15367

Основные понятия аудита и аудиторской деятельности

Курсовая

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании...

Русский

2013-06-13

195.5 KB

31 чел.

НООВПОНП ТУЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИКИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Кафедра: Финансы и бухгалтерский учет

Дисциплина: Аудит

На тему: Основные понятия аудита и аудиторской деятельности

Студента гр. Жуковой В.В.

Руководитель Федяйнова Лариса Никитична

Тула,2010 г.


Содержание

Введение

  1.  Возникновение и развитие аудита и аудиторской деятельности

2. Правовое регулирование аудиторской деятельности

2.1 Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

3. Права и обязанности аудиторов

4. Понятие, цели и задачи аудита

4.1 Понятие аудита

4.2 Цели и задачи аудита

5. Виды аудита и аудиторской деятельности

5.1 Сопутствующие аудиторские услуги

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий. Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение. В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Достоверность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Собственники и, прежде всего коллективные собственники – акционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

Аудиторские проверки необходимы и государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Аудит представляет собой сложную многоаспектную, достаточно жестко регламентированную предпринимательскую деятельность. В мировой практике он уже много лет применяется во всех сферах хозяйственной деятельности. Роль аудита в развитых странах существенна, а мнение аудитора авторитетно. В современной России, которая уверенно встала на построение рыночной экономики также усиливается роль и значение аудита. Аудит в России (на данном этапе развития экономики) зародился сравнительно недавно. Но за прошедшие годы аудит и аудиторская деятельность в России постоянно и динамично развивались. Возросло количество аудиторских организаций и специалистов, занимающихся аудитом, совершенствовалась нормативная база, разрабатывались и внедрялись правила (стандарты) аудиторской деятельности, усилилась роль профессиональных аудиторских объединений, возросла потребность в аудите с целью подтверждения достоверности отчетности предприятий. Таким образом, аудит стал неотъемлемой частью экономики, а аудиторы всемерно способствовали ее росту.

Аудит уже стал привычным для российской экономики. Появилась профессия, в которой заняты тысячи людей. Не только профессионалы оказываются вовлеченными в аудиторскую деятельность, аудит затрагивает интересы большинства руководителей предприятий, бухгалтеров, экономистов, его результатами пользуются налоговые и иные государственные органы, а также миллионы инвесторов. Подтверждающая функция аудита закреплена законодательным путем, ряд хозяйствующих субъектов обязаны ежегодно в составе отчетности предоставлять аудиторское заключение. Без квалифицированного аудиторского совета уже не мыслят свою работу наиболее прогрессивные предприниматели.

Все, кто сталкиваются с аудитом, нуждаются в понимании методов, которые применяются в аудите, выводов, которые делают аудиторы. Но главное, они должны понимать саму сущность аудита и аудиторской деятельности. Непонимание специфики аудита - основная причина конфликтов, ошибок, неудачных попыток регламентации аудиторской деятельности.

Этими обстоятельствами и обусловлена актуальность темы данной курсовой работы, посвященной одной из основополагающих тем теории аудита - сущности аудита и аудиторской деятельности.

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ сущности аудита и аудиторской деятельности.

Объектом исследования стала аудиторская деятельность, а предметом соответственно, сущность аудита.

Исходя из цели, определены задачи:

  •  определить в чем выражается необходимость аудита как вида деятельности, уделив при этом внимание и историческому аспекту этой проблемы;
  •  раскрыть понятие, цели и принципы аудита и аудиторской деятельности;
  •  охарактеризовать основные виды аудита и аудиторской деятельности;
  •  рассмотреть нормативное регулирование аудиторской деятельности.

При написании данной курсовой работы нами были использованы работы таких авторов, как Н.А. Голубева, П.И. Камышанов, В.В. Скобара, А.Д. Шеремет и др.

  1.  
    Возникновение и развитие аудита и аудиторской деятельности

Аудит (в разных переводах это слово означает "он слышит", "слушающий") имеет достаточно большую историю. История развития аудита уходит в глубину веков.

Профессия аудитора известна с глубокой древности. Примерно в 200 г. до н.э. квесторы, то есть должностные лица, ведавшие финансовыми и судебными делами Римской империи, осуществляли контроль за государственными бухгалтерами на местах. Отчеты квесторов направлялись в Рим и выслушивались экзаменатором. Такая практика и дала термин "аудитор", от латинского "слушать".

Первые упоминания об аудите как о виде профессиональной деятельности относятся к XIII и XIV векам, когда учетные книги, составляемые купцами, стали фигурировать в качестве вещественного доказательства в суде. Уже в XVI веке во многих странах был введен правовой контроль учетных книг. Начали использовать термин "аудит", и аудиторами называли тех людей, кто занимался проверкой учетных записей.

