15362

Методика проведения социометрического исследования

Курсовая

Психология и эзотерика

ВВЕДЕНИЕ Создание и развитие социометрической методики связано с именем известного в практической психологии человека Якобом Леви Морено. Еще в ЗОе годы он создал социометрию как удобную в практике методику для изучения эмоциональных связей в группе. Связи тако

Русский

2013-06-13

301 KB

244 чел.

ВВЕДЕНИЕ

Создание и развитие социометрической методики связано с именем известного в практической психологии человека -    Якобом Леви  Морено. Еще в ЗО-е годы он создал социометрию как удобную в практике методику для изучения эмоциональных связей в группе. Связи такого рода, построенные на симпатии—антипатии людей, он считал важнейшими как для существования и продуктивного функционирования самой малой группы, так и для самочувствия, работоспособности, перспектив развития отдельного человека в данной группе.

 «Современная эпоха освоила его (Я. Л. Морено) идеи так глубоко, что забыла имя их автора. Его парадигмы, внешне напоминающие притчи, написанные более 50-ти лет назад, очень точно объясняют любые современные события, происходящие в любой точке земного шара. Целые пласты театра и киноискусства несут на себе печать его стиля. На всех континентах растет число психодраматических групп и ширится социометрическое движение». Так описывает популярность метода  Р.  Золотовицкий.

Однако в  литературе отображены и другие точки зрения об эффективности социометрического метода. Так, Г. М. Андреева, отмечая его недостатки, указывает, что социометрия исследует лишь отдельный срез психологических отношений в  группе, но не даёт возможности проанализировать такие аспекты как, мотив выбора и отношения деятельности. Такова  позиция  известного теоретика.

По другому оценивают возможности социометрии современные практики. «Этот метод могуч и глубок, если его использовать осмысленно и по назначению. Возможности его значительны, простота обманчива, а сложность обработки, предлагаемая многими пособиями надуманна. Если провести её (социометрию) грамотно и творчески она сделает своё дело блестяще», пишет М. Битянова.

Активное развитие социологических наук в России в последние два десятилетия подогрели интерес к уже популярному методу. Его применяют в своих исследованиях не только социологи, но и психологи, педагоги, социальные работники. Поэтому, принимая во внимание интеграцию метода в другие сферы человеческой деятельности, широкое  использование в  различных областях научного знания мы должны признать значимость метода как для науки, так и для практического применения по изучению эмоциональных связей малых групп. Таким образом, возникает необходимость изучить технологические подходы методики проведения социометрии с целью применения её на практике.

Цель курсовой работы: исследовать научные подходы к анализу и проведению социометрии

Задачи курсовой работы:

  1.  изучить  методические проблемы использования социометрии
  2.  применить полученные знания о методике проведения социометрии на практике

Объект исследования курсовой работы: социометрии, как метод научного исследования  иерархической структуры группы

Предмет исследования: методика выявления  социометрической структуры группы, использованная в практической работе.

При изучении методических проблем применения социометрии использовался метод анализа литературы, систематизации  полученных знаний и описание их в теоретической части. В практической части, при изучении проблем межличностных отношений в группе, применялись методы социометрии: опрос, метод графического проектирования и метод  анализа полученных  данных.

Структурно, курсовая работа состоит из: содержания, введения, основной части (теоретической и практической), заключения, библиографии и  приложения.

Основная часть разделена на главы: теоретическую, в которой исследуются возможности социометрического метода и техника  его проведения и практическую, где  описывается опыт применения метода в практической работе,  на примере  исследования социометрической структуры группы подростков.

Глава 1  СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ

1.1  Возможности социометрического  теста

Анализ социальной структуры общества требует, чтобы в качестве изучаемой единицы выступала элементарная частица общества, сосредоточивающая в себе все  виды социальных связей. В качестве такой единицы анализа была выбрана так называемая малая группа, которая стала постоянным необходимым атрибутом всех видов социологических исследований. Малая группа - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов, другими словами, малыми группами называются только те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым. Примером таких групп являются: школьный класс, экипаж самолёта, студенческая группа, бригада.

Социометрия  (от лат. societas — общество и греч. metreo — измеряю), отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению

Социометрия позволяет анализировать особенности эмоциональной структуры малой социальной группы. Каждый человек в группе имеет эмоциональный статус. Если определять его качественно, то статус — позиция, нормы и правила поведения, которые предписано соблюдать данному человеку в данной группе. Через особенности этой позиции человек в группе оценивает себя сам и его оценивают остальные. Количественно статус измеряется социометрией через подсчет числа положительных (первый вопрос) и отрицательных (второй вопрос) выборов, которые сделаны в отношении данного человека всеми членами его группы. Если теперь мы представим все статусы членов группы в виде единой иерархии, то получим социометрическую структуру группы. Она достаточно устойчива, очень важна для развития группы в целом, многое определяет в индивидуальных судьбах. Ее изучение, формирование и коррекция важное дело для практика. Особенно важно знать о четырех параметрах социометрической структуры группы.

  •  Система социометрических статусов членов группы

Статус человека в структуре эмоциональных предпочтений можно рассматривать как некоторое выражение степени привлекательности, симпатичности его личности для других. Чем выше статус, тем привлекательнее данный член группы для остальных, тем выше потребность в общении с ним, внимании с его стороны.

Вопрос о том, какие статусные категории и в каком соотношении присутствуют в группе, — это вопрос номер один для любого практика, проводящего социометрию. Совокупность статусов характеризует процессы, происходящие в группе в целом, но особенно важно ее изучение для понимания проблем поведения отдельных членов.

  •  Взаимность социометрических выборов

Реальное положение человека в группе определяется не только статусом, но и взаимностью сделанных выборов и отвержений. Чем больше взаимных выборов, тем оно стабильнее и благоприятнее.

  •  Система отвержений в группе

Очень важно знать, что представляет собой система отвержений в группе. Прежде всего, надо выяснить, определились ли люди в своих антипатиях? Или они выбирают тех, кто их отвергает? Как распределяется в группе эмоциональная «агрессия»?

  •  Наличие устойчивых микрогрупп и их взаимоотношения

Любая малая группа численностью более 5—7 человек тяготеет к внутреннему разделению на еще более мелкие сообщества — микрогруппы. Каждая из них имеет свою эмоциональную структуру, иногда своих высокостатусных  «звезд». Внутри группы может существовать очень сложная социальная структура: несколько микрогрупп, которые как-то взаимодействуют друг с другом, отдельными парами и тройками, а также отверженные, изолированные.

Виды социометрии

  1.  Классическая социометрия

Этот вид  социометрии предназначен для диагностики эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач: измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звёзды, отвергнутые); обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений, с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

  1.  Аутосоциометрия

Аутосоциометрия не является самостоятельной диагностической процедурой. Она естественным образом дополняет и углубляет данные классической социометрии и проводится одновременно с ней. В ходе данной процедуры члены группы вербализуют свои представления о том, как группа в целом и отдельные ее представители относятся лично к ним. Тем самым исследователь может оценить, насколько верно каждый член группы представляет себе свое место в коллективе. В социальной психологии умение адекватно оценивать отношение к себе других людей называется социально-рефлексивнымпи навыками. Рефлексия - (от позднелат. reflexio — обращение назад), 1) размышление, самонаблюдение, самопознание. 2) В философии — форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Уровень социально-рефлексивного развития  - важный показатель личностной зрелости, эмоционального благополучия человека.

Адекватность представлений о своем месте в группе является признаком положительным, даже если речь идет об отверженных или изолированных.

  1.  Референтометрия

Референтометрия -  измерение ценностной значимости других лиц - существует в различных методических формах. В данном случае используется вариант, содержательно и по форме связанный с социометрией (пятый вопрос предложенного комплексного теста). Предполагается, что, выбирая людей, чьи ответы хотелось бы знать, человек ориентируется не столько на эмоциональную привлекательность, сколько на ценностную значимость для него личности данного человека.

