15414

Сальмонеллы и сальмонеллезы. Возбудители брюшного тифа и паратифов А и В. Патогенез вызываемых заболеваний. Лабораторная диагностика. Профилактика

Конспект урока

Медицина и ветеринария

Практическое занятие 21 Тема: Сальмонеллы и сальмонеллезы. Возбудители брюшного тифа и паратифов А и В. Патогенез вызываемых заболеваний. Лабораторная диагностика. Профилактика. 1. Сальмонеллы и вызываемые ими заболевания Таксономия. Сальмонеллы относятся к се

Русский

2013-06-13

38 KB

15 чел.

Практическое занятие 21

Тема: Сальмонеллы и сальмонеллезы. Возбудители брюшного тифа и паратифов А и В. Патогенез вызываемых заболеваний. Лабораторная диагностика. Профилактика.

1. Сальмонеллы и вызываемые ими заболевания

Таксономия. Сальмонеллы относятся к семейству Enterobacteriaceae, роду Salmonella. Первые выделенные сальмонеллы получали название болезни, которую они вызывали (S. typhi, S. paratyphi). Многие серовары получили название страны (S. brasil, S. canada) или города (S. hamburg, S. moscov). В настоящее время вновь выделенные сальмонеллы обозначаются по их антигенным формулам. По современной классификации род Salmonella включает два вида:

1)  Salmonella enterica (Salmonella enteriditis), объединяющий подвиды S. choleraesuis, S. salamae, S. diarizonae, S. houtenae, S. indica.

2) Salmonella bongori

Сальмонеллы широко распространены во всех странах мира. Сальмонеллы характеризуются выраженной полипатогенностью. Подавляющее большинство известных сероваров патогенны и для человека, и для животных. Исключение составляют  S. typhi, S. paratyphi A и S. paratyphi С, патогенные только для человека.  S. paratyphi B является возбудителем инфекции преимущественно у человека, но может вызывать заболевания у молодняка крупного рогатого скота и цыплят.

Морфология и другие биологические свойства.  Сальмонеллы - короткие грамотрицательные палочки с закругленными концами. Подвижные. Не образуют капсул и спор. Полиморфны. Факультативные анаэробы. Неприхотливы, хорошо растут на обычных питательных средах при температуре от 4°С до 45°С и рН 4,1-9,0. На  плотных питательных средах образуют прозрачные, нежные, голубоватые колонии диаметром 1-3 мм. На среде Эндо формируют прозрачные колонии; на висмут-сульфит агаре - черные колонии с ртутным блеском, среда под колонией окрашивается в черный цвет. Реже образуются колонии темно-зеленого цвета. В жидких питательных средах вызывают диффузное помутнение.

Углеводы ферментируют до кислоты и газа (кроме S. typhi), продуцируют сероводород. Не сбраживают лактозу и сахарозу, не разжижают желатин, не образуют индол.

Антигенная структура представлена О-, Н- и К-антигенами. Соматический О-антиген локализуется в клеточной стенке, представляет собой комплекс липополисахарида с белком. Термостабилен (выдерживает кипячение в течение 2,5 часов и автоклавирование при 120°С в течение 30 минут). В соответствии с особенностями строения О-антигена сальмонеллы делят на серологические группы. Жгутиковый Н-антиген может существовать в двух серологических фазах: первой (специфической, характерной для определенного серовара сальмонелл) и второй (неспецифической, общей для нескольких сероваров). Имеет белковую природу, термолабилен, разрушается формалином. Ряд сероваров сальмонелл содержит капсульные К-антигены, имеющие полисахаридную природу. Разновидностью К-антигена является Vi-антиген. Он термолабилен, обладает выраженной иммуногенностью и протективными свойствами, в связи с чем применяется в качестве диагностикума в серологических реакциях и для приготовления брюшнотифозной вакцины.

Антигенные различия сальмонелл лежат в основе диагностической схемы Кауфманна-Уайта. Суть этой схемы заключается в том, что сальмонеллы по О-антигену делятся на серологические группы, а внутри групп подразделяются на серовары в зависимости от особенностей Н-антигена.

Резистентность. Сальмонеллы чувствительны к действию высоких температур, дезинфектантов, радиационного излучения. Длительно сохраняются и даже способны размножаться при температуре 4°С.

Эпидемиология. S. typhi и сходные с ней возбудители паратифов передаются от человека человеку. Другие виды сальмонелл являются паразитами, обитающими в кишечнике животных, которые и являются основным источником инфицирования людей. В соответствии с различиями в источнике инфицирования и особенностями патогенеза, в качестве отдельных нозологических форм выделяют брюшной тиф и паратифы (возбудители: Salmonella typhi, Salmonella paratyphi A, Salmonella paratyphi В), а все прочие болезни, вызываемые сальмонеллами животного происхождения, обобщенно называют сальмонеллезами.

