1542
Общая психология и ее классификация
Конспект
Психология и эзотерика
Понятие о восприятии. Виды восприятия. Индивидуальные особенности памяти людей. Способы синтезирования, обеспечивающие возникновение образов и фантазий. Мыслительные операции. Формирование и развитие личности. Речь как общественно-исторический феномен. Темперамент: определение, концепции, типы.
Русский
2013-01-06
182.5 KB
16 чел.
Восприятие
Способностью воспринимать мир в виде образов наделён человек и животные, она у них складывается и совершенствуется пожизненно.
Восприятие процесс приёма и переработки информации, синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Восприятие завершается формированием образа.
Восприятие тесно связано с прошлым опытом человека вообще и опытом восприятия в частности. Большую роль играет в процессе восприятия узнавание. В тех случаях, когда предмет не узнаётся, процесс восприятия имеет незаконченный характер, что часто приводит к ошибочному восприятию.
Каждый человек склонен воспринимать в предметах и явлениях главным образом то, что его интересует, что является основным для него, а что второстепенным. (художник цвет; биолог растения и т. д.). (рисунки. Ваза и профили.). Восприятие может определяться и характером деятельности, в которой оно включено. (апельсин) это явление избирательным восприятия (школьник яркое).
Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, различают и виды восприятия. Следовательно выделяют: зрительное, слуховое, и осязательное восприятие. Существуют 4 вида анализаторов зрительный, слуховой, кожный и мышечный. Чаще всего они выступают как ведущие в процессе восприятия.
Свойства восприятия: предметность, целостность, константность и категоричность.
Эти свойства с рождения человеку не присущи; они складываются в жизненном опыте.
Восприятие пространства содержит оценки формы, величины… В восприятии формы принимают 3 группы факторов:
Восприятие движения предметов зависит от того, каковы параметры их изображения на сетчатке глаза.
Если человек не в состоянии правильно оценить расстояние до предметов, то те из них, которые на самом деле находятся далеко и, следовательно, образуют на сетчатке небольшие изображения, воспринимаются как маленькие, хотя могут быть большими. Объекты, изображения которых на сетчатке увеличиваются, воспринимаются как возрастающие. Однако, если человек в состоянии правильно оценить расстояние до объекта, то в действие вступает закон константности. То же самое происходит, если человек знает, что сам объект мало меняется, варьируется его величина.
В восприятии величины предметов учитывают мышцы глаз и рук, ряда других частей тела. Чем больше сокращается или расслабляется мышца, прослеживающая предмет по его контуру или поверхности, тем больше кажется и сам предмет.
Наличие или отсутствие движения, констатируется нейронами-детекторами движения или новизны. Они обладают генетически заданной способностью реагировать на импульсы при возникновении движения в поле зрения.
Направленность движения может оцениваться по направлению перемещения отражаемого объекта на поверхности сетчатки, а также отличаться последовательностью сокращения-расслабления группы мышц глаз, головы, туловища при прослеживании.
Скорость движения, по-видимому оценивается по скорости перемещения изображения предмета на сетчатке, а также по быстроте сокращения мышц, участвующих в следящих движениях.
Механизм восприятия времени часто связывают с «биологическими часами» определённой последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. Например: ритм сердечной деятельности и обменные процессы тела подвергается воздействиям медикаментов хинин, алкоголя субъективно воспринимаемый ход времени замедляет, а кофеин ускоряет.
Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено. (Более короткой по времени нам кажется интересная и осмысленная работа. Дольше для нашего восприятия продолжается та, которая заполнена неинтересными занятиями. [Эксперимент с человеком в изолированной комнате любимое занятие (+ 4 часа); через 4 дня 40 минут])
Существуют индивидуальные, в частности возрастные, различия восприятия хода времени. У одного и того же человека оценка времени может варьировать в зависимости от его душевного и физического состояния. (При хорошем настроении время идёт быстрее)
Законы восприятия:
Формирование адекватных образов происходит с помощью внешних органов или внутреннего движения. (мышцы глаз повторяют направление, траекторию и динамику движения). При рассмотрении неподвижного объекта зрительные оси, можно уподобить 2-м длинным щупальцам, которые то вытягиваются, то сокращаются, как бы ощупывая предмет.
I Закон восприятия состоит в его связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах.