Опыт М. Битяновой  показывает, что члены группы, набирающие наибольшее количество баллов по вопросу референтометрии, очень часто не совпадают ни со «звездами», ни с высокостатусными. Среди них могут быть потенциальные лидеры (люди, обладающие реальным влиянием на мысли в поступки членов группы), авторитетные для группы люди (за ними, возможно, не пойдут, но их мнение уважается, принимается в расчет). Иногда в число референтометрических лидеров попадают изгои. Известны случаи, когда в критических ситуациях группа передавала таким людям лидерские позиции. Однако следует помнить, что высокая референтометрическая позиция не обязательно свидетельствует о лидерских полномочиях данного лица. Связано это со спецификой самой процедуры. Она, как и вся социометрия, построена на условном выборе в гипотетической ситуации. Возможно, что в реальности выборы распределились бы совсем по-другому. Такая процедура позволяет говорить об эмоциональных и ценностных предпочтениях.

Таким образом,  комплексный подход к выявлению иерархической структуры группы может дать богатую информацию обо всех особенностях эмоциональных взаимоотношений её членов.

 

1.2  Планирование и проведение  теста

Данный метод базируется на гипотетическом эмоциональном выборе, который в рамках заданного критерия осуществляется всеми членами группы. То есть группе (каждому ее члену отдельно) предлагается представить себе некоторую ситуацию, достаточно эмоционально напряженную, и на бумаге, условно, сделать выбор в пользу или против различных членов группы.

Социометрию целесообразно проводить в группах с четко обозначенными границами. С этой точки зрения школьный класс как малая группа вполне подходит для работы. 

Далее возникает проблема критерия, положенного в основу выбора. Это центральный вопрос планирования: в какую гипотетическую ситуацию поставить всех членов данной группы для осуществления выбора, если мы хотим изучить реальные, повседневно проявляющиеся эмоциональные отношения друг с другом?

При формулировании критерия выбора очень важно опираться на два принципа. Первый: критерий должен быть связан с особо значимыми и характерными для группы ситуациями общения. То есть, если это школьный класс — со школьной жизнью, - взаимодействием на уроке и вне его. Второй: в основу критерия должен быть положен какой-то эмоционально окрашенный, важный для группы момент отношений - вынужденный переход кого-то из ее членов в другую группу, вынужденное изменение самой группы и др. Так, помимо уже предложенного нами критерия (см. список из пяти вопросов в начале разработки), можно успешно использовать и следующий: «Если бы в следующем году ты сам составлял список своего класса, то кого из нынешних одноклассников ты записал бы в первую очередь?»

Следующий важный вопрос планирования — число выборов: ограничивать или не ограничивать опрашиваемых? Традиционно существуют два ответа на этот вопрос и, соответственно, два варианта социометрии. Непараметрический вариант предполагает, что каждый член группы ранжирует всех остальных с точки зрения их привлекательности в рамках предложенного критерия. Это дает возможность получить глубокий материал, тонко проанализировать отношения в группе. Однако этот вариант имеет много минусов, как содержательных, так и организационных. Достаточно велика вероятность того, что будут возникать,  наряду с существенными, случайные выборы. К тому же, если в группе больше 12—14 человек, осуществить процедуру обработки вручную, без применения компьютерных программ, чрезвычайно сложно.

Параметрический вариант социометрии предполагает фиксированное число выборов. Такое ограничение не позволяет раскрыть все многообразие отношений, могут быть выявлены лишь наиболее значимые связи. Считается, что в группе численностью 22—25 человек минимальное число должно составлять 5—б.

Последний вопрос — вопрос планирования. Вот один член группы, скажем Иванов, выбрал Петрова в свой новый класс. Имеет ли значение, какой по счету в списке выбранных Ивановым одноклассников идет фамилия Петрова: первой или пятой? Здесь мы опять будем говорить о двух вариантах социометрического теста. В первом ответ будет отрицательным: нет, не имеет, все выборы Иванова одинаковы по значимости. Во втором — порядок будет принципиально важным. В инструкции участникам опроса специально оговаривается этот факт: фамилии выбранных вами одноклассников записывайте в порядке их значимости для вас. Такая процедура по многим соображениям представляется удачной. Однако ранжированные выборы значительно усложняют процесс обработки для определения качественного статуса каждого члена группы. В практических целях легче использовать параметрический вариант социометрии без ранжирования выборов.

С точки зрения процедуры проведения социометрия очень проста. Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Инструкция выполняет две функции: мотивирование участников и технические пояснения. Поэтому её применение обязательно.

Мотивационная часть принципиально важна, именно она во многом определяет открытость участников опроса, их желание отвечать. Социометрическая процедура сама по себе является достаточно серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто занимает крайние статусные позиции: высокостатусных и непопулярных. Надо честно написать о том, кто тебе нравится и кто неприятен, зная, что в этот момент все остальные оценивают и тебя. Более того, свои высказывания надо обязательно подписать!

Снизить общую  аффективность ситуации можно и необходимо. С этой точки зрения важны следующие моменты.

  •  Контакт  с группой. Если исследование проводится школьным психологом, имеющим достаточный авторитет у детей, проблем, как правило, не возникает.
  •  Стиль подачи инструкции: доброжелательный, неформальный, спокойный.
  •  Мягкое формулирование целей тестирования.
  •  Исследователь  должен гарантировать сохранность  тайны.

В технической части инструкции должны быть подчеркнуты следующие моменты: каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь с соседом и не размышляя вслух над своими выборами; при заполнении необходимо учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент (для облегчения можно написать на доске или дать ребятам полные списки класса). При ответе настойчиво рекомендуется избегать вариантов типа «всех», «любого», «никого»; желательно во всех вопросах ограничиваться тем числом выборов, которые предложены психологом.

  1.  Обработка социометрических данных

Обработка складывается из нескольких основных этапов: первичного анализа данных, представленных на опросном листе; заполнения социометрической матрицы; подсчета статусов и построения социограммы.

Первичный анализ данных

Собранный текстовый материал необходимо прежде всего внимательно просмотреть. Интерес должны вызвать неподписанные работы (их авторство нужно попробовать восстановить косвенными путями, однако необходимо поразмышлять и о том, случайной ли была невнимательность автора). Кроме того, важно отобрать работы тех членов группы, которые ушли от ответа на поставленные вопросы. Например, кто-то мог ответить «Всех бы взял» или «Не взял бы никого», другой участник мог просто пять раз написать одну фамилию, иногда свою собственную. К этим лицам необходимо проявить особый психологический интерес для выявления причин их отказа, природы самого отказа (чаще всего, естественно, он имеет защитную природу). Однако для проведения полноценного социометрического тестирования необходимо вновь обратиться к этим школьникам (лучше в индивидуальном порядке) и попросить их еще раз заполнить опросный бланк. При этом необходимо найти психологический подход к каждому участнику опроса, установить с ним доверительные отношения. Возможно, что кто-то повторно откажется и сделает это в более открытой, резкой форме. В этом случае необходимо признать за данным лицом право не отвечать, и предположить  существование  внутренних проблем у тестируемого.

Заполнение социометрической матрицы

Социометрическая матрица представляет собой таблицу (приложение №2), в которую заносятся первичные социометрические данные. В этой таблице по горизонтали и по вертикали расположен полный списочный состав группы, желательно в алфавитном порядке. Обработка на этом этапе заключается в занесении в таблицу данных о том, кого выбрал, а кого отверг каждый конкретный член группы (выборы условно обозначаются знаком «плюс», отвержения — знаком «минус»).

После заполнения таблицы (если в момент тестирования присутствовали не все члены группы, их необходимо опросить позже, так как обработка данных возможна лишь после сбора всей информации), в таблице заполняются еще две строчки (они обозначаются С+ в С—), в  которых производится подсчет суммы выборов и суммы отвержений, полученных каждым членом группы от других. Таким образом, каждый участник опроса становится обладателем двух сумм баллов. С точки зрения теоретической социометрии эти баллы могут быть рассмотрены как численные выражения статуса индивида в группе, точнее, в системе межличностных эмоциональных предпочтений. В данной таблице также можно подсчитать, есть ли и в каком количестве у каждого члена группы взаимные выборы и отвержения (строчки В+ и В—). Для этого взаимные выборы и отвержения можно отметить (например, обвести кружком).