Наибольшее же развитие аудита приходится на XVII-XIX века. В 1631 г. из Голландии в Плимут, штат Массачусетс, США, был послан бухгалтер для выяснения причин возрастающей задолженности колонии. Это считается первой аудиторской проверкой в Америке. Однако законодательной родиной аудита считается Великобритания, где с 1844 г. выходит серия законов о компаниях. В соответствии с этими законами компании были обязаны не реже одного раза в год приглашать специального профессионала для проверки бухгалтерских счетов и отчета о прибылях для последующего доклада на собрании акционеров.

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятий. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверенными в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались специальные люди - аудиторы, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета сначала не было главным, однако по мере усложнения бухгалтерского учета необходимым требованием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.

Закон об обязательном аудите в Великобритании был принят в 1862 г., во Франции - в 1867 г., а в США - после великой депрессии в 1937 г.

В настоящее время практически во всех странах мира с развитой рыночной экономикой функционирует общественный институт дипломированных аудиторов со специфической организационно-правовой инфраструктурой. В Великобритании аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в государственных органах. Во Франции независимым финансовым контролем занимаются две профессиональные организации - бухгалтеров-экспертов, в компетенцию которых входят непосредственно ведение бухгалтерского учета, составление отчетности и оказание консультационных услуг в этой области, и комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за достоверностью финансовой отчетности. В США проверку достоверности финансовой отчетности осуществляет дипломированный общественный бухгалтер.

В России звание аудитора, по некоторым данным, введено Петром I. Должность аудитора совмещала отдельные обязанности прокурора, делопроизводителя и секретаря. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Три попытки организации института аудита в 1889, 1912 и 1928 гг. по разным причинам оказывались безуспешными.

Современную предпринимательскую форму аудит в России стал обретать лишь в конце 1980-х годов, когда началась перестройка всей системы хозяйствования и управления. Потребность в аудите как самостоятельном рыночном институте обусловили такие происходящие в то время процессы, как приватизация и акционирование крупных предприятий; бурное развитие малых предприятий и кооперативов; либерализация внешнеэкономической деятельности, приток иностранного капитала и появление совместных предприятий.

В период с 1988 по 1993 г. аудит в России в основном был инициативным, поскольку не существовало законодательных актов, регулирующих деятельность аудиторских организаций. Предприятия в большей мере ориентировались на услуги консалтинговых, научно-технических организаций, которые начали проводить аудит и оказывать другие аудиторские услуги. Первые аудиторские фирмы образовались в трех формах: как хозрасчетные организации, кооперативы и государственные общественные образования. Характерной особенностью таких организаций было то, что они создавались при государственных структурах и к аудиторским фирмам их можно было отнести с определенной мерой условности. В целом этот период можно назвать зарождением аудита в России.

Первый регламент для ведения аудиторской деятельности был установлен указом Президента от 22 декабря 1993 г., в соответствии с которым были приняты "Временные правила ведения аудиторской деятельности". Они использовались как основной законодательный документ вплоть до 2001 г., когда был принят Федеральный закон "Об аудиторской деятельности". В этот же период был принят пакет постановлений Правительства, которые регламентировали отдельные стороны аудиторской деятельности [11].


2. Правовое регулирование аудиторской деятельности

Правовое регулирование аудита является первостепенной задачей развития аудита в России. Четко регламентированные правила, определяющие правила работы на рынке данных услуг позволят привести аудит в конкретные правовые рамки на высшем законодательном уровне [8, с. 10].

В настоящее время действует Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г., который в настоящее время является основным регламентирующим документом аудиторской деятельности. В нем существенно усилилась роль аудиторского сообщества в ее регулировании, а как центральная задача рассматривается повышение качества аудиторской деятельности в целях обеспечения общества всей необходимой информацией на должном качественном уровне.

Важно отметить, что нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать Федеральному закону «Об аудиторской деятельности».

Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить указанным федеральным законам. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности.

Среди подзаконных нормативных актов регулирующих аудиторскую деятельность можно выделить:

- Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2005г. N706 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита";

- Приказ Минфина РФ от 29 декабря 2006г. N 187н "Об утверждении программ повышения квалификации аудиторов" (с изменениями от 13 июня 2007г.) [8, c. 13].

Важно отметить, что в случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации обозначенным федеральным законам применяется Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» или соответствующий федеральный закон.

