1542

Общая психология и ее классификация

Конспект

Психология и эзотерика

Понятие о восприятии. Виды восприятия. Индивидуальные особенности памяти людей. Способы синтезирования, обеспечивающие возникновение образов и фантазий. Мыслительные операции. Формирование и развитие личности. Речь как общественно-исторический феномен. Темперамент: определение, концепции, типы.

Русский

2013-01-06

182.5 KB

16 чел.

Восприятие

  1.  Понятие о восприятии. Виды восприятия.
  2.  Характеристика свойств восприятия.
  3.  Восприятие пространства.
  4.  Восприятие движения.
  5.  Восприятие времени.
  6.  Законы восприятия.
  7.  Неточное и ошибочное восприятие.

Способностью воспринимать мир в виде образов наделён человек и животные, она у них складывается и совершенствуется пожизненно.

Восприятие – процесс приёма и переработки информации, синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Восприятие завершается формированием образа.

Восприятие тесно связано с прошлым опытом человека вообще и опытом восприятия в частности. Большую роль играет в процессе восприятия узнавание. В тех случаях, когда предмет не узнаётся, процесс восприятия имеет незаконченный характер, что часто приводит к ошибочному восприятию.

Каждый человек склонен воспринимать в предметах и явлениях главным образом то, что его интересует, что является основным для него, а что второстепенным. (художник – цвет; биолог – растения и т. д.). (рисунки. Ваза и профили.). Восприятие может определяться и характером деятельности, в которой оно включено. (апельсин) – это явление избирательным восприятия (школьник – яркое).

Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, различают и виды восприятия. Следовательно выделяют: зрительное, слуховое, и осязательное восприятие. Существуют 4 вида анализаторов – зрительный, слуховой, кожный и мышечный. Чаще всего они выступают как ведущие в процессе восприятия.

Свойства восприятия: предметность, целостность, константность и категоричность.

  1.  Предметность – это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделённых друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.
  2.  Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до целой формы.
  3.  Константность – способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий.
  4.  Категоричность проявляется в том, что восприятие носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определённому классу

Эти свойства с рождения человеку не присущи; они складываются в жизненном опыте.

Восприятие пространства содержит оценки формы, величины… В восприятии формы принимают 3 группы факторов:

  1.  Врождённая способность клеток-детекторов выделять в зрительном поле вполне определённые элементы, например световые линии конкретной длины, ширины и наклона, острые углы, контрасты.
  2.  Законы образования фигур, форм и контуров.
  3.  Жизненный опыт, получаемый за счёт движения руки по контуру и поверхности объектов, перемещение человека и частей его тела в пространстве.

Восприятие движения предметов зависит от того, каковы параметры их изображения на сетчатке глаза.

Если человек не в состоянии правильно оценить расстояние до предметов, то те из них, которые на самом деле находятся далеко и, следовательно, образуют на сетчатке небольшие изображения, воспринимаются как маленькие, хотя могут быть большими. Объекты, изображения которых на сетчатке увеличиваются, воспринимаются как возрастающие. Однако, если человек в состоянии правильно оценить расстояние до объекта, то в действие вступает закон константности. То же самое происходит, если человек знает, что сам объект мало меняется, варьируется его величина.

В восприятии величины предметов учитывают мышцы глаз и рук, ряда других частей тела. Чем больше сокращается или расслабляется мышца, прослеживающая предмет по его контуру или поверхности, тем больше кажется и сам предмет.

Наличие или отсутствие движения, констатируется нейронами-детекторами движения или новизны. Они обладают генетически заданной способностью реагировать на импульсы при возникновении движения в поле зрения.

Направленность движения может оцениваться по направлению перемещения отражаемого объекта на поверхности сетчатки, а также отличаться последовательностью сокращения-расслабления группы мышц глаз, головы, туловища при прослеживании.

Скорость движения, по-видимому оценивается по скорости перемещения изображения предмета на сетчатке, а также по быстроте сокращения мышц, участвующих в следящих движениях.

Механизм восприятия времени часто связывают с «биологическими часами» – определённой последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. Например: ритм сердечной деятельности и обменные процессы тела подвергается воздействиям медикаментов – хинин, алкоголя субъективно воспринимаемый ход времени замедляет, а кофеин – ускоряет.

Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено. (Более короткой по времени нам кажется интересная и осмысленная работа. Дольше для нашего восприятия продолжается та, которая заполнена неинтересными занятиями. [Эксперимент с человеком в изолированной комнате – любимое занятие (+ 4 часа); через 4 дня – 40 минут])

Существуют индивидуальные, в частности возрастные, различия восприятия хода времени. У одного и того же человека оценка времени может варьировать в зависимости от его душевного и физического состояния. (При хорошем настроении время идёт быстрее)

Законы восприятия:

Формирование адекватных образов происходит с помощью внешних органов или внутреннего движения. (мышцы глаз повторяют направление, траекторию и динамику движения). При рассмотрении неподвижного объекта зрительные оси, можно уподобить 2-м длинным щупальцам, которые то вытягиваются, то сокращаются, как бы ощупывая предмет.

 I Закон восприятия состоит в его связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах.

 II Закон состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, в особенности когда их функционирование связано с мышечным. (Опыт с очками: сначала видит всё искажённым, затем сознание начинает корректировать оптические искажения и начинает видеть обычным способом. Однако, когда снимали очки восприятие вновь было искажённым. Способность «переучиваться» зависит от возможности активно перемещаться (Д. Бом)).

 III Закон. Для того, чтобы восприятие было правильным, нужны постоянные упражнения и непрерывный приток в у.н.с. информации, корректирующей образ. (Опыт с сосудом с водой: вода комфортная; исключается возможность видеть и слышать долгое время; покрытие на руках исключали возможность осязательных ощущений. У испытуемых возникали изменения в восприятии, галлюцинации и нарушения восприятия времени. Нарушалась ориентация в пространстве и времени. Сразу после опыта не могут воспринимать форму предметов, изменилось восприятие света.)