2. Брюшной тиф

Salmonella typhi является возбудителем брюшного тифа. Брюшной тиф поражает только человека (антропонозная инфекция). Это короткая подвижная, не имеющая капсулы бактерия, факультативный внутриклеточный паразит, хорошо растущий на обычных питательных средах, лучше в аэробных условиях, хотя может расти и в отсутствие кислорода. Оптимальная температура роста 37°С, но может расти в диапазоне температур от 4 до 40°С. Может сохранять жизнеспособность и вне тела человека: в течение недели в зараженных сточных водах, от 1 до 2 месяцев - в фекалиях. Хорошо размножаются в молоке. Чувствительна к действию дезинфицирующих веществ.

Патогенез и клиника. Брюшной тиф - острая инфекционная болезнь, проявляющаяся продолжительной лихорадкой, высыпаниями на коже, кишечным расстройством и тяжелой интоксикацией. Характерна лимфопения, которая развивается уже с начала болезни (в неосложненнных случаях), вызванная угнетением бактериями функций костного мозга. Возникновение лейкоцитоза - это сигнал о том, что в ходе болезни развиваются осложнения.

Инкубационный период в среднем составляет 14 дней. Возбудитель проникает перорально с водой или пищей. Инфицирующая доза - 103-107 микробных клеток. Бактерии вначале проникают в слизистую оболочку тонкого кишечника, где поражают лимфоидные скопления. В наибольшей степени поражаются пейеровы бляшки тонкого кишечника, где бактерии захватываются макрофагами и переносятся в мезентериальные лимфоузлы. Колонизация бактериями лимфоузлов - важный этап патогенеза. Через грудной проток с током лимфы сальмонеллы поступают в кровь, где в большом количестве разрушаются. Высвобождающийся эндотоксин вызывает проявление симптомов болезни. Выжившие в крови сальмонеллы оседают в желчном пузыре, костном мозге, селезенке. Бактериемия продолжается в течение всего лихорадочного периода. Элементы сыпи, располагающейся на животе, содержат большое количество бактерий. В ходе дальнейшего развития болезни бактерии через желчные протоки возвращаются в кишечный тракт (вторая неделя болезни), где активно размножаются.

В слизистой оболочке кишечника пораженные лимфоидные скопления, включая пейеровы бляшки, увеличиваются в размерах, в них образуются бугорки, которые затем некротизируются и на их месте появляются глубокие язвы. Может развиться прободение стенки кишечника - серьезное осложнение брюшного тифа, требующее срочного хирургического вмешательства. Если некроз захватывает стенку сосуда, может возникнуть кровотечение. Лимфоидная ткань селезенки становится мягкой, вдвое - втрое увеличиваясь в размерах. В печени и почках развиваются дегенеративные изменения. Возможно токсическое поражение сердечной мышцы. Следствием болезни может стать хроническое воспаление желчного пузыря, и бактерии могут находиться в нем многие месяцы и годы.

Эпидемиология. Проникновение сальмонелл в организм человека возможно только через рот. Фекально-оральный механизм передачи инфекции чаще всего реализуется водным путем. Источником инфекции являются больные или носители. Наиболее часто сальмонеллы размножаются в желчном пузыре носителя и выделяются с фекалиями. Выделение бактерий с мочой вызвано их размножением в почках. У 40-45% пациентов стадия выздоровления (реконвалесценции) сопровождается носительством возбудителя в течение 3-10 недель, но только 2% этих пациентов становится постоянными носителями, чаще это женщины старше 40 лет. Наибольшую опасность носители представляют в том случае, когда они получают доступ к приготовлению пищи или обслуживанию.

Лабораторная диагностика. Для диагностики брюшного тифа в разные периоды заболевания исследуют различные материалы от больного.
На первой неделе болезни берут кровь в количестве 5-10 мл с целью выделения гемокультуры. Сальмонеллы могут быть выделены из крови на протяжении всего лихорадочного периода. Со второй недели заболевания можно проводить серодиагностику брюшного тифа (реакция агглютинации Видаля, реакция непрямой гемагглютинации), так как к этому времени в крови появляются антитела. На третьей неделе болезни сальмонеллы в большом количестве начинают обнаруживаться в фекалиях и моче (выделяют копрокультуру и уринокультуру).

При подозрении на брюшнотифозное носительство исследуют сыворотку крови на наличие антител к Vi-антигену с помощью реакции непрямой гемагглютинации. Если антитела обнаруживаются в разведении 1:40 и более, пациентов многократно (5-6 раз) обследуют бактериологически. Наибольшую ценность представляет выделение биликультуры. При невозможности исследования желчи выделяют копрокультуру и уринокультуру.

