздоравливают и нагоняют сверстников в интеллектуальном и психическом развитии.

Международная семья испытывает и специфические трудности, связанные с несовпадением языка, невербального и культурного контекста, однако дети быстро осваивают как новый язык, так и новую систему ценностей.

Маркерами недостаточных адаптивных возможностей ребенка являются нарушения в поведении, такие как повышенная эмоциональная возбудимость, зависимое поведение, низкий самоконтроль, неуверенность в себе, агрессия.

Мы проверяли гипотезу о наличии связи между физическим состоянием ребенка и теми нарушениями в процессе адаптации, с которыми сталкиваются семьи. В результате исследования мы обнаружили явную связь между нервно-психическим статусом, соматическим состоянием ребенка и характерными трудностями при адаптации: можно с уверенностью говорить, что наличие у ребенка неврологического или хронического соматического заболевания влияет на то, как будет проходить адаптация.

Некоторые характеристики темперамента также влияют на протекание адаптационных процессов в семье: легко возбудимые дети больше подвержены вспышкам агрессии, им тяжелее приспосабливаться к изменениям. Тихие, пассивные, неуверенные в себе малыши доставляют меньше хлопот родителям, но, не исключено, что их переживания просто менее заметны.

Кроме того, мы выясняли, в каком возрасте усыновление будет проходить легче, а в каком будет наибольшее количество нарушений. Установлено, что риск возникновения выраженных трудностей при адаптации наиболее высок в период от 30 до 48 месяцев: наивысшие показатели «проблемности» - 5 баллов – оказались у 18,7 % детей младшего дошкольного возраста. В этом же возрасте обнаружено наибольшее количество нервно-психических и хронических заболеваний у детей. Наиболее благоприятный для усыновления возраст – младенчество и младший школьный.

Мы рассмотрели весьма небольшой спектр вопросов, связанных с международным усыновлением. Очевидно только, что даже самая простая и неподготовленная профессионально семья делает для ребенка несравнимо больше, чем любое самое современное учреждение. В том числе, и для его соматического и психического здоровья.

Ещё раз с горечью отмечаем, что число наших соотечественников, готовых принять в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, удручающе мало. Но, несмотря на это, государственные органы делают все, чтобы не допустить международное усыновление к российским детям.

Мы надеемся продолжить это исследование с тем, чтобы разработать рекомендации для приемных семей, усыновляющих детей из России.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1.

«Коэффициент проблемности»

шифр семьи

возраст усыновления, месяцев

нервно-психич. статус при усыновлении

Соматич. Диагноз

сумма

1

14

1

1

2

2

36

1

1

2

3

65

1

1

2

4

84

1

1

2

5

17

0

0

0

6

96

0

1

1

7

17

0

1

1

8

84

1

0

1

9

41

1

1

2

11

87

1

0

1

11а

62

1

0

1

12

41

1

1

2

15

81

0

0

0

16

96

0

0

0

17

60

0

0

0

17а

24

0

0

0

18

44

1

1

2

19

57

0

1

1

20

24

0

0

0

22

65

0

0

0

23

77

0

1

1

24

15

1

1

2

25

13

0

0

0

26

27

0

0

0

27

65

1

1

2

28

6

0

0

0

29

33

0

0

0

30

96

1

0

1

31

12

1

0

1

32

26

1

1

2

33

56

1

0

1

34

66

0

1

1

34а

44

0

0

0

37

60

1

0

1

36

21

1

0

1

38

48

1

1

2

39

36

1

1

2

39a

18

0

0

0

40

84

0

1

1

41

18

0

0

0

42

63

1

0

1

43

36

1

0

1

43a

12

1

1

2

44

48

1

1

2

45

66

1

1

2

Продолжение таблицы 1. «Коэффициент проблемности»

шифр семьи

возраст усыновления, месяцев

нервно-психич. статус при усыновлении

Соматич. Диагноз

сумма

46

42

1

1

2

47

90

0

1

1

48

39

1

0

1

49

15

1

0

1

50

99

0

1

1

50a

63

0

1

1

Таблица 2.

