1540

Философские знания. Общее и отличное философского и религиозного мировоззрения

Шпаргалка

Логика и философия

Общее и отличное философского и религиозного мировоззрения. Мифологическое мировоззрение. Феномен ремифологизации. Функции философии. Онтология. Проблема бытия в истории философской мысли. Категория времени в философии. Свойства времени. Психоанализ о бессознательном. Фрейд о структуре человеческой психики.

Русский

2013-01-06

138 KB

32 чел.

1. Предмет философ. Структура ф-знания

В советское время философ. определяли как «науку о наиболее общих законах природы, общества и человеческого сознания. Сегодняшняя мировая философия не может дать определение самой себя. Ее можно только описать:

1) универсальность - предельная широта предмета;

2) парадоксальность - подвержение сомнению всех идей;

3) теоретичность - существование в виде теорий.

В древности Демокрит определял философ. как philosofia - любовь к мудрости. По мнению Демокрита, быть мудрым = хорошо мыслить, говорить и делать.

Пифагор ввел термин философ.

Существует три грани знания: обыденное (житейский ум), научное (интеллект) и мировоззренческое (собственно мудрость). На востоке мудрость = возвышение души, на западе = творчество, воплощение идеи.

В то же время, философ. - не вся мудрость, а только одна из трех ее граней, наряду с теософией (мудростью Бога) и этософией (житейской мудростью). В этом смысле, философ. - это абстрактное теоретическое знание о сути мира и вещей.

ФИЛОСОФ. - это одновременно наука, мировоззрение и важнейший компонент культуры.

Структура ф-знания:

Предметом философ. является наиболее всеобщее в системе отношений «мир-человек». Ф-знание делится в связи с этим на следующие области:

1. Онтология - учение о бытии.

2. Гносеология - учение о познании.

3. Антропология - учение о человеке.

4. Аксиология - учение о ценностях.

5. Праксиология - учение о практической реальности и ее проблемах.

2. ФИЛОСОФ. как мировоззрение. Общее и отличное философ. и религиозного мировоззрения

Мировоззрение - это совокупность взглядов на мир и свое место в нем, ценностей и идеалов, представлений о Боге, человеке и смысле жизни.

Существует три типа мировоззрения:

1. Мифологическое - см. вопрос 3.

2. Религиозное: 1) связано с верой в «сверхъестественное», отделенное от «реальности» и управляющее ей; 2) при этом к сверхъестественному относятся с особым чувством «веры»; 3) в отличие от мифологического, религиозное мировоззрение делит мир на сакральный (сверхъестественный) и профанический (реальный, обыденный); 3) в отличие от мифологического, религиозное мировоззрение рождается в умах не всего народа, а избранной группы служителей культа.

3. Философское. Определим его через сравнение с предыдущим пунктом.

Общее:

а) и религия, и философия ставят круг вопросов о Боге, человеке, мироздании и др.;

б) и религия, и философия обладают стройной системой знаний, обеспеченных понятийным аппаратом (тезаурусом);

в) и религия, и философия существуют на двух уровнях: высшем, доступном только специалистам (священнослужители, ученые-философы) и обыденном.

Различное:

г) для религии характерен догматизм (догмат - утверждение вечной истины), а для философии - плюрализм+парадоксальность (кроме советской марксистской философии, та тоже была догматичной).

д) религия - замкнутая система, философия - открытая в своей совокупности мировых философских течений;

е) религия регламентирует всю жизнь человека, философия только оказывает влияние на мировоззрение и самосознание;

ж) философия не связана с верой в сверхъестественное, хотя и признает его существование («мировая воля», «ноосфера» и проч.).

3. Мифологическое мировоззрение. Феномен ремифологизации

Мифологическое мировоззрение является древнейшим, при этом на определенном этапе общественного развития оно было единственным. Mythos (греч.) - слово, разговор, рассказ.

1. Рождено в умах всего народа.

2. Миф - это не отдельная область знаний, это единственный способ познания мира.

3. В отличие от религии, мифология не делит мир на сверхъестественный и обыденный; для нее весь мир синкретичен. Боги живут бок о бок с людьми, и люди могут стать богами. Поведение богов похоже на поведение людей. Вместе с тем, мифология одушевляет всю природу: отсюда боги рек, гор, ветров и др. В общем, миф = реальность.

Ремифологизация - это феномен сохранения мифов в наши дни. Он выражается: а) в политических мифах; б) в мифах о «красивой» или «ужасной» жизни определенных соц. групп; в) в «обожествлении» музыкальных и кинозвезд; и др. Он связан с тем, что у некоторых людей в мозгу превалирует правое полушарие, отвечающее за синкретичное, неабстрактное, эмоциональное мышление. В связи с этим люди теряют причинно-следственную связь.

4. ФИЛОСОФ. и наука

Советская философ. считала себя наукой. Однако современная философ. такой считаться не может в связи с критериями неопозитивизма (науковедения). Научным является только такое знание, которое соответствует критериям:

1. Верификационный. Теоретическое знание подтверждается практикой.

2. Фальсификационный. Практическое знание частично опровергается теоретически.

3. Парадигмальный. Наука создает фундаментальные парадигмы (эволюция, генетика, ОТО), а философия плюралистична.

4. Методологический. Наука пользуется только строго определенными методами, философия - любыми.

5. Критерий круга проблем. Наука ограничивает его, философия - нет.

6. Критерий прогресса. Наука его имеет, философия - нет и не может, т.к. ее идеи субъективны.

7. Критерий безличности. Научное знание безотносительно своего автора, а философское носит авторский характер.

Вместе с тем, наука и философия имеют и общие черты:

1) Теоретичность.

2) Системность.

4) Рациональность.

5) Двухуровневость. Популярность изложения теорий для широкого круга лиц (беллетристика).

5. Функции философии

Функции философ. определены ее задачами.

1. Мировоззренческие: формирование у человека определенного мировоззрения и самосознания.

1-1. Гуманистическая: осмысление жизни через высшие ценности.

1-2. Социально-оценочная: формирование идеалов, их интерпретация и критика.

1-3. Культурно-постигательная.

1-4. Объяснительно-информационная.

2. Гносеологические (теоретико-познавательная).

2-1. Эвристическая: выработка новых знаний путем выдвижения гипотез и др.

2-2. Дефинитивно-категориальная: выработка категорий и определение понятий.

2-3. Методологическая: выработка способов получения знаний.

2-4. Критическая: преодоление прежних взглядов.

3. Интегрирующая: объединение всех элементов данной культуры.

6. Онтология. Проблема бытия в истории философской мысли

Онтология (греч. onthos - бытие) - раздел ф-знания, предметом которого является бытие.