Иммунитет. На возбудитель брюшного тифа в организме образуются антитела к соматическому О-антигену, жгутиковому Н-антигену и капсульному Vi-антигену. Особенность иммунного ответа заключается в том, что антитела к Vi-антигену исчезают через 1 месяц после элиминации возбудителя из организма, в то время как антитела к О-антигену сохраняются в течение нескольких месяцев, а антитела к Н-антигену - в течение нескольких лет после перенесенного заболевания.
Перенесенная болезнь приводит к формированию прочного иммунитета. Повторные заболевания, как правило, не встречаются.

Профилактика брюшного тифа включает две группы мероприятий:

- меры, обеспечивающие необходимое санитарно-гигиеническое обустройство жизни людей, снабжение населения качественной водой и пищей;

- меры индивидуальной защиты, направленные на изоляцию и лечение больных, предотвращение заражения всех контактирующих с больным, в первую очередь, персонала больниц, членов семьи. Необходимая мера - контроль за бактерионосителями.

Вакцинация убитой вакциной проводится по эпидпоказаниям.

3. Сальмонеллы животного происхождения.

Это многочисленная группа сальмонелл - паразитов разных животных, однако они могут вызывать заболевания людей (бипатогенные сальмонеллы). Наиболее часто вызывают заболевание у людей вызывают S. typhimurium, S. heidelberg, S. derbi, S. anatum, S. choleraesuis. У животных сальмонеллезы, как правило, протекают бессимптомно. Возбудитель длительное время может находиться в кишечнике, выделяясь во внешнюю среду с экскрементами. При нарушении правил забоя скота бактерии могут попадать в мясо и даже размножаться в нем, что может приводить к накоплению возбудителя и его эндотоксина. Сальмонеллы относительно устойчивы во внешней среде и отличаются полирезистентностью: обладают тремя и более плазмидами лекарственной устойчивости.

Гастроинтестинальная форма - наиболее распространенный тип сальмонеллезной инфекции, вызываемой сальмонеллами животного происхождения. Заражение происходит через рот, причем для возникновения болезни необходимо не менее 1000 микробных клеток. Сальмонеллы прикрепляются к энтероцитам, размножаются, при гибели части бактериальных клеток освобождается эндотоксин. Бактерии проникают в tunica propria слизистой тонкой кишки, захватываются макрофагами и размножаются в них. При разрушении макрофагов выделяются медиаторы воспаления.

Токсины сальмонелл (эндотоксин, энтеротоксин, цитотоксин) вызывают симптомы общей интоксикации, диарею и нарушение синтеза белка в эпителиальных клетках кишечника. Симптомы развиваются через 10-18 часов после попадания возбудителя в организм. В результате диареи у маленьких детей и престарелых может наблюдаться значительное обезвоживание. Обычно заболевание протекает по типу токсикоинфекции и через 3-5 дней заканчивается выздоровлением.

Назначение антибиотиков при сальмонеллезах или не дает эффекта, или, чаще, приводит к удлинению острого периода и значительному учащению случаев бактериовыделения в периоде реконвалесценции. Поэтому назначение антибиотиков в неосложненных случаях сальмонеллезного гастроэнтерита нецелесообразно.

Тифоподобная форма развивается как результат бактериемии. Клинические проявления сходны с таковыми при брюшном тифе.

Сальмонелезная септицемия, как правило, является внутрибольничной инфекцией. Наблюдается, в основном, у новорожденных и ослабленных лиц пожилого возраста. Основные этиологические агенты - Salmonella choleraesuis и Salmonella typhimurium. Для генерализованной сальмонеллезной инфекции характерно формирование гнойных очагов в костях и внутренних органах. Сальмонеллы, вызывающие генерализованный процесс, устойчивы к антибиотикам, нечувствительны к фагам, отличаются повышенной устойчивостью к температуре и дезинфектантам. Передача инфекции осуществляется, в основном, контактно-бытовым путем.

Иммунитет. В результате перенесенного заболевания развивается нестойкий иммунитет.

Лабораторная диагностика основана на выделении возбудителя из испражнений (при гастроэнтеритах) или крови (при септицемии) и идентификации по морфологическим, биохимическим и антигенным свойствам. Для установления источника инфекции проводят исследование пищевых продуктов и других объектов - возможных факторов передачи.