 IV Закон. Устойчивость образов внутренних состояний, связанных с телесными ощущениями, объясняется, вероятно, постоянством действующих глубинных структур и механизмов мозга. Об этом говорит факт  - фантом конечности. После ампутации конечности человек продолжает чувствовать её. Этот фантом начинает действовать примерно с 9 лет и явления возникают обычно в отношении тех частей тела, которые человек достаточно хорошо освоил. Время, которому мозг человека, его структуры, управляющие движением, их связи с сенсорными процессами окончательно оформляются к 9 годам жизни. Таким образом характер образов человека и связанных с ними ощущениями от части определяются внутренними процессами, происходящими в организме, но это случается лишь тогда, когда восприятие сформировалось. В процессе же его развития образ непосредственно зависит от получаемого опыта.

Вопрос о том, какое влияние на наше восприятие оказывает внешний мир и внутренний опыт, давно обсуждается учёными, но окончательного ответа пока нет. (две теории – натуралистическая и формирование образов в результате обучения, мышления и опыта.)

Неточное восприятие объясняется некоторыми особенностями психофизической деятельности органов чувств.

Например, явление константности (постоянство зрительного восприятия, несмотря на существенные, видимые изменения в объекте). Белая бумага и мел при дневном, и при электрическом свете кажутся большими.

Ошибочное восприятие мы наблюдаем при явлениях иллюзии. Иллюзии – неправильное, искажённое восприятие. Например: восприятие движения и его направление физиологически связано с перемещением изображения на сетчатке, доказывается существующей иллюзией движения. Когда в поле зрения один за другим с небольшим интервалом времени зажигаются 2 светящихся точечных объекта, находящихся друг от друга на сравнительно небольшом расстоянии. (интервал между зажиганием меньше 0,1 секунды) Возникает иллюзия перемещения светового источника, прослеживается даже траектория – фифеномен.

Другой аргумент – это автокинетический эффект. Кажущееся движение в темноте неподвижной светящейся точки, если это единственный видимый объект.

Память.

1.Понятие о памяти. Виды памяти.

2.Процессы памяти.

3.Индивидуальные особенности памяти людей.

4.Закономерности запоминания.

5.Средства и методы улучшения памяти.

1.Память – процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и переработки человеком информации.

Без памяти мы бы существовали мгновения. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатанный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства живые организмы не смогли бы адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Не помня о том, что с ними было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, т.к. то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая (передача из поколения в поколение биологических, психологических и поведенческих свойств) и механическая (способность к научению, к приобретению опыта, который в организме сохранится не может, исчезает вместе со смертью).

Виды памяти:

  1.  Мгновенная, связана с удержанием полной и точной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы только ни было переработки полученной информации (0,1 – 0,5 с). Это П – образ.
  2.  Кратковременная – способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. В кратковременной памяти сохраняется обобщенный образ, его наиболее существенные элементы. Эта память без предварительной установки на запоминание, но с установкой на восприятие. Объем кратковременной памяти примерно равен 5 – 9 единиц информации, воспроизведенных спустя 10 –20 секунд после однократного предъявления информации. Из мгновенной памяти в кратковременную попадает та информация, которая создается и является актуальной для человека.
  3.  Оперативная – рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока (от нескольких секунд до нескольких дней). Срок определяется задачей. После этого информация может исчезнуть. Этот вид памяти занимает промежуточное место между кратковременной и долговременной.
  4.  Долговременная – способна хранить информацию в течение практически неограниченного периода времени. Информация из долговременной памяти может воспроизводиться сколько угодно раз без утраты. Многократное воспроизведение укрепляет  долговременную память. Долговременная память связана с волей и мышлением.
  5.  Генетическая – информация храниться в генотипе, передается и воспринимается по наследству. На нее нельзя воздействовать через обучение и воспитание.
  6.  Зрительная – сохранение и воспроизведение зрительных образов.
  7.  Слуховая – хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (филологи, ин.яз., музыканты).
  8.  Словесно-логическая характеризуется тем, что человек быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какие – либо доказательства, смысл текста и т.д. Этот смысл он может передать своими словами, достаточно точно (ученые, лекторы, учителя).
  9.  Двигательная – запоминание. Сохранение и точное воспроизведение многообразных сложных движений (труд, спорт, письмо).
  10.   Эмоциональная – память на переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что вызывает у человека эмоциональное переживание, запоминается им без труда.
  11.  Осязательная, обонятельная, вкусовая – их роль сводится к удовлетворению биологических потребностей, связана с безопасностью и сохранением организма.
  12.  Непроизвольная – запоминание и воспроизведение происходит автоматически и без особых усилий, без постановки мнемической задачи.
  13.  Произвольная – присутствует мнемическая задача, а сам процесс запоминания требует волевых усилий.

2.Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

Долговременная память неограниченна по объему, но ограниченна по возможности произвольного припоминания. Чтобы информация из кратковременной памяти перешла в долговременную, необходимо, чтобы с ней провели работу по ее перекодированию (приемы смысловой переработки и группировки материала, обращению к прошлому опыту).

Особенности кратковременной памяти.

Объем кратковременной памяти индивидуален. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Проявляется в том, что при переполнении объема кратковременная память человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там. Это происходит тогда, когда человеку приходится иметь дело с информацией, которую он не в состоянии полностью запомнить и которая ему предъявляется непрерывно и последовательно (фамилии).

Благодаря кратковременной памяти перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная (перегрузки).

Данный вид памяти активно работает и в процессе общения человека с человеком (количество черт примерно равно 7).

Кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранения и фильтра, который пропускает информацию в долговременную память. В кратковременную память попадают последние 5 – 6 единиц информации, поступившие через органы чувств, они и попадают в долговременную память. Но при повторе материала, можно удержать его на долгий срок. Тем самым обеспечить перевод в долговременную память количество информации, превышающую объем кратковременной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.

Обычно без повторения в долговременной памяти оказывается то, что находится в сфере внимания человека (3 буквы, 18с).

