15383

Страховой рынок- становление и перспективы развития

Курсовая

Налоговое регулирование и страхование

ВВЕДЕНИЕ Современное экономическое развитие России обусловило необходимость возрождения страхового дела и развитие его на принципиально новой основе. Российский страховой рынок обладает мощным потенциалом развития. Об этом свидетельствует тот факт что общий ...

Русский

2013-06-13

265.5 KB

33 чел.

ВВЕДЕНИЕ

    Современное экономическое развитие России обусловило необходимость возрождения страхового дела и развитие его на принципиально новой основе. Российский страховой рынок обладает мощным потенциалом развития. Об этом свидетельствует тот факт, что общий объем страховых платежей составляет в Российской Федерации не более 1 % от годового ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель составляет 8 - 10 %. Предпосылками для дальнейшего развития страхового дела в нашей стране являются не только наметившаяся финансовая стабилизация и оживление экономики, но и становление источников такого развития.

     Во - первых, укрепление негосударственного сектора экономики: частный
предприниматель (собственник) в силу своей экономической обособленности от государства вынужден страховать свои риски.

     Во - вторых, источником спроса на страховые услуги является рост объемов и разнообразие частной собственности физических и юридических лиц. При этом важное значение имеет развитие рынка недвижимости и ипотечного кредитования жилищного строительства, а также приватизация государственного жилого фонда.

    В - третьих, важным источником развития страхового рынка является
сокращение некогда всеобъемлющих гарантий, предоставляемых системой
государственного соцстрахования и соцобеспечения. Сегодня отсутствие
гарантий должно восполняться различными формами личного страхования.
  

      И, наконец, в-четвертых, снятие «железного занавеса» между Россией и
странами мира многократно увеличило поездки граждан за рубеж, что в свою
очередь требует увеличения и качественного совершенствования страховых
услуг, профессиональной подготовки кадров в области страхования. Поэтому
cвоей целью в данной работе рассмотрим исторические
аспекты развития и становления рынка страховых услуг, выявим его
современную проблематику и оптимальные пути их решения.

   1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В РОССИИ

1.1. Исторические аспекты формирования страхового рынка России

    Известно, что толчком к разработке и принятию декрета Правительства
(Совнаркома) Российской федерации от 6 октября 1921 г. « О государственном имущественном страховании» послужило письмо В.И. Ленину от крестьян Весьегонского уезда Тверской губернии. Тверская губерния относилась к тем территориальным единицам, где земское
страхование проводилось в течение длительного времени, и было весьма
эффективным. Поэтому желание крестьян восстановить прежнее страхование было закономерным. Обязательным окладным страхованием на селе с конца 1921 г. охватывались строения, скот, посевы. При этом строения от пожаров должны были страховаться везде, а скот от падежа и посевы от грабителей – только в тех губерниях, где было соответствующее решение местных органов власти. Таким образом, в законодательстве 20-х годов отражалось
предреволюционное состояние страхования. Следует отметить, что название страхования - обязательное окладное - также земского происхождения: «окладом» называлась сумма, в которой страховались крестьянские строения.[1] В соответствии с вышеуказанным Декретом предусматривалась параллельно с государственным, развитие кооперативного взаимного страхования. Кооперативным организациям предоставлялось право вместо обязательного государственного страхования проводить взаимное страхование собственного имущества от стихийных бедствий с правом самостоятельно устанавливать формы, виды страхования, тарифы.

     В Российской Федерации, а затем и в СССР, страхование осуществлялось
тремя мощными кооперативными организациями: Страховой секцией Центросоюза, Всероссийским кооперативным страховым союзом, Всеукраинским кооперативным страховым союзом. Ликвидация взаимного кооперативного страхования произошла в 30-х годах.
     Утверждение монополии Госстраха завершилось с утверждением 18 сентября 1925 г. законодательным путем Положения о государственном страховании СССР. Однако уже вскоре после закрепления монополии Госстраха стало очевидно, что она не всегда позволяла эффективно решать вопросы страховой защиты интересов нашей страны. Начался, может быть, малозаметный, медленный и тем не менее явный процесс демонополизации страхового дела. Относится это к страхованию экспортно-импортных грузов. Стимулировало процесс существовавшее недоверие ряда западных стран к нашей государственной монополии. Для укрепления доверия к советскому страхованию и более оперативного заключения договоров Госстрахом при участии Наркомвнешторга и Центросоюза в Лондоне в 1925 г. было создано страховое общество(«Блекбалси»), а в 1927 г. в Германии создается транспортное страховое общество(«Софаг»). «Блекбалси» и «Софаг» страховали импорт СССР из ведущих западноевропейских государств и Америки; Госстрах страховал весь экспорт, а
также часть импорта, преимущественно из приграничных стран.    

      Последующее расширение внешнеэкономических связей обусловило создание в 1947 г. Управления иностранного страхования СССР (Ингосстрах) на базе Госстраха СССР. Два советских страховщика были «избавлены» от взаимной конкуренции разделением сфер деятельности. В этих условиях понятие «государственное страхование» стало отражать иное, чем прежде, содержание – сферу деятельности внутри страны. С точки зрения правовой, обе эти сферы оставались государственными. Лишь в 1973 г. Ингосстрах стал первым в СССР акционерным страховым обществом. Двойное солидирование Госстраха и Ингосстраха продолжалось более сорока
лет. Их бесконкурентная деятельность была далеко не беспроблемной. Давление бюджета на Госстрах, валютного плана на Ингосстрах, инструкций Министерства финансов СССР и некоторых других ведомств на обоих страховщиков оставляло им слишком мало возможностей для проявления инициативы и поиска нестандартных решений. Это нисколько не отрицает успехов, достигнутых в развитии страхового дела, но они несомненно скромнее, чем могли бы быть.

     Поэтому с демонополизацией и либерализацией страхового дела с конца 80-х годов прежние монополисты, конечно, утратили свои права на спокойную жизнь, но гораздо больше приобрели в системе рыночных стимулов и свободы. Новое время выдвигает, как известно, новые идеи, причем не редко прямо противоположные только что господствовавшим. Если менее 10 лет назад отказ от государственного страхования считался недопустимым, то в настоящее время нередко, напротив, ставится под сомнение необходимость страхования в какой- либо форме государственного воздействия на развитие страхования.

      Такая российская приверженность к крайностям проявлялась неоднократно, и к этой проблеме мы вернемся чуть позднее.[2]

      Страховое дело на протяжении всей своей истории всегда было связано с
социально-экономическими задачами общества и соответствующей политикой государства. Декретом от 6 октября 1921 г. определена самостоятельность Госстраха. Связь страхования с противопожарным делом выражалась в отчислениях на меры борьбы с огнем (в начале от прибыли, а позднее от суммы страховых взносов). Связь страхования с политикой  прослеживается на примере сельскохозяйственного страхования.                                                                                 

    Коллективизация сельского хозяйства сопровождалась введением в 1930 г. обязательного государственного страхования имущества колхозов. Необходимость укрепления экономически сельскохозяйственных предприятий обусловила осуществление с 1968 г. универсального обязательного страхования урожая колхозов, а в последующем
(с 1974 г.) распределение его и на совхозы. Разработка и введение такого
страхования было несомненным достижением нашей науки и практики. Взаимозависимость страхования и экономических и политических процессов
проявлялась также в вопросе о страховании промышленности. Декретом 6 октября 1921 г. вводилось страхование имущества частных хозяйств. Однако введение НЭПа потребовало обеспечения страховой защитой и
государственных предприятий, действовавших на коммерческих началах. В 1924-1929 гг. оно осуществлялось в добровольной форме. С 1 октября 1929 г.
появилось обязательное страхование, по которому страхователями являлись
тресты, синдикаты.[3]

      Конец НЭПа, ознаменовавшийся налоговой реформой 1930 г., привел к прекращению страхования имущества государственных предприятий; страховые взносы были включены в налог с оборота и, следовательно, стали одним из источников бюджетных ресурсов. Особенности экономического и социального развития нашей страны за прошедший исторический период обусловили возникновение и развитие ряда специфических видов страхования.

   Одним из таких видов является обязательное страхование государственного имущества, сдаваемого в аренду. В соответствии с декретом обязательному страхованию подлежало имущество государственной промышленности и коммунальных предприятий (строения, машины, товары), находившиеся во временном пользовании по арендному договору у отдельных лиц или коллективов. Это страхование распространялось также на сданные в аренду морские и
речные суда. Безусловно, заслуживает серьезного внимания коллективное
страхование жизни, проводившееся в 1929-1942 гг., хотя, конечно же, его
результаты имели как позитивные, так и негативные стороны. Значительное
развитие этого вида страхования позволяло оказывать существенную по тем
временам помощь в случаях смерти или утраты трудоспособности. Оно
осуществлялось за счет средств самих работников, часто с нарушением
принципа добровольности.