2.1 Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Пост №696 (1-6 ПСАД); Пост №405 (7-11ПСАД);Пост №532 (12-16 ПСАД); Пост №228 (17-23 ПСАД);

1. Правило (стандарт) № 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

2.Правило (стандарт) N2 . Документированиеа удита.

3. Правило (стандарт) N 3. Планирование аудита.

4. Правило (стандарт) N 4. Существенность в аудите.

5. Правило (стандарт) N 5. Аудиторские доказательства.

6. Правило (стандарт) N 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

7. Правило (стандарт) N 7. Внутренний контроль качества аудита.

8. Правило (стандарт) N 8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом.

9. Правило (стандарт) N 9. Аффилированные лица.

10. Правило (стандарт) N 10. События после отчетной даты.

11. Правило (стандарт) N 11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.

12. Правило (стандарт) N 12. Согласование условий проведения аудита.

13. Правило (стандарт) N 13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита.

14. Правило (стандарт) N 14. Учет требований нормативных актов РФ в ходе аудита.

15. Правило (стандарт) N15. Понимание деятельности аудируемого лица.

16. Правило (стандарт) N 16. Аудиторская выборка.

17. Правило (стандарт) №17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях.

18. Правило (стандарт) № 18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников.

19. Правило (стандарт) №19. Особенности первой проверки аудируемого лица.

20. Правило (стандарт) № 20. Аналитические процедуры.

21. Правило (стандарт) № 21. Особенности аудита оценочных значений.

22. Правило (стандарт) № 22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника.

23. Правило (стандарт) № 23. Заявление и разъяснения руководства аудируемого лица.

24. Правило (стандарт) N 24. Основные принципы Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами.

25. Правило (стандарт) N 25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация.

26. Правило (стандарт) N 26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

27. Правило (стандарт) N 27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

28. Правило (стандарт) N 28. Использование результатов работы другого аудитора.

29. Правило (стандарт) N 29. Рассмотрение работы внутреннего аудита.

30. Правило (стандарт) N 30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации.

31. Правило (стандарт) N 31. Компиляция финансовой информации.


3. Права и обязанности аудиторов

В мае 2007 года Совет по аудиторской деятельности при Минфине одобрил новый Кодекс этики аудиторов России. Организации и индивидуальные предприниматели время от времени пользуются услугами аудиторов: когда подлежат обязательному аудиту или проводят его по собственной инициативе, при консультировании по отдельным вопросам, оказании помощи в ведении бухгалтерского учета и иных сопутствующих аудиту услуг. Заключая договор с аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором, субъект предпринимательской деятельности должен знать, что он может ожидать от них, на какую сумму стоит заключить договор, что подразумевает та или иная услуга, какие существуют риски, обоснованны ли запросы аудиторов в ходе проведения проверки.

Необходимость в написании кодекса для аудиторов вызвана тем, что представители аудиторской профессии, проводя проверку организации, индивидуального предпринимателя, работают не только на них, - они обязаны действовать в первую очередь в общественных интересах, то есть высказанное ими мнение о бухгалтерской отчетности и порядке ведения бухучета должно отражать реальное положение вещей. Данное мнение имеет большое значение для пользователей отчетности - контрагентов, акционеров и прочих лиц. Поэтому подход аудиторов к проверке, сведение к минимуму различных форм влияния на это мнение являются предметом рассмотрения данного кодекса. Знание его основ позволяет налогоплательщику понять, как вести себя с аудитором, в каких случаях аудиторская организация может отказаться от предоставления услуг и почему.

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:

  •  самостоятельно определять формы и методы проведения аудита,
  •  проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово – хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации,
  •  получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам,
  •  отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой отчетности в аудиторском заключении в случаях:
  •  непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации,
  •  выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой отчетности аудируемого лиц.
  •  осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ и настоящему ФЗ.

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

  •  осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ и ФЗ № 307 – ФЗ
  •  предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информация о требованиях законодательством РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах РФ на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации,
  •  в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу,
  •  обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица, за исключение случаев, предусмотренных законодательством РФ
  •  исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ.

Ответственность аудиторской организации и аудитора возникает вследствие нарушения принятых на себя по договору об аудите обязательств на основании ст.431 ГК РФ. Статья 401 ГК РФ указывает основания ответственности за нарушение обязательства.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы несут уголовную, административную и гражданско – правовую (материальную) ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

В Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность аудиторов. Согласно ст.202, если деятельность аудиторов причинила вред интересам граждан или организаций, то это наказывается штрафом в размере от 500 до 800 минимальных размеров оплаты труда, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.