I. В античной философии:

1) Школа элеатов (V в. до Р. Х.): Парменид: поэма «О природе», в которой в аллегорической форме излагается учение о бытии. Основные идеи: а) бытие есть, небытия нет; б) бытие непознаваемо и невыразимо; в) бытие едино и вечно; г) бытие не возникает и не исчезает; д) бытие неизменно и самотождественно; е) формой его является шар.

2) Сократ: бытием является все, что «есть». Следовательно, бытие тождественно осознаваемой реальности.

3) Школа атомистов: Демокрит, Тит Лукреций Кар, Левкипп. Основные идеи: а) бытие = вещество = атомы, небытие = ничего; б) бытие умозрительно (мир = видимость бытия), небытие непостижимо.

4) Платон: работы «Софистам» и «Государство». Основные идеи: а) бытие двухуровнево: бытие идей и бытие вещей; б) бытие идей - это единственное подлинное бытие умопостигаемых, неделимых, неизменных, вечных «сущностей»; в) бытие вещей - это неподлинное (кажущееся), производное от мира идей бытие чувственно-постигаемой, изменчивой реальности; г) небытие тоже существует в виде заблуждения.

5) Аристотель: работа «Первая философ.». Основные идеи: а) бытие проходит три этапа: 1) протоматерия (предпосылка бытия), 2) четыре промежуточных элемента (земля, вода, огонь и воздух), 3) материальная реальность; б) бытие = форма+материя; в) с другой стороны, бытие есть первосущность, т.е. Бог как абсолютное бытие, к которому стремится сущее; г) бытие предельно, и это хорошо, т.к. беспредельность - зло.

II. В средневековой философии:

6) Августин Аврелий (святитель Августин Блаженный): работы «О граде Божием», «Исповедь». Основные идеи: а) Бог обладает высочайшим бытием; б) Он дал бытие всему остальному, сотворив все из ничего, так что все остальное не обладает бытием, а лишь причастно к нему; в) бытие есть благо, а Бог есть простое благо, т.е. единственный Источник всех остальных благ, которые являются непростыми; г) Бог, как и было сказано прежде, являет Себя в Трех Лицах (Троица): Бог-Отец (бытие), Бог-Сын (знание), Бог-Дух Святой (любовь); д) человек является Образом Бога, и также несет в себе три аспекта бытия: существует, знает, что существует, и любит свою жизнь.

7) Фома-Аквинад (Аквинский, XIII в.): работа «Summa Teologiae», в которой приведены онтологические доказательства бытия Бога. Основные идеи: а) бытие есть высшее начало; б) бытие Бога непостижимо; в) бытие вещей имеет 4 уровня: неорг. вещества (есть форма), растения (есть цель), животные (есть деятельность), человек (самосущее, высшее); г) человек обладает бессмертной нематериальной душой и разумом; д) разум человека пассивен (только усваивает), в отличие от активного Разума Творца; е) существует два типа истин: Божественная (вечная, открытая людям в Библии) и научная (изменчивая, усвоена человеком при познании мира через науку).

III. В философии Нового времени:

8) Школа эмпириков (XVII в.): Бэкон, Гоббс, Локк. Основные идеи: а) существуют бытие и разум; б) бытие = объективная реальность, а разум - субъективное начало, ей противостоящее; в) Декарт также считал, что бытие имеют мысли.

9) Французский материализм («просветители»): Гольбах, Гельвеций, Ламетрий, Дидро, Вольтер и Руссо. Основные идеи: а) бытие = движущаяся материя; б) не существует ничего, кроме нее.

10) Диалектический материализм (марксизм). Основные идеи: а) бытие = объективная материальная реальность; б) бытие определяет сознание; в) сознание влияет на бытие.

IV. В современной (антропологической) философии (бытие человека):

11) Экзистенциализм: М. Хайдеггер. Основные идеи: а) бытие человека = забота = бытие в мире (1) + бытие как забегание вперед (2) + бытие при внутримировом сущем (3); б) бытие человека - это всегда самопроектирование и забегание вперед, а вещи только сопровождают человека; в) каждый элемент бытия человека имеет свой модус: (1) - модус прошлого (заброшенность вещей), (2) - модус настоящего (обреченность к вещам), (3) - возможность, влияющая на настоящее; г) бытие человека может быть подлинным (когда преобладает модус будущего, человек осознает свою конечность с помощью страха смерти и обращается к своей самости) либо неподлинным (когда преобладает модус настоящего, человек поглощается средой и начинает относиться к окружающим как к вещам).

12) Э. Фромм: работа «Иметь или быть?», М. Экхарт. Основные идеи: есть два понятия: «бытие» (подлинное бытие, активная жизнь, творчество) и «обладание» (неподлинное бытие, эгоизм).

13) Философская антропология XX века. Основные идеи: а) бытие человека дуалистично: с одной стороны, оно зависит от природы, а с другой, человек стремится к самости; б) бытие человека характеризуется выбором как выражением его свободы; в) человек не может постоянно соглашаться или отказываться, это приведет либо к его полному одиночеству, либо к поглощению его обществом; г) свобода влечет за собой ответственность, поэтому человек иногда готов от нее отказаться; д) второй характеристикой бытия человека является любовь (преодоление экзистенциального одиночества), которая существует в четырех формах: эротическая (стремление к красоте), агапэ (сострадание), каритативная (нежность) и страстная (обладание); е) третьей характеристикой бытия человека является творчество как вызов обществу.

7. Материя. Ф-ие и естественнонаучные представления о бытии

Материя - это философская категория, противоположная категории «дух»; объективная реальность, воспринимаемая человеком (субъектом) и существующая независимо от него.

I. В античной философии:

1) Некоторые ученые считали материю изменимой и уничтожимой, понимая через ее конкретные формы: вода (милетская школа, Фалес), апирон (Анаксимандр), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит).

2) Атомисты (Демокрит, Тит Лукреций Кар, Левкипп) считали материю состоящей из одинаковых атомов, несотворимой и неуничтожимой.

3) Платон: материя не является основой мира. Она смертна и изменима. Неизменны только идеи, которые не являются материей. Наш космос, созданный «демиургом», также смертен, но имеет свою душу-идею.

4) Аристотель: существует непостижимая протоматерия, из которой посредством четырех элементов образовалась материя. Материя есть основа бытия.

II. В Новое время:

5) Беркли и другие идеалисты предлагали считать основой бытия дух, а понятие «материя» изгнать из философии. Гегель считал дух субстанцией мира, которая, связываясь с человеческим сознанием, образует реальность. Понятие человеком предмета = истинное определение абсолюта. Материя - это понятие вне себя, вне реальности.