На самом деле многие жизненные проблемы связаны не с памятью, а с возможностью обеспечить длительное и устойчивое внимание человека к запоминаемому материалу (часы).

Одним из механизмов кратковременного запоминания является  временной кодирование, т.е. отражение запоминаемого материала в виде символов слуховой и зрительной системы человека (повторение слова, представление образа).

Особенности долговременной памяти.

Она начинает функционировать через 10 – 15 минут после восприятия и запоминания материала. Процессы восприятия и запоминания материала на могут происходить одновременно.

3.Индивидуальные развития памяти людей.

Память людей различаются по количественным показателям: скорость, прочность, длительность, точность и объем запоминания.

Существуют качественные различия, в зависимости от доминирования отдельных видов памяти и их функционирования (зрительная, двигательная, слуховая, эмоциональная).

Существуют уникальные случаи зрительной памяти – эйдическая память – способность в течение продолжительного времени “видеть” воспринятую картинку в своем воображении.

Наибольшего развития у человека достигают те виды памяти, которые чаще всего используются (профессиональная деятельность): ученые – логическая, актеры и врачи – лица. Процессы памяти связаны с особенностями личности человека, его эмоциональном настроении, интересами и потребностями. На память влияет общее состояние человека. То, что памяти тесно связано с физическим состоянием человека, доказывают случаи болезненного нарушения памяти – амнезии: ретроградная (прошлое), антероградная (невозможность запоминания на будущее), ретардированная (связана с сохранением в памяти событий, пережитых во время болезни, и последующим их заболеванием), прогрессивная.

Забывание по З. Фрейду.

4.Закономерности запоминания.

  1.  Запоминание зависит от цели, которую поставит человек (пример – школьный учитель читает рассказ). Существенное влияние оказывает социальная установка – аттитюд. К этой же особенности памяти можно отнести то, что незавершенное действие запоминается лучше, чем завершенное – квазипотребности (эффект Зейгарника). Цель становится более значима, если она эмоционально и практически способствует долее прочному запоминанию.
  2.  Зависимость запоминания от средства предъявления материала. Основным средством является язык. В связи с распространением телевидения, радио в системе методов обучения возросла роль образов в передаче знаний. Образный материал не дает преимущества в запоминании, но дольше удерживается в долговременной памяти.

При заучивании необходимо не только повторять проговаривая текст, но и вызывать в сознании образы, воспринятые на занятиях.

  1.  Зависимость запоминания от логической структуры материала. Умение логически мыслить, организовать материал залог успешного запоминания.
  2.  Зависимость запоминания от организации процесса заучивания. Эта закономерность проявляется в продуманной последовательности заучивания материала. Его равномерное распределение во времени. При запоминании использовать метод контраста. Продуктивнее возвращаться к материалу через 2 – 3 часа, чем читать 2 – 3 раза подряд (большой текст).
  3.  В запоминание включаются все виды памяти. Следовательно, материал следует читать, повторять вслух и “про себя”.
  4.  Сохранение заученного материала зависит от того, чем было заполнено время в промежуток между заучиванием и припоминанием. Если этот промежуток был заполнен бодрствованием или интеллектуальной работой, то запоминание происходит быстрее.
  5.  Увеличение объема исходного ряда приводит к задержке процесса запоминания.
  6.  События жизни, которые производят сильное впечатление, могут запомниться сразу и надолго.
  7.  При пристальном внимании к событию достаточно его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно его воспроизвести.
  8.   Предварительное повторение материала экономит время его усвоения.
  9.  При запоминании длинного ряда лучше воспринимается его начало и конец (“эффект края”).
  10.  То, чем человек особенно интересуется, запоминается без труда.
  11.  Редкие, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные.
  12.  Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным.
  13.  Реминисценция – улучшение со временем восприятия заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще всего это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе заучивания, а не при заполнении сразу. Это, вероятно, объясняется тем, что со временем логические связи, образующиеся внутри заученного материала, упрочняются, становятся более ясными. Чаще реминисценция происходит на 2 – 3 день после заучивания материала.

5.В настоящее время разработано и на практике испытано немалое количество разнообразных систем и методов практического влияния на память человека с целью ее улучшения.

  1.  Методы, основанные на регуляции внимания (преподнесение такого материала, который может вызвать интерес, привлечь внимание).
  2.  На технике улучшения восприятия материала базируются приемы обучения “ускоренному” чтению. Человека учат быстро обнаруживать в тексте главное, сознательно пропуская все остальное.
  3.  Способность чего – либо зрительно представить положительно влияет на запоминание. Следовательно приемы, направленные на развитие воображения, одновременно служат соверщенствованию их образной памяти.
  4.  Привычка к осмысленному восприятию материала также связана с улучшением памяти (составление планов, конспектов).

Интерференция – смещение одной информации другой, одних схем припоменания другими.

Воображение.

  1.  Общее понятие о воображении.
  2.  Виды воображения.
  3.  Способы синтезирования, обеспечивающие возникновение образов и фантазий Воображения.
  4.  Воображение и органические процессы.

Воображение – способность представлять отсутствующий или реально несуществующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. [Воображение, вероятно, характерно только для человека. Мальчик читает книжку – фантазирует; инженер  изобретает; писатели и художники]…

Человек придумывает то, что ещё не существует, чего нет в действительности, но источник воображения в объективной реальности (Баба-Яга). В процессе В. создаются новые образы из элементов старого, прошлого опыта, но элементы этих образов комбинируются, соединяя то, что реально не соединяется.

В образах  отражается потребности, чувства, настроения, желания, симпатии и антипатии (сказки, мифы – попытка объяснить непонятное). Воображение выполняет ряд специфических функций.

  1.  Благодаря В. человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.
  2.  В. является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без вмешат-ва практических действий.
  3.  Регулирование эмоциональных состояний (удовлетворять, потребности снимать напряжение).
  4.  С помощью В. человек создаёт предмет материальной и духовной культуры.
  5.  В. выводит человека за пределы его сиюминутного существования (прошлое, будущее, настоящее).
  6.  С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.

Виды В.