4. Понятие, цели и задачи аудита

4.1 Понятие аудита

Аудиторская деятельность (аудит) в России представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Аудитор (от лат. auditor – слушатель, ученик, последователь) – лицо, проверяющее состояние финансово – хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Существует мнение, что понятие аудита значительно шире таких понятий, как ревизия и контроль, поскольку аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, что не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудиторская деятельность, помимо проверок, предполагает оказание различных сопутствующих услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения и т.д. (прил. 1)

По словам известного американского специалиста в области теории и практики аудита проф. Дж. Робертсона аудит является деятельностью, направленной на уменьшение предпринимательского риска. Он считает, что аудит способствует уменьшению до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов [15].

Аудит отличается от судебно-бухгалтерской экспертизы. Это отличие состоит в том, что аудит – это независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского процесса. Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы.


4.2 Цели и задачи аудита

Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам. Цель аудита определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.

Целями аудита бухгалтерской отчетности, как это определено в правиле (стандарте) РФ «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», являются формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях. В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:

а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта. Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большому доверию к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте.

Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.

Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

Цель проверки финансовых отчетов:

  •  подтверждение достоверности отчетов или констатация их недостоверности;
  •  контроль за соблюдением законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологии оценки активов, обязательств и собственного капитала;
  •  проверка полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;
  •  выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных средств.

Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов [7].

Для достижения основной цели и представления заключения аудитор должен составить мнение по следующим вопросам.

Общая приемлемость отчетности: соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявленным к ней, и не содержит ли противоречивой информации

Обоснованность: существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм?

Законченность: все ли суммы, которые должны быть включены в отчетность, действительно входят туда? В частности, все ли активы и пассивы принадлежат компании?

Оценка: все ли статьи правильно оценены и безошибочно подсчитаны?

Классификация: есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана?

Разделение: отнесены ли операции, проводимые незадолго до или непосредственно после даты составления баланса, к тому периоду, в котором были произведены?

Аккуратность: соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге?

Раскрытие: все ли статьи занесены в финансовую отчетность и правильно описаны в самих отчетах и приложениях к ним? Для реализации этих целей аудитор может использовать различные способы накопления необходимой информации. Применительно к проверке отдельных групп операций, например для аудиторской проверки товарно-материальных запасов, структура промежуточных целей и положительное (подтверждающее) мнение аудитора будут выглядеть следующим образом:

Общая приемлемость: общая сумма товарно-материальных запасов является приемлемой и в принципе соответствует реальным потребностям предприятия.

Обоснованность: все товарно-материальные запасы, отраженные в отчетности, существуют на дату составления баланса; -законченность: все существующие товарно-материальные запасы подсчитаны и внесены в баланс; все товарно-материальные запасы являются собственностью предприятия.

Оценка: количество товарно-материальных запасов в учете совпадает с имеющимися в наличии; цены, используемые для оценки товарно-материальных запасов, правильны; период применения указанных цен является верным.

Классификация: товарно-материальные запасы правильно классифицированы как материалы, незавершенное производство и готовая продукция.

Разделение: сумма покупки и продажи товарно-материальных запасов правильно разделена между двумя периодами.

Аккуратность: общие суммы в книгах аналитического учета товарно-материальных запасов соответствуют приведенным в Главной книге.

Раскрытие: основные категории товарно-материальных запасов, методы их оценки правильно отражены в отчетности.

Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг:

  •  проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, законности хозяйственных операций;
  •  помощь в организации бухгалтерского учета;
  •  помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  •  помощь в налоговом планировании и расчете налогов;
  •  консультирование по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности;
  •  экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятельности;
  •  консультирование по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и экологическое консультирование и др.;
  •  разработка учредительных документов и др.;
  •  предоставление информации о будущих партнерах;
  •  информационное обслуживание клиентов;
  •  другие услуги.


5. Виды аудита и аудиторской деятельности

В теории аудита выделяют различные виды аудита и аудиторской деятельности.

В зависимости от положения аудитора к клиенту, аудит разделяют на внутренний и внешний.(прил.2)

Под внешним аудитом понимают независимую экспертизу и анализ публикуемой финансовой отчетности хозяйственного субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и соответствия законодательству, а также консультированием по учетным, налоговым, финансовым, организационным и другим вопросам.

Достижению главной цели способствуют требования к аудиторской деятельности:

  •  Независимость и объективность при проведении проверок;
  •  Конфиденциальность;
  •  Профессиональная квалификация;
  •  Применение методов статистики и экономического анализа;
  •  Применение новых информационных технологий;
  •  Ответственность аудитора за свое заключение о финансовых отчетах проверяемого предприятия.(прил. 3)

Внутренний аудит, в отличие от внешнего, осуществляется работниками самого предприятия (самостоятельным структурным подразделением или управлением) и предназначен для внутрихозяйственного контроля финансового состояния, источников затрат, диагностирования системы управления, выявления резервов и обеспечения администрации рекомендациями по повышению эффективности экономики предприятия.