Уже на этом этапе обработки могут быть сделаны некоторые общие выводы относительно статусной структуры членов группы. По полученным суммам можно судить о том, какие члены группы являются наиболее предпочитаемыми (есть ли среди них «звезды», можно будет понять только после построения социограммы), много ли в группе людей со средним статусом, есть ли непопулярные члены группы  и к каким конкретно категориям они относятся. Такой анализ нельзя считать окончательным, но он важен для более корректного построения социограммы.

Для практических целей применяется качественная оценка полученных данных (можно даже сказать, что в этом случае социометрическая процедура по характеру обработки обретает некоторые черты проективной методики, так как фокус смещается из области статистики и числового значения в область качественного, содержательного анализа). Так, например, все, получившие выборы приблизительно половины группы, могут рассматриваться как высокостатусные, а тех членов группы, которые едва набирают 2—3 положительных выбора при различном числе отвержений, относят к непопулярным (изолированным, отверженным, пренебрегаемым или просто низкостатусным). Средняя категория может быть условно обозначена как среднестатусные члены группы. При этом для практика одинаково тревожным будет положение школьника, выбравшего 1 положительный (невзаимный) и 9 отрицательных выборов, и положение его одноклассника, имеющего 2 положительных (невзаимных) и 19 отрицательных выборов. Оба ребенка должны быть отнесены к статусно неблагополучным детям, по отношению к ним должна быть продумана система углубленной диагностики и возможных корректирующих воздействий. Необходимо тщательно проанализировать и число взаимных выборов. Так, член группы, имеющий, например, 12 отрицательных и 2 взаимно положительных выбора, не может быть отнесен к числу изгоев, так как имеет в социальном окружении явную группу поддержки и его положение в субъективно-психологическом плане более стабильно, чем положение члена группы, имеющего 5—7 положительных, но невзаимных выборов.

Тщательное проведение такого рода качественного анализа статусов затруднено на этапе построения социоматрицы. Основная задача — это составление аккуратно и безошибочно заполненной таблицы, в которой будут подсчитаны суммы положительных, отрицательных и взаимных выборов/отвержений для каждого члена группы и сделаны некоторые предварительные выводы относительно статусной иерархии группы.

Построение социограммы

Социограмма может быть определена как схематическое плоскостное изображение системы социометрических отношений в группе. Техника социограммы позволяет наглядно представить суть внутригрупповых социометрических связей, провести более глубокое качественное их описание. С ее помощью можно выявить существующие микрогруппы, установить характер взаимоотношений между ними, выделить социометрическую «звезду» из группы популярных. Именно социограмма позволяет судить о сплоченности группы, организованности, частично об ее психологическом климате.

Существуют  различные виды социограмм. Авторы «Практической книги социолога» рассматривают использование произвольных, круговых, концентрических социограмм. Так, в  круговых социограммах все члены коллектива располагаются по окружности, внутри которой указываются выборы и отвержения.

В концентрических – по концентрическим кольцам, причем индивиды с высоким социометрическим статусом располагаются во внутренне круге.

Локограммы – представляют собой такие социограммы, при построении которых расположение символов членов коллектива изоморфно их реальному пространственному расположению.

Наиболее популярная и простая  для исследования круговая социограмма в виде схемы – «мишени» ( приложение № 3), где 1-й круг (внутренний) – «зона звёзд», 2-й круг – зона предпочитаемых, 3 –й круг – зона пренебрегаемых, 4-й круг – зона изолированных.

Исходя из структуры социометрического теста и количества опрашиваемых (школьный класс 20-30 человек), М. Битянова   считает необходимым построение нескольких социограмм. Рассмотрим её вариант.

Для построения социограммы используется система условных обозначений.

1. Для обозначения пола члена группы используются:

 - мужчина (мальчик)

 - женшина (девочка)

    Æ - члены группы, отсутствующие во время обследования

В кружок (квадрат) вписывается фамилия или инициалы члена группы, над фамилией указывается число положительных выборов, полученных данным лицом, под фамилией число отрицательных выборов. Такой условный знак, в сочетании с цветом, о чем речь пойдет ниже, дает необходимую в процессе работы с социограммой информацию об участнике.

В целом условное обозначение члена группы, участвовавшего в опросе, на социограмме выглядит следующим образом:

2. Для обозначения статуса кружки (квадраты) лучше рисовать разными цветами.

3. Для обозначения выборов используются различные цветные линии.

Этапы построения социограммы

Здесь необходимо отметить различия в построении социограммы для исследовательских целей и для практической работы. «Исследовательская» социограмма в своем итоговом виде — схематическое изображение всей системы положительных и отрицательных связей. Она может быть успешно построена только для малочисленной группы (8—12 человек) и при небольшом числе фиксированных выборов. Для более многочисленной группы, как правило, составляется несколько социограмм. Например, социограммы взаимных выборов, взаимных отклонений, первых пяти (трех) выборов и другие, в зависимости от целей исследования. В итоге возникает проблема синтезирования данных для получения единой социометрической картины.

Для практической работы используется общая социограмма, основные шаги построения которой описываются ниже.

Шаг первый. Построение социограммы  положительных выборов

Работу с общей социограммой лучше всего начинать с изображения системы положительных выборов. Если группа  большая, можно упростить себе задачу тем, что на первых, самых сложных шагах работы строить отдельные социограммы положительных выборов для мальчиков (мужчин) и девочек (женщин).

При построении этой социограммы (рис. 1) работа начинается с изображения в центре листа условного знака самого высокостатусного члена группы (то есть имеющего наибольшее число положительных выборов). Затем вокруг него изображаются знаки тех членов группы, которым он отдал свое предпочтение.

                                                                                                      

Рис. 1

В этот момент на социограмме может появиться первая взаимная связь, могут возникнуть новые условные знаки (все они сразу же обозначаются). Далее процедура повторяется для следующего самого высокостатусного члена группы  из уже обозначенных на листе.

При выборе места для изображения на листе вновь появляющихся знаков необходимо исходить из статуса каждого конкретного члена группы. Понятно, что при большом числе положительных выборов знак члена группы должен быть расположен ближе к центру, а чем меньше положительных выборов тем ближе к периферии.

Известно, что «хорошей» считается та социограмма (рис. 2), которая содержит минимальное число пересекающихся на листе линий. Как правило, этого невозможно добиться с первого раза. В процессе перерисовывания положение знаков на листе изменяется, при этом решаются следующие технические задачи:

во-первых, необходимо развести знаки в пространстве таким образом, чтобы стали видны группы взаимных предпочтений, существующие внутри класса. Для этого знаки отверженных и изолированных размещаются по краям листа, ближе к тем лицам или группам, к которым они сами тяготеют, а существующие микрогруппы, триады и диады располагаются на некотором расстоянии друг от друга;

во-вторых, необходимо таким образом расположить знаки различных лиц и различные микрогруппы относительно друг друга, чтобы связывающие их линии пересекались как можно реже. В любом случае связывающая линия не должна проходить через знак какого-либо третьего лица, разрезая его или прерываясь около него. Необходимо также избегать тех линий, которые, соединяя знаки лиц из различных микрогрупп, пересекают на своем пути множественные связи внутри какой-то микрогруппы ;

Рис. 2  Удачная линия

в-третьих, необходимо различать на социограмме более значимые и менее значимые для качественного анализа положительные связи между членами группы. Для этого часть линий в готовом варианте социограммы обводят красным цветом (сплошной или пунктиром), а часть оставляют в карандаше или изображают в укороченном виде.

Какие линии нужны для анализа и подлежат изображению в цвете.

Во-первых,в взаимные связи. Во-вторых, положительные связи между микрогруппами и внутри устойчивых микрогрупп. В-третьих, это связи, идущие от высокостатусных к низкостатусным членам группы. Остальные связи могут выделяться по усмотрению исследователя.

Шаг второй. Отбор и изображение значимых отрицательных связей

При традиционном подходе обычно делается отдельная социограмма для отрицательных выборов, в центр которой помещаются отверженные и пренебрегаемые («звезды» и высокостатусные располагаются на периферии картины). Затем проводится анализ двух социограмм и их совместное содержательное обсуждение. Необходимо изобразить важнейшие отрицательные связи.

