15412

Возбудители дифтерии, коклюша, паракоклюша. Характеристика. Патогенез, клиника, лабораторная диагностика вызываемых заболеваний. Специфическая терапии и профилактика

Конспект урока

Медицина и ветеринария

Практическое занятие 24 Тема: Возбудители дифтерии коклюша паракоклюша. Характеристика. Патогенез клиника лабораторная диагностика вызываемых заболеваний. Специфическая терапии и профилактика. 1. Дифтерия Дифтерия острое инфекционное заболевание преимущ...

Русский

2013-06-13

46.5 KB

59 чел.

Практическое занятие 24

Тема: Возбудители дифтерии, коклюша, паракоклюша. Характеристика. Патогенез, клиника, лабораторная диагностика вызываемых заболеваний. Специфическая терапии и профилактика.

1. Дифтерия

Дифтерия - острое инфекционное заболевание преимущественно детского возраста, которое проявляется глубокой интоксикацией организма дифтерийным токсином и характерным фибринозным воспалением в месте локализации возбудителя.

Возбудитель дифтерии - Corynebacterium diphtheriae - обнаружен впервые в 1883 г. Э. Клебсом.  Получен в чистой культуре в 1884 г. Ф. Лёффлером.

Классификация. Возбудитель дифтерии относится к группе коринеформных бактерий, к семейству Corynebacteriaceae роду Corynebacterium. Род Corynebacterium включает в себя большое количество видов, которые делят на 3 группы:

1. Коринебактерии, патогенные для человека и животных.

2. Коринебактерии, патогенные для растений.

3. Непатогенные коринебактерии (коринеформные бактерии, дифтероиды).

Многие виды коринебактерий являются нормальными обитателями кожи, слизистых зева, носоглотки, глаз, дыхательных путей, уретры и половых органов. Распространены в воздухе, почве, пыли, воде.

В природе существуют три основных варианта (биотипа, биовара) Corynebacterium diphtheriae (дифтерийной палочки): gravis, intermedius и mitis. Они различаются по морфологическим, культуральным, биохимическим и другим свойствам. Бактерии биовара gravis - короткие неправильной формы, с небольшим количеством метахроматических гранул. Бактерии биовара mitis - длинные изогнутые полиморфные палочки, содержащие много волютиновых зерен (тельца Бабеша - Эрнста). Бактерии биовара intermedius являются наиболее крупными, с бочковидными очертаниями; для них характерны поперечные перегородки, разделяющие клетку на несколько сегментов.

Морфология. Дифтерийная палочка (Corynebacterium diphtheriae, палочка Клебса-Лёффлера) представляет собой прямые или слегка изогнутые неподвижные грамположительные палочки длиной 1,0-12,0 мкм и диаметром 0,3-0,8 мкм, спор и капсул не образуют. Очень часто они имеют вздутия на одном или обоих концах, часто содержат метахроматические гранулы - зерна волютина (полиметафосфаты), которые при окрашивании метиленовым синим приобретают голубовато-пурпурный цвет. Для их выявления используют метод окрашивания по Нейссеру. При этом палочки окрашиваются в соломенно-желтый цвет, а зерна волютина - в темно-коричневый цвет. Зерна располагаются обычно по полюсам. В мазках бактерии располагаются в виде “растопыренных пальцев”, “иероглифов”, “паркета”, латинских букв V, Y, L и др. На поверхности бактерий имеются фимбрии, облегчающие адгезию к эпителию слизистой оболочки.

Культуральные свойства. Дифтерийная палочка является аэробом или факультативным анаэробом, температурный оптимум для роста 35-37°С, оптимальная рН 7,6-7,8. Лучше растет на средах, содержащих сыворотку или кровь. Диагностическими для дифтерийных бактерий являются сывороточные среды Ру и Леффлера, на которых возбудитель растет в виде выпуклых, величиной с булавочную головку колоний серовато-белого или желтовато-кремового цвета. Поверхность их гладкая или слегка зернистая, на периферии колонии несколько более прозрачные, чем в центре. Колонии не сливаются, вследствие чего культура приобретает вид шагреневой кожи. В бульоне рост проявляется в виде равномерного помутнения, либо бульон остается прозрачным, а на его поверхности образуется нежная пленка, которая постепенно утолщается, крошится и хлопьями оседает на дно. Хорошо растут на средах с теллуритом калия.

Биохимическая активность. С. diphtheriae разлагают глюкозу, мальтозу, галактозу с образованием кислоты без газа, но не ферментируют сахарозу, имеют цистиназу, не имеют уреазы и не образуют индола. По этим признакам они отличаются от тех коринебактерий, которые часто встречаются на слизистой оболочке глаза (С. xerosis), носоглотки (С. pseudodiphteritium).