    Стремление иметь больше коллективных договоров обеспечивалось
необоснованным снижением необходимого минимального числа застрахованных (с 75% работающих в 1930 г. до 40% в 1938 г.) и другими льготами, что привело к убыточности страхования и его последующей отмене. Статистические данные показывают, что ускоренное развитие смешанного страхования жизни началось с 1957 г., когда были введены пятилетние договоры страхования. На несколько больший срок заключались договоры страхования, обеспечивавшие накопления к
определенному возрасту ребенка.[4]

    С 1967 по 1991 г. система Госстраха была уже союзно-республиканской.    Она возглавлялась Правлением Госстраха СССР, которое подчинялось Минфину СССР. Значительную роль в развитии страхового дела сыграло постановление Совета Министров СССР от 30 августа 1984 г. «О мерах по дальнейшему развитию Государственного страхования и повышению качества работы страховых органов». Ситуация резко изменилась в связи с легализацией предпринимательства в России, когда коммерческие, финансовые и хозяйственные риски сделались повседневной реальностью для десятков тысяч бизнесменов. Начало реальной демонополизации страхового дела в нашей стране положил закон «О кооперации», принятый Верховным Советом СССР 26 мая 1988 г. Этим законом предусматривалось, что кооперативы могут страховать свое имущество
и другие имущественные интересы в органах государственного страхования, а также создавать кооперативные учреждения; определять условия, порядок и виды страхования. Централизация средств в масштабе страны, перераспределение их между республиками заменяло перестрахование. Вот один из примеров.

    Как известно, с 1958 г. Страховое дело в бывшем СССР было передано полностью в ведение министерство финансов союзных республик. Союзное главное управление госстраха было ликвидировано, вместо него в Минфине создали Отдел государственного страхования. Такое положение сохранялось до тех пор, пока не возник проект обязательного страхования посевов на случай от неурожая от любых стихийных бедствий, включая засуху.                                          

         Экономические расчеты свидетельствовали, что страховые органы

каждой республики в одиночку не могли поднять такое крупномасштабное по возможным суммам ущерба страхование. Была воссоздана единая система государственного страхования, предусматривавшая формирование межреспубликанского запасного фонда (наряду с межреспубликанскими).                     

      Последующая практика показала, что именно такое
сочетание элементов сочетание элементов централизации и децентрализации
обеспечило эффективное возмещение ущерба колхозам (в дальнейшем и совхозам) за счет межтерриториального перераспределения средств. В Российской Федерации ежегодно ряд региональных страховых организаций проводили сельскохозяйственное страхование с убытками. [5]

     С внедрением хозрасчета в деятельность страховых органов союзных
республик, а также регионов Российской Федерации возникла проблема
перестрахования сельскохозяйственных рисков. Но до реализации дело не
дошло. Тем не менее имеющиеся разработки по такому перестрахованию могут быть полезны в будущем. Наконец, третий момент в истории перестрахования связан с операциями иностранного страхования, где практически исключено принятие крупных (и
даже средних) рисков без их перестраховочной защиты. Поэтому именно
Ингосстрах имеет наибольший опыт в организации перестрахования. Между
Ингосстрахом и Госстрахом не было никаких перестраховочных отношений. А их и не могло быть, так как они действовали в «разных весовых категориях» (первый страховщик работал с иностранной валютой, а второй с российским рублем), разделенные непроходимой стеной официального, совершенно не реального валютного курса. Следовательно, все перестрахование осуществлялось за рубежом.[6]

     Как известно, будущее закладывается сегодня, но при этом, конечно,
должны учитываться и уроки истории.

1.2. Состояние страхового рынка на современном этапе

         Страховой рынок представляет собой совокупность экономических отношений по купле-продаже страховой услуги, выражающейся в защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении страховых случаев за счет денежных средств (взносов, премий) страхователей. Обязательным условием существования страхового рынка является наличие потребностей (спроса) на страховые услуги и страховщиков, способных удовлетворить эти потребности. Первостепенными экономическими законами функционирования страхового рынка являются закон стоимости, закон спроса и предложения.

   Страховой рынок предполагает самостоятельность субъектов рыночных
отношений, их равноправное партнерство по поводу купли-продажи страховой услуги, развитую систему горизонтальных и вертикальных связей.     

      В структурном плане страховой рынок может быть представлен в двух
аспектах: организационно-правовом и территориальном. В организационно-правовом он представлен акционерными, взаимными, частными и государственными страховыми организациями. В территориальном –местным (региональным), национальным. С точки зрения сфер обслуживания местные страховые рынки именуются еще внутренними, национальные – внешними. Основными составляющими внутреннего страхового рынка являются материальные и финансовые ресурсы страховой организации.

    Главными задачами внутреннего рынка являются формирование спроса на страховые услуги (маркетинг и реклама), заключение договоров и продажа страховых полюсов (сертификатов), проведение целесообразной и гибкой тарифной политики, регулирование собственной инфраструктуры. Организация и проведение гибкой тарифной политики является одной из
главных составляющих внутренней рыночной системы. На основании системы тарифов страховая организация определяет, какие цены на страховые услуги предлагать на рынке, какие скидки и льготы предоставлять потенциальным покупателям. Внешнее окружение рынка – это система взаимодействующих сил, которые окружают внутреннюю систему рынка и оказывают на нее воздействие (экономическая политика государства, инфляционное состояние финансов, курс валюты). [7]

   Рынок система не замкнутая, поскольку окружающий его страховой рынок
практически не ограничен. Рыночная система может быть представлена в
пространстве в виде восходящей спирали постепенно увеличивающегося радиуса, каждый виток которой представляет собой соответствующий уровень ее воздействия на непосредственного потребителя страховых услуг. Рыночный спрос на страховые услуги – один из главных элементов внешней
среды: на него направлены основные усилия рыночной коммерческой
деятельности страховщика. Мотивировка принятия решений страхователем основывается на предпосылках:

1. человек всегда стремится максимально удовлетворить свои страховые интересы при минимальных финансовых затратах; прежде чем принять решение о заключении договора страхования, он изучает все альтернативы для удовлетворения данных страховых интересов;

2. страхователь всегда действует рационально; не найдя идеальной альтернативы, человек идет на компромисс находя оптимальный баланс между своими желаниями и возможностями их удовлетворить с учетом лимита денежных средств, которыми он располагает для удовлетворения своих страховых интересов. Важной составляющей внешнего окружения, на которую направлено управляющее воздействие страховой компании, является конкуренция.

    Страховые компании испытывают жесткую конкуренцию в борьбе за страховой рынок со стороны страховщиков, так и финансово-банковских институтов, осуществляющих страхование в качестве дополнительной услуги своим клиентам. Государственное законодательство, расстановка политических сил оказывают влияние на коммерческую деятельность страховщиков. Это выражается в правовом воздействии на страховщиков путем издания соответствующих нормативных актов, прямо или косвенно регулирующих страховую деятельность.[8]

   Как и всякий иной рынок, рынок страхования включает:

1. продавцов - специализирующиеся на предоставлении страховых услуг (юридические лица, страховые компании, страховщики);

2. покупателей (юридические и физические лица, граждане, предприниматели, государственные организации и учреждения – страхователи);

3. посредников – юридические и физические лица, обеспечивающие взаимный выбор покупателя и продавца и соответствующей страховой услуги (страховые брокеры и страховые агенты).

     Все они главные действующие лица, но ими не исчерпывается вся
совокупность структур, организаций и субъектов, участвующих или
заинтересованных в осуществлении страхования, которые в своей общности
составляют инфраструктуру страхового рынка, рассматриваемую как система
учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение страховых
товаров и услуг на рынке. К концу 1996 года в государственном реестре состояло около 2600 страховых компаний, имеющих лицензии на право осуществления страховой деятельности в различных отраслях и видах страхования. Практически все страховые компании имеют право осуществлять страховую деятельность на территории всей страны. Исключение составляют страховые компании, специализированные на проведении обязательного медицинского страхования, возможность осуществления которого на территориях различных субъектов
федерации определяется местными программами обязательного медицинского страхования и связана с аккредитацией таких страховщиков по регионам. Многие страховые компании с целью продвижения своих страховых продуктов по территории страны имеют своих представителей и представительства в регионах или учреждают там свои филиалы, как правило, без предоставления им права юридического лица. Всего имеется около 6,3 тысячи филиалов, причем более 2,7 тысяч входят в структуру фирм Росгосстраха (данные 1995 года). Страховые компании в большинстве своем образованы в форме акционерных обществ закрытого типа (более половины всех страховщиков), открытого типа –20%, а товарищества с ограниченной ответственностью составляют 24,3% общего числа компаний. С участием иностранного капитала созданы и оперируют 77 страховых организаций.[9]       

  Посредниками в страховой сфере выступают страховые агенты и страховые
брокеры. Особую значимость для страхового рынка такого рода
профессиональным услугам придает именно наличие большого числа страховых компаний, а также большого числа потенциальных страхователей, не имеющих к тому же достаточных навыков и знаний, чтобы самостоятельно ориентироваться на страховом рынке.

       В 1995 году страховые услуги осуществлялись при содействии почти 85
страховых агентов, в том числе в структурах Росгосстраха более 55 тысяч
агентов. Кроме того, еще около 28 тысяч человек осуществляли функции
страховых агентов по совместительству. Имеющиеся отчетные данные не дают реального отражения структуры и количества покупателей страховых услуг. Данные о количестве договоров личного и имущественного страхования, действовавших на начало 1996 года, с физическими лицами (31.8 млн. и 15.3 млн. договоров соответственно) и с юридическими лицами (1.2 млн. договоров в пользу 23.1 млн. человек и 1.3 млн. договоров) характеризуют огромную невостребованность страховой защиты
имущественных интересов всех категорий потребителей.