Различают следующие виды В.:

  1.  активное
  •  творческое
  •  воссоздающее

  1.  пассивное
  •  преднамеренное
  •  непреднамеренное

  1.  Активное В. характеризуется тем, что человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

а) Воссоздающее (репродуктивное) В. – это представление человеком ч-л нового для него, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертёж, схема, запись). Этот вид В. широко используется в обучении (география – реки, горы, при чтении художественной литературы).

б) Творческое (продуктивное) – это создание нового образа без опоры на готовое описание их. Различают объективно (то, что не существует) и субъективно новое  (новое для данного человека). Результат творческого В. м.б. материальным  (предмет) или остаться на уровне идеального содержания.

  1.  Пассивное В. – образы возникают непроизвольно. В. в некоторых случаях выступает как замена действительности, человек временно уходит в область фантазий.

а) Преднамеренное В. – вызывание образов, но не связанных с волей и желанием воплотить их в жизнь (грёзы).

б)  Пассивное В. может возникнуть непреднамеренно. Это происходит при ослаблении деятельности сознания, в полудрёмном состояние, во сне, при патологических расстройствах сознания – галлюцинации.

  Особо можно выделить такие виды В. как, сновидения, грёзы, мечты и галлюцинации.

  Сновидения относятся к пассивному непроизвольному В. С физиологической точки зрения сновидения обусловлены неравномерным торможением различных участков коры. Наш мозг продолжает работать во время сна, включая в свою деятельность некоторые психические процессы (память, речь). Во сне человек способен реагировать не действительность, может принимать решения, делать открытия (Пушкин). Но всё же человек остаётся безвольным во время сна, он не ставит цели увидеть какой-либо сон.

  Ещё одним видом пассивного В. являются грёзы. Это своего рода фантазии, связанные с идеализированным будущим. Результат такого воображения остаётся на уровне идеального. У некоторых людей, грёзы являются заместителями реальности (пока это не становится образом жизни).

   Мечта – образ желаемого будущего. Мечта  более связана с жизнью, с действительностью, более реальна и может быть в принципе осуществлена. Мечта человека может быть реальной и нереальной. Важно, чтобы реальная мечта стала началом планирования и реализации для человека (Циалковский.)

III) Способы синтезирования.

  Во многих случаях  создание новых образов осуществляется с помощью различных приёмов.

  1.  Агглютинация (склеивание) – состоит в том, что берутся части нескольких предметов и соединяются в единый образ нового предмета (кентавры, русалки, акардеон, танк-амфибия).
  2.  Аналогия.
  3.  Акцентирование.
  4.  Типизация.

IY) В. и органические процессы тесным образом взаимосвязаны. У людей с достаточно богатой фантазией может изменяться органические процессы, н-р появляются признаки, которые обычно сопровождает те или иные эмоции (учащение пульса, выделение пота и т.п.) – [представление ситуации несущей угрозу]. Физиологические реакции, связанные с В., способствуют перестройке организма на предстоящую деятельность и облегчает её. Широко известно явление, которое получило название идеомоторрный акт (маятник).

  Непроизвольное проявление движений, связанных с соответствующими эмоциями (мимика, жесты), широко используются людьми в невербальном общении. Замечая их мы судим об эмоциональном состоянии других.

  Образы, фантазии способы вызвать у людей некоторые виды заболеваний, которые приянто называть психосоматическими.

Мышление

  1.  Мышление и его виды.
  2.  Формы мышления.
  3.  Мыслительные операции.

Мышление – это сложный психический познавательный процесс познавания общих свойств предметов и явлений, связей и отношений, существующих между ними.

Мышление порождает новое знание, преобразует окружающую действительность. Мышление это также и приобретение новых знаний. Мышление связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую необходимо решить. Мышление даёт нам возможность знать и судить о том, что мы непосредственно не наблюдаем. Чем больше человек знает, чем богаче его кругозор, тем больше возникает у него новых вопросов и проблем, тем активнее и самостоятельнее его мысль. Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включённых в неё действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

I. Виды мышления:

  1.  Наглядно-образное – мыслительный процесс в нём непосредственно связан с восприятием действительности и без него осуществляться не может. Данная форма мышления наиболее полно представлена у детей, а у взрослых – среди людей, занятых практической работой. (художники).
  2.  Наглядно-действеннное – сам процесс мышления представляет собой практическую деятельность, осуществляемую человеком с различными предметами. Этот вид мышления развит у людей, занятых производственным трудом, результатом которого являются материальный продукт.
  3.  Теоретическое понятийное мышление – в процессе решения задачи человек обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, полученным органами чувств.
  4.  Теоретическое образное мышление – материалом для решения задачи являются образы. Они или извлекаются из памяти или воссоздаются воображением. Таким воображением обладают работники литературы, искусства.

II. Формы мышления:

  1.  Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Например: в понятие человек входят такие существенные признаки как трудовая деятельность и речь. Содержание понятий раскрывается в суждениях.
  2.  Суждение – это отражение связи между предметами и явлениями действительности или между их свойствами. Например: суждение: металлы при нагревании расширяются, выражает связь между температурой и объёмом. В зависимости от того, как суждение отражает объективную действительность, они являются ложными или истинными. Например: Москва – столица России. Корова летает. Истинность суждений проверяется практикой. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях человек утверждается относительно всех предметов данной группы (все рыбы дышат жабрами). В частных суждениях утверждение относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам (некоторые студенты опаздывают). Единичные суждения выносят утверждение к одному предмету.

Суждения образуются непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается, и посредственно, путём умозаключений или рассуждений. Например, Менделеев.

Умозаключения – сложная мыслительная деятельность, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, приходит к частным или общим логическим выводам. (сланцы горючие).

Для доказательства истинности суждений человек пользуется двумя видами умозаключений – индуктивными и дедуктивными.

Индукция – это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основе отдельных фактов. (алюминий, медь, железо, платина и др. обладают электропроводностью, следовательно металлы электропроводны).