Резистентность. С. diphtheriae проявляет большую устойчивость к низким температурам, но быстро погибает при высокой температуре: при 60°С - в течение 15-20 минут, при кипячении - через 2-3 минуты. В высушенных пленках выдерживает температуру 98°С в течение 1 часа, а при комнатной температуре может сохраняться до 7 месяцев. На игрушках сохраняется до 2 недель в пыли – до 5 недель, в воде и молоке – до 6-20 суток. Все дезинфицирующие вещества уничтожают возбудитель за 5-10 минут. Возбудитель дифтерии хорошо переносит высушивание и долго сохраняется в высохшей слизи, слюне, в частичках пыли.

Факторы патогенности. Основным фактором патогенности является экзотоксин. Дифтерию вызывают  штаммы С. diphtheriae, которые несут в своем геноме гены умеренного бактериофага. Утрата клеткой профага делает клетку мало токсигенной. Напротив, лизогенизация нетоксигенных С. diphtheriae конвертирующим фагом превращает их в токсигенные бактерии. Дифтерийный экзотоксин в организме больных оказывает избирательное и специфическое воздействие на определенные системы (сердце, сосуды и периферические нервы). Дифтерийный экзотоксин представляет собой полипептид. Он термолабилен –  разрушается при 56-60°С в течение 1-2 часов, при 80°С - в течение нескольких минут. Инактивация токсина происходит под влиянием прямого солнечного света, УФ лучей (в течение 1-2 часов), кислорода воздуха. При добавлении к токсину 0,3-0,4% формалина и инкубации смеси в течение месяца при 38-40°С токсин превращается в анатоксин (токсоид). Токсин состоит из двух фрагментов – А и В. Фрагмент В обеспечивает адсорбцию и проникновение фрагмента А в клетку. Синтез фрагмента А кодируется бактериальными генами, фрагмента В – генами фага.

Для обнаружения токсигенности дифтерийных бактерий используют следующие способы:

1. Метод преципитации в геле. Полоску стерильной фильтровальной бумаги смачивают антитоксической противодифтерийной сывороткой и наносят на поверхность плотной питательной среды в чашке Петри. Чашку подсушивают в термостате 15-20 минут. Испытуемые культуры засевают бляшками по обе стороны от полоски фильтровальной бумаги. Чашки с посевами инкубируют при 37°С, результаты учитывают через 24-48 часов. Результатом взаимодействия токсина и антитоксина (антитоксических антител) является образование в геле четкой линии преципитации.

2. Биологические пробы на животных. Внутрикожное заражение морских свинок фильтратом бульонной культуры дифтерийных бактерий вызывает у них некроз в месте введения. Наиболее характерным проявлением действия токсина является поражение надпочечников.

3. Заражение куриных эмбрионов - дифтерийный токсин вызывает их гибель.

4. Заражение культур клеток - дифтерийный токсин вызывает отчетливый цитопатический эффект.

5. Метод твердофазного иммуноферментного анализа с использованием меченных пероксидазой антитоксинов.

6. Использование ДНК-зонда для непосредственного обнаружения tox-оперона в хромосоме дифтерийных бактерий.

Эпидемиология. Резервуар инфекции – человек (больной, реконвалесцент, бактерионоситель). Единственным источником заражения является человек - больной, выздоравливающий или бактерионоситель. Пик заболеваемости приходит на осенне-зимний период. Заражение происходит воздушно-капельным, воздушно-пылевым путем, а также через различные предметы, бывшие в употреблении у больных или бактерионосителей: посуда, книги, белье, игрушки и т. п. В случае инфицирования пищевых продуктов (в основном, молочные продукты) возможно заражение алиментарным путем. Наиболее массивное выделение возбудителя имеет место при острой форме заболевания. Однако наибольшее эпидемиологическое значение имеют лица со стертыми, нетипичными формами заболевания и бактерионосители. Больной дифтерией заразен в течение острого периода и в начале периода реконвалесценции. Средний срок бактерионосительства у выздоравливающих варьирует от 2 до 7 недель, но может продолжаться и до 3 месяцев.

Особенности патогенеза и клиники. К дифтерии восприимчивы люди любого возраста. Возбудитель может проникнуть в организм человека через слизистые оболочки различных органов или через поврежденную кожу. В зависимости от локализации процесса различают дифтерию зева, носа, гортани, уха, глаз, половых органов и кожи. Возможны смешанные формы, например дифтерия зева и кожи и т. п.