     О наличии существенных проблем в развитии страхования свидетельствует заметное снижение темпов прироста объемов страховых платежей, а также неравномерное развитие отраслей и видов страхования. Так, если в 1995 году российские страховщики собрали 21.9 трлн. рублей
страховой премии, что почти в три раза превышало объем страховой премии за предыдущий год, то прирост объема совокупной страховой премии за 1996 год составил немногим более 25% . Объем совокупной страховой премии по всем видам страхования составил в 1996 году 27.4 трлн. рублей, а объем выплат 22.1 трлн. рублей. В 1996 году наряду с сохранением ряда тенденций
предыдущих лет наблюдалась определенная реструктуризация страхового
портфеля. Прежде всего, существенно увеличилась доля поступлений по
обязательным видам страхования – 6% в 1992 г., когда преобладало
обязательное страхование имущество граждан и пассажиров, до 40 и более
процентов объема совокупной страховой премии, причем четыре пятых
обязательных платежей пришлось на медицинское страхование.[10]

    В добровольном страховании заметно возросла доля личного страхования,
хотя в течение года абсолютные показатели объема страховой премии в этой
отрасли существенно сократились, что свидетельствует в первую очередь о
сужении рынка страхования жизни. Для проведения этого страхования в
классическом виде нет реальных средств в распоряжении большинства населения России, а страховщики не имеют в большинстве своем реальных возможностей для этого в первую очередь из-за отсутствия развитой системы продаж такого сложного страхового продукта. Несмотря на то, что национальный страховой рынок объективно характеризуется достаточно высокой степенью концентрацией страховых операций, у небольшого круга крупнейших компаний – на долю первых 100 компаний (менее 4% общего числа всех страховщиков) приходится 57.7% от общего объема поступлений и почти 60% общего объема страховых выплат, за последние годы заметно усиление этой тенденции. Достаточно явным стало расслоение страховых компаний на несколько далеко не равнозначных групп. Так, только 10 крупнейших по объемам поступлений страховых компаний собрали в 1996 году 20.7% общего объема страховых премий. При этом все десять компаний находятся в Москве. На долю страховых фирм, входящих в систему Росгосстраха, в 1996 году пришлось всего 10.9% поступлений. В известной степени это определяется особенностями структуры страхового портфеля, ориентированного на более затратные виды страхования, связанные как с обслуживанием индивидуальных договоров, так и с проблемами управления большого многоотраслевого хозяйства. Оценивая ситуацию в российском страховом бизнесе и итоги становления рыночных отношений в страховой сфере, можно заметить завершение в 1996 году определенного этапа его становления и развития.[11]

     Утверждение о крахе страхового рынка в России после кризиса явно
преувеличены. Он функционирует, хотя, откровенно говоря, не совершенен.
Расчеты показывают, что обороты 1997 года будут достигнуты лишь в 2000 году. Общие показатели таковы. На 1 января 1998 года, по данным Минфина, было зарегистрировано 2.3 тысячи страховых компаний. Отчитались о своей
деятельности 18893 компании. Число работающих в страховом бизнесе
составляет порядка 180 тысяч человек, из них агентов – 125 тысяч. Какие же тенденции можно выделить? Прежде всего, сокращение (минимум
раза в три) число страховых компаний и их филиалов, объемов страховых
премий, а также рост совокупного уставного капитала (См. приложение3). Наиболее разветвленную сеть среди страховщиков имеют государственные
фирмы системы Росгосстраха. Его дочерние компании и их филиалы составили 34% от общего числа страховых органов и 93% от числа страховых органов государственных фирм: им принадлежит 46% всех филиалов. Остро стоит вопрос об уставном капитале государственных компаний. И прежде всего, системы Росгосстраха. Реально денег на его увеличение нет.

    По действующему же сегодня закону уставной капитал компании должны
увеличивать. Требуется на это не менее 300 миллионов рублей. У государства два пути: первый – дать деньги системе Росгосстраха и тут же отобрать (причин может быть предостаточно). По второму варианту – могут быть проллобированы специальные поправки к закону об особом статусе
Росгосстраха. В общем числе страховщиков особняком стоят компании, занимающиеся обязательным медицинским страхованием. Объективно говоря, этот вид следует отнести к социальному страхованию. Деньги через них перекачивают исключительно бюджетные. Увеличивать уставной капитал им в отличие от «классических» страховщиков не обязательно. Говоря сухим статистическим языком, в 1997 году «наблюдается рост поступлений практически по всем основным видам страхования». В то же время объем собранной премии по страхованию жизни был значительно ниже уровня 1995 года (на 22%). В 1997 году сумма взносов по текущему виду страхования увеличилась по сравнению с1996 годом на 4%. Это означает, что как минимум на эти % возросли обороты по так называемому возвратно-зарплатному страхованию, но уже через схемы страхования имущества предприятия.

   Явно выразилась тенденция на сокращение объемов собранной премии по наиболее убыточному для страховщиков страхованию ответственности. За неисполнение обязательств – на 89% в 1997 году по сравнению с 1996 годом (в 1996 году спад составил 54%), финансовых рисков – на 6% (из них по страхованию риска непогашения кредитов – на 53%, вкладов граждан – на 94%). В течение двух последних лет шло снижение коэффициента выплат, которое определя6ется отношением произведенных выплат к поступившей премии (взносам). В 1997 году он снизился по сравнению с 1996 годом на 6% и составил 74%. Минимальным был коэффициент выплат по страхованию имущества предприятий – 13%, максимальным – по страхованию вкладов граждан.[12] Коэффициент выплат в 1998 году возрос в целом до 80%, а в 1999 году– остался на таком же уровне. Это объясняется снижением числа клиентов (и следовательно поступлений) при одновременном выполнении страховщиками своих обязательств по старым договорам. Страховые взносы, переданные в перестрахование, в 1997 году достигли 4.7
миллиарда деноминированных рублей, увеличившись по сравнению с 1996 годом на 44%.

    Доля взносов, переданных в перестрахование, в общем объеме страховых премий возросла и составила 12.7% против 11.2% в 1996 году, следовательно в 1998 году она существенно сократилась, а в 1999 году – возросла до уровня 1997 года. Доходы от инвестирования средств страховых резервов достигли 2.4 миллиарда деноминированных  рублей и снизились по сравнению с 1996 годом на 18.5%.

     Наиболее активными по размещению временно свободных средств были
негосударственные страховые компании, на долю которых приходится 93.2%
инвестированных доходов. В 1998 и 1999 году наблюдается очевидное снижение. Еще хуже с прибылью. В 1997 году балансовая прибыль страховщиков сократилась по сравнению с 1996 годом на 44% и составила 1.1 миллиарда деном. рублей. При этом 80.7% прибыли было получено организациями негосударственной формы собственности. Деятельность 37.3% страховщиков оказалась убыточной. Балансовый убыток увеличился в 1.6 раза и составил в 1997 году 277.6 миллионов рублей. Сальдирующая же прибыль достигла 778.8 миллиона рублей и сократилась по сравнению с 1996 годом больше чем на половину.[13]

1.3. Проблемы и перспективы страхового рынка в России

    Трудноразрешимая проблема для страхового рынка, экономики и общества в целом – недострахование, или страхование имущества не на полную стоимость. При таком положении наличие страхового полиса не гарантирует реального возмещения, понесенного страхователем убытка. Например, по данным официальной отчетности Госкомстата Российской Федерации средняя страховая сумма по страхованию средств транспорта, принадлежащего гражданам, составляет всего 9 миллионов рублей, что менее 25% стоимости автомобиля среднего класса. Вполне понятно, что, получив страховое возмещение даже в полном объеме, гражданин не сможет восстановить утраченное имущество.

   Проблема недострахования объектов народнохозяйственного комплекса вызывает еще большую озабоченность. Страховая сумма по договору страхования имущества юридических лиц в настоящее время не превышает 4.3% полной восстановительной стоимости основных средств. Вполне ясно, что при такой «страховой защите» предприятия должны сами искать (или с помощью государства либо своих акционеров) источники финансирования для восстановления поврежденного или погибшего имущества. Несмотря на свою историю развития страхования, страховой рынок не мог преодолеть и еще один барьер на пути предоставления гражданам и предпринимателям действенной страховой защиты. В большинстве своем весьма многочисленные национальные страховщики не обладают необходимым финансовым потенциалом, позволяющим взять на свою ответственность крупные риски.

      Только 11% страховых компаний имеют уставные капиталы не менее одного миллиарда рублей. На долю этих страховщиков приходится свыше 33% всех страховых операций. Страховое дело в этом отношении далеко отстает от банковской сферы, которая начала формироваться в России одновременно со страховым рынком. Сегодня уставной капитал одного Сбербанка России составляет 500 миллиардов рублей.[14]

   Было бы наивно предполагать, что формирование российского страхового рынка не будет испытывать тех сложностей, которые присутствуют на рынках развитых стран. Не нова, к сожалению, и проблема мошенничества в страховании. Правда, в период существования государственной системы
страхования случаи мошенничества были относительно редки. Это объяснялось наличием одного страховщика – монополиста, ограниченным спектром предлагаемых полисов, наличием стандартных условий страхования, жесткой системой управления, наличием кадров достаточной классификации. Образование большого числа страховщиков, предлагающих разнообразные виды страховых услуг, сопровождается и проявлением такого факта, как мошенничество. Со стороны страхователей это выражается главным образом в предоставлении фиктивных документов о характеристике предпринимаемого риска и в искажении информации о страховых случаях.         

       Страховщиками делаются попытки борьбы с недобросовестными клиентами. Однако из-за недостаточной квалификации персонала, разобщенности страховщиков, неразвитости законодательства это пока не дает должного эффекта. Например, В Москве случаи мошенничества, допускаемого клиентами при страховании автомобилей, достигли такого масштаба, что страховщики сегодня практически прекратили проведение этого вида страхования. Существуют и факты мошенничества со стороны страховых компаний.