II Закон состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, в особенности когда их функционирование связано с мышечным. (Опыт с очками: сначала видит всё искажённым, затем сознание начинает корректировать оптические искажения и начинает видеть обычным способом. Однако, когда снимали очки восприятие вновь было искажённым. Способность «переучиваться» зависит от возможности активно перемещаться (Д. Бом)).
III Закон. Для того, чтобы восприятие было правильным, нужны постоянные упражнения и непрерывный приток в у.н.с. информации, корректирующей образ. (Опыт с сосудом с водой: вода комфортная; исключается возможность видеть и слышать долгое время; покрытие на руках исключали возможность осязательных ощущений. У испытуемых возникали изменения в восприятии, галлюцинации и нарушения восприятия времени. Нарушалась ориентация в пространстве и времени. Сразу после опыта не могут воспринимать форму предметов, изменилось восприятие света.)
IV Закон. Устойчивость образов внутренних состояний, связанных с телесными ощущениями, объясняется, вероятно, постоянством действующих глубинных структур и механизмов мозга. Об этом говорит факт - фантом конечности. После ампутации конечности человек продолжает чувствовать её. Этот фантом начинает действовать примерно с 9 лет и явления возникают обычно в отношении тех частей тела, которые человек достаточно хорошо освоил. Время, которому мозг человека, его структуры, управляющие движением, их связи с сенсорными процессами окончательно оформляются к 9 годам жизни. Таким образом характер образов человека и связанных с ними ощущениями от части определяются внутренними процессами, происходящими в организме, но это случается лишь тогда, когда восприятие сформировалось. В процессе же его развития образ непосредственно зависит от получаемого опыта.
Вопрос о том, какое влияние на наше восприятие оказывает внешний мир и внутренний опыт, давно обсуждается учёными, но окончательного ответа пока нет. (две теории натуралистическая и формирование образов в результате обучения, мышления и опыта.)
Неточное восприятие объясняется некоторыми особенностями психофизической деятельности органов чувств.
Например, явление константности (постоянство зрительного восприятия, несмотря на существенные, видимые изменения в объекте). Белая бумага и мел при дневном, и при электрическом свете кажутся большими.
Ошибочное восприятие мы наблюдаем при явлениях иллюзии. Иллюзии неправильное, искажённое восприятие. Например: восприятие движения и его направление физиологически связано с перемещением изображения на сетчатке, доказывается существующей иллюзией движения. Когда в поле зрения один за другим с небольшим интервалом времени зажигаются 2 светящихся точечных объекта, находящихся друг от друга на сравнительно небольшом расстоянии. (интервал между зажиганием меньше 0,1 секунды) Возникает иллюзия перемещения светового источника, прослеживается даже траектория фифеномен.
Другой аргумент это автокинетический эффект. Кажущееся движение в темноте неподвижной светящейся точки, если это единственный видимый объект.
Память.
1.Понятие о памяти. Виды памяти.
2.Процессы памяти.
3.Индивидуальные особенности памяти людей.
4.Закономерности запоминания.
5.Средства и методы улучшения памяти.
1.Память процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и переработки человеком информации.
Без памяти мы бы существовали мгновения. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатанный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства живые организмы не смогли бы адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Не помня о том, что с ними было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, т.к. то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.
У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая (передача из поколения в поколение биологических, психологических и поведенческих свойств) и механическая (способность к научению, к приобретению опыта, который в организме сохранится не может, исчезает вместе со смертью).
Виды памяти:
2.Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.
Долговременная память неограниченна по объему, но ограниченна по возможности произвольного припоминания. Чтобы информация из кратковременной памяти перешла в долговременную, необходимо, чтобы с ней провели работу по ее перекодированию (приемы смысловой переработки и группировки материала, обращению к прошлому опыту).
Особенности кратковременной памяти.
Объем кратковременной памяти индивидуален. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Проявляется в том, что при переполнении объема кратковременная память человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там. Это происходит тогда, когда человеку приходится иметь дело с информацией, которую он не в состоянии полностью запомнить и которая ему предъявляется непрерывно и последовательно (фамилии).
Благодаря кратковременной памяти перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная (перегрузки).
Данный вид памяти активно работает и в процессе общения человека с человеком (количество черт примерно равно 7).
Кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранения и фильтра, который пропускает информацию в долговременную память. В кратковременную память попадают последние 5 6 единиц информации, поступившие через органы чувств, они и попадают в долговременную память. Но при повторе материала, можно удержать его на долгий срок. Тем самым обеспечить перевод в долговременную память количество информации, превышающую объем кратковременной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.