6) Материалисты, напротив, предлагали считать основой бытия материю. По ним, материя - это все, что вещественно. Вещество состоит из неделимых атомов. Материя реализует себя в движении, существуя в пространстве и времени. В XIX в. к характеристикам материи добавились такие, как протяженность и непроницаемость.

7) В 1896 г. Беккерель открыл свойство радиоактивности (распада атомов). Некоторые философы начали говорить, что материя исчезла, поскольку исчезли и атомы. Однако материю просто стали по-другому понимать.

8) В 1930-е была открыта теория квантового поля. Опять стали говорить, что материи не существует, а существует только энергия. Однако кванты - это тоже материя, только не в виде вещества, а в виде поля.

9) Ленин определял материю как объективную реальность, данную нам в ощущении.

10) Ныне материя определяется как бесконечная и вечная субстанция, порождающая все материальные объекты. Она независима от сознания, и не может рассматриваться как что-то конкретное (атомы, кванты, поля etc.) Она существует не абстрактно, а только в движении и в определенный момент времени и в точке пространства.

IV. Естественнонаучные представления о материи нельзя отождествлять с философскими.

По мнению ученых, ныне познаны и открыты только два вида материи: вещество и поле.

11) Вещество - это все, что имеет механическую массу. Существует в четырех состояниях: тело, жидкость, газ и плазма (газ из электронов). Нейтроны, электроны и иные элементарные частицы, изъятые из атомов, также являются веществом.

12) Поле - это материальное образование, связывающее материальные тела друг с другом. Как и вещество, состоит из элементарных частиц. Примеры полей: электромагнитное, гравитационное, мезонное, биополе и др.

13) Элементарность = неделимость материи. Ныне материя считается гипотетически бесконечно делимой. Атомисты утверждали, что атомы неделимы.

8. Категория времени в философии. Свойства времени.

Время - это философская категория для описания объектов материальной реальности, характеризующая длительность их существования, взаимодействия, последовательность причинно-следственных отношений и смены форм материи.

В истории философии было две основных точки зрения:

1) Релятивизм (время - это структура процессов измерения, связанных с пространством и движением). Эйнштейн.

2) Субстанционная концепция (время - это особая независимая субстанция). Платон, Ньютон.

Свойства времени:

1. Объективность: время атрибут объективной материи.

2. Длительность: выражена в фактах возникновения каждого последующего момента за предыдущим. Нет мгновенного процесса. Материя существует последовательно.

3. Однонаправленность и необратимость. Прошлое порождает настоящее, а настоящее - будущее, но прошлое и будущее недоступны для воздействия, а существуют только через настоящее: прошлое как наследие, а будущее как возможность. Паранормальное явление «петля времени» противоречит этому. Направленность движения времени не имеет цели, поскольку время вечно.

4. Перцепция: выражается в том, что субъективное восприятие длительности времени зависит от психоэмоционального состояния человека (перцептуальное время).

9. Историческое время. Осевое время

Историческое, или социальное время - это время исторического бытия общества. Оно выражается фигурой круга. Его течение зависит от: а) форм общественного бытия, б) человеческой деятельности, в) половозрастного состава общества и продолжительности жизни.

Оно отражает ритмы общественной деятельности. Точкой отсчета исторического времени является какое-то важное событие в жизни народа. По мере накопления знаний историческое время стали делить на эпохи.

Характеристики исторического времени:

1. Вектор ориентации: а) в будущее (США) либо б) в прошлое (Индия).

2. Доминирующие ценности.

Взгляды на историческое время:

1) Легофф: до XX в. поколения менялись быстро, продолжительность жизни была невелика, время текло быстро. В XX в. поколения стали меняться медленно, и время тоже замедлилось, при этом возросла роль старшего поколения.

2) Гумилев выделял несколько типов восприятия времени людьми:

1. Пассизм - жизнь ради прошлого, совершение подвигов во имя предков. Характерен для пассионариев на начальном этапе этногенеза.

2. Актуализм - жизнь ради настоящего, только для себя. Подвиги совершаются ради корысти. Характерен для гармоничных личностей на стадии надлома.

3. Футуризм - жизнь ради будущего. Это аномалия, ведущая к гибели этноса.

4. Полное забвение, игнорирование времени. Характерно для субпассионариев. Замедляет время.

Типы исторического времени:

1) Циклическое (характерно для востока). События не ускоряют время.

2) Линейное (характерно для запада). Постоянно ускоряется. Развивается материальная культура и потребление (Панарин). Соц. революция - локомотив истории (Ленин). Цена линейного времени очень высока как для общества, так и для отдельных людей.

*3) Осевое время (К. Ясперс: работа «Смысл и назначение истории»). Осевое время - это определенный период истории (VIII-II вв. до Р. Х.), когда было положено начало историческому единству мира. В данное время: а) по всему миру появилось ощущение близкой катастрофы, б) возросла духовность, в) появились этические учения: упанишады, конфуцианство, греческая философия. Также появились Ветхозаветные Пророки. Остальные цивилизации под осевое время не попали, и, по мнению Ясперса, мы живем только тем, что создали эти три, а также по Ветхому Завету.

Ясперс выделял 4 эпохи: Прометеевская (огонь и речь), великих культур древности (государство), осевая, науки и техники (надлом заложенных осевой эпохой основ человека).

10. Пространство. Свойства пространства

Пространство - это философская категория, характеризующая протяженность, структурность и порядок сосуществования объектов материальной реальности.

Существует две концепции пространства:

1. Абсолютизм: пространство = пустота, не зависящая от материи и времени. (Школа атомистов, Ньютон).

2. Релятивизм: пространство = мера протяженности вещей, совокупность мест, занимаемых вещами, и условие их расположения. (Аристотель, Декарт, Лейбниц).

3. Специальная теория относительности Эйнштейна: пространство и время взаимозависимы, и зависят также от скорости движущейся материи.

Свойства пространства:

1. Объективность.

2. Протяженность: выражена в устойчивости связей элементов материальной реальности.

3. Трехмерность: характеристиками пространства являются ДхШхВ. Движение точки дает линию, линии - плоскость, плоскости - объем

4. Единство прерывного (частицы, тела) и непрерывного (поля).

11. Сознание в истории философии Сознание - это 100%-субъективная психическая переживаемость человеком объективной реальности и себя в ней. Оно изучается различными науками, в т.ч. и философ. В течение долгого времени сознание отождествлялось с понятием «душа».

I. Античность, Средневековье:

1) Атомисты считали, что душа материальна и состоит из особых атомов.