    Обычно это выражалось в выдаче страхователям недействующих страховых полисов, опубликовании недобросовестной рекламы, обмане клиентов. Со стороны страхового надзора к таким страховым компаниям применялись разного рода санкции и, как правило, они лишались право на проведение страховой деятельности в России. Кроме того, имели место нарушения, допускаемые иностранными предпринимателями. Пока в России запрещена деятельность иностранных страховщиков, однако, некоторые зарубежные компании вопреки установленному порядку продавали свои полисы российским клиентам. Против таких компаний российскими правоохранительными органами были приняты адекватные меры, направленные на пресечение незаконной деятельности. Все сказанное свидетельствует о том, что проблемы российского страхового рынка схожи с проблемами, решаемыми западными коллегами. Поэтому наряду с
совершенствованием российского законодательства необходим обмен опытом в этой сфере между специалистами разных стран.[15]

   С момента начала рыночных преобразований национальное страховое дело
получило определенное развитие. Сегодня уже заложены предпосылки по
созданию надежной страховой защиты имущественных интересов населения,
предприятий и государства. Вместе с тем пока не выработана система
широкомасштабного вовлечения в инвестиционный процесс средств населения посредством заключения договоров досрочного заключения договоров жизни и пенсий. Недостаточны собственные финансовые ресурсы национальных страховщиков, прежде всего из-за недостаточных требований к начальным размерам уставного капитала. Увеличение собственных средств и страховых резервов страховщиков сдерживается низким развитием страховых операций, что, в свою очередь, зависит не только от общего состояния экономики, но и от совершенствования законодательства в части развития обязательных видов страхования, долгосрочного страхования жизни и пенсий, налогообложения. Недостаточная финансовая емкость страхового рынка не позволяет покрывать крупные хозяйственные убытки, что порождает дополнительные бюджетные затраты на компенсацию последствий стихийных бедствий и техногенных аварий. В сфере регулирования страхования, определения и реализации государственной страховой политики присутствует ведомственная разобщенность. Нет единого органа, координирующего развитие национального страхового дела, его взаимодействие с мировыми страховыми рынками и отвечающего за развитие страхования. Проблемы, имеющиеся в страховании, не нашли своего отражения в целевой Федеральной  программе.

    Вопросы страхования нечетко ставятся при подготовке вопроса о вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) и реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и ЕС. Остается недостаточно действенным государственное регулирование.

    Не развита законодательная база страхового надзора. Из – за недос-таточного финансирования практически парализована деятельность территориальных инспекций страхового надзора в ведущих регионах (Санкт – Петербург, Самара, Екатеринбург). В связи с этим Департамент страхового надзора считает необходимым: Обеспечение дальнейшего развития национального страхового рынка на основе совершенствования законодательства; программы развития национального страхового дела на 1999 – 2004 годы; совершенствование практики государственного регулирования страховой деятельности и укрепление статуса органов страхового надзора. В этих целях следует подготовить и представить в Правительство Российской Федерации в двухмесячный срок предложения по совершенствованию государственного регулирования страховой деятельности в Российской Федерации, предусмотрев:
1. разработку проекта федерального закона, осуществляющего единые принципы государственного регулирования страхования, надзора за страховой деятельностью в Российской Федерации;
2. определение статуса Федерального органа государственного страхового надзора, расширение его функций, полномочий, совершенствование системы территориальных органов страхового надзора, отвечающей уровню регионального развития страхового рынка;
3. формирование перечня первоочередных законопроектов, направленных на развитие страхового рынка.

   Кроме того, необходимо:

а) в двухмесячный срок разработать и представить руководству Минфина
России проект Федеральной программы развития национального страхового дела на 1999-2004 годы для внесения его в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации;

б) в месячный срок представить предложения по установлению двухсторонних отношений с органами страхового надзора зарубежных стран; в) в двухмесячный срок представить предложения по развитию долгосрочного страхования жизни и пенсий;

г) в первом полугодии 1999 года представить проект законодательного
акта, направленного на защиту интересов клиентов обанкротившихся страховых компаний;

д) на основе анализа региональных и отраслевых программ развития
страхового дела подготавливать информацию и предложения руководству
Министерства;

е) представить в первом квартале 1999 года предложения по регулированию
размещения активов страховых компаний;

ж) в трехмесячный срок представить предложения по созданию банка данных
по зарубежным страховым и перестраховочным организациям, являющимся
партнерами российских страховщиков и перестраховочных обществ, страховым операциям;

з) в месячный срок представить предложения по регулированию деятельности на территории России иностранных страховщиков в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и ЕС;

и) не позднее 1 декабря т.г. представить на утверждение руководству план
командирований сотрудников Министерства в рамках международных соглашений по сотрудничеству в сфере страхового надзора в 1999 году, а также программы зарубежных стажировок сотрудников по вопросам страхового надзора;

к) в трехмесячный срок представить предложения об установлении
квалификационных требований к специалистам страховых компаний;

л) в месячный срок разработать проект изменений и дополнений к решениям
Правительства Российской Федерации, касающимся территориальных органов страхового надзора;

м) считать целесообразным, рассмотреть вопрос о создании информационно –аналитического центра исследования страхового рынка, в том числе с участием средств Мирового банка;

н) в двухмесячный срок представить предложения об источниках финансирования указанных мероприятий.[16]

    На рубеже столетия на страховых рынках проходит волна слияний и приобретений. Последние экономические потрясения России также подталкивают национальный страховой рынок изыскивать пути повышения устойчивости и укрепления позиций его субъектов. Сложившаяся ситуация такова, что только совместные усилия участников страхового рынка позволят обеспечить его динамическое развитие, а следовательно, и развитие экономики страны, и предоставление надежных финансовых гарантий страхователям. Рассматривая перспективы процесса объединения на рынке страховых услуг Российской Федерации, можно представить его развитие в трех направлениях. Во-первых, объединения, сопряженные с изменением юридического статуса.

      Такого типа объединения имеют целью увеличение уставного капитала посредством слияния, присоединения. Процесс объединения в такой форме уже происходит на российском рынке в связи с законодательно установленным с 01.01.1999 года минимальным размером уставного капитала, являющимся недостижимым для огромного числа страховых компаний. Можно порадоваться за тех страховщиков, которые на сегодняшний день нашли себе партнера для объединения своих капиталов.     

    Например, претерпели реорганизацию Медицинская страховая компания «Жизнь» Пятигорск, слившись с «Полис» Пятигорск; исключен из реестра страховщиков «Страховой Альянс» Тула, влившийся в страховую организацию «Вирмед» Тула; Краснодарская страховая компания «Медстрах ЛТД» влилась в «Корпорацию медицинского страхования». Во-вторых, создание различных холдингов – групп компаний, остающихся юридически свободными и связанными между собой участием в уставных капиталах, а следовательно, и управлением компаниями. Формы холдингов могут быть различными: от блокирующего (запретительного) до управляющего. Одним из наиболее известных примеров стразового холдинга, сложившегося, правда, исторически, является ОАО «Ростгострах» с его более 80 региональными страховыми компаниями. Центральное Правление же осуществляет стратегическое руководство подконтрольными ему участниками холдинга. Сейчас у российских страховщиков на повестке дня стоит вопрос о финансовой устойчивости в условиях экономического и политического кризиса.

    В связи с этим имеет смысл рассматривать третье направление – консолидацию без изменения юридического статуса, например, путем объединения в страховые пулы по соответствующим направлениям деятельности.[17]

    В настоящее время на российском страховом рынке существует ядерный пул, куда входят такие крупные компании, как МАКС, ИСК, РОСНО, Ингосстрах, ВСК, Энергогарант, Интеррос - Согласие. Пул создан для страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих объекты с использованием атомной энергии. Состоят в пуле и организации обязательного медицинского страхования Москвы, между ними распределен рынок ОМС по территориальному признаку. Процесс консолидации в российском страховом бизнесе является объективной закономерностью развития отечественного страхового рынка.

    Можно прогнозировать, что в конце нашего столетия ознаменуется для национального страхования поэтапным объединением страховщиков в 10 – 15 крупных объединений.[18]

     Анализ финансового состояния страхового рынка указывает на определенные стагнирующие явления: отсутствие крупных рынков, например, страхования жизни, страхования авто гражданской ответственности работодателей на фоне отсутствия менталитета; отток средств частных страхователей, которые переводят деньги в доллары; действие старых и проникновение новых транснациональных страховых групп; уменьшение инвестиционной привлекательности страховых компаний за счет долларового снижения стоимости страховых резервов и собственных средств; уменьшение возможности собственного удержания и работы в режиме фрондирующих компаний и уменьшение инвестиционного дохода от оборота резервов; снижение возможностей российских инвесторов (кризис банков), в том числе, страховщиков; центробежные тенденции местных страховых рынков.   

    Все это требует от участников страхового рынка немедленного
осуществления продуманных действий, направленных на поддержку
отечественного страхования и преодоление сложившихся негативных тенденций.
     Для этого необходимо:

1. Создать под руководством ВСС и под присмотром Департамента страхового надзора МФ РФ рабочую группу по подбору партнеров для объединения страховщиков. Вычленить партнеров по интересам и сделать им официальные предложения по объединению, а не пытаться отложить увеличение нормативов для уставного капитала страховщиков.

2. Поддержать страховой рынок с помощью стабилизационных кредитов.