Обычно без повторения в долговременной памяти оказывается то, что находится в сфере внимания человека (3 буквы, 18с).
На самом деле многие жизненные проблемы связаны не с памятью, а с возможностью обеспечить длительное и устойчивое внимание человека к запоминаемому материалу (часы).
Одним из механизмов кратковременного запоминания является временной кодирование, т.е. отражение запоминаемого материала в виде символов слуховой и зрительной системы человека (повторение слова, представление образа).
Особенности долговременной памяти.
Она начинает функционировать через 10 15 минут после восприятия и запоминания материала. Процессы восприятия и запоминания материала на могут происходить одновременно.
3.Индивидуальные развития памяти людей.
Память людей различаются по количественным показателям: скорость, прочность, длительность, точность и объем запоминания.
Существуют качественные различия, в зависимости от доминирования отдельных видов памяти и их функционирования (зрительная, двигательная, слуховая, эмоциональная).
Существуют уникальные случаи зрительной памяти эйдическая память способность в течение продолжительного времени “видеть” воспринятую картинку в своем воображении.
Наибольшего развития у человека достигают те виды памяти, которые чаще всего используются (профессиональная деятельность): ученые логическая, актеры и врачи лица. Процессы памяти связаны с особенностями личности человека, его эмоциональном настроении, интересами и потребностями. На память влияет общее состояние человека. То, что памяти тесно связано с физическим состоянием человека, доказывают случаи болезненного нарушения памяти амнезии: ретроградная (прошлое), антероградная (невозможность запоминания на будущее), ретардированная (связана с сохранением в памяти событий, пережитых во время болезни, и последующим их заболеванием), прогрессивная.
Забывание по З. Фрейду.
4.Закономерности запоминания.
При заучивании необходимо не только повторять проговаривая текст, но и вызывать в сознании образы, воспринятые на занятиях.
5.В настоящее время разработано и на практике испытано немалое количество разнообразных систем и методов практического влияния на память человека с целью ее улучшения.
Интерференция смещение одной информации другой, одних схем припоменания другими.
Воображение.
Воображение способность представлять отсутствующий или реально несуществующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. [Воображение, вероятно, характерно только для человека. Мальчик читает книжку фантазирует; инженер изобретает; писатели и художники]…
Человек придумывает то, что ещё не существует, чего нет в действительности, но источник воображения в объективной реальности (Баба-Яга). В процессе В. создаются новые образы из элементов старого, прошлого опыта, но элементы этих образов комбинируются, соединяя то, что реально не соединяется.
В образах отражается потребности, чувства, настроения, желания, симпатии и антипатии (сказки, мифы попытка объяснить непонятное). Воображение выполняет ряд специфических функций.
Виды В.
Различают следующие виды В.:
а) Воссоздающее (репродуктивное) В. это представление человеком ч-л нового для него, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертёж, схема, запись). Этот вид В. широко используется в обучении (география реки, горы, при чтении художественной литературы).
б) Творческое (продуктивное) это создание нового образа без опоры на готовое описание их. Различают объективно (то, что не существует) и субъективно новое (новое для данного человека). Результат творческого В. м.б. материальным (предмет) или остаться на уровне идеального содержания.
а) Преднамеренное В. вызывание образов, но не связанных с волей и желанием воплотить их в жизнь (грёзы).
б) Пассивное В. может возникнуть непреднамеренно. Это происходит при ослаблении деятельности сознания, в полудрёмном состояние, во сне, при патологических расстройствах сознания галлюцинации.
Особо можно выделить такие виды В. как, сновидения, грёзы, мечты и галлюцинации.
Сновидения относятся к пассивному непроизвольному В. С физиологической точки зрения сновидения обусловлены неравномерным торможением различных участков коры. Наш мозг продолжает работать во время сна, включая в свою деятельность некоторые психические процессы (память, речь). Во сне человек способен реагировать не действительность, может принимать решения, делать открытия (Пушкин). Но всё же человек остаётся безвольным во время сна, он не ставит цели увидеть какой-либо сон.
Ещё одним видом пассивного В. являются грёзы. Это своего рода фантазии, связанные с идеализированным будущим. Результат такого воображения остаётся на уровне идеального. У некоторых людей, грёзы являются заместителями реальности (пока это не становится образом жизни).