«Коэффициент адаптации»

шифр семьи

Повышенная эмоц. Возбудимость

Зависимость

Неуверенность в себе

низкий самоконтроль

агрессия

сумма

1

0

1

0

0

0

1

2

1

1

1

1

0

4

3

1

0

0

1

0

2

4

1

0

1

0

1

3

5

0

0

0

0

0

0

6

1

0

0

1

0

2

7

1

0

0

0

0

1

8

1

1

0

1

1

4

9

0

1

1

1

0

3

11

1

0

0

1

1

3

11а

1

1

0

0

1

3

12

1

1

1

0

1

4

15

0

0

0

0

0

0

16

0

0

1

1

1

3

17

0

1

1

0

0

2

17а

0

0

0

0

0

0

18

1

1

1

1

1

5

19

1

0

1

1

0

3

20

0

0

0

0

0

0

22

0

0

0

0

0

0

23

0

1

1

0

0

2

24

1

1

0

0

0

2

25

1

1

0

0

0

2

26

0

1

0

0

0

1

27

1

1

1

0

1

4

28

0

0

0

0

0

0

29

0

1

0

0

0

1

30

1

0

1

1

0

3

31

1

1

0

0

0

2

32

1

1

0

1

0

3

33

0

1

1

0

1

3

34

1

0

1

0

1

3

Продолжение таблицы 2. «Коэффициент адаптации»

34a

1

0

1

0

1

3

36

0

0

1

0

0

1

37

1

1

1

1

1

5

38

0

1

1

0

1

3

39

1

1

1

1

0

4

39a

1

0

1

0

0

2

40

0

1

1

1

1

4

41

0

0

0

0

0

0

42

0

1

1

0

0

2

43

1

1

1

1

1

5

43a

1

1

0

0

0

2

44

1

1

0

1

1

4

45

1

1

0

1

1

4

46

1

0

0

1

1

3

47

1

0

0

0

1

2

48

1

0

0

1

0

2

49

0

0

0

0

0

0

50

1

1

0

0

1

3

50a

1

1

1

0

1

4

Таблица 3.

возраст

Повышенная эмоц. Возбудимость

Зависимость

Неуверенность в себе

низкий самоконтроль

агрессия

коэффициент адаптации

0-24

7

6

2

1

1

17

24-48

10

11

8

9

7

45

48-72

7

7

8

3

6

31

72-99

7

4

5

6

7

29

Таблица 4.

возраст

нервно-психический статус

соматический диагноз

Коэффициент проблемности

0-24

6

4

10

24-48

11

9

20

48-72

7

6

13

72-99

4

6

10


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17555. Запис у файл. Читання з файлу в C++ 29.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 18 Тема:Запис у файл. Читання з файлу. Мета: отримання практичних навичок розвязання завдань з використанням текстових файлів мовою С. include include...
17556. Читання з файлу в C++ 31 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 19 – 20. Тема: Читання з файлу. Мета: отримання практичних навичок розвязання завдань з використанням текстових файлів мовою С. include iostream.h include void...
17557. Міжнародні організації, курс лекцій 541.5 KB
  Міжнародні організації – об’єднання суверенних держав, установ, фізичних осіб, заснованих на базі міжнародних договорів і статутів для виконання певних цілей. Мають постійно діючі органи.
17558. Права доступу protected в C++ 36 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 22 Тема:Права доступу protected. Ціль:Ознайомити з доступом до компонентів базового класу при закритому спадкуванні include include class Gruzoperevozchik { protected: float vremya; float stoimost; char mesto[15]; float rasst; Gruzoperevosc...
17559. Основи програмування С++. Базові типи даних та ввод-вивод 209.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 1 Тема:Основи програмування С. Базові типи даних та вводвивод Мета: отримання практичних навичок в роботі з типами даних мови C і використання функцій стандартного вводувиводу. Приклад рішення задачі Буд...
17560. Структури в С++ 111.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 3 Тема:Структури в С. Мета: отримання навичок роботи із структурами. Теоретична частина Тип даних структура об'єднує декілька змінних можливо різного типу. Змінні які об'єднані структурою називаються полями структури чи елементами ст...
17561. Освоєння основ програмування в програмному середовищі VISSIM 124 KB
  Лабораторна робота №1 з дисципліни: Автоматизоване проектування ТЗЗІ Тема: Освоєння основ програмування в програмному середовищі VISSIM Мета: спроектувати довільну модель. Теоретичні відомості Будьяке коло яке містить RLелементи має властивість часто...
17562. Дослідження методів функціонування модуляторів та демодуляторів 605.5 KB
  Лабораторна робота №1 з дисципліни: Автоматизоване проектування ТЗЗІ Тема: Дослідження методів функціонування модуляторів та демодуляторів Мета: Вивчити особливості функціювання різноманітних модуляторів та демодуляторів. Теоретичні відомості В зага...
17563. Дослідження методів кодування в каналах передачи інформації 315.5 KB
  Лабораторна робота №3 з дисципліни: Автоматизоване проектування ТЗЗІ Тема: Дослідження методів кодування в каналах передачи інформації Мета: Кодування джерела інформації каналу передачи лінії зв’язку криптографічне кодування. Ход работы 1 На первой сх