3. Добиваться введения налоговых стимулов для страхователей – физических и юридических лиц.[19]

2.  СТРАХОВАНИЕ: МЕСТО И РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ 

2.1. Потенциал страхового рынка  

  Страховой рынок можно определить как определенное
экономическое пространство, где формируется спрос на специфическую услугу, рождается предложение этой услуги и, наконец, создаются условия для реализации услуги.[20]

    Настоящий страховой рынок делается теми страховщиками, кто продает такие услуги, которые хотят потребители, не те, которые удалось разработать для продажи. Можно условно разделить страховой рынок на отдельные самостоятельные рынки, жизнеспособность и эффективность функциони-рования которых возможны только в их тесном взаимодействии: страховой рынок потребителей услуг, страховой рынок продавцов услуги, страховой рынок посредников, рынок страховой инфраструктуры. Для определения любого рынка, в том числе и страхового, следует определить основные параметры, позволяющие определять степень его развития.

   Такими параметрами могут быть: границы рынка, емкость, конъюнктура рынка, конкуренция. На основе характеристики рынка разрабатываются методы его изучения. Географические границы определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможностями участия потребителя в получении данной услуги на рассматриваемой территории.

  Т. е. рынком является территория, в отношении которой должна быть доказана экономическая возможность потребителя получить услугу на данной территории, и отсутствие этой возможности за ее пределами. В зависимости от типов потребителей страховой рынок имеет также и демографические границы, определяемые полом, возрастом, уровнем доходов, уровнем образования; социографические границы в зависимости от
принадлежности к общественному классу, образу жизни.[21]

     Любой рынок, в том числе страховой, характеризуется емкостью, которая представляет собой максимально возможный объем реализации на нем товаров и услуг в течение определенного периода времени. Емкость страхового рынка определяется на основе анализа уровня доходов населения, отношения собранной страховой премии к валовому внутреннему продукту, среднего уровня потребительских расходов. Для этого необходимо провести конъюнктурные и прогнозные исследования реализации страховых услуг за 1 – 1.5 года, исследования проведения потребителей страховых услуг, изучение практики деятельности фирм – конкурентов, исследования вероятной реакции на предложения на рынке нового вида услуги.

      При исследовании емкости рынка страховых услуг необходимо учитывать тенденции развития финансовой сферы, инвестиционной политики, происходящие экономические процессы в регионе. Емкость рынка уменьшается при понижающей конъюнктуре, и любое форсирование предложений новых страховых услуг приводит к настороженности потребителей, вызывая недоверие к страховщикам.

     При повышающейся конъюнктуре емкость рынка увеличивается. Емкость рынка можно рассчитать, используя следующую формулу:

Ер = N * D * Сп * Кп * Кф где;

Ер – емкость рынка страхования имущественных интересов физических лиц; N– численность населения в анализируемом регионе;

D – доля населения, личные доходы которого превышают потребительскую корзину;

Сп – среднее превышение доходов над потребительской корзиной;

КП – коэффициент предпочтения страхования жизни перед другими видами страхования;

Кф – коэффициентпредпочтения страхования перед другими финансово – кредитными услугами.

    Емкость рынка страхования любого риска юридического лица можно
рассчитать: Ер = Оф * Кв * Кс где;

Ер – емкость рынка страхования имущественных интересов юридических лиц;
Оф – стоимость основных фондов региона;

Кв – коэффициент риска, принимаемого на страхование;

Кс – доля страховой премии в страховании стоимости основных фондов, принимаемых на страхование.

     Конъюнктура страхового рынка представляет собой соотношение между спросом и предложением услуг, уровнем цен на них, размерами страховых
резервов, величиной совокупного страхового портфеля и других экономических показателей, характеризующих изменения и колебания в  сфере страховых отношений, происходящих в процессе развития конкретных экономических циклов.

    Важнейшим элементом отечественной методологии прогнозирования
конъюнктуры рынка, которая вполне может быть применима и к страховому
рынку, является определение на основе имеющихся оценок и результатов
анализа фазы цикла, в котором находится экономика в данный момент, сроков перехода цикла в последующую фазу, динамика цикла в перспективе. Развитие конъюнктуры определяется воздействием конъюнктурообразующих факторов – экономических, политических, военных, научно – технических, социальных, природно-климатических.

      Они делятся на постоянно действующие и временные
или случайные. К постоянно действующим факторам относятся общехозяйственная ситуация в стране, научно – технический прогресс, используемые методы государственного регулирования, состояние денежной системы, то есть процессы , формирующие сферу реализации страховых отношений. К временным можно отнести все процессы и причины, развитие которых по своей природе не имеет циклического характера, - сезонность, политические кризисы, социальные конфликты, стихийные бедствия. Направления и сила действия факторов на рынке проявляются в показателях,
среди которых можно выделить показатели объема и динамики рынка страховых услуг, потребления страховых услуг, доли рынка насыщенности рынка. В каждый период времени конъюнктура представляет собой своеобразный результат взаимодействия различных по длительности влияния, силе и направленности воздействия факторов:

К = Т * Ц * С * Н где; К – анализируемая конъюнктура;

Т – длительные тенденции; Ц – циклические факторы; С – сезонные факторы;

Н – нерегулярные факторы.

      Анализ конъюнктуры рынка страховых услуг происходит в следующей
последовательности: разработка страхового продукта, спрос – предложение,
цены страховых услуг. По результатам изучения конъюнктуры рынка
разрабатывается прогноз на 1 –1.5 года, при этом конъюнктурной работой
целесообразно заниматься ежедневно, чтобы при изменении конъюнктуры
скорректировать прогноз и тактику. Прогнозирование конъюнктуры рынка
ведется при использовании двух основных методов: экономико-аналитического (на базе использования широкого круга статистических данных, оценок развития тенденций рынка страховых услуг, всестороннего анализа всей совокупности факторов формирования конъюнктуры в их взаимодействии) и экономического, используя различные математические методы и модели. Особенностями конъюнктурной работы являются повседневность и невозможность переноса явлений прошлого на сегодняшний день.[22]

2.2. Динамика развития рынка страховых услуг  

        Оперирующие в России страховые организации заметно отличаются масштабами своей деятельности. Сказываются различные условия их функционирования, возможности менеджмента и маркетинга, а также способности адаптации к новым требованиям рыночной экономики. В 1997 году страховое общество начало подготовку к неизбежной встрече с
новой реальностью – приходу на отечественный рынок зарубежных страховщиков.
   Для создания конкурентоспособных страховых организаций, прежде всего,
необходимо обеспечить высокую динамику развитие отечественного рынка.
Подготовка и проведение мероприятий, способствующих стремительным темпом прироста объема страховых взносов во всех отраслях страхования, даст определенные гарантии безопасности национального страхового бизнеса. Аналитическая оценка хода страховых операций по отраслям страхования свидетельствует, что после депрессии 1996 года, вызванной спадом темпов страховых операций, многие негативные явления так и не были преодолены.

 Реакция страхового рынка, в общем, оказалась вполне адекватной имеющим
место макроэкономическим тенденциям в экономике. Вместе с тем, динамика основных индикаторов хода страховых операций указывает, что некоторые отрицательные моменты развития все же были ликвидированы.

 В частности, «пирамидальное» развитие страховых операций, неуклонно снижающие уровень платежеспособности, было преодолено как в отрасли личного добровольного страхования, так и в отрасли обязательного страхования.

      Темпы прироста страховых взносов в 1997 году оказались выше темпов прироста выплат во всех отраслях страхования. Негативным фактором общей сферы страховых отношений в 1997 году является падение темпов прироста страховых поступлений. Особенно это заметно в обязательном страховании, где темпы прироста объема страховых взносов снизились с 80.3% (1996 год) до 17.0% в 1997 году.[23]

    В личном страховании наблюдается незначительный рост страховой премии – всего на 16.8% по отношению к «обвальному» для отрасли 1996 году. В то же время по отношению к объему страховых взносов 1995 году прирост составляет всего 1.6%. Таким образом можно констатировать, что 1997 году в определенной степени был потерян для развития обязательного страхования и добровольного личного страхования. В сфере страхования имущества и ответственности значение темпов прироста составляет 50.8%, что всего на 0.9 процентных пункта больше, чем в 1996 году.

      Для развивающегося рынка даже относительно высокие значения этого
показателя являются недостаточными. Как следует , динамика показателей уровня выплат и коэффициента убыточности не однородна по отраслям страхования. Так, средний по отрасли коэффициент убыточности обязательного страхования снизился с 95.4% (1996 год) до 89.7% в 1997 году. Такое снижение свидетельствует, что тарифы по отдельным видам обязательного страхования были завышены. Вообще говоря, спекулятивные тарифы в обязательном страховании в принципе не допустимы. Очевидно, что оценивание адекватности страховых тарифов принимаемым обязательствам в рисковых видах обязательного страхования проводилась не достаточно корректно или не проводилось вообще.

        Директивное повышение тарифов по отдельным видам страхования, приведшая к снижению в целом по отрасли коэффициента убыточности на 5.7% и, соответственно, уровня выплат на 4.4%, позволило страховщикам в 1997 году получить маржинальную прибыль в объеме более 680 миллиардов рублей (неденоминированных). Обязательное страхование обеспечивает относительную стабильность и прогнозируемую динамику развития.

   Риск практически отсутствует, суммы платежей значительны, нормативные отчисления на ведение дела гарантированы. Поэтому достаточно большое количество страховых организаций функционируют
на определенных льготных условиях. Отрасль обязательного страхования
является по этой причине полигоном отработки методов бескомпромиссной
конкурентной борьбы за передел уже сложившегося рынка. Именно эти процессы будут играть ключевую роль, как на ближайшую перспективу, так и в долгосрочном плане при внедрении новых видов обязательного страхования. Значение общей убыточности по совокупности операций в отраслях добровольного страхования практически не изменилось по сравнению с 1996 годом. В отрасли личного страхования отмечается незначительный (на 1.9%) рост коэффициента убыточности. В отличие от показателя уровня выплат, значение которого уменьшилось в 1997 году на 7.9%, индикатор убыточности инвариантен по отношению к темпам поступления страховых взносов.