1.     Взаимные отвержения.

2.    «Противоречивые» выборы  - в прямом направлении идет   положительный выбор, а в обратном -  отрицательный.

З.   Отрицательные выборы, адресованные высокостатусным и «звездам».

4.    Отрицательные выборы внутри устойчивых микрогрупп.

5. Отрицательные связи между центральными фигурами различных микрогрупп.

6.    Отрицательные связи между мальчиками и девочками.

Шаг третий. Построение индивидуальных социограмм

Социограммы такого рода строятся для отдельных членов группы в том случае, если требуется провести более «тонкий» анализ их положения в системе внутригрупповых предпочтений. Знак лица, чьи связи анализируются, располагается в центре, и к нему проводятся линии от тех, кто его выбрал или отверг. Индивидуальная социограмма может быть построена для низкостатусного члена группы с целью уточнения его статуса (пренебрегаемый, изолированный, отверженный), а также для высокостатусного с целью уточнения, является ли он социометрической «звездой».

В группе равно предпочитаемых «звездой» может считаться тот, кому отдают преимущество в выборах другие популярные члены этой группы.

Обработка данных  аутосоциометрического теста осуществляется в два этапа. На этапе первичного анализа нужно уделить пристальное внимание всем случаям прямого или скрытого отказа. Отказ может быть выражен разными средствами: банальный пропуск вопросов и (или) их перечеркивание, устные и письменные реплики типа «Я не хочу на эти вопросы отвечать» или (встречается гораздо чаще) «Откуда я знаю, что там у них в голове?». Аутосоциометрия — эмоционально болезненная процедура для любого человека, особенно же для тех, кто знает или переживает определенные сложности во взаимоотношениях. Все случаи ухода, отказа от ответов нужно рассматривать как возможный симптом социально-психологического неблагополучия личности.

На втором этапе осуществляется количественный анализ данных. Провести его можно с помощью все той же социометрической матрицы. Для этого данные аутосоциометрии нужно завести в вертикальный столбец под фамилией конкретного школьника. Например, клетки с предполагаемыми выборами закрасить в красный цвет, а с предполагаемыми отвержениями, в синий.

Сравнивая эти данные с реальными выборами/отвержениями данного лица, которые тоже представлены в этом столбце, можно подсчитать число совпадений и зафиксировать их в строках П+ и П— (правильно предсказанные выборы и отвержения).

Данные референтометрии также заносятся в социометрическую матрицу. В горизонтальные строки в виде условного знака, отличного от уже использованных в таблице (например, галочки), вносится информация о том, кого и, возможно, в каком порядке назвал конкретный человек при ответе на вопрос. В результате подсчета числа набранных баллов (каждый выбор — один балл или ранжированная система) заполняется последняя строка -  сумма набранных баллов (Р+).

Итак, в результате обработки данных по всем пяти вопросам мы имеем сложную таблицу (социоматрицу) с обилием информации, синтезированную социограмму, результаты первичного анализа. Следующий ответственный шаг качественный, содержательный анализ имеющегося материала.

  1.  Комплексный  анализа полученных данных

По данному алгоритму осуществляется комплексный анализ данных социально-психологического теста. В нём выделяются направления анализа и основные вопросы, на которые следует найти ответ. Пункты 1—4 анализируются преимущественно на основе данных социометрии, пункт 5 — данных аутосоциометрии, пункт б — данных референто- и социометрии.

1. Система социометрических статусов данной группы

  •  Школьники с какими статусами есть в группе?
  •  Какие статусы преобладают?
  •  Есть ли среди высокостатусных «звезды»?
  •  Какие конкретно виды непопулярных статусов присутствуют в группе и каково их соотношение между собой и с другими статусными группами?
  •  Чем могут быть объяснены полученные данные? Особенно важно отметить причины изоляции или отверженности отдельных членов группы.

Преобладание или просто большое количество школьников с непопулярными статусами, прежде всего — пренебрегаемых и изгоев, говорит о низком уровне психологического развития группы или об ее распаде. Ситуация существования нескольких изгоев на фоне достаточно благоприятной эмоциональной структуры отношений других членов группы уже обсуждалась выше (тип группы с «козлами отпущения). Для формирующегося класса часто характерен вариант «все средние»: коллектив выглядит аморфно, каждый школьник включен в некоторое небольшое сообщество с неопределенными границами. Популярность одних и эмоциональное неприятие других еще только формируется, медленно осознается.

Популярность, отверженность, изолированность — сложные социально- психологические феномены, в которых переплетаются личные качества человека, особенности его позиции по отношению к другим людям, ценностные ориентации его самого и других, принятые группой формы и методы наказания тех, кто не хочет или не может быть как все. На популярность школьника оказывают некоторое влияние его интеллект и внешняя привлекательность; большое значение имеют адекватная самооценка, низкая тревожность, социальная привлекательность и способность к эмпатии, сопереживанию. Однако важнее всего социальные ценности, жизненные цели, стиль общения. Высокий статус в группе может быть результатом успешности в основной деятельности (учебе, если класс ориентирован на образование; конкретном виде спорта, если это спортивный специализированный класс и т.д.).

Об изгое можно сказать, что у него все наоборот. Правда, есть изгои по несчастью и по убеждению. Первые просто не владеют какими-то интеллектуальными, личностными, физическими или, может быть, материальными ресурсами, чтобы завоевать расположение одноклассников. Вторые осознанно выбирают эту позицию, желая либо отстаивать свои убеждения и принципы, либо просто не быть как все. Дифференцировать происхождение отверженности очень важно, так как это определяет и характер работы, а иногда и саму ее необходимость. Сознательная отверженность иногда вызывает уважение, а школьник, ее избравший, несомненно, имеет право выбора.

Сложнее обстоит дело с изолированными. Социальная изолированность может быть личностной особенностью, частью семейного стиля отношений, сознательной зрелой позицией. Все эти формы нормальны, в их основе — выбор человека. Чего не скажешь о вынужденной изоляции, которая может быть следствием хронического бойкота, низкого уровня культурного развития других членов группы, отсутствия навыков социального взаимодействия у самого человека и т. д.

2. Социометрическая структура группы

  •  Есть ли в классе устойчивые микрогруппы?
  •  Каковы взаимоотношения внутри каждой микрогруппы? Конфликтны они или позитивны?
  •  Есть ли и каковы взаимоотношения между микрогруппами?
  •  По каким принципам образованы микрогруппы (что объединяет ее членов)?
  •  Каким образом организованы отношения между теми, кто не вошел в микрогруппы?
  •  Каковы взаимоотношения между мальчиками и девочками в группе?
  •  Каковы взаимоотношения между членами различных микрогрупп и теми, кто в них не вошел?

Наличие в группе внутренне сплоченных, достаточно хорошо очерченных мини- сообществ признак ее социальной зрелости. Если класс стабильно существует несколько лет, процесс внутреннего группообразования в нем практически неизбежен, причем любая устойчивая микрогруппа, возникнув, стремится к обособлению и внутреннему сплочению. Чаще всего объединяются люди с близкими статусами. Большие микрогруппы — 6—7 и даже более человек возникают вокруг (<звезд» и других высокостатусных, непопулярные тяготеют к триадам и диадам. Наличие внутри мини-коллектива противоречивых связей и большого числа отвержений свидетельствует о неблагополучии эмоциональных отношений, возможном распаде или близком переструктурировании отношений. Такие процессы редко остаются локальными, они затрагивают не только данную микрогруппу, но и весь класс. Члены распавшегося сообщества начинают искать возможность примкнуть к другим блокам, в результате чего на некоторое время может смещаться вся групповая структура.

Часто взаимная или односторонняя неприязнь возникает между наиболее значимыми членами каждой из микрогрупп, что свидетельствует об их конкуренции. В ряде случаев даже есть смысл выделять не общих «звезд» класса, а микрогрупповых «звезд», так как члены различных мини-объединений орнентированы на своих популярных лиц.