Инкубационный период - 2-10 дней. При клинически выраженной форме дифтерии в месте локализации возбудителя развивается характерное фибринозное воспаление слизистой оболочки. Токсин, вырабатываемый возбудителем, сначала поражает эпителиальные клетки, а затем - близлежащие кровеносные сосуды, повышая их проницаемость. Вследствие отека слизистой оболочки гортани и голосовых связок может наступить удушье (истинный круп). Действие экзотоксина приводит к образованию на поверхности слизистых оболочек пленчатых налетов серовато-белого цвета. На многослойном плоском эпителии носоглотки образуется дифтеритическая пленка, плотно спаянная с подлежащей тканью.  На цилиндрическом эпителии трахеи и бронхов образуется крупозная пленка, которая легко отделяется при кашле. Попадание крупозной пленки в голосовую щель вызывает рефлекторный спазм голосовых связок и удушье (ложный круп). Постинфекционный иммунитет прочный, стойкий, фактически пожизненный.

Лабораторная диагностика.

1. Бактериоскопия при окраске по Граму, по Нейссеру.

2. Культивирование:

- посев на элективные среды с теллуритом (Клауберга II или Маклеода) -восстановление теллурита дифтерийной палочкой;

- выделение чистой культуры на скошенном сывороточном агаре;

- проба Пизу;

- укороченный пестрый ряд (глюкоза, мальтоза, сахароза, мочевина);

- способность к росту в анаэробных условиях в столбике 0,5% сахарного агара (растет только дифтерийный микроб). 

Основным методом лабораторной диагностики дифтерии является бактериологический, с обязательной проверкой выделенной чистой культуры на токсигенность.

Бактериологическому исследованию на дифтерию подлежат:

- дети и  взрослые с  острыми  воспалительными  процессами в области зева, носа, носоглотки;

- лица, находившиеся в контакте с источником возбудителя дифтерии;

- лица, поступающие в детские дома, ясли, школы-интернаты.

Материалом для исследования служат слизь из зева и носа, пленка с миндалин или других слизистых оболочек, являющихся местом входных ворот возбудителя. Посевы производят на теллуритовые сывороточные или кровяные среды и одновременно на свернутые сывороточные среды Ру или Леффлера. Выделенную культуру идентифицируют по совокупности морфологических, культуральных и биохимических свойств, по возможности используют методы серотипирования и фаготипирования. Во всех случаях обязательна проверка на токсигенность.

Лечение. Специфическим средством лечения дифтерии является внутримышечное применение противодифтерийной антитоксической сыворотки, применение антибиотиков (пенициллины, тетрациклины, эритромицин и др.) и сульфаниламидных препаратов. С целью стимулирования выработки собственных антитоксинов можно использовать анатоксин.

Специфическая профилактика. С этой целью используют различные варианты вакцин, в том числе комбинированные. Наибольшее распространение в России получила вакцина АКДС (АДС, АДС-М). Она представляет собой адсорбированную на гидроокиси алюминия смесь убитых коклюшных бактерий, дифтерийного анатоксина и столбнячного анатоксина. Вакцинируют детей с 3-месячного возраста, а затем проводят ревакцинации: первую через 1,5-2 года, последующие в возрасте 9 и 16 лет, а далее через каждые 10 лет.

2. Коклюш и паракоклюш

Коклюш - острое инфекционное заболевание преимущественно детского возраста, характеризующееся циклическим течением и приступообразным спазматическим кашлем.

ВозбудительBordetella pertussis - впервые был обнаружен в 1900 г. в мазках из мокроты ребенка и затем выделен в чистой культуре в 1906 г. Ж. Борде и О. Жангу. Возбудитель сходного с коклюшем, но протекающего более легко паракоклюша – Bordetella parapertussis - был выделен и изучен в 1937 г. Г. Эльдерингом и П. Кендриком и независимо от них в 1937 г. У. Брэдфордом и Б. Славиным.

Род Bordetella относится к семейству Brucellaceae. Бактерии названы в честь бельгийского бактериолога Ж. Борде.

Характеристика возбудителя. Бордетеллы грамотрицательные. Иногда выявляется биполярная окраска за счет зерен волютина на полюсах клетки. Возбудитель коклюша имеет форму овоидной палочки (коккобактерии) размером 0,2-0,5x1,0-1,2 мкм. Паракоклюшная палочка имеет такую же форму, но несколько крупнее (0,6x2 мкм). Расположены чаще поодиночке, но могут располагаться попарно. Спор не образуют, у молодых культур и у бактерий, выделенных из макроорганизма, обнаруживается капсула. Бордетеллы неподвижны, за исключением Bordetella bronchiseptica, которая является перитрихом.