Дедукция – это способ рассуждения от общего к частному. (все тела при нагревании расширяются, следовательно железнодорожные рельсы летом расширяются – делают зазор).

III. Мыслительная деятельность у людей совершается при помощи мыслительных операций: анализа, синтеза, абстракции, обобщения, конкретизации, сравнения.

Анализ – это расчленение предмета на составляющие элементы с последующим их сравнением.

Синтез соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.

Сравнение – это установление сходства и различия между предметами и явлениями.

Абстракция – мыслительное отвлечение от ряда свойств предметов и явлений и выделение какого-либо свойства или отношения. (изучая определённую породу деревьев – хвойные).

Обобщение – выделение существенного и связывание его с классами предметов и явлений.

Конкретизация – обратная обобщению.

Личность.

1.Обще представление о личности.

2.История исследование личности.

3.Формирование и развитие личности.

1.Личность – это человек, взяты в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие значения для него самого и окружающих.

Человек – это понятие включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного человека.

Индивид  включает в себя качества, отличающие одного человека от другого, так и общие для всех людей свойства.

Индивидуальность – содержит в себе лишь те свойства человека, которые данного человека отличают от других.

Структура личности:

  1.  темперамент – включает качества от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.
  2.  Потребностно – мотивационная сфера. Она включает потребности (необходимость в определенных условиях); мотивы (удовлетворение потребности, побуждение к деятельности).
  3.  Эмоционально волевая сфера. Личностные свойства, влияющие на стремление человека к достижению цели; переживания.
  4.  Способности – индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
  5.  Характер – совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно сформированных свойств.

Черты личности – это обобщенные характеристики, представляющие ряд взаимосвязанных признаков (общительность, информированность).

Существуют 3 вида активности личности:

  1.  Физическая – Естественная потребность живого организма в движении, в физической нагрузке и преодалевании препятствий.
  2.  Психическая – потребность в познании окружающей деятельности, общественных отношений, потребность познать самого себя. На развитие психической активности влияет деятельность.
  3.  Социальная – потребность личности в изменении и поддержании основ человеческой жизни, в соответствии со своим мировоззрением, ценностями.

Направленность личности – система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих развитие личности, задающих главные тенденции ее поведения.

2.Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Важнейшей задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных тестовых методов существования нормальной личности.

Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф. Лазурани, который разработал технику и методику ведения наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента.

Г. Олпорт заложил основы новой теории личности, получившие название “теория черт”. Люди, согласно этой теории, отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных черт, а описание целосной личности можно получить на основе теста или наблюдений.

Р. Кеттел ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов или черт. Он же заложил основы современной тестологии, разработал один из первых личностных тестов. Весьма популярна психоаналитическая теория личности З. Фрейда. Структура личности по Фрейду имеет 3 основных составляющих: “Оно”, “Я”, “Сверх-Я”.

“Оно” – является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта. Это совокупность бессознательных потребностей, стремлений, желаний, которые руководят нашим поведением. Его основные составляющие – либидо, т.е. позитивные любовные, сексуальные импульсы и деструктивные, агрессивные импульсы.

“Я” – это самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения.

“Сверх - Я” – это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятие норм морали (учительница и надоевший ученик).

3.Смыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Многие из них сделали попытку выделения основных стадий развития.

Основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты в схеме Выготского служат новообразования. Последовательность возрастных периодов определяются чередованием стабильных и критических периодов.

Стадии развития (по Выготскому):

  1.  Кризис новорожденности. 1 стадия. Младенческий возраст – преднамеренные действия, подражание.
  2.  Кризис 1 года (связан с прямохождением и речью). 2 стадия. Раннее детство (от 1 года до 3 лет) – действия с предметами, зачатки самосознания, сензетивен для речи.
  3.  Кризис 3 лет. 3 стадия. Дошкольный возраст – усвоение социальной речи, взаимодействий с окружающими, соподчинение мотивов.
  4.  Кризис 7 лет.  4 стадия. Школьный возраст – усвоение ЗУН.
  5.  Кризис 13 лет. 5 стадия. Подростковый возраст (13 –18 лет) – пубертальный -  чувство взрослости, общение со сверстниками.
  6.  Кризис 17 лет. 6 стадия. Поздняя юность (18 – 25 лет) – формирование самосознания, появление жизненных и профессиональных планов, трудовые усилия.

В основе теории развития Шарлоты Бюлер лежат 5 фаз жизненного цикла:

  1.  0 – 15 лет – отсутствие конкретных целей в жизни, ребенок живет настоящим, это период развития физических и умственных способностей;
  2.  15 – 20 лет – человек свои потребности и способности, планирует выбор профессии и партнера;
  3.  25 – 40 (45) лет – фаза зрелости, характеризуется постановкой четких целей, позволяющих достичь стабильности на профессиональном поприще и личной жизни, принимаются решения по сознанию и укреплению семьи, рождению детей.
  4.  45 –65 лет – солидный возраст, когда человек подводит итоги деятельности. Заглядывая в будущее человек вынужден рассматривать цели с учетом профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.
  5.  65 (70) -… - многие люди перестают преследовать цели, которые они ставили в юности, оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга; это период, когда человек пытается обозначить смысл своего существования, восприятия его как целого.

Согласно З. Фрейду приближение зрелости определяется у человека стремлением работать и способностью любить другого человека ради него самого.

Тема 10. Речь. Функции и средства общения.

Речь как общественно-исторический феномен. Функции языка и речи. Виды речи.
Структура речи. Невербальное общение. Восприятие человека человеком.

Речь как общественно-исторический феномен

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения.

Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

В отличие от значения слова личностный смысл — это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл – это субъективное переживание его содержания.

Виды речи

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).

Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом.

Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное построение предложений.

Монолог предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи. Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность создается как языковыми средствами (умение употребить синтаксическую конструкцию, наиболее точно передающую замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, что обусловлено отсутствием обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

  •  Информативность речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.
  •  Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей с другой.
  •  Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

Невербальное общение

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

  •  Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика — движение мышц лица; жестика — жестовые движения отдельных частей тела; пантомимика — моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.
  •  Такесика — прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и пр.
  •  Проксемика — расположение людей в пространстве при общении.

Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

  •  Интимная зона (15-45 см) — в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.
  •  Личная, или персональная зона (45-120 см) — для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.
  •  Социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень знают.
  •  Публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей — в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Мимика (движение мышц лица), отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.

Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок — эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п.

Легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение.

Основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения.


Тема 13. Темперамент.

Темперамент: определение, концепции, типы. Классификации характера.
Темпер
амент и характер в практической деятельности.

Темперамент и характер являются наиболее значимыми свойствами личности, при помощи которых в быту характеризуют человека. Хотя структура личности не сводится лишь к этим двум характеристикам, тем не менее, они нагляднее всего позволяют описать особенности его поведения, а отчасти — его мысли и чувства. Примечательно так же то, что в бытовом общении эти две характеристики зачастую не разделяются. Несмотря на то, что они частично связаны друг с другом, механизмы их формирования различны.

Темперамент: определение, концепции, типы

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Поскольку темперамент является врождённым свойством, которое закладывается на самых ранних стадиях развития человека, изменить его или повлиять на ход этого развития невозможно.

Общество всегда пыталось определить какие-то особенности психического склада различных людей и выделить их обобщённые портреты — типы темперамента. Такое разбитие на типы удобно потому что с их помощью можно предсказать поведение людей с тем или иным темпераментом в определённой жизненной ситуации. Наибольшую распространённость получили четыре подхода к классификации, предпринятые в различное время. Эти подходы называются концепциями темперамента, поскольку помимо разделения на типы темперамента, они также пытаются теоретически объяснить и обосновать это разделение.

Основные характеристики четырех традиционных типов темперамента.

  •  Холерик — это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность.

Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость ("все падает из рук"). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

  •  Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям.

Это общительный человек. Легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет "реакцию льва", т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

  •  Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях.

Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

  •  Меланхолик – человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать "срыв", "стопор", растерянность, "стресс кролика", поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией.

Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Необходимо сразу же отметить, что нет лучших или худших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно, поскольку он врождён), а на разумное использование его отрицательных граней.

Тема 15. Эмоции. Чувства. Волевая регуляция.

Общая характеристика эмоциональных состояний. Виды и роль эмоций.
Психофизиологические основы эмоций. Стресс и фрустрация.
Характеристика и структура волевых дейс
твий.

Общая характеристика эмоциональных состояний

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты.

Эмоции – это особый класс психологических состояний, которые отражают переживание человеком своего отношения к чему-либо в данный момент. Поскольку все, что делает человек, в конечном счёте, служит для удовлетворения его разнообразных потребностей, то любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Эмоции одновременно проявляются и во внутренних переживаниях, и во внешней среде (изменение поведения и мимики).

Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоции предупреждают об угрозе или вредоносном характере влияния внешней среды или деятельности организма.

Чувства — это высшая стадия развития эмоций в культурно-исторической среде. В отличие от эмоций чувства опредмечены, т.е. они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни человека мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Чувства всегда связаны с работой сознания и могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, и находятся как бы в начале его. Они выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной потребности, могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Эмоции и чувства не только воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, но и могут передаваться другим людям, т.е. сопереживаться.

Аффекты – это особо сильные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека. Аффект не предшествует поведению, а как бы "сдвинут" на его конец.

Чем более сильным является исходный стимул и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, и чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они оставляют сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в ходе ситуаций, провоцирующих аффекты, может накапливаться, и может привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая затем сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

Виды и роль эмоций

Можно классифицировать эмоции по различным основаниям:

  •  Традиционно все эмоции делят на положительные (приятные) и отрицательные (неприятные). Положительные эмоции побуждают живой организм активно искать вызвавший их источник, а отрицательные, напротив — всячески избегать его. Можно также выделить смешанные эмоции, когда в одном переживании смешиваются оба вида эмоций.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

  •  По результату влияния эмоций на состояние организма можно выделить стенические (возбуждающие мышечный тонус и силу) и астенические (ослабляющие). Однако подобное деление условно, потому что одна и та же эмоция при различной интенсивности может оказывать как активизирующее, так и угнетающее воздействие.
  •  Также различают базовые эмоции (к которым относят интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение и страх) и прочие эмоции, которые являются различными комбинациями базовых. Набор базовых эмоций не определён чётко, иногда к нему так же относят стыд, смущение, вину.

Эмоции играют чрезвычайно важную роль в поведении и деятельности человека:

  •  они позволяют давать субъективную окраску всему, происходящему вокруг человека и с самим человеком (отражательно-оценочная функция);
  •  они позволяют корректировать поведение человека, изменяют его мотивацию и влияют на процесс принятия решения (управляющая функция);
  •  они предупреждают человека о возможной (реальной или мнимой) опасности (защитная функция);
  •  они способствуют повышению активности организма в определённых ситуациях (мобилизирующая функция);
  •  при столкновении с незнакомым объектом эмоции придают ему определённую окраску, помогая вынести предварительную обобщённую оценку (компенсаторная функция);
  •  они позволяют передать другому живому существу информацию о своём состоянии (сигнальная функция);
  •  интенсивные или очень сильные эмоции иногда нарушают поведение человека, приводя к непродуманным однотипным реакциям или к ступору (дезорганизующая функция).

ТЕМА 1. Основные понятия в педагогике.

Предмет. Объект. Задачи.

Педагогика – это наука о сфере человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Объектом педагогической науки является растущий развивающийся человек.

Предметом – воспитание. Основное назначение воспитания – передача подрастающим поколениям накопленных знаний и общественно-исторического опыта.

Функции педагогической науки: описание, объяснение и предсказание явлений того участка, который она изучает.

Основные педагогические понятия: Воспитание. Обучение. Образование.

Воспитание – это формирование определенных черт и качеств человека, его взглядов, убеждений. Образование – овладение определенной суммой общественно необходимых знаний, умений и навыков (ЗУН) путем приобретения их на учебных занятиях и в процессе разнообразной внеучебной воспитательной работы в учебном заведении и на основе самообразования.