Цель внутреннего аудита — помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля. Под главной задачей внутренних аудиторов следует понимать обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам. Под общей же функцией внутренних аудиторов следует понимать:

а) оценку адекватности систем контроля — осуществление проверок звеньев управления (контроля), предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;

б) оценку эффективности деятельности — осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию. Деятельность внутренних аудиторов для органов управления организацией имеет информационное и консультационное значение [16, с. 167].

Внутренний аудит может подразделяться на следующие виды:

Функциональный аудит систем управления проводится для оценки производительности и эффективности в любом функциональном разрезе хозяйственной деятельности.

При межфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различных функций оценивается в их взаимосвязи и взаимодействии.

Организационно-технологический аудит систем управления выражает проводимый органом внутреннего аудита контроль разнообразных звеньев управления на предмет их организационной и/или технологической (т.е. в плане оценки совокупности применяемых способов, приемов, технологий.

С точки зрения эволюции выделяют:

  •  подтверждающий аудит. Цель проведения данного вида аудит провести проверку и подтвердить достоверность отчетов;
  •  системно - ориентированный аудит. Суть данного подхода заключается в экспертизе на основе оценки системы внутреннего контроля. Практика проведения аудита в зарубежных странах показывает, что если система внутреннего контроля работает эффективно, то нет необходимости проводить детальную проверку, потому что аудитор может (в той или иной степени) доверять системе внутреннего контроля в раскрытии ошибок и нарушений.
  •  аудит, базирующийся на риске. Этот подход состоит в концентрации аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском, что значительно упрощает аудит в областях с низким риском.

С позиции требования законодательства различают обязательный и инициативный аудит:

Обязательный аудит проводится в случаях, непосредственно установленных законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируются ст.5 Закона "Об аудиторской деятельности" № 307-ФЗ.

Обязательный аудит проводится в случаях, если:

  •  организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
  •  организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
  •  объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;
  •  в иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Таким образом, обязательный аудит представляет собой ежегодную обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Инициативный (добровольный) аудит - осуществляется по решению экономических субъектов. Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.

Инициативный аудит может проводиться в любое время и в тех объемах, которые будут установлены самостоятельным решением органа управления организации или индивидуальным предпринимателем. К данному виду аудита можно отнести и так называемые контрольные аудиторские проверки финансово-промышленных групп, проводимые по инициативе и за счет полномочных органов. Целью такой проверки является установление реального экономического состояния деятельности финансово-промышленной группы. Проведение такой проверки может быть вызвано рядом обстоятельств, например обнаружением недостоверной информации в представленных документах либо уклонением от полного и своевременного представления необходимых документов, злоупотреблением имеющимися правами и оказываемыми мерами государственной поддержки, нарушением законодательства РФ либо законодательства субъектов РФ. Такой аудит, как правило, ориентирован на проверку отдельных сфер деятельности конкретного корпоративного объединения. Но не исключается проверка по всему спектру вопросов, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность группы, в том числе и с позиции ее оценки на соответствие положениям законодательства РФ и ее субъектов.

В зависимости от повторяемости аудиторских проверок различают:

  •  первоначальный аудит, который осуществляется аудитором или аудиторской фирмой впервые
  •  повторяющийся аудит, осуществляемый при длительном сотрудничестве с одной аудиторской фирмой.

По назначению выделяют:

  •  налоговый аудит - это аудиторская проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики.
  •  ценовой аудит - это проверка обоснованности установления цены на заказ. Применяется в развитых странах при проверке обоснованности бюджетных ассигнований (например, расходов на оборонный заказ).
  •  специальный аудит (экологический, операционный и др.) - это проверка конкретных аспектов, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно с целью подтверждения законности, добросовестности и эффективности деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др.

По виду деятельности проверяемого экономического субъекта аудит подразделяется на:

  •  банковский аудит (проверяемые организации - банки и другие кредитные учреждения);
  •  страховой аудит (проверяемые организации - страховые организации и общества взаимного страхования);
  •  аудит инвестиционных институтов и бирж (проверяемые организации - инвестиционные институты, товарные и фондовые биржи);
  •  общий аудит (проверяемые субъекты - организации прочих видов деятельности).

5.1 Сопутствующие аудиторские услуги

В новом Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" существенно расширен перечень аудиторских услуг, выполняемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Соответственно изменилась и классификация аудиторской деятельности.