Бордетеллы - строгие аэробы. Оптимальная температура роста - 35-36°С. Возбудитель коклюша в гладкой S-форме (так называемая фаза I), в отличие от двух других видов бордетелл, не растет на МПБ и МПА. Для выращивания коклюшной палочки используется среда Борде-Жангу (картофельно-глицериновый агар с добавлением крови), на ней она растет в виде гладких, блестящих, прозрачных куполообразных с жемчужным или металлическим ртутным оттенком колоний. На казеиново-угольном агаре (КУА) вырастают гладкие выпуклые колонии, имеющие серовато-кремовый цвет и вязкую консистенцию. Колонии паракоклюшных бактерий по внешнему виду не отличаются от коклюшных, но крупнее.

Характерной особенностью коклюшных бактерий является их наклонность к быстрому изменению культуральных и серологических свойств при изменении состава питательной среды, температуры и других условий выращивания. В процессе перехода от S-формы (фаза I) к стабильной шероховатой R-форме (фаза IV) через промежуточные фазы II и III наблюдаются плавные изменения антигенных свойств; патогенные свойства теряются.

Бордетеллы не ферментируют углеводов, не образуют индола, не восстанавливают нитраты в нитриты (за исключением Bordetella bronchiseptica).

Факторы патогенности:

- микроворсинки (пили, фимбрии);

- термолабильный экзотоксин (коклюшный токсин);

- термостабильный эндотоксин;

- аденилатциклаза;

- цитотоксин;

- гистаминсенсибилизирующий фактор;

- гемагглютинин;

- гиалуронидаза;

- плазмокоагулаза.

Эпидемиология. Источник инфекции при коклюше и паракоклюше - больной человек типичной или стертой формой, особенно в период до появления спазматического кашля. Механизм заражения - воздушно-капельный. Бордетеллы обладают специфическим тропизмом к цилиарному эпителию респираторного тракта хозяина. К инфекции восприимчивы люди всех возрастов, но более всего дети от 1 года до 10 лет.

Патогенез и клиника. Инкубационный период при коклюше от 3 до 14 дней, чаще - 5-8 дней. Возбудитель, попавший на слизистую оболочку верхних дыхательных путей, размножается в клетках эпителия и далее бронхогенным путем распространяется в более низкие отделы (бронхиолы, альвеолы). При действии экзотоксина эпителий слизистой оболочки некротизируется, в результате чего раздражаются кашлевые рецепторы, и создается постоянный поток сигналов в кашлевой центр продолговатого мозга, в котором формируется стойкий очаг возбуждения. Это приводит к возникновению спазматических приступов кашля. Бактериемии при коклюше не бывает.

В течении заболевания выделяют следующие стадии:

- катаральный период, длящийся около 2 недель и сопровождающийся сухим кашлем; состояние больного постепенно ухудшается;

- конвульсивный (судорожный), или спазматический период, длящийся до 4-6 недель и характеризующийся возникающими до 20-30 раз в сутки приступами неукротимого “лающего” кашля, причем приступы могут быть спровоцированы даже    неспецифическими    раздражителями    (свет,    звук,    запах,    медицинские манипуляции, осмотр и т. д.);

- период разрешения (выздоровления), когда приступы кашля становятся реже и все менее продолжительными, отторгаются некротизированные участки слизистой оболочки верхних   дыхательных   путей,   часто   в   виде  “слепков”   с   трахеи   и   бронхов; продолжительность - 2-4 недель.

Иммунитет. После перенесенного заболевания формируется стойкий пожизненный гуморальный иммунитет. У больных коклюшем и переболевших в крови накапливаются агглютинины, преципитины, комплементсвязывающие антитела.

Лабораторная диагностика. Основными методами диагностики являются бактериологический и серологический. Для выделения чистой культуры в качестве материала используют слизь из носоглотки или мокроту, которые высевают на КУА или среду Борде-Жангу. Посев также может быть сделан методом “кашлевых пластинок”. Выросшую культуру идентифицируют по совокупности культуральных, биохимических и антигенных свойств.