Обучение – вооружение учащихся ЗУН, а также способами познавательной деятельности, осуществляемое под руководством преподавателя в процессе учебных занятий.

Задачи педагогической науки

  1.  Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования. управления образовательными и воспитательными системами (т.е. связь между существующими условиями и достигнутыми результатами).
  2.  Изучение и осуществление практики, опыта педагогической деятельности (т.е. создавать оригинальные педагогические технологии, системы эффективного обучения и т.д.).
  3.  Разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.
  4.  Прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.
  5.  Внедрение результатов исследований в практику.

Структура педагогической науки (отрасли педагогики)

  1.  Ясельная педагогика (изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста)
  2.  Дошкольная педагогика (изучает закономерности развития и формирования личности детей дошкольного возраста)
  3.  Педагогика школы
  4.  Педагогика профессионально-технического образования (изучает закономерности подготовки рабочих высокой квалификации)
  5.  Педагогика среднего специального образования (между средним и высшим профессиональным обучением)
  6.  Педагогика высшей школы (будущих специалистов обучают преподаватели высшей квалификации: кандидаты, доктора наук, профессора, академики и т.д.)
  7.  Производственная педагогика (изучает закономерности обучения работающих, переориентация их на новые средства производства)
  8.  Военная педагогика (изучает закономерности, методы, принципы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов)
  9.  Социальная педагогика (содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых)
  10.  Педагогика третьего возраста (система образования, развития людей пенсионного возраста)
  11.  Исправительно-трудовая педагогика
  12.  Сравнительная педагогика

Связь педагогики с другими науками

Так как объектом педагогики является развивающаяся личность, поэтому педагогика тесно связана с науками, изучающими человека, как члена общества: философия, социология, этика, эстетика, экономика, физиология, общая, педагогическая социальная, инженерная психология.

ТЕМА 3.1. Сущность процесса обучения

Обучение – это совместная деятельность учителя (преподавание) и учащихся (учение).

Преподавание – это знание учителем своего предмета; знание современных методов обучения, познавательных возможностей учащихся, путей формирования личностных качеств учащихся.

Учение – процесс в котором проявляются и формируются умственные силы ученика, моральные и волевые черты характера, свойства личности и темперамента.

Преподавание и учение – две стороны единого учебно-воспитательного процесса.

Функции процесса обучения

Цель обучения – теоретическое и практическое овладение знаниями и методами взаимодействия с людьми в жизнедеятельности.

Обучение включает 3 функции:

  1.  Образовательная – процесс овладения знаниями, формирования учебных Н и У.
  2.  Развивающая – умственное развитие учащихся
  3.  Воспитательная – формирование нравственных, эстетических качеств, взглядов, убеждений, дисциплинированности, трудолюбия

Этапы овладения знаниями (структура)

  1.  Восприятие (сообщить тему, рассказать что будут изучать, поставить задачу и разъяснить ее);
    1.  Осмысление учебного материала – выделение и анализ теоретических знаний (найти главную мысль, выделить понятия, обосновать их признаки, изучить совокупность примеров и теоретическую информацию);
    2.  Запоминание или закрепление – сохранение на длительное время полученных знаний при помощи самостоятельных работ, упражнений и творческих работ;
    3.  Применение ЗУН в практической деятельности (в учебных мастерских, лабораториях, на производственной практике).

Мотивы учения

Мотив – внутреннее побуждение к действию, отражающее объективные потребности и интересы человека. Мотивы бывают:

- положительные – стремление к знаниям, желание получить хорошую отметку, заслужить благодарность родителей и учителей, быть уважаемым среди сверстников. Необходимо их развивать и укреплять.

- нейтральные – игры со сверстниками, интерес к книгам, различные увлечения. необходимо знать эти мотивы и стремиться сделать их положительными.

- негативные – отсутствие желания учиться, неумение учиться, медлительность, отрицательное влияние друзей. Необходимо перевоспитать до нейтрального уровня.

Принципы обучения

Большой вклад в разработку принципов обучения внес К.Д. Ушинский

  1.  Принцип систематичности – должна быть система подачи знаний, взаимосвязь: от фактов – к выводам, от примеров – к правилам, от конкретного – к абстрактному, от легкого – к трудному, от общего – к частному и т.д.
  2.  Принцип научности – употребление научных терминов; основы наук должны излагаться в упрощенном, педагогически переработанном виде
  3.  Принцип доступности – связь с уровнем развития учащихся, их опытом, содержанием новых знаний с имеющимися. Легкость обучения снижает мыслительную активность, интерес к учению, излишняя трудность не приводит к успеху, убивает интерес к учению, потерю уверенности в себе
  4.  Принцип наглядности – использование наглядных пособий (схем, чертежей, муляжей, фото, кинофильмов, звукозаписей и т.д.)
  5.  Принцип сознательности и активности обучения – осмысление учащимися учебного материала (легко запомнить стихотворение, создающее яркий и понятный образ, а трудное – сложно запомнить); их отношение к учебным занятиям, стремление к знаниям; формирование познавательной активности (трудиться самостоятельно, овладение рациональными приемами умственной деятельности)
  6.  Принцип прочности усвоения знаний – опора на психологические особенности памяти, постоянное повторение изученного материала, научность, систематичность объяснения, качество учебных книг, мастерство учителя, порядок чередования учебной деятельности (нельзя включать в расписание подряд предметы, требующие одинаковых действий: слушание, запись, решение задач и т.д.)
  7.  Индивидуализация обучения – организация индивидуального подхода в соответствии с особенностями личности ученика (повышение трудности индивидуальных заданий одним и помощь другим)
  8.  Принцип связи теории с практикой – показать практическую значимость изучаемого материала (на учебных практиках, практических занятиях) и в то же время воспитывать вкус к теоретическим проблемам
  9.  Принцип воспитания в процессе обучения – воспитание нравственных качеств личности, упорства, трудолюбия, самодисциплины, развитие умственных способностей.