2) Фалес, Гераклит, Анаксимен считали, что душа материальна и состоит из четырех первоэлементов.

3) Платон («Диалоги») считал, что душа - это бессмертный и переселяющийся носитель ума. Душа человека состоит из 3-х частей: разумная (голова), чувственная (грудь) и низшая (живот). Существует также мировая душа.

4) Аристотель («О душе»). Есть три вида душ: растительная, животная и человеческая. Первые две материальны, а третья вечна, нематериальна и находится в сердце.

5) Христианская концепция души: она есть бессмертная часть человеческого естества, данная Богом и несущая в себе Его Образ.

II. Новое время:

6) Декарт: душа - это субстанция, альтернативная телу.

7) Французский материализм (Ламетри, Вольтер, Фейербах): душа - это функция материального мозга. Все идеи формируются в результате внешнего воспитания.

8) Диалектический материализм ввел понятие «сознание» и науку психоанализа. Маркс: сознание - это знание, которое может быть передано другим людям. Сознание вторично по отношению к материи: материя предшествует сознанию, сознание есть продукт высокоорганизованной материи и субъективный образ объективной действительности.

9) Механистический материализм, кибернетика (Винер): механические вычислительные процесс = сознание животного = сознание человека.

10) Вульгарный материализм (Бюхнер, Молешот, Фохт): сознание есть продукт мозга, как кровь есть продукт печени.

11) Психология XX в.: сознание = набор электромагнитных импульсов коры головного мозга. Однако эта теория опровергается парапсихологическими явлениями: телепатия, телекинез, ясновидение, гипноз, полтергейст, экстрасенсорика, существование ауры человека (три оболочки: устойчивая - духовность, динамическая - эмоции, телесная).

12) В настоящее время сознание = высший уровень психики, духовный мир человека, совокупность его мнений, эмоций и волевых процессов.

12. Структура сознания

Сознание состоит из трех сфер:

1. Рациональная: совокупность впечатлений, мнений, понятий, суждений, умозаключений и проч.

2. Эмоциональная: совокупность эмоций, чувств, настроения и аффектов.

3. Волевая: совокупность желаний, побуждений, влечений и воли.

4. Самосознание: совокупность самопознания, самооценки, самоконтроля и самосовершенствования.

Характеристикой сознания является интенциальность (направленность процессов). В связи с этим процессы можно разделить на два типа: 1) направленные вовне, поддающиеся временной фиксации (акты мышления, эмоции, волевые побуждения); 2) направленные вовнутрь, постоянные (душевные состояния, ценностные переживания).

Бессознательное открыто отнюдь не Фрейдом. До него существовали следующие идеи:

1) древнеиндийский эпос Бхавад-Гита: «разум, окутанный мраком»;

2) учение Упанишады: жизненная энергия «прана»;

3) Спиноза: наряду с разумом, человеком управляют чувственные аффекты;

4) Юм: бессознательные желания и влечения определяют разум;

5) Фихте: бессознательное есть свобода, основа бытия и исходный материал сознания, которе ограничивает свободу;

6) Шеллинг: бессознательное = необходимый атрибут человеческого духа;

7) Шопенгауэр: иррациональное учение о «мировой воле»: бессоззнательной, слепой, неуправляемой;

8) Ницше: бессознательное = воля, выраженная в виде инстинктов (напр., инстинкт к власти); 9) Гартман: бессознательное имеет как плюсы (а) оно формирует тело, б) оно служит самосохранению, в) оно действует как предчувствие, г) как вдохновение), так и минусы (а) оно непредсказуемо, б) оно неизменно, в) оно несет в себе демоническое).

10) Лебон: бессознательное, определенное наследственностью, определяет поступки человека; кроме того, свое бессознательное существует у толпы и народа.

13. Психоанализ о бессознательном

З. Фрейд переосмыслил ранние определения бессознательного и создал науку психоанализа, согласно которой причины всех неврозов коренятся в бессознательном, и, чтобы их вылечить, его необходимо познать.

Бессознательное содержится в таком элементе человеческой психики, как «оно» («ид»).

Есть три уровня и два вида бессознательного по Фрейду:

1 уровень. Животное (атавистическое, архаическое) бессознательное. Это инстинкты и влечения младенческого возраста.

2 уровень. Групповое (коллективное, семейное) бессознательное. Это роли, конфликты, структуры и половое влечение, которые человек открывает в себе, когда учится говорить.

3 уровень. Социальное бессознательное. Это интересы различных соц. групп.

I вид. Предсознание, или первичное бессознательное - оно изначально было скрыто, но потом перешло в сознание.

II вид. Вытесненное, или вторичное бессознательное - изначально было в сознании, но потом человек вытеснил его, и оно стало причиной неврозов.

14. Фрейд о структуре человеческой психики

Психика, по Фрейду, состоит из трех элементов («слоев» или «инстанций):

1) Оно (ид) = бессознательное. Это резервуар бессознательного, направленного на получение удовольствия и свободного от внешних ограничений. Существует, главным образом, в виде инстинктов либидо и агрессии.

2) Я (эго) = сознание. Это продукт прижизненного развития, система приспособления к внешней среде, действующая на основе принципа реальности. Я - посредник между оно и требованиями общества. Я одновременно служит трем господам: окружающему миру, желаниям оно и требованиям сверх-я. Это ведет к множественным конфликтам, которые вытесняются в оно и приводят к неврозам.

3) Сверх-я (супер-эго) - источник моральных, религиозных чувств, норм, ограничений и санкций. Их нарушение, которого требует оно, ведет к чувству вины и тревоги.

Чтобы избавиться от чувства тревоги, возникающего в я при конфликте желаний оно и требований сверх-я, человек вытесняет эти конфликты в бессознательное. Для этого существуют механизмы:

1. Вытеснение - непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей, стремлений. Они попадают в бессознательное и вызывают неврозы.

2. Регрессия - опускание на более примитивную стадию поведения. Существует 6 стадий: оральная (до 18 мес.: поглощение пищи), анальная (до 3 лет: контроль, агрессия), фаллическая (до 6 лет: секс. любопытство, эдипов комплекс), латентная (до 12 лет), подростковая (до начала секс. жизни) и генитальная.

3. Сублимация - направление неиспользованной сексуальной энергии в несексуальные области (e.g., творчество).

Неврозы лечатся следующими способами:

1) трансфер (перенесение): перенос бессознательных желаний на личность врача;

2) метод свободных ассоциаций: отброс сознательного контроля за мыслями и словами;

3) метод толкования символов и сновидений.

15. Движение, свойства, формы. Развитие

Движение - это важнейшее свойство материи, выражающееся в любом ее изменении.