Специфическая профилактика и лечение. Для проведения плановой профилактики коклюша у детей используют адсорбированную коклюшно-дифтерийно-столбнячную вакцину (АКДС), где коклюшный компонент представлен убитыми коклюшными бактериями. Из этого же компонента состоит выпускающаяся отдельно убитая коклюшная вакцина, применяемая в детских коллективах по эпидемиологическим показаниям. Для лечения применяют антибиотики (гентамицин, ампициллин), которые эффективны в катаральном периоде и не эффективны в судорожном периоде заболевания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54437. Мотивація - один і з структурних елементів інтерактивного навчання 68.5 KB
  Використовую різноманітні прийоми мотивації: Мотивація навчальної діяльності шляхом бесіди Шляхом створення проблемної ситуації Шляхом використання технології мозкова атака Шляхом опрацювання тексту періодичних видань За технологією незакінчене речення Шляхом виготовлення саморобних наочних посібників Шляхом використання творчих завдань Шляхом використання художньої та науковопопулярної літератури Шляхом створення ситуацій успіху На основі діяльнісного підходу до навчання За допомогою екстраполяції прогнозування...
54438. Die Ukraine − unsere Heimat 49.5 KB
  Die Ukrine − unsere Heimt Мета. Мовна зарядка Welche Tg ist heute Der wievielte ist heute Sind lle Schen in Ordnung Ist die Tfel suber 3. Де ви живете Ви живете в Києві Ми живемо на вулиці Шевченка 12 Konjugiert die folgenden Verben im Präsens sprechen wohnen leben. Die Hupstdt der Ukrine heißt Kyjiw.
54439. Лексикологія. Багатозначність слів, вживання їх у прямому та переносному значеннях, синоніми і антоніми 44.5 KB
  Сухомлинський Мова жива сходинка людського духу Панас Мирний Мова коштовній скарб народу І. Франко Мова життя духовного основа М. Рильский Мова генофонд культури О.Завжди йдуть у парі мова й думка.
54440. Голос рідної природи серцем слухати навчись 84.5 KB
  Полтави Голос рідної природи серцем слухати навчись Мова найбільший скарб який є у кожного народу. Навчальний процес в початковій школі ми намагаємося організувати так щоб перші кроки до науки маленькі школярі робили на уроках мислення серед природи гортаючи сторінку за сторінкою Книгу рідної землі. Дитина від своєї природи писав Сухомлинський допитливий дослідник відкривач світу. Один із перших кроків наближення дітей до природи розуміння її це спостереження що проводиться безпосередньо в довкіллі.
54441. ЦІКАВИНКИ РІДНОЇ МОВИ 53 KB
  Закріплювати знання учнів формувати вміння думатислухати. Ви підросли порозумнішали навчилися застосовувати практично наявні знання. Вітаю тих хто не отримав перемогу але показав міцні знання стійкий бійцівський характер.
54442. ЦВІТИ І СМІЙСЯ, РІДНЕ СЛОВО! У СЕРЦІ ЩИРОМУ ЗВУЧИ! 66 KB
  Нам стежку в світ дано топтати Поки в нас рідна мова є Учениця І як гуртом не поодинці Почнемо в світ її нести То й доти будем українці Поміж народів сміло йти Учень А знехтуємо рідне слово Земля цього нам не простить То ж сяй над світом рідна мово Тобі в віках судилось жить Учениця Цвіти і смійся рідне слово У серці щирому звучи Моя чарівна рідна мово Лети над світом не мовчи Звучить музика Ведучий. Ведучий. Ведучий. Ведучий.
54443. Соловїна, барвінкова, українська рідна мова 205 KB
  Мета: навчальна поглибити знання учнів про рідну мову її символи традиції впроваджувати елементи естетичного виховання культури спілкування; розвивальна розвивати українське мовлення культуру поведінки; виховна виховувати любов і повагу до своєї Батьківщини України її символів традицій обрядів почуття глибокої поваги до предків своїх рідних і близьких творчу самостійність і відповідальність уміння самоорганізовуватись вміння...
54444. Мово моя рідна, не мовчи! 522.5 KB
  А вчителька мовила що якби ваші словасуржики перетворились і справді на страшні дерева та ще на страшніших звірів я б побачила які ви герої Іванко. Багато віків люди засмічували рідну мову то модним словечком яке нічого спільного з рідною мовою не мало то вживали надмірно російські слова на український лад бо свого ліньки було підшукати а рідним словом нехтували цуралися його. Це не просто деревця це ті слова які ви щоденно говорите. А ви щодня сієте словазернятка і не задумуєтеся на тим що з того виросте.
54445. О рідна мовонько, о мово! В тобі від Бога кожне слово 115.5 KB
  Вчити учнів застосовувати набуті знання на практиці; Розвивати командний дух швидкість реакції прагнення перемоги вміння працювати в команді толерантне ставлення до думок інших Виховувати любов до рідної мови гордість за свою Батьківщину прагнення до самовдосконалення ХІД ЗАХОДУ Слово учителя Моя прекрасна українська мово Найкраща пісня в...