ТЕМА 3.2. Методы обучения

Метод – способ взаимосвязанной или совместной деятельности учителя и учащихся при помощи которой учащиеся овладевают ЗУН.

Методы обучения – это способы деятельности преподавателя, способы организации познавательной деятельности учащихся, обучение самостоятельному поиску истин, выработке своих взглядов и убеждений. Это последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала. Методы обучения находятся в зависимости от психологических, возрастных особенностей учащихся.

К числу основных факторов, побуждающих к активности относятся:

1) познавательный и профессиональный интерес

2) творческий характер учебно-воспитательного процесса

3) состязательность

4) игровой характер

5) эмоциональное воздействие.

С понятием «метод» связаны еще 2 понятия:

«средства обучения» - все приспособления и источники, которые помогают учителю учить, а ученику учиться (слово учителя, учебники, учебные пособия, справочная литература, наглядные пособия, кино, ТСО, средства программированного обучения и т.д.).

«прием» - это деталь метода, способ реализации метода (например рассказ – это метод, сообщение плана – прием активизации внимания восприятия).

Разработкой и классификацией методов занимались: Е.Я. Голант, Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский и др.

Требования к методам:

  1.  Направленность метода обучения на общее развитие учащихся
    1.  Научность метода
    2.  Доступность для развития учащихся
    3.  Результативность
    4.  Новизна (использование инноваций).

Классификация методов

І. а) Словесные методы: объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение, работа с книгой, наблюдения и др.

  б) Наглядные методы: применение наглядных пособий, ТСО (кино, радио, телевидение, магнитофон…).

  в) Практические методы – овладение материалом, на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических и лабораторных работ.

ІІ. Далее (ІІ - V) идет классификация по Скаткину-Лернер:

 а) Репродуктивные методы – овладение материалом основывается на воспроизводящей функции памяти, учащиеся сами вспоминают материал, отвечая на вопросы педагога (закреплении, повторении, обобщении материала). Приемы – решение задач, воспроизводство опытов, ответы на вопросы.

 б) Объяснительно-иллюстративные методы – преподаватель объясняет и наглядно показывает материал (объяснение, рассказ, беседа, описание, доказательства и др.) при помощи наглядных пособий. Приемы – лекция, рассказ, демонстрация опытов, экскурсия.

ІІІ. Проблемные формы овладения учебным материалом – учащиеся сами ищут новые знания (на основе загадок, задач на смекалку, проблемные ситуации). Приемы чтение литературы, диспуты, семинары, деловые игры.

ІV. Частично-поисковые методы – основаны на творчестве учеников (высказывание учащимися предположений, частично-самостоятельные открытия, совершенные самостоятельно или при направляющей роли учителя). Приемы – те же, что и в ІІІ.

V. Исследовательские (проведение опытов и наблюдений, эксперимент, работа с документами).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45034. Инженерная подготовка строительной площадки 42.64 KB
  Бетонную смесь готовят бетоносмесителями и транспортируют с помощью системы внутренних транспортных средств до места заливки либо привозят готовую бетонную смесь автобетоносмесителями или самосвалами Технология устройства защитных покрытии Гидро и пароизоляционные работы выполняют по завершению изготовления конструкции или монтажа сборных конструкций. Однако эти работы могут вестись параллельно с некоторым технологически обусловленным отставанием от работ по изготовлению конструкций на которые будет наноситься гидро и пароизоляция. В...
45035. Семантические принципы 29.5 KB
  Принцип предметности: предложение должно говорить о предметах обозначаемых входящими в него именами а не о самих этих именах. Предложение Стул - это существительное построено правильно. Принцип взаимозаменимости: при замене имен с одинаковым значением предложение в котором эта замена осуществляется не должно изменять свое истинностное значение истинное предложение должно оставаться истинным а ложное – ложным. Пусть дано предложение Земля вращается вокруг Солнца.
45036. TRAVELLING BY AIR 33.95 KB
  Modern life is impossible without traveling. There are many ways of traveling: by sea, by plane, by train, by car, on foot. Tastes differ. That іs why it is up to you to decide which means of travelling you'd prefer
45037. TRAVELLING BY SEA 33.59 KB
  It іs wonderful to feel the deck under the feet to see the rise nd fll of the wves to feel the fresh se wind blowing in the fce to her the cry of segulls. Every modern liner hs number of decks with ll sorts of nmes such s promende deck sun deck etc. There re pssenger cbins bove nd below deck.
45038. Розрахунок на точність важільного мікрометра 1.09 MB
  Зовнішній вигляд важільного мікрометра Механізм відліку рисунок 2 складається з синусного механізму з довжиною важеля а виконаного у вигляді вилки 3 з сталевою кулькою який впирається в стінку паза рухомої п’ятки 2 і зубчатого сектора 4 встановленого на одній осі О з синусним важелем і входячим в зачеплення з центральним колесом 5. Рисунок 2 Схема механізму відлікового пристрою важільного мікрометра Похибка схеми мікрометра обумовлена використанням в ній синусного механізму який має нелінійну функцію перетворення. Знайдемо...
45040. Технология публикации информации в формате. Виды форматов 2.52 MB
  Компьютерный формат файла специфический способ кодирования информации на компьютере. Существуют различные форматы файлов: звуковые форматы форматы автоматизированного проектирования форматы Continer цифровая звукозапись графические форматы видео форматы и т. Чтобы компьютер понимал к какому типу относится тот или иной файл и в какой программе его открыть после имени файла указывается расширение. Расширение файла это часть имени файла которое отделяется от основного имени точкой.
45041. Проектирование перинатального центра 5.07 MB
  Перинатальный центр - учреждение родовспоможения, оказывающее все виды высокотехнологичной и дорогостоящей медицинской стационарной помощи в области акушерства, гинекологии, неонатологии и в т.ч. хирургии новорожденных, а также осуществляющее амбулаторную, консультативно-диагностическую и медико-реабилитационную помощь женщинам и детям раннего возраста.