То, как складываются отношения между наиболее влиятельными микрогруппами и теми, кто держится особняком, образуя пары и тройки, говорит о многом. Одиночки и пары могут быть ориентированы на высокостатусных, а могут жить своей обособленной жизнью. Второй вариант, как правило, затрудняет управление группой и со стороны лидера, и со стороны взрослых.

3. Система взаимных выборов и отвержений

  •  Много ли в группе взаимных выборов и отвержений?
  •  Как выглядит система отвержений? Есть ли в ней «козлы отпущения»?
  •  Есть ли и как много противоречивых выборов?

Ситуация противоречивых выборов, как правило, болезненна и чревата негативными последствиями. Особенно для того человека, который адресует положительный выбор. В большинстве случаев это означает, что он и от другого ожидает положительной реакции. Несовпадение ожидания и реальной поведенческой реакции выбранного лица всегда болезненно. Относится это прежде всего к тем ситуациям, когда противоречивые выборы сделаны членами группы с приблизительно равными статусами: популярный—популярный, популярный— средний, средний—средний и т.д. для пары популярный—изгой противоречивый выбор менее диагностичен, так как отверженные часто отдают предпочтение высокостатусным, и это не связано с ожиданиями ответной позитивной реакции. Непоказательной будет и ситуация, когда школьник вообще не сделал ни одного отвержения, указан только на привлекательных для него лиц. В этих обстоятельствах отвержение со стороны того, кого он решил выбрать, может быть ему известно, но он предпочел умолчать об этом в опросе или даже дать ложную информацию.

4. Взаимоотношения между различными статусными категориями

  •  Каковы взаимоотношения в группе популярных?
  •  Каковы взаимоотношения между популярными и непопулярными?
  •  Каковы взаимоотношения между непопулярными членами группы? На кого из высокостатусных они в большинстве своем ориентированы?

При изложении способов обработки социометрических данных мы, так или иначе касались всех обозначенных выше вопросов. В чем же все-таки основная диагностическая ценность данных «классической» социометрии? Те исследователи, которые думают о возможностях прогноза поведения группы в той или иной ситуации на основе социометрических данных, искажают ее возможности. Социометрия дает приватную, интимную информацию о жизни группы, ее глубинных эмоциональных отношениях и процессах. Они могут напрямую не проявляться в деятельности, конкретных поступках и открытых реакциях людей. Однако при этом они во многом определяют состояние членов группы: их самочувствие, творческую активность, удовлетворенность групповым членством, самооценку и уровень личностной тревожности. Список можно продолжить. Большинство из нас интуитивно чувствует отношение к нему в группе: переживает, когда группа недостаточно доброжелательна; раскрывается, наполняется силами в условиях группового поощрения и принятия. Подростки, юноши и девушки особенно чувствительны, особенно зависимы от группового отношения.

Многие особенности групповой структуры и групповых отношений важны и диагностичны с точки зрения поведения и стиля общения со школьниками их классного руководителя. Важны, потому что, поняв групповые особенности, можно более мудро строить отношения с ребятами. Диагностичны. потому что многие особенности есть отражение стиля общения и руководства педагога. Так, конфликтные отношения между «звездами» различных групп внутри класса часто являются результатом определенной политики руководителя, который сознательно или неосознанно сталкивает их в различных ситуациях. Сплоченность группы, отношения между высокостатусными и остальными, наличие «козлов отпущения» — все это, так или иначе, связано с «руководящей линией» взрослого, работающего с  классом.

5. Социально-психологическое благополучие членов группы

  •  Как можно в общем охарактеризовать социально-рефлексивные способности членов группы?
  •  Есть ли в группе школьники с очень низким уровнем социальной рефлексии? К каким статусным категориям они относятся?
  •  Эти дети (каждый в отдельности) завышают или занижают свой реальный статус в группе? Есть ли какие-то тенденции завышения/занижения статуса по классу в целом?
  •  Можно ли выдвинуть предположения об имеющихся искажениях в восприятии статуса отдельными детьми и группы в целом?

Известно, что социально-рефлексивная неадекватность чаще всего проявляется у тех, кто занимает крайние статусные позиции: у «звезд», изгоев, изолированных. Поэтому нужно обратить пристальное внимание именно на этих детей. Важно установить причину их низкой рефлексии. Что это? Защитная реакция, низкий уровень умственного развития, инфантилизм, личностные нарушения? Ответ определит пути и саму необходимость коррекционной социально-психологической работы.

О социально-психологической адекватности школьника, реальном понимании им своего места в коллективе может говорить тот факт, что он правильно предсказывает более трех выборов и столько же отвержений. Очень информативны случаи, когда ребенок с различной степенью точности предсказывает выборы и отвержения. Скажем, он четко знает, кто его в группе принимает, но сильно ошибается или уходит от ответа на четвертый вопрос (прогноз отвержений). Часто такое явление имеет защитный характер, маскирует неуверенность, социальную тревожность ребенка.

6. Ценностное влияние е группе

  •  Есть ли школьники, обладающие выраженным ценностным влиянием?
  •  Носителями каких ценных для группы  качеств и умений они являются?
  •  Можно ли предположить, что в определенной ситуации реальным лидером класса станет школьник с асоциальными ценностями?
  •  Как соотносятся между собой социометрические и референтометрические статусы отдельных школьников?

Еще несколько слов о том, почему изгои временами обладают большим ценностным влиянием в классе. Ребенок или подросток может попасть в группу отверженных из-за того, что является носителем качеств или ценностей асоциального или нетривиального содержания. В эмоциональную структуру эти качества включаются со знаком «минус». Но в ценностном плане его поступки; интересы, особенности могут оказаться привлекательными (хотелось бы попробовать так, как он), хотя и неприемлемыми. Так, иногда конвенциональный, воспитанный ребенок предпочитает социально приемлемые и традиционные формы поведения, хотя его тайные ценностные устремления лежат в иной плоскости. Он выбирает в ценностные ориентиры одноклассника, которого на сознательном уровне отвергает.

Итак, мы рассмотрели методику выявления социометрической структуры группы, которая при грамотном и творческом подходе может дать неоценимую информацию о  структуре эмоциональных отношениях  членов группы.

Глава 2.  ИССЛЕДОВАНИЕ  СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ                      КЛАССА

2.1  Программа исследования

Методологическая часть

Проблема: Отрицательное влияние низкой групповой сплоченности на эффективность формирования навыка синхронного исполнения движений у подростков.

Цель исследования: выявить степень групповой сплоченности, влияющей на эффективность формирования навыка синхронности у подростков

Задачи исследования:

  •  выявить систему социометрических статусов членов класса и  охарактеризовать межличностные отношения  в классе
  •  определить уровень сформированности навыка синхронного исполнения движений у подростков
  •  определить статусные позиции и  взаимоотношения девочек, занимающихся в танцевальном кружке

Объект исследования: подростки  7 «а» класса  детского дома-интерната

Предмет исследования: уровень групповой сплоченности, влияющий на эффективность формирования навыка синхронного исполнения движения у подростков

Гипотеза низкая групповая сплоченность отрицательно влияет на  эффективность  формирования навыка синхронного исполнения движений.

Интерпретация понятий: чтобы дать определение понятию «групповая сплоченность», рассмотрим понятия: группа, малая группа, согласие групповое, сплоченность, совместная деятельность, эмоциональный климат, статус.

Группа -– ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков.

Совместная деятельность – организационная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры.

Согласие групповое – единство взглядов, характеризующее людей, объединенных в группу.

Сплоченность – качество меры единения, имеющая характер взаимопомощи, товарищества, согласие  в отношении объектов ориентации

Эмоциональный климат – ситуация, складывающаяся в группе, взаимоотношения между членами группы.

Таким образом, понятие «групповая сплоченность» определяется как  качество меры единения,  которое вызвано сознанием общих целей и задач согласием  между членами группы, в отношении объектов ориентации, а так же межличностные отношения, имеющие характер взаимопомощи. товарищества. Следовательно, уровень групповой сплоченности определяется

наличием в той или иной степени сознания общих целей и задач, ответственности за поступки других, присутствием  согласия между членами группы, отношений взаимопомощи.

Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий взаимный обмен действиями, поступками, словами, чувствами и мыслями.

Референтность (от лат.referens – сообщающий) – отношение значимости, связывающее объекта с другим человеком или группой лиц; особое качество личности субъекта, определяемое мерой его значимости для другого человека или группы людей.

Социально-рефлексивнымпи навыками  - умение адекватно оценивать отношение к себе других людей. Уровень социально-рефлексивного развития  - важный показатель личностной зрелости, эмоционального благополучия человека.

Статус (лат.status –положение, состояние) – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

Лидер ( от лат. leader –ведущий) – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. М.О. – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Сопереживание – уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности  (или социальной группы) к происходящим с ним ( или с нею) событием

Симпатия (греч.sumpatheia – влечение, внутреннее расположение) – устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, их группам или социальным явлениям, проявляющееся в приветливости, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи и т.п.

Учебная деятельность – процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности.

Факторы, определяющие успешность учебной деятельности – познавательные процессы, свойства личности, умение общаться и взаимодействовать с другими участниками учебного процесса, уровень трудности и доступности учебного материала.

Навык – автоматизированные действие, подконтрольное сознанию и выработанное путем многократного повторения упражнения.

Процесс формирования навыка – процесс многократного повторения действия для их сознательного совершенствования

Синхронность  (от греч. synchronismos — одновременность) –  точное, согласованное  совпадение во времени движения двух или нескольких человек

Системный анализ объекта: Исследуемая группа состоит из 7 девочек в возрасте 14 – 16 лет. Особенности: проживают в детском доме с 8 -9 лет, постоянно находятся в состоянии относительной  депривации.

  1.  Боболева Марина,  15 лет. Девочка имеет низкий уровень умственного и физического развития, в учебной деятельности не активна. В общении замкнутая, имеет одну подругу. Инертная, вялая, пассивная. За время проживания в интернате ни в чем себя не проявила. Имеет низкую самооценку.
  2.  Белобородова Люда, 16 лет. У неё  высокий уровень умственного и физического развития, успешно выступает в областных соревнованиях по физической культуре. Общается только с детьми, со взрослыми в контакт не вступает. Хорошо проявила себя в изобразительной деятельности.
  3.  Григорьева Зина, 15 лет. У девочки средний уровень умственного развития, имеет хорошие физические возможности, но не реализует их в силу малой активности, отсутствии интереса. Близких подруг не имеет, агрессивная в самозащите.
  4.  Кондратьева Настя, 15 лет. Открытая,  коммуникабельная, ответственная, старательная, имеет высокий уровень физического и умственного развития. В классе со всеми находит общий язык, легко идёт на контакт.
  5.  Луткова Таня, 15 лет. У девочки ниже среднего  уровень и умственного и физического развития. С большим трудом усваивает  часть учебного материала. Замкнутая, обидчивая, упрямая, но с удовольствием выполняет поручения по хозяйственно-бытовому труду. Подруг не имеет.
  6.  Сергеева Алёна, 14 лет. Весёлая, подвижная, общительная, добрая, безотказная, имеет средний уровень умственного развития и выше среднего уровень физического развития.
  7.  Стаценко Юля, 14 лет. Коммуникабельная, но агрессивная в самозащите, может легко обидеть других. Имеет высокий уровень и физического, и умственного развития. Способная, старательная, легко усваивает учебный материал.

Методическая часть программы

Планирование   исследования.

Выявим степень групповой сплоченности, влияющей на эффективность формирования навыка синхронности у подростков, двумя методами: наблюдением и социометрией.

Наблюдение

Цель: выявить уровень  сформированности навыка синхронного исполнения движений у подростков.

Задачи:

  1.  определить критерии оценивания уровня сформированности навыка синхронного движения у подростков
  2.  пронаблюдать и зафиксировать данные
  3.  оценить уровень сформированности навыка синхронного исполнения движения у подростков.

Объект исследования: подростки 7 «а» класса

Предмет исследования: степень сформированности навыка синхронного движения у подростков.

Место наблюдения – музыкальный зал детского дома

Дата проведения – 27.11.06

Вид деятельности – музыкально-ритмические движения

Способ фиксации данных – протокол

Инструментарий – протокол наблюдения (приложение №8)

Критерии оценки уровня сформированности навыка синхронного исполнения движения:

  •  точность исполнения движений  – умение четко и точно исполнять схему движения
  •  согласованность движений с музыкой – умение исполнять движение точно в соответствии с темпом, ритмом, характером музыки
  •  соблюдение пространственной ориентировки – умение чувствовать и  соблюдать пространственные интервалы, линии
  •  эмоциональное принятие партнёра – умение доброжелательно, тактично подсказывать, помогать партнёру и принимать  указания на ошибки со стороны партнёра.

Оценка уровня сформированности навыка синхронного исполнения движений у подростков:

  1.  балла – хорошее проявление критериев
  2.  балл – частичное проявление критериев
  3.  баллов – критерий не проявляется

Общая оценка сформированности навыка синхронного исполнения движения вычисляется как средне -  арифметическая величина и имеет результат

2,0 – 1,5 балла – высокий  уровень сформированности навыка

1,5  - 1,0   балла – средний уровень сформированности навыка

1,0 – 0,5 балла – низкий уровень сформированности навыка

0,5 – 0    балла – навык не сформирован

Выявление социометрической структуры группы

Цель: выявить систему социометрических статусов членов класса

Задачи:

  1.  построить социограмму межличностных отношений
  2.  определить статусные позиции взаимоотношений внутри статусных групп
  3.  определить статусные позиции девочек, занимающихся в кружке.

Объект исследования: подростки 7 «а» класса

Предмет исследования: система социометрических статусов группы

Инструментарий: бланк с тестом 7 шт., ручки 7шт., список класса, социоматрица.

Дата проведения: 29.11.06

Место проведения: классный кабинет

Порядок исследования: подростки рассаживаются по одному за партой. Перед началом тестирования – инструктаж. Предлагается самостоятельное заполнение бланка. Обработка информации осуществляется лично исследователем, данные обрабатываются, оформляются в социоматрицу и социограммы с помощью графического метода.  Анализ данных хранится у исследователя. После выводов определяются мероприятия по решению проблемы.

Список класса:

  1.  Боболева Марина
  2.  Белобородова Люда
  3.  Григорьева Зина
  4.  Кондратьева Настя
  5.  Луткова Таня
  6.  Сергеева Алёна
  7.  Стаценко Юля

Календарный план проведения исследования:

20.11.06 – 26.11.06  -  подготовка к проведению исследования, разработка            программы, инструментария.

27.11.06                    -   проведение наблюдения

29.11.06                    -   проведение социометрического теста

30.11.06 – 21.12.06   -   обработка результатов

22.11.06 – 26.11.06   -    анализ полученных данных

27.12.06                    -     представление результатов детям                         

 

Отчёт по результатам исследования

Данные наблюдения представлены в протоколе (приложении № 8).

Данные социометрического теста внесены в социоматрицу  (приложение № 5). Внутригрупповые социометрические связи отображены в социограммах (приложение №6, №7)

Комплексный анализ данных

Оценка уровня сформированности навыка синхронного исполнения движений у подростков показала:

28% - высокий уровень сформированности навыка

28% - средний уровень сформированности навыка

28% - низкий уровень сформированности навыка

16% - навык отсутствует

  1.  Система социометрических статусов данного класса
  •  В классе выделяются две статусных категории: популярные (43%) и непопулярные (57%).
  •  Среди популярных есть одна «звезда» (ей принадлежит 50% положительных выборов),  две предпочитаемых девочки.
  •  В непопулярную статусную категорию входят два пренебрегаемых членов класса и два отверженных.
  •  Дети, вошедшие в непопулярную группу,  в 10 выборах из 12, отдали предпочтение  популярным одноклассницам, и лишь 2 выбора распределили между собой.

2.  Социометрическая структура группы. Микрогрупп в классе не выделяется.   Есть круг предпочитаемых, но он не достаточно прочный.