В новом Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" в составе аудиторской деятельности четко обозначены три группы услуг, выполняемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, а именно (прил. 4):

  •  аудит, под которым понимается независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности;
  •  сопутствующие аудиту услуги;
  •  прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги.

Это услуги, перечисленные в Федеральных правилах (стандартах) № 30 "Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации"; № 31 "Компиляция финансовой информации"; № 33 "Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности".

Согласованные процедуры - это действия, совершаемые аудитором, которые были предварительно согласованы между аудитором, лицом, заключившим договор оказания сопутствующих аудиту услуг, и третьим лицом.

Компиляция (от лат.compilatio, буквально - кража, грабеж) - в определенном смысле означает литературную работу, сочинение (научное или учебное), составленные по заимствованным у других авторов материалам, без самостоятельной их обработки и собственных исследований. В данном случае аудитор использует сведения финансового характера (чаще всего - данные бухгалтерского учета) для сбора, классификации и обобщения с целью составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, при этом собственного мнения не выражает.

Обзорная проверка - в общем смысле означает поверхностный анализ, исследование представленных документов, записей, разъяснений с целью формирования предварительного мнения о проверяемой отчетности. По существу, это экспресс-аудит, связанный с наименьшими трудозатратами на проведение проверки, целью которого является выявление потенциально рисковых и опасных областей, которые могут привести к существенным искажениям финансовой отчетности. Применение простейших аудиторских процедур (запросы, разъяснения аудируемого лица) позволяет существенно сократить продолжительность проверки, в то же время уверенность (надежность) полученных результатов закономерно снижается.

Согласованные процедуры и компиляция финансовой информации не предоставляют пользователям никакого уровня уверенности (пользователи отчетов делают собственные выводы на основании представленной аудиторами информации), а результатом обзорной проверки является юридически оформленный документ - заключение, выражающее ограниченный (так называемый негативный) уровень уверенности;

Основное различие между аудитом и сопутствующими аудиту услугами состоит в степени уверенности, обеспечиваемой аудитором. При проведении аудита аудитор обеспечивает разумный, но не абсолютный уровень уверенности в том, что информация, являющаяся предметом аудита, не содержит существенных искажений (в аудиторском заключении это выражается в форме позитивной разумной уверенности).

При проведении обзорной проверки аудитор обеспечивает ограниченный уровень уверенности в том, что информация, подлежащая обзорной проверке, не содержит существенных искажений (в заключении по результатам обзорной проверки это выражается в форме негативной уверенности).

При проведении согласованных процедур аудитор представляет только отчет об отмеченных фактах без обеспечения уверенности. Вместо этого представителям хозяйствующего субъекта или пользователям отчета предоставляется возможность самим оценить проведенные процедуры и факты, приведенные в отчете, и сделать собственные выводы по данным работы аудитора.

В группу прочих связанных с аудиторской деятельностью услуги вошли все услуги, ранее именовавшиеся сопутствующими аудиту услугами, в частности:

  •  постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  •  налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
  •  анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
  •  управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
  •  юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
  •  автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  •  оценочная деятельность;
  •  разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
  •  проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
  •  обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Выполнение этих услуг требует от исполнителей профессиональной компетентности в области аудита, бухгалтерского учета и экономического анализа, налогообложения, хозяйственного права, экономики.

Прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги по их содержанию могут быть условно подразделены на услуги действия, услуги контроля и информационные услуги. Услуги действия - это услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом, ранее экономическим субъектом не созданных. Услуги контроля - это услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; инициативный аудит; контроль ведения учета и составления отчетности; контроль начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестирование бухгалтерского персонала экономического субъекта и персонала аудиторских фирм. Информационные услуги - услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, "круглых столов"; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций и т.д. [12].


Заключение

Таким образом, рассмотрев сущность аудита и аудиторской деятельности, сделаем следующие выводы.

Возникновение аудита относится к периоду формирования бухгалтерского учета как отрасли специальных научных знаний. При рассмотрении аудита с современных позиций его увязывают прежде всего с развитием акционерных обществ, когда собственность была отделена от власти и владельцы капитала стали нанимать для управления им специалистов (менеджеров, администраторов). Сами акционеры взяли на себя функции контроля за движением капитала. В этой части аудит стал спутником профессионального менеджера, а аудитор - независимым экспертом, который должен объективно оценить экономическую ситуацию на предприятии и обеспечить объективное отражение данных о состоянии хозяйствующих субъектов в их бухгалтерской отчетности. В целом можно сказать, что толчком к развитию аудита во всех странах стало развитие акционерных обществ. В этих условиях аудит принял на себя определенную социальную и общественную функцию, обеспечивая объективное суждение о достоверности отчетных данных, представляемых акционерными обществами, в целях снижения информационного риска их партнеров. Такое суждение об аудите наиболее распространено и полно определяет его сущность. Оно подтверждается самой историей аудита, поскольку законодательно аудит был закреплен после выхода законов, регламентирующих деятельность корпоративных структур.