Мечта образ желаемого будущего. Мечта более связана с жизнью, с действительностью, более реальна и может быть в принципе осуществлена. Мечта человека может быть реальной и нереальной. Важно, чтобы реальная мечта стала началом планирования и реализации для человека (Циалковский.)
III) Способы синтезирования.
Во многих случаях создание новых образов осуществляется с помощью различных приёмов.
IY) В. и органические процессы тесным образом взаимосвязаны. У людей с достаточно богатой фантазией может изменяться органические процессы, н-р появляются признаки, которые обычно сопровождает те или иные эмоции (учащение пульса, выделение пота и т.п.) [представление ситуации несущей угрозу]. Физиологические реакции, связанные с В., способствуют перестройке организма на предстоящую деятельность и облегчает её. Широко известно явление, которое получило название идеомоторрный акт (маятник).
Непроизвольное проявление движений, связанных с соответствующими эмоциями (мимика, жесты), широко используются людьми в невербальном общении. Замечая их мы судим об эмоциональном состоянии других.
Образы, фантазии способы вызвать у людей некоторые виды заболеваний, которые приянто называть психосоматическими.
Мышление
Мышление это сложный психический познавательный процесс познавания общих свойств предметов и явлений, связей и отношений, существующих между ними.
Мышление порождает новое знание, преобразует окружающую действительность. Мышление это также и приобретение новых знаний. Мышление связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую необходимо решить. Мышление даёт нам возможность знать и судить о том, что мы непосредственно не наблюдаем. Чем больше человек знает, чем богаче его кругозор, тем больше возникает у него новых вопросов и проблем, тем активнее и самостоятельнее его мысль. Мышление это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включённых в неё действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
I. Виды мышления:
II. Формы мышления:
Суждения образуются непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается, и посредственно, путём умозаключений или рассуждений. Например, Менделеев.
Умозаключения сложная мыслительная деятельность, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, приходит к частным или общим логическим выводам. (сланцы горючие).
Для доказательства истинности суждений человек пользуется двумя видами умозаключений индуктивными и дедуктивными.
Индукция это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основе отдельных фактов. (алюминий, медь, железо, платина и др. обладают электропроводностью, следовательно металлы электропроводны).
Дедукция это способ рассуждения от общего к частному. (все тела при нагревании расширяются, следовательно железнодорожные рельсы летом расширяются делают зазор).
III. Мыслительная деятельность у людей совершается при помощи мыслительных операций: анализа, синтеза, абстракции, обобщения, конкретизации, сравнения.
Анализ это расчленение предмета на составляющие элементы с последующим их сравнением.
Синтез соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
Сравнение это установление сходства и различия между предметами и явлениями.
Абстракция мыслительное отвлечение от ряда свойств предметов и явлений и выделение какого-либо свойства или отношения. (изучая определённую породу деревьев хвойные).
Обобщение выделение существенного и связывание его с классами предметов и явлений.
Конкретизация обратная обобщению.
Личность.
1.Обще представление о личности.
2.История исследование личности.
3.Формирование и развитие личности.
1.Личность это человек, взяты в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие значения для него самого и окружающих.
Человек это понятие включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного человека.
Индивид включает в себя качества, отличающие одного человека от другого, так и общие для всех людей свойства.
Индивидуальность содержит в себе лишь те свойства человека, которые данного человека отличают от других.
Структура личности:
Черты личности это обобщенные характеристики, представляющие ряд взаимосвязанных признаков (общительность, информированность).
Существуют 3 вида активности личности:
Направленность личности система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих развитие личности, задающих главные тенденции ее поведения.
2.Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Важнейшей задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных тестовых методов существования нормальной личности.
Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф. Лазурани, который разработал технику и методику ведения наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента.
Г. Олпорт заложил основы новой теории личности, получившие название “теория черт”. Люди, согласно этой теории, отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных черт, а описание целосной личности можно получить на основе теста или наблюдений.
Р. Кеттел ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов или черт. Он же заложил основы современной тестологии, разработал один из первых личностных тестов. Весьма популярна психоаналитическая теория личности З. Фрейда. Структура личности по Фрейду имеет 3 основных составляющих: “Оно”, “Я”, “Сверх-Я”.