Виды движения: 1) восходящее; 2) нисходящее; 3) кратковременное (маятниковое).

Свойства движения:

1. Объективность. Движение - это неотъемлемое свойство предметов материальной реальности.

2. Всеобщность. Движение - это свойство любого устойчивого объекта. Нет объектов без движения.

3. Неуничтожимость. Материя не может существовать без движения. Движение не может исчезнуть, а только перейти в другую форму (закон сохранения энергии).

4. Абсолютность. Движение, в отличие от покоя, абсолютно, а покой наступает лишь на краткое время.

Формы движения по Энгельсу:

1) Механическое (в пространстве).

2) Физическое (изменение вещества).

3) Химическое (превращение вещества).

4) Социальное (исторические изменения в обществе).

*5) Жизнь - Энгельс отрицал такую форму движения. Сейчас под жизнью понимается форма движения высокоорганизованных открытых материальных систем (необязательно белковых), способных к саморегуляции и самовоспроизводству с передачей наследственной информации.

16. Познание. Основные концепции гносеологии

Познание - это процесс, протекающий в сознании человека. Познание является предметом такого раздела философ., как гносеология. Она изучает познание человеком мира, цели и методы познания, виды знания, критерии определения истины, а также отвечает на вопрос: «Познаваем ли мир?»

Основные концепции гносеологии:

I. Агностицизм, или гносеологический пессимизм - это учение гласит, что мир нельзя познать.

1) Кратил: в мире все слишком быстро движется. Нельзя войти в ту же воду дважды. Философы должны бездействовать.

2) Пирон: мир непознаваем, и настоящий философ не должен пытаться познать его.

3) Гессли ввел термин агностицизм вместо скептицизма.

4) Юм: существует ли реальный мир - человек не может доказать, поскольку мозг работает лишь с ощущениями. Реальные вещи не существуют вне опыта. Возможности разума ограничены.

5) Кант («Критика чистого разума», «Пролегомены»): он не был агностиком в абсолютном смысле. Он критиковал только такое познание, которое сопряжено с метафизикой, т.е. познание трансцендетных предметов («вещей в себе»: Бога, души и др.). Остальное, обыденное, познаваемо, и составляет границы логического материального опыта.

II. Гносеологический оптимизм - это учение не отрицает познаваемости мира. Это учение разделяет большинство философов. Данное учение признает ограниченность познания: а) местом, б) временем, в) сложностью предмета, г) возможностями человеческого разума и д) ошибками.

6) Сенсуализм (Бэкон, Локк, Беркли) - учение о приоритете чувственного познания над рациональным.

7) Рационализм (Спиноза, Декарт, Лейбниц) - наоборот.

8) Релятивизм - учение об истине, гласящее, что существуют только относительные истины.

9) Догматизм - учение об истине, гласящее, что есть абсолютные истины, и только они и ценны.

17. Чувственное познание и его формы

Чувственное (сенсуальное, от лат. sensus - чувство) - это первая ступень познания, наряду с рациональным. Оно является основой и предпосылкой рационального познания, необходимой связью с внешним миром.

Формы:

1) Ощущение - субъективный образ отдельного предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на отдельный орган чувств.

2) Восприятие - целостный чувственно-конкретный структурированный образ предмета, возникающий при обработке мозгом ощущений от всех органов чувств, с учетом интересов и потребностей человека. Характеристики: 1) уникальность, 2) постоянство, 3) предметность, 4) целостность. Условия: 1) постоянство, 2) структурированность. Восприятие помещается в память: а) генетическую и б) прижизненную (двигательную, образную, эмоциональную, словесную и логическую).

3) Представление - чувственный образ предмета, взятый из памяти (воспоминающее созерцание). Оно отделено от действительности.

4) Эмоции - это специфическая реакция на действительность, характерная для обоих уровней познания. Фундаментальные эмоции: страх, радость, удовольствие и гнев. Характеристики эмоций: тональность, содержание и экспрессия (выражение в мимике, моторике и болезнях).

18. Рациональное познание и его формы

Рациональное, абстрактное познание, или мышление (лат. ratio - разум) - это вторая ступень познания, выраженная в переработке информации, полученной на первой ступени.

Формы:

1) Понятие - основной компонент мышления; это абстрактная и обобщенная совокупность свойств данного предмета.

2) Суждение - это форма мышления, при которой посредством соотношения понятий что-либо отрицается или утверждается. Состоит из субъекта (предмет), предиката (свойства) и отношения («есть» или «не есть»).

3) Умозаключение - это форма мышления, при которой из двух или более суждений (посылок) выводится новое знание (вывод).

4) Гипотеза - это совокупность вероятностных суждений.

5) Теория - достоверное знание, полученное в результате проверки гипотезы практикой.

19. Учение об истине. Классическое определение истины. Возможные критерии истины

Истина - это соответствие мысли (знаний об объекте) самому этому объекту. Это классическое понятие истины, или понятие гносеологической корреспонденции. Существует также гносеологическая когерренция, или установление истины путем логики.

Основные позиции учения об истине:

1) Гегель: истина существует, и задача науки - в ее поиске. Кант выделил абсолютные и относительные истины. Абсолютные истины независимы, самодостаточны и безусловны, а относительные (их большинство) верны только в данных условиях.

2) Постмодернизм (Лакатош, Кун, Хабермас, Назаретян): понятие истины не нужно науке. Задача науки - не в поиске единственной (истинной) точки зрения, а в построении модели мира через взаимодополнение разных точек зрения.

Критерии истины:

1. Объективность - соответствие знания его объекту. Меняется объект - меняется знание.

2. Конкретность (для относительных истин) - соответствие истины окружающим условиям места и времени.

3. Она является целью (положительным результатом) человеческой деятельности, в процессе которой человек также может прийти к заблуждению (отрицательному результату).

20. Диалектика о развитии

Развитие - это качественный, необратимый и направленный процесс порождения целостностью новой целостности; ряд последовательных изменений в элементах данной системы; ряд сменяющихся состояний данной системы.

Диалектика - это учение о развитии и всеобщих связях в природе, обществе и мышлении.

Принципы диалектики: 1) принцип развития: все находится в непрерывном развитии; 2) принцип всеобщих связей: все связано со всем.

Законы диалектики:

1) Закон единства и борьбы противоположностей: каждый объект реальности развивается в силу наличия в себе самом противоположных процессов.

2) Закон перехода количества в качество: в ходе развития сначала накапливаются количественные изменения, и затем они переходят в качественные.

3) Закон отрицания отрицания: развитие есть процесс бесконечных отрицаний.

Законы понимаются через категории.