   Поэтому можно утверждать, что серьезных финансовых перегибов в структуре среднего по отрасли страхового тарифа не имеется. Снижение на 7.4% показателя уровня выплат – 2, который определяет долю выплат по отношению к объему заработной премии текущего года, также указывает на некоторое повышение уровня стабильности отрасли личного страхования.    

      Важным остается вопрос, на сколько страховщикам удастся контролировать в будущем этот процесс. Тенденции, определявшие в 1996 году ситуацию на рынке страхования имущества и ответственности, сохранилась и в течение 1997 года. Реальное состояние дел в отрасли характеризуется относительно высокими темпами прироста сумм поступлений страховых взносов и недопустимо низким уровнем убыточности страховых операций (1996 г. – 38.3%; 1997 г. – 36.5%).
Показатель уровня убыточности является в обобщенном виде показателем
эффективности работы страховой организации в рыночной конкурентной среде.

    В норме, по западным стандартам, значение этого показателя находится в районе 100%. Низкий уровень убыточности – это либо нерыночная конкуренция, либо неконкурентный рынок. Если завышенные тарифные ставки устраивают всех субъектов страховых отношений, то проблем не возникает. Кроме достаточно высокой рентабельности страховых операций, спекулятивные тарифы могут способствовать в принципе
значительным темпам накопления страховых резервов. С целью более глубокого и разностороннего анализа деятельности страховых
организаций были определены относительные операционные показатели в целом по группе десяти ведущих и всех остальных компаний в каждой из отраслей добровольного страхования. В десятку ведущих включены фирмы, стоящие во главе списка крупнейших российских страховщиков за 1997 год и одновременно сохранявшие ведущие позиции в топ – листах (поквартально) по объему премии в течение 1996 – 1997 годах и по объему выплат в 1997 году.

    Такой отбор страховых организаций, в число ведущих оправдан, так как даже с учетом короткой истории становления современного рынка стабильность компании почти всегда является критерием ее надежности. Кроме того, стабильное развитие страховой организации существенно облегчает оценку риска и предоставляет возможность анализа внутренней финансовой устойчивости.[24]

2.3. Потребители рынка страховых услуг

   Сейчас в деятельности страховых организаций достаточно отчетливо
проявляется ориентация на различные сегменты рынка потребителей страховых услуг. Большинство страховых компаний нацелено на обслуживание, как организаций, так и отдельных граждан, а некоторые из них обслуживают целевые группы клиентов. Так на страхование только первой категории клиентов ориентированно около 30%, а второй - 12% всех обследованных страховых компаний. Среди юридических лиц основными потребителями страховых услуг являются промышленные предприятия. Большая доля этих услуг приходится на торговые фирмы - 48% и
коммерческие банки - 34%. Далее следуют сельскохозяйственные предприятия -27% и сфера услуг - 25%. Реже встречаются промышленно - финансовые компании- 17%. Наибольшая часть (47%) страховых компаний, работающих с населением, в равной мере ориентирована на все группы граждан. Вместе с тем 14% этих компаний оказывают услуги в основном высокодоходным группам населения. 30% обслуживают граждан со средним доходом. При этом каждая десятая организация работает с низкодоходными группами населения. По-видимому, их привлекает большой объем соответствующего сегмента рынка и, прежде всего такая группа,
как пенсионеры. Государственные компании больше других ориентированы на выполнение услуг для всей категории клиентов. Подавляющее большинство обследованных государственных компаний (88%)
заключило договора и обслуживает клиентов из числа физических лиц. АО
открытого типа имеет клиентов, как среди госпредприятий, так и среди
коммерческих структур. Большая часть АО закрытого типа имеет возможность работать только с ограниченным числом клиентов (до 100 юридических и физических лиц): госпредприятий (57%) и коммерческих структур (60%). Это относится и к значительной части ТОО (42% и 47% соответственно).


3. СТРАХОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

3.1. Организация страхования на предприятии

Проведение активной промышленной политики должно вызвать разработку инструментария по управлению промышленными рисками и их страхованию.

В условиях модернизации промышленности в рамках активного перехода к принципам рыночной экономики происходит возрастание рисков внешней и внутренней среды российских промышленных предприятий различных отраслей и форм собственности. Данный факт обусловлен рядом причин, среди которых можно выделить:

продолжающиеся процессы глобализации экономики;

растущую конкуренцию в ряде ведущих отраслей промышленности (машиностроение, металлургия и т.д.);

серьезные политические изменения в стране, затрагивающие в том числе процессы реорганизации промышленного производства;

развитие мирового рынка торговли;

инвестиционную политику (как государства, так и частных инвесторов);

рост террористической активности и масштабов техногенных катастроф;

ослабление государственного регулирования в основных отраслях экономики РФ;

высокую степень износа основных фондов российских предприятий (машин, оборудования, транспортных средств);

применение стремительно развивающихся передовых информационных технологий;

инновационные процессы в производственной сфере деятельности, направленные на развитие новых технологий и модернизацию уже существующих технологий с целью повышения качества продукции, уменьшения себестоимости и увеличения экономической эффективности производства;

организационные изменения и реструктуризацию предприятий в результате слияний и поглощений.

В нефтяной промышленности все договора страхования проходят через ОАО «Татнефть». Страховой компанией является ЗАО СК «Чулпан».

НГДУ «Елховнефть» в 2007году заключило договора по  добровольно медицинскому страхованию, страхованию имущества, страхование от несчастных случаев и болезней  и т.д. (таблица № 3.1.1)

 Также в отчетном году имущество НГДУ «Елховнефть»  было застраховано в трех страховых  компаниях г. Москвы :

«Национальная страховая группа»  - 3302842 руб.

«Стандарт-Резерв» - 2580791руб.

«Форум» - 1729416 руб.

Премия, выплаченная страховым компаниям составила 144581рублей.

За отчетный год возмещено 39994270рублей, что на 17024212рублей больше предыдущего года.

Следует отметить, что НГДУ «Елховнефть» может заключать прямые договора с ЗАО СК «Чулпан», если страховая сумма не превышает 500тыс.рублей, остальные договора заключаются по доверенности с ОАО «Татнефть».

Таблица № 3.1.1

Договоры страхования  по НГДУ "Елховнефть"

за 2007 год

№п/п

Наименование

сумма

1.

Добровольное мед. страхование ( 562 эл-т)

Дог. № 1150/205 с 04.01.2007  по 31.12.07 г.

4 896 752,74

ИТОГО

4 896 752,74

2.

Страхование имущества (э-т 511)

Дог.ИЮ-333/02 с 01.01.07. по 31.12.07

363 530 838,83

ИТОГО

363 530 838,83

3.

Страхование от несчастных случаев и болезней

( 597 эл-т)

1140/58 срок действия с 10.01.07 г. по 31.12.07 г.

2 907 591,20

ИТОГО

2 907 591,20

4.

По договорам с НПФ имеющим гос.лицензию ( 526 эл-т )

Дог № 158 от 04.05.02 на сб/сть (с 18.05.02 г. не менее 5 лет)

2 362 671,00

ИТОГО

2 362 671,00

5.

Долгосрочн.страхование жизни работников ( 508 эл-т )

Дог.№187-190,192-193,409-410 от 26.09.07

5 111 628,00

ИТОГО

5 111 628,00

6.

Страхование гражд.ответственности предприятий
эксплуатирующих опасн.производств. объекты

( 589 эл-т)

Дог. № 1530/07-05 от 14.05.2007 г.

824 133,30

ИТОГО

824 133,30

7

Обязательное страхование автогражд.ответственности (592 эл)

Дог. № 10 от 22.12.2007 г.

166 076,26

ИТОГО

166 076,26

ВСЕГО

379 799 691,33

3.2. Виды рисков, страхуемых на предприятии

Существует понятие "фактор риска". Фактор риска - это условия, которые могут вызвать или способствовать его проявлению. Классифицировать факторы риска можно по разным признакам. Применительно к деятельности крупных промышленных предприятий факторы риска, по нашему мнению, целесообразно классифицировать по сферам (политические, военные, экономические, технические, социальные и др.) и источникам возникновения (внешние и внутренние).

Виды рисков, страхуемых на нефтяном предприятии – это работы, связанные с эксплуатацией объектов повышенной опасности:  добыча и транспортировка нефти в товарные парки; подготовка, хранение и перекачка нефти в «Транснефть» ; деятельность, связанная с   обращением  с опасными отходами.  

В НГДУ «Елховнефть» на 1.01.2008г. заключено  13 договоров, связанных  с эксплуатацией объектов повышенной опасности: отдел главного технолога заключил 4 договора, связанных с подготовкой, хранением и  перекачкой нефти;  отдел добычи и геологический отдел заключили 7 договоров, связанных с добычей и транспортировкой нефти в товарные парки, ; отдел по борьбе с охраной природы заключил  2 договора, связанных с деятельностью по обращению с опасными отходами ( утилизация нефтешламов с  мест порывов) (таблица № 3.2.1)

За 2007 год  НГДУ «Елховнефть» заключили договора  по страхованию гражданской ответственности предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты , страховая сумма составила 824133,30 рурлей.

3.3. Источники уплаты страховых премий (взносов)

Весьма существенным в статье Статья 954 ГК “Страховая премия и страховые взносы” является точное определение правовой природы страховой премии как платы за оказание страховой услуги. Вокруг этого до сих пор не прекращаются дискуссии из-за экономической природы страховой премии.