“Оно” является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта. Это совокупность бессознательных потребностей, стремлений, желаний, которые руководят нашим поведением. Его основные составляющие либидо, т.е. позитивные любовные, сексуальные импульсы и деструктивные, агрессивные импульсы.
“Я” это самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения.
“Сверх - Я” это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятие норм морали (учительница и надоевший ученик).
3.Смыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Многие из них сделали попытку выделения основных стадий развития.
Основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты в схеме Выготского служат новообразования. Последовательность возрастных периодов определяются чередованием стабильных и критических периодов.
Стадии развития (по Выготскому):
В основе теории развития Шарлоты Бюлер лежат 5 фаз жизненного цикла:
Согласно З. Фрейду приближение зрелости определяется у человека стремлением работать и способностью любить другого человека ради него самого.
Тема 10. Речь. Функции и средства общения.
Речь как общественно-исторический феномен. Функции языка и речи. Виды речи.
Структура речи. Невербальное общение. Восприятие человека человеком.
Речь как общественно-исторический феномен
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь это язык в действии. Язык система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис набор правил, по которым строятся предложения.
Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании.
В отличие от значения слова личностный смысл это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл это субъективное переживание его содержания.
Виды речи
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную.
Диалог это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).
Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
Монологическая речь длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом.
Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь связная, контекстная. Ее содержание должно удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, грамматически правильное построение предложений.
Монолог предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи. Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность создается как языковыми средствами (умение употребить синтаксическую конструкцию, наиболее точно передающую замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, что обусловлено отсутствием обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
Внутренняя речь это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.
Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.
Невербальное общение
Невербальные средства общения изучают следующие науки:
Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
Мимика (движение мышц лица), отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.
Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.
Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п.
Легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции печаль, гнев, отвращение.
Основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.
Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения.
Тема 13. Темперамент.
Темперамент: определение, концепции, типы. Классификации характера.
Темперамент и характер в практической деятельности.
Темперамент и характер являются наиболее значимыми свойствами личности, при помощи которых в быту характеризуют человека. Хотя структура личности не сводится лишь к этим двум характеристикам, тем не менее, они нагляднее всего позволяют описать особенности его поведения, а отчасти его мысли и чувства. Примечательно так же то, что в бытовом общении эти две характеристики зачастую не разделяются. Несмотря на то, что они частично связаны друг с другом, механизмы их формирования различны.
Темперамент: определение, концепции, типы
Темперамент это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Поскольку темперамент является врождённым свойством, которое закладывается на самых ранних стадиях развития человека, изменить его или повлиять на ход этого развития невозможно.
Общество всегда пыталось определить какие-то особенности психического склада различных людей и выделить их обобщённые портреты типы темперамента. Такое разбитие на типы удобно потому что с их помощью можно предсказать поведение людей с тем или иным темпераментом в определённой жизненной ситуации. Наибольшую распространённость получили четыре подхода к классификации, предпринятые в различное время. Эти подходы называются концепциями темперамента, поскольку помимо разделения на типы темперамента, они также пытаются теоретически объяснить и обосновать это разделение.
Основные характеристики четырех традиционных типов темперамента.
Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость ("все падает из рук"). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.
Это общительный человек. Легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет "реакцию льва", т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.
Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.
Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.
Необходимо сразу же отметить, что нет лучших или худших темпераментов каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно, поскольку он врождён), а на разумное использование его отрицательных граней.
Тема 15. Эмоции. Чувства. Волевая регуляция.
Общая характеристика эмоциональных состояний. Виды и роль эмоций.
Психофизиологические основы эмоций. Стресс и фрустрация.
Характеристика и структура волевых действий.
Общая характеристика эмоциональных состояний
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты.
Эмоции это особый класс психологических состояний, которые отражают переживание человеком своего отношения к чему-либо в данный момент. Поскольку все, что делает человек, в конечном счёте, служит для удовлетворения его разнообразных потребностей, то любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Эмоции одновременно проявляются и во внутренних переживаниях, и во внешней среде (изменение поведения и мимики).
Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоции предупреждают об угрозе или вредоносном характере влияния внешней среды или деятельности организма.
Чувства это высшая стадия развития эмоций в культурно-исторической среде. В отличие от эмоций чувства опредмечены, т.е. они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.
Чувства выполняют в жизни человека мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Чувства всегда связаны с работой сознания и могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.
Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, и находятся как бы в начале его. Они выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной потребности, могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Эмоции и чувства не только воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, но и могут передаваться другим людям, т.е. сопереживаться.
Аффекты это особо сильные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека. Аффект не предшествует поведению, а как бы "сдвинут" на его конец.
Чем более сильным является исходный стимул и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, и чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.
Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они оставляют сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в ходе ситуаций, провоцирующих аффекты, может накапливаться, и может привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая затем сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.
Страсть еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.
Виды и роль эмоций
Можно классифицировать эмоции по различным основаниям:
Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.
Эмоции играют чрезвычайно важную роль в поведении и деятельности человека:
ТЕМА 1. Основные понятия в педагогике.
Предмет. Объект. Задачи.
Педагогика это наука о сфере человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Объектом педагогической науки является растущий развивающийся человек.
Предметом воспитание. Основное назначение воспитания передача подрастающим поколениям накопленных знаний и общественно-исторического опыта.
Функции педагогической науки: описание, объяснение и предсказание явлений того участка, который она изучает.
Основные педагогические понятия: Воспитание. Обучение. Образование.
Воспитание это формирование определенных черт и качеств человека, его взглядов, убеждений. Образование овладение определенной суммой общественно необходимых знаний, умений и навыков (ЗУН) путем приобретения их на учебных занятиях и в процессе разнообразной внеучебной воспитательной работы в учебном заведении и на основе самообразования.
Обучение вооружение учащихся ЗУН, а также способами познавательной деятельности, осуществляемое под руководством преподавателя в процессе учебных занятий.
Задачи педагогической науки
Структура педагогической науки (отрасли педагогики)
Связь педагогики с другими науками
Так как объектом педагогики является развивающаяся личность, поэтому педагогика тесно связана с науками, изучающими человека, как члена общества: философия, социология, этика, эстетика, экономика, физиология, общая, педагогическая социальная, инженерная психология.
Обучение это совместная деятельность учителя (преподавание) и учащихся (учение).
Преподавание это знание учителем своего предмета; знание современных методов обучения, познавательных возможностей учащихся, путей формирования личностных качеств учащихся.
Учение процесс в котором проявляются и формируются умственные силы ученика, моральные и волевые черты характера, свойства личности и темперамента.
Преподавание и учение две стороны единого учебно-воспитательного процесса.
Цель обучения теоретическое и практическое овладение знаниями и методами взаимодействия с людьми в жизнедеятельности.
Обучение включает 3 функции:
Этапы овладения знаниями (структура)
Мотивы учения
Мотив внутреннее побуждение к действию, отражающее объективные потребности и интересы человека. Мотивы бывают:
- положительные стремление к знаниям, желание получить хорошую отметку, заслужить благодарность родителей и учителей, быть уважаемым среди сверстников. Необходимо их развивать и укреплять.
- нейтральные игры со сверстниками, интерес к книгам, различные увлечения. необходимо знать эти мотивы и стремиться сделать их положительными.
- негативные отсутствие желания учиться, неумение учиться, медлительность, отрицательное влияние друзей. Необходимо перевоспитать до нейтрального уровня.
Принципы обучения
Большой вклад в разработку принципов обучения внес К.Д. Ушинский
ТЕМА 3.2. Методы обучения
Метод способ взаимосвязанной или совместной деятельности учителя и учащихся при помощи которой учащиеся овладевают ЗУН.
Методы обучения это способы деятельности преподавателя, способы организации познавательной деятельности учащихся, обучение самостоятельному поиску истин, выработке своих взглядов и убеждений. Это последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала. Методы обучения находятся в зависимости от психологических, возрастных особенностей учащихся.
К числу основных факторов, побуждающих к активности относятся:
1) познавательный и профессиональный интерес
2) творческий характер учебно-воспитательного процесса
3) состязательность
4) игровой характер
5) эмоциональное воздействие.
С понятием «метод» связаны еще 2 понятия:
«средства обучения» - все приспособления и источники, которые помогают учителю учить, а ученику учиться (слово учителя, учебники, учебные пособия, справочная литература, наглядные пособия, кино, ТСО, средства программированного обучения и т.д.).
«прием» - это деталь метода, способ реализации метода (например рассказ это метод, сообщение плана прием активизации внимания восприятия).
Разработкой и классификацией методов занимались: Е.Я. Голант, Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский и др.