Категории первого закона: развитие тождества различных объектов приводит к их противоречию, т.е. к борьбе противоположностей.

Категории второго закона: при определенной мере количественных изменений происходит качественный скачок.

Категории третьего закона: в отличие от метафизического отрицания, диалектическое отрицание не абсолютно и не окончательно, а преемственно, т.е., разрешаясь, оно сохраняет в себе самое ценное из отвергнутого.

21. С.Л. Франк о смысле жизни

Данная работа была написана русским философом Семеном Людвиговичем Франком в 1925 году в эмиграции (Великобритания).

Основная тема работы: «Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да – то какой именно?» Ответ на данный вопрос Франк опосредует следующим вопросом: «Что делать?», или «Как прожить жизнь, чтобы она имела смысл?», или «Как жить, чтобы осмыслить и через то незыблемо утвердить свою жизнь?»

Первый тезис. Если мы верим в смысл жизни и хотим его обрести, это означает, что мы предполагаем найти в нашей жизни какую-то ей самой присущую ценность или цель, а не только средство для чего-то другого. Поэтому не может являться смыслом жизни «строительство светлого будущего», а также «жизнь ради самой жизни» (ради удовольствий), поскольку, как показывает практика, несчастий и страданий в жизни больше, чем радости.

Второй тезис. Единственный ответ на вопрос «Что делать?» выглядит следующим образом: «Приобщаться к Истинному благу, к Первоисточнику жизни, то есть к Богу». Приобщение это не связано с грандиозными внешними свершениями, великими делами, а только с внутренним самоотречением, покаянием и верой.

Третий тезис. Таким образом, жизнь наша осмысляется лишь постольку, поскольку она есть путь к разумной высшей цели (к Богу), иначе она есть бессмысленное блуждание. Здесь следует привести Евангельскую цитату: слова, сказанные Господом Понтию Пилату. Когда Пилат спросил, что есть истина, Иисус ответил: «Я есть Истина».

Итог. По Франку, жизнь становится осмысленной при наличии двух условий:

1. Существование Бога как единственного Истинного блага, как Первоисточника жизни, как Цели устремлений человека.

2. Наша причастность Богу, то есть свободное и осознанное служение Ему, движение по пути добра против страстей и зла.

22. Методы научного познания

Одним из атрибутов науки является строгая определенность методов (см. вопрос 4). Метод научного познания - это научно апробированный способ получения достоверного знания. Гегель: «Истинным должен быть не только результат, но и путь, ведущий к нему».

Классификация методов:

I. По широте предмета.

1) Всеобщие методы: а) философские диалектика и метафизика, б) логические - дедукция, индукция, анализ, синтез, восхождение от абстрактного к конкретному.

2) Общенаучные методы: применяются для широкого круга наук (e.g. статистика, историко-сравнительный метод и др.)

3) Частно-научные методы: применяются в каких-либо конкретных областях знания (e.g. метод толкования норм права).

II. По уровню познания:

1. Эмпирические методы:

1-1. Операциональные методы - наблюдение и измерение.

1-2. Эксперимент = наблюдение + искусственное создание условий.

1-3. Моделирование - создание модели-заменителя объекта.

2. Теоретические методы:

2-1. Аксиоматический - построение вывода на основе аксиом, т.е. утверждений, принимаемых без доказательств.

2-2. Гипотетико-теоретический - создание теорий на основе выдвигаемых и проверяемых на практике гипотез.

2-3. Описательный - описание практики. Включает в себя методы рефлексии, идеализации, математического моделирования и др.

23. Общественное сознание и способ его бытия

В деятельности основных элементов надстройки - государства, партий и общественных организаций - отчетливо обнаруживается взаимодействие двух сторон: духовной и материальной. Чтобы сформулировать наиболее общую закономерность, регулирующую их взаимосвязь и взаимодействие во всех видах общественной деятельности на протяжении всего процесса развития общества, необходимо рассмотреть такие категории исторического материализма, как «общественное бытие» и «общественное сознание». Общественное бытие включает в себя совокупность объективных общественно-практических отношений, возникающих на базе производственных отношений, и материальные элементы производительных сил.

Общественное сознание включает в себя совокупность всех учений, взглядов, знаний и переживаний членов данного общества, возникающих как результат отражения общественного бытия. Общественное сознание не является простой суммой индивидуальных сознаний людей, живущих в данное время и в данном обществе. Оно есть то общее, что содержится в сознании членов общества, классов и общественных групп в ту или иную историческую эпоху.

Эти категории являются центральными в историческом материализме. В.И. Ленин: «Общественное сознание отражает общественное бытие - вот в чем состоит учение Маркса».

24. Структура общественного сознания

I. Оно существует в следующих формах:

1) Искусство.

2) Наука.

3) Мораль.

4) Религия.

5) Право.

6) Идеология (политическое сознание) - по Марксу, наивысшая форма общественного сознания.

II. По глубине отражения общественного бытия оно делится на уровни: 1) обыденное (социальная психология); 2) научно-теоретическое (идеология).

III. По материальному носителю оно делится на: 1) индивидуальное сознание (созданное обществом и влияющее на него сознание члена общества); 2) групповое, в т.ч. классовое, сознание; 3) собственно общественное сознание.

IV. В историко-генетическом плане: 1) общественное сознание определенной ОЭФ; 2) общественное сознание в целом.

25. Идеология, ее функции в обществе

Идеология - по Марксу, высшая форма общественного сознания; система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти, либо обосновываются их преобразования.

В отличие от общественной психологии, идеология является высшим уровнем общественного сознания. Психология связана с практической деятельностью, а идеология обобщает ее результаты.

Функции идеологии:

1) Ориентационная - идеология помогает человеку определить направление своей деятельности в обществе и наполнить ее смыслом.

2) Мобилизационная - стимуляция деятельности для достижения предлагаемого идеала более совершенного общества.

3) Интегративная - объединение людей с противоречивыми индивидуальными интересами.

4) Амортизационная - смягчение противоречий между потребностями индивида и того, что общество хочет от него.

5) Выражения интересов определенного класса/соц.группы.

Виды идеологий:

1. По носителю: идеологии классов (2 вида: «ложная» идеология капиталистов и «объективная» идеология пролетариата) и идеология всего общества в целом.

2. По отношению к существующему порядку: консервативные и революционные.

3. По совокупности политических взглядов: либералы, социалисты и проч.

26. Идеология и наука. Научная идеология

Общее: и наука, и идеология являются формами общественного сознания. И наука, и идеология существуют в виде системы взглядов.

Отличия идеологии и науки:

1) Наука - инструмент логико-гносеологического осмысления (изучения) узкой части действительности, а идеология - инструмент философского осмысления всей действительности.