Действительно, премия, как правило, определяется по тарифам (определенный процент от страховой суммы), которые рассчитываются на основании статистики страховых случаев. Тарифы рассчитываются таким образом, чтобы статистически соблюдался следующий принцип (принцип эквивалентности): по данной группе страховых рисков собранная всеми страховщиками премия должна быть в среднем примерно равна общей сумме выплат плюс небольшой доход страховщиков. Таким образом, возникает представление о премии как о средствах страхователей, отложенных ими на случай неприятностей и переданных временно страховщикам в управление. Это представление еще более усиливается из-за того, что страховщик ограничен в своем праве распоряжаться средствами страховых резервов, на формирование которых идет большая часть премии. Отсюда напрашивается вывод о правовой природе средств резервов как о средствах страхователей. Особенно часто с такой точкой зрения приходится сталкиваться при накопительном страховании жизни.

Порядок и сроки уплаты страховой премии являются существенным условием договора страхования. Это непосредственно следует из п. 1 комментируемой статьи, где указано, что страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить премию в порядке и в сроки, установленные договором. Следовательно, законом установлена необходимость этих условий в договоре страхования, т.е. в соответствии с п. 1 ст. 432 ГК они являются его существенными условиями.

Премия может уплачиваться единовременно или в рассрочку. В последнем случае платежи называются взносами. Может предусматриваться отсрочка уплаты премии или первого взноса.

Источником уплаты по страховым премиям по добровольному и обязательному медицинскому страхованию, по  негосударственному пенсионному  страхованию  является фонд заработной платы работников НГДУ. Лечение, получение путевок в санатории оплачивается за счет статьи затрат: «Отчисления  на социальное страхование».

Уплата по страховым премиям по страхованию имущества НГДУ осуществляется через  Управление собственности  ОАО «Татнефть».

В НГДУ «Елховнефть» в  течение года активно велась работа по возмещению страховых сумм от страховых компаний  по страховым событиям. Всего за год подготовлены и отправлены документы по 176 случаям, из них:

- обрывы штанг, НКТ- 132 случая;

- повреждение оборудования  - 37 случаев;

- кража или хищение оборудования – 7 случаев на сумму 56956834рубля;

Премия, выплаченная страховым компаниям составила 144581рублей.

За отчетный год возмещено 39994270рублей, что на 17024212рублей больше предыдущего года.

4. Расчетная часть

Задача 1.

В результате пожара сгорел заводской цех. После пожара имеются остатки: фундамент, стоимость которого составляет 15% стоимости здания.

Параметры страхования имущества предприятия

п/п

Наименование

показателя

Ед.

Изм.

Значения

1

Балансовая стоимость здания

млн.руб.

5,83

2

Норма амортизации

%

2,2

3

Срок эксплуатации здания

лет

6

4

Расходы по очистке территории после пожара

тыс.руб.

33,6

5

Безусловная франшиза, от страховой стоимости

%

1,2

6

Страховой тариф от страховой суммы

%

1,1

7

Скидка к тарифу, вследствие применения франшизы

%

10

Определить:

1. Ущерб завода, нанесенный страховым случаем

2. Страховое возмещение и страховую премию по системе действительной стоимости

3. Наиболее выгодную систему возмещения ущерба для завода при страховании цеха по системе пропорциональной ответственности и системе первого риска, если бы цех был застрахован в размере 90% страховой стоимости. Рассчитайте страховую премию при неполном страховании.

Решение:

1. Ущерб завода, нанесенный страховым случаем:

                                                У = Си – И + Р – О                                         (4.1),

где: Си – стоимость имущества;

       И – сумма износа;

       Р – расходы по спасанию и приведению имущества в порядок;

       О – стоимость остатков имущества, пригодного для дальнейшего использования (по остаточной стоимости).

И  = 5,83 * 0,022 * 6 =  0,76956 млн.руб.

О = (5,83 – 0,77) * 0,15 = 0,759 млн.руб.

У = 5,83 – 0,76956 + 0,0336 – 0,759 = 4,33504 млн.руб.

2. Страхование по действительной стоимости имущества определяется, как фактическая стоимость имущества с учетом износа на день заключения договора.

Сумма безусловной франшизы вычитается из суммы страхового возмещения независимо от величины ущерба. Таким образом, страховое возмещение определяется:

                                              СВ = У – Фбез                                                   (4.2),

где: Фбез – безусловная франшиза, которая составляет 1,2% от страховой стоимости.

Страховая стоимость (Ц) представляет собой действительную (с учетом износа) стоимость страхуемого имущества на момент заключения договора и определяется по формуле:

                                              Ц = Си – И                                                         (4.3).

Таким образом:

Ц = 5,83 – 0,76956 = 5,06044 млн.руб.

Фбез = 5,06044 * 0,012 =  0,06073 млн.руб.

СВ =  4,33504 – 0,06073 = 4,27431 млн.руб.

Страховая премия рассчитывается по формуле:

                                             СП = Ц * Тб/100                                                (4.4),

где: СП – страховая премия;

      Ц – страховая сумма по договору;

      Тб – страховой тариф (брутто-ставка).

СП = 5,06044 * 0,01 * (1,1 – 0,1) = 50,6 тыс.руб.

3. Страхование по системе пропорциональной ответственности предусматривает установление страховой суммы ниже действительной стоимости объекта страхования по согласованию между страховщиком и страхователем.  В этом случае сумма страхового возмещения уменьшается пропорционально доле страховой суммы в действительной стоимости объекта. Расчет производится по формуле:

                                            СВ = С * У/Ц                                                      (4.5).

При применении безусловной франшизы формула расчета страхового возмещения по системе пропорциональной ответственности будет иметь вид:

                                            СВ = (У – Фбез)*С/Ц                                          (4.6),

где: СВ –страховое возмещение;

      С – страховая сумма по договору (это сумма, в пределах которой страхуется объект при заключении договора страхования);

      Ц – стоимостная оценка объекта страхования.

С = Ц * 0,9 = 5,06044 * 0,9 = 4,5544 млн.руб.

СВ = (4,33504  – 0,06073) *  4,5544 / 5,06044 =  3,84688 млн.руб.

Страхование по системе первого риска предусматривает выплату страхового возмещения в размере ущерба, но в пределах страховой суммы. При этой системе весь ущерб в пределах страховой суммы (первый риск) компенсируется полностью, а ущерб сверх страховой суммы (второй риск) вообще не возмещается.

СВ = 4,33504 млн.руб.

В данном случае наиболее выгодным вариантом страхования имущества является страхование по системе первого риска, поскольку при данном виде страхования   страховое   возмещение  составит   4,33504 млн.руб.,  что на 0,48816 млн.руб.  больше,  чем  по  системе  пропорциональной  ответственности.   

 Рассчитаем премию при неполном страховании:

СП = 4,5544 * 0,01 * (1,1 – 0,1) = 45,5 тыс.руб.

Задача 2

Рассчитать по добровольному страхованию от несчастных случаев брутто-ставку, а также определить страховую премию при условии, что страховая сумма по договору страхования равна 550 тыс.руб.

Вероятность наступления страхового случая  (р)  – 0,04 д.ед.

Число пострадавших объектов  (m)  – 501 ед.

Страховая сумма застрахованных объектов  ()  – 342,35 млн.руб.

Сумма выплаченного страхового возмещения  ()  – 55,11 млн.руб.

Количество заключенных договоров  (n)  – 1670 ед.

Структура нагрузки:

- РДВ – 20%;

- РПМ – 4%;

- прибыль – 2%

Гарантия безопасности  ()  – 0,98 д.ед.

Решение:

Брутто – ставка рассчитывается по формуле:

                                            Тб = Тн  * 100 / (100 – f )                                    (4.7),

где: f (%) – доля нагрузки в брутто – ставке;

      Тн – нетто – ставка.

Нагрузка (f) определяется путем прямого счета и складывается из расходов на ведение дела (РВД), отчислений в резерв предупредительных мероприятий (РПМ) и прибыли.

Рассчитаем ее:

f = 20 + 4 + 2 = 26 %

Нетто – ставка состоит из двух частей – основной части (То ) и рисковой надбавки (Тр):

                                             Тн = То + Тр                                                         (4.8).

Основная часть нетто – ставки определяется по формуле:

                                                                                                                                                                       (4.9),

где:  р – вероятность   наступления   страхового  случая   по   одному   договору страхования;

         - среднее возмещение по одному договору страхования при наступлении страхового случая;

                                                                                                 (4.10),

где:  m – число пострадавших объектов, ед.;

        – сумма выплаченного страхового возмещения;

Таким образом                   = 55,11 / 501 = 0,11 млн.руб.

Теперь определим среднюю страховую сумму по одному договору страхования () по следующей формуле:

= 342,35 / 1670 =  0,205 млн.руб.                         (4.11),

где: n – число застрахованных объектов (количество договоров), ед.;

      – страховая сумма застрахованных объектов.

Рисковая надбавка (Тр), вводится для учета вероятного превышения количества страховых случаев относительно их среднего значения.

                                                                             (4.12).

– коэффициент, зависящий от гарантии безопасности  (при  = 0,98   = 2).