3.   Система взаимных выборов и отвержений

  •  Взаимных  выборов 3

         Взаимных отвержений 3

  •  Два ребёнка получили 58% отвержений; имеют взаимные отрицательные  выборы с другими членами класса, но не отвергают друг друга, потому что одна получила поддержку от другой. Среди предпочитаемых отвержений друг к другу нет.  Противоречивых выбора 2 (пренебрегаемые выбрали популярных, а те их отвергли)

4.     Взаимоотношения между различными статусными категориями

В группе популярных предпочтения взаимны. Только одна непопулярная девочка получила взаимную поддержку от  высокостатусных. Внутри группы непопулярных отвержения построены  по принципу  «треугольника», что говорит о наличии конфликтности между её членами.

5.     Социально-психологическое благополучие членов группы

Дети исследуемого класса  имеют ниже среднего  уровень сформированности социально-рефлексивных способностей. Это характерно для 71% детей, 29% (популярные) - имеют средний уровень.

6.     Ценностное влияние в группе

Ценностное влияние в классе имеет круг популярных. Из них «звезда» является наиболее значимой. Девочки из категории отвергнутых не несут каких-либо ценных качеств.

Вывод. Наблюдение показало, что только двое подростков  в классе имеют высокий уровень сформированности навыка синхронного исполнения движений. Меньше всего у детей развито умение точно и четко исполнять движения, согласованность движений с музыкой, что является важнейшими показателями синхронности. Причина таких результатов в не умении чувствовать мышечное напряжение, а значит контролировать его, и  не способности соотносить музыкальные данные (темп, ритм, характер) с координацией движения.

 Исследование социометрической структуры 7 «а» класса показало, что  в целом, группа ориентирована на «звезду», но между одноклассницами нет тесного, дружного взаимодействия.  Группа популярных общаясь  между собой,  едва замечает остальных, тех, кто отдал им положительные выборы.  Непопулярные девочки не несут сколько-нибудь значимую ценность для предпочитаемых. Причина такого отношения к непривлекательным девочкам: они не достигли особых успехов в учёбе, имеют видимые физические дефекты, не умеют постоять за себя.

Положение  низкостатусных девочек: одна – обладает умственными способностями, хорошим физическим развитием, творчески активный ребёнок; другая – не обладает ни одним из качеств первой,  отношение товарищей к ним оказалось практически равным.  И сами девочки выбрали взаимные отвержения. Причина такого отношения – не умение взаимодействовать в критических ситуациях. Так, например, на обиду первая отреагирует выраженной агрессией, вторая – полным уходом в себя.

Пренебрегаемые и отверженные не объединяются в микрогруппу, в противовес популярным, а имеют конфликтные, незаинтересованные друг в друге отношения.

Соотношение социальных статусов девочек  посещающих танцевальный кружок: одна - «звезда» класса, другая из категории популярных, третья из категории отвергнутых. Непопулярная девочка отдаёт предпочтения высокостатусным, однако, последние игнорируют присутствие первой. Такие  взаимоотношения неконструктивны, разобщены, не взаимозависящие друг от друга. Девочку с низким статусом не принимают, потому что она конфликтна, мало  уступчива,  интересуется только своими успехами, не воспринимая их как часть общего дела,  ей хорошо быть такой, какая она есть, даже если одинока.

Таким образом, взаимоотношения в классе имеют низкую степень групповой сплоченности.

Из этого вытекает необходимость проведения в классе работы по формированию позитивного отношения высокостатусных к  низкостатусным, направлять деятельность коллектива на стремление к  сотрудничеству при решении общих задач, проявление взаимной поддержки, сопереживания, внимательного отношения к членам группы, не зависимо от их способностей.

2.3  Рекомендации

В своей работе по оздоровлению эмоционального климата в   7 «а» классе считаю возможным использование следующих методов:

  •  Консультирование с психологом и классным учителем.
  •  Проведение индивидуальных и групповых бесед.
  •  Использование  телесной терапии (например, в виде игры «Волшебные руки»).
  •  Использование развивающих и  музыкальных игр, ориентированных на тесное сотрудничество участников игры для достижения общей цели (командные игры).
  •   Стимулирование желания «высокостатусных» детей  помочь непопулярным.  
  •  С кружковой  командой посещение уроков танца в городе, концертов, с последующим обсуждением.
  •  Совместное проведение анализа собственной кружковой деятельности (учебной, концертной).
  •  Проведение развлекательных мероприятий по типу «День именинника», «Прогулки в лес» (создавая ситуации взаимопомощи).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренная методика выявления социометрической структуры группы

значительно обогатила представление о возможностях  социометрического теста, потому что включает в себя аутосоциометрический тест, направленный на выявление рефлексивных способностей человека,  и референтометрический тест, позволяющий измерить ценностную значимость членов группы.

   Исследование социометрической структуры группы показало низкий уровень сплоченности во взаимоотношениях между подростками. Такой уровень эмоциональных связей отрицательно влияет на эффективность формирования навыка синхронного исполнения движений у подростков, потому что не возможно добиться высоких результатов в работе, не имея сознания общей цели, что является обязательным условием высоких достижений. Возникает  необходимость строить работу детей  на уроке так, чтобы в контексте учебных целей и задач решались вопросы формирования у детей взаимоотношений поддержки, помощи, внимания друг к другу.

Подводя итоги, отметим, что социометрия, выявляя симпатии-антипатии членов группы друг к другу,   показывает всё многообразие и взаимосвязь отношений, которые влияют на продуктивное функционирование самой малой группы, так и на самочувствие, работоспособность, перспективу  развития отдельного человека в данной группе. Подходя к социометрии как к эксперименту, можно проследить динамику развития внутригруппового взаимодействия и, таким образом,   управлять формированием личностных качеств каждого  члена группы и  конструктивного общения, взаимодействия между  членами группы.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1.  Абакумова О. Г. Социология управления. Конспект лекций. – М., 2006.
  2.  Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М., 2006
  3.  Битянова М. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике. – М., 2005.
  4.  Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод. материалы  к курсу «Общая психология». - М., 1986.
  5.  Золотовицкий Роман Социометрия Я.Л.Морено: мера общения.

         http://flogiston.ru/articles/netpsy/inet_sociometry/print (20.04.01)

  1.  Немов  Р. С. Психология: Учеб. для высш. Пед. Учеб. заведений. – М.. 2001.
  2.  Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М., 1998
  3.  Римская Р., Римский С. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М., 1997.
  4.  Руткевич М. Н.,  Андреенков В. Г., Кабыша А. В.  и др.; Редкол.: Осипов Г. В.  (отв. ред.) и др. Рабочая книга социолога.  - М., 1983

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1

№ 1. Социометрический тест

Социометрический тест

Ответь, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Нам очень хотелось бы знать твое собственное мнение. Обещаем, что искренность не обернется тебе во вред.

Читай каждый вопрос и сразу отвечай на него. Для фамилий, которые ты будешь записывать, после каждого вопроса оставлены специальные места. Фамилии указывай в любом порядке. Чтобы при ответе не забыть тех, кто отсутствует сегодня, посмотри на доску: там указаны все фамилии.

Прежде чем начинать работу, напиши свое имя, фамилию и класс. Успеха!

Фамилия и имя

Группа (класс)

Дата тестирования

1. Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс? Назови, пожалуйста, пять человек.

1.

2.

З.

4.

5.

II. А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс? Укажи пять фамилий.

1.

2.

З.

4.

5.

III. Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в свой новый класс, если бы перешел в другую школу? Укажи пять фамилий.

1.

2.

З.

4.

5.

IУ. Укажи, пожалуйста, фамилия тех одноклассников, которые не захотят, по твоему мнению, взять тебя в свой новый класс. Запиши пять фамилий.

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  

У. Если бы тебе предложили посмотреть ответы на эти вопросы пятерых твоих одноклассников, то чьи ответы ты хотел бы увидеть? Напиши их фамилии в порядке значимости для тебя. Под первым номером — фамилию того, чьи ответы хочется знать больше всего, и так далее.

1.

2.

3.

4.

5.

Приложение № 2

Социометрическая матрица

Список класса

Список класса

1. А.

2. З.

3. Н.

4. Ю.

5. Т.

6. Л.

7. М.

1. А.

2. З.