2) Носителями научных взглядов является узкая часть общества, а идеологии - почти все общество.

3) Наука объективна и свободна от классовых и иных интересов, а идеология напрямую продиктована ими (субъективна). В связи с этим научная идеология невозможна.

У ученых как социальной группы существует своя идеология, состоящая из этоса науки, образа науки, образа ученого и стиля мышления. Всего идеологий науки было четыре - ювенальная (XVII-XIX вв., идеология невмешательства) классическая (самоценности науки), неоклассическая (1900-1945, социальной полезности) и послевоенная (политической активности). У государства по отношению к науке также может существовать идеология.

27. Деидеологизация, реидеологизация

В послевоенном мире, в связи с кризисом ярко выраженных идеологий (коммунизма и фашизма в первую очередь), появилась концепция деидеологизации, согласно которой идеология как форма общественного сознания не нужна, и на смену ей приходит наука как источник объективных знаний об обществе.

В 1970-1990-е гг. появляется концепция реидеологизации, согласно которой идеология все же нужна, наряду с наукой, для консолидации общества и смягчения межгрупповых противоречий. Так, современные США придумали идеологию «мирового антитерроризма», РФ - «многонациональности» и проч.

28. Общественная психология

Общественная психология - это совокупность разнообразны чувств, настроений, эмоций, а также иллюзий, суеверий и традиций, которые формируются стихийно под влиянием повседневных условий социальной жизни людей на основе жизненного опыта и личных наблюдений.

Это второй компонент обыденного общественного сознания, наряду с обыденным знанием. На данном уровне общественного сознания доминирует не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, оценка действительности.

Общественная психология выступает духовным стимулом всех форм общественного сознания.

По Марксу, она обусловлена конкретно-историческими условиями.

В отличие от идеологии, она не систематизирована и не является уделом узкой группы ученых, а представляет собой совокупность стихийных представлений о жизни всех членов общества.

29. Особенности философского осмысления человека

Сопряженность человека и философии - это выражение существа философской культуры. Философия является формой самопознания и мировоззрением человека. Поэтому человек всегда находится в основании философской ориентации, он выступает и как ее естественно-гуманитарная предпосылка и столь же естественная цель, сверхзадача философии. Иначе говоря, человек является и субъектом, и объектом философского познания.

«Что такое человек?» - это один из основных вопросов философ., сформулированных Кантом. Сам Кант говорил, что человек непостижим, что он - трансцендентная вещь («вещь в себе»).

Помимо философии, человек изучается массой всяческих наук, начиная со 2-й половины XIX века.

Одной из основных проблем философской антропологии является то, что действия человека всегда ценностно-ориентированы; наука же не изучает ценностей, не отвечает на вопрос «Как должно быть?».

30. Философия о природе человека

По американскому философу Пинкеру, это - совокупность эмоций, мотивов и способностей, общих для всех индивидов.

По американскому философу японского происхождения Фукияме, это - сумма поведения, определенная генетически.

В философской антропологии существует три точки зрения на природу человека:

1) Человек - это в первую очередь существо биологическое, и его природа определена главным образом биологическими факторами, такими как генетика и эволюция (Дарвин, Ломброзо).

2) Человек - в первую очередь существо социальное, и его природа определена социально-историческими факторами, такими как семья, общественно-экономическая формация и др. (Маркс, Энгельс).

3) В современной философской антропологии признается, что человек - существо биосоциальное (интегративный подход), воплощение единства биологического и социального.

Биологические факторы природы человека:

1) Уникальный генотип -> уникальный фенотип.

2) Особенности нервной системы (темперамент: С,Х,Ф,М; экстраверт/интроверт).

3) Заданные способности.

4) Интеллект.

5) Черты характера.

Социальные факторы природы человека:

6) Происхождение.

7) Окружающие люди.

8) Достигнутый соц. статус.

9) Экономические, политические и проч. взгляды.

31. Проблема свободы человека в философии

Свобода - одна из центральных ценностей человеческого бытия. В философии она понимается в трех смыслах:

1) Физический смысл свободы: отсутствие материальных ограничений для движения тел.

2) Метафизический смысл свободы: свобода сознательной постановки целей и действий ради их достижения.

3) Социальный смысл свободы: свобода жизни в обществе, связанная со многими ограничениями со стороны чужих свобод. Нарушение этих ограничений ведет к утрате свободы первого смысла.

В истории философии наиболее известны следующие взгляды на свободу:

1. Гегель (раздел «Этика» работы «Философия права»): развитие свободы воли включает в себя три стадии. 1) Природная воля (неограниченные желания, несвобода, но возможность ее). 2) Произвол (способность случайного выбора под воздействием влечения). 3) Развитая воля = осознанная необходимость.

2. Энгельс: свобода воли есть принятие решений со знанием дела. Действие по необходимости же - это осознанная беспомощность, ведущая к апофеозу несвободы.

3. Современная философия: свобода = осознанное самовыражение, т.е. а) формулирование и выражение интересов, б) постановка и достижение целей, г) управление эмоциональным компонентом сознания. Свобода - органический атрибут человека. Она связана с иерархией моральных ценностей и личной ответственностью. Поэтому, хотя казаться свободными хотят все, быть свободным хочет не каждый.

32. ФИЛОСОФ. о смысле жизни

Смысл жизни - это духовная категория философии, отвечающая на вопрос «для чего (во имя чего) живет человек (живу я)?».

Кант: смысл жизни внутри человека, и заключается он в следовании нравственному категорическому императиву (закону). Императив гласит: «все, кроме человека, может быть средством, но человек может быть только целью, субъектом морали, святым в силу своей свободы».

О смысле жизни можно сказать следующее:

1) Смысл жизни - наджизненный вопрос. Ответ на него определяет всю жизнь.

2) Смысл жизни телеономен (определяется ее целью). Он связан с ценностями, принимающими вид высшей цели.

3) Смысл жизни выражен в содержании ее высшего идеала, в твердой мировоззренческой позиции - либо религиозной, либо философской. Третьего не дано.

4) Смысл жизни несовместим с индивидуализмом и эгоизмом. Эгоистическая жизнь бессмысленна и пессимистична. Бессмысленность жизни - причина агрессии человека.

5) Смысл жизни нельзя навязать, выбор его строго индивидуален и связан со свободой воли человека.

Виды жизнесмыслов:

1) Смысл самоутверждения (самореализации) - аксиома западной культуры.

2) Смысл самоотречения (самообуздания) - восточная самоидентификация с обществом.

3) Смысл соборности (сотворчества) = эмпатия (сострадание) + индивидуализм. Русский смысл.