Определим основную часть нетто – ставки:

То = 0,04 * (0,11 / 0,205) * 100 = 2,1463 %

Теперь вычислим рисковую надбавку:

Тр = 1,2 * 2,1463 * 2 * 0,12 = 0,62%

Тогда Нетто – ставка равна:                       Тн = 2,1463 + 0,62 = 2,77%

Осталось определить Брутто – ставку:     Тб = 2,77 * 100/(100-26) = 3,74 %

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной России страхование еще не стало неотъемлемой частью рыночной системы хозяйствования. Для успешной предпринимательской деятельности и обеспечения жизненного благополучия гражданам, а также руководителям и специалистам предприятий и организаций следует иметь необходимые знания для использования страхования как способа защиты имущественных интересов, связанных с имуществом, жизнью, здоровьем, трудоспособностью при наступлении страховых случаев.

Командно-административная система приводила к гипертрофированному «огосударствления» всех сфер и отраслей без учета их своеобразия. Этот процесс полностью затронул и страховое дело.

Осуществлять переход к отечественному страховому рынку нужно было быстро и решительно. В резком и обоснованном сокращении сроков этого периода должна состоять одна из специфических черт становления рыночных отношений в страховом деле в России.

Страховой рынок — это сложная, интегрированная система рыночных отношений, включающая различные структурные звенья. В экономически развитых странах основой страховой системы являются акционерные страховые общества, создаваемые за счет денежных средств учредителей через механизм акционирования — распространения и продажи ценных бумаг. Привлечение капитала большего числа пайщиков (акционеров) обеспечивает финансовую независимость и самостоятельность акционерных страховых обществ, позволяет принимать на риск достаточно крупные убытки и объекты страхования. Для проведения страховых операций акционерные страховщики помимо уставного фонда, образуемого за счет средств учредителей, создают резервный фонд, фонд развития и страховой запасный фонд. Показателем результативности страховых операций является прибыль страхового общества, определяемая как разница между доходами (полученные страховые взносы, доходы от страховой и иной деятельности, от инвестирования средств страхового фонда и др.) и расходами (выплаты страхового возмещения и страховых сумм, отчисления в запасные фонды и резервы взносов, отчисления на предупредительные мероприятия, расходы на ведение дела и др.). Остающаяся после налогообложения прибыль направляется на выплату дивидендов акционерам, материальное поощрение работников, выпуск дополнительных акций.

В нефтяной промышленности страхуется ответственность, возникающая при добыче нефти и газа, хранении нефти и газа и продуктов их переработки, а также ответственность, возникающая при проведении работ, связанных с эксплуатацией взрывоопасных производственных объектов. Страховые случаи, возникающие на подобных объектах (а обычно это взрывы и пожары, отравления сероводородом и т.д.), влекут за собой серьезные последствия.

В НГДУ «Елховнефть» на 1.01.2008г. заключено  13 договоров, связанных  с эксплуатацией объектов повышенной опасности: отдел главного технолога заключил 4 договора, связанных с подготовкой, хранением и  перекачкой нефти;  отдел добычи и геологический отдел заключили 7 договоров, связанных с добычей и транспортировкой нефти в товарные парки, ; отдел по борьбе с охраной природы заключил  2 договора, связанных с деятельностью по обращению с опасными отходами ( утилизация нефтешламов с  мест порывов).  

За 2007 год  НГДУ «Елховнефть» заключили договора  по страхованию гражданской ответственности предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты , страховая сумма составила 824133,30 рублей.

ЛИТЕРАТУРА:

  1.  Ахвледиани Ю.Т. Имущественное страхование: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 286 с.
  2.  Воронова Ю.А., Юн Б.Г. Страхование как система социальных гарантий и антикризисных мер.- СПб.: Изд-во 2003 г. -296 с.
  3.  Гвозденко А.А. Основы страхования: учебник – М.: Финансы и статистика, 2001.-304 с.
  4.  Гвозденко А.А. Финансово-экономические методы страхования – М.: Финансы и статистика, 2000. – 184с.
  5.  Головецкий И.Я., Гребенник В.В. Страхование. Учебное пособие. – м.: Академия труда и социальных отношений, 2004 г. – 188 с.
  6.  Гражданский кодекс РФ, с изменениями и дополнениями
  7.  Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 352 с.
  8.  Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ»
  9.  Ивашкин Е.И. Взаимное страхование: Учебное пособие. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2000.
  10.  Климова М.А. Страхование: учебное пособие. – М.: Издательство РИОР, 2006.
  11.  Князев А.Г., Николаев Ю.Н. Страхование личности и имущества. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 224 с.
  12.  Крюков Р.В. Страхование: конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2005. – 176 с.
  13.  Куликов С.В. Финансовый анализ страховых организаций: учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2006. – 224 с.
  14.  Никулина Н.Н. Страхование. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / Н.Н. Никулина. С.В. Березина. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 511 с.
  15.  Подхолзин Б.А. Автострахование. Комментарий к закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». – М.: Бератор-Пресс, 2003.- 184 с.
  16.  Сердюков В.А. Страховое дело. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 368 с.
  17.  Смирнова С.А. Страхование работников: бухгалтерский и налоговый учет. – М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2004 – 80 с.
  18.  Соловьев А.А. Страховое дело (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2004. – 160 с.
  19.  Филин С.А. Страхование инвестиционных рисков:  Учебное пособие. – М.: ООО Фирма  «Благовест-В», 2005. – 216 с.
  20.  Федорова Т.А. Основы страховой деятельности: учебник – М.: БЕК, 2002.-768с.
  21.  Шахов В.В. Введение в страхование – М.: Финансы и статистика, 2001.-288с.
  22.  Шахов В.В. Страхование: учебник – М.: Анкил, 2002.-480с.
  23.  Щербаков В.А. Страхование: учеб. пособие / В.А. Щербаков, Е.В. Костяева. – М.: КНОРУС, 2007. – 312 с.
  24.  Юлдашев Р.Т. Введение в продажу страхования. М.: - «Анкил»,  2004 г. – 136 с.
  25.  Яковлева Т.А., Шевченко О.Ю. Страхование: Учеб. пособие. – М.: Экономистъ, 2004. -217 с.
  26.  Российский экономический журнал
  27.  Журнал «Финансы и кредит»
  28.  Годовые отчеты НГДУ «Елховнефть» за 2006, 2007гг.
  29.  www.nonews.ru


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13706. Партия есть организованное общественное мнение 14.16 KB
  Партия есть организованное общественное мнение. Б. Дизраэли Нельзя не согласиться с мнением английского политика XIX века Б. Дизраэли. Партии представляют в политике общественное мнение во всем его многообразии. По закону РФ О политических партиях партия определ...
13707. В нынешние времена – все политика 14.28 KB
  Политология. В нынешние времена – все политика С. КъеркегорС. Къеркегор поднимает проблему политизации всех сторон жизни человека не только в отдельно взятой стране но и в мире. Что же такое политика Политика – это искусство управлять обществом. Управлять при помощи ч
13708. Власть, лишенная авторитета, хуже, чем явное безвластие 15.83 KB
  Тема Власть лишенная авторитета хуже чем явное безвластие. В обществе где правит власть лишенная авторитета у народа правовое и демократическое государство существует только на бумаге. Как писал Оноре де Бальзак: Власть над которой глумятся близка к гибели. И в де...
13709. Демократия - это система,при которой у власти можно находиться лишь в результате конкурентной борьбы за мнение большинства 14.18 KB
  Демократия это системапри которой у власти можно находиться лишь в результате конкурентной борьбы за мнение большинстваКруглов.Демократия это форма правления которая существует с древнейших времен и означает власть народа то есть власть большинства.Поэтому поли
13710. Когда народ много знает, им трудно управлять 13.82 KB
  Когда народ много знает им трудно управлять Лао Цзы Высшая ценность в обществе постмодернизма быть свободным от политической системы быть индивидуальностью: свободно творить выражать свои мысли иметь отличное от всех мнение.Политическое сознание в годы советской в
13711. The 21st century has begun. What changes do you think this new century will bring? Use examples and details in your answer 2 KB
  The 21st century has begun. What changes do you think this new century will bring Use examples and details in your answer. Man through the ages has undergone many changes from the time when he depicted a herd of mammoths on the walls of his cave to these days when he can create beautiful pictures and even make coffee by use of computer technologies without leaving his favorite chair. The 20th century made huge steps in developing computer technologies and reached many goals that made o...
13712. Some people say that advertising encourages us to buy things we really do not need. Others say that advertisements tell us about new products that may improve our lives. Which viewpoint do you agree with? Use specific reasons and examples to support your 5.76 KB
  Some people say that advertising encourages us to buy things we really do not need. Others say that advertisements tell us about new products that may improve our lives. Which viewpoint do you agree with Use specific reasons and examples to support your answer. I think that everyone can divide all advertising products and services into useless ones and useful ones. It is like looking through an information desk when you pay attention to those messages that interest you. Take me for examp...
13713. Do you agree or disagree with the following statement? Advertising can tell you a lot about a country. Use specific reasons and examples to support your answer 1.84 KB
  Do you agree or disagree with the following statement Advertising can tell you a lot about a country. Use specific reasons and examples to support your answer. Every country has its own culture and traditions. There is no doubt that an advertising campaign conducted in Russia will not have the same affect here in the United States. Let us take for example advertisement of food and restaurants. A huge amount of fast food stands suggest their services for breakfast lunch di...
13714. A gift (such as a camera, a soccer ball, or an animal) can contribute to a child’s development. What gift would you give to help a child develop? Why? Use reasons and specific examples to support your choice 2.45 KB
  A gift such as a camera a soccer ball or an animal can contribute to a child’s development. What gift would you give to help a child develop Why Use reasons and specific examples to support your choice. People learn and develop throughout their entire lives. I think that in our modern world it is very essential to be familiar with computer technology. So if I had a chance to give a child a gift it would be a computer. I think that computers play an essential role in our lives and ...