3. Н.

4. Ю.

5. Т.

6. Л.

7. М.

С+

С-

В+

В-

П+

П-

Р +

Приложение № 3

Социограмма в виде схемы – «мишени»

Девочки

Мальчики

Взаимный выбор

Односторонний выбор

Приложение № 4

Социометрический тест для исследования 7 «а» класса

Инструкция. «Мы с вами не раз обсуждали вопросы, касающиеся дружбы между теми, кто с вами рядом живёт, учится. Поскольку  мы  встречаемся редко, один раз в неделю на уроке ритмики, а с Юлей, Настей и Аленой  два раза в неделю, то этого не достаточно, чтобы понять, как складываются ваши отношения в повседневной жизни. Мне очень хочется  узнать, что представляет ваш класс, чтобы наши встречи на уроках были ещё интересней, полезней, а ваши отношения друг с другом стали дружнее, и тем самым, улучшить ваши результаты в танцевальном искусстве. Для этого я хочу использовать методику «социометрия». Она состоит из пяти вопросов. Сейчас вы получите тестовые бланки и прочтете их. Чтобы работа была не напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть честными. Конечно, вы можете не отвечать на вопросы, но в этом случае будет трудно дальше работать над формированием в классе доброжелательных, дружеских отношений.

Со своей стороны я обещаю, что ваши листы с ответами не попадут в руки никому: ни вашим одноклассникам, ни педагогам. Их буду видеть только я. Если вам будет интересно,  я покажу результаты в виде схемы,  где не будет ни одной фамилии, и расскажу  насколько дружный у вас класс.

Если кто-то не хочет  самостоятельно заполнять бланки может подойти ко мне, мы пошепчемся, и я запишу ответы с ваших слов. Но подходить вы  должны по  одному, чтобы другие не видели записи.

Теперь возьмите листы, читайте каждый вопрос и сразу же отвечайте. Для фамилий, которые ты будешь записывать, после каждого вопроса оставлены специальные места. Фамилии указывай в любом порядке. Советоваться, обсуждать вслух, заглядывать в лист соседа по парте не прилично.  Прежде чем начинать работу, напиши свое имя, фамилию, дату тестирования. Кто справится раньше — отдавайте мне лист и сразу выходите из класса. Успеха!»

Фамилия и имя

Класс 7 «а»

Дата тестирования____________

1. Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассниц ты бы взяла в новый класс? Назови, пожалуйста, двух человек.

1.

2.

II. А кого из нынешних одноклассниц ты бы не взял в свой новый класс?

1.

2.

III. Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в свой новый класс, если бы перешел в другую школу?

1.

2.

IУ. Укажи, пожалуйста, фамилия тех одноклассниц, которые не захотят, по твоему мнению, взять тебя в свой новый класс.

1.

2.

V.  Если бы тебе предложили посмотреть ответы одноклассниц, чьи бы ты хотела увидеть? Напиши  их фамилии.

1.

2.

Приложение № 5

Социометрическая матрица исследования

Список

Класса

Список класса

1.А

2.З

3.Н

4.Ю

5.Т

6.Л

7.М

1.А

         

 

-1  

R

         

+1

         

-1

R

         

+1

2.З

         

   

R

         

+1

-1

        

R

         

+1

-1

3.Н

R

         

+1

         

-1

R

         

+1

         

-1

4.Ю

R

         

+1

         

 R

        

+1

-1

         

-1

5.Т

R

        

+1

R

         

+1

         

-1

         

-1

6.Л

         

-1

 R

                  

+1

         

         

-1

R

+1

7.М

-1

 R

        

+1

         

         

-1

R

         

+1

С+

2

1

6

0

0

4

1

С-

0

4

0

2

4

1

3

В+

1

Н.

1 1

А. Л.

1 1

Н. М.

1

Л.

В-

1

М.

1

Т.

1 1

Ю. Л.

1

Т.

1

З.

П+

1

Н.

1 1

А. Л.

1

Н.

П-

1

З.

1

А.

1

М.

1

Л.

1

Т.

1

Ю.

Р+

2

1

6

4

1

С+  - положительные выборы

С-   - отвержения

В+  - взаимный положительный выбор

В-   - взаимные отвержения

П+  - правильно предсказанный выбор

П-   - правильно предсказанные отвержения

Р+  -  оценка  ценностной значимости

   - положительный предсказанный выбор

   - предсказанное отвержениед

R   - выбор ценностной значимости

Приложение № 6

  •  Социограмма взаимных выборов, где 1-й круг (от центра) зона «звёзд», 2-й кр. – зона предпочитаемых, 3–й кр. – зона пренебрегаемых, 4-й круг – зона изолированных.

             - члены класса с числом выборов

             - взаимные положительные выборы

             - взаимные отвержения

             - правильно предсказанные выборы

             - правильно предсказанные отвержения

 

Приложение № 7

  •  Социограмма положительных выборов, где

 

                                 - член класса со своим номером

                                 -  положительный выбор

                              

                                 - взаимный положительный выбор

  •  Социограмма отвержений, где

                      - отвержения

                      - взаимные отвержения

Приложение № 8

Протокол наблюдения

Список детей

Критерии оценки сформированности навыка синхронного исполнения движения

Общий балл

Эмоциональное

принятие партнёра

Согласованность

движений

Соблюдение

пространственной

ориентировки

Согласованность движений с музыкой

Боболева  Марина

1

0

1

0

0,5

Белобородова Люда

2

1

2

1

1,5

Григорьева Зина

0

0

0

1

0,3

Кондратьева Настя

2

1

1

1

1,7

Луткова Таня

0

0

0

0

0

Сергеева Алёна

1

1

1

1

1

Стаценко Юля

1

1

1

1

1

PAGE  38


+11

А.Р.

-0

------

-------

+3

К.Г.

-9

+9

Р.Ю

-2.

-2

+12

Н.У.

-1

+10

Ф.Д.

-0

+9

Р.О.

-4

+8

А.А.

-1

+2

Л.Ш.-8

2

1

3

3

1

2

23

25

12

28

29

18

14

8

3

7

20

4

13

22

19

30

31

27

26

2

16

5

21

10

6

17

15

1

9

1

+6

3

-0

+0

4

-2

+0

5

-4

+1

7

-3

+1

2

-4

+4

6

-1

+2

1.

-0

5

2

3

6

7

1

4

7

3

5

2

6

1

4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70695. Защита трудовых прав, свобод и законных интересов работников 25.16 KB
  Защита трудовых прав путем осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами. Самозащита работниками трудовых прав.
70696. Закон сохранения энергии в механике 461.5 KB
  Работа и кинетическая энергия. Консервативные силы. Работа в потенциальном поле. Потенциальная энергия тяготения и упругих деформаций. Связь между потенциальной энергией и силой. Закон сохранения энергии.
70698. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБТЕКАНИЯ ТВЕРДЫХ ТЕЛ. ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА ОБТЕКАНИЯ ТЕЛ ЖИДКОСТЬЮ И ГАЗОМ 845.83 KB
  Теоретические модели моделирования обтекания тел потоком жидкости Реальные явления природы очень сложны и недоступны для строгого теоретического анализа. В теоретической аэродинамике принято целый ряд моделей обтекания твердых тел потоком жидкости.
70699. Расчёт печатной платы 2.77 MB
  Основой многих импульсных источников питания служат однотактные обратноходовые преобразователи напряжения (ООП). ООП напряжения являются сейчас наиболее распространёнными. Это обусловлено тем, что в области малой...
70702. Технико-экономические показатели инвестиционного проекта 415.5 KB
  Объектом проектирования выбрана паровоздуходувная электростанция ПВЭС ОАО «ММК». ПВЭС находится в энергопроизводящей группе структуры энергетического хозяйства ОАО «ММК». Структура энергетического хозяйства включает в себя 3 группы...
70703. Изменение системы управления двухбалочного мостового крана 10т-25-22,5 1.1 MB
  Поверочный расчет электродвигателя. Расчет механических нагрузок приведенных к валу двигателя и моментов переключения. Проверка двигателя по нагреву. Характеристики электродвигателя после модернизации.