33. Ортега-и-Гассет «Восстание масс»

1930 год. Основные тезисы:

1. Во всяком обществе существует меньшинство (аристократия) и массы. Чтобы общество жило, им должно править меньшинство.

2. В настоящее время массы вытесняют меньшинство и стремятся править европейским обществом.

3. Причины этого - в небывалом социальном прогрессе XIX века: росте населения (со 180 до 500 млн.) и благосостояния, при котором каждый «средний» человек оказался вовлеченным в политическую жизнь государства.

4. Наступила «полнота времени», когда мы больше не обращаемся к прошлому, что ведет к духовному кризису настоящего.

5. «Восстание масс» + «полнота времени» = «закат Европы».

6. После него наступит «междуцарствие», поскольку второй столь могущественной цивилизации нет.

34. Ортега-и-Гассет о «человеке массы»

«Человек массы», или «средний человек», по Гассету - это член массы, обладающий следующими признаками:

1) он не обладает никакими талантами и прочим, что выделило бы его из массы;

2) он не обладает отличными от массы интересами, целями и образом жизни;

3) он доволен этому и рад быть таким: (а) доволен высоким уровнем жизни; (б) доволен гипермобильностью в обществе; (в) доволен свободой от моральных догм;

4) он болен вожделением бесконечных удовольствий;

5) он воспринимает все это как должное (он неблагодарен миру);

6) он живет ради себя («пошлая» жизнь) и не желает жить «благородно».

35. Фромм о природе человека

Взгляды Фромма на природу человека изложены в первых главах его труда «Душа человека» (1964):

1. Существует два психотипа людей: «волки» (приказывают, желают власти и смерти других) и «овцы» (подчиняются, желают жить сами). Из-за того, что меньшинство волков живет бок о бок с большинством овец, происходят все беды в истории.

2. Человек наделен Богом свободой воли и способен устремляться в поступках как к добру, так и ко злу. Хотя первородный грех и сделал нас «удобоприклонными» ко греху, мы свободны делать добро.

3. Нельзя считать человека абсолютно злым от природы, ибо это приведет к оправданию войн.

4. Сущность человека = дилемма, выраженная в двух феноменах его существования: 1) по сравнению с животными у человека всего два инстинкта; 2) человек, в отличие от животных, обладает сознанием.

5. Эта дилемма ведет к конфликту: с одной стороны, человек - пленник природы, а с другой - он осознает это и мучается этим.

6. Конфликт разрешаем двумя путями: либо прогресс к абсолюту (как призывает религия), либо регресс до животного (зло).

7. Свобода воли как абстрактное качество у человека отсутствует. Она присутствует как индивидуальное качество до тех пор, пока злые наклонности в нем не взяли верх. Свобода = осознанная возможность разумно действовать на благо себе и окружающим во имя добра.

8. Пока человек свободен, он ответственен за свои действия.

36. Фромм «Душа человека»

Работа рассказывает о двух вещах: (а) о природе человека (см. вопрос 35) и (б) о трех компонентах «синдрома распада».

Основные тезисы по пункту (б):

1. Добро состоит в том, чтобы действовать осознанно, разумно и во благо себе и окружающим. Зло состоит в том, чтобы пытаться избегать своей человеческой природы, пытаться скатываться к до-индивидуализму и животному состоянию. Цели зла достичь невозможно.

2. Стремление к добру выражено «синдромом роста», а стремление к злу - «синдромом распада».

3. «Синдром распада» = три бессознательных инстинкта: некрофилия + нарциссизм + инцестуальный симбиоз.

4. Некрофилия, в противоположность биофилии - это деструктивная любовь к мертвому, стремление к насилию, разрушению и смерти.

5. Нарциссизм - это болезненное самолюбие, когда и либидо человека, и его жизненная цель направлены не вовне, а в себя самого.

6. Инцестуальный симбиоз - это болезненное пред-эдипальное сексуальное влечение к собственной матери мальчиков и девочек.

7. Три составляющие «синдрома распада» взаимодополняют друг друга.

8. Душа человека (heart of man) ожесточается или смягчается, в зависимости от его стремления к добру или злу. Чрезмерное ожесточение души делает человека несвободным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1909. ПРИНЦИП ВРЕМЕННОГО РАЗДЕЛЕНИЯ КАНАЛОВ. СТРУКТУРНАЯ СХЕМА СП С ВРК 109.59 KB
  Непрерывный сигнал Сi(t) каждого из каналов поступает на ФНЧ, где проводится ограничение спектра частотой. Электронные ключи (ЭК) периодически замыкаются с частотой дискретизации fд на время длительности импульса.
1910. Равномерное квантование 63.22 KB
  Равномерным (линейным) называется квантование, если шаг квантования остается постоянным в допустимых пределах возможных значений.
1911. НЕРАВНОМЕРНОЕ КВАНТОВАНИЕ 60.88 KB
  Неравномерным называется квантование, если шаг квантования изменяется в допустимых пределах амплитудных значений, возрастая с увеличением уровня сигнала.
1912. Структура временного цикла и сверхцикла 32.45 KB
  В ЦСП цифровой групповой сигнал представляет собой непрерывную последовательность следующих друг за другом циклов.
1913. Регенератор однополярного цифрового сигнала 29.34 KB
  Искаженный ЦЛС подается на КУ, который обеспечивает частичную или полную коррекцию формы импульса. РУ построен в виде пороговой схемы, которая срабатывает, если уровень сигнала на его входе превышает пороговый уровень РУ.
1914. Типы и задачи функциональных модулей SDH 23.08 KB
  Концентратор позволяет уменьшить общее число каналов непосредственно подключенных к основной транспортной сети SDH. Коммутатор позволяет устанавливать связь между разными каналами принадлежащими определенным пользователям сети.
1915. Теоретические аспекты изучения радиоэлектронного оборудования 161.66 KB
  Генераторное оборудование ЦСП. УТС активной фильтрации с непосредственным воздействием на ЗГ. УТС активной фильтрации с непосредственным воздействием на промежуточный преобразователь. Линейный кодер для двухполярного сигнала.
1916. Формы воспитательной работы 18.81 KB
  В словаре С.И. Ожегова дается девять значений слова форма. Это и внешнее сочетание, и установленный образец и т. п. Говоря о форме воспитательной работы, мы прежде всего имеем в виду выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений педагогов и учащихся.
1917. Педагогические закономерности в трудовом воспитании учащихся 20.97 KB
  Ознакомление с педагогическими закономерностями в ТВУ. Понятие закономерности и закономерности воспитания учащихся. Морально-воспитательная и нравственно-практическая деятельность. Художественно эстетическая деятельность.