В статье 1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 г. аудиторская деятельность (аудиторские услуги) определяется как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами (то есть аудиторская деятельность включает оказание сопутствующих услуг). Сам же аудит определяется как независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Главная цель аудита - обеспечение пользователей отчетностью предприятий уверенностью, что данная отчетность рассмотрена квалифицированными специалистами, и ее достоверность во всех существенных отношениях подтверждена. Это дает возможность с достаточной уверенностью использовать информацию, имеющуюся в отчетности, для принятия решений в процессе ведения бизнеса.

К основным принципам ведения аудиторской деятельности относятся: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденциальность, профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора; использование методов статистики и экономического анализа; применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; содействие росту авторитета аудиторской профессии.

В теории аудита выделяют различные виды аудита в зависимости от различных критериев.

В Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" в составе аудиторской деятельности четко обозначены три группы услуг, выполняемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, а именно:

1) аудит, под которым понимается независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности;

2) сопутствующие аудиту услуги;

3) прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги.


Список литературы

Нормативные правовые акты:

  1.  Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1-4 [Текст]: офиц. текст. - М.: Кодекс, 2008. - 512 с. - ISBN 5-79310-065-1
  2.  Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете [Текст]: федеральный закон № 129-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 48. - Ст.5369 - ISBN 5-04311-055-1.
  3.  Российская Федерация. Законы. Об аудиторской деятельности [Текст]: федеральный закон № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г. // Российская газета. - 2008. - 31 дек.
  4.  Российская Федерация. Правительство. Постановления. Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности [Текст]: постановление № 696 от 23 сентября 2002 г. // Российская газета. - 2002. - 25 сент.
  5.  Кодекс этики аудиторов России (одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ (протокол N 56 от 31 мая 2007г.)
  6.  Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002г. N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" (в ред. от 25.08.2006г.)

Литература:

  1.  Аудит [Текст]: учебник / Под ред.Р.П. Булыги. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 431 с. - ISBN 978 5-238-01594-1
  2.  Аудит [Текст]: учебник / Под ред. В.И. Подольского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 260с. - ISBN 978-5-9776-0026-2
  3.  Аудит [Текст]: учебник / Под ред. В. В. Скобара. - М.: Просвещение, 2005. - 479 с. - ISBN 5-09-014073-1
  4.  Булгакова, Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования [Текст] / Л.И. Булгакова - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 332 с. - ISBN 5-73072-429-4
  5.  Голубева, Н.А. Природа аудита [Текст] / Н.А. Голубева // Международный бухгалтерский учет. - 2007. - № 4. - С.21-29.
  6.  Городилов, М.А. Сопутствующие аудиту услуги: практика применения стандартов [Текст] / М.А. Городилов // Налоговая политика и практика. - 2009. - №7. - С.29-34.
  7.  Исакова, С.А. Современные проблемы организации аудита в условиях перехода на международные стандарты аудита [Текст] / С.А. Исакова // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - № 30. - С.16-18.
  8.  Миронова, О.А. Развитие концепции аудита [Текст] / О.А. Миронова, М.А. Азарская // Аудиторские ведомости. - 2005. - № 11. - С.24-26.
  9.  Робертсон, Дж. Аудит [Текст] / Дж. Робертсон; пер. с англ. - М.: Контакт, 1993. - 496 с. - ISBN 5-36107-226-5
  10.  Скобара В.В. Аудит: методология и организация [Текст] / В.В. Скобара. - М.: Инфра-М, 2005. - 212с - ISBN 5-19-001914-6
  11.  Соколов, Я. В Аудит в России XX века [Текст] / Я.В. Соколов С.М. Бычкова // Аудиторские ведомости. - 2005. - № 4. - С.7-8.
  12.  Шулева, Г. Аудиторская деятельность: какие изменения [Текст] / Г. Шулева // Финансовая газета. - 2009. - № 12. - С.6.
  13.  Шеремет, А.Д. Аудит [Текст]: учебник / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 448 с. - ISBN 5-16-002517


Приложения

Приложение 1

Таблица 1. «Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита»