Требования к методам:
Классификация методов
І. а) Словесные методы: объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение, работа с книгой, наблюдения и др.
б) Наглядные методы: применение наглядных пособий, ТСО (кино, радио, телевидение, магнитофон…).
в) Практические методы овладение материалом, на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических и лабораторных работ.
ІІ. Далее (ІІ - V) идет классификация по Скаткину-Лернер:
а) Репродуктивные методы овладение материалом основывается на воспроизводящей функции памяти, учащиеся сами вспоминают материал, отвечая на вопросы педагога (закреплении, повторении, обобщении материала). Приемы решение задач, воспроизводство опытов, ответы на вопросы.
б) Объяснительно-иллюстративные методы преподаватель объясняет и наглядно показывает материал (объяснение, рассказ, беседа, описание, доказательства и др.) при помощи наглядных пособий. Приемы лекция, рассказ, демонстрация опытов, экскурсия.
ІІІ. Проблемные формы овладения учебным материалом учащиеся сами ищут новые знания (на основе загадок, задач на смекалку, проблемные ситуации). Приемы чтение литературы, диспуты, семинары, деловые игры.
ІV. Частично-поисковые методы основаны на творчестве учеников (высказывание учащимися предположений, частично-самостоятельные открытия, совершенные самостоятельно или при направляющей роли учителя). Приемы те же, что и в ІІІ.
V. Исследовательские (проведение опытов и наблюдений, эксперимент, работа с документами).
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
80447. | Прилітайте, птахи, додому! | 194.5 KB | |
Загальнопізнавальні цілі: ознайомити дітей з перелітними та зимуючими птахами;повторити вивчений матеріал про цифри, геометричні фігури, множини; удосконалювати навички розв’язування прикладів і задач; розвивати навички усної лічби, уваги, мислення; виховувати любов бережливе ставлення до природи, до птахів. | |||
80449. | Шлях до незалежності | 38 KB | |
Головна мета: ознайомлення учнів з основними державотворчими подіями становлення незалежної України,вмвчення основних засад демократичного та суспільного ладу України,її досягнень за останні роки; закріплення знань про державну символіку (Герб, Прапор, Гімн, Основний Закон України-Конституцію)... | |||
80450. | Гілка сакури та кетяг калини. Діалог японської та української культур | 484.5 KB | |
Мета. Показати зарубіжну країну через її народ, прослідкувати своєрідні риси національної культури та літератури, провести паралель між японською та українською культурами. Виховна мета. Прищеплювати інтерес до культури народів світу,прагнення до пізнання життя, повагу до самобутності... | |||
80451. | Складання казки «Барвінок». Розвиток зв’язного мовлення | 51.5 KB | |
Мета: вчити учнів висловлювати свої думки в логічній послідовності; збагачувати активний словник учнів; розвивати творчі здібності, спостережливість; виховувати любов до природи, вміння відчувати красу рідного слова. Обладнання: ілюстрації та малюнки дітей із зображенням барвінка, аудіозапис «Пори року» П.Чайковського. | |||
80452. | Урок Доброти | 4.2 MB | |
Обладнання: компютер дві презентації Казка про краплинку Твори Добро свічки картки для роботи в групах. Що на вашу думку може статися далі впасти зникнути або трапитись чудо Як хотіла жити Краплинка спокійно спати ні про що не думати байдужість безтурботність... | |||
80453. | Как правильно переходить дорогу (практическое занятие); разбор конкретных ситуаций | 41 KB | |
Как правильно переходить дорогу практическое занятие; разбор конкретных ситуаций. Кто-то норовит перебежать дорогу прямо перед вами рискуя попасть под ваши колеса. Вспомните как правильно нужно переходить дорогу. Где ж второй участник спора Он достиг конца пути И стоит у светофора... | |||
80454. | Герої мультфільмів. Теперішній тривалий час | 1.62 MB | |
Освітня мета: навчати порівнювати явища іноземної й мови рідної; формувати уявлення про мовну будову англійської мови; поглибити знання учнів про найвідоміші мультфільми світу; формувати усвідомлення важливості оволодіння іноземною мовою і потребою користуватися нею як засобом спілкування. | |||
80455. | Learn About the World Around | 73 KB | |
What season is it now? What month is it now? What are the four seasons of the year? What’s your favourite season? Why? What are the spring month? What’s your favourite spring month? Why? What is the weather like in March May? | |||