Профилактика. Основные меры профилактики сводятся к строгому соблюдению санитарных требований по транспортировке, забою скота и птицы и соблюдению условий и сроков хранения продуктов животного происхождения.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54323. МЕТОД ПРОЕКТІВ ЯК ТЕХНОЛОГІЯ НАВЧАННЯ 257.5 KB
  Метод проектів це метод в основі якого лежить розвиток пізнавальних творчих навичок студентів умінь самостійно конструювати свої знання орієнтуватися в інформаційному просторі критично мислити. Мета застосування методу полягає у формуванні навичок ефективного використання різних джерел інформації при навчанні студентів за допомогою інноваційних педагогічних технологій якими передбачається самостійна індивідуальна чи групова дослідницькопошукова та творча діяльність студентів підвищення рівня комунікабельності. Завдання методу...
54324. З’єднання болтом і шпилькою 496 KB
  Оформлення завдання Завдання виконується на креслярському папері в олівці у відповідність з правилами ЕСКД. Креслення повинне мати основний напис. Діаметри крізних отворів
54325. МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ ДО СТВОРЕННЯ НАВЧАЛЬНОГО ПРОЕКТУ 146.5 KB
  АНАТОМІЯ НАВЧАЛЬНОГО ПРОЕКТУ. Планування реалізації проекту. Методика управління для неосяжної кількості найрізноманітніших проектів має єдину структуру у якій можна виділити такі групи процесів: ініціації прийняття рішення щодо запуску проекту зазвичай завершується складанням і затвердженням уставу проекту із визначенням його мети терміну виконання критеріїв успіху призначенням та чітким окресленням повноважень керівника проекту; планування безперервне визначення кращих...
54326. Особливості використання кейс-методу при викладанні інженерної графік 704.5 KB
  Наявність головної умови використання кейс-методу при викладанні будь–якої дисципліни – наявність протиріч, на основі яких формуються і формулюються проблемні ситуації, задачі, практичні завдання для обговорення та знаходження оптимального розвязання учнями або студентами.
54327. Методичні рекомендації щодо формування комунікативно-мовленнєвих умінь в учнів початкових класів на уроках української мови в російськомовних класах 367.5 KB
  Діти що приходять у 1 клас особливо російськомовні мають обмежений словниковий запас для спілкування українською мовою. Наприклад: ТВАРИНИ Ведмідь медведь Лисиця лисица Вовк волк Заєць заяц Білка белка Їжак ежик Мавпа обезьяна Пташка птичка Жаба лягушка Ящірка ящерица Бобер бобёр Кажан летучая мышь Паралельно з цією карткою діти працюють з карткою з малюнками на якій намальовані ті предмети які були записані в картці словами. Скажіть діти кого із названих членів сім'ї ви вдома називаєте не так Пропоную з...
54328. Метод проектів як основа творчого розвитку особистості 170.5 KB
  Практична теоретична пізнавальна значимість передбачуваних результатів наприклад доповідь у відповідні служби про демографічний стан даного регіону фактори що впливають на цей стан тенденції що просліджуються в розвитку даної проблеми; спільний з партнером по проекту випуск газети альманаху з репортажами з місця подій; охорона лісу в різних місцевостях план заходів і т. Структурування змістовної частини проекту із указівкою поетапних результатів. Але незалежно від типу проекту всі вони в означеній мірі неповторні та унікальні;...
54329. Групування, формули, адресація, імена комірок, авто заповнення в Microsoft Excel (MICROSOFT OFFICE 2010) 429 KB
  Мета: Навчитися обєднувати дані за природними групами, користуватися документом, в якому є групування, створювати в комірках формули для обчислення нових даних, копіювати дані та формули, призначати імена коміркам, користуватися автозаповненням.
54330. ПРОЕКТНА ДІЯЛЬНІСТЬ НА УРОКАХ ІНФОРМАТИКИ 239.5 KB
  Це з одного боку сукупність прийомів операцій оволодіння певною областю практичного або теоретичного знання тієї чи іншої діяльності. Цей результат можна побачити осмислити застосувати в реальній практичній діяльності. Саме тому на уроках інформатики корисно вводити елементи проектної діяльності. Провідні принципи такої діяльності: Основні вимоги до проекту Необхідно наявність соціально значущої задачі проблеми дослідної інформаційної практичної.
54331. Застосування методу проектів на уроках світової літератури 797.5 KB
  У сучасній школі можна виділити чотири основні напрями при яких ефективно застосовувати методи проектів: 1 проект як метод навчання на уроці; 2 проектні технології дистанційного навчання; 3 для формування дослідницьких навичок школярів у позаурочній роботі;4 як метод організації дослідницької діяльності вчителів. Метод проектів знаходить все більше поширення у системі освіти різних країн світу. Із історії виникнення методу проектів Метод проектів не є принципово новим у світовій педагогіці. Метод проектів ефективна технологія навчання...