Факторы

Внутренний аудит

Внешний аудит

Постановка задач

Определяется руководством исходя из потребностей управления, как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом

Определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)

Объект

Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия

Главным образом система учета и отчетности предприятия

Цель

Определяется руководством предприятия

Определяется законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдения действующего законодательства

Средства

Выбираются самостоятельно (либо определяются стандартами внутреннего аудита)

Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами

Вид деятельности

Исполнительская деятельность

Предпринимательская деятельность

Организация работы

Выполнение конкретных заданий руководства

Определяется аудитором, самостоятельно исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки

Взаимоотношения

Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него

Равноправное партнерство, независимость

Субъекты

Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия

Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства

Квалификация

Определяется по усмотрению руководства предприятия

Регламентируется государством

Оплата

Начисление заработной платы по штатному расписанию

Оплата предоставленных услуг по договору

Ответственность

Перед руководством за выполнение обязанностей

Перед клиентом и перед третьими лицами, установленная законодательными и нормативными актами

Методы

Методы могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач (например, оценка достоверности информации). Имеются различия в степени точности и детальности.

Отчетность

Перед руководством

Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть

передается клиенту


Приложение 2

Рис.2. Основные принципы ведения аудиторской деятельности


Приложение 3

Рис. 3. Классификация аудиторской деятельности по российскому законодательству


Основные принципы ведения аудиторской деятельности

конфиденциальность, профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора

езависимость и объективность при проведении проверок

использование методов статистики и экономического анализа

умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки

ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок

Группы аудиторских услуг

сопутствующие аудиту услуги

аудит

прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29533. Функции нескольких переменных (область определения, частные производные, дифференциал) 442 KB
  Естественной областью определения функции называется множество точек для координат которых формула имеет смысл. Графиком функции в прямоугольной системе координат называется множество точек пространства с координатами представляющее собой вообще говоря некоторую поверхность в . Линией уровня функции называется линия на плоскости в точках которой функция принимает одно и тоже значение .
29534. ФНП (неявная производная, градиент, производная по направлению, эластичность, локальные и глобальные экстремумы) 487.5 KB
  63 Найти производную для функций заданных неявно: а ; б ; в ; г .64 Найти производные указанного порядка для функций заданных неявно: а если ; б если .65 Найти частные производные для функций заданных неявно: а ; б ; в ; г 6.66 Найти дифференциал функции заданной неявно в указанной точке если: а ; б .
29535. ФНП (производная сложной функции, условные экстремумы, касательная плоскость и нормаль, выпуклость) 418.5 KB
  Достаточное условие условного экстремума. Пусть - точка возможного условного экстремума функции , т.е. в этой точке выполнены необходимые условия условного экстремума. Тогда, если при всевозможных наборах значений , удовлетворяющих соотношениям () и не равных одновременно нулю:
29536. Векторный анализ. Теория поля 102.5 KB
  Векторные функции действительной переменной. Если каждому значению действительной переменной поставлен в соответствие вектор то говорят что на множестве задана векторфункция действительной переменной . Задание векторфункции равносильно заданию трёх числовых функций координат вектора : или кратко .
29537. Функция. Основные понятия. Графики элементарных функций 439 KB
  Графики элементарных функций.12 найти область определения функций: 4.21 выяснить какие из указанных функций четные какие нечетные.30 выяснить какие из функций являются периодическими и определить их наименьший период Т: 4.
29539. Непрерывность функции. Точки разрыва. Свойства функций непрерывных на отрезке 274.5 KB
  Точки разрыва. Если в точке то называется точкой разрыва функции . При этом различают следующие случаи: 1 Если то называется точкой устранимого разрыва функции . 2 Если в точке функция имеет конечные односторонние пределы и но они не равны друг другу то называется точкой разрыва 1ого рода.
29540. Простейшие правила нахождения производной. Нахождение производной сложной функции 456.5 KB
  Производной 1ого порядка функции в точке называется конечный предел . Функция имеющая производную в данной точке называется дифференцируемой в этой точке. Если функция дифференцируема в точке а функция дифференцируема в точке то сложная функция дифференцируема в точке и имеет производную: или кратко .
29541. Логарифмическая производная. Дифференцирование функций, заданных неявно и параметрически. Производные высших порядков 374.5 KB
  Логарифмической производной функции называется производная от логарифма этой функции т. Применение предварительного логарифмирования функции приводит к следующему часто более простому способу вычисления её производной: . Например для степеннопоказательной функции где дифференцируемые функции: . Если дифференцируемая функция задана неявно уравнением то производная этой неявной функции может быть найдена из уравнения линейного относительно где рассматривается как сложная функция переменной .